В интересах экологического мониторинга

Инфраструктура / Образование
В интересах экологического мониторинга

Научный центр оперативного мониторинга Земли ОАО «Российские космические системы» (НЦ ОМЗ) является оператором российских космических систем дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). Он выполняет функции отраслевого информационного центра ДЗЗ Роскосмоса, центра Единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане (ЕСИМО) Роскосмоса, а также уполномочен осуществлять работы в рамках Международной хартии по космосу и крупным катастрофам от лица Роскосмоса.

Андрей Шокол, Кирилл Емельянов, Александр Коршунов, Павел Денисов, специалисты Научного центра оперативного мониторинга Земли ОАО «Российские космические системы»

 

Основные задачи

В качестве оператора НЦ ОМЗ обеспечивает решение следующих задач:

-         планирование и координация работ по эксплуатации орбитальной группировки (ОГ) и наземных средств ДЗЗ;

-         поставка данных ДЗЗ и производных информационных продуктов потребителям;

-         ведение геопортала Роскосмоса, каталога и архива российских данных ДЗЗ;

-         обеспечение летных испытаний космических средств ДЗЗ.

С 2006 года в соответствии с федеральной космической программой России осуществляется планомерное наращивание российской ОГ ДЗЗ в интересах гидрометеорологического, природно-ресурсного и экологического мониторинга, решения задач  контроля чрезвычайных ситуаций (ЧС), состояния объектов инфраструктуры, картографирования.

Сегодня в составе ОГ функционируют КА ДЗЗ с аппаратурой видимого и инфракрасного диапазонов съемки:

«Ресурс-ДК» (с 2006 г.) – локальный мониторинг инфраструктуры, картографирование в масштабе от 1:10 000 и мельче (по данным, полученным до 2010 г.), в настоящее время съёмка ведётся только в панхроматическом режиме;

«Метеор-М» № 1 (с 2009 г.) – гидрометеорологические наблюдения, природно-ресурсный и экологический мониторинг регионального характера, контроль ЧС;

«Электро-Л» № 1 (с 2011 г.) – глобальные гидрометеорологические наблюдения;

«Канопус-В» (с 2012 г.) – локальный природно-ресурсный и экологический мониторинг, контроль ЧС, мониторинг инфраструктуры, картографирование в масштабе от 1:25 000 и мельче.

Дальнейшее развитие предусматривает увеличение количества космических аппаратов, что позволит сократить периодичность съемки одной и той же территории и повысить оперативность решения мониторинговых задач. В 2013 г. планируется запуск КА «Ресурс-П», что позволит решать задачи регионального мониторинга более эффективно за счёт уменьшения периодичности съёмки.

 

Использование перспективных радиолокаторов

В силу метеообстановки и условий по освещенности для многих регионов России, съемка которых оптическими средствами наблюдения затруднительна, актуально развитие возможностей радиолокационной съемки. Такие данные являются не только ресурсом дополнительным, но и наиболее эффективным источником информации. В первую очередь это касается морей Северного Ледовитого океана. Оперативная и статистическая информация о ледяном покрове необходима для оптимального распределения плавсредств ледокольного флота при проводке судов по Севморпути и для обеспечения безопасности эксплуатации нефтяных и газовых месторождений на шельфе.

Важной задачей спутникового мониторинга морской среды является оценка загрязнения природной среды, возникающего при добыче и транспортировке нефти на арктическом шельфе. Проблема обнаружения разливов нефти актуальна также и для других морей, выходы к которым имеет Россия.

Первые радиолокационные комплексы наблюдения «Обзор-Р» и «Арктика-Р» находятся в стадии разработки, ввод их в эксплуатацию запланирован на 2015-2016 гг. Уже в настоящее время в НЦ ОМЗ создается технологический задел для эффективного использования перспективных радиолокаторов. Так, например, исследование потенциальных возможностей обнаружения разливов нефти в Каспийском море, по данным ERS и ENVISAT, показали высокую вероятность обнаружения очень тонких нефтяных пленок при скорости приводного ветра до 3-4 м/с и толстых пленок при скорости ветра до 12 м/с площадью более 0,1 км2.

 

Экологические проекты

Геоинформационные ресурсы оператора, создаваемые на основе российских данных ДЗЗ, находят применение при выполнении межотраслевых и межгосударственных программ. К числу основных экологических проектов, в которых НЦ ОМЗ принимает участие, относятся ЕСИМО, Международная система аэрокосмического мониторинга (МАКСМ)  и проекты, выполняемые в рамках диалога ЕС – Россия по космосу и программы Global Monitoring for Environment and Security (GMES).

