Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Атомный флот – ключ к Арктике

Севморпуть
Атомный флот – ключ к Арктике

Транспортная политика России в акватории Севморпути должна быть пассионарной и при этом гарантированно обеспечивать экологическую безопасность российского сектора Арктики.

В. Збаращенко, начальник Главфлота  Минморфлота и заместитель министра Морского флота СССР  в период 1982-1988 гг.

В 1983 году в условиях дефицита танкерного тоннажа дедвейтом 15 тыс. тонн с усиленным ледовым классом для обеспечения завоза в восточный сектор Арктики всего заявленного к перевозке объема нефтепродуктов для портов Певек, Зеленый Мыс и Тикси из порта Находка была реализована магистрально-фидерная схема перевозок с привлечением крупнотоннажного танкера типа «София» дедвейтом 50 тыс. тонн.

Перевозку нефтепродуктов на расстояние около 2400 миль от Находки до бухты Провидения обеспечил т/к «София» по чистой воде с последующей перевалкой груза по схеме «борт-борт» на три танкера типа «Самотлор», которые доставили груз до конечных получателей в тяжелых ледовых условиях Арктики. Дополнительные расходы по перегрузке нефтепродуктов на фидерные танкеры были компенсированы снижением фрахтовой ставки на плече Находка – Провидения за счет использования более крупного танкера. Поэтому конечные расходы на транспортировку всей партии нефтепродуктов для клиентуры не превысили запланированного уровня.

Примерно такие схемы перевозок в максимально возможной степени должны быть реализованы при обеспечении регулярных круглогодичных транзитных перевозок грузов по Севморпути.

Логистика рассматриваемой магистрально-фидерной транспортно-технологической системы (МФ ТТС) транзитных арктических перевозок заключается в использовании на трассах Северного морского пути (СМП) фидерного тоннажа наивысшего ледового класса максимально допустимой для круглогодичной работы в Арктике грузоподъемности, который обеспечивает перевозку грузов между западными и восточными подходами к границам СМП. Такая схема транспортного обслуживания грузопотоков позволит использовать на перевозках транзитных грузов вне Арктики крупнотоннажный флот с низкой себестоимостью перевозок и без дорогостоящих энергетических установок и ледовых подкреплений корпуса. При этом появляется возможность исключить или минимизировать направление в акваторию СМП конструктивно непригодных для работы в Арктике судов с недостаточно квалифицированными для работы в ледовых условиях экипажами, что имеет первостепенное значение для сведения к минимуму опасности возникновения предпосылок по формированию аварийных ситуаций.

Комплекс мер по разработке проектов МФ ТТС должен обеспечить такие предложения перевозок транзитных грузов, от которых клиентура просто не сможет отказаться в силу их экономической целесообразности, подкрепленной национальным законодательством России, направленным прежде всего на защиту экологии отечественных территорий и акваторий СМП. Это вполне обосновывается правом прибрежного государства – с продолжительностью ледовой обстановки у побережья более 6 месяцев в году – устанавливать национальные правила плавания.

 

Контейнерные перевозки

На первом этапе развития контейнерных МФ ТТС может быть реализован проект Арктической контейнерной линии (АКЛ) Мурманск/Архангельск – Петропавловск-на-Камчатке на перевозках каботажных грузов между европейской частью России и северо-восточными провинциями ДВФО (Камчатка, Чукотка, Курилы, Магаданская область) с последующим подключением грузовой базы контейнерных перевозок внешнеторговых грузов Китая, Японии, Кореи и тихоокеанских регионов США и Канады в рамках торговых операций этих стран с Западной Европой. В портах Петропавловск и Мурманск осуществляется перевалка контейнеров между арктическими контейнеровозами и крупнотоннажным контейнерным флотом, который может не иметь ледового класса. Грузовая база АКЛ – это около 3 млн тонн контейнеропригодных снабженческих и продовольственных грузов, которые доставляются в настоящее время (2012 год) в основном из европейской части России через дальневосточные порты. Обратная загрузка – рыбопродукция и концентраты редкоземельных минералов в биг-бэгах. Для загрузки трёх контейнеровозов вместимостью около 2000 TEU, обеспечивающих круглый год двухнедельную частоту сервиса, достаточно иметь в одном направлении грузопоток около 750 тыс. тонн.

