Судостроение Украины: прошлое и настоящее языком цифр и фактов

Судостроение
Судостроение Украины: прошлое и настоящее языком цифр и фактов

На каждом историческом этапе развития страны морской флот играет важную роль в экономической и политической составляющей государства. Если мы обратимся к советскому периоду, то судостроительная отрасль уже к 70-м годам прошлого века вышла на лидирующие позиции в мире, и СССР стал одной из ведущих морских держав.

В этой статье мне хотелось показать достижения отрасли на примере Украинской ССР.

Михаил Мореходов, академик Петровской академии наук и искусств (Украина), политолог

 

Что у нас было

Керченский судостроительный завод «ЗАЛИВ» с 1960 г. начал строительство ­танкеров дедвейтом 1500 т, а с 1964 г. – дедвейтом 22 000 т. С 1980 по 1996 год завод освоил строительство экологически чистых танкеров «Победа» дедвейтом 65 000 т, супертанкеров «Крым» дедвейтом 150 000 т. В 1988 г. был построен и введен в эксплуатацию атомный лихтеровоз «Севморпуть» лихтеровместимостью 34 лихтера типа ЛЭШ или 1336 двадцатифутовых контейнеров, а также корабли для ВМФ (фрегаты). За период с 1945 по 1980 год завод построил и сдал заказчику 800 судов и кораблей. Судостроительный завод «Залив» – одно из самых современных предприятий советского периода, освоивший строительство передовых коммерческих судов.

Херсонский судостроительный завод был восстановлен 12 декабря 1952 г. За весь послевоенный период построил и сдал заказчику более 300 судов различного типа: танкеры, контейнеровозы, балкеры, лихтеровозы, научно-промышленные суда, ледокольно-транспортные суда. Важно, что все проекты судов были разработаны отечественными конструкторскими бюро. Выпускаемая продукция закупалась отечественными судоходными компаниями (морскими пароходствами) и иностранными судовладельцами из 26 стран.

Первое крупнотоннажное судно, танкер «Херсон» дедвейтом 11 800 т, был сдан заказчику 2 декабря 1952 г. В 1959 г. завод построил первый сухогруз, турбоход «Ленинский комсомол» дедвейтом 16 500 т. Данный тип судов очень хорошо зарекомендовал себя на трансатлантических перевозках. Великолепные скорость, маневренность и мореходные качества заставили обратить внимание иностранных специалистов на конструкцию этого типа судов. Завод построил серию из 20 судов, среди которых «Парижская коммуна» – первое отечественное судно, которое было оснащено газовой турбиной и винтом регулируемого шага.

В 1963 г. завод освоил новую серию судов типа «Бежица», отличительной особенностью которых было максимальное раскрытие палубы и наличие двойного борта. Эти суда пользовались очень большим спросом на судостроительном рынке, их закупали судовладельцы из 8 стран мира. В 1971 г. началось строительство контейнеровозов типа «Александр Фадеев» и чуть позже серия универсальных судов типа «Герои-панфиловцы», которые могли перевозить любые грузы. В 1984 г. заводом была освоена новая серия судов-снабженцев для работы в северных широтах. В 1986 г. завод получил заказ на строительство двух буровых судов. С 1976 г. завод построил 49 танкеров дедвейтом до 30 000 т. Очень важно отметить, что с 1980 г. завод строил одновременно 5-6 судов различных проектов, что говорит о высоком техническом уровне завода, профессиональном уровне инженерно-технического состава и квалификации рабочего персонала.

Николаевский судостроительный кластер был одним из самых мощных в мире. Сегодня с ним может сравниться только судостроительная империя Hyundai (Хёндэ), расположенная в г. Ульсан (Ю. Корея). Здесь были сконцентрированы основные судостроительные мощности СССР по строительству военных кораблей (включая авианесущие крейсеры), коммерческих судов различных типов и тоннажа, рыбодобывающих судов и рыбоперерабатывающих фабрик, научно-исследовательских судов, буксиров, ледоколов, буровых платформ.

