Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

В интересах экологического мониторинга

Инфраструктура / Образование
В интересах экологического мониторинга

Научный центр оперативного мониторинга Земли ОАО «Российские космические системы» (НЦ ОМЗ) является оператором российских космических систем дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). Он выполняет функции отраслевого информационного центра ДЗЗ Роскосмоса, центра Единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане (ЕСИМО) Роскосмоса, а также уполномочен осуществлять работы в рамках Международной хартии по космосу и крупным катастрофам от лица Роскосмоса.

Андрей Шокол, Кирилл Емельянов, Александр Коршунов, Павел Денисов, специалисты Научного центра оперативного мониторинга Земли ОАО «Российские космические системы»

 

Основные задачи

В качестве оператора НЦ ОМЗ обеспечивает решение следующих задач:

-         планирование и координация работ по эксплуатации орбитальной группировки (ОГ) и наземных средств ДЗЗ;

-         поставка данных ДЗЗ и производных информационных продуктов потребителям;

-         ведение геопортала Роскосмоса, каталога и архива российских данных ДЗЗ;

-         обеспечение летных испытаний космических средств ДЗЗ.

С 2006 года в соответствии с федеральной космической программой России осуществляется планомерное наращивание российской ОГ ДЗЗ в интересах гидрометеорологического, природно-ресурсного и экологического мониторинга, решения задач  контроля чрезвычайных ситуаций (ЧС), состояния объектов инфраструктуры, картографирования.

Сегодня в составе ОГ функционируют КА ДЗЗ с аппаратурой видимого и инфракрасного диапазонов съемки:

«Ресурс-ДК» (с 2006 г.) – локальный мониторинг инфраструктуры, картографирование в масштабе от 1:10 000 и мельче (по данным, полученным до 2010 г.), в настоящее время съёмка ведётся только в панхроматическом режиме;

«Метеор-М» № 1 (с 2009 г.) – гидрометеорологические наблюдения, природно-ресурсный и экологический мониторинг регионального характера, контроль ЧС;

«Электро-Л» № 1 (с 2011 г.) – глобальные гидрометеорологические наблюдения;

«Канопус-В» (с 2012 г.) – локальный природно-ресурсный и экологический мониторинг, контроль ЧС, мониторинг инфраструктуры, картографирование в масштабе от 1:25 000 и мельче.

Дальнейшее развитие предусматривает увеличение количества космических аппаратов, что позволит сократить периодичность съемки одной и той же территории и повысить оперативность решения мониторинговых задач. В 2013 г. планируется запуск КА «Ресурс-П», что позволит решать задачи регионального мониторинга более эффективно за счёт уменьшения периодичности съёмки.

 

Использование перспективных радиолокаторов

В силу метеообстановки и условий по освещенности для многих регионов России, съемка которых оптическими средствами наблюдения затруднительна, актуально развитие возможностей радиолокационной съемки. Такие данные являются не только ресурсом дополнительным, но и наиболее эффективным источником информации. В первую очередь это касается морей Северного Ледовитого океана. Оперативная и статистическая информация о ледяном покрове необходима для оптимального распределения плавсредств ледокольного флота при проводке судов по Севморпути и для обеспечения безопасности эксплуатации нефтяных и газовых месторождений на шельфе.

Важной задачей спутникового мониторинга морской среды является оценка загрязнения природной среды, возникающего при добыче и транспортировке нефти на арктическом шельфе. Проблема обнаружения разливов нефти актуальна также и для других морей, выходы к которым имеет Россия.

Первые радиолокационные комплексы наблюдения «Обзор-Р» и «Арктика-Р» находятся в стадии разработки, ввод их в эксплуатацию запланирован на 2015-2016 гг. Уже в настоящее время в НЦ ОМЗ создается технологический задел для эффективного использования перспективных радиолокаторов. Так, например, исследование потенциальных возможностей обнаружения разливов нефти в Каспийском море, по данным ERS и ENVISAT, показали высокую вероятность обнаружения очень тонких нефтяных пленок при скорости приводного ветра до 3-4 м/с и толстых пленок при скорости ветра до 12 м/с площадью более 0,1 км2.

 

Экологические проекты

Геоинформационные ресурсы оператора, создаваемые на основе российских данных ДЗЗ, находят применение при выполнении межотраслевых и межгосударственных программ. К числу основных экологических проектов, в которых НЦ ОМЗ принимает участие, относятся ЕСИМО, Международная система аэрокосмического мониторинга (МАКСМ)  и проекты, выполняемые в рамках диалога ЕС – Россия по космосу и программы Global Monitoring for Environment and Security (GMES).

