Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Мотивация активности

Инфраструктура / Образование

В СПбГМТУ создают систему мотивации молодежи к выполнению научной работы

Одной из важных составляющих в организации процесса подготовки вузом высококвалифицированных специалистов является включенность студентов в научно-исследовательскую деятельность. Поэтому мотивация студентов к выполнению научной работы носит комплексный характер и требует системного подхода. Возможным путям решения этой проблемы был посвящен доклад проректора по научной работе, профессора Анатолия Филимонова на заседании ученого совета вуза.

Александр Бутенин, помощник ректора СПбГМТУ по связям с общественностью, к.э.н.

 

Два основных мотива

Проректор выделил два основных мотива заинтересованности молодых кадров – студентов и специалистов в занятиях научно-исследовательской деятельностью. Эти мотивы – классический (базовый) и материальный.

В соответствии с первым мотивом основным условием является качество образовательного процесса. Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) должна быть обязательной и органически неотъемлемой частью подготовки специалистов в вузе, входя в число основных задач, решаемых на базе единства равноценного учебного и научного процесса.

НИРС органично входит в структуру учебы студентов (курсовые, дипломные работы, разработка темы под руководством научного руководителя), а может проводиться и во внеучебное время, осуществляясь в рамках участия студентов в разработке госбюджетных и хоздоговорных тем.

По мнению Анатолия Филимонова, студенты могут найти применение своим талантам в научно-исследовательских подразделениях вуза. Желательно их участие в международных исследованиях по договорам и контрактам с зарубежными учебными и научными заведениями. Наконец, свою роль играет и занятость студентов в научных кружках, семинарах, в студенческих научно-производственных отрядах, а также участие в конкурсах на получение грантов.

Еще одним организационным этапом научно-исследовательской работы студентов по первому мотиву являются научно-массовые мероприятия, стимулирующие развитие НИРС: конкурсы, предметные олимпиады, конференции, симпозиумы, выставки. Причем проведение этих мероприятий должно быть направлено на повышение качества подготовки будущих специалистов, на выявление и развитие их творческих способностей и, главное, на формирование в университете кадрового потенциала для исследовательской и научно-педагогической деятельности.

Профессор Анатолий Филимонов считает, что главное внимание следует обратить на широкое привлечение к научно-исследовательской деятельности студентов, начиная уже с первого курса.

 

Индивидуальное образование

Повышение интереса к выполнению научной работы у студентов необходимо реализовать через перспективные технологии, которые сейчас активно осваиваются в ведущих вузах России. Речь идет о создании элитного, или так называемого индивидуального образования. Практически это может быть реализовано через развитие института реального научного кураторства и восстановление должностей заместителей деканов по научной работе.

Проректор подчеркнул, что работа с перспективными студентами должна иметь комплексный, целевой характер. Залогом успеха является осуществление индивидуального карьерного сопровождения всякого талантливого студента на всех этапах его обучения. За каждым перспективным кандидатом, отобранным для участия в программе элитного индивидуального образования, закрепляется научный руководитель, определяющий направления творческой и научно-исследовательской деятельности своего подопечного.

Что же касается материального мотива заинтересованности студенчества в научной деятельности, то Анатолий Филимонов предлагает на основе созданного в СПбГМТУ объема накладных расходов сформировать фонд для финансирования системы мотивации. Кроме того, проректор выступил с двумя конкретными предложениями. Первое из них касается финансирования программы поддержки молодых ученых, условно названной «10 аспирантов».

Второе предложение касается организации в новом формате научного соревнования для студентов технических специальностей. В сентябре 2015 года руководство научно-исследовательской части СПбГМТУ совместно с управлением оборонных исследований и разработок намерено организовать конкурс «СПбГМТУ – Проба научных сил» в области прикладного программирования для автономных необитаемых подводных аппаратов (АНПА).