Черноморский судостроительный завод начал производство с 1895 года. С 1917 по 1941 год заводом построено 113 единиц как коммерческих судов, так и военных кораблей, среди которых крейсер «Молотов», эсминцы и подводные лодки. Однако в период ВОВ завод был полностью разрушен. Из 784 зданий уцелело только два. После освобождения Николаева (28 марта 1944 г.) началось восстановление. Одновременно велась подготовка специалистов для судостроительной промышленности в училищах РУ, ФЗО, судостроительном техникуме и судостроительном институте. В 1945 г. началась достройка эвакуированных судов. А с 1947 г. было начато строительство новых судов. После восстановления ЧСЗ стал крупнейшим заводом в СССР, многофункциональным, модернизированным и технически оснащенным. С 1945 по 1991 год завод вел одновременно строительство военных кораблей (около 40% заказов) и коммерческих судов (примерно 60% заказов), среди которых были ледоколы, буксиры, китобойные базы, сухогрузы, научно-исследовательские суда, плавбазы, супертраулеры, танкеры, балкеры, БМРТ, плавмастерские и др. За этот период построено и сдано заказчику более 500 судов. Одной из самых ярких страниц в истории завода было строительство китобойной базы «Советская Украина», вертолетоносцев «Москва» и «Ленинград», а затем авианесущих кораблей «Киев» и «Минск» для ВМФ СССР.

Судостроительный завод «Океан», гордость советского судостроения, основан в 1951 г. С 1952 по 1972 год завод построил и сдал заказчику более 200 судов, среди них 7 морских сухогрузов типа «Иргиз» дедвейтом 2290 т, 46 рефрижераторов типа «Таврия» дедвейтом 5400 т, 2 лесовоза типа «Малоярославец» и 12 лесовозов типа «Сибирь», 15 траулеров типа «Алтай», построенных для Мурманского тралового флота.

С 1960 по 1964 год на заводе была проведена первая реконструкция, а в 1968 г. началось производство морозильных супертраулеров «Алтай» дедвейтом 6470 т с дизель-электрической установкой 5000 л.с. Эта серия составила 31 судно.

В 1970 г. была начата вторая модернизация завода, которая включала строительство сухого дока, крупнейшего в Европе, что позволило заводу начать строительство крупнотоннажных судов, нефтерудовозов типа «Борис Бутома» дедвейтом 100 000 т и серию из 26 балкеров типа «Зоя Космодемьянская» («Харитон Греку») дедвейтом 52 700 т, а также рыбодобывающиих баз и научно-исследовательских судов.

 «Судостроительный завод им. 61 коммунара», один из старейших заводов страны, основан в 1788 г. Свое название он получил в 1931 г. Основная специализация завода – это военные корабли (эскадренные миноносцы, эсминцы, подводные лодки и другие плавсредства для ВМФ страны). Примерно треть военных кораблей СССР были построены на этом предприятии. После войны завод был восстановлен, модернизирован и продолжал строить военные корабли. С начала 1960 г. завод начинает осваивать строительство коммерческих (гражданских) судов: рефрижераторов, сухогрузов, рыболовных траулеров. Для гражданского флота было построено 90 коммерческих судов различной грузоподъемности, 25 из которых – для иностранных компаний. Всего за время существования на предприятии построено 2000 военных кораблей и коммерческих судов.

Таким образом, Украина играла одну из ключевых ролей в развитии судостроительной отрасли СССР и отечественного флота. Здесь были сконцентрированы крупнейшие судоходные компании страны. Конструкторские бюро и научно-исследовательские институты смогли разработать и внедрить в производство, а судостроительные заводы освоить строительство всех видов коммерческих судов, современных военных кораблей, речных, рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих судов, судов обслуживания (портового флота), научно-производственных и учебных. И все 17 морских пароходств СССР получали более 100 коммерческих судов различных типов ежегодно. Часть выпускаемой продукции шла на экспорт для зарубежных судоходных компаний.

