Без Сердюкова спокойнее - Морские вести России

Без Сердюкова спокойнее

31.12.2013

Судостроение

После увольнения всеми не любимого министра обороны жизнь военных судостроителей становится легче. Но эффективности ОСК это не добавляет.

ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» не поставила в 2012 году ни одного военного судна. Впрочем, теперь, когда нет Анатолия Сердюкова, особого скандала из-за срыва сроков не случилось. В целом у судостроителей все хорошо. Госкомпания набирает рабочих и обещает приступить в 2013 году к строительству еще двух атомных подлодок нового типа. Сергей Шойгу, как ожидается, не будет торговаться за каждую копейку военного бюджета, в отличие от предшественника.

Татьяна Лозовая

 

Страсти по «Бореям»

Роман Троценко не скрывал, что причиной его отставки стал затяжной конфликт с министром обороны (на тот момент) Анатолием Сердюковым.

– Мы видим, как по субъективному мнению одного человека прекращается строительство серийных кораблей, закрывают опытно-конструкторские работы, меняются подходы к финансированию и ценообразованию, – говорил журналистам глава ОСК накануне отставки.

Г-н Троценко пришел в ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» в декабре 2009 года. А в 2011 году на высшем уровне было принято решение: подводные лодки проекта 955 «Борей» должны прийти на смену действующим подлодкам проекта 941. Для этого ОСК должна построить и передать Военно-морскому флоту 8 новых субмарин в срок до 2018 года. Все это делается в рамках программы перевооружения армии и флота.

Казалось бы, ОСК должна радоваться масштабному заказу. Тем более модернизация ВМФ не ограничивалась новыми субмаринами. Но не тут-то было – госкомпания и Минобороны фактически сорвали гособоронзаказ-2011, поскольку долгое время не могли согласовать цены трех подлодок.

 – Если говорить о ГОЗ-2011, то, ситуация, пожалуй, самая тяжелая за последние 13 лет, – комментировал тогда газете «Коммерсантъ» глава ОСК. – По итогам девяти прошедших месяцев мы имеем незаключенные контракты и, как результат, не полученные предприятиями денежные средства. То есть фактически девять месяцев предприятия жили и осуществляли строительство кораблей, используя либо собственные средства, либо кредитные, потому что остановить производство попросту невозможно. К началу сентября эти средства оказались на исходе и ситуация реально стала критической.

Контракты подписали только 9 ноября, причем при финальных переговорах г-на Троценко и г-на Сердюкова лично присутствовал президент Владимир Путин, прилетевший ради этого в Северодвинск. Атомная подлодка «Северодвинск» (проект «Ясень») обошлась военным в 47 млрд рублей, а «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский» (как раз проект «Борей») – по 23,2 млрд рублей каждая. Кроме того, ОСК, что важно, получила возможность самостоятельно выбрать субподрядчиков, а ранее это делало ведомство Сердюкова. 

В рамках ГОЗ-2012 Минобороны заказывало уже 5 субмарин проекта «Борей». И страсти разыгрались еще больше. ОСК настаивала на сумме 130 млрд рублей, то есть 26 млрд за единицу, а ведомство Сердюкова – 87 млрд (!). Судостроители пытались доказать, что предложенная стоимость обеспечивает лишь минимальную рентабельность, а если принять цену Минобороны, придется работать себе в убыток. Но военные утверждали, будто ОСК закладывает в цену необоснованные затраты. Что примечательно, даже давний союзник г-на Троценко Игорь Сечин, на тот момент вице-премьер правительства, в какой-то момент поддержал Минобороны, предложив судостроителям принять условия военных.

Снова потребовалось личное вмешательство главы государства, снова стороны удалось помирить лишь в «ручном режиме». Итоговая цена заказа – 124 млрд рублей, другими словами, ОСК явно переиграла своих оппонентов из военного ведомства. Причем еще и оставила себе козырь «в рукаве» – право после 2015 года изменить цены исходя из общеэкономической конъюнктуры.

 

Судостроитель или фээсбэшник?

Г-н Троценко покинул ОСК в середине лета, вскоре после подписания контракта с Минобороны на пять подлодок «Борей». Видимо, менеджер хотел самостоятельно довести до конца сложные переговоры, а вот участвовать в реализации заказа уже не желал. Он критиковал подход военных к планированию и финансированию.

– Наша работа представляет из себя чередование простоев и авралов, – говорил г-н Троценко журналистам.

В качестве преемника глава госкомпании предлагал двух кандидатов – гендиректора ОАО «ПО «Севмаш» Андрея Дьячкова и вице-президента ОСК по безопасности Анатолия Тюкова. Что интересно, второй все это время являлся кадровым офицером ФСБ. Он успел побыть и замначальника УФСБ по Ингушетии, и главой УФСБ по Новгородской области. А в 2009 году по личной просьбе Игоря Сечина, курировавшего ОСК, был командирован в судостроительную корпорацию.

