Навигационное обеспечение на СМП: из практики ОАО «Совкомфлот»

Севморпуть
Навигационное обеспечение на СМП: из практики ОАО «Совкомфлот»

Профессионалы знают, насколько велика роль навигационного обеспечения в безопасности мореплавания. Участвуя в одном из заседаний Морской коллегии  при Правительстве РФ, генеральный директор ОАО «Совкомфлот» Сергей Франк, рассказал о практическом состоянии навигационно-гидрографического и аварийно-спасательного обеспечения рейсов, осуществленных по СМП танкерами ОАО «Совкомфлот».

Группа компаний ОАО «Совкомфлот» контролирует сегодня флот общим дедвейтом 12 млн тонн. В подавляющем большинстве это танкеры, 33% которых имеют ледовый класс. Группа занимает первые места в мире по количеству таких судов, их общему количеству и по суммарному тоннажу флота. Наличие этого флота позволяет компании играть ключевую роль в нефтегазовом секторе транспортной системы страны и оказывать услуги по транспортировке энергоресурсов, не только по традиционным маршрутам, но и  в арктических и субарктических регионах.

Марина Гончарова, спецкор

 

Интенсивность растет

В последние годы очевидно повышение интенсивности грузоперевозок по СМП. К основным факторам, влияющим на такой рост, можно отнести потепление в Арктике, создавшее благоприятные условия для реализации идеи использования Северного морского пути в качестве транзитной транспортной магистрали между Европой и Азией, а также поиск и освоение новых путей доставки российских углеводородов на международные рынки, связанных с развитием арктических шельфовых проектов. Немаловажен и фактор роста количества судов ледового класса и появление судов с улучшенными ледовыми характеристикам. Под влиянием этих факторов ОАО «Совкомфлот» и ряд других судоходных компаний в 2010-2012 годах осуществили серию транзитных рейсов по СМП с использованием танкерного тоннажа.

Исполняя решение Правительства РФ по развитию арктических нефтегазовых проектов и в целях поиска новых путей доставки российских углеводородов на международные рынки, ОАО «Совкомфлот» впервые в 2010 году осуществило экспериментальный транзитный рейс крупнотоннажного танкера ледового класса «СКФ Балтика» по СМП с грузом газового конденсата ОАО «НОВАТЭК» из порта Мурманск назначением на китайский порт Нинбо.

В течение 2011 и 2012 годов было сделано еще два рейса по доставке наливных грузов в порты Юго-Восточной Азии, один из которых связан с проходом высокоширотным маршрутом самого крупного груженого танкера ледового класса «Владимир Тихонов», когда-либо совершавшего плавание по СМП. Все рейсы осуществлены под проводкой атомных ледоколов ФГУП «Атомфлот».

Благодаря этим рейсам доказана возможность осуществления в летний период безопасной навигации крупнотоннажных танкеров и доставки грузов по СМП из Европы в Юго-Восточную Азию на коммерчески выгодных условиях в период летней навигации, а также возможность осуществления безопасной навигации крупнотоннажных танкеров по СМП в летний период. Освоен новый высокоширотный глубоководный маршрут, проходящий севернее архипелага Новосибирских островов и необходимый для плавания судов с большой осадкой.

 

Оценка рисков

В период подготовки и осуществления экспериментальных арктических рейсов ОАО «Совкомфлот» вместе с подразделениями Минтранса России (ФГУП «Гидрографическое предприятие»), ФГУП «Атомфлот» и научными институтами провело большую организационную работу. Эта работа включала в том числе и выявление и оценку специфических рисков плавания в Арктике крупнотоннажных танкеров, выработку адекватных мер по их устранению или снижению до приемлемых с точки зрения безопасности пределов.

