Экспорт угля через морские порты России

Грузовая база
Экспорт угля через морские порты России

Россия располагает значительными разведанными запасами угля – 193,3 млрд тонн, в том числе бурого – 101,2 млрд тонн, каменного – 85,3 млрд тонн, антрацитов – 6,8 млрд тонн. В настоящее время добыча угля ведется в 25 субъектах Российской Федерации и 16 угольных бассейнах. Добыча осуществляется 121 разрезом и 85 шахтами общей производственной мощностью около 383 млн тонн угля в год. В 2011 году было добыто 336,1 млн тонн. По добыче угля Россия находится на 5 месте после КНР, США, Индии и Индонезии.

Крупнейшим угледобывающим бассейном является Кузнецкий. Наиболее перспективными по запасам и качеству угля, состоянию инфраструктуры и горнотехническим возможностям, помимо предприятий Кузбасса, выступают также разрезы Канско-Ачинского бассейна, Восточной Сибири и Дальнего Востока, дальнейшее развитие которых позволит обеспечить основной прирост добычи угля.

По материалам «МорцентрТЭК»

 

Текущее состояние экспорта угля

Угольная отрасль России сегодня на 100% представлена частными компаниями, которые осуществляют всю добычу угля в России. При этом сформировался ряд крупных акционерных обществ (управляющих компаний) и холдингов, владеющих угольными активами. Практически все шахты, добывающие коксующийся уголь, интегрированы в металлургические холдинги.

К наиболее крупным компаниям, обеспечивающим около 80% совокупной добычи угля в стране, относятся следующие: ОАО «СУЭК», ОАО «УК «Кузбассразрезуголь», ОАО «Мечел», ОАО «Евраз Групп С.А.», ЗАО «ХК «Сибирский деловой союз», ХК «Сибуглемет», ЗАО «УК «Русский уголь», ОАО «Распадская», ОАО «Северсталь-ресурс».

Экспортные поставки российского угля по итогам 2012 года составили 131 млн тонн, что на 9,2% выше показателя прошлого года. Через морские порты было отправлено на экспорт 115,9 млн тонн угля, в том числе через морские порты России – 87,4 млн тонн, рост составил 14,1%.

Основной объём поставок угля осуществляется в Северо-Западном направлении – 55,1 млн тонн и в Дальневосточном направлении – 47 млн тонн.

По состоянию на 1 января 2013 года проектные мощности угольных терминалов морских портов России составляли 91 млн тонн в год, в том числе в Арктическом бассейне – 13,5 млн тонн, в Балтийском – 20 млн тонн, в Азово-Черноморском – 11,5 млн тонн, в Дальневосточном – 46 млн тонн.

Перегрузка угля осуществлялась в 41 морском порту России, из них в 28 портах России осуществлялась перегрузка в экспортном направлении.

Основной объём перевалки экспортного угля осуществлялся через порты Восточный (21,5 млн тонн, или 24,6% от общего объёма), Усть-Лугу (15,7 млн тонн, или 18%), Ванино (13,2 млн тонн, или 15,1%), Мурманск (11,7 млн тонн, или 13,4%), Посьет (4,6 млн тонн, или 5,2%), Находку (4,4 млн тонн, или 4,9%), Высоцк (3,3 млн тонн, или 3,8%), Туапсе (2,8 млн тонн, или 3,2%), Шахтёрск (1,7 млн тонн, или 1,9%), Владивосток (1,4 млн тонн, или 1,6%), Ростов-на-Дону (1,2 млн тонн, или 1,4%).

Основными импортёрами российского угля являются: Япония (17% от экспортных объёмов угля, поставляемых через российский порты), Южная Корея (16,5%), КНР (13,5%), Великобритания (10,8%), Турция (8,1%), Германия (4,9%), Финляндия (4,6%), Нидерланды (4,3%), Тайвань (4,2%) и Франция (2,5%).

Перевалка угля в морских портах на универсальных причалах осуществляется грейферным способом. Специализированные перегрузочные комплексы существуют в портах Восточный, Ванино и Усть-Луга, через которые перегружается 57,1% от общего объема перевалки угля в морских портах России.

