Управление ресурсами при планировании терминала

Инфраструктура / Образование
Управление ресурсами при планировании терминала

Из публикации в публикацию (МП №4, 6, 10 за 2012 г.) автор приводит графики, показывающие изменение во времени тех или иных параметров терминала: необходимого объема хранения груза на складе, занятости кранового оборудования в погрузо-разгрузочных операциях, изменения потока автомобилей на въездном комплексе и т.д.

Это, возможно, представляется странным для специалистов, занимающихся созданием морских и сухопутных терминалов и привыкших иметь дело с проектной документацией и конкретными точечными значениями параметров перегрузочных комплексов.

Тем не менее, в этом разделе будет сделана попытка описать несколько расширенный подход к проектированию этих важнейших инфраструктурных объектов, основанный на идее большего участия заказчика в проектной процедуре.

Александр Кузнецов, д.т.н., профессор кафедры Управления транспортными системами и логистики Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О.Макарова

В настоящее время именно на заказчике лежит бремя ответственности за предпринимательское решение, которым является строительство или модернизация любого грузового терминала. Лишь заказчик, а не проектировщик, обладает всей полнотой информации о внешних коммерческих условиях работы проектируемого порта или терминала, о миссии предприятия и выбранной руководством корпоративной стратегии. Проектировщик в общем случае может лишь подсказать ему то или иное конкретное значение или сделать неявный выбор за него.

Если это устраивает заказчика, то данный материал ему не будет полезен. Возможно, тогда ему лучше будет обратиться к экстрасенсам, которые с помощью не менее загадочных процедур выдадут точные (до единиц контейнеров или кранов, или квадратных метров, или долларов) значения параметров создаваемого объекта.

Между тем, на практике заказывают проект терминала одни люди, проектируют другие, строят третьи, а эксплуатируют четвертые. Последние приспосабливаются к существующим реалиям и очень редко задаются вопросом, почему и как проектные мощности превратились в мощности действующие.

Ошибки заказчиков и проектировщиков, как следствие, со временем теряют краски и списываются на непредвиденное изменение конъюнктуры рынка. Во многом это справедливо, но, тем не менее, более полно осознавать границы ответственности союза заказчика и проектанта представляется полезным.

Общая постановка задачи управления ресурсами

В различных задачах проектирования, планирования и управления производственными объектами приходится иметь дело с оптимизацией ресурсов. Несмотря на возможность частных постановок, в своем большинстве эти задачи сводятся к установлению соответствия между спросом на некоторый ресурс и предложением этого ресурса.

Спрос на ресурсы обычно формируется под влиянием внешних по отношению к проблеме обстоятельств (не находящихся под непосредственным управлением лиц, принимающих решения), а предложение ресурса является управляемым параметром. Собственно управление в этом смысле есть изменение предложения ресурса таким образом, чтобы оно соответствовало спросу. Безусловно, наилучшим соответствием (так сказать законом управления) является тождественность спроса и предложения.

В то же время, динамика изменений спроса и предложения различна. Различны и материальные затраты на изменение ресурса с той или иной желаемой динамикой. Это происходит потому, что спрос в большинстве случаев имеет более высокую динамику и большие флуктуации относительно трендовых значений. Ресурс же обладает большей инертностью: его создание требует затрат (материальных и временных), а будучи созданным, ресурс характеризуется той или иной ликвидностью (что с ним делать в случае снижения спроса?).

Задачи управления ресурсами (планирование изменений) в долгосрочной и среднесрочной перспективе изучает логистика. В этой статье рассматривается задача управления ресурсами в локальной (краткосрочной) постановке.

Пусть мы имеем ретроспективной или прогнозируемый спрос на некоторый произвольный ресурс d(t). Каково должно быть оптимальное значение предложения на ресурс, принимаемого на интервале рассмотрения за постоянную величину c(t)=cr=const?

Очевидно, что если cк будет больше любого возможного значения d(t) на всем интервале изучения T, то спрос на ресурс будет всегда удовлетворен. В то же время, это будет достигаться той ценой, что на всем интервале изучения T ресурс будет представлен в избытке, суммарное значение которого показано выделенной площадью на рисунке 1.

