«Китайский фактор» Севморпути

Севморпуть
«Китайский фактор» Севморпути

В августе 2012 года китайское ледокольное судно-снабженец впервые в истории прошло по Северному морскому пути (СМП), а уже летом 2013 года Китайская судоходная компания запускает по СМП регулярные коммерческие рейсы.

Среднесрочные планы Поднебесной в отношении СМП поражают масштабностью: КНР заявляет, что к 2020 году каждая шестая тонна национального экспорта будет отправляться по СМП, причем эти перевозки будут обеспечивать китайские, а не российские ледоколы. Китай уже строит на верфях Финляндии второе ледокольное судно, а также планирует строить атомные суда для полярных исследований – государство уже выделило средства на исследования и разработку соответствующих технологий.

Невольно возникает вопрос, как рост присутствия Китая в Арктике отразится на позициях России в этом регионе? Мнения экспертов разделяются: одни уверены в непоколебимости российских позиций и рассматривают Китай как дополнительный фактор экономического развития данной территории, другие говорят о неизбежной потере Россией своих транзитных преимуществ как обратной стороне наращивания арктического присутствия Китая и характеризуют ситуацию как опасную, вплоть до угрозы военных действий. Как бы то ни было, очевидно, что «китайский фактор» начал менять Севморпуть, и с этим России приходится считаться.

Татьяна Дмитриева, наш спецкор

 

Дебют «Снежного дракона»

Интерес Китая к Арктике возник не в одночасье, а формировался в течение нескольких лет. Китайцы начали изучать Арктический бассейн с середины 90-х годов прошлого столетия в ходе арктических экспедиций, а уже в 2000-х годах стали озвучивать весьма амбициозные планы в отношении своего присутствия в пределах СМП.

Так, согласно исследованию «Китай готовится к Арктике, свободной ото льда», опубликованному Стокгольмским институтом исследования проблем мира (SIPRI) в 2010 году, Китай придает возрастающее значение последствиям таяния льдов в Северном Ледовитом океане в результате изменения климата, а следовательно, и перспективам свободной навигации в Арктике в летние месяцы.

«Перспективы свободной навигации в Арктике в летние месяцы, благодаря чему торговые пути станут короче и появится доступ к нетронутым энергоресурсам, подтолкнули китайское правительство выделить большие средства на исследование Арктики», – отмечается в документе.

В августе 2012 года китайское судно Xuelong («Сюэлун», или «Снежный дракон») в рамках пятой арктической экспедиции КНР прошло от Чукотского до Баренцева моря, затем свернуло в Норвежское море – так состоялся первый в новейшей истории проход китайского судна по СМП.

Путь, который считается будничным плаванием для русских, китайцы обозначили как «открытие морского пути из Азии в Европу». На первый взгляд звучит пафосно, однако если вдуматься, то для Китая это действительно открытие в экономическом плане. Экономические выгоды Китая при доставке товаров в Европу по СМП по сравнению с использованием традиционных торговых путей очевидны: маршрут из Шанхая до Гамбурга через СМП, проходящий от Берингова пролива на востоке до Новой Земли на западе, на 6400 км короче южного, идущего через Малаккский пролив и Суэцкий канал. Экономия времени прохождения судов составляет порядка 20 суток. Если в среднем судно тратит за сутки 50-60 тонн топлива при цене около $600-700, то экономия в денежной форме при использовании СМП составит около $600 тыс. за рейс.

Во многих СМИ «Снежный дракон» называют ледоколом, но это не совсем так. «Снежный дракон» – это судно класса «Витус Беринг» (проект 10621), построенное на Херсонском судостроительном заводе в 1993 году. «Это не ледокол в классическом понимании, а судно-снабженец усиленного ледового класса, – поясняет Антон Луцкевич, ведущий инженер отделения управления системной интеграцией в области гражданского судостроения ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова. – Строительство таких судов в СССР было связано с необходимостью снабжения населенных пунктов и объектов на трассе Севморпути. После распада Советского Союза эти суда оказались в разных странах и стали использоваться ими главным образом для арктических и антарктических экспедиций».

