Навигационное обеспечение на СМП: из практики ОАО «Совкомфлот»

Севморпуть
Навигационное обеспечение на СМП: из практики ОАО «Совкомфлот»

Профессионалы знают, насколько велика роль навигационного обеспечения в безопасности мореплавания. Участвуя в одном из заседаний Морской коллегии  при Правительстве РФ, генеральный директор ОАО «Совкомфлот» Сергей Франк, рассказал о практическом состоянии навигационно-гидрографического и аварийно-спасательного обеспечения рейсов, осуществленных по СМП танкерами ОАО «Совкомфлот».

Группа компаний ОАО «Совкомфлот» контролирует сегодня флот общим дедвейтом 12 млн тонн. В подавляющем большинстве это танкеры, 33% которых имеют ледовый класс. Группа занимает первые места в мире по количеству таких судов, их общему количеству и по суммарному тоннажу флота. Наличие этого флота позволяет компании играть ключевую роль в нефтегазовом секторе транспортной системы страны и оказывать услуги по транспортировке энергоресурсов, не только по традиционным маршрутам, но и  в арктических и субарктических регионах.

Марина Гончарова, спецкор

 

Интенсивность растет

В последние годы очевидно повышение интенсивности грузоперевозок по СМП. К основным факторам, влияющим на такой рост, можно отнести потепление в Арктике, создавшее благоприятные условия для реализации идеи использования Северного морского пути в качестве транзитной транспортной магистрали между Европой и Азией, а также поиск и освоение новых путей доставки российских углеводородов на международные рынки, связанных с развитием арктических шельфовых проектов. Немаловажен и фактор роста количества судов ледового класса и появление судов с улучшенными ледовыми характеристикам. Под влиянием этих факторов ОАО «Совкомфлот» и ряд других судоходных компаний в 2010-2012 годах осуществили серию транзитных рейсов по СМП с использованием танкерного тоннажа.

Исполняя решение Правительства РФ по развитию арктических нефтегазовых проектов и в целях поиска новых путей доставки российских углеводородов на международные рынки, ОАО «Совкомфлот» впервые в 2010 году осуществило экспериментальный транзитный рейс крупнотоннажного танкера ледового класса «СКФ Балтика» по СМП с грузом газового конденсата ОАО «НОВАТЭК» из порта Мурманск назначением на китайский порт Нинбо.

В течение 2011 и 2012 годов было сделано еще два рейса по доставке наливных грузов в порты Юго-Восточной Азии, один из которых связан с проходом высокоширотным маршрутом самого крупного груженого танкера ледового класса «Владимир Тихонов», когда-либо совершавшего плавание по СМП. Все рейсы осуществлены под проводкой атомных ледоколов ФГУП «Атомфлот».

Благодаря этим рейсам доказана возможность осуществления в летний период безопасной навигации крупнотоннажных танкеров и доставки грузов по СМП из Европы в Юго-Восточную Азию на коммерчески выгодных условиях в период летней навигации, а также возможность осуществления безопасной навигации крупнотоннажных танкеров по СМП в летний период. Освоен новый высокоширотный глубоководный маршрут, проходящий севернее архипелага Новосибирских островов и необходимый для плавания судов с большой осадкой.

 

Оценка рисков

В период подготовки и осуществления экспериментальных арктических рейсов ОАО «Совкомфлот» вместе с подразделениями Минтранса России (ФГУП «Гидрографическое предприятие»), ФГУП «Атомфлот» и научными институтами провело большую организационную работу. Эта работа включала в том числе и выявление и оценку специфических рисков плавания в Арктике крупнотоннажных танкеров, выработку адекватных мер по их устранению или снижению до приемлемых с точки зрения безопасности пределов.

Превалирующими факторами риска явились:

-         недостаточная изученность морского дна и отсутствие необходимой информации о глубинах на навигационных картах в районах прохождения высокоширотных маршрутов СМП (Восточно-Сибирское море и другие участки);

-         отсутствие надежной связи в спутниковой системе «Инмарсат» на определенных высокоширотных участках СМП (например, меридиан порта Тикси);

-         возможность встречи с тяжелым многолетним льдом;

-         недостаточное развитие на СМП сети аварийно-спасательных формирований (АСФ) и средств защиты уязвимой арктической природной среды (ликвидации аварийных разливов нефти (ЛАРН) при авариях крупнотоннажных танкеров.

 

Как снижались навигационные риски

Для снижения навигационных рисков, связанных с отсутствием на морских картах достаточной информации о характере дна, были использованы специальные планшеты глубин. Последние были созданы Гидрографическим предприятием по результатам возобновленных по инициативе СКФ после 20-летнего перерыва площадных промеров многолучевыми эхолотами. В ходе промерных работ было обнаружено несколько ранее неизвестных  банок, представляющих серьезную опасность для крупнотоннажных судов. И хотя ширина промеренного фарватера на момент плавания составляла всего 250-300 м, но использование приемоиндикаторов системы ГЛОНАС-GPS позволяло судну находиться в пределах безопасной зоны.