Рис. 1. Избыток ресурса

Если уровень ресурса будет ниже минимального значения d(t) на интервале изучения T, то спрос на ресурс никогда не будет удовлетворен полностью. Суммарное значение дефицита ресурса показано выделенной площадью на рисунке 2.

Рис. 2. Дефицит ресурса

Как избыток, так и дефицит ресурса связаны с потерями разного рода. Это позволяет уточнить формулировку заданного ранее вопроса: каково должно быть значение cr, чтобы совокупные потери были бы минимальны?

Для ответа на этот вопрос рассмотрим простой график спроса на ресурс d(t) и различные уровни предложения ресурса (рисунок 3).

Рис. 3. Спрос на ресурс и различные уровни предложения ресурса

Очевидно, что разные уровни предложения ресурса будут связаны с различными суммарными избытками и дефицитами (пример для значения с=10 на рисунке 4).

Рис. 4. Избыток и дефицит ресурса при уровне с=10

Подсчитав площади под кривыми дефицита и избытка для каждого значения с (от 9 до 11,5, приведенные на рисунке 6), наблюдаемого на конкретном интервале [0,Т], можно построить зависимость их суммарных объемов от уровня предоставления ресурса cr (рисунок 5).

Рис. 5. Зависимость избытка и дефицита ресурса от уровня его предложения

Метод математической статистики

Для получения более общих результатов воспользуемся известным математическим приемом, заимствованным из арсенала математической статистики. Действительно, спрос на ресурс представляет собой изменяющуюся во времени случайную величину d(t). Разобьем весь диапазон изменений функции [dmin, dmax] на какое-то количество равных отрезков, называемых «карманами» (рисунок 6).

Рис. 6. Разбиение диапазона значений на «карманы»

При изменении аргумента на интервале [0,Т] с шагом Δt мы получим N=N/Δt отсчетов значений функции и можем подсчитать количество этих отсчетов, попавших в различные «карманы» (рисунок 7).

Рис. 7. Гистограмма попадания значений в «карманы»

Разделив каждое значение числа отсчетов, попавших в различные «карманы», на общее число отсчетов N, мы получим нормированную частоту значений (плотность распределения) функции d(t). Общая площадь под этой кривой плотности будет равна 1 (рисунок 8).

Рис. 8. Плотность распределения функции d(t)

В свою очередь, эта зависимость позволяет построить интегральную функцию распределения F(d), суммируя значения плотности вероятности, приведенной на рисунке 8.

Легко убедиться, что суммарные значения дефицита и избытка ресурса определяются площадями, показанными на рисунке 9 (пример для значения с=10).

Рис. 9. Избыток и дефицит ресурса при с=10

В результате можно построить зависимости суммарных значений избытка Sизб и дефицита Sдеф от уровня предложения ресурса, аналогичные показанным на рисунке 5, используя только плотности или интегральные кривые распределения, показанные на рисунке 8.

В простейшем случае суммарные потери от избытка и дефицита ресурса суммируются, что позволяет найти значение уровня предложения ресурса, обеспечивающего минимум (рисунок 10).

Рис. 10. Суммарные потери и их минимизация

Потери, связанные с избытком или дефицитом ресурса, могут быть разными по важности. Например, если загрузка пассажирского судна меняется от рейса к рейсу, планировать обеспечение спасательными средствами по средним величинам будет представляться кощунственным, а колебания спроса на компьютеры не заставит продавца иметь гарантированный запас на все случаи спроса.

Если обозначить удельную стоимость потерь, связанных с появлением избытка ресурса, как αизб, а удельную стоимость потерь, связанных с возникновением дефицита ресурса как αдеф, то суммарный функционал потерь Ф(cr) для оптимизации уровня предложения ресурса можно представить в линейной форме Ф(cr)=αизб*Sизбдеф*Sдеф. Это позволяет варьировать относительные величины стоимости потерь (рисунок 11).

Рис. 11. Зависимость оптимального значения от соотношения стоимостей потерь

Следует подчеркнуть, что понятие «стоимости потерь» носит достаточно общий характер. Более того, в большинстве случаев оно не выражается в денежной форме. Этот факт является важным, поскольку на ранних стадиях проектирования и планирования деятельности производственных объектов получение достоверных денежных показателей представляется затруднительным. С другой стороны, формирование миссии предприятия и его бизнес-стратегии как правило производится как раз на начальных этапах и как раз в формате и сравнительных величин.