Это пилотный проект. Основное направление разработки программного обеспечения для подводных аппаратов и техническое задание будут опубликованы в Интернете одновременно с объявлением соревнования. Задача, поставленная перед участниками конкурса, заключается в разработке программного обеспечения для системы управления усредненного варианта подводного аппарата, критерием работоспособности которого станет выполнение миссии подводного аппарата на симуляторе. Целью соревнований является повышение творческой и научной активности студентов, поиск талантливых студентов в области прикладного программирования.

Сроки проведения конкурса достаточно продолжительны, до 7 месяцев. Отбор заявок для участия в соревновании будет проводиться в соответствии с разработанным положением. К соревнованиям допустят студентов или коллективы студентов, которые подтвердят свою квалификацию группе экспертов дирекции соревнования. Победители получают премии: за 1-е место – 200 тысяч рублей, за 2-е место – 100 тысяч рублей и за 3-е место – 50 тысяч рублей из сметы накладных расходов на научно-исследовательские работы.

В процессе работы над темой в соревновании для каждой отобранной группы предусматриваются ассигнования до 50 тысяч рублей на закупку необходимых расходных материалов. Для подведения итогов соревнования силами научно-исследовательской части СПбГМТУ планируется создание программного симулятора подводного аппарата.

Проректор СПбГМТУ Анатолий Филимонов довел до сведения членов ученого совета вуза результаты специально проведенного анализа, показавшего, что мотивационная сторона глазами студентов для занятия научно-исследовательской деятельностью, как правило, прагматична:

-         это освобождение от зачетов и экзаменов;

-         материальное поощрение;

-         и только в конце рейтинга – использование полученных знаний в дальнейшей работе.

Вместе с тем анализ результатов научно-исследовательской деятельности аспирантов «Корабелки» демонстрирует динамику роста численности аспирантов очной формы обучения, участвующих в НИОКР с оплатой труда:

-         в 2012 году – 13%;

-         в 2013 году – 18%;

-         в 2014 году – 19%.

По мнению профессора Филимонова, активность студентов в научно-исследовательской деятельности во многом зависит от того, как организована научная работа студентов, какие формы и методы стимулирования ее активных участников практикуются.

 

Кадровое обновление

Сейчас у большинства молодежи другие ценности, и времени на занятия научно-исследовательской деятельностью они не находят. Необходимо изменить отношение молодежи к научной работе в СПбГМТУ, популяризировать и пропагандировать ее перспективность.

Разумеется, при активизации этого участка работы вузу не обойтись без кадрового обновления. Проректор анонсировал ряд организационных изменений, предложив в структуре научно-исследовательской части переформатировать отдел по работе со студентами в формат отдела по научной работе с молодежью.

Начальником отдела в новом формате Анатолий Филимонов рекомендовал Владимира Якимова. Кандидату 31 год. Он является старшим преподавателем кафедры конструкции и технической эксплуатации судов. Окончил обучение в очной аспирантуре СПбГМТУ, выступал автором и соавтором 17 печатных работ, 7 зарегистрированных программ для ЭВМ. Ответственный исполнитель ряда тем по научно-исследовательским работам.

Заместителем начальника нового отдела проректор рекомендовал назначить Никиту Тряскина. Ему 29 лет. Будучи инженером 2-й категории НИЧ СПбГМТУ, Никита Тряскин также является автором и соавтором 17 печатных работ и 8 тезисов докладов.

Оба специалиста, по словам Анатолия Филимонова, принадлежат к разряду молодых перспективных ученых, которые в условиях расширения глобализации образовательного пространства и ошеломляющей скорости развития информационно-коммуникационных технологий полностью изменили парадигму методов обучения. Именно они смогут определить внутренние точки роста системы научно-исследовательской работы студентов и молодежи в СПбГМТУ, зная внешние актуальные научно-технические точки роста в судостроении, создадут единое информационное пространство по научному творчеству молодежи СПбГМТУ.

