Через препятствия с улыбкой!

08.08.2018   Капитаны российского флота
Через препятствия с улыбкой!

Высшая награда ОАО «Новошип» – Золотой знак – заняла место на кителе капитана Михаила Бабенко рядом с нагрудными знаками «Почетный работник морского флота» и «Почетный работник транспорта России».

Серафима Шукшина, менеджер по связям с общественностью ОАО «Новошип»

Судьба этого моряка – пример того, как вопреки обстоятельствам нужно стремиться к своей мечте. В свое время в ленинградскую среднюю мореходку его не взяли – на медкомиссии сказали: «Ты слишком маленький, пей парное молоко». Последовал совету и через два года поступил в Одессе. Когда, окончив судоводительский факультет ОВИМУ с отличием, Михаил был снова «забракован» медкомиссией – теперь по зрению и не получил распределения на флот, он все равно продолжал думать о море.

– В 1971 году я пришел в Новороссийский порт диспетчером портофлота, – рассказывает М. Бабенко. – Конечно, не об этом я мечтал с детства. Всегда видел себя штурманом благодаря книгам и фильмам о море, где штурвал был в руках у сильных и смелых людей, побывавших в самых дальних уголках земли. Жаль, что теперь о моряках почти не пишут и хорошее кино снимают редко.

«Раз капитаном мне стать не судьба, буду метить в министры морфлота», – решил Михаил и поступил в Одесский институт инженеров морского флота на эксплуатационный факультет. В это время он работал в службе портов Новороссийского морского пароходства. Став ближе к морю, Бабенко решил обратиться к начальнику пароходства Оресту Сыченикову с просьбой направить его на флот пятым помощником – помхозом. «Давай попробуем», – сказал Сычеников. С этой фразы началась морская карьера Михаила Бабенко.

– Смелость города берет, – смеется капитан. – Первым моим пароходом был «Федор Полетаев» из серии «итальянцев». На медкомиссии упорно выносили «приговор»: «Годен в очках». Это означало, что в штурманы меня не возьмут. Но мне так хотелось работать судоводителем, что капитаны стали неофициально привлекать меня к несению вахт. Лишь через десять лет, когда благодаря технической модернизации флота Министерство здравоохранения понизило требования к судоводителям, я смог получить повышение. В том, что я дошел до капитанской должности, – заслуга капитанов-наставников Петракова и Косилова. Слово в мою пользу сказал и сам Геннадий Федченко, чем я очень горжусь.

Следующие десять лет Бабенко работал капитаном на 28-тысячнике «Московский фестиваль». Когда судну было 22 года, оно имело по 8-9 одобрений, и никто на вид не давал ему больше 15 лет. Капитан считает: все благодаря тому, что удалось сформировать постоянный экипаж, настоящую команду.

– Времена сильно изменились. Теперь требуется больше контроля над людьми, нужно воспитывать доверие друг к другу. Сейчас на судах каждый живет в своей скорлупе. Раньше сама жизнь требовала от нас «коллективизма», работа строилась на доверии и поддержке. Наверное, дело в воспитании. В Союзе нам все время внушали, что нельзя отделяться от коллектива, и это срабатывало. В рейсе люди с удовольствием общались, проводили вместе свободное время. Безусловно, организаторская деятельность была дополнительной нагрузкой для капитана, но и интенсивность работы судов была ниже, и документы отнимали меньше времени. Сегодня требования выше, а работа более напряженная, но капитаны старой закалки пытаются время от времени расшевелить людей. Конечно, советские методы у молодежи не вызывают большого энтузиазма, но некоторые элементы тех морских традиций приживаются вполне хорошо. Например, в моих экипажах мы отмечали проход экватора. Потом красочные грамоты с печатью Нептуна моряки возили как талисманы среди серьезных документов.

Михаил Бабенко уверен, что у каждого судна есть если не душа, то индивидуальность. Отчасти она закладывается на верфи, но в основном это заслуга экипажа. В руках моряков пароход будто превращается в живое существо, меняет настроение, реагирует на хорошее отношение к себе. К слову сказать, на счету капитана Бабенко нет ни одной аварии, а ведь приходилось работать в самых разных условиях, в том числе во льдах. На «Московском фестивале» он возил нефть из Баренцева моря на Роттердам, в Белом море швартовался к бочкам в порту Витино, когда там еще не было причала, грузился в Кольском заливе с лихтеров.

– Однажды на «Московском фестивале» мы погрузились в Финляндии (тогда мы в порту замерзли, буксирам пришлось обкалывать лед) и пошли в Канаду. Вход в залив Святого Лаврентия уже был закрыт льдом. Лед был сплошной, но сравнительно тонкий, и мы прошли то поле без ледокола. Дальше в узкости постоянно работал ледокол, и мы продолжили путь в битом льду. Когда «Московский фестиваль» покинул порт Монреаль, его корпус был отполирован до блеска…

Михаил хоть и относит себя к морякам старой закалки, использует любую возможность углубить свои профессиональные знания. Иногда он обращается к молодым морякам с вопросами – чтобы добавить им уверенности в себе.