Заключение

В нашем примере использовались простейшие «гладкие» кривые функции спроса на ресурс. Реальные кривые потребности в ресурсе характеризуются большой «изломанностью» вследствие наложения стохастических факторов.

Любопытно отметить, что эти кривые являются синусоидами, на которые наложены равномерно распределенные интервалы ошибок. Определить это визуально по виду графиков довольно сложно, в то время как интегральные функции распределения «не замечают» эти неважные для общей картины флуктуации.

Еще один вывод, который можно сделать из этих простых примеров, состоит в том, что в основе кажущихся случайными процессов могут лежать жесткие регулярные закономерности. А могут, к сожалению, и не лежать.

Морские порты №3 (2013)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Корвет ВМФ РФ «Совершенный» сбил крылатую ракету

Корвет ВМФ РФ «Совершенный» сбил крылатую ракету «Совершенный» провел в море артиллерийские стрельбы, во время которых сбил крылатую ракету условного...

Подведены итоги конкурса на рекламный слоган для «Севморзавода»

Подведены итоги конкурса на рекламный слоган для «Севморзавода» В преддверии Дня кораблестроителя (29 июня), конкурсная комиссия филиала «Севастопольский мо...

Российская экономика

PowerChina представит ТЭО моста через реку Лена на площадке форума во Владивостоке

PowerChina представит ТЭО моста через реку Лена на площадке форума во Владивостоке Китайская компания PowerChina представит проект технико-экономического обоснования строительства мос...

К 2018 году в Керчи запустят пункт по приему и переработке рыбы мощностью до 40 тыс. тонн в год

К 2018 году в Керчи запустят пункт по приему и переработке рыбы мощностью до 40 тыс. тонн в год Первая очередь комплекса, которую планируется сдать в 2017 году, включает реконструкцию действующего...

Транспортная политика

Кабмин разработал поправки к законопроекту о расширении понятия «каботаж»

Кабмин разработал поправки к законопроекту о расширении понятия «каботаж» Правительство РФ предлагает внести поправки к проекту федерального закона о расширении понятия «кабо...

Парламент Латвии ратифицировал договор о строительстве Rail Baltica

Парламент Латвии ратифицировал договор о строительстве Rail Baltica Сейм (парламент) Латвии в четверг на заседании ратифицировал подписанное премьер- министрами...

Морские порты

«Ростерминалуголь» погрузил 11-миллионную тонну угля с начала года на крупнейшее судно в истории порта Усть-Луга

«Ростерминалуголь» погрузил 11-миллионную тонну угля с начала года на крупнейшее судно в истории порта Усть-Луга АО «Ростерминалуголь» отгрузил 11-миллионную тонну угля с начала года. Она вошла в судовую партию са...

Грузооборот порта Клайпеда и терминала Бутинге за 5 месяцев вырос на 3,1%, до 20,8 млн т

Грузооборот порта Клайпеда и терминала Бутинге за 5 месяцев вырос на 3,1%, до 20,8 млн т Грузооборот порта Клайпеда (Литва) и терминала Бутинге в январе-мае 2017 года увеличился на ...




Морской транспорт

Паромы на линии Балтийск - Усть-Луга продолжат ходить без таможенного транзита до 2018 г.

Паромы на линии Балтийск - Усть-Луга продолжат ходить без таможенного транзита до 2018 г. Эксперимент по движению морских судов на паромной линии Балтийск - Усть-Луга без таможенного транзит...

Началась проводка верхнего строения плавучего жилого модуля ПЖМ-2 по ВКМСК

Началась проводка верхнего строения плавучего жилого модуля ПЖМ-2 по ВКМСК 27 июня 2017 года из морского порта Астрахань начался переход баржебуксирного каравана по направлени...

Речной транспорт

Невский завод сдал казахстанскому заказчику второй сухогруз проекта RSD49 «Атамекен»

Невский завод сдал казахстанскому заказчику второй сухогруз проекта RSD49 «Атамекен» 8 июня 2017 года Невский Судостроительно-Судоремонтный завод сдал казахстанскому заказчику девятое м...

