Через препятствия с улыбкой!

08.08.2018   Капитаны российского флота
Через препятствия с улыбкой!

Высшая награда ОАО «Новошип» – Золотой знак – заняла место на кителе капитана Михаила Бабенко рядом с нагрудными знаками «Почетный работник морского флота» и «Почетный работник транспорта России».

Серафима Шукшина, менеджер по связям с общественностью ОАО «Новошип»

Судьба этого моряка – пример того, как вопреки обстоятельствам нужно стремиться к своей мечте. В свое время в ленинградскую среднюю мореходку его не взяли – на медкомиссии сказали: «Ты слишком маленький, пей парное молоко». Последовал совету и через два года поступил в Одессе. Когда, окончив судоводительский факультет ОВИМУ с отличием, Михаил был снова «забракован» медкомиссией – теперь по зрению и не получил распределения на флот, он все равно продолжал думать о море.

– В 1971 году я пришел в Новороссийский порт диспетчером портофлота, – рассказывает М. Бабенко. – Конечно, не об этом я мечтал с детства. Всегда видел себя штурманом благодаря книгам и фильмам о море, где штурвал был в руках у сильных и смелых людей, побывавших в самых дальних уголках земли. Жаль, что теперь о моряках почти не пишут и хорошее кино снимают редко.

«Раз капитаном мне стать не судьба, буду метить в министры морфлота», – решил Михаил и поступил в Одесский институт инженеров морского флота на эксплуатационный факультет. В это время он работал в службе портов Новороссийского морского пароходства. Став ближе к морю, Бабенко решил обратиться к начальнику пароходства Оресту Сыченикову с просьбой направить его на флот пятым помощником – помхозом. «Давай попробуем», – сказал Сычеников. С этой фразы началась морская карьера Михаила Бабенко.

– Смелость города берет, – смеется капитан. – Первым моим пароходом был «Федор Полетаев» из серии «итальянцев». На медкомиссии упорно выносили «приговор»: «Годен в очках». Это означало, что в штурманы меня не возьмут. Но мне так хотелось работать судоводителем, что капитаны стали неофициально привлекать меня к несению вахт. Лишь через десять лет, когда благодаря технической модернизации флота Министерство здравоохранения понизило требования к судоводителям, я смог получить повышение. В том, что я дошел до капитанской должности, – заслуга капитанов-наставников Петракова и Косилова. Слово в мою пользу сказал и сам Геннадий Федченко, чем я очень горжусь.

Следующие десять лет Бабенко работал капитаном на 28-тысячнике «Московский фестиваль». Когда судну было 22 года, оно имело по 8-9 одобрений, и никто на вид не давал ему больше 15 лет. Капитан считает: все благодаря тому, что удалось сформировать постоянный экипаж, настоящую команду.

– Времена сильно изменились. Теперь требуется больше контроля над людьми, нужно воспитывать доверие друг к другу. Сейчас на судах каждый живет в своей скорлупе. Раньше сама жизнь требовала от нас «коллективизма», работа строилась на доверии и поддержке. Наверное, дело в воспитании. В Союзе нам все время внушали, что нельзя отделяться от коллектива, и это срабатывало. В рейсе люди с удовольствием общались, проводили вместе свободное время. Безусловно, организаторская деятельность была дополнительной нагрузкой для капитана, но и интенсивность работы судов была ниже, и документы отнимали меньше времени. Сегодня требования выше, а работа более напряженная, но капитаны старой закалки пытаются время от времени расшевелить людей. Конечно, советские методы у молодежи не вызывают большого энтузиазма, но некоторые элементы тех морских традиций приживаются вполне хорошо. Например, в моих экипажах мы отмечали проход экватора. Потом красочные грамоты с печатью Нептуна моряки возили как талисманы среди серьезных документов.

Михаил Бабенко уверен, что у каждого судна есть если не душа, то индивидуальность. Отчасти она закладывается на верфи, но в основном это заслуга экипажа. В руках моряков пароход будто превращается в живое существо, меняет настроение, реагирует на хорошее отношение к себе. К слову сказать, на счету капитана Бабенко нет ни одной аварии, а ведь приходилось работать в самых разных условиях, в том числе во льдах. На «Московском фестивале» он возил нефть из Баренцева моря на Роттердам, в Белом море швартовался к бочкам в порту Витино, когда там еще не было причала, грузился в Кольском заливе с лихтеров.

– Однажды на «Московском фестивале» мы погрузились в Финляндии (тогда мы в порту замерзли, буксирам пришлось обкалывать лед) и пошли в Канаду. Вход в залив Святого Лаврентия уже был закрыт льдом. Лед был сплошной, но сравнительно тонкий, и мы прошли то поле без ледокола. Дальше в узкости постоянно работал ледокол, и мы продолжили путь в битом льду. Когда «Московский фестиваль» покинул порт Монреаль, его корпус был отполирован до блеска…

Михаил хоть и относит себя к морякам старой закалки, использует любую возможность углубить свои профессиональные знания. Иногда он обращается к молодым морякам с вопросами – чтобы добавить им уверенности в себе.