 

Невообразимое наследство

В Советском Союзе Украине отводилась особая роль в развитии транспортной инфраструктуры страны, она играла роль транзитной республики. Здесь были сосредоточены морская мощь СССР, морские порты, транспортная инфраструктура страны. После провозглашения независимости Украина получила невообразимое наследство:

-         23 современных морских торговых и рыбных порта, обеспечивающих круглогодичную навигацию и прием судов различных типов и грузоподъемности. Все они были оснащены самой современной грузоперерабатывающей техникой, складскими помещениями, подъездными путями. Но самое главное – высококвалифицированным кадровым персоналом. Четко отработанная и грамотно выстроенная система взаимодействия всех служб порта позволяла принимать как суда отечественных пароходств, так и суда различных иностранных судоходных компаний, обеспечивать их погрузку и выгрузку, перерабатывать груз и отправлять его в различные области. Важно отметить очень высокий потенциал, пропускную способность железнодорожной транспортной системы и автомобильного транспорта;

-         10 речных торговых портов, обеспечивающих доставку, перевалку и переработку грузов внутрь страны. Современные суда «река-море» плавания обеспечивали доставку грузов из речных в морские порты Черного и Средиземного морей. Была освоена новая линия перевозки грузов из портов Днепра в порты Дуная, на линии работали суда смешанного «река-море» плавания, которые были построены на киевских верфях по проектам отечественных КБ;

-         11 современных судостроительных заводов с мощнейшими основными фондами и оборудованием международного уровня, которые обеспечивали строительство современных судов всех типов;

-         16 судоремонтных модернизированных заводов с плавучими доками, опытным инженерно-техническим персоналом и высококвалифицированными рабочими кадрами, обеспечивающих качественный ремонт морских судов;

-         2 паромные переправы. Варна – Ильичевск – одна из самых современных и технически оснащенных в мире. Перевозку грузовых эшелонов на данном направлении осуществляли четыре современных парома. Переправа порт Крым – Кавказ, одна из старейших в СССР, обеспечивала транспортную связь юга Украины с районами Российской Федерации и перевозку железнодорожных составов через Керченский пролив, что давало возможность без задержек формировать эшелоны и отправлять их по назначению вглубь страны;

-         2 современных лихтеровозных комплекса: Дунай – Море и лихтеровозная система Черноморского морского пароходства Одесса – Юго-Восточная Азия, обеспечивающая перевозку грузов между портами Черного моря – Юго-Восточной Азии;

-         7 предприятий судового машиностроения, на которых производилось около 20% изделий судового машиностроения, включая корабельные газотурбинные установки. Это были ведущие предприятия машиностроительной отрасли Украины;

-         11 предприятий морского приборостроения, поставляющих для судостроительной промышленности электро- и радионавигационное оборудование и приборы;

-         27 отдельных научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро с огромными наработками по проектированию самых современных судов всех типов. Это было бесценное достояние республики, гордость украинской науки, бесценный научный потенциал;

-         4 высших учебных заведения, 7 морских средних технических учебных заведений (мореходные училища), разветвленная сеть технических училищ и мореходных школ. Здесь были опытнейший профессорско-преподавательский состав, научная база, современные лаборатории и тренажерные центры;

-         3 крупнейшие судоходные компании: Черноморское морское пароходство (более 300 судов), Азовское морское пароходство (146 судов), Советское Дунайское пароходство (122 морских судна, 138 речных судов, 116 лихтерных барж и более 600 барж);

-         4 управления рыбного хозяйства: 3 – океанического рыболовства и транспортно-рефрижераторная компания. Кроме этого, разветвленная береговая инфраструктура по приему и переработке морепродуктов;

-         4 речные судоходные компании, имеющие на своем балансе как речные, так и суда смешанного «река-море» плавания и обеспечивающие перевозку грузов из внутренних портов Украины в порты Черного и Средиземного морей, а также из портов Днепра в порты Дуная;

-         3 крупнейших в СССР морских зерновых элеватора в портах Одесса, Николаев и Херсон;

-         3 нефтегавани в портах Одесса и Феодосия, а также аммиачный терминал в порту Южный;

-         15 морских и речных пассажирских вокзала, способных принимать как крупнейшие морские, так и речные круизные лайнеры;

-         4 мощнейших холодильника для хранения морепродуктов, импортного мяса, фруктов и консервной продукции.

