Экспорт угля через морские порты России

Грузовая база
Экспорт угля через морские порты России

Россия располагает значительными разведанными запасами угля – 193,3 млрд тонн, в том числе бурого – 101,2 млрд тонн, каменного – 85,3 млрд тонн, антрацитов – 6,8 млрд тонн. В настоящее время добыча угля ведется в 25 субъектах Российской Федерации и 16 угольных бассейнах. Добыча осуществляется 121 разрезом и 85 шахтами общей производственной мощностью около 383 млн тонн угля в год. В 2011 году было добыто 336,1 млн тонн. По добыче угля Россия находится на 5 месте после КНР, США, Индии и Индонезии.

Крупнейшим угледобывающим бассейном является Кузнецкий. Наиболее перспективными по запасам и качеству угля, состоянию инфраструктуры и горнотехническим возможностям, помимо предприятий Кузбасса, выступают также разрезы Канско-Ачинского бассейна, Восточной Сибири и Дальнего Востока, дальнейшее развитие которых позволит обеспечить основной прирост добычи угля.

По материалам «МорцентрТЭК»

 

Текущее состояние экспорта угля

Угольная отрасль России сегодня на 100% представлена частными компаниями, которые осуществляют всю добычу угля в России. При этом сформировался ряд крупных акционерных обществ (управляющих компаний) и холдингов, владеющих угольными активами. Практически все шахты, добывающие коксующийся уголь, интегрированы в металлургические холдинги.

К наиболее крупным компаниям, обеспечивающим около 80% совокупной добычи угля в стране, относятся следующие: ОАО «СУЭК», ОАО «УК «Кузбассразрезуголь», ОАО «Мечел», ОАО «Евраз Групп С.А.», ЗАО «ХК «Сибирский деловой союз», ХК «Сибуглемет», ЗАО «УК «Русский уголь», ОАО «Распадская», ОАО «Северсталь-ресурс».

Экспортные поставки российского угля по итогам 2012 года составили 131 млн тонн, что на 9,2% выше показателя прошлого года. Через морские порты было отправлено на экспорт 115,9 млн тонн угля, в том числе через морские порты России – 87,4 млн тонн, рост составил 14,1%.

Основной объём поставок угля осуществляется в Северо-Западном направлении – 55,1 млн тонн и в Дальневосточном направлении – 47 млн тонн.

По состоянию на 1 января 2013 года проектные мощности угольных терминалов морских портов России составляли 91 млн тонн в год, в том числе в Арктическом бассейне – 13,5 млн тонн, в Балтийском – 20 млн тонн, в Азово-Черноморском – 11,5 млн тонн, в Дальневосточном – 46 млн тонн.

Перегрузка угля осуществлялась в 41 морском порту России, из них в 28 портах России осуществлялась перегрузка в экспортном направлении.

Основной объём перевалки экспортного угля осуществлялся через порты Восточный (21,5 млн тонн, или 24,6% от общего объёма), Усть-Лугу (15,7 млн тонн, или 18%), Ванино (13,2 млн тонн, или 15,1%), Мурманск (11,7 млн тонн, или 13,4%), Посьет (4,6 млн тонн, или 5,2%), Находку (4,4 млн тонн, или 4,9%), Высоцк (3,3 млн тонн, или 3,8%), Туапсе (2,8 млн тонн, или 3,2%), Шахтёрск (1,7 млн тонн, или 1,9%), Владивосток (1,4 млн тонн, или 1,6%), Ростов-на-Дону (1,2 млн тонн, или 1,4%).

Основными импортёрами российского угля являются: Япония (17% от экспортных объёмов угля, поставляемых через российский порты), Южная Корея (16,5%), КНР (13,5%), Великобритания (10,8%), Турция (8,1%), Германия (4,9%), Финляндия (4,6%), Нидерланды (4,3%), Тайвань (4,2%) и Франция (2,5%).

Перевалка угля в морских портах на универсальных причалах осуществляется грейферным способом. Специализированные перегрузочные комплексы существуют в портах Восточный, Ванино и Усть-Луга, через которые перегружается 57,1% от общего объема перевалки угля в морских портах России.

Низкая интенсивность крановой погрузки и отсутствие возможности принимать в большинстве российских портов крупнотоннажные суда (дедвейтом более 40 тыс. тонн) снижают конкурентоспособность и эффективность российского экспорта.

По итогам 2012 года через морские порты стран Балтии и Украины было перевалено 28,5 млн тонн российского экспортного угля.

 

Перспективы экспорта угля

Мониторинг экспорта угля через морские порты России, Украины и Балтии показал, что за последние 10 лет доля перевалки угля на экспорт через морские порты России от общего объёма угля, поставляемого Россией на экспорт через морские порты, неуклонно растёт. Так, если в 2005 году она составляла 56,5%, то в 2012 году она уже составила 76,1%.

Перераспределение перевалки угля в сторону увеличения объемов его переработки в российских портах произошло благодаря строительству специализированных перегрузочных угольных комплексов мощностью по 12 млн тонн в портах Усть-Луга (ОАО «Ростерминалуголь») и Ванино (ЗАО «Дальтрансуголь»), а также реконструкции и модернизации перегрузочных комплексов в портах Мурманск, Высоцк и Посьет.

Вместе с тем, в Балтийском и Арктическом бассейнах через российские порты перегружается 59,2% от общего количества экспортных поставок угля в Северо-Западном направлении, через порты стран Балтии – 40,8%; в Азово-черноморском бассейне: через российские порты – 55,9%, через порты Украины – 44,1%.

