Атомный флот – ключ к Арктике

Севморпуть
Атомный флот – ключ к Арктике

Транспортная политика России в акватории Севморпути должна быть пассионарной и при этом гарантированно обеспечивать экологическую безопасность российского сектора Арктики.

В. Збаращенко, начальник Главфлота  Минморфлота и заместитель министра Морского флота СССР  в период 1982-1988 гг.

В 1983 году в условиях дефицита танкерного тоннажа дедвейтом 15 тыс. тонн с усиленным ледовым классом для обеспечения завоза в восточный сектор Арктики всего заявленного к перевозке объема нефтепродуктов для портов Певек, Зеленый Мыс и Тикси из порта Находка была реализована магистрально-фидерная схема перевозок с привлечением крупнотоннажного танкера типа «София» дедвейтом 50 тыс. тонн.

Перевозку нефтепродуктов на расстояние около 2400 миль от Находки до бухты Провидения обеспечил т/к «София» по чистой воде с последующей перевалкой груза по схеме «борт-борт» на три танкера типа «Самотлор», которые доставили груз до конечных получателей в тяжелых ледовых условиях Арктики. Дополнительные расходы по перегрузке нефтепродуктов на фидерные танкеры были компенсированы снижением фрахтовой ставки на плече Находка – Провидения за счет использования более крупного танкера. Поэтому конечные расходы на транспортировку всей партии нефтепродуктов для клиентуры не превысили запланированного уровня.

Примерно такие схемы перевозок в максимально возможной степени должны быть реализованы при обеспечении регулярных круглогодичных транзитных перевозок грузов по Севморпути.

Логистика рассматриваемой магистрально-фидерной транспортно-технологической системы (МФ ТТС) транзитных арктических перевозок заключается в использовании на трассах Северного морского пути (СМП) фидерного тоннажа наивысшего ледового класса максимально допустимой для круглогодичной работы в Арктике грузоподъемности, который обеспечивает перевозку грузов между западными и восточными подходами к границам СМП. Такая схема транспортного обслуживания грузопотоков позволит использовать на перевозках транзитных грузов вне Арктики крупнотоннажный флот с низкой себестоимостью перевозок и без дорогостоящих энергетических установок и ледовых подкреплений корпуса. При этом появляется возможность исключить или минимизировать направление в акваторию СМП конструктивно непригодных для работы в Арктике судов с недостаточно квалифицированными для работы в ледовых условиях экипажами, что имеет первостепенное значение для сведения к минимуму опасности возникновения предпосылок по формированию аварийных ситуаций.

Комплекс мер по разработке проектов МФ ТТС должен обеспечить такие предложения перевозок транзитных грузов, от которых клиентура просто не сможет отказаться в силу их экономической целесообразности, подкрепленной национальным законодательством России, направленным прежде всего на защиту экологии отечественных территорий и акваторий СМП. Это вполне обосновывается правом прибрежного государства – с продолжительностью ледовой обстановки у побережья более 6 месяцев в году – устанавливать национальные правила плавания.

 

Контейнерные перевозки

На первом этапе развития контейнерных МФ ТТС может быть реализован проект Арктической контейнерной линии (АКЛ) Мурманск/Архангельск – Петропавловск-на-Камчатке на перевозках каботажных грузов между европейской частью России и северо-восточными провинциями ДВФО (Камчатка, Чукотка, Курилы, Магаданская область) с последующим подключением грузовой базы контейнерных перевозок внешнеторговых грузов Китая, Японии, Кореи и тихоокеанских регионов США и Канады в рамках торговых операций этих стран с Западной Европой. В портах Петропавловск и Мурманск осуществляется перевалка контейнеров между арктическими контейнеровозами и крупнотоннажным контейнерным флотом, который может не иметь ледового класса. Грузовая база АКЛ – это около 3 млн тонн контейнеропригодных снабженческих и продовольственных грузов, которые доставляются в настоящее время (2012 год) в основном из европейской части России через дальневосточные порты. Обратная загрузка – рыбопродукция и концентраты редкоземельных минералов в биг-бэгах. Для загрузки трёх контейнеровозов вместимостью около 2000 TEU, обеспечивающих круглый год двухнедельную частоту сервиса, достаточно иметь в одном направлении грузопоток около 750 тыс. тонн.

