Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Управление ресурсами при планировании терминала

Инфраструктура / Образование
Управление ресурсами при планировании терминала

Из публикации в публикацию (МП №4, 6, 10 за 2012 г.) автор приводит графики, показывающие изменение во времени тех или иных параметров терминала: необходимого объема хранения груза на складе, занятости кранового оборудования в погрузо-разгрузочных операциях, изменения потока автомобилей на въездном комплексе и т.д.

Это, возможно, представляется странным для специалистов, занимающихся созданием морских и сухопутных терминалов и привыкших иметь дело с проектной документацией и конкретными точечными значениями параметров перегрузочных комплексов.

Тем не менее, в этом разделе будет сделана попытка описать несколько расширенный подход к проектированию этих важнейших инфраструктурных объектов, основанный на идее большего участия заказчика в проектной процедуре.

Александр Кузнецов, д.т.н., профессор кафедры Управления транспортными системами и логистики Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О.Макарова

В настоящее время именно на заказчике лежит бремя ответственности за предпринимательское решение, которым является строительство или модернизация любого грузового терминала. Лишь заказчик, а не проектировщик, обладает всей полнотой информации о внешних коммерческих условиях работы проектируемого порта или терминала, о миссии предприятия и выбранной руководством корпоративной стратегии. Проектировщик в общем случае может лишь подсказать ему то или иное конкретное значение или сделать неявный выбор за него.

Если это устраивает заказчика, то данный материал ему не будет полезен. Возможно, тогда ему лучше будет обратиться к экстрасенсам, которые с помощью не менее загадочных процедур выдадут точные (до единиц контейнеров или кранов, или квадратных метров, или долларов) значения параметров создаваемого объекта.

Между тем, на практике заказывают проект терминала одни люди, проектируют другие, строят третьи, а эксплуатируют четвертые. Последние приспосабливаются к существующим реалиям и очень редко задаются вопросом, почему и как проектные мощности превратились в мощности действующие.

Ошибки заказчиков и проектировщиков, как следствие, со временем теряют краски и списываются на непредвиденное изменение конъюнктуры рынка. Во многом это справедливо, но, тем не менее, более полно осознавать границы ответственности союза заказчика и проектанта представляется полезным.

Общая постановка задачи управления ресурсами

В различных задачах проектирования, планирования и управления производственными объектами приходится иметь дело с оптимизацией ресурсов. Несмотря на возможность частных постановок, в своем большинстве эти задачи сводятся к установлению соответствия между спросом на некоторый ресурс и предложением этого ресурса.

Спрос на ресурсы обычно формируется под влиянием внешних по отношению к проблеме обстоятельств (не находящихся под непосредственным управлением лиц, принимающих решения), а предложение ресурса является управляемым параметром. Собственно управление в этом смысле есть изменение предложения ресурса таким образом, чтобы оно соответствовало спросу. Безусловно, наилучшим соответствием (так сказать законом управления) является тождественность спроса и предложения.

В то же время, динамика изменений спроса и предложения различна. Различны и материальные затраты на изменение ресурса с той или иной желаемой динамикой. Это происходит потому, что спрос в большинстве случаев имеет более высокую динамику и большие флуктуации относительно трендовых значений. Ресурс же обладает большей инертностью: его создание требует затрат (материальных и временных), а будучи созданным, ресурс характеризуется той или иной ликвидностью (что с ним делать в случае снижения спроса?).

Задачи управления ресурсами (планирование изменений) в долгосрочной и среднесрочной перспективе изучает логистика. В этой статье рассматривается задача управления ресурсами в локальной (краткосрочной) постановке.

Пусть мы имеем ретроспективной или прогнозируемый спрос на некоторый произвольный ресурс d(t). Каково должно быть оптимальное значение предложения на ресурс, принимаемого на интервале рассмотрения за постоянную величину c(t)=cr=const?

Очевидно, что если cк будет больше любого возможного значения d(t) на всем интервале изучения T, то спрос на ресурс будет всегда удовлетворен. В то же время, это будет достигаться той ценой, что на всем интервале изучения T ресурс будет представлен в избытке, суммарное значение которого показано выделенной площадью на рисунке 1.

Рис. 1. Избыток ресурса

Если уровень ресурса будет ниже минимального значения d(t) на интервале изучения T, то спрос на ресурс никогда не будет удовлетворен полностью. Суммарное значение дефицита ресурса показано выделенной площадью на рисунке 2.

Рис. 2. Дефицит ресурса

Как избыток, так и дефицит ресурса связаны с потерями разного рода. Это позволяет уточнить формулировку заданного ранее вопроса: каково должно быть значение cr, чтобы совокупные потери были бы минимальны?

Для ответа на этот вопрос рассмотрим простой график спроса на ресурс d(t) и различные уровни предложения ресурса (рисунок 3).

