Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

В интересах экологического мониторинга

Инфраструктура / Образование
В интересах экологического мониторинга

Научный центр оперативного мониторинга Земли ОАО «Российские космические системы» (НЦ ОМЗ) является оператором российских космических систем дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). Он выполняет функции отраслевого информационного центра ДЗЗ Роскосмоса, центра Единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане (ЕСИМО) Роскосмоса, а также уполномочен осуществлять работы в рамках Международной хартии по космосу и крупным катастрофам от лица Роскосмоса.

Андрей Шокол, Кирилл Емельянов, Александр Коршунов, Павел Денисов, специалисты Научного центра оперативного мониторинга Земли ОАО «Российские космические системы»

 

Основные задачи

В качестве оператора НЦ ОМЗ обеспечивает решение следующих задач:

-         планирование и координация работ по эксплуатации орбитальной группировки (ОГ) и наземных средств ДЗЗ;

-         поставка данных ДЗЗ и производных информационных продуктов потребителям;

-         ведение геопортала Роскосмоса, каталога и архива российских данных ДЗЗ;

-         обеспечение летных испытаний космических средств ДЗЗ.

С 2006 года в соответствии с федеральной космической программой России осуществляется планомерное наращивание российской ОГ ДЗЗ в интересах гидрометеорологического, природно-ресурсного и экологического мониторинга, решения задач  контроля чрезвычайных ситуаций (ЧС), состояния объектов инфраструктуры, картографирования.

Сегодня в составе ОГ функционируют КА ДЗЗ с аппаратурой видимого и инфракрасного диапазонов съемки:

«Ресурс-ДК» (с 2006 г.) – локальный мониторинг инфраструктуры, картографирование в масштабе от 1:10 000 и мельче (по данным, полученным до 2010 г.), в настоящее время съёмка ведётся только в панхроматическом режиме;

«Метеор-М» № 1 (с 2009 г.) – гидрометеорологические наблюдения, природно-ресурсный и экологический мониторинг регионального характера, контроль ЧС;

«Электро-Л» № 1 (с 2011 г.) – глобальные гидрометеорологические наблюдения;

«Канопус-В» (с 2012 г.) – локальный природно-ресурсный и экологический мониторинг, контроль ЧС, мониторинг инфраструктуры, картографирование в масштабе от 1:25 000 и мельче.

Дальнейшее развитие предусматривает увеличение количества космических аппаратов, что позволит сократить периодичность съемки одной и той же территории и повысить оперативность решения мониторинговых задач. В 2013 г. планируется запуск КА «Ресурс-П», что позволит решать задачи регионального мониторинга более эффективно за счёт уменьшения периодичности съёмки.

 

Использование перспективных радиолокаторов

В силу метеообстановки и условий по освещенности для многих регионов России, съемка которых оптическими средствами наблюдения затруднительна, актуально развитие возможностей радиолокационной съемки. Такие данные являются не только ресурсом дополнительным, но и наиболее эффективным источником информации. В первую очередь это касается морей Северного Ледовитого океана. Оперативная и статистическая информация о ледяном покрове необходима для оптимального распределения плавсредств ледокольного флота при проводке судов по Севморпути и для обеспечения безопасности эксплуатации нефтяных и газовых месторождений на шельфе.

Важной задачей спутникового мониторинга морской среды является оценка загрязнения природной среды, возникающего при добыче и транспортировке нефти на арктическом шельфе. Проблема обнаружения разливов нефти актуальна также и для других морей, выходы к которым имеет Россия.

Первые радиолокационные комплексы наблюдения «Обзор-Р» и «Арктика-Р» находятся в стадии разработки, ввод их в эксплуатацию запланирован на 2015-2016 гг. Уже в настоящее время в НЦ ОМЗ создается технологический задел для эффективного использования перспективных радиолокаторов. Так, например, исследование потенциальных возможностей обнаружения разливов нефти в Каспийском море, по данным ERS и ENVISAT, показали высокую вероятность обнаружения очень тонких нефтяных пленок при скорости приводного ветра до 3-4 м/с и толстых пленок при скорости ветра до 12 м/с площадью более 0,1 км2.