Превалирующими факторами риска явились:

-         недостаточная изученность морского дна и отсутствие необходимой информации о глубинах на навигационных картах в районах прохождения высокоширотных маршрутов СМП (Восточно-Сибирское море и другие участки);

-         отсутствие надежной связи в спутниковой системе «Инмарсат» на определенных высокоширотных участках СМП (например, меридиан порта Тикси);

-         возможность встречи с тяжелым многолетним льдом;

-         недостаточное развитие на СМП сети аварийно-спасательных формирований (АСФ) и средств защиты уязвимой арктической природной среды (ликвидации аварийных разливов нефти (ЛАРН) при авариях крупнотоннажных танкеров.

 

Как снижались навигационные риски

Для снижения навигационных рисков, связанных с отсутствием на морских картах достаточной информации о характере дна, были использованы специальные планшеты глубин. Последние были созданы Гидрографическим предприятием по результатам возобновленных по инициативе СКФ после 20-летнего перерыва площадных промеров многолучевыми эхолотами. В ходе промерных работ было обнаружено несколько ранее неизвестных  банок, представляющих серьезную опасность для крупнотоннажных судов. И хотя ширина промеренного фарватера на момент плавания составляла всего 250-300 м, но использование приемоиндикаторов системы ГЛОНАС-GPS позволяло судну находиться в пределах безопасной зоны.

При необходимости отклонения от промеренного маршрута (например, чтобы обойти поле тяжелого льда на пути следования каравана) для своевременного обнаружения опасного изменения глубин и принятия мер для исключения контакта корпуса танкера с грунтом была организована и отработана  система взаимодействия танкера с ледоколами по контролю глубин на маршруте движения впереди идущим ледоколом и оповещению об этом танкера.

За все время на пути следования в районах с недостаточной изученностью дна на наиболее критическом участке маршрута от Новосибирских островов до пролива Лонга зафиксирована минимальная глубина 13,5 м под килем танкера «Владимир Тихонов», имеющего осадку 13,7 м. Таким образом, на всем пути движения был обеспечен безопасный запас глубины под килем судна.

Чтобы компенсировать недостатки связи в системе «Инмарсат», не обеспечивающей покрытия околополюсных районов Арктики, суда ОАО «Совкомфлот» были оснащены средствами связи, работающими в низкоорбитальной спутниковой системе «Иридиум» (США).

 

Ледокольная проводка танкеров

Чтобы минимизировать риск встречи танкеров с тяжелыми арктическими льдами, выбирался самый благоприятный период года для плавания по маршрутам СМП – август и сентябрь. Для предотвращения повреждений корпуса танкеров и недопущения аварийного загрязнения окружающей – арктической – среды плавание по СМП осуществлялось в каждом рейсе в сопровождении атомных ледоколов и под проводкой штаба морских операций ФГУП «Атомфлот», обеспечивавшего суда рекомендациями по выбору безопасных маршрутов движения с учетом складывающейся ледовой обстановки.

В целях обеспечения непрерывного безопасного управления танкерами при следовании их в ледовых условиях за ледоколами экипаж был усилен дополнительными членами: матросом, старпомом и ледовым советником капитана, имеющими опыт ледового плавания в Арктике.

Повысить готовность к предотвращению последствий возможных аварийных повреждений и разливов нефти в Арктике помогла инициатива ОАО «Совкомфлот», которое предложило силам подразделений ФГУ «Госморспасслужба»» разместить на борту одного из атомных ледоколов, осуществлявших проводку, мобильное аварийно-спасательное формирование, имеющее в своем составе обученный персонал и средства борьбы (скиммер для сбора с поверхности моря разлитой нефти, боновые ограждения,  водолазную станцию и другое оборудование).

 

Грузооборот СМП в 2011-2012 гг.

Основной рост транзитного грузооборота на СМП произошел в 2011 (834 930 т) и 2012 годах (1 207 330 т). В таблице приведена структура номенклатуры грузов и типов судов, осуществлявших их перевозку.

Всего за два года в летние навигации по СМП прошло 51 судно, перевезшее более 2 млн тонн грузов, 75% из которых составляют газовый конденсат, сжиженный природный газ, нефтепродукты, относящиеся к категории опасных грузов и представляющих в случае аварии повышенную опасность для арктической природной среды.