 

Экспортные перевозки сжиженного природного газа (СПГ) из порта Сабетта

В настоящее время рассматривается вариант круглогодичного вывоза СПГ из порта Сабетта как на Запад (Европа), так и на Восток (Китай) на газовозах вместимостью 170 тыс. кубометров СПГ, дедвейтом около 90 тыс. тонн, что практически невозможно даже в однолетних, достигающих толщины около двух метров припайных льдах Обской губы, не говоря уже о Центральной и Восточной Арктике. Но самая сложная проблема для этого проекта лежит в области себестоимости перевозок, так как в настоящее время на перевозках СПГ уже работают газовозы вместимостью по 260 тыс. кбм СПГ и проектируются газовозы вместимостью по 350 тыс. кбм СПГ. Поэтому магистральные газовозы вместимостью 170 тыс. кбм СПГ – это уже вчерашний день по себестоимости перевозок. При этом стоимость обычного газовоза вместимостью 170 тыс. кбм СПГ – около $200 млн, а арктический газовоз, который планируется для обслуживания перевозок из порта Сабетта такой же вместимости, оценивается в $400 млн, что почти в два раза увеличит себестоимость транспортной продукции и, соответственно, ставки фрахта.

В условиях сланцевой газовой революции с постоянно ужесточающейся конкуренцией на газовом рынке необходимо искать другие варианты транспортных решений по вывозу СПГ из порта Сабетта. Такими решениями могли бы стать магистрально-фидерные ТТС как для западного, так и для восточного сектора перевозок СПГ с использованием в качестве фидерного тоннажа танкеров-газовозов с усиленным ледовым классом вместимостью около 90 тыс. кбм СПГ дедвейтом около 50 тыс. тонн для доставки СПГ в бухту Териберка для Западной Европы и в одну из бухт Камчатки или Южной Чукотки (Провидения, Наездник, залив Креста, бухта Аренай у порта Беринговский или глубоководные рейды Камчатки под прикрытием мыса Наварин) для Китая, Кореи, Японии с перевалкой СПГ на магистральные газовозы вместимостью до 350 тыс. кбм СПГ. Технология перевалки СПГ в настоящее время достаточно хорошо отработана на практике.

Вместе с тем с целью оптимизации транспортно-технологического обслуживания газовых провинций в Арктике представляется целесообразным рассмотреть возможность внедрения на фидерных перевозках непосредственно из скважины на шельфе или из магистрального газового трубопровода прибрежных газовых месторождений перевозки природного газа в сжатом с помощью судовых компрессоров до 250 атмосфер состоянии (CNG) в газовых контейнерах, встроенных постоянно в трюмах и на палубе газовоза-контейнеровоза.

Такая технология позволит доставлять природный газ в сжатом состоянии к заводу по сжижению газа в той же Сабетте или Териберке, отказавшись от прокладки в условиях Арктики подводных и протяженных наземных трубопроводов при минимально ограниченном количестве чрезвычайно дорогостоящих заводов по сжижению природного газа.

 

Энергетическое обеспечение перевозок в Арктике

Внедрение в транспортные схемы перевозок магистрально-фидерных ТТС дает возможность обеспечивать перевозки существенного количества транзитных и внешнеторговых грузов на фидерных судах усиленного ледового класса исключительно российскими государственными или государственно-частными судовладельческими компаниями под флагом России с использованием атомной энергетики или природного газа в качестве судового топлива (бункера). В условиях ограниченного рынка сбыта природного газа внедрение в практику мореплавания нового вида судового топлива – природного газа – создает благоприятные предпосылки для уменьшения выбросов вредных веществ в атмосферу и дополнительно расширяет рынок сбыта природного газа.

Плавание фидерных арктических судов в пределах территориальных вод России (каботаж) позволит вернуться к проблеме использования атомной энергетики на коммерческих транспортных судах, что создаст дополнительные возможности для развития атомной энергетической промышленности РФ в рамках государственной программы снижения зависимости экономики России от нефтегазовой составляющей.

Предлагаемая магистрально-фидерная ТТС создает условия для повышения валютной эффективности торговых операций по экспорту природного газа, так как за счет стоимости транспортировки газа на собственных фидерных танкерах с использованием природного газа в качестве судового топлива увеличивается добавленная стоимость экспортного продукта и расширяется рынок сбыта NG.

Размеры арктических фидерных судов вполне соответствуют техническим возможностям отечественных судостроительных заводов. Поэтому ко многим другим факторам положительного мультипликативного эффекта от внедрения МФ ТТС в Арктике добавляется возможность долгосрочной загрузки заказами Объединенной судостроительной корпорации РФ.