При необходимости отклонения от промеренного маршрута (например, чтобы обойти поле тяжелого льда на пути следования каравана) для своевременного обнаружения опасного изменения глубин и принятия мер для исключения контакта корпуса танкера с грунтом была организована и отработана  система взаимодействия танкера с ледоколами по контролю глубин на маршруте движения впереди идущим ледоколом и оповещению об этом танкера.

За все время на пути следования в районах с недостаточной изученностью дна на наиболее критическом участке маршрута от Новосибирских островов до пролива Лонга зафиксирована минимальная глубина 13,5 м под килем танкера «Владимир Тихонов», имеющего осадку 13,7 м. Таким образом, на всем пути движения был обеспечен безопасный запас глубины под килем судна.

Чтобы компенсировать недостатки связи в системе «Инмарсат», не обеспечивающей покрытия околополюсных районов Арктики, суда ОАО «Совкомфлот» были оснащены средствами связи, работающими в низкоорбитальной спутниковой системе «Иридиум» (США).

 

Ледокольная проводка танкеров

Чтобы минимизировать риск встречи танкеров с тяжелыми арктическими льдами, выбирался самый благоприятный период года для плавания по маршрутам СМП – август и сентябрь. Для предотвращения повреждений корпуса танкеров и недопущения аварийного загрязнения окружающей – арктической – среды плавание по СМП осуществлялось в каждом рейсе в сопровождении атомных ледоколов и под проводкой штаба морских операций ФГУП «Атомфлот», обеспечивавшего суда рекомендациями по выбору безопасных маршрутов движения с учетом складывающейся ледовой обстановки.

В целях обеспечения непрерывного безопасного управления танкерами при следовании их в ледовых условиях за ледоколами экипаж был усилен дополнительными членами: матросом, старпомом и ледовым советником капитана, имеющими опыт ледового плавания в Арктике.

Повысить готовность к предотвращению последствий возможных аварийных повреждений и разливов нефти в Арктике помогла инициатива ОАО «Совкомфлот», которое предложило силам подразделений ФГУ «Госморспасслужба»» разместить на борту одного из атомных ледоколов, осуществлявших проводку, мобильное аварийно-спасательное формирование, имеющее в своем составе обученный персонал и средства борьбы (скиммер для сбора с поверхности моря разлитой нефти, боновые ограждения,  водолазную станцию и другое оборудование).

 

Грузооборот СМП в 2011-2012 гг.

Основной рост транзитного грузооборота на СМП произошел в 2011 (834 930 т) и 2012 годах (1 207 330 т). В таблице приведена структура номенклатуры грузов и типов судов, осуществлявших их перевозку.

Всего за два года в летние навигации по СМП прошло 51 судно, перевезшее более 2 млн тонн грузов, 75% из которых составляют газовый конденсат, сжиженный природный газ, нефтепродукты, относящиеся к категории опасных грузов и представляющих в случае аварии повышенную опасность для арктической природной среды.

Из 51 судна 33 судна (65%) составили танкеры, из которых более 70% – крупнотоннажные суда дедвейтом 73-75 тыс. тонн (класса «панамакс»), один танкер «Владимир Тихонов» дедвейтом 162 тыс. тонн (класса «суэцмакс») и один танкер-газовоз Ob River дедвейтом 85 тыс. тонн. Иными словами, на долю крупнотоннажных танкеров приходится более 70% общего объема транзитных грузов (1 476 126 тонн), перевезенных по СМП в навигации 2011-2012 годов.

Все это позволяет сделать вывод, что будущие перевозки по СМП будут в основном осуществляться крупнотоннажными судами, имеющими значительные размеры (длина до 288 м, ширина до 50 м, осадка до 16,5 м), существенно превышающие ширину атомных ледоколов и имеющие «тяжелые» маневренные характеристики.

Следует также учитывать, что большинство современных крупнотоннажных танкеров не приспособлены в случаях необходимости к буксировке на коротком буксире во льдах из-за наличия выступающей носовой оконечности (бульба).

Очевидно, что названные факторы значительно повлияют на характер будущего судоходства в Арктике, включая в первую очередь организацию ледокольных проводок судов.

 

Выводы

Рост объемов судоходства на СМП, в том числе и транспортировка опасных грузов, представляющих угрозу уязвимой арктической экологии, требует принятия мер по обеспечению безопасности мореплавания и защиты окружающей среды.

Восстановление комплексов НГО и АСФ должно быть адекватным современным вызовам безопасности судоходства и экологии в Арктике.

Первоочередными задачами должно быть восстановление таких важных элементов НГО, как обеспечение полномасштабных гидрографических работ, необходимых для издания подробных навигационных карт и пособий на районы плавания СМП.

Необходимо создание арктических АСФ, способных оказывать помощь судам и готовых к ликвидации последствий аварий в условиях труднодоступности арктических регионов.

Нуждается в повышении надежность морской связи в Арктике, в том числе и в районах действия Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности мореплавания (ГМССБ). 

 

По материалам Морской коллегии

 

Морской флот №2 (2013)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

СМИ: американская «сланцевая революция» провалилась

СМИ: американская «сланцевая революция» провалилась Период «сланцевой революции» в США подходит к концу, поскольку в последнее время наблюдается резкое ...

