Управление ресурсами при планировании терминала

Инфраструктура / Образование
Управление ресурсами при планировании терминала

Из публикации в публикацию (МП №4, 6, 10 за 2012 г.) автор приводит графики, показывающие изменение во времени тех или иных параметров терминала: необходимого объема хранения груза на складе, занятости кранового оборудования в погрузо-разгрузочных операциях, изменения потока автомобилей на въездном комплексе и т.д.

Это, возможно, представляется странным для специалистов, занимающихся созданием морских и сухопутных терминалов и привыкших иметь дело с проектной документацией и конкретными точечными значениями параметров перегрузочных комплексов.

Тем не менее, в этом разделе будет сделана попытка описать несколько расширенный подход к проектированию этих важнейших инфраструктурных объектов, основанный на идее большего участия заказчика в проектной процедуре.

Александр Кузнецов, д.т.н., профессор кафедры Управления транспортными системами и логистики Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О.Макарова

В настоящее время именно на заказчике лежит бремя ответственности за предпринимательское решение, которым является строительство или модернизация любого грузового терминала. Лишь заказчик, а не проектировщик, обладает всей полнотой информации о внешних коммерческих условиях работы проектируемого порта или терминала, о миссии предприятия и выбранной руководством корпоративной стратегии. Проектировщик в общем случае может лишь подсказать ему то или иное конкретное значение или сделать неявный выбор за него.

Если это устраивает заказчика, то данный материал ему не будет полезен. Возможно, тогда ему лучше будет обратиться к экстрасенсам, которые с помощью не менее загадочных процедур выдадут точные (до единиц контейнеров или кранов, или квадратных метров, или долларов) значения параметров создаваемого объекта.

Между тем, на практике заказывают проект терминала одни люди, проектируют другие, строят третьи, а эксплуатируют четвертые. Последние приспосабливаются к существующим реалиям и очень редко задаются вопросом, почему и как проектные мощности превратились в мощности действующие.

Ошибки заказчиков и проектировщиков, как следствие, со временем теряют краски и списываются на непредвиденное изменение конъюнктуры рынка. Во многом это справедливо, но, тем не менее, более полно осознавать границы ответственности союза заказчика и проектанта представляется полезным.

Общая постановка задачи управления ресурсами

В различных задачах проектирования, планирования и управления производственными объектами приходится иметь дело с оптимизацией ресурсов. Несмотря на возможность частных постановок, в своем большинстве эти задачи сводятся к установлению соответствия между спросом на некоторый ресурс и предложением этого ресурса.

Спрос на ресурсы обычно формируется под влиянием внешних по отношению к проблеме обстоятельств (не находящихся под непосредственным управлением лиц, принимающих решения), а предложение ресурса является управляемым параметром. Собственно управление в этом смысле есть изменение предложения ресурса таким образом, чтобы оно соответствовало спросу. Безусловно, наилучшим соответствием (так сказать законом управления) является тождественность спроса и предложения.

В то же время, динамика изменений спроса и предложения различна. Различны и материальные затраты на изменение ресурса с той или иной желаемой динамикой. Это происходит потому, что спрос в большинстве случаев имеет более высокую динамику и большие флуктуации относительно трендовых значений. Ресурс же обладает большей инертностью: его создание требует затрат (материальных и временных), а будучи созданным, ресурс характеризуется той или иной ликвидностью (что с ним делать в случае снижения спроса?).

Задачи управления ресурсами (планирование изменений) в долгосрочной и среднесрочной перспективе изучает логистика. В этой статье рассматривается задача управления ресурсами в локальной (краткосрочной) постановке.

Пусть мы имеем ретроспективной или прогнозируемый спрос на некоторый произвольный ресурс d(t). Каково должно быть оптимальное значение предложения на ресурс, принимаемого на интервале рассмотрения за постоянную величину c(t)=cr=const?

Очевидно, что если cк будет больше любого возможного значения d(t) на всем интервале изучения T, то спрос на ресурс будет всегда удовлетворен. В то же время, это будет достигаться той ценой, что на всем интервале изучения T ресурс будет представлен в избытке, суммарное значение которого показано выделенной площадью на рисунке 1.

Рис. 1. Избыток ресурса

Если уровень ресурса будет ниже минимального значения d(t) на интервале изучения T, то спрос на ресурс никогда не будет удовлетворен полностью. Суммарное значение дефицита ресурса показано выделенной площадью на рисунке 2.

Рис. 2. Дефицит ресурса

Как избыток, так и дефицит ресурса связаны с потерями разного рода. Это позволяет уточнить формулировку заданного ранее вопроса: каково должно быть значение cr, чтобы совокупные потери были бы минимальны?

Для ответа на этот вопрос рассмотрим простой график спроса на ресурс d(t) и различные уровни предложения ресурса (рисунок 3).

Рис. 3. Спрос на ресурс и различные уровни предложения ресурса

Очевидно, что разные уровни предложения ресурса будут связаны с различными суммарными избытками и дефицитами (пример для значения с=10 на рисунке 4).