Низкая интенсивность крановой погрузки и отсутствие возможности принимать в большинстве российских портов крупнотоннажные суда (дедвейтом более 40 тыс. тонн) снижают конкурентоспособность и эффективность российского экспорта.

По итогам 2012 года через морские порты стран Балтии и Украины было перевалено 28,5 млн тонн российского экспортного угля.

 

Перспективы экспорта угля

Мониторинг экспорта угля через морские порты России, Украины и Балтии показал, что за последние 10 лет доля перевалки угля на экспорт через морские порты России от общего объёма угля, поставляемого Россией на экспорт через морские порты, неуклонно растёт. Так, если в 2005 году она составляла 56,5%, то в 2012 году она уже составила 76,1%.

Перераспределение перевалки угля в сторону увеличения объемов его переработки в российских портах произошло благодаря строительству специализированных перегрузочных угольных комплексов мощностью по 12 млн тонн в портах Усть-Луга (ОАО «Ростерминалуголь») и Ванино (ЗАО «Дальтрансуголь»), а также реконструкции и модернизации перегрузочных комплексов в портах Мурманск, Высоцк и Посьет.

Вместе с тем, в Балтийском и Арктическом бассейнах через российские порты перегружается 59,2% от общего количества экспортных поставок угля в Северо-Западном направлении, через порты стран Балтии – 40,8%; в Азово-черноморском бассейне: через российские порты – 55,9%, через порты Украины – 44,1%.

Эти данные свидетельствуют о том, что Россия по-прежнему остро нуждается в строительстве угольных перегрузочных комплексов. В этих целях и для обеспечения вывоза угля на экспорт с Элегестского, Эльгинского и других месторождений Сибири и Дальнего Востока, «Стратегией развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года» предусмотрено строительство угольных перегрузочных комплексов.

В порту Мурманск на западном берегу Кольского залива планируется строительство угольного терминала мощностью 20 млн тонн; в порту Тамань – строительство угольного перегрузочного комплекса мощностью до 13,2 млн тонн; в порту Ванино (бухта Мучке) – строительство угольного терминала мощностью 25 млн тонн; на побережье Уссурийского залива (в районе бухты Суходол, бухты Пять Охотников и мыса Голый) проектируются угольные терминалы общей мощностью около 30 млн тонн; на острове Сахалин в районе мыса Изыльметьева планируется угольный терминал мощностью 10 млн тонн; предполагается увеличение мощности угольных терминалов в портах Усть-Луга (северная часть порта) – на 25 млн тонн, Восточный (3-я очередь) – на 6 млн тонн и Посьет – на 3 млн тонн.

Правительство РФ утвердило Программу развития угольной отрасли на период до 2030 года, согласно которой добыча угля в России вырастет до 430 млн тонн (рост по отношению к 2011 году составит 30%). Произойдёт смещение угледобычи в направлении Востока страны, что снизит транспортные затраты и повысит эффективность поставок твердого топлива на экспорт. Специалистами в области энергетики, внешней торговли, транспорта экспорт российского угля оценивается в объёме 150 млн тонн в 2020 году и 170 млн тонн в 2030 году.

Программные мероприятия по увеличению перевалки угля предусматривают доведение специализированных мощностей угольных терминалов России к 2030 году также до 170 млн тонн в год, что позволит полностью удовлетворить потребности экспортеров российского угля.

 

Морские порты №3 (2013)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Пожар на судне в порту Мурманска локализован

Пожар на судне в порту Мурманска локализован Пожар на рыболовном судне «Одиссей-1» (компания-судовладелец ООО «Зигранд»), стоящем в доке ...

Министр обороны РФ наградил Виктора Олерского медалью «За укрепление боевого содружества»

Министр обороны РФ наградил Виктора Олерского медалью «За укрепление боевого содружества» Министр обороны РФ Сергей Шойгу наградил заместителя министра транспорта РФ – руководителя Федеральн...

Российская экономика

Преимущество России: Литва, завышая цены, не пускает поезда в Калининград

Преимущество России: Литва, завышая цены, не пускает поезда в Калининград Экономист из Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков в интервью RuBaltic заявил, ч...

Вылов скумбрии на Дальнем Востоке почти в пять раз превысил показатели 2016 года

Вылов скумбрии на Дальнем Востоке почти в пять раз превысил показатели 2016 года В Росрыболовстве обсудили ход освоения перспективных объектов промысла в Дальневосточном рыбохозяйст...