Следует отметить работы НЦ ОМЗ по организации нового общедоступного сервиса оператора – единого комплекса банка базовых продуктов (ЕК ББП), создаваемых на основе данных ДЗЗ, ориентированного в первую очередь на абонентское обеспечение ведомственных и региональных систем мониторинга продуктами предварительной интерпретации данных ДЗЗ в интересах решения практических задач. ЕК ББП ориентирован на создание изображений, так называемых базовых продуктов (БП) межведомственного использования, характеризующих относительное изменение состояния объектов подстилающей поверхности в пространстве и времени. Одни из наиболее востребованных БП – карты ледовой обстановки, распространения снежного покрова (NDSI), температуры воды.

Разработка технологий потокового формирования и ведения банка базовых продуктов осуществляется в рамках федеральной космической программы России на период 2006-2015 гг., ввод сервиса в действие запланирован на 2014 г.  В перспективе данный вид сервиса станет постоянно действующим источником ресурсов Роскосмоса для наполнения банков геопространственных данных в составе ЕСИМО, МАКСМ, GMES и других систем мониторинга.

С целью демонстрации существующих операционных сервисов НЦ ОМЗ целесообразно рассмотреть технологии обеспечения пользователей ЕСИМО российскими данными ДЗЗ на основе средств интеграции информационных ресурсов об обстановке в Мировом океане, на морях и прибрежных территориях России, мониторинга разливов нефти и наводнений (затоплений), а также состояния портов и причалов. В рамках созданных технологий центр представляет в ЕСИМО следующие данные:

-         сжатые космические изображения и метаданные об этих изображениях;

-         картосхемы покрытий акваторий космическими изображениями;

-         образцы космических изображений в полном разрешении.

Предоставление космических изображений производится по запросу пользователей ЕСИМО в соответствии с действующим законодательством.

Решение тематических задач спутникового мониторинга осуществляется в рамках спе­циализированных информационно-аналитических систем, обязательной составной частью которых является картографическое обеспечение. Наиболее эффективное средство поддержания картографической основы в актуальном состоянии – комплексные технологии спутниковой навигации и ДЗЗ. Наличие российских спутников детального наблюдения позволяет обеспечивать решение задач картографирования вплоть до уровня отдельных портов на регулярной основе. Один из проектов НЦ ОМЗ, результаты которого продемонстрировали высокую эффективность технологий ДЗЗ для мониторинга крупных технических сооружений, – проект по выявлению изменений в инфраструктуре морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» с использованием данных КА «Ресурс-ДК» в 2012 г.

Реализованные в НЦ ОМЗ технологии создания геоинформационных продуктов и их предоставления пользователям на основе современных web-сервисов уже сейчас позволяют эффективно применять российские ресурсы ДЗЗ в системах экологического мониторинга как государственного, так и регионального уровня. Развитие ОГ и наземной информационной инфраструктуры оператора – залог успешного решения отраслевых задач ДЗЗ в России.

 

Морской флот №3 (2013)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Теплоход «Игарка» сел на мель в районе порта Ростов-на-Дону

Теплоход «Игарка» сел на мель в районе порта Ростов-на-Дону На 3125 км реки Дон на Александровском рейде теплоход «Игарка» при съемке с якоря под действием тече...

В Калининграде спустили на воду БДК «Петр Моргунов»

В Калининграде спустили на воду БДК «Петр Моргунов» Спуск на воду большого десантного корабля (БДК) «Петр Моргунов» состоялся 25 мая на Прибалти...

Российская экономика

Финансирование транспорта до 2024 года вырастет в 1,5 раза

Финансирование транспорта до 2024 года вырастет в 1,5 раза К 2024 году финансирование транспортной отрасли может вырасти в 1,5 раза, составив до трех процентов...

Транспортные компании РФ создали ассоциацию для объединения цифровых платформ

Транспортные компании РФ создали ассоциацию для объединения цифровых платформ Российские компании транспортной отрасли объединились для создания ассоциации «Цифровой транспорт и ...

Транспортная политика

Прикаспийские страны завершили переговоры по согласованию ряда пятисторонних документов

Прикаспийские страны завершили переговоры по согласованию ряда пятисторонних документов Прикаспийские страны завершили переговорный процесс по согласованию проектов ряда пятисторонних доку...

В. Олерский принял участие в круглом столе по теме развития судостроения и судоходства в Евразии

В. Олерский принял участие в круглом столе по теме развития судостроения и судоходства в Евразии Замминистра транспорта России – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский в «нулевой» день Петербу...