– Нельзя отрицать, что в нашей отрасли за последнее время были и перемены к лучшему. Революция в техническом оснащении только чего стоит! Кроме того, были приняты новые положения морских конвенций, кодексов, систем управления, особенно связанных с обеспечением безопасности мореплавания. Для районов сложного и интенсивного судоходства были разработаны и внедрены системы разделения движения судов. Значительно возрос уровень обслуживания судов в портах захода. Кажется, все это должно было облегчить задачу капитана, но фактически нагрузки даже выросли, учитывая интенсивность работы и тот объем знаний, которым ты должен обладать.

За что дают золотые знаки? Капитан Бабенко предложил свой вариант ответа:

– Я думаю, что для всех моряков одинаково важно трезвое и позитивное отношение к своей профессии. Не нужно думать, что море – это не навсегда. Время все расставит по местам, и, перефразируя известное высказывание о том, что плох тот солдат, который не хочет стать генералом, скажу: плох тот матрос, который не хочет стать капитаном. Нужно всегда идти к большой цели, и тогда никто не сможет упрекнуть тебя в несостоятельности, недобросовестности и легкомыслии. Все мы несовершенны (и море это только подчеркивает), но честный и порядочный человек на любой должности должен оставаться Человеком. И чаще улыбаться – так легче преодолевать препятствия.

Морской флот №1 (2012)


Вернуться к разделу Капитаны российского флота

Новости

Лента новостей

Заседание Рабочей группы EPPR Арктического совета состоялось в США

Заседание Рабочей группы EPPR Арктического совета состоялось в США В административной  столице штата Луизиана (США) 4-6 декабря состоялось заседание ...

100-я сессия Комитета по безопасности на море ИМО прошла в подчеркнуто деловом режиме

100-я сессия Комитета по безопасности на море ИМО прошла в подчеркнуто деловом режиме 100-я сессия Комитета по безопасности на море Международной морской организации в штаб-квартире ИМО ...

Российская экономика

Рыбокомбинаты РФ попросили о частичной отмене продуктового эмбарго

Рыбокомбинаты РФ попросили о частичной отмене продуктового эмбарго Рыбный союз заявляет, что импортозамещения в этой сфере так и не произошло.

На этой неделе Полтавченко официально войдет в совет директоров ОСК

На этой неделе Полтавченко официально войдет в совет директоров ОСК Георгий Полтавченко официально войдет в совет директоров Объединенной   судостроительной к...

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Ледоколы ФГУП «Росморпорт» приступили к осуществлению ледокольных проводок в замерзающих морских портах России

Ледоколы ФГУП «Росморпорт» приступили к осуществлению ледокольных проводок в замерзающих морских портах России Крупнейший в мире дизельный ледокольный флот ФГУП «Росморпорт», в составе которого 35 ледоколов разл...

Порт Кандалакша перегрузил 2 млн тонн угля с начала года

Порт Кандалакша перегрузил 2 млн тонн угля с начала года На минувшей неделе, 03.12.2018 года в 24 час 00 мин по московскому времени Кандалакшский МТП постави...




Морской транспорт

Ядерное топливо начнут загружать на самый мощный ледокол в мире в мае 2019 года

Ядерное топливо начнут загружать на самый мощный  ледокол в мире в мае 2019 года Специалисты Балтийского завода начнут загрузку атомного топлива на  головной ледокол проек...

На ВСЗ спустили на воду траулер-процессор проекта KMT01 «Баренцево Море»

На ВСЗ спустили на воду траулер-процессор проекта KMT01 «Баренцево Море» На Выборгском судостроительном заводе (входит в состав ОСК) состоялась церемония спуска на в...

Речной транспорт

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых Судоходный сезон 2018 года в Волжском бассейне внутренних водных путей завершился 8 декабря. За нави...

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

Ж/Д транспорт

Начал действовать новый график движения поездов на 2018-2019 гг.

Начал действовать новый график движения поездов на 2018-2019 гг. 9 декабря 2018 года в 00:00 по московскому времени на всей сети российских железных дорог введен в д...

Годовой отчет ОАО «РЖД» стал лучшим в нескольких конкурсах

Годовой отчет ОАО «РЖД» стал лучшим в нескольких конкурсах Годовой отчет ОАО «РЖД» за 2017 стал победителем сразу в нескольких престижных конкурсах.

Авто транспорт

Тверская область получит 2,6 млрд рублей на строительство дорог по нацпроектам

Тверская область получит 2,6 млрд рублей на строительство  дорог по нацпроектам Тверская область в 2019 году  получит из федерального бюджета более 2,6 млрд рублей на&nbs...

Южный обход Калуги связал три федеральные трассы

Южный обход Калуги связал три федеральные трассы Накануне состоялась торжественная церемония открытия автомобильного обхода Калуги на участке Секиото...

Аналитика

Транспортная политика

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Фактор Военно-Морской силы

Фактор Военно-Морской силы «Товарищ главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации!». Именно с такого обращения, ...

Морские порты

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы История порта Кавказ начинается с 1954 года, когда он начал эксплуатироваться как портопункт Керченс...

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа Морской порт Магадан расположен в северной части Охотского моря в Тауйской губе и включает в себя уч...

Морской транспорт

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Ответственность по 23 пунктам

Ответственность по 23 пунктам Страхование ответственности судовладельцев – одна из самых масштабных программ, представленных на ры...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...