 

Экспортные перевозки сжиженного природного газа (СПГ) из порта Сабетта

В настоящее время рассматривается вариант круглогодичного вывоза СПГ из порта Сабетта как на Запад (Европа), так и на Восток (Китай) на газовозах вместимостью 170 тыс. кубометров СПГ, дедвейтом около 90 тыс. тонн, что практически невозможно даже в однолетних, достигающих толщины около двух метров припайных льдах Обской губы, не говоря уже о Центральной и Восточной Арктике. Но самая сложная проблема для этого проекта лежит в области себестоимости перевозок, так как в настоящее время на перевозках СПГ уже работают газовозы вместимостью по 260 тыс. кбм СПГ и проектируются газовозы вместимостью по 350 тыс. кбм СПГ. Поэтому магистральные газовозы вместимостью 170 тыс. кбм СПГ – это уже вчерашний день по себестоимости перевозок. При этом стоимость обычного газовоза вместимостью 170 тыс. кбм СПГ – около $200 млн, а арктический газовоз, который планируется для обслуживания перевозок из порта Сабетта такой же вместимости, оценивается в $400 млн, что почти в два раза увеличит себестоимость транспортной продукции и, соответственно, ставки фрахта.

В условиях сланцевой газовой революции с постоянно ужесточающейся конкуренцией на газовом рынке необходимо искать другие варианты транспортных решений по вывозу СПГ из порта Сабетта. Такими решениями могли бы стать магистрально-фидерные ТТС как для западного, так и для восточного сектора перевозок СПГ с использованием в качестве фидерного тоннажа танкеров-газовозов с усиленным ледовым классом вместимостью около 90 тыс. кбм СПГ дедвейтом около 50 тыс. тонн для доставки СПГ в бухту Териберка для Западной Европы и в одну из бухт Камчатки или Южной Чукотки (Провидения, Наездник, залив Креста, бухта Аренай у порта Беринговский или глубоководные рейды Камчатки под прикрытием мыса Наварин) для Китая, Кореи, Японии с перевалкой СПГ на магистральные газовозы вместимостью до 350 тыс. кбм СПГ. Технология перевалки СПГ в настоящее время достаточно хорошо отработана на практике.

Вместе с тем с целью оптимизации транспортно-технологического обслуживания газовых провинций в Арктике представляется целесообразным рассмотреть возможность внедрения на фидерных перевозках непосредственно из скважины на шельфе или из магистрального газового трубопровода прибрежных газовых месторождений перевозки природного газа в сжатом с помощью судовых компрессоров до 250 атмосфер состоянии (CNG) в газовых контейнерах, встроенных постоянно в трюмах и на палубе газовоза-контейнеровоза.

Такая технология позволит доставлять природный газ в сжатом состоянии к заводу по сжижению газа в той же Сабетте или Териберке, отказавшись от прокладки в условиях Арктики подводных и протяженных наземных трубопроводов при минимально ограниченном количестве чрезвычайно дорогостоящих заводов по сжижению природного газа.

 

Энергетическое обеспечение перевозок в Арктике

Внедрение в транспортные схемы перевозок магистрально-фидерных ТТС дает возможность обеспечивать перевозки существенного количества транзитных и внешнеторговых грузов на фидерных судах усиленного ледового класса исключительно российскими государственными или государственно-частными судовладельческими компаниями под флагом России с использованием атомной энергетики или природного газа в качестве судового топлива (бункера). В условиях ограниченного рынка сбыта природного газа внедрение в практику мореплавания нового вида судового топлива – природного газа – создает благоприятные предпосылки для уменьшения выбросов вредных веществ в атмосферу и дополнительно расширяет рынок сбыта природного газа.

Плавание фидерных арктических судов в пределах территориальных вод России (каботаж) позволит вернуться к проблеме использования атомной энергетики на коммерческих транспортных судах, что создаст дополнительные возможности для развития атомной энергетической промышленности РФ в рамках государственной программы снижения зависимости экономики России от нефтегазовой составляющей.

Предлагаемая магистрально-фидерная ТТС создает условия для повышения валютной эффективности торговых операций по экспорту природного газа, так как за счет стоимости транспортировки газа на собственных фидерных танкерах с использованием природного газа в качестве судового топлива увеличивается добавленная стоимость экспортного продукта и расширяется рынок сбыта NG.

Размеры арктических фидерных судов вполне соответствуют техническим возможностям отечественных судостроительных заводов. Поэтому ко многим другим факторам положительного мультипликативного эффекта от внедрения МФ ТТС в Арктике добавляется возможность долгосрочной загрузки заказами Объединенной судостроительной корпорации РФ.

 

Оптимизация корпоративных структур управления транспортными активами

Активизация участия морского транспорта в общем объеме перевозок РФ в связи с возрождением  национальной транспортной магистрали – Северного морского пути – повлечет за собой необходимость расширения функций Администрации СМП с подчинением этой структуры непосредственно правительству РФ и передачи в ведение АСМП всех коммерческих и финансовых вопросов, связанных с формированием государственной политики в Арктике, проведением переговоров с судовладельцами и грузовладельцами, сборами платежей за использование СМП и ледокольного обеспечения.

