Мотивация активности

Инфраструктура / Образование

В СПбГМТУ создают систему мотивации молодежи к выполнению научной работы

Одной из важных составляющих в организации процесса подготовки вузом высококвалифицированных специалистов является включенность студентов в научно-исследовательскую деятельность. Поэтому мотивация студентов к выполнению научной работы носит комплексный характер и требует системного подхода. Возможным путям решения этой проблемы был посвящен доклад проректора по научной работе, профессора Анатолия Филимонова на заседании ученого совета вуза.

Александр Бутенин, помощник ректора СПбГМТУ по связям с общественностью, к.э.н.

 

Два основных мотива

Проректор выделил два основных мотива заинтересованности молодых кадров – студентов и специалистов в занятиях научно-исследовательской деятельностью. Эти мотивы – классический (базовый) и материальный.

В соответствии с первым мотивом основным условием является качество образовательного процесса. Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) должна быть обязательной и органически неотъемлемой частью подготовки специалистов в вузе, входя в число основных задач, решаемых на базе единства равноценного учебного и научного процесса.

НИРС органично входит в структуру учебы студентов (курсовые, дипломные работы, разработка темы под руководством научного руководителя), а может проводиться и во внеучебное время, осуществляясь в рамках участия студентов в разработке госбюджетных и хоздоговорных тем.

По мнению Анатолия Филимонова, студенты могут найти применение своим талантам в научно-исследовательских подразделениях вуза. Желательно их участие в международных исследованиях по договорам и контрактам с зарубежными учебными и научными заведениями. Наконец, свою роль играет и занятость студентов в научных кружках, семинарах, в студенческих научно-производственных отрядах, а также участие в конкурсах на получение грантов.

Еще одним организационным этапом научно-исследовательской работы студентов по первому мотиву являются научно-массовые мероприятия, стимулирующие развитие НИРС: конкурсы, предметные олимпиады, конференции, симпозиумы, выставки. Причем проведение этих мероприятий должно быть направлено на повышение качества подготовки будущих специалистов, на выявление и развитие их творческих способностей и, главное, на формирование в университете кадрового потенциала для исследовательской и научно-педагогической деятельности.

Профессор Анатолий Филимонов считает, что главное внимание следует обратить на широкое привлечение к научно-исследовательской деятельности студентов, начиная уже с первого курса.

 

Индивидуальное образование

Повышение интереса к выполнению научной работы у студентов необходимо реализовать через перспективные технологии, которые сейчас активно осваиваются в ведущих вузах России. Речь идет о создании элитного, или так называемого индивидуального образования. Практически это может быть реализовано через развитие института реального научного кураторства и восстановление должностей заместителей деканов по научной работе.

Проректор подчеркнул, что работа с перспективными студентами должна иметь комплексный, целевой характер. Залогом успеха является осуществление индивидуального карьерного сопровождения всякого талантливого студента на всех этапах его обучения. За каждым перспективным кандидатом, отобранным для участия в программе элитного индивидуального образования, закрепляется научный руководитель, определяющий направления творческой и научно-исследовательской деятельности своего подопечного.

Что же касается материального мотива заинтересованности студенчества в научной деятельности, то Анатолий Филимонов предлагает на основе созданного в СПбГМТУ объема накладных расходов сформировать фонд для финансирования системы мотивации. Кроме того, проректор выступил с двумя конкретными предложениями. Первое из них касается финансирования программы поддержки молодых ученых, условно названной «10 аспирантов».

Второе предложение касается организации в новом формате научного соревнования для студентов технических специальностей. В сентябре 2015 года руководство научно-исследовательской части СПбГМТУ совместно с управлением оборонных исследований и разработок намерено организовать конкурс «СПбГМТУ – Проба научных сил» в области прикладного программирования для автономных необитаемых подводных аппаратов (АНПА).

Это пилотный проект. Основное направление разработки программного обеспечения для подводных аппаратов и техническое задание будут опубликованы в Интернете одновременно с объявлением соревнования. Задача, поставленная перед участниками конкурса, заключается в разработке программного обеспечения для системы управления усредненного варианта подводного аппарата, критерием работоспособности которого станет выполнение миссии подводного аппарата на симуляторе. Целью соревнований является повышение творческой и научной активности студентов, поиск талантливых студентов в области прикладного программирования.

