Атомный флот – ключ к Арктике

Севморпуть
Атомный флот – ключ к Арктике

Транспортная политика России в акватории Севморпути должна быть пассионарной и при этом гарантированно обеспечивать экологическую безопасность российского сектора Арктики.

В. Збаращенко, начальник Главфлота  Минморфлота и заместитель министра Морского флота СССР  в период 1982-1988 гг.

В 1983 году в условиях дефицита танкерного тоннажа дедвейтом 15 тыс. тонн с усиленным ледовым классом для обеспечения завоза в восточный сектор Арктики всего заявленного к перевозке объема нефтепродуктов для портов Певек, Зеленый Мыс и Тикси из порта Находка была реализована магистрально-фидерная схема перевозок с привлечением крупнотоннажного танкера типа «София» дедвейтом 50 тыс. тонн.

Перевозку нефтепродуктов на расстояние около 2400 миль от Находки до бухты Провидения обеспечил т/к «София» по чистой воде с последующей перевалкой груза по схеме «борт-борт» на три танкера типа «Самотлор», которые доставили груз до конечных получателей в тяжелых ледовых условиях Арктики. Дополнительные расходы по перегрузке нефтепродуктов на фидерные танкеры были компенсированы снижением фрахтовой ставки на плече Находка – Провидения за счет использования более крупного танкера. Поэтому конечные расходы на транспортировку всей партии нефтепродуктов для клиентуры не превысили запланированного уровня.

Примерно такие схемы перевозок в максимально возможной степени должны быть реализованы при обеспечении регулярных круглогодичных транзитных перевозок грузов по Севморпути.

Логистика рассматриваемой магистрально-фидерной транспортно-технологической системы (МФ ТТС) транзитных арктических перевозок заключается в использовании на трассах Северного морского пути (СМП) фидерного тоннажа наивысшего ледового класса максимально допустимой для круглогодичной работы в Арктике грузоподъемности, который обеспечивает перевозку грузов между западными и восточными подходами к границам СМП. Такая схема транспортного обслуживания грузопотоков позволит использовать на перевозках транзитных грузов вне Арктики крупнотоннажный флот с низкой себестоимостью перевозок и без дорогостоящих энергетических установок и ледовых подкреплений корпуса. При этом появляется возможность исключить или минимизировать направление в акваторию СМП конструктивно непригодных для работы в Арктике судов с недостаточно квалифицированными для работы в ледовых условиях экипажами, что имеет первостепенное значение для сведения к минимуму опасности возникновения предпосылок по формированию аварийных ситуаций.

Комплекс мер по разработке проектов МФ ТТС должен обеспечить такие предложения перевозок транзитных грузов, от которых клиентура просто не сможет отказаться в силу их экономической целесообразности, подкрепленной национальным законодательством России, направленным прежде всего на защиту экологии отечественных территорий и акваторий СМП. Это вполне обосновывается правом прибрежного государства – с продолжительностью ледовой обстановки у побережья более 6 месяцев в году – устанавливать национальные правила плавания.

 

Контейнерные перевозки

На первом этапе развития контейнерных МФ ТТС может быть реализован проект Арктической контейнерной линии (АКЛ) Мурманск/Архангельск – Петропавловск-на-Камчатке на перевозках каботажных грузов между европейской частью России и северо-восточными провинциями ДВФО (Камчатка, Чукотка, Курилы, Магаданская область) с последующим подключением грузовой базы контейнерных перевозок внешнеторговых грузов Китая, Японии, Кореи и тихоокеанских регионов США и Канады в рамках торговых операций этих стран с Западной Европой. В портах Петропавловск и Мурманск осуществляется перевалка контейнеров между арктическими контейнеровозами и крупнотоннажным контейнерным флотом, который может не иметь ледового класса. Грузовая база АКЛ – это около 3 млн тонн контейнеропригодных снабженческих и продовольственных грузов, которые доставляются в настоящее время (2012 год) в основном из европейской части России через дальневосточные порты. Обратная загрузка – рыбопродукция и концентраты редкоземельных минералов в биг-бэгах. Для загрузки трёх контейнеровозов вместимостью около 2000 TEU, обеспечивающих круглый год двухнедельную частоту сервиса, достаточно иметь в одном направлении грузопоток около 750 тыс. тонн.