Из 51 судна 33 судна (65%) составили танкеры, из которых более 70% – крупнотоннажные суда дедвейтом 73-75 тыс. тонн (класса «панамакс»), один танкер «Владимир Тихонов» дедвейтом 162 тыс. тонн (класса «суэцмакс») и один танкер-газовоз Ob River дедвейтом 85 тыс. тонн. Иными словами, на долю крупнотоннажных танкеров приходится более 70% общего объема транзитных грузов (1 476 126 тонн), перевезенных по СМП в навигации 2011-2012 годов.

Все это позволяет сделать вывод, что будущие перевозки по СМП будут в основном осуществляться крупнотоннажными судами, имеющими значительные размеры (длина до 288 м, ширина до 50 м, осадка до 16,5 м), существенно превышающие ширину атомных ледоколов и имеющие «тяжелые» маневренные характеристики.

Следует также учитывать, что большинство современных крупнотоннажных танкеров не приспособлены в случаях необходимости к буксировке на коротком буксире во льдах из-за наличия выступающей носовой оконечности (бульба).

Очевидно, что названные факторы значительно повлияют на характер будущего судоходства в Арктике, включая в первую очередь организацию ледокольных проводок судов.

 

Выводы

Рост объемов судоходства на СМП, в том числе и транспортировка опасных грузов, представляющих угрозу уязвимой арктической экологии, требует принятия мер по обеспечению безопасности мореплавания и защиты окружающей среды.

Восстановление комплексов НГО и АСФ должно быть адекватным современным вызовам безопасности судоходства и экологии в Арктике.

Первоочередными задачами должно быть восстановление таких важных элементов НГО, как обеспечение полномасштабных гидрографических работ, необходимых для издания подробных навигационных карт и пособий на районы плавания СМП.

Необходимо создание арктических АСФ, способных оказывать помощь судам и готовых к ликвидации последствий аварий в условиях труднодоступности арктических регионов.

Нуждается в повышении надежность морской связи в Арктике, в том числе и в районах действия Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности мореплавания (ГМССБ). 

 

По материалам Морской коллегии

 

Морской флот №2 (2013)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Минобороны заявило об угрозе срыва поставок двух новейших кораблей

Минобороны заявило об угрозе срыва поставок двух новейших кораблей Из-за задержек выполнения концерном «Алмаз Антей» опытно-конструкторских работ под угрозой срыва нах...

Ученый совет ВГУВТ одобрил работу ректора

Ученый совет ВГУВТ одобрил работу ректора В Волжском государственном университете водного транспорта на заседании Ученого совета ректор вуза р...

Российская экономика

На Пролетарском заводе отработали новые приемы по развитию Производственной системы ОСК

На Пролетарском заводе отработали новые приемы по развитию Производственной системы ОСК На Пролетарском заводе (входит в ОСК) с 13 по 17 марта 2017 года состоялся практический семи...

На Камчатке создан первый рыбный терминал

На Камчатке создан первый рыбный терминал Первый рыбный терминал «Альянс-Камчатка», который обеспечит полный комплекс услуг для рыбодобывающих...

Транспортная политика

Медведев поручил проработать вопрос о введении скидок в «Платоне» в зависимости от пробега

Медведев поручил проработать вопрос о введении скидок в «Платоне» в зависимости от пробега Скидки в зависимости от величины пробега грузового автомобиля могут появиться в системе взимания пла...

Использование средств от «Платона» поставят под общественный контроль - Дворкович

Использование средств от «Платона» поставят под общественный контроль - Дворкович Средства, используемые в рамках системы взимания платы с большегрузных автомобилей «Платон» будут на...

Морские порты

Global Ports обжалует предписание ФАС в отношении своих стивидоров

Global Ports обжалует предписание ФАС в отношении своих стивидоров Группа Global Ports оспорит в суде решение ФАС, в отношении к входящим в группу АО ПКТ, АО «Петролес...

Главгосэкспертиза одобрила проект реконструкции порта крымской Евпатории

Главгосэкспертиза одобрила проект реконструкции порта крымской Евпатории Главное управление государственной экспертизы (Главгосэкспертиза) одобрило проект строительс...