В то же время для формирования роли государства в арктических перевозках представляется необходимым создать федеральную структуру «Росморфлот» (по аналогии с Росморпортом) с правами и обязанностями  возродить государственные морские пароходства (как с участием частного отечественно капитала, так и без) с тем, чтобы Россия выполняла в Арктике не только функции дворника и швейцара, а непосредственно участвовала в транспортном процессе и извлекала все возможные экономические выгоды (дивиденды) от использования национальной транспортной магистрали с названием Северный морской путь.

Очевидно, с учетом изложенного представляется разумным вновь вернуться к совершенствованию структуры управления транспортной отраслью Российской Федерации, обладающей в отличие от любых других стран планеты огромной территорией и космическими расстояниями, и вынести решение стратегических транспортных проблем на уровень вице-премьера правительства с кураторством транспортными министерствами, в том числе Министерства железнодорожного транспорта, Министерства морского и речного флота, Министерства гражданской авиации, Министерства автомобильного транспорта, Министерства транспортного строительства.

Вернуться к этой теме требует назревающая проблема с финансированием строительства новых атомных линейных ледоколов проекта 22220 мощностью по 60 МВт (ЛК-60), заказчиком которых является ФГУП «Атомфлот» (ГК «Росатом») на основании неоднократно подтвержденных решений руководства Российской  Федерации. Редакция газеты «Морские вести России» в статье «Уходим из Арктики?» в № 7 за июнь 2013 года  совершенно своевременно опасается, что назревает очередной 17-летний долгострой, который имел место быть в недалеком прошлом с АЛК «50 лет Победы».

Очевидно, что проблемы Арктики волнуют исключительно только президента страны и генерального директора ФГУП «Атомфлот» и только в косвенной степени касаются руководства ГК «Росатом», Минтранса и Минфина РФ. Наличие в структуре правительства Министерства морского флота, в состав которого должны быть включены и все речные пароходства, которые в настоящее время уже стали в значительной степени морскими судоходными компаниями, безусловно, позволит находить своевременные решения по реализации приоритетных проектов, формирующих стратегию государства в развитии морехозяйственного комплекса вообще и в Арктике в частности.

Что касается «ледокольных танкеров» вместимостью по 170 тыс. кбм СПГ, дедвейтом 85-90 тыс. тонн, которые по требованию грузовладельцев включены в транспортный проект по обеспечению круглогодичного вывоза СПГ из порта Сабетта, то даже смелые фантасты не могут ответить на вопрос, как можно проводить в тяжелых арктических льдах танкеры с шириной корпуса 54 метра ледоколами, ширина которых не превышает 32 метров. Не только капитаны ледоколов как минимум обеспокоены этой проблемой, но и кораблестроительный институт имени Крылова (С.-Петербург) достаточно убедительно доказал абсолютную несостоятельность такого решения.

Жаль, что автор этого транспортного проекта – наш уважаемый ЦНИИМФ не устоял под напором заказчика «Ямал СПГ» и пошел на поводу у ямало-ненецких эффективных менеджеров без учета мнения арктических судоводителей и корабелов. Хотя, может быть, сермяжная логика в том, что выкручиваться из этих головоломок будут уже другие люди, когда наступит время реализации принимаемых сегодня проектных решений.

Это еще одно подтверждение необходимости иметь в составе правительства Министерство морского флота, которое со всей профессиональной ответственностью будет отвечать за качество и реальность проектов подобного уровня.

 

Морские вести России №9 (2013)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Теплоход «Игарка» сел на мель в районе порта Ростов-на-Дону

Теплоход «Игарка» сел на мель в районе порта Ростов-на-Дону На 3125 км реки Дон на Александровском рейде теплоход «Игарка» при съемке с якоря под действием тече...

В Калининграде спустили на воду БДК «Петр Моргунов»

В Калининграде спустили на воду БДК «Петр Моргунов» Спуск на воду большого десантного корабля (БДК) «Петр Моргунов» состоялся 25 мая на Прибалти...

Российская экономика

Финансирование транспорта до 2024 года вырастет в 1,5 раза

Финансирование транспорта до 2024 года вырастет в 1,5 раза К 2024 году финансирование транспортной отрасли может вырасти в 1,5 раза, составив до трех процентов...

Транспортные компании РФ создали ассоциацию для объединения цифровых платформ

Транспортные компании РФ создали ассоциацию для объединения цифровых платформ Российские компании транспортной отрасли объединились для создания ассоциации «Цифровой транспорт и ...

Транспортная политика

Прикаспийские страны завершили переговоры по согласованию ряда пятисторонних документов

Прикаспийские страны завершили переговоры по согласованию ряда пятисторонних документов Прикаспийские страны завершили переговорный процесс по согласованию проектов ряда пятисторонних доку...

В. Олерский принял участие в круглом столе по теме развития судостроения и судоходства в Евразии

В. Олерский принял участие в круглом столе по теме развития судостроения и судоходства в Евразии Замминистра транспорта России – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский в «нулевой» день Петербу...