Сроки проведения конкурса достаточно продолжительны, до 7 месяцев. Отбор заявок для участия в соревновании будет проводиться в соответствии с разработанным положением. К соревнованиям допустят студентов или коллективы студентов, которые подтвердят свою квалификацию группе экспертов дирекции соревнования. Победители получают премии: за 1-е место – 200 тысяч рублей, за 2-е место – 100 тысяч рублей и за 3-е место – 50 тысяч рублей из сметы накладных расходов на научно-исследовательские работы.

В процессе работы над темой в соревновании для каждой отобранной группы предусматриваются ассигнования до 50 тысяч рублей на закупку необходимых расходных материалов. Для подведения итогов соревнования силами научно-исследовательской части СПбГМТУ планируется создание программного симулятора подводного аппарата.

Проректор СПбГМТУ Анатолий Филимонов довел до сведения членов ученого совета вуза результаты специально проведенного анализа, показавшего, что мотивационная сторона глазами студентов для занятия научно-исследовательской деятельностью, как правило, прагматична:

-         это освобождение от зачетов и экзаменов;

-         материальное поощрение;

-         и только в конце рейтинга – использование полученных знаний в дальнейшей работе.

Вместе с тем анализ результатов научно-исследовательской деятельности аспирантов «Корабелки» демонстрирует динамику роста численности аспирантов очной формы обучения, участвующих в НИОКР с оплатой труда:

-         в 2012 году – 13%;

-         в 2013 году – 18%;

-         в 2014 году – 19%.

По мнению профессора Филимонова, активность студентов в научно-исследовательской деятельности во многом зависит от того, как организована научная работа студентов, какие формы и методы стимулирования ее активных участников практикуются.

 

Кадровое обновление

Сейчас у большинства молодежи другие ценности, и времени на занятия научно-исследовательской деятельностью они не находят. Необходимо изменить отношение молодежи к научной работе в СПбГМТУ, популяризировать и пропагандировать ее перспективность.

Разумеется, при активизации этого участка работы вузу не обойтись без кадрового обновления. Проректор анонсировал ряд организационных изменений, предложив в структуре научно-исследовательской части переформатировать отдел по работе со студентами в формат отдела по научной работе с молодежью.

Начальником отдела в новом формате Анатолий Филимонов рекомендовал Владимира Якимова. Кандидату 31 год. Он является старшим преподавателем кафедры конструкции и технической эксплуатации судов. Окончил обучение в очной аспирантуре СПбГМТУ, выступал автором и соавтором 17 печатных работ, 7 зарегистрированных программ для ЭВМ. Ответственный исполнитель ряда тем по научно-исследовательским работам.

Заместителем начальника нового отдела проректор рекомендовал назначить Никиту Тряскина. Ему 29 лет. Будучи инженером 2-й категории НИЧ СПбГМТУ, Никита Тряскин также является автором и соавтором 17 печатных работ и 8 тезисов докладов.

Оба специалиста, по словам Анатолия Филимонова, принадлежат к разряду молодых перспективных ученых, которые в условиях расширения глобализации образовательного пространства и ошеломляющей скорости развития информационно-коммуникационных технологий полностью изменили парадигму методов обучения. Именно они смогут определить внутренние точки роста системы научно-исследовательской работы студентов и молодежи в СПбГМТУ, зная внешние актуальные научно-технические точки роста в судостроении, создадут единое информационное пространство по научному творчеству молодежи СПбГМТУ.

И.о. ректора СПбГМТУ Евгений Апполонов также отметил, что работа по привлечению студентов к научной работе чрезвычайно важна для вуза. «Мы должны положительно решить вопрос прихода к нам молодых специалистов, наших же выпускников, которые в обозримом будущем смогут работать на кафедрах в лабораториях», – подчеркнул Евгений Апполонов. «Новоиспеченное руководство отдела по работе с молодежью являет собой яркий пример успешного сочетания образовательного процесса с научной работой. Мы должны приложить максимум усилий для того, чтобы в течение ближайших лет у нас появилась научная и преподавательская смена. Без этого вуз не может существовать как самостоятельный университет», – добавил и.о. ректора, выразив поддержку всем предлагаемым мерам. Члены ученого совета также поддержали внесенные предложения.