 

Экспортные перевозки сжиженного природного газа (СПГ) из порта Сабетта

В настоящее время рассматривается вариант круглогодичного вывоза СПГ из порта Сабетта как на Запад (Европа), так и на Восток (Китай) на газовозах вместимостью 170 тыс. кубометров СПГ, дедвейтом около 90 тыс. тонн, что практически невозможно даже в однолетних, достигающих толщины около двух метров припайных льдах Обской губы, не говоря уже о Центральной и Восточной Арктике. Но самая сложная проблема для этого проекта лежит в области себестоимости перевозок, так как в настоящее время на перевозках СПГ уже работают газовозы вместимостью по 260 тыс. кбм СПГ и проектируются газовозы вместимостью по 350 тыс. кбм СПГ. Поэтому магистральные газовозы вместимостью 170 тыс. кбм СПГ – это уже вчерашний день по себестоимости перевозок. При этом стоимость обычного газовоза вместимостью 170 тыс. кбм СПГ – около $200 млн, а арктический газовоз, который планируется для обслуживания перевозок из порта Сабетта такой же вместимости, оценивается в $400 млн, что почти в два раза увеличит себестоимость транспортной продукции и, соответственно, ставки фрахта.

В условиях сланцевой газовой революции с постоянно ужесточающейся конкуренцией на газовом рынке необходимо искать другие варианты транспортных решений по вывозу СПГ из порта Сабетта. Такими решениями могли бы стать магистрально-фидерные ТТС как для западного, так и для восточного сектора перевозок СПГ с использованием в качестве фидерного тоннажа танкеров-газовозов с усиленным ледовым классом вместимостью около 90 тыс. кбм СПГ дедвейтом около 50 тыс. тонн для доставки СПГ в бухту Териберка для Западной Европы и в одну из бухт Камчатки или Южной Чукотки (Провидения, Наездник, залив Креста, бухта Аренай у порта Беринговский или глубоководные рейды Камчатки под прикрытием мыса Наварин) для Китая, Кореи, Японии с перевалкой СПГ на магистральные газовозы вместимостью до 350 тыс. кбм СПГ. Технология перевалки СПГ в настоящее время достаточно хорошо отработана на практике.

Вместе с тем с целью оптимизации транспортно-технологического обслуживания газовых провинций в Арктике представляется целесообразным рассмотреть возможность внедрения на фидерных перевозках непосредственно из скважины на шельфе или из магистрального газового трубопровода прибрежных газовых месторождений перевозки природного газа в сжатом с помощью судовых компрессоров до 250 атмосфер состоянии (CNG) в газовых контейнерах, встроенных постоянно в трюмах и на палубе газовоза-контейнеровоза.

Такая технология позволит доставлять природный газ в сжатом состоянии к заводу по сжижению газа в той же Сабетте или Териберке, отказавшись от прокладки в условиях Арктики подводных и протяженных наземных трубопроводов при минимально ограниченном количестве чрезвычайно дорогостоящих заводов по сжижению природного газа.

 

Энергетическое обеспечение перевозок в Арктике

Внедрение в транспортные схемы перевозок магистрально-фидерных ТТС дает возможность обеспечивать перевозки существенного количества транзитных и внешнеторговых грузов на фидерных судах усиленного ледового класса исключительно российскими государственными или государственно-частными судовладельческими компаниями под флагом России с использованием атомной энергетики или природного газа в качестве судового топлива (бункера). В условиях ограниченного рынка сбыта природного газа внедрение в практику мореплавания нового вида судового топлива – природного газа – создает благоприятные предпосылки для уменьшения выбросов вредных веществ в атмосферу и дополнительно расширяет рынок сбыта природного газа.