Приморские рыбаки ходатайствуют о присвоении государственной награды за восстановление промысла иваси

Приморские рыбаки ходатайствуют о присвоении государственной награды за восстановление промысла иваси 18 октября состоялась рабочая встреча вр.и.о. губернатора Приморского края Андрея Тарасенко с членам...

Российская экономика

Железная дорога «Белкомур» обойдется в 330 млрд руб. с учетом кредитов - директор компании

Железная дорога «Белкомур» обойдется в 330 млрд руб. с учетом кредитов - директор компании Строительство железной дороги «Белкомур», которая пройдет от Белого моря через Республику Коми до Ур...

ОСК ликвидирует два из четырех региональных центра судостроения

ОСК ликвидирует два из четырех региональных центра судостроения «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) ликвидирует два из четырех региональных цен...

Транспортная политика

Уточнены полномочия Минтранса России и Росморречфлота

Уточнены полномочия Минтранса России и Росморречфлота Выпущено Постановление Правительства РФ от 13.10.2017 N 1247 «О внесении изменений в некоторые акты ...

Глава Минприроды предложил создать комитет по экологии при администрации президента РФ

Глава Минприроды предложил создать комитет по экологии при администрации президента РФ Глава Минприроды РФ Сергей Донской предложил спецпредставителю президента по вопросам экологии, тран...

Морские порты

Завершено проектирование нового причала на Командорских островах

Завершено проектирование нового причала на Командорских островах Главгосэкспертиза одолбрила сметную стоимость строительства объекта (грузопассажирского пирса и ...

Архангельскому филиалу Росморпорта передано гидротехническое сооружение в порту Архангельск

Архангельскому филиалу Росморпорта передано гидротехническое сооружение в порту Архангельск За ФГУП «Росморпорт» закреплено на праве хозяйственного ведения и передано Архангельскому филиалу ги...




Морской транспорт

Решение о строительстве ледокола «Лидер» будет принято в 2018-2019 гг. - Минпромторг

Решение о строительстве ледокола «Лидер» будет принято в 2018-2019 гг. - Минпромторг Решение о строительстве атомного ледокола «Лидер» будет принято в 2018-2019 гг. Об этом в четверг со...

Катер «БГК -2149» переименован в «Евгения Гницевича»

Катер «БГК -2149» переименован в «Евгения Гницевича» Большой гидрографический катер проекта 19920, построенный на АО «ССЗ «Вымпел» и принятый в состав фл...

Речной транспорт

Проект нового речного вокзала в Петербурге представят до конца года

Проект нового речного вокзала в Петербурге представят до конца года Проект нового речного вокзала в Санкт-Петербурге представят до конца года. Об этом сообщил представи...

Спрос на речные круизы вернулся к докризисным показателям

Спрос на речные круизы вернулся к докризисным показателям Как сообщается на сайте Ассоциации туроператоров России (АТОР) несмотря на довольно холодное...

Ж/Д транспорт

«Сумма» хочет купить весь пакет РЖД в «Трансконтейнере», готова идти на открытый конкурс

«Сумма» хочет купить весь пакет РЖД в «Трансконтейнере», готова идти на открытый конкурс Группа «Сумма» хочет купить весь пакет РЖД в «Трансконтейнере». Об этом ТАСС в кулуарах Всемирного ф...

Совет директоров РЖД рассмотрит стратегию цифровизации в IV квартале

Совет директоров РЖД рассмотрит стратегию цифровизации в IV квартале Совет директоров РЖД планирует в IV квартале 2017 года рассмотреть стратегию цифровизации компании, ...

Авто транспорт

Инфраструктура «Платона» поможет в борьбе с незаконными свалками - замглавы Минтранса

Инфраструктура «Платона» поможет в борьбе с незаконными свалками - замглавы Минтранса Система взимания платы с большегрузов «Платон» поможет в борьбе с незаконными свалками посредством к...

Решение об индексации тарифов системы «Платон» на 2018 год пока не принято - Левитин

Решение об индексации тарифов системы «Платон» на 2018 год пока не принято - Левитин Власти пока не приняли решение по индексации тарифов системы «Платон» на 2018 год, сообщил в среду п...

Аналитика

Транспортная политика

Юбилейный отчет АСОП

Юбилейный отчет АСОП 23 марта 2017 года в Санкт-Петербурге состоялась юбилейная, 30-я конференция (общее собрание чле...

По пути повышения конкурентоспособности транспортной системы

По пути повышения конкурентоспособности транспортной системы 31 марта 2017 года в Московской государственной академии водного транспорта - филиале Государственно...

Морские порты

ФАС против стивидоров: битва за рубли

ФАС против стивидоров: битва за рубли Федеральная антимонопольная служба выписывает стивидорам гигантские штрафы, утверждая, что те, польз...

Порт Де-Кастри: положительное влияние законодательных изменений

Порт Де-Кастри: положительное влияние законодательных изменений Зимнюю навигацию и период ледокольных проводок 2016-2017 годов порт Де-Кастри отработал без происшес...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...