 

Оптимизация корпоративных структур управления транспортными активами

Активизация участия морского транспорта в общем объеме перевозок РФ в связи с возрождением  национальной транспортной магистрали – Северного морского пути – повлечет за собой необходимость расширения функций Администрации СМП с подчинением этой структуры непосредственно правительству РФ и передачи в ведение АСМП всех коммерческих и финансовых вопросов, связанных с формированием государственной политики в Арктике, проведением переговоров с судовладельцами и грузовладельцами, сборами платежей за использование СМП и ледокольного обеспечения.

В то же время для формирования роли государства в арктических перевозках представляется необходимым создать федеральную структуру «Росморфлот» (по аналогии с Росморпортом) с правами и обязанностями  возродить государственные морские пароходства (как с участием частного отечественно капитала, так и без) с тем, чтобы Россия выполняла в Арктике не только функции дворника и швейцара, а непосредственно участвовала в транспортном процессе и извлекала все возможные экономические выгоды (дивиденды) от использования национальной транспортной магистрали с названием Северный морской путь.

Очевидно, с учетом изложенного представляется разумным вновь вернуться к совершенствованию структуры управления транспортной отраслью Российской Федерации, обладающей в отличие от любых других стран планеты огромной территорией и космическими расстояниями, и вынести решение стратегических транспортных проблем на уровень вице-премьера правительства с кураторством транспортными министерствами, в том числе Министерства железнодорожного транспорта, Министерства морского и речного флота, Министерства гражданской авиации, Министерства автомобильного транспорта, Министерства транспортного строительства.

Вернуться к этой теме требует назревающая проблема с финансированием строительства новых атомных линейных ледоколов проекта 22220 мощностью по 60 МВт (ЛК-60), заказчиком которых является ФГУП «Атомфлот» (ГК «Росатом») на основании неоднократно подтвержденных решений руководства Российской  Федерации. Редакция газеты «Морские вести России» в статье «Уходим из Арктики?» в № 7 за июнь 2013 года  совершенно своевременно опасается, что назревает очередной 17-летний долгострой, который имел место быть в недалеком прошлом с АЛК «50 лет Победы».

Очевидно, что проблемы Арктики волнуют исключительно только президента страны и генерального директора ФГУП «Атомфлот» и только в косвенной степени касаются руководства ГК «Росатом», Минтранса и Минфина РФ. Наличие в структуре правительства Министерства морского флота, в состав которого должны быть включены и все речные пароходства, которые в настоящее время уже стали в значительной степени морскими судоходными компаниями, безусловно, позволит находить своевременные решения по реализации приоритетных проектов, формирующих стратегию государства в развитии морехозяйственного комплекса вообще и в Арктике в частности.

Что касается «ледокольных танкеров» вместимостью по 170 тыс. кбм СПГ, дедвейтом 85-90 тыс. тонн, которые по требованию грузовладельцев включены в транспортный проект по обеспечению круглогодичного вывоза СПГ из порта Сабетта, то даже смелые фантасты не могут ответить на вопрос, как можно проводить в тяжелых арктических льдах танкеры с шириной корпуса 54 метра ледоколами, ширина которых не превышает 32 метров. Не только капитаны ледоколов как минимум обеспокоены этой проблемой, но и кораблестроительный институт имени Крылова (С.-Петербург) достаточно убедительно доказал абсолютную несостоятельность такого решения.

Жаль, что автор этого транспортного проекта – наш уважаемый ЦНИИМФ не устоял под напором заказчика «Ямал СПГ» и пошел на поводу у ямало-ненецких эффективных менеджеров без учета мнения арктических судоводителей и корабелов. Хотя, может быть, сермяжная логика в том, что выкручиваться из этих головоломок будут уже другие люди, когда наступит время реализации принимаемых сегодня проектных решений.

Это еще одно подтверждение необходимости иметь в составе правительства Министерство морского флота, которое со всей профессиональной ответственностью будет отвечать за качество и реальность проектов подобного уровня.

 

Морские вести России №9 (2013)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Тонны деликатесного гребешка вынесло на побережье Сахалина после циклона «Талим»

Тонны деликатесного гребешка вынесло на побережье Сахалина после циклона «Талим» Сильный тропический циклон «Талим» выбросил на берег Анивского залива в районе поселка Таранай (...

