Навигационное обеспечение на СМП: из практики ОАО «Совкомфлот»

Севморпуть
Навигационное обеспечение на СМП: из практики ОАО «Совкомфлот»

Профессионалы знают, насколько велика роль навигационного обеспечения в безопасности мореплавания. Участвуя в одном из заседаний Морской коллегии  при Правительстве РФ, генеральный директор ОАО «Совкомфлот» Сергей Франк, рассказал о практическом состоянии навигационно-гидрографического и аварийно-спасательного обеспечения рейсов, осуществленных по СМП танкерами ОАО «Совкомфлот».

Группа компаний ОАО «Совкомфлот» контролирует сегодня флот общим дедвейтом 12 млн тонн. В подавляющем большинстве это танкеры, 33% которых имеют ледовый класс. Группа занимает первые места в мире по количеству таких судов, их общему количеству и по суммарному тоннажу флота. Наличие этого флота позволяет компании играть ключевую роль в нефтегазовом секторе транспортной системы страны и оказывать услуги по транспортировке энергоресурсов, не только по традиционным маршрутам, но и  в арктических и субарктических регионах.

Марина Гончарова, спецкор

 

Интенсивность растет

В последние годы очевидно повышение интенсивности грузоперевозок по СМП. К основным факторам, влияющим на такой рост, можно отнести потепление в Арктике, создавшее благоприятные условия для реализации идеи использования Северного морского пути в качестве транзитной транспортной магистрали между Европой и Азией, а также поиск и освоение новых путей доставки российских углеводородов на международные рынки, связанных с развитием арктических шельфовых проектов. Немаловажен и фактор роста количества судов ледового класса и появление судов с улучшенными ледовыми характеристикам. Под влиянием этих факторов ОАО «Совкомфлот» и ряд других судоходных компаний в 2010-2012 годах осуществили серию транзитных рейсов по СМП с использованием танкерного тоннажа.

Исполняя решение Правительства РФ по развитию арктических нефтегазовых проектов и в целях поиска новых путей доставки российских углеводородов на международные рынки, ОАО «Совкомфлот» впервые в 2010 году осуществило экспериментальный транзитный рейс крупнотоннажного танкера ледового класса «СКФ Балтика» по СМП с грузом газового конденсата ОАО «НОВАТЭК» из порта Мурманск назначением на китайский порт Нинбо.

В течение 2011 и 2012 годов было сделано еще два рейса по доставке наливных грузов в порты Юго-Восточной Азии, один из которых связан с проходом высокоширотным маршрутом самого крупного груженого танкера ледового класса «Владимир Тихонов», когда-либо совершавшего плавание по СМП. Все рейсы осуществлены под проводкой атомных ледоколов ФГУП «Атомфлот».

Благодаря этим рейсам доказана возможность осуществления в летний период безопасной навигации крупнотоннажных танкеров и доставки грузов по СМП из Европы в Юго-Восточную Азию на коммерчески выгодных условиях в период летней навигации, а также возможность осуществления безопасной навигации крупнотоннажных танкеров по СМП в летний период. Освоен новый высокоширотный глубоководный маршрут, проходящий севернее архипелага Новосибирских островов и необходимый для плавания судов с большой осадкой.

 

Оценка рисков

В период подготовки и осуществления экспериментальных арктических рейсов ОАО «Совкомфлот» вместе с подразделениями Минтранса России (ФГУП «Гидрографическое предприятие»), ФГУП «Атомфлот» и научными институтами провело большую организационную работу. Эта работа включала в том числе и выявление и оценку специфических рисков плавания в Арктике крупнотоннажных танкеров, выработку адекватных мер по их устранению или снижению до приемлемых с точки зрения безопасности пределов.

Превалирующими факторами риска явились:

-         недостаточная изученность морского дна и отсутствие необходимой информации о глубинах на навигационных картах в районах прохождения высокоширотных маршрутов СМП (Восточно-Сибирское море и другие участки);

-         отсутствие надежной связи в спутниковой системе «Инмарсат» на определенных высокоширотных участках СМП (например, меридиан порта Тикси);

-         возможность встречи с тяжелым многолетним льдом;

-         недостаточное развитие на СМП сети аварийно-спасательных формирований (АСФ) и средств защиты уязвимой арктической природной среды (ликвидации аварийных разливов нефти (ЛАРН) при авариях крупнотоннажных танкеров.

