В интересах экологического мониторинга

Инфраструктура / Образование
В интересах экологического мониторинга

Научный центр оперативного мониторинга Земли ОАО «Российские космические системы» (НЦ ОМЗ) является оператором российских космических систем дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). Он выполняет функции отраслевого информационного центра ДЗЗ Роскосмоса, центра Единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане (ЕСИМО) Роскосмоса, а также уполномочен осуществлять работы в рамках Международной хартии по космосу и крупным катастрофам от лица Роскосмоса.

Андрей Шокол, Кирилл Емельянов, Александр Коршунов, Павел Денисов, специалисты Научного центра оперативного мониторинга Земли ОАО «Российские космические системы»

 

Основные задачи

В качестве оператора НЦ ОМЗ обеспечивает решение следующих задач:

-         планирование и координация работ по эксплуатации орбитальной группировки (ОГ) и наземных средств ДЗЗ;

-         поставка данных ДЗЗ и производных информационных продуктов потребителям;

-         ведение геопортала Роскосмоса, каталога и архива российских данных ДЗЗ;

-         обеспечение летных испытаний космических средств ДЗЗ.

С 2006 года в соответствии с федеральной космической программой России осуществляется планомерное наращивание российской ОГ ДЗЗ в интересах гидрометеорологического, природно-ресурсного и экологического мониторинга, решения задач  контроля чрезвычайных ситуаций (ЧС), состояния объектов инфраструктуры, картографирования.

Сегодня в составе ОГ функционируют КА ДЗЗ с аппаратурой видимого и инфракрасного диапазонов съемки:

«Ресурс-ДК» (с 2006 г.) – локальный мониторинг инфраструктуры, картографирование в масштабе от 1:10 000 и мельче (по данным, полученным до 2010 г.), в настоящее время съёмка ведётся только в панхроматическом режиме;

«Метеор-М» № 1 (с 2009 г.) – гидрометеорологические наблюдения, природно-ресурсный и экологический мониторинг регионального характера, контроль ЧС;

«Электро-Л» № 1 (с 2011 г.) – глобальные гидрометеорологические наблюдения;

«Канопус-В» (с 2012 г.) – локальный природно-ресурсный и экологический мониторинг, контроль ЧС, мониторинг инфраструктуры, картографирование в масштабе от 1:25 000 и мельче.

Дальнейшее развитие предусматривает увеличение количества космических аппаратов, что позволит сократить периодичность съемки одной и той же территории и повысить оперативность решения мониторинговых задач. В 2013 г. планируется запуск КА «Ресурс-П», что позволит решать задачи регионального мониторинга более эффективно за счёт уменьшения периодичности съёмки.

 

Использование перспективных радиолокаторов

В силу метеообстановки и условий по освещенности для многих регионов России, съемка которых оптическими средствами наблюдения затруднительна, актуально развитие возможностей радиолокационной съемки. Такие данные являются не только ресурсом дополнительным, но и наиболее эффективным источником информации. В первую очередь это касается морей Северного Ледовитого океана. Оперативная и статистическая информация о ледяном покрове необходима для оптимального распределения плавсредств ледокольного флота при проводке судов по Севморпути и для обеспечения безопасности эксплуатации нефтяных и газовых месторождений на шельфе.

Важной задачей спутникового мониторинга морской среды является оценка загрязнения природной среды, возникающего при добыче и транспортировке нефти на арктическом шельфе. Проблема обнаружения разливов нефти актуальна также и для других морей, выходы к которым имеет Россия.

Первые радиолокационные комплексы наблюдения «Обзор-Р» и «Арктика-Р» находятся в стадии разработки, ввод их в эксплуатацию запланирован на 2015-2016 гг. Уже в настоящее время в НЦ ОМЗ создается технологический задел для эффективного использования перспективных радиолокаторов. Так, например, исследование потенциальных возможностей обнаружения разливов нефти в Каспийском море, по данным ERS и ENVISAT, показали высокую вероятность обнаружения очень тонких нефтяных пленок при скорости приводного ветра до 3-4 м/с и толстых пленок при скорости ветра до 12 м/с площадью более 0,1 км2.

 

Экологические проекты

Геоинформационные ресурсы оператора, создаваемые на основе российских данных ДЗЗ, находят применение при выполнении межотраслевых и межгосударственных программ. К числу основных экологических проектов, в которых НЦ ОМЗ принимает участие, относятся ЕСИМО, Международная система аэрокосмического мониторинга (МАКСМ)  и проекты, выполняемые в рамках диалога ЕС – Россия по космосу и программы Global Monitoring for Environment and Security (GMES).