Интересна история появления у Китая «Снежного дракона». В 1992 году тогдашний заказчик судна-снабженца, военно-морское ведомство, оказалось не в состоянии оплатить возросшие расходы на его строительство и отказалось от заказа. Процент технической готовности судна на тот момент составлял 83%. Новый покупатель в лице Китая дал согласие приобрести его в недостроенном виде и завершить строительство собственными силами. Меньше чем через год судно прошло ходовые испытания и было готово для плавания в ледовой обстановке.

Сначала его предполагалось использовать только для научно-исследовательских экспедиций в Антарктику, но, как видим, постепенно спектр его применения расширился. Это стало возможным во многом благодаря техническим характеристикам судна. «Снежный дракон» способен преодолевать льды толщиной 1-1,5 м, оснащен универсальной системой погрузки и выгрузки, которая предусматривает как вертикальный, так и горизонтальный способ ведения грузовых операций. Водоизмещение судна составляет 21 тыс. тонн. На судне имеется вертолетная площадка, способная принимать тяжелые вертолеты, оно оборудовано и аппарельным устройством. «Снежному дракону» не нужны специально оборудованные причалы, он может доставлять грузы к любому берегу и даже к ледовому припаю.

Вместе с тем перспектива использования «Снежного дракона» для регулярных коммерческих рейсов по СМП у экспертов вызывает определенные сомнения, что логично хотя бы потому, что изначально судно сооружалось под другие задачи. «Это судно с достаточно малым объемом трюмов и небольшой для своих размеров контейнеровместимостью и в то же время с требуемыми для обеспечения предусматривавшейся проектом ледопроходимости тяжелым корпусом, мощной энергоустановкой и «ледовым» винтом, поэтому коммерческий эффект перевозок будет минимальным, – считает А. Луцкевич. – Кроме того, поскольку судно было приспособлено для выполнения функций научно-исследовательского и научно-экспедиционного судна, это не могло не повлечь дополнительного снижения его грузоподъемности и грузовместимости».

Впрочем, скепсис скепсисом, но эксплуатация «Снежного дракона» уже позволила Китаю начать подготовку собственных специалистов по ледокольному флоту, а, как известно, «кадры решают всё». Если в 1990-е годы тренировки китайских экипажей осуществлялись под руководством украинского капитана, то теперь Китай располагает командой подготовленных специалистов и в целом готов к реализации конкретных проектов по проводке судов. Также эксперты с большой вероятностью предполагают, что уже готовится и смена собственных китайских капитанов ледокольного флота. А ведь подготовка капитанов ледокольного флота сопоставима с подготовкой космонавтов...

 

Второй – на подходе

В настоящее время Китай ведет строительство второго ледокольного судна. Заказ на его разработку получила финская компания Aker Arctic: соответствующий контракт был заключен летом 2012 года с Государственным океанографическим управлением КНР совместно с Управлением КНР по делам Арктики и Антарктики и Институтом полярных исследований КНР. Стоимость проекта составляет более 5 млн евро. Судно, запроектированное финской компанией, будет первым созданным в Китае ледоколом, то есть словосочетание «китайский ледокол» обретет буквальное значение.

Как сообщают официальные источники в КНР, необходимость его строительства связана с «удовлетворением возросших потребностей Китая в полярных научных исследованиях». Ожидается, что на воду ледокол будет спущен в 2014 году. Судно будет оснащено передовым научным оборудованием для исследований в области сезонной полярной морской геологии, морских гравитационных, магнитных и сейсмических исследований, а также отбора проб для мониторинга изменения климата. Сообщается, что данное судно возьмет на себя миссию действующего китайского ледокольного судна «Снежный дракон» на участках со сложной ледовой обстановкой.

Новое судно будет оснащено вертолетной площадкой, на его борту смогут размещаться до 90 человек. Ледокол будет иметь длину более 120 м, максимальную ширину 22,3 м, осадку 8,5 м. Льды толщиной 1,5 м оно сможет преодолевать на скорости 2-3 узла. Ледокол будет иметь двойную классификацию: Китайского классификационного общества (CCS) и судоходного регистра Lloyds.