 

Как снижались навигационные риски

Для снижения навигационных рисков, связанных с отсутствием на морских картах достаточной информации о характере дна, были использованы специальные планшеты глубин. Последние были созданы Гидрографическим предприятием по результатам возобновленных по инициативе СКФ после 20-летнего перерыва площадных промеров многолучевыми эхолотами. В ходе промерных работ было обнаружено несколько ранее неизвестных  банок, представляющих серьезную опасность для крупнотоннажных судов. И хотя ширина промеренного фарватера на момент плавания составляла всего 250-300 м, но использование приемоиндикаторов системы ГЛОНАС-GPS позволяло судну находиться в пределах безопасной зоны.

При необходимости отклонения от промеренного маршрута (например, чтобы обойти поле тяжелого льда на пути следования каравана) для своевременного обнаружения опасного изменения глубин и принятия мер для исключения контакта корпуса танкера с грунтом была организована и отработана  система взаимодействия танкера с ледоколами по контролю глубин на маршруте движения впереди идущим ледоколом и оповещению об этом танкера.

За все время на пути следования в районах с недостаточной изученностью дна на наиболее критическом участке маршрута от Новосибирских островов до пролива Лонга зафиксирована минимальная глубина 13,5 м под килем танкера «Владимир Тихонов», имеющего осадку 13,7 м. Таким образом, на всем пути движения был обеспечен безопасный запас глубины под килем судна.

Чтобы компенсировать недостатки связи в системе «Инмарсат», не обеспечивающей покрытия околополюсных районов Арктики, суда ОАО «Совкомфлот» были оснащены средствами связи, работающими в низкоорбитальной спутниковой системе «Иридиум» (США).

 

Ледокольная проводка танкеров

Чтобы минимизировать риск встречи танкеров с тяжелыми арктическими льдами, выбирался самый благоприятный период года для плавания по маршрутам СМП – август и сентябрь. Для предотвращения повреждений корпуса танкеров и недопущения аварийного загрязнения окружающей – арктической – среды плавание по СМП осуществлялось в каждом рейсе в сопровождении атомных ледоколов и под проводкой штаба морских операций ФГУП «Атомфлот», обеспечивавшего суда рекомендациями по выбору безопасных маршрутов движения с учетом складывающейся ледовой обстановки.

В целях обеспечения непрерывного безопасного управления танкерами при следовании их в ледовых условиях за ледоколами экипаж был усилен дополнительными членами: матросом, старпомом и ледовым советником капитана, имеющими опыт ледового плавания в Арктике.

Повысить готовность к предотвращению последствий возможных аварийных повреждений и разливов нефти в Арктике помогла инициатива ОАО «Совкомфлот», которое предложило силам подразделений ФГУ «Госморспасслужба»» разместить на борту одного из атомных ледоколов, осуществлявших проводку, мобильное аварийно-спасательное формирование, имеющее в своем составе обученный персонал и средства борьбы (скиммер для сбора с поверхности моря разлитой нефти, боновые ограждения,  водолазную станцию и другое оборудование).

 

Грузооборот СМП в 2011-2012 гг.

Основной рост транзитного грузооборота на СМП произошел в 2011 (834 930 т) и 2012 годах (1 207 330 т). В таблице приведена структура номенклатуры грузов и типов судов, осуществлявших их перевозку.

Всего за два года в летние навигации по СМП прошло 51 судно, перевезшее более 2 млн тонн грузов, 75% из которых составляют газовый конденсат, сжиженный природный газ, нефтепродукты, относящиеся к категории опасных грузов и представляющих в случае аварии повышенную опасность для арктической природной среды.

Из 51 судна 33 судна (65%) составили танкеры, из которых более 70% – крупнотоннажные суда дедвейтом 73-75 тыс. тонн (класса «панамакс»), один танкер «Владимир Тихонов» дедвейтом 162 тыс. тонн (класса «суэцмакс») и один танкер-газовоз Ob River дедвейтом 85 тыс. тонн. Иными словами, на долю крупнотоннажных танкеров приходится более 70% общего объема транзитных грузов (1 476 126 тонн), перевезенных по СМП в навигации 2011-2012 годов.

Все это позволяет сделать вывод, что будущие перевозки по СМП будут в основном осуществляться крупнотоннажными судами, имеющими значительные размеры (длина до 288 м, ширина до 50 м, осадка до 16,5 м), существенно превышающие ширину атомных ледоколов и имеющие «тяжелые» маневренные характеристики.