Транспортная политика

Eurotunnel переименовали в Getlink в ожидании завершения Brexit

Eurotunnel переименовали в Getlink в ожидании завершения Brexit Французский оператор железнодорожного туннеля под Ла-Маншем Groupe Eurotunnel SA сменил название впе...

Замминистра транспорта Валерий Окулов может покинуть свой пост

Замминистра транспорта Валерий Окулов может покинуть свой пост Замминистра транспорта Валерий Окулов может покинуть свой пост. «В ближайшие дни» премьер-министр РФ...

Морские порты

Объем погрузки на Северной желдороге в октябре в адрес Архангельского порта вырос в 2 раза

Объем погрузки на Северной желдороге в октябре в адрес Архангельского порта вырос в 2 раза Северная железная дорога (СЖД, филиал ОАО «РЖД») в октябре 2017 года перевезла 60,1 тыс. тон...

Аренда Hutchinson Ports причалов в Черноморске не принесет выгоды Украине – СМИ

Аренда Hutchinson Ports причалов в Черноморске не принесет выгоды Украине – СМИ Крупнейший портовый оператор Hutchinson Ports подал заявки на аренду причалов порта Черноморск (...




Морской транспорт

Электромеханический привод судовых кранов постепенно вытесняет гидравлический – конференция «Морского флота»

Электромеханический привод судовых кранов постепенно вытесняет гидравлический – конференция «Морского флота» Строительство судовых кранов полностью на электромеханической тяге – одна из наиболее заметных тенде...

Шторм остановил паромную переправу в Крым

Шторм остановил паромную переправу в Крым Движение паромов в Керченском проливе приостановлено во вторник днем из-за непогоды, сообщила компан...

Речной транспорт

В аэропорту «Платов» обсудили вопросы строительства Багаевского гидроузла

В аэропорту «Платов» обсудили вопросы строительства Багаевского гидроузла На площадке новейшего международного аэропорта «Платов», прошло рабочее совещание по вопросам строит...

На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе спустили новый наплавной мост для района Соломенное

На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе спустили новый наплавной мост для района Соломенное 17 ноября 2017 года на ООО »Онежский судостроительно-судоремонтный завод» (ООО »ОССЗ») состо...

Ж/Д транспорт

Глава «Российских железных дорог» Белозеров стал генеральным директором

Глава «Российских железных дорог» Белозеров стал генеральным директором Возглавляющий ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Олег Белозеров стал генеральным директо...

Правительство поддержало индексацию грузовых ж/д тарифов в 2018 г. на 3,9% с надбавкой 2%

Правительство поддержало индексацию грузовых ж/д тарифов в 2018 г. на 3,9% с надбавкой 2% Правительство России поддержало предложение Минтранса РФ по индексации на 3,9% к уровню 2017 год...

Авто транспорт

Служба автодорог Крыма заключила контракт на строительство трассы «Таврида» на 137,3 млрд

Служба автодорог Крыма заключила контракт на строительство трассы «Таврида» на 137,3 млрд Служба автомобильных дорог Республики Крым заключила контракт с единственным подрядчиком, вологодско...

Почти треть средств от системы «Платон» в России направлена на ремонт дорог и мостов в ПФО

Почти треть средств от системы «Платон» в России направлена на ремонт дорог и мостов в ПФО Регионы Приволжского федерального округа (ПФО) за два года работы государственной системы «П...

Аналитика

Транспортная политика

Без повода для оптимизма

Без повода для оптимизма Ежегодный транспортный форум «ЮгТранс-2017», состоявшийся в марте нынешнего года в черноморском горо...

В. Олерский: «Мы работаем не вопреки бизнесу, а для него»

В. Олерский: «Мы работаем не вопреки бизнесу, а для него» В марте состоялось расширенное совместное итоговое заседание Коллегии Федерального агентства морског...

Морские порты

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы За безопасность мореплавания в морском порту Мурманск и на подходах к нему отвечает Мурманский филиа...

Старый новый порт Таганрог

Старый новый порт Таганрог Рождение Таганрога неразрывно связано с первыми шагами русского военно-морского флота, с борьбой Рос...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...