Как считают эксперты, по размерам и отдельным аспектам назначения строящееся китайское судно сравнимо с недавно построенными на отечественных верфях дизель-электрическими ледоколами «Москва» и «Санкт-Петербург» (проект 21900), а также научно-исследовательским судном «Академик Трешников» (проект 22280).

Ледоколы проекта 21900 представляют собой двухпалубные суда с двумя полноповоротными винторулевыми колонками суммарной мощностью 16 МВт и предназначены для обеспечения проводок крупнотоннажных судов и танкеров шириной 40-50 м в российские порты Северо-Западного региона в зимний период, для буксировки судов и других плавучих сооружений во льдах и на чистой воде, тушения пожаров на плавучих объектах и других сооружениях, выполнения аварийно-спасательных работ и оказания помощи судам, терпящим бедствие в ледовых условиях и на чистой воде.

Сейчас на Выборгском судостроительном заводе ведется постройка еще трех таких ледоколов по усовершенствованному проекту 21900М, место их предстоящей эксплуатации – СМП. Мощность на валах – 17,4 МВт, ледопроходимость (продвижение непрерывным ходом в сплошном ледяном поле) – до 1,5 м. Эти суда представляют собой вероятный максимум по части ледовых качеств в ущерб мореходности и экспедиционным качествам.

Что касается судна «Академик Трешников», то оно предназначено для обеспечения деятельности Российской антарктической экспедиции. Его основными задачами являются доставка груза и замена персонала антарктических станций, проведение научно-исследовательских работ и изучение природных процессов и явлений в океане, вывоз отходов и мусора из Антарктики. Это двухпалубное судно с развитым баком и носовой грузовой площадкой, с развитой в корму средней надстройкой, кормовой вертолетной площадкой и вертолетным ангаром со средним расположением машинных помещений, двухвальной дизель-электрической энергетической установкой переменного тока, с винтами фиксированного шага, носовым и кормовым подруливающими устройствами, с грузовыми танками, помещениями для перевозки взрывоопасных грузов, сухогрузными и рефрижераторными трюмами. Ледопроходимость при скорости 2 узла – 1,1 м. В целом судно обладает хорошими мореходными и экспедиционными качествами при приемлемых ледовых качествах.

Характеристика построенных российских судов лишний раз подтверждает, что чудес в технике не бывает, и одно качество судна (например, ледокольное) обычно жертвуется в пользу другого (например, экспедиционного). В связи с этим можно предположить, что и китайскому ледоколу будут присущи определенные ограничения. Однако окончательные выводы можно будет сделать только по результатам его эксплуатации.

 

В перспективе – атом?

В начале текущего года пресс-служба Академии военных наук Народно-освободительной армии КНР сообщила, что в перспективе Китай планирует использовать для проведения полярных исследований атомные суда. «По сравнению с кораблями, на которых стоят обычные двигатели, атомные суда надежнее и не нуждаются в регулярной дозаправке, что делает обоснованным их использование в полярных экспедициях», – говорится в сообщении. Также там отмечается, что скоро крупнейшая китайская судостроительная компания China Shipbuilding Industry Corp. намерена начать разработку технологий конструирования атомных судов для полярных исследований.

Правительство Китая уже выделило средства одному из исследовательских центров корпорации на исследования в сфере технологий создания кораблей на ядерном топливе. Данное заявление вызывает два вопроса: первый – сможет ли Китай создать собственные атомные технологии? и второй – если Китай создаст свои атомные ледоколы, будут ли они допущены для работы на СМП?

Сейчас КНР не располагает гражданскими атомными реакторами, пригодными для работы на судах, имеются только реакторы для ВМФ («лодочные») достаточно давней разработки. Но в будущем всё может измениться – в КНР уже развернута программа создания корабельного атомного реактора нового поколения в связи с планами по строительству атомных авианосцев. «Теоретически такие реакторы можно будет использовать и на коммерческих судах, однако их эффективность не будет высокой, как, впрочем, и любое другое конверсионное решение, – считает А. Луцкевич. – Что касается возможности создания «гражданских» реакторов малой мощности – это вопрос трудно предсказуемый по времени, инвестициям и результату». Эксперт полагает, что для достижения намеченной цели Китай может пойти по пути накопления опыта, то есть построить «пробный» ледокол, эксплуатировать его, невзирая на издержки, и постепенно собирать ценную статистику с тем, чтобы в перспективе построить усовершенствованное судно.

