Через препятствия с улыбкой!

08.08.2018   Капитаны российского флота
Через препятствия с улыбкой!

Высшая награда ОАО «Новошип» – Золотой знак – заняла место на кителе капитана Михаила Бабенко рядом с нагрудными знаками «Почетный работник морского флота» и «Почетный работник транспорта России».

Серафима Шукшина, менеджер по связям с общественностью ОАО «Новошип»

Судьба этого моряка – пример того, как вопреки обстоятельствам нужно стремиться к своей мечте. В свое время в ленинградскую среднюю мореходку его не взяли – на медкомиссии сказали: «Ты слишком маленький, пей парное молоко». Последовал совету и через два года поступил в Одессе. Когда, окончив судоводительский факультет ОВИМУ с отличием, Михаил был снова «забракован» медкомиссией – теперь по зрению и не получил распределения на флот, он все равно продолжал думать о море.

– В 1971 году я пришел в Новороссийский порт диспетчером портофлота, – рассказывает М. Бабенко. – Конечно, не об этом я мечтал с детства. Всегда видел себя штурманом благодаря книгам и фильмам о море, где штурвал был в руках у сильных и смелых людей, побывавших в самых дальних уголках земли. Жаль, что теперь о моряках почти не пишут и хорошее кино снимают редко.

«Раз капитаном мне стать не судьба, буду метить в министры морфлота», – решил Михаил и поступил в Одесский институт инженеров морского флота на эксплуатационный факультет. В это время он работал в службе портов Новороссийского морского пароходства. Став ближе к морю, Бабенко решил обратиться к начальнику пароходства Оресту Сыченикову с просьбой направить его на флот пятым помощником – помхозом. «Давай попробуем», – сказал Сычеников. С этой фразы началась морская карьера Михаила Бабенко.

– Смелость города берет, – смеется капитан. – Первым моим пароходом был «Федор Полетаев» из серии «итальянцев». На медкомиссии упорно выносили «приговор»: «Годен в очках». Это означало, что в штурманы меня не возьмут. Но мне так хотелось работать судоводителем, что капитаны стали неофициально привлекать меня к несению вахт. Лишь через десять лет, когда благодаря технической модернизации флота Министерство здравоохранения понизило требования к судоводителям, я смог получить повышение. В том, что я дошел до капитанской должности, – заслуга капитанов-наставников Петракова и Косилова. Слово в мою пользу сказал и сам Геннадий Федченко, чем я очень горжусь.

Следующие десять лет Бабенко работал капитаном на 28-тысячнике «Московский фестиваль». Когда судну было 22 года, оно имело по 8-9 одобрений, и никто на вид не давал ему больше 15 лет. Капитан считает: все благодаря тому, что удалось сформировать постоянный экипаж, настоящую команду.

– Времена сильно изменились. Теперь требуется больше контроля над людьми, нужно воспитывать доверие друг к другу. Сейчас на судах каждый живет в своей скорлупе. Раньше сама жизнь требовала от нас «коллективизма», работа строилась на доверии и поддержке. Наверное, дело в воспитании. В Союзе нам все время внушали, что нельзя отделяться от коллектива, и это срабатывало. В рейсе люди с удовольствием общались, проводили вместе свободное время. Безусловно, организаторская деятельность была дополнительной нагрузкой для капитана, но и интенсивность работы судов была ниже, и документы отнимали меньше времени. Сегодня требования выше, а работа более напряженная, но капитаны старой закалки пытаются время от времени расшевелить людей. Конечно, советские методы у молодежи не вызывают большого энтузиазма, но некоторые элементы тех морских традиций приживаются вполне хорошо. Например, в моих экипажах мы отмечали проход экватора. Потом красочные грамоты с печатью Нептуна моряки возили как талисманы среди серьезных документов.

Михаил Бабенко уверен, что у каждого судна есть если не душа, то индивидуальность. Отчасти она закладывается на верфи, но в основном это заслуга экипажа. В руках моряков пароход будто превращается в живое существо, меняет настроение, реагирует на хорошее отношение к себе. К слову сказать, на счету капитана Бабенко нет ни одной аварии, а ведь приходилось работать в самых разных условиях, в том числе во льдах. На «Московском фестивале» он возил нефть из Баренцева моря на Роттердам, в Белом море швартовался к бочкам в порту Витино, когда там еще не было причала, грузился в Кольском заливе с лихтеров.