Грузопассажирский порт в Пояркове перестроят под поставки зерна и сои в Китай

Грузопассажирский порт в Пояркове перестроят под поставки зерна и сои в Китай Реконструкция смешанного грузопассажирского пункта пропуска через российско-китайскую границу в Пояр...

Ж/Д транспорт

Ограничение допуска российских вагонов связано со стандартами Казахстана - министр

Ограничение допуска российских вагонов связано со стандартами Казахстана - министр Ограничение допуска российских инновационных железнодорожных вагонов в Казахстан связано со стандарт...

Казахстан ограничил допуск российских инновационных вагонов на свою сеть желдорог

Казахстан ограничил допуск российских инновационных вагонов на свою сеть желдорог Казахстан ограничил допуск российских инновационных вагонов на свою сеть железных дорог, ссылаясь на...

Авто транспорт

Соколов дал регионам еще две недели на конкурсы по программе ремонта дорог - до 15 июля

Соколов дал регионам еще две недели на конкурсы по программе ремонта дорог - до 15 июля Регионы России, которые не успеют провести основные конкурсы на ремонт дорог в рамках реализации про...

«Платон» с момента запуска системы собрал более 27,1 млрд руб. в дорожный фонд - Минтранс РФ

«Платон» с момента запуска системы собрал более 27,1 млрд руб. в дорожный фонд - Минтранс РФ Поступления в Дорожный фонд с момента запуска системы взимания платы за проезд большегрузных автомоб...

Аналитика

Транспортная политика

Отечественное судоходство развивается

Отечественное судоходство развивается 15 декабря 2016 года состоялось совместное расширенное заседание Коллегии Федерального агентства мор...

Высокая инициативность дает результаты

Высокая инициативность дает результаты В декабре 2016 года в Минтрансе России традиционно состоялся итоговый совет директоров Ассоциации мо...

Морские порты

Свободный порт – инструмент повышения конкурентоспособности

Свободный порт – инструмент повышения конкурентоспособности Зона с особыми экономическими условиями Свободный порт Владивосток (СПВ) начала функциониров...

Стабильный рост в порту Охотск. Пока…

Стабильный рост в порту Охотск. Пока… На деятельность в морском порту Охотск, как и во многих других северных портах, в немалой степени ок...

Морской транспорт

Газовому флоту СКФ – десять лет

Газовому флоту СКФ – десять лет Перевозки сжиженного газа – довольно стабильный вид деятельности, построенный в основном на долгосро...

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В этом году флот «Совкомфлота» уже пополнился двумя ультрасовременными арктическими челночными танке...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства

ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства В №4 «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах отраслевых университетов. В этом номере р...

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: кафедра технических средств судовождения

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: кафедра технических средств судовождения В №4 (2016) «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В э...

Грузовая база

Китай как центр зарождения российских контейнеропотоков

Китай как центр зарождения российских контейнеропотоков В российских внешнеторговых перевозках в настоящее время лидирующие позиции по объему перевозок зани...

Фактор роста – внутреннее потребление

Фактор роста – внутреннее потребление В 2015 году в российской цветной металлургии наметилась тенденция снижения производства, в 2016 году...

Безопасность мореплавания

Сюрвейерская деятельность как часть безопасности мореплавания

Сюрвейерская деятельность как часть безопасности мореплавания Многообразие, характер и условия перевозки грузов морским транспортом имеют свою специфику, с которо...

Правила МППСС-72: неопределенность в принятии решения

Правила МППСС-72: неопределенность в принятии решения Проблемы, связанные с аварийностью на морском флоте, ставят человечество без преувеличения на грань ...

Севморпуть

Система комплексной безопасности

Система комплексной безопасности В соответствии с «Основами государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую...

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс)

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс) Актуальная тема сегодняшнего дня – Полярный кодекс. Принятый ИМО и обязательный по конвенциям СОЛАС ...




Судостроение

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

«С «Авророй» наши люди вписали свои имена в историю»

«С «Авророй» наши люди вписали свои имена в историю» За свою более чем 150-летнюю историю Кронштадтский Морской завод отремонтировал свыше 10 тысяч кораб...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...