Плавание фидерных арктических судов в пределах территориальных вод России (каботаж) позволит вернуться к проблеме использования атомной энергетики на коммерческих транспортных судах, что создаст дополнительные возможности для развития атомной энергетической промышленности РФ в рамках государственной программы снижения зависимости экономики России от нефтегазовой составляющей.

Предлагаемая магистрально-фидерная ТТС создает условия для повышения валютной эффективности торговых операций по экспорту природного газа, так как за счет стоимости транспортировки газа на собственных фидерных танкерах с использованием природного газа в качестве судового топлива увеличивается добавленная стоимость экспортного продукта и расширяется рынок сбыта NG.

Размеры арктических фидерных судов вполне соответствуют техническим возможностям отечественных судостроительных заводов. Поэтому ко многим другим факторам положительного мультипликативного эффекта от внедрения МФ ТТС в Арктике добавляется возможность долгосрочной загрузки заказами Объединенной судостроительной корпорации РФ.

 

Оптимизация корпоративных структур управления транспортными активами

Активизация участия морского транспорта в общем объеме перевозок РФ в связи с возрождением  национальной транспортной магистрали – Северного морского пути – повлечет за собой необходимость расширения функций Администрации СМП с подчинением этой структуры непосредственно правительству РФ и передачи в ведение АСМП всех коммерческих и финансовых вопросов, связанных с формированием государственной политики в Арктике, проведением переговоров с судовладельцами и грузовладельцами, сборами платежей за использование СМП и ледокольного обеспечения.

В то же время для формирования роли государства в арктических перевозках представляется необходимым создать федеральную структуру «Росморфлот» (по аналогии с Росморпортом) с правами и обязанностями  возродить государственные морские пароходства (как с участием частного отечественно капитала, так и без) с тем, чтобы Россия выполняла в Арктике не только функции дворника и швейцара, а непосредственно участвовала в транспортном процессе и извлекала все возможные экономические выгоды (дивиденды) от использования национальной транспортной магистрали с названием Северный морской путь.

Очевидно, с учетом изложенного представляется разумным вновь вернуться к совершенствованию структуры управления транспортной отраслью Российской Федерации, обладающей в отличие от любых других стран планеты огромной территорией и космическими расстояниями, и вынести решение стратегических транспортных проблем на уровень вице-премьера правительства с кураторством транспортными министерствами, в том числе Министерства железнодорожного транспорта, Министерства морского и речного флота, Министерства гражданской авиации, Министерства автомобильного транспорта, Министерства транспортного строительства.

Вернуться к этой теме требует назревающая проблема с финансированием строительства новых атомных линейных ледоколов проекта 22220 мощностью по 60 МВт (ЛК-60), заказчиком которых является ФГУП «Атомфлот» (ГК «Росатом») на основании неоднократно подтвержденных решений руководства Российской  Федерации. Редакция газеты «Морские вести России» в статье «Уходим из Арктики?» в № 7 за июнь 2013 года  совершенно своевременно опасается, что назревает очередной 17-летний долгострой, который имел место быть в недалеком прошлом с АЛК «50 лет Победы».

Очевидно, что проблемы Арктики волнуют исключительно только президента страны и генерального директора ФГУП «Атомфлот» и только в косвенной степени касаются руководства ГК «Росатом», Минтранса и Минфина РФ. Наличие в структуре правительства Министерства морского флота, в состав которого должны быть включены и все речные пароходства, которые в настоящее время уже стали в значительной степени морскими судоходными компаниями, безусловно, позволит находить своевременные решения по реализации приоритетных проектов, формирующих стратегию государства в развитии морехозяйственного комплекса вообще и в Арктике в частности.