Все это было построено за короткий исторический период советским народом. Получив неоценимое наследие, Украина, к сожалению, не смогла его ни приумножить, ни сохранить.

 

Как распорядились

Наступили 90-е годы. СССР развалили, его 15 республик получили независимость, в том числе и Украина. Помпезность, праздничное настроение и эйфория от наступившей «свободы» вселяли в души граждан веру в то, что их дальнейшая жизнь будет такой же яркой, как огни фейерверка. Ждать пришлось недолго.

Одно за другим стали исчезать судоходные компании и транспортные управления. Закрывались судостроительные заводы, остались без работы судоремонтные заводы, перестали работать в полную мощь порты. Безработица, голод и холод, нищета и болезни окутывали страну. Безнадежность и страх, неуверенность в завтрашнем дне царили в каждой семье. Народ был брошен, он остался наедине сам с собой, со своими проблемами, чаянием и горем. Власть о нем забыла, в стране шла приватизация...

Черноморское морское пароходство – крупнейшее в Европе и второе в мире. В 1990 г. на его балансе числилось более 300 судов различных типов общим дедвейтом 5 млн т. На 1991 г. цена ЧМП составляла $7 млрд, флот насчитывал 295 судов и 1100 единиц вспомогательных судов. Важно подчеркнуть, что начиная с 1989 г. ЧМП не оплатила судостроительным заводам ни одного вновь построенного (полученного) судна. Это было связано с тем, что 80-85% прибыли крупнейшей судоходной компании уходили в бюджет Украины (УССР). Государственная политика привела к тому, что руководству пароходства приходилось принимать неординарные решения для выпрямления ситуации. В конце 1991 г. было списано 40 судов как устаревшие. На начало 1992 г. флот ЧМП насчитывал 255 судов. В этом же году правительство Украины (премьер министр Л.М. Кучма) предложило передать суда ЧМП офшорным компаниям, а президент (Л.М. Кравчук) одобрил эту идею. Процесс, как говорится, пошел. К концу 1992 г. было списано еще 28 судов. На начало 1993 г. на балансе пароходства оставалось 227 судов, но 160 судов находилось в офшорных зонах. Однако не было понятно, куда исчезло 11 судов, а в 1995 г. еще 30 судов. В этот же период прошла серия арестов и задержаний судов ЧМП из-за долгов в различных портах зарубежных стран. За период с 1995 по 1997 год компания потеряла еще 171 судно. На начало 1998 г. на балансе пароходства было 15 судов, а в 2004 г. осталось всего 6. На 2005 г. убытки пароходства составили более $500 000.

К 2006 г. крупнейшая судоходная компания мира, гордость страны и города Одессы, практически прекратила свое существование.

Азовское морское пароходство – шестая по величине компания, входящая в состав Министерства морского флота СССР. Это было одно из самых обновленных морских пароходств страны. В состав флота на 24 августа 1991 г. входило 146 судов: сухогрузы, балкеры, контейнеровозы, танкеры дедвейтом от 3000 до 30 000 т. Кроме коммерческих судов АМП располагало мощными ледоколами и буксирами, судами портового флота. Собственный парк морских контейнеров (международного стандарта) позволял компании надежно перекрывать потребности пяти контейнерных линий.