Следует отметить работы НЦ ОМЗ по организации нового общедоступного сервиса оператора – единого комплекса банка базовых продуктов (ЕК ББП), создаваемых на основе данных ДЗЗ, ориентированного в первую очередь на абонентское обеспечение ведомственных и региональных систем мониторинга продуктами предварительной интерпретации данных ДЗЗ в интересах решения практических задач. ЕК ББП ориентирован на создание изображений, так называемых базовых продуктов (БП) межведомственного использования, характеризующих относительное изменение состояния объектов подстилающей поверхности в пространстве и времени. Одни из наиболее востребованных БП – карты ледовой обстановки, распространения снежного покрова (NDSI), температуры воды.

Разработка технологий потокового формирования и ведения банка базовых продуктов осуществляется в рамках федеральной космической программы России на период 2006-2015 гг., ввод сервиса в действие запланирован на 2014 г.  В перспективе данный вид сервиса станет постоянно действующим источником ресурсов Роскосмоса для наполнения банков геопространственных данных в составе ЕСИМО, МАКСМ, GMES и других систем мониторинга.

С целью демонстрации существующих операционных сервисов НЦ ОМЗ целесообразно рассмотреть технологии обеспечения пользователей ЕСИМО российскими данными ДЗЗ на основе средств интеграции информационных ресурсов об обстановке в Мировом океане, на морях и прибрежных территориях России, мониторинга разливов нефти и наводнений (затоплений), а также состояния портов и причалов. В рамках созданных технологий центр представляет в ЕСИМО следующие данные:

-         сжатые космические изображения и метаданные об этих изображениях;

-         картосхемы покрытий акваторий космическими изображениями;

-         образцы космических изображений в полном разрешении.

Предоставление космических изображений производится по запросу пользователей ЕСИМО в соответствии с действующим законодательством.

Решение тематических задач спутникового мониторинга осуществляется в рамках спе­циализированных информационно-аналитических систем, обязательной составной частью которых является картографическое обеспечение. Наиболее эффективное средство поддержания картографической основы в актуальном состоянии – комплексные технологии спутниковой навигации и ДЗЗ. Наличие российских спутников детального наблюдения позволяет обеспечивать решение задач картографирования вплоть до уровня отдельных портов на регулярной основе. Один из проектов НЦ ОМЗ, результаты которого продемонстрировали высокую эффективность технологий ДЗЗ для мониторинга крупных технических сооружений, – проект по выявлению изменений в инфраструктуре морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» с использованием данных КА «Ресурс-ДК» в 2012 г.

Реализованные в НЦ ОМЗ технологии создания геоинформационных продуктов и их предоставления пользователям на основе современных web-сервисов уже сейчас позволяют эффективно применять российские ресурсы ДЗЗ в системах экологического мониторинга как государственного, так и регионального уровня. Развитие ОГ и наземной информационной инфраструктуры оператора – залог успешного решения отраслевых задач ДЗЗ в России.

 

Морской флот №3 (2013)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Кадыров продолжит заниматься судьбой задержанных в Ливии российских моряков

Кадыров продолжит заниматься судьбой задержанных в Ливии российских моряков Глава Чечни Рамзан Кадыров на встрече в Москве с ливийской политической и военной делегацией, обсуди...

Завершена активная фаза поисково-спасательной операции в Черном море

Завершена активная фаза поисково-спасательной операции в Черном море Активная фаза поисково-спасательной операции в районе крушения сухогруза «Герои Арсенала» в Черном м...

Российская экономика

Инструмент ГЧП слабо используется для развития морских портов – эксперт

Инструмент ГЧП слабо используется для развития морских портов – эксперт В проектах по развитию морских портов мало применяются наиболее актуальные инструменты, прежде всего...

Заключено соглашение о создании судостроительного кластера в Астраханской области

Заключено соглашение о создании судостроительного кластера в Астраханской области Судостроительный кластер будет создан в Астраханской области. Соответствующее соглашение заключили п...

Транспортная политика

Бизнес Крыма нужно поддерживать через компенсацию расходов на транспорт - Глазьев

Бизнес Крыма нужно поддерживать через компенсацию расходов на транспорт - Глазьев В Крыму должна быть реализована система компенсации бизнесу транспортных расходов, аналогичная той, ...

Отчетный съезд Союза транспортников России прошел в Москве

Отчетный съезд Союза транспортников России прошел в Москве 18 апреля в Московской государственной академии водного транспорта – филиале ГУМРФ имени адмирала С...

Морские порты

Индийская Tata может построить угольный терминал на Камчатке

Индийская Tata может построить угольный терминал на Камчатке Индийская компания Tata рассматривает возможность строительства терминала по перевалке угля на Камча...