Рис. 3. Спрос на ресурс и различные уровни предложения ресурса

Очевидно, что разные уровни предложения ресурса будут связаны с различными суммарными избытками и дефицитами (пример для значения с=10 на рисунке 4).

Рис. 4. Избыток и дефицит ресурса при уровне с=10

Подсчитав площади под кривыми дефицита и избытка для каждого значения с (от 9 до 11,5, приведенные на рисунке 6), наблюдаемого на конкретном интервале [0,Т], можно построить зависимость их суммарных объемов от уровня предоставления ресурса cr (рисунок 5).

Рис. 5. Зависимость избытка и дефицита ресурса от уровня его предложения

Метод математической статистики

Для получения более общих результатов воспользуемся известным математическим приемом, заимствованным из арсенала математической статистики. Действительно, спрос на ресурс представляет собой изменяющуюся во времени случайную величину d(t). Разобьем весь диапазон изменений функции [dmin, dmax] на какое-то количество равных отрезков, называемых «карманами» (рисунок 6).

Рис. 6. Разбиение диапазона значений на «карманы»

При изменении аргумента на интервале [0,Т] с шагом Δt мы получим N=N/Δt отсчетов значений функции и можем подсчитать количество этих отсчетов, попавших в различные «карманы» (рисунок 7).

Рис. 7. Гистограмма попадания значений в «карманы»

Разделив каждое значение числа отсчетов, попавших в различные «карманы», на общее число отсчетов N, мы получим нормированную частоту значений (плотность распределения) функции d(t). Общая площадь под этой кривой плотности будет равна 1 (рисунок 8).

Рис. 8. Плотность распределения функции d(t)

В свою очередь, эта зависимость позволяет построить интегральную функцию распределения F(d), суммируя значения плотности вероятности, приведенной на рисунке 8.

Легко убедиться, что суммарные значения дефицита и избытка ресурса определяются площадями, показанными на рисунке 9 (пример для значения с=10).

Рис. 9. Избыток и дефицит ресурса при с=10

В результате можно построить зависимости суммарных значений избытка Sизб и дефицита Sдеф от уровня предложения ресурса, аналогичные показанным на рисунке 5, используя только плотности или интегральные кривые распределения, показанные на рисунке 8.

В простейшем случае суммарные потери от избытка и дефицита ресурса суммируются, что позволяет найти значение уровня предложения ресурса, обеспечивающего минимум (рисунок 10).

Рис. 10. Суммарные потери и их минимизация

Потери, связанные с избытком или дефицитом ресурса, могут быть разными по важности. Например, если загрузка пассажирского судна меняется от рейса к рейсу, планировать обеспечение спасательными средствами по средним величинам будет представляться кощунственным, а колебания спроса на компьютеры не заставит продавца иметь гарантированный запас на все случаи спроса.

Если обозначить удельную стоимость потерь, связанных с появлением избытка ресурса, как αизб, а удельную стоимость потерь, связанных с возникновением дефицита ресурса как αдеф, то суммарный функционал потерь Ф(cr) для оптимизации уровня предложения ресурса можно представить в линейной форме Ф(cr)=αизб*Sизбдеф*Sдеф. Это позволяет варьировать относительные величины стоимости потерь (рисунок 11).

Рис. 11. Зависимость оптимального значения от соотношения стоимостей потерь

Следует подчеркнуть, что понятие «стоимости потерь» носит достаточно общий характер. Более того, в большинстве случаев оно не выражается в денежной форме. Этот факт является важным, поскольку на ранних стадиях проектирования и планирования деятельности производственных объектов получение достоверных денежных показателей представляется затруднительным. С другой стороны, формирование миссии предприятия и его бизнес-стратегии как правило производится как раз на начальных этапах и как раз в формате и сравнительных величин.

Заключение

В нашем примере использовались простейшие «гладкие» кривые функции спроса на ресурс. Реальные кривые потребности в ресурсе характеризуются большой «изломанностью» вследствие наложения стохастических факторов.

Любопытно отметить, что эти кривые являются синусоидами, на которые наложены равномерно распределенные интервалы ошибок. Определить это визуально по виду графиков довольно сложно, в то время как интегральные функции распределения «не замечают» эти неважные для общей картины флуктуации.

Еще один вывод, который можно сделать из этих простых примеров, состоит в том, что в основе кажущихся случайными процессов могут лежать жесткие регулярные закономерности. А могут, к сожалению, и не лежать.

Морские порты №3 (2013)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Определен облик многоцелевой атомной подлодки нового поколения

Определен облик многоцелевой атомной подлодки нового поколения Облик многоцелевой атомной подлодки пятого поколения «Хаски» определен. Об этом заявил начальник сек...

Глава мурманского рыбокомбината под видом журналиста пожаловался Путину на проблемы

Глава мурманского рыбокомбината под видом журналиста пожаловался Путину на проблемы Глава Мурманского рыбокомбината Михаил Зуб под видом журналиста пришел на пресс-конференцию президен...