Морские порты

Грузооборот Универсального перегрузочного комплекса превысил 1 млн тонн

Грузооборот Универсального перегрузочного комплекса превысил 1 млн тонн В I квартале 2018 года ООО «Универсальный перегрузочный комплекс» (УПК, входит в UCL Holding)...

«Ростерминалуголь» с начала 2018 года перевалил на экспорт 9 млн тонн угля

«Ростерминалуголь» с начала 2018 года перевалил на экспорт 9 млн тонн угля АО «Ростерминалуголь», специализированный угольный терминал, входящий в состав холдинга ООО «Управля...




Морской транспорт

Росатом оценивает инвестиции в строительство ледоколов до 2030 г. в 0,5 трлн руб.

Росатом оценивает инвестиции в строительство ледоколов до 2030 г. в 0,5 трлн руб. Госкорпорация «Росатом» считает, что до 2030 года для обеспечения надежной и своевременной навигации...

Росатом предлагает финансировать строительство ледоколов за счет инвесторов и ФНБ

Росатом предлагает финансировать строительство ледоколов за счет инвесторов и ФНБ Госкорпорация «Росатом» предлагает финансировать строительство ледоколов за счет средств Фонда нацио...

Речной транспорт

Развитие Обь-Иртышского бассейна в центре внимания рабочей поездки замглавы Росморречфлота Виктора Вовка

Развитие Обь-Иртышского бассейна в центре внимания рабочей поездки замглавы Росморречфлота Виктора Вовка Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Вовк 24 мая пос...

Завод «Красное Сормово» передал заказчику сухогруз «Пола Макария»

Завод «Красное Сормово» передал заказчику сухогруз «Пола Макария» 24 мая завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) и компания «Пола Райз» подписали акт приема-пе...

Ж/Д транспорт

Единая цифровая платформа для транспорта поможет развитию туризма в России - РЖД

Единая цифровая платформа для транспорта поможет развитию туризма в России - РЖД Единая цифровая платформа для транспортного комплекса России, которую будет развивать созданная веду...

РЖД и ВТБ будут сотрудничать в сфере цифровой экономики

РЖД и ВТБ будут сотрудничать в сфере цифровой экономики РЖД и банк ВТБ в рамках Петербургского международного экономического форума подписали подписали согл...

Авто транспорт

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту в обе стороны за первую неделю с мом...

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР Участники автопробега, который тестирует доставку грузов из китайского города Далянь в Новосибирск, ...

Аналитика

Транспортная политика

Криминальная угроза

Криминальная угроза Статья посвящена рассмотрению эффективности систем безопасности объектов водного транспорта, модели ...

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию 27 марта 2018 года прошла расширенная Коллегия Федерального агентства морского и речного транспорта ...

Морские порты

Эхо войны притаилось на морском дне

Эхо войны притаилось на морском дне Общеизвестно, что подводный ландшафт Черного моря содержит захоронения военного времени, опасные для...

Классные кадры, высокие задачи и… старая проблема!

Классные кадры, высокие задачи и… старая проблема! Основная деятельность порта Де-Кастри связана с отгрузкой на экспорт в страны АТР нефти, добываемой ...

Морской транспорт

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности Требования Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL) ежегодно у...

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле ПАО «Океанрыбфлот» – крупнейшая рыбодобывающая компания страны, лидер экономики Камчатского края, фл...

Речной транспорт

Развивая и внедряя передовые технологии

Развивая и внедряя передовые технологии Протяженность водных путей Обь-Иртышского речного бассейна составляет 14 627 км, которые расположены...

На водных путях Центральной России

На водных путях Центральной России Федеральное государственное бюджетное учреждение «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранс...




Темы

Инфраструктура / Образование

Разведчики морских глубин

Разведчики морских глубин Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В начале ХХ века они с...

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Грузовая база

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок По предварительным оценкам, в 2017 году мировой контейнерооборот вырос более чем на 6% к 2016 го...

Экспортная эйфория

Экспортная эйфория В условиях благоприятной мировой конъюнктуры добыча угля в России в 2017 году выросла на 7,1% и ...

Безопасность мореплавания

Швартовки станут безопасней

Швартовки станут безопасней Европейское агентство по безопасности на море сообщает, что за минувшее десятилетие на морских судах...

Контейнеровозы и батарейки

Контейнеровозы и батарейки Мультимодальные перевозки грузов с привлечением двух и более видов транспорта (mode of transport...

Севморпуть

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...

Альтернативная магистраль

Альтернативная магистраль В настоящее время в области морских перевозок в Арктике происходят революционные изменения в части т...




Судостроение

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Тридцать дней в плену

Тридцать дней в плену Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства.
И вот – новый материал. Его автор...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...