Морские порты

Грузооборот Универсального перегрузочного комплекса превысил 1 млн тонн

Грузооборот Универсального перегрузочного комплекса превысил 1 млн тонн В I квартале 2018 года ООО «Универсальный перегрузочный комплекс» (УПК, входит в UCL Holding)...

«Ростерминалуголь» с начала 2018 года перевалил на экспорт 9 млн тонн угля

«Ростерминалуголь» с начала 2018 года перевалил на экспорт 9 млн тонн угля АО «Ростерминалуголь», специализированный угольный терминал, входящий в состав холдинга ООО «Управля...




Морской транспорт

Росатом оценивает инвестиции в строительство ледоколов до 2030 г. в 0,5 трлн руб.

Росатом оценивает инвестиции в строительство ледоколов до 2030 г. в 0,5 трлн руб. Госкорпорация «Росатом» считает, что до 2030 года для обеспечения надежной и своевременной навигации...

Росатом предлагает финансировать строительство ледоколов за счет инвесторов и ФНБ

Росатом предлагает финансировать строительство ледоколов за счет инвесторов и ФНБ Госкорпорация «Росатом» предлагает финансировать строительство ледоколов за счет средств Фонда нацио...

Речной транспорт

Развитие Обь-Иртышского бассейна в центре внимания рабочей поездки замглавы Росморречфлота Виктора Вовка

Развитие Обь-Иртышского бассейна в центре внимания рабочей поездки замглавы Росморречфлота Виктора Вовка Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Вовк 24 мая пос...

Завод «Красное Сормово» передал заказчику сухогруз «Пола Макария»

Завод «Красное Сормово» передал заказчику сухогруз «Пола Макария» 24 мая завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) и компания «Пола Райз» подписали акт приема-пе...

Ж/Д транспорт

Единая цифровая платформа для транспорта поможет развитию туризма в России - РЖД

Единая цифровая платформа для транспорта поможет развитию туризма в России - РЖД Единая цифровая платформа для транспортного комплекса России, которую будет развивать созданная веду...

РЖД и ВТБ будут сотрудничать в сфере цифровой экономики

РЖД и ВТБ будут сотрудничать в сфере цифровой экономики РЖД и банк ВТБ в рамках Петербургского международного экономического форума подписали подписали согл...

Авто транспорт

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту в обе стороны за первую неделю с мом...

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР Участники автопробега, который тестирует доставку грузов из китайского города Далянь в Новосибирск, ...

Аналитика

Транспортная политика

Криминальная угроза

Криминальная угроза Статья посвящена рассмотрению эффективности систем безопасности объектов водного транспорта, модели ...

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию 27 марта 2018 года прошла расширенная Коллегия Федерального агентства морского и речного транспорта ...

Морские порты

Эхо войны притаилось на морском дне

Эхо войны притаилось на морском дне Общеизвестно, что подводный ландшафт Черного моря содержит захоронения военного времени, опасные для...

Классные кадры, высокие задачи и… старая проблема!

Классные кадры, высокие задачи и… старая проблема! Основная деятельность порта Де-Кастри связана с отгрузкой на экспорт в страны АТР нефти, добываемой ...

Морской транспорт

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности Требования Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL) ежегодно у...

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле ПАО «Океанрыбфлот» – крупнейшая рыбодобывающая компания страны, лидер экономики Камчатского края, фл...

Речной транспорт

Развивая и внедряя передовые технологии

Развивая и внедряя передовые технологии Протяженность водных путей Обь-Иртышского речного бассейна составляет 14 627 км, которые расположены...

На водных путях Центральной России

На водных путях Центральной России Федеральное государственное бюджетное учреждение «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранс...




Темы

Инфраструктура / Образование

Разведчики морских глубин

Разведчики морских глубин Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В начале ХХ века они с...

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Грузовая база

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок По предварительным оценкам, в 2017 году мировой контейнерооборот вырос более чем на 6% к 2016 го...

Экспортная эйфория

Экспортная эйфория В условиях благоприятной мировой конъюнктуры добыча угля в России в 2017 году выросла на 7,1% и ...

Безопасность мореплавания

Швартовки станут безопасней

Швартовки станут безопасней Европейское агентство по безопасности на море сообщает, что за минувшее десятилетие на морских судах...

Контейнеровозы и батарейки

Контейнеровозы и батарейки Мультимодальные перевозки грузов с привлечением двух и более видов транспорта (mode of transport...

Севморпуть

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...

Альтернативная магистраль

Альтернативная магистраль В настоящее время в области морских перевозок в Арктике происходят революционные изменения в части т...




Судостроение

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Тридцать дней в плену

Тридцать дней в плену Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства.
И вот – новый материал. Его автор...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...