Российская экономика

Архангельская область планирует увеличить объем лова рыбы за счет инвестквот

Архангельская область планирует увеличить объем лова рыбы за счет инвестквот Архангельская область планирует увеличить объемы собственного вылова рыбы и производства рыбной прод...

Первая линия «Арктик СПГ-2» будет запущена в 2023 году

Первая линия «Арктик СПГ-2» будет запущена в 2023 году Первая линия «Арктик СПГ-2» – проекта «НОВАТЭК» по сжижению газа - будет запущена в 2023 году. Об эт...

Транспортная политика

Определены полномочия Росрыболовства по управлению федеральным имуществом, расположенным в границах морских портов

Определены полномочия Росрыболовства по управлению федеральным имуществом, расположенным в границах морских портов Опубликовано Постановление Правительства РФ от 11.12.2017 N 1518 «О внесении изменений в Положение о...

Транспортные компании стран ЕАЭС смогут работать в России - Медведев

Транспортные компании стран ЕАЭС смогут работать в России - Медведев Правительство РФ обсуждает законопроект, который разрешит транспортным компаниям из стран - членов Е...

Морские порты

«Новатэк» обратился в Минтранс по расширению порта Сабетта для «Арктик СПГ - 2»

«Новатэк» обратился в Минтранс по расширению порта Сабетта для «Арктик СПГ - 2» «Новатэк» обратился в Минтранс с предложением внести расширение порта Сабетта для проекта «Арктик СП...

Крупногабаритное оборудование для «Балтийский СПГ» планируется переваливать через Усть-Лугу

Крупногабаритное оборудование для «Балтийский СПГ» планируется переваливать через Усть-Лугу АО «Морской торговый порт Усть-Луга» (МТП Усть-Луга) 14 декабря 2017 года посетила объединен...




Морской транспорт

Hapag-Lloyd и Kuehne + Nagel договорились о сокращении выбросов CO2 на 17% к 2020 г.

Hapag-Lloyd и Kuehne + Nagel договорились о сокращении выбросов CO2 на 17% к 2020 г. Hapag-Lloyd и Kuehne + Nagel обязались сократить выбросы углекислого газа в сфере контейнерных п...

РПСМ и Wilson Ship Management заключили коллективный договор на 2018-2020 годы

РПСМ и Wilson Ship Management заключили коллективный договор на 2018-2020 годы 12 декабря Российский профсоюз моряков и норвежская компания Wilson Ship Management заключили новый ...

Речной транспорт

В Волжском пароходстве прошли традиционные встречи плавсостава и руководства

В Волжском пароходстве прошли традиционные встречи плавсостава и руководства В Волжском пароходстве в декабре состоялись встречи руководства с работниками плавсостава. Встречи п...

Завершена навигация на водных путях Волго-Донского бассейна

Завершена навигация на водных путях Волго-Донского бассейна На внутренних водных путях Волго-Донского бассейна завершилась навигация. На Волго-Донском судоходно...

Ж/Д транспорт

РЖД в 2018 году увеличат объемы ремонта пути на 20% - до 6,5 тыс. км

РЖД в 2018 году увеличат объемы ремонта пути на 20% - до 6,5 тыс. км ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) в 2018 году увеличат объемы ремонта пути на 20% -...

Скорость доставки грузов на сети РЖД в 2017 г. достигла исторического максимума

Скорость доставки грузов на сети РЖД в 2017 г. достигла исторического максимума Параметры скорости и надежности доставки грузов достигли в 2017 году максимальных исторических значе...

Авто транспорт

Росатом предлагает Минтрансу создать цифровую карту автодорог России

Росатом предлагает Минтрансу создать цифровую карту автодорог России Компания «Системы мониторинга «Беркут» (структура госкорпорации «Росатом») предлагает Минтра...

«Автодор» ожидает одобрения изменений в КоАП для применения системы Free Flow до конца года

«Автодор» ожидает одобрения изменений в КоАП для применения системы Free Flow до конца года «Автодор» рассчитывает, что правительственная комиссия до конца года утвердит изменения в КоАП для в...

Аналитика

Транспортная политика

Российские грузы – российским портам

Российские грузы – российским портам Задача по переключению части внешнеторговых грузопотоков Российской Федерации с портов стран Балтии,...

Без повода для оптимизма

Без повода для оптимизма Ежегодный транспортный форум «ЮгТранс-2017», состоявшийся в марте нынешнего года в черноморском горо...

Морские порты

Безопасность мореплавания в порту Ванино: от СУДС до буксирных операций

Безопасность мореплавания в порту Ванино: от СУДС до буксирных операций Плавание судов на подходах к портам и в портовых входах является особым видом плавания, требующим ус...

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы За безопасность мореплавания в морском порту Мурманск и на подходах к нему отвечает Мурманский филиа...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...