Эти данные свидетельствуют о том, что Россия по-прежнему остро нуждается в строительстве угольных перегрузочных комплексов. В этих целях и для обеспечения вывоза угля на экспорт с Элегестского, Эльгинского и других месторождений Сибири и Дальнего Востока, «Стратегией развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года» предусмотрено строительство угольных перегрузочных комплексов.

В порту Мурманск на западном берегу Кольского залива планируется строительство угольного терминала мощностью 20 млн тонн; в порту Тамань – строительство угольного перегрузочного комплекса мощностью до 13,2 млн тонн; в порту Ванино (бухта Мучке) – строительство угольного терминала мощностью 25 млн тонн; на побережье Уссурийского залива (в районе бухты Суходол, бухты Пять Охотников и мыса Голый) проектируются угольные терминалы общей мощностью около 30 млн тонн; на острове Сахалин в районе мыса Изыльметьева планируется угольный терминал мощностью 10 млн тонн; предполагается увеличение мощности угольных терминалов в портах Усть-Луга (северная часть порта) – на 25 млн тонн, Восточный (3-я очередь) – на 6 млн тонн и Посьет – на 3 млн тонн.

Правительство РФ утвердило Программу развития угольной отрасли на период до 2030 года, согласно которой добыча угля в России вырастет до 430 млн тонн (рост по отношению к 2011 году составит 30%). Произойдёт смещение угледобычи в направлении Востока страны, что снизит транспортные затраты и повысит эффективность поставок твердого топлива на экспорт. Специалистами в области энергетики, внешней торговли, транспорта экспорт российского угля оценивается в объёме 150 млн тонн в 2020 году и 170 млн тонн в 2030 году.

Программные мероприятия по увеличению перевалки угля предусматривают доведение специализированных мощностей угольных терминалов России к 2030 году также до 170 млн тонн в год, что позволит полностью удовлетворить потребности экспортеров российского угля.

 

Морские порты №3 (2013)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Много импортного оборудования ледокола «Виктор Черномырдин» пострадало при пожаре

Много импортного оборудования ледокола «Виктор   Черномырдин» пострадало при пожаре Значительная часть оборудования импортного производства, установленного на   строящемся ле...

На судоремонтном заводе ASCO произведен капитальный ремонт туркменского судна

На судоремонтном заводе ASCO произведен капитальный ремонт туркменского судна Судоремонтный завод «Биби-Эйбат» ЗАО «Азербайджанское Каспийское Морское Пароходство» (ASCO)...

Российская экономика

Глава Росрыболовства на встрече с Путиным предложил создать российскую рыбную биржу

Глава Росрыболовства на встрече с Путиным предложил создать российскую рыбную биржу Росрыболовство предлагает создать в России рыбную биржу, через которую компании смогут реализовывать...

Нижегородская верфь ОСК совершенствует производство

Нижегородская верфь ОСК совершенствует производство Завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) поделился первыми результатами внедрения инструментов...

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Исполнительный директор АСОП обозначил три проблемы отрасли, требующие особого внимания

Исполнительный директор АСОП обозначил три проблемы отрасли, требующие особого внимания В пятницу, 14 декабря, в Минтрансе РФ состоялось заседание Совета директоров Ассоциации морских торг...

Новые гибридные пушки пылеподавления на ВСК

Новые гибридные пушки пылеподавления на ВСК «Восточная Стивидорная Компания» (ВСК, входит в группу Global Ports) ввела в эксплуатацию се...




Морской транспорт

Энергоблок «Академик Ломоносов» планируют передать заказчику до 1 июля 2019 года

Энергоблок «Академик Ломоносов» планируют передать заказчику до 1 июля 2019 года Об этом сообщил ответственный сдатчик ПЭБ Балтийского завода Александр Ковалев в ходе заседания Обще...

Первый российский плавучий СПГ-терминал «Маршал Василевский» вошел в Балтийское море

Первый российский плавучий СПГ-терминал «Маршал Василевский» вошел в Балтийское море Плавучая регазификационная установка (ПРГУ) «Маршал Василевский» вошла в Балтийское море.

Речной транспорт

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых Судоходный сезон 2018 года в Волжском бассейне внутренних водных путей завершился 8 декабря. За нави...

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

Ж/Д транспорт

Финляндия и Норвегия в январе опубликуют предложения по Арктической железной дороге

Финляндия и Норвегия в январе опубликуют предложения по Арктической железной дороге Рабочая группа в составе представителей Финляндии и Норвегии в январе обнародует   отчет с...

Новый электропоезд пополнит парк Дальневосточной железной дороги

Новый электропоезд пополнит парк Дальневосточной железной дороги Новый электропоезд российского производства ЭП3Д прибыл 14 декабря во Владивосток с Демиховского маш...

Авто транспорт

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия Федеральные дорожники подведомственного Росавтодору ФКУ Упрдор «Каспий» завершили запланированные на...

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза В Республике Северная Осетия по сравнению с прошлым строительным сезоном дорожники привели в нормати...

Аналитика

Транспортная политика

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Морские порты

Качественный контроль судов в порту Тамань

Качественный контроль судов в порту Тамань Морской порт Тамань – один из новых портов России. Однако упоминание о столице древнерусского Тмутар...

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы История порта Кавказ начинается с 1954 года, когда он начал эксплуатироваться как портопункт Керченс...

Морской транспорт

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот»

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот» Предлагаем нашим читателям познакомиться со спецификой работы в этом районе, так непохожем на привыч...

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...