 

Экологические проекты

Геоинформационные ресурсы оператора, создаваемые на основе российских данных ДЗЗ, находят применение при выполнении межотраслевых и межгосударственных программ. К числу основных экологических проектов, в которых НЦ ОМЗ принимает участие, относятся ЕСИМО, Международная система аэрокосмического мониторинга (МАКСМ)  и проекты, выполняемые в рамках диалога ЕС – Россия по космосу и программы Global Monitoring for Environment and Security (GMES).

Следует отметить работы НЦ ОМЗ по организации нового общедоступного сервиса оператора – единого комплекса банка базовых продуктов (ЕК ББП), создаваемых на основе данных ДЗЗ, ориентированного в первую очередь на абонентское обеспечение ведомственных и региональных систем мониторинга продуктами предварительной интерпретации данных ДЗЗ в интересах решения практических задач. ЕК ББП ориентирован на создание изображений, так называемых базовых продуктов (БП) межведомственного использования, характеризующих относительное изменение состояния объектов подстилающей поверхности в пространстве и времени. Одни из наиболее востребованных БП – карты ледовой обстановки, распространения снежного покрова (NDSI), температуры воды.

Разработка технологий потокового формирования и ведения банка базовых продуктов осуществляется в рамках федеральной космической программы России на период 2006-2015 гг., ввод сервиса в действие запланирован на 2014 г.  В перспективе данный вид сервиса станет постоянно действующим источником ресурсов Роскосмоса для наполнения банков геопространственных данных в составе ЕСИМО, МАКСМ, GMES и других систем мониторинга.

С целью демонстрации существующих операционных сервисов НЦ ОМЗ целесообразно рассмотреть технологии обеспечения пользователей ЕСИМО российскими данными ДЗЗ на основе средств интеграции информационных ресурсов об обстановке в Мировом океане, на морях и прибрежных территориях России, мониторинга разливов нефти и наводнений (затоплений), а также состояния портов и причалов. В рамках созданных технологий центр представляет в ЕСИМО следующие данные:

-         сжатые космические изображения и метаданные об этих изображениях;

-         картосхемы покрытий акваторий космическими изображениями;

-         образцы космических изображений в полном разрешении.

Предоставление космических изображений производится по запросу пользователей ЕСИМО в соответствии с действующим законодательством.

Решение тематических задач спутникового мониторинга осуществляется в рамках спе­циализированных информационно-аналитических систем, обязательной составной частью которых является картографическое обеспечение. Наиболее эффективное средство поддержания картографической основы в актуальном состоянии – комплексные технологии спутниковой навигации и ДЗЗ. Наличие российских спутников детального наблюдения позволяет обеспечивать решение задач картографирования вплоть до уровня отдельных портов на регулярной основе. Один из проектов НЦ ОМЗ, результаты которого продемонстрировали высокую эффективность технологий ДЗЗ для мониторинга крупных технических сооружений, – проект по выявлению изменений в инфраструктуре морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» с использованием данных КА «Ресурс-ДК» в 2012 г.

Реализованные в НЦ ОМЗ технологии создания геоинформационных продуктов и их предоставления пользователям на основе современных web-сервисов уже сейчас позволяют эффективно применять российские ресурсы ДЗЗ в системах экологического мониторинга как государственного, так и регионального уровня. Развитие ОГ и наземной информационной инфраструктуры оператора – залог успешного решения отраслевых задач ДЗЗ в России.

 

Морской флот №3 (2013)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Открытие ученого ВГУВТ поможет уберечь мосты и дамбы

Открытие ученого ВГУВТ поможет уберечь мосты и дамбы Профессор Волжского университета водного транспорта Владимир Белых вместе со своим сыном Игорем Белы...

У берегов Аргентины пропала подлодка

У берегов Аргентины пропала подлодка У берегов Аргентины пропала боевая подводная лодка «Сан-Хуан», принадлежащая Военно-морским силам ст...

Российская экономика

Перевозки по Севморпути только под флагом РФ поднимут престиж и доходы страны - эксперты

Перевозки по Севморпути только под флагом РФ поднимут престиж и доходы страны - эксперты Закрепление за судами под российским флагом эксклюзивного права на перевозку углеводородов по Северн...

Росрыболовство: мощности рыболовного флота за счет инвестквот обновятся на 40%

Росрыболовство: мощности рыболовного флота за счет инвестквот обновятся на 40% Программа инвестиционных квот позволит обновить мощности рыбопромышленного флота в России на 40%...