Следует также учитывать, что большинство современных крупнотоннажных танкеров не приспособлены в случаях необходимости к буксировке на коротком буксире во льдах из-за наличия выступающей носовой оконечности (бульба).

Очевидно, что названные факторы значительно повлияют на характер будущего судоходства в Арктике, включая в первую очередь организацию ледокольных проводок судов.

 

Выводы

Рост объемов судоходства на СМП, в том числе и транспортировка опасных грузов, представляющих угрозу уязвимой арктической экологии, требует принятия мер по обеспечению безопасности мореплавания и защиты окружающей среды.

Восстановление комплексов НГО и АСФ должно быть адекватным современным вызовам безопасности судоходства и экологии в Арктике.

Первоочередными задачами должно быть восстановление таких важных элементов НГО, как обеспечение полномасштабных гидрографических работ, необходимых для издания подробных навигационных карт и пособий на районы плавания СМП.

Необходимо создание арктических АСФ, способных оказывать помощь судам и готовых к ликвидации последствий аварий в условиях труднодоступности арктических регионов.

Нуждается в повышении надежность морской связи в Арктике, в том числе и в районах действия Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности мореплавания (ГМССБ). 

 

По материалам Морской коллегии

 

Морской флот №2 (2013)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Разлив нефтепродуктов ликвидирован в порту Санкт-Петербург

Разлив нефтепродуктов ликвидирован в порту Санкт-Петербург От причала 4 Кировского завода и вдоль Кривой дамбы порта Большого порта Санкт-Петербург наблюдалась...

Эсминец США перед столкновением с контейнеровозом проигнорировал предупреждения

Эсминец США перед столкновением с контейнеровозом проигнорировал предупреждения Капитан филиппинского контейнеровоза, который столкнулся с эсминцем USS Fitzgerald, заявил о том, чт...

Российская экономика

К 2018 году в Керчи запустят пункт по приему и переработке рыбы мощностью до 40 тыс. тонн в год

К 2018 году в Керчи запустят пункт по приему и переработке рыбы мощностью до 40 тыс. тонн в год Первая очередь комплекса, которую планируется сдать в 2017 году, включает реконструкцию действующего...

Более 1,28 млн тонн могут выловить рыбаки на Дальнем Востоке в III квартале 2017 года

Более 1,28 млн тонн могут выловить рыбаки на Дальнем Востоке в III квартале 2017 года По прогнозам специалистов «ТИНРО-Центр» в третьем квартале 2017 года в Дальневосточном рыбохозяйстве...

Транспортная политика

Кабмин разработал поправки к законопроекту о расширении понятия «каботаж»

Кабмин разработал поправки к законопроекту о расширении понятия «каботаж» Правительство РФ предлагает внести поправки к проекту федерального закона о расширении понятия «кабо...

Парламент Латвии ратифицировал договор о строительстве Rail Baltica

Парламент Латвии ратифицировал договор о строительстве Rail Baltica Сейм (парламент) Латвии в четверг на заседании ратифицировал подписанное премьер- министрами...

Морские порты

Рюдигер Грубе возглавит наблюдательный совет HHLA

Рюдигер Грубе возглавит наблюдательный совет HHLA Наблюдательный совет портовой и транспортно-логистической компании Hamburger Hafen und Logistik AG н...

Росморпорт начал прием заявок на приобретение донного грунта, извлекаемого при строительстве терминала в порту Зарубино

Росморпорт начал прием заявок на приобретение донного грунта, извлекаемого при строительстве терминала в порту Зарубино ФГУП «Росморпорт» информирует о разработке в 2017 году проектной документации по объекту «Специализи...




Морской транспорт

Завершена глубокая модернизация тренажерной базы Архангельского филиала «Макаровки»

Завершена глубокая модернизация тренажерной базы Архангельского филиала «Макаровки» Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О.Макарова завершил глубокую м...

Фрахтовые ставки из Азии в Южную Америку достигли $3,6 тыс. за TEU

Фрахтовые ставки из Азии в Южную Америку достигли $3,6 тыс. за TEU Спотовые ставки на контейнерные перевозки из Азии в Южную Америку по итогам прошлой недели увеличили...

Речной транспорт

Невский завод сдал казахстанскому заказчику второй сухогруз проекта RSD49 «Атамекен»

Невский завод сдал казахстанскому заказчику второй сухогруз проекта RSD49 «Атамекен» 8 июня 2017 года Невский Судостроительно-Судоремонтный завод сдал казахстанскому заказчику девятое м...