В ГК «Росатом» тему перспектив строительства атомных ледоколов Китаем комментировать отказались («со своими бы ледоколами разобраться»). И такую позицию вполне можно понять, особенно в свете недавнего заявления Минфина России о возможном сокращении финансирования строительства двух новых российских атомных ледоколов проекта 22220 мощностью 60 МВт (ЛК-60).

Напомним, в апреле текущего года Минфин предложил, чтобы бюджет оплатил только 30-40% стоимости первых двух серийных судов, а «Росатом» нашел более 56 млрд рублей внебюджетных средств. У госкорпорации пока нет идей, где найти эти средства, клиенты в лице крупных нефтяных и газовых компаний, под проекты которых грузопоток СМП требуется увеличить на порядок, не собираются участвовать в финансировании строительства ледоколов, как и заключать твердые контракты на их работу.

Заместитель руководителя ФГКУ «Администрация Северного морского пути» Николай Монько считает, что в обозримой перспективе Китай если и сможет стать конкурентом России на СМП, то только в сегменте перевозчиков, но никак не в сегменте ледокольного флота: «Сейчас согласно «Правилам плавания в акватории Северного морского пути» по СМП могут проходить иностранные суда (в акватории СМП действует разрешительный порядок плавания судов), однако ледокольную проводку могут обеспечивать только ледоколы, имеющие право плавания под государственным флагом Российской Федерации».

Сейчас все проливы, все прибрежные воды СМП входят в категорию российских внутренних вод, и чтобы в них попасть иностранному ледоколу, нужно специальное разрешение на уровне Правительства РФ.

В настоящее время сложно прогнозировать какие-либо изменения в «Правилах плавания в акватории Северного морского пути», но, на взгляд экспертов, нельзя исключать ситуацию, когда подобный шаг будет вызван объективной необходимостью. В настоящее время поколение российских атомных ледоколов типа «Арктика» уже вырабатывает свой ресурс: в отстое уже находятся два первых ледокола – «Арктика» и «Сибирь», дорабатывает свой срок «Россия», которая сегодня работает только в Белом море.

Между тем можно сказать, что с финансированием строительства новых российских атомных ледоколов вопрос окончательно не решен. Не может ли получиться так, что, пока наша страна будет размышлять на эту тему, Китай разработает и построит свои собственные ледоколы, а нам ничего не останется, как перейти на их использование? Пока этот вопрос скорее риторический, но в свете существующих в России и Китае тенденций в отношении СМП подобная перспектива уже не выглядит фантастической.

Также следует отметить, что ряд участников рынка и экспертов сегодня склоняются к тому, что в скором времени без атомных ледоколов в Арктике можно будет если не обойтись, то использовать их только при необходимости в связи с облегчением ледовой обстановки, вызванной потеплением в Арктике. (Не этим ли руководствуется российское правительство, сокращая финансирование ледокольной программы?). Но в данном вопросе не всё так очевидно.

«Сейчас много говорят о таянии льдов в Арктике и прогнозируют, что в скором времени атомные ледоколы будут вовсе не нужны, – рассуждает Н. Монько. – Но не надо забывать, что есть и научная точка зрения о том, что потепления в Арктике не будет, и она не менее авторитетна. Вне зависимости от того, будет наблюдаться потепление или нет, в зимний период в обозримом будущем без атомных ледоколов не обойтись».

Как видим, предположения о том, что Россия может ослабить свои позиции на СМП как под действием «китайского фактора», так и вследствие корректировки собственных планов, вовсе не надумана. Китай постепенно проявляет всё больший интерес к освоению СМП, выделяет на это государственные средства и принимает соответствующие государственные программы. По мере того как его интересы и намерения будут переходить в конкретные действия, ситуация на СМП, естественно, будет меняться. А это для России как минимум повод насторожиться и отнестись к ситуации более внимательно.