24 января 2003 г. решением Донецкого регионального фонда госимущества Украины по согласованию с Министерством транспорта и Антимонопольным комитетом Украины был досрочно прекращен договор аренды госимущества и организации аренды Азовского морского пароходства. На момент прекращения действия договора аренды в составе флота АМП числилось 33 действующих судна. Однако ни одно из этих 33 судов не было в прямом управлении пароходства. Пароходство было некредитоспособно, долги по зарплате, закупке бункера, снабжения, продовольствия, воды продолжали расти. Суда арестовывались в зарубежных портах и продавались.

В 1991 г. создан ряд совместных предприятий, куда были переданы суда для совместного управления. К концу этого же года наряду с потерей собственности за границей произошла потеря наработанных связей и грузопотоков, грузовых линий, обеспечивающих перевозку грузов судами АМП. Как следствие этого – утрата стабильного финансирования. Государство не сделало попытку развития и создания собственной грузовой базы и закрепления грузов за отечественными судовладельцами. 1993 г. предопределил судьбу АМП. Фонд госимущества Украины подписал договор аренды с организацией арендаторов АМП. С этого времени началось повальное создание совместных предприятий за рубежом, там же создавались финансово-расчетные центры. Данная деятельность продолжалась в течение 8-9 лет вплоть до 2000 г., что принесло ущерб АМП в сумме $8-10 млн. Флот старел, не обновлялся, закупка новостроящихся судов не велась. В 2009 г. остатки флота были переданы в Фонд имущества Украины. 24 сентября 2003 г. было создано ООО «Торговый флот Донбасса», которому было передано 33 судна бывшего АМП, возраст которых составлял 26-28 лет. Это все, что осталось от цветущей компании и ее современного флота.

Советское Дунайское пароходство – одна из самых уникальных судоходных компаний мира. Становление и развитие ее велось в двух перспективных направлениях.

Первое – обеспечение транспортировки экспортных и импортных грузов по реке Дунай придунайских стран с перевалкой на морские суда в советских портах Дуная.

Второе – транспортировка транзитных грузов по маршруту Дунай – Море. Район плавания – порты Черного, Эгейского, Средиземного, Красного морей, Юго-Восточной Азии, Западной и Северной Европы. Причем начиная с 1970 г. СДП интенсивно развивалось, речная и морская группы судов пополнялись новыми, поступающими как с отечественных, так и с зарубежных судостроительных верфей.

С 1980 года СДП представляло собой крупнейшее комплексное предприятие страны. Только транспортный флот насчитывал более 1000 единиц общим дедвейтом 1 млн т. На балансе пароходства находилось:

-         морских судов – 122 (сухогрузы, балкеры, контейнеровозы, рефрижераторы, лихтеровозы, танкеры и суда др. типов);

-         речных судов – 138 (речные буксиры-толкачи, самоходные баржи);

-         лихтеров – 116;

-         речных барж – более 600 единиц различных типов.

Ежегодный объем перевозок составлял 11,5-12,0 млн т. Это было единственное пароходство в стране, основной деятельностью которого была перевозка грузов иностранных фирм и компаний, что приносило хорошие валютные поступления в бюджет страны. Суда пароходства посещали более 150 портов различных стран.

С 1992 г. предприятие было переименовано в Украинское Дунайское пароходство. Несмотря на то что руководство делало все возможное для сохранения флота и кадрового потенциала, результат оказался негативным. Сокращение в разы грузопотока из портов придунайских стран, старение флота и его неудовлетворительное техническое состояние, низкая конкурентоспособность и рентабельность, финансовые проблемы (долг пароходства составлял $25 млн) – все это оказало негативное влияние на работу. Пароходство было вынуждено часть флота поставить на отстой (это приблизительно 50 судов в возрасте 35-60 лет), часть – вывести из эксплуатации и списать.

Сегодня пароходство располагает 35 морскими судами (из них 10 судов смешанного плавания, самым молодым судам более 20 лет), 80 речными буксирами, 19 речными самоходными баржами, 250 несамоходными баржами и 11 пассажирскими судами. Это всего 395 единиц, или менее 40% от состава флота 1990 г.