Морской транспорт

В Калининграде заложат траулер «Ударник» для камчатских рыбаков

В Калининграде заложат траулер «Ударник» для камчатских рыбаков Траулер-сейнер для рыбаков Камчатки заложат в пятницу на Прибалтийском судостроительном заводе (...

Правительство готово поменять законодательство ради приватизации «Совкомфлота»

Правительство готово поменять законодательство ради приватизации «Совкомфлота» Акциями «Совкофлота» интересуются негосударственные пенсионные фонды, но тогда компанию придется экс...

Речной транспорт

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока Навигация грузов по Енисею начнется на пять-десять дней раньше обычного из-за теплой погоды и раннег...

Три теплохода привлекут для перевозок пассажиров Таймыра на время реконструкции аэропорта

Три теплохода привлекут для перевозок пассажиров Таймыра на время реконструкции аэропорта Перевозки пассажиров по линии Дудинка - Красноярск на время реконструкции предстоящим летом аэропорт...

Ж/Д транспорт

ФАС проверяет СОЖТ по своим «внутренним доводам», вопросов о ставках на вагоны нет - союз операторов

ФАС проверяет СОЖТ по своим «внутренним доводам», вопросов о ставках на вагоны нет - союз операторов ФАС РФ проводит проверку саморегулируемой организации «Союз участников рынка услуг операторов железн...

РЖД запускают в эксплуатацию электронную торговую площадку для заказа грузовых перевозок

РЖД запускают в эксплуатацию электронную торговую площадку для заказа грузовых перевозок ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) приступает к поэтапному запуску электронной торговой ...

Авто транспорт

Медведев поручил Минтрансу сотрудничать с ОНФ по выявлению участков дорог для ремонта

Медведев поручил Минтрансу сотрудничать с ОНФ по выявлению участков дорог для ремонта Дмитрий Медведев поручил Минтрансу организовать мониторинг участков автомобильных дорог федерального...

Повышение штрафов «Платона» обсуждается в диапазоне до 10-50 тыс. рублей, законопроект, допускающий более одного штрафа в сутки, подготовлен - Минтранс

Повышение штрафов «Платона» обсуждается в диапазоне до 10-50 тыс. рублей, законопроект, допускающий более одного штрафа в сутки, подготовлен - Минтранс Повышение штрафа в системе взимания платы с большегрузных автомобилей «Платон» обсуждается в диапазо...

Аналитика

Транспортная политика

Росморречфлот в цифрах и планах

Росморречфлот в цифрах и планах Итоги 2015 года были в центре внимания расширенного заседания Коллегии Федерального Агентства морско...

Морская коллегия отправилась в Крым

Морская коллегия отправилась в Крым В начале апреля (2016) в Крыму состоялось заседание Морской коллегии при Правительстве РФ по...

Морские порты

Порту Ванино без помощи государства не обойтись

Порту Ванино без помощи государства не обойтись Большие надежды по укреплению экономики Хабаровского края связаны с развитием морских перевозок, в т...

Порт Высоцкий: рекордам кризис не помеха

Порт Высоцкий: рекордам кризис не помеха Образованное в 2004 году ООО «Порт Высоцкий» сегодня является основным оператором по оказанию стивид...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...




Темы

Инфраструктура / Образование

Непосредственный и фоновый культурный диалоги

Непосредственный и фоновый культурный диалоги Вывести ученика за рамки двухмерного пространства, показать глубины проблемы и отыскать вместе с ним...

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы Многолетние традиции отечественного морского образования в сочетании с современными технологиями – э...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Второе рождение легендарного «Сомова»

Второе рождение легендарного «Сомова» «Михаил Сомов» – судно известное, работающее в ледовых условиях более четырех десятилетий. Флагман а...

Якутия хочет в Арктику

Якутия хочет в Арктику В Стратегии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года одной из тенденц...




Судостроение

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха За более чем вековую историю Средне-Невский судостроительный завод переживал разные этапы: годы стан...

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...