Пока же наше государство заключает контракты с Китаем на совместное освоение СМП, не особо заботясь о том, кто в конечном итоге будет получать львиные доли прибылей от использования арктического транзитного пути и оказания на нем соответствующих услуг, чьи суда, ледоколы и специалисты будут работать на СМП в ближайшее время и быть ли на самом деле в Российской Арктике атомному ледокольному флоту.  

 

Экспертное мнение

Угроза китайской экспансии в Арктику преувеличена

Антон Васильев, посол по особым поручениям Министерства иностранных дел РФ, представитель России в Арктическом совете: 

– Россия заинтересована в использовании «фактора Китая» в развитии Арктики в целом и Северного морского пути (СМП) в частности. Сотрудничество развивается стабильно, и никаких неприятных сюрпризов от Китая в этой сфере мы не ожидаем.

Экономический интерес России связан, во-первых, с тем, что Китай представляет собой емкий рынок сбыта российских углеводородов, которые планируется добывать в районе СМП. Во-вторых, и Китай, и Россия заинтересованы в развитии транзита по СМП, который предоставляет дополнительные экономические преимущества прежде всего странам Европы и Восточной Азии.

При этом приоритетом российской политики в Арктике по очевидным причинам является сотрудничество с государствами, расположенными в Арктическом регионе. И все основные «правила игры» в Арктике должны устанавливаться ими – восемью приарктическими государствами, входящими в Арктический совет, разумеется, при соблюдении норм международного права.

Что касается отношений с неарктическими государствами, которые стремятся к статусу наблюдателей Арктического совета, – к ним в настоящее время относится и Китай, – то они строятся на основе целого ряда принципов, отраженных в принятых Арктическим советом в 2011 году «Критериях наблюдателей Арктического совета».

Основной из них – уважение неарктическими государствами суверенитета, суверенных прав и юрисдикции стран Арктического совета.

Также среди важнейших критериев – содействие реализации целей Арктического совета (укрепление сотрудничества, взаимодействия и координации между государствами – членами Совета), уважение культуры, традиций и специфики жизненного уклада коренных народов Севера.

Если государство заявляет о намерении получить статус наблюдателя в Арктическом совете – оно должно соответствовать этим критериям и принять обязательства по их соблюдению.

Относительно статуса наблюдателей Арктического совета хочу пояснить. До недавнего времени существовало две категории наблюдателей – временный и постоянный. Но на министерской сессии Арктического совета в Нууке (Гренландия) в мае 2011 года было принято решение ввести единый, без подразделения на категории, статус наблюдателя.

Для пяти соискателей статуса наблюдателя, которые подали заявки до установления нового правила (к ним относится и Китай, подавший заявку в 2006 году), Арктический совет в порядке исключения продлил действие статуса «временный наблюдатель». Эти временные привилегии сохранятся до ближайшей сессии министров Арктического совета, которая состоится в середине мая 2013 года. Но будет ли на ней принято решение по присвоению Китаю статуса наблюдателя, спрогнозировать невозможно, для этого будет необходим консенсус государств-участников.

В любом случае получение КНР статуса наблюдателя Арктического совета не сможет изменить положения дел в Арктике и повлиять на позиции России в регионе: этот статус просто дает возможность наблюдать за ходом деятельности Арктического совета и в какой-то степени участвовать в его работе. В целом в Арктике ситуация сегодня позитивная, стабильная и предсказуемая, а ее главной чертой является крепнущее сотрудничество арктических государств.

 

Морской флот №3 (2013)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Тонны деликатесного гребешка вынесло на побережье Сахалина после циклона «Талим»

Тонны деликатесного гребешка вынесло на побережье Сахалина после циклона «Талим» Сильный тропический циклон «Талим» выбросил на берег Анивского залива в районе поселка Таранай (...

Пограничный катер «Бугель-578» снял рыбаков с потерявшей ход резиновой лодки

Пограничный катер «Бугель-578» снял рыбаков с потерявшей ход резиновой лодки Резиновая лодка «Баджер-470» потеряла ход в районе ЗАТО Александровск (Мурманская область). ...