 

Морские вести России №13 (2015)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Заседание Рабочей группы EPPR Арктического совета состоялось в США

Заседание Рабочей группы EPPR Арктического совета состоялось в США В административной  столице штата Луизиана (США) 4-6 декабря состоялось заседание ...

100-я сессия Комитета по безопасности на море ИМО прошла в подчеркнуто деловом режиме

100-я сессия Комитета по безопасности на море ИМО прошла в подчеркнуто деловом режиме 100-я сессия Комитета по безопасности на море Международной морской организации в штаб-квартире ИМО ...

Российская экономика

Рыбокомбинаты РФ попросили о частичной отмене продуктового эмбарго

Рыбокомбинаты РФ попросили о частичной отмене продуктового эмбарго Рыбный союз заявляет, что импортозамещения в этой сфере так и не произошло.

На этой неделе Полтавченко официально войдет в совет директоров ОСК

На этой неделе Полтавченко официально войдет в совет директоров ОСК Георгий Полтавченко официально войдет в совет директоров Объединенной   судостроительной к...

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Ледоколы ФГУП «Росморпорт» приступили к осуществлению ледокольных проводок в замерзающих морских портах России

Ледоколы ФГУП «Росморпорт» приступили к осуществлению ледокольных проводок в замерзающих морских портах России Крупнейший в мире дизельный ледокольный флот ФГУП «Росморпорт», в составе которого 35 ледоколов разл...

Порт Кандалакша перегрузил 2 млн тонн угля с начала года

Порт Кандалакша перегрузил 2 млн тонн угля с начала года На минувшей неделе, 03.12.2018 года в 24 час 00 мин по московскому времени Кандалакшский МТП постави...




Морской транспорт

Ядерное топливо начнут загружать на самый мощный ледокол в мире в мае 2019 года

Ядерное топливо начнут загружать на самый мощный  ледокол в мире в мае 2019 года Специалисты Балтийского завода начнут загрузку атомного топлива на  головной ледокол проек...

На ВСЗ спустили на воду траулер-процессор проекта KMT01 «Баренцево Море»

На ВСЗ спустили на воду траулер-процессор проекта KMT01 «Баренцево Море» На Выборгском судостроительном заводе (входит в состав ОСК) состоялась церемония спуска на в...

Речной транспорт

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых Судоходный сезон 2018 года в Волжском бассейне внутренних водных путей завершился 8 декабря. За нави...

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

Ж/Д транспорт

Начал действовать новый график движения поездов на 2018-2019 гг.

Начал действовать новый график движения поездов на 2018-2019 гг. 9 декабря 2018 года в 00:00 по московскому времени на всей сети российских железных дорог введен в д...

Годовой отчет ОАО «РЖД» стал лучшим в нескольких конкурсах

Годовой отчет ОАО «РЖД» стал лучшим в нескольких конкурсах Годовой отчет ОАО «РЖД» за 2017 стал победителем сразу в нескольких престижных конкурсах.

Авто транспорт

Тверская область получит 2,6 млрд рублей на строительство дорог по нацпроектам

Тверская область получит 2,6 млрд рублей на строительство  дорог по нацпроектам Тверская область в 2019 году  получит из федерального бюджета более 2,6 млрд рублей на&nbs...

Южный обход Калуги связал три федеральные трассы

Южный обход Калуги связал три федеральные трассы Накануне состоялась торжественная церемония открытия автомобильного обхода Калуги на участке Секиото...

Аналитика

Транспортная политика

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Фактор Военно-Морской силы

Фактор Военно-Морской силы «Товарищ главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации!». Именно с такого обращения, ...

Морские порты

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы История порта Кавказ начинается с 1954 года, когда он начал эксплуатироваться как портопункт Керченс...

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа Морской порт Магадан расположен в северной части Охотского моря в Тауйской губе и включает в себя уч...

Морской транспорт

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Ответственность по 23 пунктам

Ответственность по 23 пунктам Страхование ответственности судовладельцев – одна из самых масштабных программ, представленных на ры...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...