Что касается «ледокольных танкеров» вместимостью по 170 тыс. кбм СПГ, дедвейтом 85-90 тыс. тонн, которые по требованию грузовладельцев включены в транспортный проект по обеспечению круглогодичного вывоза СПГ из порта Сабетта, то даже смелые фантасты не могут ответить на вопрос, как можно проводить в тяжелых арктических льдах танкеры с шириной корпуса 54 метра ледоколами, ширина которых не превышает 32 метров. Не только капитаны ледоколов как минимум обеспокоены этой проблемой, но и кораблестроительный институт имени Крылова (С.-Петербург) достаточно убедительно доказал абсолютную несостоятельность такого решения.

Жаль, что автор этого транспортного проекта – наш уважаемый ЦНИИМФ не устоял под напором заказчика «Ямал СПГ» и пошел на поводу у ямало-ненецких эффективных менеджеров без учета мнения арктических судоводителей и корабелов. Хотя, может быть, сермяжная логика в том, что выкручиваться из этих головоломок будут уже другие люди, когда наступит время реализации принимаемых сегодня проектных решений.

Это еще одно подтверждение необходимости иметь в составе правительства Министерство морского флота, которое со всей профессиональной ответственностью будет отвечать за качество и реальность проектов подобного уровня.

 

Морские вести России №9 (2013)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Власти Южной Кореи установили контакт с пропавшим у берегов Сомали судном

Власти Южной Кореи установили контакт с пропавшим у берегов Сомали судном МИД Южной Кореи сообщил в субботу, что команда рыболовецкого судна, в которой есть граждане страны, ...

Студенты Сибирского университета водного транспорта – победители и призёры Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива»

Студенты Сибирского университета водного транспорта – победители и призёры Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива» Студенты Сибирского Государственного университета водного транспорта стали победителями и призёрами ...

Российская экономика

Финансирование программы судостроения для шельфа предложено сократить на 116 млн руб.

Финансирование программы судостроения для шельфа предложено сократить на 116 млн руб. Правительство предлагает сократить финансирование госпрограммы «Развитие судостроения и техники для ...

Руководство «Белкомура» к осени планирует направить в правительство итоговое предложение по проекту

Руководство «Белкомура» к осени планирует направить в правительство итоговое предложение по проекту Руководство компании «Межрегиональная компания «Белкомур» планирует к осени текущего года выйти в пр...

Транспортная политика

Госдума приняла закон, упрощающий процедуру госзакупкок транспортных услуг для Минобороны

Госдума приняла закон, упрощающий процедуру госзакупкок транспортных услуг для Минобороны Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении закон об осуществлении у единого исполнителя госзак...

На Украину прибыло первое судно с углем из ЮАР

На Украину прибыло первое судно с углем из ЮАР На Украину прибыл первый контейнеровоз Panamax с антрацитовым углем, заявил министр энергетики и уго...

Морские порты

Euroports инвестирует в сахарные терминалы более 40 млн евро

Euroports инвестирует в сахарные терминалы более 40 млн евро Глобальный портовый оператор Euroports инвестирует в развитие своих терминалов по перевалке сахара в...

АМПУ и ДП «КТО» завершат строительство волнолома в Одесском порту

АМПУ и ДП «КТО» завершат строительство волнолома в Одесском порту 25 мая 2017 г. Администрация морских портов Украины (АМПУ) и ДП «Контейнерный терминал Одесс...




Морской транспорт

«Северное морское пароходство» не будет выплачивать дивиденды по итогам 2016 – решение собрания акционеров

«Северное морское пароходство» не будет выплачивать дивиденды по итогам 2016 – решение собрания акционеров 26 мая 2017 года состоялось общее годовое собрание акционеров ОАО «Северное морское пароходство», на...

XVI ежегодная конференция деловых партнеров ПАО «Совкомфлот» прошла в Москве

XVI ежегодная конференция деловых партнеров ПАО «Совкомфлот» прошла в Москве 23-24 мая 2017 года в Москве состоялась XVI ежегодная конференция деловых партнеров группы компаний ...