Рис. 4. Избыток и дефицит ресурса при уровне с=10

Подсчитав площади под кривыми дефицита и избытка для каждого значения с (от 9 до 11,5, приведенные на рисунке 6), наблюдаемого на конкретном интервале [0,Т], можно построить зависимость их суммарных объемов от уровня предоставления ресурса cr (рисунок 5).

Рис. 5. Зависимость избытка и дефицита ресурса от уровня его предложения

Метод математической статистики

Для получения более общих результатов воспользуемся известным математическим приемом, заимствованным из арсенала математической статистики. Действительно, спрос на ресурс представляет собой изменяющуюся во времени случайную величину d(t). Разобьем весь диапазон изменений функции [dmin, dmax] на какое-то количество равных отрезков, называемых «карманами» (рисунок 6).

Рис. 6. Разбиение диапазона значений на «карманы»

При изменении аргумента на интервале [0,Т] с шагом Δt мы получим N=N/Δt отсчетов значений функции и можем подсчитать количество этих отсчетов, попавших в различные «карманы» (рисунок 7).

Рис. 7. Гистограмма попадания значений в «карманы»

Разделив каждое значение числа отсчетов, попавших в различные «карманы», на общее число отсчетов N, мы получим нормированную частоту значений (плотность распределения) функции d(t). Общая площадь под этой кривой плотности будет равна 1 (рисунок 8).

Рис. 8. Плотность распределения функции d(t)

В свою очередь, эта зависимость позволяет построить интегральную функцию распределения F(d), суммируя значения плотности вероятности, приведенной на рисунке 8.

Легко убедиться, что суммарные значения дефицита и избытка ресурса определяются площадями, показанными на рисунке 9 (пример для значения с=10).

Рис. 9. Избыток и дефицит ресурса при с=10

В результате можно построить зависимости суммарных значений избытка Sизб и дефицита Sдеф от уровня предложения ресурса, аналогичные показанным на рисунке 5, используя только плотности или интегральные кривые распределения, показанные на рисунке 8.

В простейшем случае суммарные потери от избытка и дефицита ресурса суммируются, что позволяет найти значение уровня предложения ресурса, обеспечивающего минимум (рисунок 10).

Рис. 10. Суммарные потери и их минимизация

Потери, связанные с избытком или дефицитом ресурса, могут быть разными по важности. Например, если загрузка пассажирского судна меняется от рейса к рейсу, планировать обеспечение спасательными средствами по средним величинам будет представляться кощунственным, а колебания спроса на компьютеры не заставит продавца иметь гарантированный запас на все случаи спроса.

Если обозначить удельную стоимость потерь, связанных с появлением избытка ресурса, как αизб, а удельную стоимость потерь, связанных с возникновением дефицита ресурса как αдеф, то суммарный функционал потерь Ф(cr) для оптимизации уровня предложения ресурса можно представить в линейной форме Ф(cr)=αизб*Sизбдеф*Sдеф. Это позволяет варьировать относительные величины стоимости потерь (рисунок 11).

Рис. 11. Зависимость оптимального значения от соотношения стоимостей потерь

Следует подчеркнуть, что понятие «стоимости потерь» носит достаточно общий характер. Более того, в большинстве случаев оно не выражается в денежной форме. Этот факт является важным, поскольку на ранних стадиях проектирования и планирования деятельности производственных объектов получение достоверных денежных показателей представляется затруднительным. С другой стороны, формирование миссии предприятия и его бизнес-стратегии как правило производится как раз на начальных этапах и как раз в формате и сравнительных величин.

Заключение

В нашем примере использовались простейшие «гладкие» кривые функции спроса на ресурс. Реальные кривые потребности в ресурсе характеризуются большой «изломанностью» вследствие наложения стохастических факторов.

Любопытно отметить, что эти кривые являются синусоидами, на которые наложены равномерно распределенные интервалы ошибок. Определить это визуально по виду графиков довольно сложно, в то время как интегральные функции распределения «не замечают» эти неважные для общей картины флуктуации.

Еще один вывод, который можно сделать из этих простых примеров, состоит в том, что в основе кажущихся случайными процессов могут лежать жесткие регулярные закономерности. А могут, к сожалению, и не лежать.

Морские порты №3 (2013)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Минобороны заявило об угрозе срыва поставок двух новейших кораблей

Минобороны заявило об угрозе срыва поставок двух новейших кораблей Из-за задержек выполнения концерном «Алмаз Антей» опытно-конструкторских работ под угрозой срыва нах...

Ученый совет ВГУВТ одобрил работу ректора

Ученый совет ВГУВТ одобрил работу ректора В Волжском государственном университете водного транспорта на заседании Ученого совета ректор вуза р...

Российская экономика

На Пролетарском заводе отработали новые приемы по развитию Производственной системы ОСК

На Пролетарском заводе отработали новые приемы по развитию Производственной системы ОСК На Пролетарском заводе (входит в ОСК) с 13 по 17 марта 2017 года состоялся практический семи...

На Камчатке создан первый рыбный терминал

На Камчатке создан первый рыбный терминал Первый рыбный терминал «Альянс-Камчатка», который обеспечит полный комплекс услуг для рыбодобывающих...