– Однажды на «Московском фестивале» мы погрузились в Финляндии (тогда мы в порту замерзли, буксирам пришлось обкалывать лед) и пошли в Канаду. Вход в залив Святого Лаврентия уже был закрыт льдом. Лед был сплошной, но сравнительно тонкий, и мы прошли то поле без ледокола. Дальше в узкости постоянно работал ледокол, и мы продолжили путь в битом льду. Когда «Московский фестиваль» покинул порт Монреаль, его корпус был отполирован до блеска…

Михаил хоть и относит себя к морякам старой закалки, использует любую возможность углубить свои профессиональные знания. Иногда он обращается к молодым морякам с вопросами – чтобы добавить им уверенности в себе.

– Нельзя отрицать, что в нашей отрасли за последнее время были и перемены к лучшему. Революция в техническом оснащении только чего стоит! Кроме того, были приняты новые положения морских конвенций, кодексов, систем управления, особенно связанных с обеспечением безопасности мореплавания. Для районов сложного и интенсивного судоходства были разработаны и внедрены системы разделения движения судов. Значительно возрос уровень обслуживания судов в портах захода. Кажется, все это должно было облегчить задачу капитана, но фактически нагрузки даже выросли, учитывая интенсивность работы и тот объем знаний, которым ты должен обладать.

За что дают золотые знаки? Капитан Бабенко предложил свой вариант ответа:

– Я думаю, что для всех моряков одинаково важно трезвое и позитивное отношение к своей профессии. Не нужно думать, что море – это не навсегда. Время все расставит по местам, и, перефразируя известное высказывание о том, что плох тот солдат, который не хочет стать генералом, скажу: плох тот матрос, который не хочет стать капитаном. Нужно всегда идти к большой цели, и тогда никто не сможет упрекнуть тебя в несостоятельности, недобросовестности и легкомыслии. Все мы несовершенны (и море это только подчеркивает), но честный и порядочный человек на любой должности должен оставаться Человеком. И чаще улыбаться – так легче преодолевать препятствия.

Морской флот №1 (2012)


Вернуться к разделу Капитаны российского флота

Новости

Лента новостей

«Дорога Памяти» привела участников патриотической эстафеты к заводу «Красное Сормово»

«Дорога Памяти» привела участников патриотической эстафеты к заводу «Красное Сормово» Завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) стал пятым этапом эстафеты «Дорога Памяти», приурочен...

СРЗ «Нерпа» поддерживает молодых специалистов

СРЗ «Нерпа» поддерживает молодых специалистов На судоремонтном заводе «Нерпа» (входит в состав Объединенной судостроительной корпорации) п...

Российская экономика

Амурский судозавод в 2018 году в 2,3 раза увеличил чистый убыток на фоне роста себестоимости заказов

Амурский судозавод в 2018 году в 2,3 раза увеличил чистый убыток на фоне роста себестоимости заказов ПАО «Амурский судостроительный завод» (АСЗ, Комсомольск-на-Амуре, входит в АО «Объединенная судо...

За прошедшую неделю из Приморья и Сахалина в Китай экспортировано 316 партий рыбной продукции

За прошедшую неделю из Приморья и Сахалина в Китай экспортировано 316 партий рыбной продукции Отделом пограничного ветеринарного контроля на государственной границе РФ и транспорте Управления Ро...

Транспортная политика

Электронный документооборот при перевозке грузов за рубеж будет введен в РФ в 2023 году

Электронный документооборот при перевозке грузов за  рубеж будет введен в РФ в 2023 году Система электронного документооборота при перевозке грузов по международным   транспортным...

Депутаты упростят ряд процедур и сократят дублирующие нормы для судов российского флага

Депутаты упростят ряд процедур и сократят дублирующие нормы для судов российского флага Количество требований для судов российского флага сегодня значительно больше, чем для иностранных су...