Речной транспорт

Суда стран ЕАЭС получат доступ на внутренние водные пути Союза в упрощенном порядке

Суда стран ЕАЭС получат доступ на внутренние водные пути Союза в упрощенном порядке Проект международного договора о судоходстве согласовали заместители министров транспорта Армении, К...

Суд обязал снести здание Южного речного порта в Москве по иску столичного правительства

Суд обязал снести здание Южного речного порта в Москве по иску столичного правительства Арбитражный суд Москвы в четверг обязал компанию «ССК» (ООО «Столичная судоходная компания»)...

Ж/Д транспорт

Рабочее движение по участку железной дороги в обход Украины откроют в августе

Рабочее движение по участку железной дороги в обход Украины откроют в августе Открытие рабочего движения на участке Журавка - Миллерово двухпутной электрифицированной железной до...

РЖД: подготовка железнодорожной инфраструктуры к ЧМ-2018 обошлась в 15 млрд рублей

РЖД: подготовка железнодорожной инфраструктуры к ЧМ-2018 обошлась в 15 млрд рублей ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) потратило на подготовку железнодорожной инфраструктур...

Авто транспорт

Допуск на рынок грузовых автоперевозок должна контролировать специальная система - эксперт

Допуск на рынок грузовых автоперевозок должна контролировать специальная система - эксперт И.о. председателя межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной от...

Власти РФ должны утвердить «тестовый период» для весогабаритного контроля - доклад Титова

Власти РФ должны утвердить «тестовый период» для весогабаритного контроля - доклад Титова Власти России должны утвердить «тестовый период» внедрения автоматизированной системы весогабаритног...

Аналитика

Транспортная политика

Нормативное громадьё

Нормативное громадьё В России до сих пор не завершено формирование опорной транспортной сети, отсутствует должная координ...

За разумные условия для инвесторов

За разумные условия для инвесторов 15 сентября 2016 года в Керчи состоялось заседание Президиума Госсовета при участии президента, пред...

Морские порты

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике Проектам по созданию современной инфраструктуры в Арктике для обеспечения безопасной и эффективной э...

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт Морской порт Хатанга расположен на реке Хатанге, впадающей в Хатангский залив моря Лаптевых, в 115 м...

Морской транспорт

Исследование свойств судового топлива с растительными композициями

Исследование свойств судового топлива с растительными композициями Введение в последние годы международными организациями новых экологических норм и стандартов привело...

Ледоколы Финского залива

Ледоколы Финского залива Проанализированы ледокольные возможности линейных дизель-электрических ледоколов, эксплуатируемых в ...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Образование для плавсостава морских судов

Образование для плавсостава морских судов Рассматриваемая в настоящих предложениях тема реформы морского образования касается образовательного...

Российский транспортный университет

Российский транспортный университет Перспективы создания Российского транспортного университета волнуют общественность. Было бы неправил...

Грузовая база

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта В 2015 году темпы роста производства в отечественной черной металлургии замедлились, по итогам 2016 ...

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Безопасность мореплавания

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе 17 августа 2016 года в Охотском море были проведены комплексные учения в рамках отработки Плана по п...

МСКЦ Владивосток на вахте

МСКЦ Владивосток на вахте Морской спасательно-координационный центр Владивосток (МСКЦ Владивосток) является структурны...

Севморпуть

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны Архангельская область – один из явных лидеров развития в Арктической зоне России. Это мощный, всесто...

Транспортный потенциал Северного морского пути

Транспортный потенциал Северного морского пути В 1980-е годы 70 портов Советского Союза обеспечивали перевалку около 400 млн тонн внешнеторговых, к...




Судостроение

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества Разработка и внедрение инновационных технологий – составная часть менеджмента качества продукции. В ...

Пассажирский флот нового поколения

Пассажирский флот нового поколения 31 августа 2016 года Средне-Невский судостроительный завод (входит в ОСК) спустил на воду уг...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...