Пограничный катер «Бугель-578» снял рыбаков с потерявшей ход резиновой лодки

Пограничный катер «Бугель-578» снял рыбаков с потерявшей ход резиновой лодки Резиновая лодка «Баджер-470» потеряла ход в районе ЗАТО Александровск (Мурманская область). ...

Российская экономика

«Стройка века» обеспечила российской промышленности рекордный рост

«Стройка века» обеспечила российской промышленности рекордный рост «Стройка века» из обычного пусть и очень масштабного инфраструктурного проекта перерастает в нечто б...

Грузооборот транспорта в России за 8 месяцев вырос на 7,3% - Росстат

Грузооборот транспорта в России за 8 месяцев вырос на 7,3% - Росстат Грузооборот транспорта в России в январе - августе 2017 г. вырос на 7,3% по сравнению с показате...

Транспортная политика

В России сессия Комитета Токийского меморандума впервые открылась с участием генсека ИМО

В России сессия Комитета Токийского меморандума впервые открылась с участием генсека ИМО Во Владивостоке открылась 28-й сессия Комитета по Государственному портовому контролю (ГПК) ...

Минск готов на транзит через порты РФ

Минск готов на транзит через порты РФ Беларусь согласится на транспортировку нефтепродуктов через российские порты на Балтийском море, есл...

Морские порты

Грузооборот морских терминалов «Транснефти» за 8 месяцев вырос на 2,7%, до 91,26 млн тонн

Грузооборот морских терминалов «Транснефти» за 8 месяцев вырос на 2,7%, до 91,26 млн тонн Грузооборот морских терминалов холдинга «Транснефть», на долю которого приходится до 17,6% совок...

Хорватия объявит тендер на установку плавучего СПГ-терминала

Хорватия объявит тендер на установку плавучего СПГ-терминала Оператор проекта строительства комплекса по импорту сжиженного природного газа на острове Крк - LNG ...




Морской транспорт

ОСК и испанская Acopafi создадут СП по производству судовой мебели в ОЭЗ Астраханской области

ОСК и испанская Acopafi создадут СП по производству судовой мебели в ОЭЗ Астраханской области Испанская Acopafi локализует производство судовой мебели на территории особой экономической зоны ...

ОСК и Palfinger договорились о локализации производства в России гидравлических судовых кранов

ОСК и Palfinger договорились о локализации производства в России гидравлических судовых кранов ОСК и австрийская Palfinger договорились о локализации производства в России гидравлических судовых ...

Речной транспорт

Рабочее совещание прошло в Администрации Байкало-Ангарского бассейна

Рабочее совещание прошло в Администрации Байкало-Ангарского бассейна В рамках поездки в Байкальский регион  Виктор Олерский провел рабочее совещание с руководс...

Завоз крупногабаритного оборудования для строящегося Амурского газоперерабатывающего завода пройдет по плану

Завоз крупногабаритного оборудования для строящегося Амурского газоперерабатывающего завода пройдет по плану Осуществлена проводка баржебуксирного состава для отработки мероприятий по доставке крупногабаритног...

Ж/Д транспорт

РЖД с октября вводит скидку в 10,3% на перевозку зерна с ряда станций в порты РФ

РЖД с октября вводит скидку в 10,3% на перевозку зерна с ряда станций в порты РФ РЖД с 1 октября 2017 г. по 30 июня 2018 г. вводит скидку в 10,3% на тарифы на экспортные перевоз...

«Почта России» начала тестировать транзитный маршрут из Китая в Европу по железной дороге

«Почта России» начала тестировать транзитный маршрут из Китая в Европу по железной дороге «Почта России» во вторник начала тестирование транзитного маршрута по железной дороге из Китая в Сло...

Авто транспорт

Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 г.

Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 г. Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 году, сообщил ТАСС пре...

Росавтодор считает нецелесообразным введение скидок в «Платоне» во время действия льготного тарифа

Росавтодор считает нецелесообразным введение скидок в «Платоне» во время действия льготного тарифа Росавтодор считает нецелесообразным введение скидок в системе взимания платы за проезд большегрузных...

Аналитика

Транспортная политика

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны В статье рассматриваются проблемы развития нормативной правовой базы военно-морской деятельности Рос...

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Морские порты

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит Калининградскую область свяжут с «большой Россией» морским сообщением. Для этого на первоначальном э...

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской транспорт

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...