Только на основе одних этих фактов, даже не будучи аналитиком, можно сделать вывод о том, какой была мощь морского и речного флота советской республики Украина и чем она обладает теперь.

 

Кабмин решил поддержать украинское судостроение

Правительство Украины разработает программу поддержки судостроение. Об этом недавно в ходе пресс-конференции заявил первый вице-премьер-министр Сергей Арбузов. «На Украине будут созданы проекты поддержки судостроения. Мы рассматриваем это в комплексе транспортных путей страны. Мы видим, что происходит с дорогами и как их нужно ремонтировать. Это один из выходов, который мы нашли», – сказал он. По словам первого вице-премьер-министра, в правительстве уже существует проект соответствующей программы. «Когда она будет готова, мы обязательно ее обнародуем», – пообещал Арбузов.

 

Михаил Афанасьевич Мореходов

С 1994 года – представитель иностранных компаний на ведущих судостроительных заводах мира: HUYNDAI, SAMSUNG, DAEWOO, SAMHO, MIРО – Южная Корея; ONOMICHI, MITSUBISHI – Япония; DALIAN NEW SHIP – Китай, SPLIT SHIPYARD – Хорватия. Принимал участие в инспектировании судостроительных заводов: SHINA, NOKDONG, HANJIN, ORIENT, IMP, SPP – Южная Корея, DALIAN SHIPYARD – Китай, OSHIMA SHIPYARD – Япония и др.

За период работы на судостроительных заводах участвовал в постройке 77 судов общим дедвейтом 4,3 млн тонн.

 

Морской флот №2 (2013)


Вернуться к разделу Судостроение

Новости

Лента новостей

Кадыров продолжит заниматься судьбой задержанных в Ливии российских моряков

Кадыров продолжит заниматься судьбой задержанных в Ливии российских моряков Глава Чечни Рамзан Кадыров на встрече в Москве с ливийской политической и военной делегацией, обсуди...

Завершена активная фаза поисково-спасательной операции в Черном море

Завершена активная фаза поисково-спасательной операции в Черном море Активная фаза поисково-спасательной операции в районе крушения сухогруза «Герои Арсенала» в Черном м...

Российская экономика

Инструмент ГЧП слабо используется для развития морских портов – эксперт

Инструмент ГЧП слабо используется для развития морских портов – эксперт В проектах по развитию морских портов мало применяются наиболее актуальные инструменты, прежде всего...

Заключено соглашение о создании судостроительного кластера в Астраханской области

Заключено соглашение о создании судостроительного кластера в Астраханской области Судостроительный кластер будет создан в Астраханской области. Соответствующее соглашение заключили п...

Транспортная политика

Бизнес Крыма нужно поддерживать через компенсацию расходов на транспорт - Глазьев

Бизнес Крыма нужно поддерживать через компенсацию расходов на транспорт - Глазьев В Крыму должна быть реализована система компенсации бизнесу транспортных расходов, аналогичная той, ...

Отчетный съезд Союза транспортников России прошел в Москве

Отчетный съезд Союза транспортников России прошел в Москве 18 апреля в Московской государственной академии водного транспорта – филиале ГУМРФ имени адмирала С...

Морские порты

Индийская Tata может построить угольный терминал на Камчатке

Индийская Tata может построить угольный терминал на Камчатке Индийская компания Tata рассматривает возможность строительства терминала по перевалке угля на Камча...

Mercuria может заключить контракт take-or-pay на создание портовой инфраструктуры в Кольском заливе

Mercuria может заключить контракт take-or-pay на создание портовой инфраструктуры в Кольском заливе Швейцарский угольный трейдер Mercuria может заключить соглашение take-or-pay на создание портовой ин...




Морской транспорт

Пассажирское морское сообщение между Крымом и Кубанью откроют в 2019 году

Пассажирское морское сообщение между Крымом и Кубанью откроют в 2019 году Регулярное транспортное пассажирское сообщение между курортами на побережье Кубани и Крыма откроется...