Грузопассажирский порт в Пояркове перестроят под поставки зерна и сои в Китай

Грузопассажирский порт в Пояркове перестроят под поставки зерна и сои в Китай Реконструкция смешанного грузопассажирского пункта пропуска через российско-китайскую границу в Пояр...

Ж/Д транспорт

Казахстан ограничил допуск российских инновационных вагонов на свою сеть желдорог

Казахстан ограничил допуск российских инновационных вагонов на свою сеть желдорог Казахстан ограничил допуск российских инновационных вагонов на свою сеть железных дорог, ссылаясь на...

Госдума приняла в первом чтении законопроект об изменении названия должности главы

Госдума приняла в первом чтении законопроект об изменении названия должности главы Госдума приняла в первом чтении законопроект об изменении названия должности главы ОАО «Российские ж...

Авто транспорт

Соколов дал регионам еще две недели на конкурсы по программе ремонта дорог - до 15 июля

Соколов дал регионам еще две недели на конкурсы по программе ремонта дорог - до 15 июля Регионы России, которые не успеют провести основные конкурсы на ремонт дорог в рамках реализации про...

«Платон» с момента запуска системы собрал более 27,1 млрд руб. в дорожный фонд - Минтранс РФ

«Платон» с момента запуска системы собрал более 27,1 млрд руб. в дорожный фонд - Минтранс РФ Поступления в Дорожный фонд с момента запуска системы взимания платы за проезд большегрузных автомоб...

Аналитика

Транспортная политика

Отечественное судоходство развивается

Отечественное судоходство развивается 15 декабря 2016 года состоялось совместное расширенное заседание Коллегии Федерального агентства мор...

Высокая инициативность дает результаты

Высокая инициативность дает результаты В декабре 2016 года в Минтрансе России традиционно состоялся итоговый совет директоров Ассоциации мо...

Морские порты

Свободный порт – инструмент повышения конкурентоспособности

Свободный порт – инструмент повышения конкурентоспособности Зона с особыми экономическими условиями Свободный порт Владивосток (СПВ) начала функциониров...

Стабильный рост в порту Охотск. Пока…

Стабильный рост в порту Охотск. Пока… На деятельность в морском порту Охотск, как и во многих других северных портах, в немалой степени ок...

Морской транспорт

Газовому флоту СКФ – десять лет

Газовому флоту СКФ – десять лет Перевозки сжиженного газа – довольно стабильный вид деятельности, построенный в основном на долгосро...

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В этом году флот «Совкомфлота» уже пополнился двумя ультрасовременными арктическими челночными танке...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: кафедра технических средств судовождения

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: кафедра технических средств судовождения В №4 (2016) «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В э...

О фиговых листах, коннектомах в мозгах и морском образовании

О фиговых листах, коннектомах в мозгах и морском образовании В №3 журнала «Морской флот» за 2016 год вышла, что называется, «на злобу дня» статья профессора ГУМР...

Грузовая база

Китай как центр зарождения российских контейнеропотоков

Китай как центр зарождения российских контейнеропотоков В российских внешнеторговых перевозках в настоящее время лидирующие позиции по объему перевозок зани...

Фактор роста – внутреннее потребление

Фактор роста – внутреннее потребление В 2015 году в российской цветной металлургии наметилась тенденция снижения производства, в 2016 году...

Безопасность мореплавания

Сюрвейерская деятельность как часть безопасности мореплавания

Сюрвейерская деятельность как часть безопасности мореплавания Многообразие, характер и условия перевозки грузов морским транспортом имеют свою специфику, с которо...

Правила МППСС-72: неопределенность в принятии решения

Правила МППСС-72: неопределенность в принятии решения Проблемы, связанные с аварийностью на морском флоте, ставят человечество без преувеличения на грань ...

Севморпуть

Система комплексной безопасности

Система комплексной безопасности В соответствии с «Основами государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую...

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс)

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс) Актуальная тема сегодняшнего дня – Полярный кодекс. Принятый ИМО и обязательный по конвенциям СОЛАС ...




Судостроение

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

«С «Авророй» наши люди вписали свои имена в историю»

«С «Авророй» наши люди вписали свои имена в историю» За свою более чем 150-летнюю историю Кронштадтский Морской завод отремонтировал свыше 10 тысяч кораб...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...