И.о. ректора СПбГМТУ Евгений Апполонов также отметил, что работа по привлечению студентов к научной работе чрезвычайно важна для вуза. «Мы должны положительно решить вопрос прихода к нам молодых специалистов, наших же выпускников, которые в обозримом будущем смогут работать на кафедрах в лабораториях», – подчеркнул Евгений Апполонов. «Новоиспеченное руководство отдела по работе с молодежью являет собой яркий пример успешного сочетания образовательного процесса с научной работой. Мы должны приложить максимум усилий для того, чтобы в течение ближайших лет у нас появилась научная и преподавательская смена. Без этого вуз не может существовать как самостоятельный университет», – добавил и.о. ректора, выразив поддержку всем предлагаемым мерам. Члены ученого совета также поддержали внесенные предложения.

 

Морские вести России №13 (2015)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Флагман морского образования России отметил 77-ю годовщину начала Великой Отечественной войны

Флагман морского образования России отметил 77-ю годовщину начала Великой Отечественной войны 22 июня, как и по всей России, на учебных площадках ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошли меропр...

Владельца лодочной станции перевели под домашний арест по делу о ЧП с катамараном на Волге

Владельца лодочной станции перевели под домашний арест по делу о ЧП с катамараном на Волге Волгоградский областной суд в пятницу изменил решение суда первой инстанции об аресте Леонида Жданов...

Российская экономика

Глава РЖД оценил стоимость соединения Транссиба и Транскорейской дороги в $3-4 млрд

Глава РЖД оценил стоимость соединения Транссиба и Транскорейской дороги в $3-4 млрд Стоимость соединения Транссибирской магистрали и Транскорейской железной дороги может составить $3-4...

ОСК обменяет 55% финской судоверфи на акции производителя ферросплавов Afarak

ОСК обменяет 55% финской судоверфи на акции производителя ферросплавов Afarak Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) в рамках продажи контрольного пакета в финско...

Транспортная политика

Топ-менеджер «Совкомфлота» стал кандидатом на пост замглавы Минтранса

Топ-менеджер «Совкомфлота» стал кандидатом на пост замглавы Минтранса Пост замглавы Минтранса, курирующего порты и водный транспорт, может занять топ-менеджер «Совкомфлот...

РЖД и Корея готовы проработать проект соединения Транскорейской дороги и Транссиба - РЖД

РЖД и Корея готовы проработать проект соединения Транскорейской дороги и Транссиба - РЖД ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) и Корейские железные дороги (Korail) готовы п...

Морские порты

Ограничения движения в дни ЧМ в Ростове не создают помех для отгрузки зерна - экспортер

Ограничения движения в дни ЧМ в Ростове не создают помех для отгрузки зерна - экспортер Ограничения движения транспорта в дни проведения матчей чемпионата мира по футболу в Ростове-на-Дону...

Инвестор вложит до 660 млн руб. в развитие зернового терминала в Ростове-на-Дону

Инвестор вложит до 660 млн руб. в развитие зернового терминала в Ростове-на-Дону Ростовская компания «ПКФ Братья», входящая в состав американской компании «Каргилл», намерена инвест...




Морской транспорт

Флот Северо-Западного филиала «Роспорпорта» пополнился маломерным судном

Флот Северо-Западного филиала «Роспорпорта» пополнился маломерным судном В июне 2018 года флот Северо-Западного бассейнового филиала пополнился новым маломерным судном – аэр...

Керченская переправа упрощает порядок перевозки грузового транспорта

Керченская переправа упрощает порядок перевозки грузового транспорта Керченская паромная переправа с понедельника упростит порядок перевозки грузовых автомобилей, сообщи...

Речной транспорт

Проведено преддекларационное обследование гидроузлов №№ 5, 10 и 15 Беломорканала

Проведено преддекларационное обследование гидроузлов №№ 5, 10 и 15 Беломорканала Проведено преддекларационное обследование гидроузлов №№ 5, 10 и 15 ФБУ «Администрация Беломорско-Оне...