Следует отметить работы НЦ ОМЗ по организации нового общедоступного сервиса оператора – единого комплекса банка базовых продуктов (ЕК ББП), создаваемых на основе данных ДЗЗ, ориентированного в первую очередь на абонентское обеспечение ведомственных и региональных систем мониторинга продуктами предварительной интерпретации данных ДЗЗ в интересах решения практических задач. ЕК ББП ориентирован на создание изображений, так называемых базовых продуктов (БП) межведомственного использования, характеризующих относительное изменение состояния объектов подстилающей поверхности в пространстве и времени. Одни из наиболее востребованных БП – карты ледовой обстановки, распространения снежного покрова (NDSI), температуры воды.

Разработка технологий потокового формирования и ведения банка базовых продуктов осуществляется в рамках федеральной космической программы России на период 2006-2015 гг., ввод сервиса в действие запланирован на 2014 г.  В перспективе данный вид сервиса станет постоянно действующим источником ресурсов Роскосмоса для наполнения банков геопространственных данных в составе ЕСИМО, МАКСМ, GMES и других систем мониторинга.

С целью демонстрации существующих операционных сервисов НЦ ОМЗ целесообразно рассмотреть технологии обеспечения пользователей ЕСИМО российскими данными ДЗЗ на основе средств интеграции информационных ресурсов об обстановке в Мировом океане, на морях и прибрежных территориях России, мониторинга разливов нефти и наводнений (затоплений), а также состояния портов и причалов. В рамках созданных технологий центр представляет в ЕСИМО следующие данные:

-         сжатые космические изображения и метаданные об этих изображениях;

-         картосхемы покрытий акваторий космическими изображениями;

-         образцы космических изображений в полном разрешении.

Предоставление космических изображений производится по запросу пользователей ЕСИМО в соответствии с действующим законодательством.

Решение тематических задач спутникового мониторинга осуществляется в рамках спе­циализированных информационно-аналитических систем, обязательной составной частью которых является картографическое обеспечение. Наиболее эффективное средство поддержания картографической основы в актуальном состоянии – комплексные технологии спутниковой навигации и ДЗЗ. Наличие российских спутников детального наблюдения позволяет обеспечивать решение задач картографирования вплоть до уровня отдельных портов на регулярной основе. Один из проектов НЦ ОМЗ, результаты которого продемонстрировали высокую эффективность технологий ДЗЗ для мониторинга крупных технических сооружений, – проект по выявлению изменений в инфраструктуре морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» с использованием данных КА «Ресурс-ДК» в 2012 г.

Реализованные в НЦ ОМЗ технологии создания геоинформационных продуктов и их предоставления пользователям на основе современных web-сервисов уже сейчас позволяют эффективно применять российские ресурсы ДЗЗ в системах экологического мониторинга как государственного, так и регионального уровня. Развитие ОГ и наземной информационной инфраструктуры оператора – залог успешного решения отраслевых задач ДЗЗ в России.

 

Морской флот №3 (2013)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Студенты Сибирского университета водного транспорта – победители и призёры Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива»

Студенты Сибирского университета водного транспорта – победители и призёры Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива» Студенты Сибирского Государственного университета водного транспорта стали победителями и призёрами ...

Учебный парусник «Мир» - крупнейший участник ежегодного морского праздника в немецком Бремерхафене

Учебный парусник «Мир» - крупнейший участник ежегодного морского праздника в немецком Бремерхафене Парусное учебное судно «Мир» прибыло в немецкий город Бремерхафен для участия в ежегодном морском пр...

Российская экономика

Руководство «Белкомура» к осени планирует направить в правительство итоговое предложение по проекту

Руководство «Белкомура» к осени планирует направить в правительство итоговое предложение по проекту Руководство компании «Межрегиональная компания «Белкомур» планирует к осени текущего года выйти в пр...

Господдержка проекта «Белкомур» в 2023-2034 гг. составит 95,8 млрд руб.

Господдержка проекта «Белкомур» в 2023-2034 гг. составит 95,8 млрд руб. Объем господдержки проекта железнодорожной магистрали «Белкомур» в 2023-2034 гг. составит 95,8 млрд ...

Транспортная политика

Госдума приняла закон, упрощающий процедуру госзакупкок транспортных услуг для Минобороны

Госдума приняла закон, упрощающий процедуру госзакупкок транспортных услуг для Минобороны Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении закон об осуществлении у единого исполнителя госзак...

На Украину прибыло первое судно с углем из ЮАР

На Украину прибыло первое судно с углем из ЮАР На Украину прибыл первый контейнеровоз Panamax с антрацитовым углем, заявил министр энергетики и уго...

Морские порты

Euroports инвестирует в сахарные терминалы более 40 млн евро

Euroports инвестирует в сахарные терминалы более 40 млн евро Глобальный портовый оператор Euroports инвестирует в развитие своих терминалов по перевалке сахара в...