Российская экономика

«Стройка века» обеспечила российской промышленности рекордный рост

«Стройка века» обеспечила российской промышленности рекордный рост «Стройка века» из обычного пусть и очень масштабного инфраструктурного проекта перерастает в нечто б...

Грузооборот транспорта в России за 8 месяцев вырос на 7,3% - Росстат

Грузооборот транспорта в России за 8 месяцев вырос на 7,3% - Росстат Грузооборот транспорта в России в январе - августе 2017 г. вырос на 7,3% по сравнению с показате...

Транспортная политика

В России сессия Комитета Токийского меморандума впервые открылась с участием генсека ИМО

В России сессия Комитета Токийского меморандума впервые открылась с участием генсека ИМО Во Владивостоке открылась 28-й сессия Комитета по Государственному портовому контролю (ГПК) ...

Минск готов на транзит через порты РФ

Минск готов на транзит через порты РФ Беларусь согласится на транспортировку нефтепродуктов через российские порты на Балтийском море, есл...

Морские порты

Грузооборот морских терминалов «Транснефти» за 8 месяцев вырос на 2,7%, до 91,26 млн тонн

Грузооборот морских терминалов «Транснефти» за 8 месяцев вырос на 2,7%, до 91,26 млн тонн Грузооборот морских терминалов холдинга «Транснефть», на долю которого приходится до 17,6% совок...

Хорватия объявит тендер на установку плавучего СПГ-терминала

Хорватия объявит тендер на установку плавучего СПГ-терминала Оператор проекта строительства комплекса по импорту сжиженного природного газа на острове Крк - LNG ...




Морской транспорт

ОСК и испанская Acopafi создадут СП по производству судовой мебели в ОЭЗ Астраханской области

ОСК и испанская Acopafi создадут СП по производству судовой мебели в ОЭЗ Астраханской области Испанская Acopafi локализует производство судовой мебели на территории особой экономической зоны ...

ОСК и Palfinger договорились о локализации производства в России гидравлических судовых кранов

ОСК и Palfinger договорились о локализации производства в России гидравлических судовых кранов ОСК и австрийская Palfinger договорились о локализации производства в России гидравлических судовых ...

Речной транспорт

Рабочее совещание прошло в Администрации Байкало-Ангарского бассейна

Рабочее совещание прошло в Администрации Байкало-Ангарского бассейна В рамках поездки в Байкальский регион  Виктор Олерский провел рабочее совещание с руководс...

Завоз крупногабаритного оборудования для строящегося Амурского газоперерабатывающего завода пройдет по плану

Завоз крупногабаритного оборудования для строящегося Амурского газоперерабатывающего завода пройдет по плану Осуществлена проводка баржебуксирного состава для отработки мероприятий по доставке крупногабаритног...

Ж/Д транспорт

РЖД с октября вводит скидку в 10,3% на перевозку зерна с ряда станций в порты РФ

РЖД с октября вводит скидку в 10,3% на перевозку зерна с ряда станций в порты РФ РЖД с 1 октября 2017 г. по 30 июня 2018 г. вводит скидку в 10,3% на тарифы на экспортные перевоз...

«Почта России» начала тестировать транзитный маршрут из Китая в Европу по железной дороге

«Почта России» начала тестировать транзитный маршрут из Китая в Европу по железной дороге «Почта России» во вторник начала тестирование транзитного маршрута по железной дороге из Китая в Сло...

Авто транспорт

Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 г.

Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 г. Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 году, сообщил ТАСС пре...

Росавтодор считает нецелесообразным введение скидок в «Платоне» во время действия льготного тарифа

Росавтодор считает нецелесообразным введение скидок в «Платоне» во время действия льготного тарифа Росавтодор считает нецелесообразным введение скидок в системе взимания платы за проезд большегрузных...

Аналитика

Транспортная политика

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны В статье рассматриваются проблемы развития нормативной правовой базы военно-морской деятельности Рос...

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Морские порты

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит Калининградскую область свяжут с «большой Россией» морским сообщением. Для этого на первоначальном э...

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской транспорт

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...