Астраханский судозавод начал строительство 2-го колесного теплохода серии «Золотое кольцо»

Астраханский судозавод начал строительство 2-го колесного теплохода серии «Золотое кольцо» Второе речное круизное судно проекта ПКС-180 «Золотое кольцо» заложили на астраханском судостроитель...

Ж/Д транспорт

РЖД не планируют крупных сделок M&A до 2025 г., но допускают точечные покупки

РЖД не планируют крупных сделок M&A до 2025 г., но допускают точечные покупки ОАО «Российские железные дороги» не планирует крупных слияний и поглощений до 2025 года, однако допу...

РЖД планируют ежегодный рост погрузки на 3,8% до 2025 г. для исполнения майских указов

РЖД планируют ежегодный рост погрузки на 3,8% до 2025 г. для исполнения майских указов ОАО «Российские железные дороги» планирует ежегодный рост погрузки до 2025 года на 3,8% - достиж...

Авто транспорт

Более 500 тыс. машин проехали по Крымскому мосту с момента его запуска

Более 500 тыс. машин проехали по Крымскому мосту с момента его запуска Свыше полумиллиона автомобилей проехали по Крымскому мосту с момента его открытия 16 мая, сообщил в ...

Проезд по федеральной трассе «Таврида» в Крыму будет бесплатным - Аксенов

Проезд по федеральной трассе «Таврида» в Крыму будет бесплатным - Аксенов Проезд по федеральной трассе «Таврида», которую полностью на Крымском полуострове к 2021 году, будет...

Аналитика

Транспортная политика

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы Общее собрание членов Российской палаты судоходства состоялось 20 марта 2018 года в Москве под предс...

От карательной модели к партнерской

От карательной модели к партнерской В мероприятии, посвященном итогам контрольно-надзорной деятельности Ространснадзора и ее территориал...

Морские порты

Порт Мезень: Северный завоз как жизненная необходимость

Порт Мезень: Северный завоз как жизненная необходимость Морской порт Мезень расположен на реке Мезень, впадающей в Мезенский залив Белого моря, в 40 км от у...

Порт Холмск: зимняя навигация, работа и перспективы паромной переправы

Порт Холмск: зимняя навигация, работа и перспективы паромной переправы Расположенный на юго-западном побережье острова Сахалин в вершине залива Невельского, морской порт Х...

Морской транспорт

Системы очистки балластных вод: опыт СКФ

Системы очистки балластных вод: опыт СКФ Проблема распространения инвазивных видов живых организмов, путешествующих в балластных водах, общеи...

$27 миллионов за мировое соглашение

$27 миллионов за мировое соглашение В России завершился самый большой морской спор, связанный с навалом танкера Delta Pioneer на причал ...

Речной транспорт

Беломорканал находит резервы развития

Беломорканал находит резервы развития На содержании и обслуживании ФБУ «Администрация «Беломорканал» находится 3095,5 км водных путей, вхо...

Основная цель – развитие инфраструктуры и внедрение передовых технологий

Основная цель – развитие инфраструктуры и внедрение передовых технологий Общая протяженность внутренних водных путей Обского бассейна составляет 7245,0 км, из которых в нави...




Темы

Инфраструктура / Образование

Разведчики морских глубин

Разведчики морских глубин Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В начале ХХ века они с...

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Грузовая база

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния В 2017 году по трубопроводной системе «Транснефти» было перекачано 477 млн тонн нефти, из них на экс...

Безопасность мореплавания

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Время не ждет

Время не ждет Не первый год на федеральном уровне в Камчатском регионе обсуждается необходимость утилизировать зат...

Севморпуть

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...




Судостроение

Планы и перспективы Большого Камня

Планы и перспективы Большого Камня Некогда мощный судостроительный комплекс Приморья может обрести второе дыхание. Начало этому процесс...

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Происхождение портовых сборов

Происхождение портовых сборов В статье приводится анализ становления и развития системы портовых сборов в морских портах России, н...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...