Морские порты

Мурманский морской рыбный порт обжалует решение Арбитражного суда по причалам

Мурманский морской рыбный порт обжалует решение Арбитражного суда по причалам В среду в Арбитражном суде Мурманской области рассматривали исковое заявление АО «Мурманский морской...

АО «Ростерминалуголь» заплатило 2,57 млрд рублей налогов в 2018 году

АО «Ростерминалуголь» заплатило 2,57 млрд рублей налогов в 2018 году АО «Ростерминалуголь» — крупнейший в европейской части России специализированный угольный терминал, ...




Морской транспорт

Законодательные тонкости утилизации судов. Как обойти подводные камни

Законодательные тонкости утилизации судов. Как обойти подводные камни Проблема вывода из эксплуатации технически устаревших или обветшалых судов, реновация которых являет...

Юрий Цветков: ожидаем, что все 80 млн тонн грузов будут перевозиться по СМП судами под российским флагом

Юрий Цветков: ожидаем, что все 80 млн тонн грузов будут перевозиться по СМП судами под российским флагом В интервью газете «Морские вести России» Юрий Цветков сказал несколько слов об СМП, судах для реализ...

Речной транспорт

Глава Росморречфлота: решающим фактором для переориентации грузов на реку может стать административная поддержка

Глава Росморречфлота: решающим фактором для переориентации грузов на реку может стать административная поддержка В интервью газете «Морские вести России» Юрий Цветков говорит об актуальных проблемах речного трансп...

Юрий Цветков: неразумно дотировать судоверфи напрямую, правильнее заходить через перевозки

Юрий Цветков: неразумно дотировать судоверфи напрямую, правильнее заходить через перевозки В интервью газете «Морские вести России» глава Росморречфлота говорит об актуальных проблемах речног...

Ж/Д транспорт

Рекордный ж/д трафик ждут в Севастополе после запуска Крымского моста

Рекордный ж/д трафик ждут в Севастополе после запуска Крымского моста Железнодорожный трафик в Севастополе будет рекордным после открытия железнодорожной части Крымского ...

Грузоотправители Свердловской железной дороги стали в 3 раза чаще использовать электронную площадку «Грузовые перевозки»

Грузоотправители Свердловской железной дороги стали в 3 раза чаще использовать электронную площадку «Грузовые перевозки» Участники транспортного рынка подвели итоги работы на электронной торговой площадке «Грузовые перево...

Авто транспорт

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске На 1539-м километре трассы М-4 «Дон» в Краснодарском крае – на строящейся транспортной развязке – на...

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив Государственная компания «Автодор» разработала проект по строительству скоростной   дороги...

Аналитика

Транспортная политика

Элементы инфраструктуры

Элементы инфраструктуры Традиционная ежегодная «Неделя транспорта» в 2018 году прошла с 19 по 23 ноября. Как всегда, на одно...

Лоцманской деятельности – законное урегулирование

Лоцманской деятельности – законное урегулирование Уважаемая редакция, поскольку на мою информацию об откровенном растаскивании части лоцманского сбора...

Морские порты

Черное море под экологическую защиту

Черное море под экологическую защиту Сегодня загрязнение морей и океанов вредными веществами, нефтью и ее производными, хищническое истре...

Порт на Амуре работает на федеральные проекты

Порт на Амуре работает на федеральные проекты Навигация в замерзающем морском порту Николаевск-на-Амуре, расположенном в устье реки Амур, сезонная...

Морской транспорт

Есть ли будущее у научного флота?

Есть ли будущее у научного флота? Научно-исследовательский флот России имеет яркое прошлое, менее заметное настоящее и – увы – неясное...

Преимущества и риски газового топлива

Преимущества и риски газового топлива Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом извест...

Речной транспорт

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...




Темы

Инфраструктура / Образование

Как я добилась плавательной практики

Как я добилась плавательной практики Работа в море – это моя мечта, которая постепенно начинает реализовываться. С детских лет я хотела с...

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Грузовая база

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции Контейнерооборот российских портов постепенно восстанавливается после падения 2015-2016 годов: в 201...

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...