Судозавод «Лотос» сдаст первое пассажирское круизное судно в апреле 2019 года

Судозавод «Лотос» сдаст первое пассажирское круизное судно в апреле 2019 года Астраханский судостроительный завод «Лотос» сдаст в эксплуатацию первое пассажирское судно в апреле ...

Речной транспорт

В Якутии до 2024 года будет модернизировано 39 судов

В Якутии до 2024 года будет модернизировано 39 судов Модернизацию 39 судов общей грузоподъемностью 65 тыс. тонн проведут до 2024 года в Якутии для обеспе...

Состоялась встреча руководства Администрации Волжского бассейна с судовладельцами

Состоялась встреча руководства Администрации Волжского бассейна с судовладельцами Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Юрий Костин принял уча...

Ж/Д транспорт

Доходы главы РЖД Белозерова в 2016 г. выросли вдвое - до 172,9 млн рублей

Доходы главы РЖД Белозерова в 2016 г. выросли вдвое - до 172,9 млн рублей Глава ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Олег Белозеров отчитался о доходах за 2016 год ...

Правительство рассматривает вопрос перехода РЖД на МСФО при выплате дивидендов - Дворкович

Правительство рассматривает вопрос перехода РЖД на МСФО при выплате дивидендов - Дворкович Правительство РФ дало поручение рассмотреть вопрос перехода ОАО «Российские железные дороги» (РЖ...

Авто транспорт

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики Пробег для возможного получения скидки в системе «Платон» может быть достигнут за полгода. Такое мне...

Законопроект об увеличении штрафов в «Платоне» будет внесен в весеннюю сессию - Минтранс

Законопроект об увеличении штрафов в «Платоне» будет внесен в весеннюю сессию - Минтранс Законопроект об увеличении штрафов в системе взимания платы за проезд большегрузов по федеральным тр...

Аналитика

Транспортная политика

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы 23-24 июня 2016 года в г. Алуште (Крым) в отеле Riviera Sunrise Resort & Spa состоялся Трети...

Росморречфлот подвел итоги года

Росморречфлот подвел итоги года 30 марта 2016 года в Москве состоялось итоговое совместное заседание Коллегии Федерального агентства...

Морские порты

Северный плацдарм морских портов Приморского края

Северный плацдарм морских портов Приморского края Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Администрация морских портов Приморского...

Советская Гавань: итоги работы и проблемы развития

Советская Гавань: итоги работы и проблемы развития В ноябре 2015 года в морском порту Советская Гавань была введена и передана в управление ФГУП «Росмо...

Морской транспорт

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая От организации эксплуатации Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК) и его сост...

Акцизный налог

Акцизный налог Начало нового года уже традиционно связано с изменениями налогообложения. В период бюджетного дефици...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Фиговый лист для безопасности мореплавания

Фиговый лист для безопасности мореплавания Проблеме повышения безопасности мореплавания (в угоду судовладельцам) придана дуалистическая...

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока Молодые ученые Научно-исследовательского института морского транспорта МГУ им. адм. Г.И. Невельского...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок Международный кодекс морской перевозки навалочных грузов (МКМПНГ) устанавливает требования п...

Человеческий фактор – матрица аварийности

Человеческий фактор – матрица аварийности В современном мире термин «человеческий фактор» воспринимается как нечто негативное, то, что несет у...

Севморпуть

Особенное судоходство

Особенное судоходство С каждым годом отступление морских льдов в период арктического лета привлекает все больше внимания. ...

Арктические перевозки

Арктические перевозки В сферу важнейших мероприятий государственной политики РФ в Арктике входит интенсификация судоходств...




Судостроение

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход Большинство морей, омывающих берега России, являются замерзающими. Даже некоторые южные порты (н...

Флот для рыбаков: от слов к делу

Флот для рыбаков: от слов к делу В конце мая в Москве при поддержке Морской коллегии при Правительстве РФ, Минпромторга и Минтранса Р...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...