Mercuria может заключить контракт take-or-pay на создание портовой инфраструктуры в Кольском заливе

Mercuria может заключить контракт take-or-pay на создание портовой инфраструктуры в Кольском заливе Швейцарский угольный трейдер Mercuria может заключить соглашение take-or-pay на создание портовой ин...




Морской транспорт

Пассажирское морское сообщение между Крымом и Кубанью откроют в 2019 году

Пассажирское морское сообщение между Крымом и Кубанью откроют в 2019 году Регулярное транспортное пассажирское сообщение между курортами на побережье Кубани и Крыма откроется...

Судозавод «Лотос» сдаст первое пассажирское круизное судно в апреле 2019 года

Судозавод «Лотос» сдаст первое пассажирское круизное судно в апреле 2019 года Астраханский судостроительный завод «Лотос» сдаст в эксплуатацию первое пассажирское судно в апреле ...

Речной транспорт

В Якутии до 2024 года будет модернизировано 39 судов

В Якутии до 2024 года будет модернизировано 39 судов Модернизацию 39 судов общей грузоподъемностью 65 тыс. тонн проведут до 2024 года в Якутии для обеспе...

Состоялась встреча руководства Администрации Волжского бассейна с судовладельцами

Состоялась встреча руководства Администрации Волжского бассейна с судовладельцами Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Юрий Костин принял уча...

Ж/Д транспорт

Доходы главы РЖД Белозерова в 2016 г. выросли вдвое - до 172,9 млн рублей

Доходы главы РЖД Белозерова в 2016 г. выросли вдвое - до 172,9 млн рублей Глава ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Олег Белозеров отчитался о доходах за 2016 год ...

Правительство рассматривает вопрос перехода РЖД на МСФО при выплате дивидендов - Дворкович

Правительство рассматривает вопрос перехода РЖД на МСФО при выплате дивидендов - Дворкович Правительство РФ дало поручение рассмотреть вопрос перехода ОАО «Российские железные дороги» (РЖ...

Авто транспорт

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики Пробег для возможного получения скидки в системе «Платон» может быть достигнут за полгода. Такое мне...

Законопроект об увеличении штрафов в «Платоне» будет внесен в весеннюю сессию - Минтранс

Законопроект об увеличении штрафов в «Платоне» будет внесен в весеннюю сессию - Минтранс Законопроект об увеличении штрафов в системе взимания платы за проезд большегрузов по федеральным тр...

Аналитика

Транспортная политика

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы 23-24 июня 2016 года в г. Алуште (Крым) в отеле Riviera Sunrise Resort & Spa состоялся Трети...

Росморречфлот подвел итоги года

Росморречфлот подвел итоги года 30 марта 2016 года в Москве состоялось итоговое совместное заседание Коллегии Федерального агентства...

Морские порты

Северный плацдарм морских портов Приморского края

Северный плацдарм морских портов Приморского края Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Администрация морских портов Приморского...

Советская Гавань: итоги работы и проблемы развития

Советская Гавань: итоги работы и проблемы развития В ноябре 2015 года в морском порту Советская Гавань была введена и передана в управление ФГУП «Росмо...

Морской транспорт

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая От организации эксплуатации Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК) и его сост...

Акцизный налог

Акцизный налог Начало нового года уже традиционно связано с изменениями налогообложения. В период бюджетного дефици...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Фиговый лист для безопасности мореплавания

Фиговый лист для безопасности мореплавания Проблеме повышения безопасности мореплавания (в угоду судовладельцам) придана дуалистическая...

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока Молодые ученые Научно-исследовательского института морского транспорта МГУ им. адм. Г.И. Невельского...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок Международный кодекс морской перевозки навалочных грузов (МКМПНГ) устанавливает требования п...

Человеческий фактор – матрица аварийности

Человеческий фактор – матрица аварийности В современном мире термин «человеческий фактор» воспринимается как нечто негативное, то, что несет у...

Севморпуть

Особенное судоходство

Особенное судоходство С каждым годом отступление морских льдов в период арктического лета привлекает все больше внимания. ...

Арктические перевозки

Арктические перевозки В сферу важнейших мероприятий государственной политики РФ в Арктике входит интенсификация судоходств...




Судостроение

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход Большинство морей, омывающих берега России, являются замерзающими. Даже некоторые южные порты (н...

Флот для рыбаков: от слов к делу

Флот для рыбаков: от слов к делу В конце мая в Москве при поддержке Морской коллегии при Правительстве РФ, Минпромторга и Минтранса Р...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...