Руководителем ОСК, правда, все-таки стал Андрей Дьячков, а г-н Тюков вернулся в «родные пенаты» и сейчас руководит управлением «М» (по контролю за деятельностью МВД). Что до г-на Дьячкова, то это судостроитель с большим стажем, начавший карьеру в далеком 1974 году учеником слесаря-монтажника. На «Севмаше» с 2005 года возглавлял производство военной техники, а с 2011-го стал генеральным директором. Этому предшествовала отставка Николая Калистратова – формально за срыв поставок все тех же военных подлодок для Минобороны и заказа для индийского ВМФ. Настоящей же причиной источники на рынке называют «излишнюю самостоятельность» г-на Калистратова, который, как пишет «Коммерсантъ», не упускал возможности подчеркнуть руководству ОСК, что «назначен с одобрения первых лиц и не обязан лишний раз отчитываться».

А вот Андрей Дьячков всегда пользовался расположением правления судостроительной корпорации, а также, как показала практика, оказался достаточно гибким и лояльным руководителем. Например, едва возглавив уже саму ОСК, он заявил, что все разногласия с ведомством Сердюкова (столь нелюбимым его предшественником!) улажены.

– Никаких конфликтов между Минобороны и ОСК больше нет, – утверждал Андрей Дьячков. – Сегодня с Минобороны заключены все контракты, и ведомство оплачивает полностью все свои заказы в соответствии с госпрограммой, которая регулирует взаимоотношения между заказчиком и исполнителем. Здесь сегодня сбоев нет».

Впрочем, речь шла именно о «сегодня». Между тем ОСК еще предстояло плотно работать с Минобороны по будущим заказам. Всего на покупку новых судов ВМФ, по словам Путина, до 2020 года будет выделено 4,44 трлн рублей. И значительная часть этих денег должна была пройти через министра Сердюкова и его окружение. Г-н Дьячков подчеркивал, что ближайшей задачей видит отладку отношений ОСК и Минобороны, чтобы не повторить ситуацию прошлых лет. Но достаточно ли было одного желания главы ОСК?

Многие политологи называют именно конфликты с предприятиями военно-промышленного комплекса, а не мнимую борьбу с коррупцией истинной причиной отставки Анатолия Сердюкова. Общая сумма оборонного заказа до 2020 года достигает 20 трлн рублей. Обо всех конфликтах Дмитрий Рогозин (на тот момент вице-премьер, курировавший ТЭК) регулярно докладывал Путину. Значит ли это, что теперь – при новом министре обороны – реализация гособоронзаказов будет проходить спокойнее? Вероятно, да, по крайней мере чисто внешне.

– Шойгу в отличие от Сердюкова более склонен к взаимовыгодному диалогу с промышленностью и вряд ли будет доводить дело до громких скандалов – именно так он вел себя в МЧС, – цитирует газета «Ведомости» слова бывшего чиновника военного ведомства.

 

2012 год «проплыл» мимо ОСК

Смена руководства, похоже, никак не повлияла на старую и главную проблему ОСК и ее предприятий – неумение сдавать продукцию в срок. Предполагалось, что в 2012 году корпорация передаст ВМФ шесть боевых кораблей: две подлодки «Борей» (о которых мы говорили выше), субмарину «Северодвинск», корветы «Стойкий» и «Бойкий», а также фрегат «Адмирал Горшков». А фактически не предоставила ни одного судна. «Юрий Долгорукий», находившийся в наибольшей готовности, и то поступил в распоряжение военных лишь 10 января 2013 года.

Свои неудачи ОСК списывала на отсутствие нужного количества спецтехники и оружия для испытаний, плохие погодные условия. С АПЛ «Александр Невский» возникла отдельная проблема. «Например, имитаторы для проверки ракетного комплекса сделаны только в одном комплекте. Так заказали, – объяснял агентству «РИА Новости» представитель госкомпании. – Они были установлены на «Долгоруком», и для того чтобы проверить «Невский», надо было снять их с первой лодки и поставить на вторую, то есть снять и поставить обратно. А это время». Также и пушку на «Бойкий» поставили лишь 28 декабря 2012 года, после чего корвет ушел в моря.

 

Эксперты склонны оправдывать ОСК

– Это абсолютно новые проекты, – подчеркивает председатель Общественного совета при Минобороны Игорь Коротченко. – На этапе начала серийного производства неизбежно происходят задержки. Кстати говоря, эта проблема характерна не только для нашей страны, но и для зарубежных стран. Везде первоначальные сроки по изделиям, относящимся к номенклатуре военно-морских сил, сдвигаются вправо, и параллельно с этим увеличивается первоначальная стоимость. Но это неизбежная плата за новые технологические решения, которые применяются при проектировании и строительстве кораблей и подводных лодок новейшего поколения.