Транспортная политика

Минтранс представит альтернативные предложения по выбору структуры для развития Севморпути

Минтранс представит альтернативные предложения по выбору структуры для развития Севморпути Министерство транспорта РФ представит альтернативные предложения по выбору структуры для развития Се...

Минтранс упростил порядок перерегистрации судов

Минтранс упростил порядок перерегистрации судов Министерство транспорта РФ упростило порядок перерегистрации судов, новые правила вступают в силу 31...

Морские порты

Большой порт Санкт-Петербург в январе-октябре возглавил рейтинг портов по перевалке сухих грузов

Большой порт Санкт-Петербург в январе-октябре возглавил рейтинг портов по перевалке сухих грузов Морские порты РФ в январе-октябре 2017 года перевалили 306,49 млн тонн сухих грузов, что на 10,4%...

На долю терминалов «Транснефти» приходится 17,5% совокупного грузооборота портов РФ

На долю терминалов «Транснефти» приходится 17,5% совокупного грузооборота портов РФ Грузооборот морских терминалов холдинга «Транснефть», на долю которого приходится до 17,5% совок...




Морской транспорт

Потомки спасателя Николая Мишина проводили на трудовую вахту спасательный катер «Капитан Мишин»

Потомки спасателя Николая Мишина проводили на трудовую вахту спасательный катер «Капитан Мишин» Сыновья и внуки легендарного камчатского спасателя, капитана дальнего плавания Николая Мишина стали ...

Чистый убыток «Совкомфлота» по МСФО за 9 месяцев составил $6,8 млн против прибыли годом ранее

Чистый убыток «Совкомфлота» по МСФО за 9 месяцев составил $6,8 млн против прибыли годом ранее Чистый убыток «Совкомфлота» по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) за 9 ме...

Речной транспорт

Туристический бум наблюдался в навигацию 2017 года на Канале имени Москвы – руководитель Канала

Туристический бум наблюдался в навигацию 2017 года на Канале имени Москвы – руководитель Канала Спрос на речные путешествия подтвердил положительный тренд развития водных магистралей Московского ...

На Байкале, водохранилищах и реках Байкало-Ангарского бассейна завершилась навигация

На Байкале, водохранилищах и реках Байкало-Ангарского бассейна завершилась навигация Завершен судоходный сезон на Байкале, водохранилищах и реках Байкало-Ангарского бассейна. Грузоперев...

Ж/Д транспорт

Правительство поддержало индексацию грузовых ж/д тарифов в 2018 г. на 3,9% с надбавкой 2%

Правительство поддержало индексацию грузовых ж/д тарифов в 2018 г. на 3,9% с надбавкой 2% Правительство России поддержало предложение Минтранса РФ по индексации на 3,9% к уровню 2017 год...

Правительство РФ одобрило основные параметры финплана и инвестпрограммы РЖД

Правительство РФ одобрило основные параметры финплана и инвестпрограммы РЖД Правительство РФ одобрило в основном параметры финансового плана и инвестиционной программы ОАО «РЖД...

Авто транспорт

Почти треть средств от системы «Платон» в России направлена на ремонт дорог и мостов в ПФО

Почти треть средств от системы «Платон» в России направлена на ремонт дорог и мостов в ПФО Регионы Приволжского федерального округа (ПФО) за два года работы государственной системы «П...

Система «Платон» вызвала интерес ряда стран - Ротенберг

Система «Платон» вызвала интерес ряда стран - Ротенберг Система «Платон» имеет высокий экспортный потенциал и вызвала заинтересованность ряда государств, в ...

Аналитика

Транспортная политика

Без повода для оптимизма

Без повода для оптимизма Ежегодный транспортный форум «ЮгТранс-2017», состоявшийся в марте нынешнего года в черноморском горо...

В. Олерский: «Мы работаем не вопреки бизнесу, а для него»

В. Олерский: «Мы работаем не вопреки бизнесу, а для него» В марте состоялось расширенное совместное итоговое заседание Коллегии Федерального агентства морског...

Морские порты

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы За безопасность мореплавания в морском порту Мурманск и на подходах к нему отвечает Мурманский филиа...

Старый новый порт Таганрог

Старый новый порт Таганрог Рождение Таганрога неразрывно связано с первыми шагами русского военно-морского флота, с борьбой Рос...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...