Транспортная политика

Д. Медведев подписал постановление о повышении тарифа в системе «Платон» с 15 апреля

Д. Медведев подписал постановление о повышении тарифа в системе «Платон» с 15 апреля Правительство РФ продлило льготный период системы «Платон», повысив тариф с 15 апреля до 1,91 руб./к...

Медведев поддержал создание саморегулирующейся организации в сфере грузоперевозок

Медведев поддержал создание саморегулирующейся организации в сфере грузоперевозок Премьер-министр России Дмитрий Медведев поддерживает создание саморегулирующейся организации в сфере...

Морские порты

Global Ports обжалует предписание ФАС в отношении своих стивидоров

Global Ports обжалует предписание ФАС в отношении своих стивидоров Группа Global Ports оспорит в суде решение ФАС, в отношении к входящим в группу АО ПКТ, АО «Петролес...

Главгосэкспертиза одобрила проект реконструкции порта крымской Евпатории

Главгосэкспертиза одобрила проект реконструкции порта крымской Евпатории Главное управление государственной экспертизы (Главгосэкспертиза) одобрило проект строительс...




Морской транспорт

В Калининграде заложат траулер «Ударник» для камчатских рыбаков

В Калининграде заложат траулер «Ударник» для камчатских рыбаков Траулер-сейнер для рыбаков Камчатки заложат в пятницу на Прибалтийском судостроительном заводе (...

Правительство готово поменять законодательство ради приватизации «Совкомфлота»

Правительство готово поменять законодательство ради приватизации «Совкомфлота» Акциями «Совкофлота» интересуются негосударственные пенсионные фонды, но тогда компанию придется экс...

Речной транспорт

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока Навигация грузов по Енисею начнется на пять-десять дней раньше обычного из-за теплой погоды и раннег...

Три теплохода привлекут для перевозок пассажиров Таймыра на время реконструкции аэропорта

Три теплохода привлекут для перевозок пассажиров Таймыра на время реконструкции аэропорта Перевозки пассажиров по линии Дудинка - Красноярск на время реконструкции предстоящим летом аэропорт...

Ж/Д транспорт

ФАС проверяет СОЖТ по своим «внутренним доводам», вопросов о ставках на вагоны нет - союз операторов

ФАС проверяет СОЖТ по своим «внутренним доводам», вопросов о ставках на вагоны нет - союз операторов ФАС РФ проводит проверку саморегулируемой организации «Союз участников рынка услуг операторов железн...

РЖД запускают в эксплуатацию электронную торговую площадку для заказа грузовых перевозок

РЖД запускают в эксплуатацию электронную торговую площадку для заказа грузовых перевозок ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) приступает к поэтапному запуску электронной торговой ...

Авто транспорт

Повышение штрафов «Платона» обсуждается в диапазоне до 10-50 тыс. рублей, законопроект, допускающий более одного штрафа в сутки, подготовлен - Минтранс

Повышение штрафов «Платона» обсуждается в диапазоне до 10-50 тыс. рублей, законопроект, допускающий более одного штрафа в сутки, подготовлен - Минтранс Повышение штрафа в системе взимания платы с большегрузных автомобилей «Платон» обсуждается в диапазо...

Автодор внедряет систему предупреждения антимонопольных рисков

Автодор внедряет систему предупреждения антимонопольных рисков Государственная компания «Автодор» внедряет систему предупреждения антимонопольных рисков (компл...

Аналитика

Транспортная политика

Росморречфлот в цифрах и планах

Росморречфлот в цифрах и планах Итоги 2015 года были в центре внимания расширенного заседания Коллегии Федерального Агентства морско...

Морская коллегия отправилась в Крым

Морская коллегия отправилась в Крым В начале апреля (2016) в Крыму состоялось заседание Морской коллегии при Правительстве РФ по...

Морские порты

Порту Ванино без помощи государства не обойтись

Порту Ванино без помощи государства не обойтись Большие надежды по укреплению экономики Хабаровского края связаны с развитием морских перевозок, в т...

Порт Высоцкий: рекордам кризис не помеха

Порт Высоцкий: рекордам кризис не помеха Образованное в 2004 году ООО «Порт Высоцкий» сегодня является основным оператором по оказанию стивид...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...




Темы

Инфраструктура / Образование

Непосредственный и фоновый культурный диалоги

Непосредственный и фоновый культурный диалоги Вывести ученика за рамки двухмерного пространства, показать глубины проблемы и отыскать вместе с ним...

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы Многолетние традиции отечественного морского образования в сочетании с современными технологиями – э...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Второе рождение легендарного «Сомова»

Второе рождение легендарного «Сомова» «Михаил Сомов» – судно известное, работающее в ледовых условиях более четырех десятилетий. Флагман а...

Якутия хочет в Арктику

Якутия хочет в Арктику В Стратегии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года одной из тенденц...




Судостроение

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха За более чем вековую историю Средне-Невский судостроительный завод переживал разные этапы: годы стан...

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...