Заказчикам и правда надо сохранять спокойствие, к которому призывает эксперт из Минобороны. И быть готовыми, что в процессе работы не только сорвутся сроки, но и вырастет стоимость. Вспомним историю с ВМФ Индии. В 2004 году «Севмаш» подписал контракт на модернизацию авианосца «Адмирал Горшков» (индийское название «Викрамадитья») стоимостью около $1,5 млрд. В 2007 году, когда стало понятно, что российская сторона не укладывается ни в сроки, ни в смету, гендиректора «Севмаша» Владимира Пастухова уволили. Но в 2008 году новый глава предприятия, как раз Николай Калистратов, выставил индусам счет почти на $2,4 млрд. Заказчики деньги нашли, но со сроками лучше не стало. Запланированная изначально на 2008 год модернизация сдвинулась на декабрь 2012 года. Однако опять не состоялась! Внезапно обнаружился брак в футеровке трех котлов паротурбинных установок корабля. Исправление этого недостатка требует 1 млрд рублей с российской стороны, передача судна отложена уже на осень 2013 года.

 

Новые рабочие, новые подлодки

Понятно, что с такими провалами ОСК едва ли найдет зарубежных покупателей. Но теперь – с новым оборонным заказом – этого и не требуется. К тому же государство поддерживает отечественный ВПК не только заказами, но и напрямую, внося деньги в уставный капитал предприятий. В 2013 году компании, входящие в ОСК, получат более 4 млрд рублей, такая же сумма предусмотрена на следующий год.

На «Севмаше» царит заметное оживление. Госзаказ на подлодки проектов «Борей» и «Ясень» оказался настолько обширным, что завод срочно массово набирает и обучает рабочих. Как сообщало в январе этого года радио «Модерн-Северодвинск», заводу нужны 60 станочников, токарей и фрезеровщиков. Летом ВМФ планируют передать, наконец, «Александра Невского». Третья подлодка этого же проекта, «Владимир Мономах», сейчас проходит испытания. Скоро на «Севмаше» приступят к строительству АПЛ «Александр Суворов», а в ноябре состоится закладка другого ракетного крейсера – «Михаил Кутузов».

Еще один проект ОСК – строительство многофункциональных судов снабжения ледового класса для проектов на Сахалине. Соглашение на этот счет было подписано осенью между руководством ОСК и «Совкомфлота». Примечательно, что экс-глава госкомпании Роман Троценко в настоящий момент тоже занимается шельфовыми проектами по добыче углеводородов – в качестве советника Игоря Сечина, руководителя «Роснефти».

К неудачам ОСК можно отнести судостроительные проекты на Дальнем Востоке. Планировалось построить две крупные верфи – «Звезда-DSME» и «Восток-Raffles». Однако из проекта вышел корейский инвестор, у которого появились сомнения насчет заказов на данных верфях. Дело в том, что они были нацелены на Штокманское месторождение, от разработки которого пока отказались. И сейчас возникает вопрос о целесообразности дальневосточных проектов ОСК.

Аналогичная ситуация с другим амбициозным проектом – переносом «Адмиралтейских верфей» в Кронштадт. Похоже, ОСК откажется от этой идеи. Как заявил министр промышленности и торговли Денис Мантуров, «всем управляет экономика. Я не вижу экономической целесообразности в процессе переноса «Адмиралтейских верфей».

А самое главное – остается открытым вопрос к эффективности ОСК. Ведь если компания будет управляться рационально и максимально прозрачно, вероятно, меньше будет и странных проектов, и срывов сроков, и роста смет. Но ждать перемен, пока компания обслуживает такую закрытую вещь, как гособоронзаказ, не приходится. Единственный возможный стимул к созданию четкой финансовой и управленческой модели – выход на IPO. Когда-то планировалось, что компания пойдет на биржу уже в 2014 году. Но по последним данным, горизонт отодвинулся уже к 2017 году.

 

Название предприятия

Государственный взнос в УК, 2013 год, млн руб.

Государственный взнос в УК, 2014 год, млн руб.

ОАО «Объединенная судостроительная корпорация»

3200

3400

ОАО «Центр судоремонта «Звездочка»

468

236

ОАО «ПО «Севмаш»

306

252

ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро»

198

125

ОАО «Научно-исследовательское проектно-технологическое бюро «Онега»

38

27

Прочие

100

291

Итого

4310

4331

 

Морской флот №2 (2013)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