АМПУ и ДП «КТО» завершат строительство волнолома в Одесском порту

АМПУ и ДП «КТО» завершат строительство волнолома в Одесском порту 25 мая 2017 г. Администрация морских портов Украины (АМПУ) и ДП «Контейнерный терминал Одесс...




Морской транспорт

XVI ежегодная конференция деловых партнеров ПАО «Совкомфлот» прошла в Москве

XVI ежегодная конференция деловых партнеров ПАО «Совкомфлот» прошла в Москве 23-24 мая 2017 года в Москве состоялась XVI ежегодная конференция деловых партнеров группы компаний ...

Флот Северо-Западного бассейнового филиала Росморпорта пополнился гидрографическим катером «Меридиан»

Флот Северо-Западного бассейнового филиала Росморпорта пополнился гидрографическим катером «Меридиан» В морском порту Калининград 19 мая 2017 года состоялся торжественный спуск на воду и поднятие госуда...

Речной транспорт

Суд обязал снести здание Южного речного порта в Москве по иску столичного правительства

Суд обязал снести здание Южного речного порта в Москве по иску столичного правительства Арбитражный суд Москвы в четверг обязал компанию «ССК» (ООО «Столичная судоходная компания»)...

Во время Кубка конфедераций останутся доступны прогулки по рекам и каналам Петербурга

Во время Кубка конфедераций останутся доступны прогулки по рекам и каналам Петербурга Ограничение на использование водных артерий Петербурга во время проведения Кубка конфедераций в июне...

Ж/Д транспорт

РЖД: подготовка железнодорожной инфраструктуры к ЧМ-2018 обошлась в 15 млрд рублей

РЖД: подготовка железнодорожной инфраструктуры к ЧМ-2018 обошлась в 15 млрд рублей ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) потратило на подготовку железнодорожной инфраструктур...

«Трансойл» в I квартале 2017 г. увеличил объем перевозок на 1,6%, до 16,4 млн тонн

«Трансойл» в I квартале 2017 г. увеличил объем перевозок на 1,6%, до 16,4 млн тонн Объем перевозок транспортно- логистической группы «Трансойл» собственным и арендованным подвижным со...

Авто транспорт

Допуск на рынок грузовых автоперевозок должна контролировать специальная система - эксперт

Допуск на рынок грузовых автоперевозок должна контролировать специальная система - эксперт И.о. председателя межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной от...

Власти РФ должны утвердить «тестовый период» для весогабаритного контроля - доклад Титова

Власти РФ должны утвердить «тестовый период» для весогабаритного контроля - доклад Титова Власти России должны утвердить «тестовый период» внедрения автоматизированной системы весогабаритног...

Аналитика

Транспортная политика

Нормативное громадьё

Нормативное громадьё В России до сих пор не завершено формирование опорной транспортной сети, отсутствует должная координ...

За разумные условия для инвесторов

За разумные условия для инвесторов 15 сентября 2016 года в Керчи состоялось заседание Президиума Госсовета при участии президента, пред...

Морские порты

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике Проектам по созданию современной инфраструктуры в Арктике для обеспечения безопасной и эффективной э...

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт Морской порт Хатанга расположен на реке Хатанге, впадающей в Хатангский залив моря Лаптевых, в 115 м...

Морской транспорт

Исследование свойств судового топлива с растительными композициями

Исследование свойств судового топлива с растительными композициями Введение в последние годы международными организациями новых экологических норм и стандартов привело...

Ледоколы Финского залива

Ледоколы Финского залива Проанализированы ледокольные возможности линейных дизель-электрических ледоколов, эксплуатируемых в ...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Образование для плавсостава морских судов

Образование для плавсостава морских судов Рассматриваемая в настоящих предложениях тема реформы морского образования касается образовательного...

Российский транспортный университет

Российский транспортный университет Перспективы создания Российского транспортного университета волнуют общественность. Было бы неправил...

Грузовая база

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта В 2015 году темпы роста производства в отечественной черной металлургии замедлились, по итогам 2016 ...

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Безопасность мореплавания

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе 17 августа 2016 года в Охотском море были проведены комплексные учения в рамках отработки Плана по п...

МСКЦ Владивосток на вахте

МСКЦ Владивосток на вахте Морской спасательно-координационный центр Владивосток (МСКЦ Владивосток) является структурны...

Севморпуть

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны Архангельская область – один из явных лидеров развития в Арктической зоне России. Это мощный, всесто...

Транспортный потенциал Северного морского пути

Транспортный потенциал Северного морского пути В 1980-е годы 70 портов Советского Союза обеспечивали перевалку около 400 млн тонн внешнеторговых, к...




Судостроение

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества Разработка и внедрение инновационных технологий – составная часть менеджмента качества продукции. В ...

Пассажирский флот нового поколения

Пассажирский флот нового поколения 31 августа 2016 года Средне-Невский судостроительный завод (входит в ОСК) спустил на воду уг...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...