– Нельзя отрицать, что в нашей отрасли за последнее время были и перемены к лучшему. Революция в техническом оснащении только чего стоит! Кроме того, были приняты новые положения морских конвенций, кодексов, систем управления, особенно связанных с обеспечением безопасности мореплавания. Для районов сложного и интенсивного судоходства были разработаны и внедрены системы разделения движения судов. Значительно возрос уровень обслуживания судов в портах захода. Кажется, все это должно было облегчить задачу капитана, но фактически нагрузки даже выросли, учитывая интенсивность работы и тот объем знаний, которым ты должен обладать.

За что дают золотые знаки? Капитан Бабенко предложил свой вариант ответа:

– Я думаю, что для всех моряков одинаково важно трезвое и позитивное отношение к своей профессии. Не нужно думать, что море – это не навсегда. Время все расставит по местам, и, перефразируя известное высказывание о том, что плох тот солдат, который не хочет стать генералом, скажу: плох тот матрос, который не хочет стать капитаном. Нужно всегда идти к большой цели, и тогда никто не сможет упрекнуть тебя в несостоятельности, недобросовестности и легкомыслии. Все мы несовершенны (и море это только подчеркивает), но честный и порядочный человек на любой должности должен оставаться Человеком. И чаще улыбаться – так легче преодолевать препятствия.

Морской флот №1 (2012)


Вернуться к разделу Капитаны российского флота

Новости

Лента новостей

В Росрыболовстве обсуждают создание Академии повышения квалификации специалистов рыбной отрасли

В Росрыболовстве обсуждают создание Академии повышения квалификации специалистов рыбной отрасли Росрыболовство рассматривает возможность создания Академии повышения квалификации специалистов рыбох...

На Канале имени Москвы пройдет капитальный ремонт

На Канале имени Москвы пройдет капитальный ремонт Эксперты Главгосэкспертизы России провели проверку достоверности определения сметной стоимости работ...

Российская экономика

«Новатэк» рассчитывает занять значительную долю на рынке бункеровки СПГ

«Новатэк» рассчитывает занять значительную долю на рынке бункеровки СПГ «Новатэк» высоко оценивает перспективы рынка бункеровки   судов сжиженным природным газом ...

ГТЛК расширяет географию клиентов в авиационном лизинге в странах СНГ

ГТЛК расширяет географию клиентов в авиационном лизинге в странах СНГ ГТЛК, крупнейшая лизинговая компания России, совместно с международной лизинговой платформой GTLK Gl...

Транспортная политика

Рабочая группа по Нижегородскому гидроузлу подвела предварительные итоги рассмотрения вопросов к материалам оценки воздействия на окружающую среду

Рабочая группа по Нижегородскому гидроузлу подвела предварительные итоги рассмотрения вопросов к материалам оценки воздействия на окружающую среду По итогам совещания по предложению главы Минтранса России было принято решение создать совместную с ...

Виктор Павленко предложил создать единую государственную лоцманскую службу

Виктор Павленко предложил создать единую государственную лоцманскую службу Сенатором от Архангельской области Виктором Павленко совместно с депутатом Госдумы Павлом Федяевым р...

Морские порты

НМТП и ВТБ закрыли сделку по продаже Новороссийского зернового терминала

НМТП и ВТБ закрыли сделку по продаже Новороссийского зернового терминала ПАО НМТП (LSE: NCSP, MOEX: NMTP) и банк ВТБ сообщают о закрытии сделки по продаже всех прина...

Бизнес – о возможном запрете на экспорт металлолома. UCL Holding

Бизнес – о возможном запрете на экспорт металлолома. UCL Holding В начале 2019 года представители металлургической промышленности выступили с предложением ограничить...




Морской транспорт

Штаты срочно обзаводятся ледоколами

Штаты срочно обзаводятся ледоколами Компания Singapore Technologies Engineering получила от Министерства военно-морских сил США заказ на...

Порядка 20 круизных лайнеров зайдут в этом году на Камчатку

Порядка 20 круизных лайнеров зайдут в этом году на Камчатку Круизный сезон на Камчатке откроется в начале мая, сообщает в среду пресс-служба правительства Камча...

Речной транспорт

24 апреля начнется навигация в Московском бассейне внутренних водных путей

24 апреля начнется навигация в Московском бассейне внутренних водных путей К новому сезону речных перевозок готовы и отлажены гидротехнические сооружения ФГБУ «Канал имени Мос...

Флот «БашВолготанкера» приступил к перевозкам нефтепродуктов из Уфы

Флот «БашВолготанкера» приступил к перевозкам нефтепродуктов из Уфы 18 апреля к нефтеналивным причалам в Уфе под погрузку встали первые составы судоходной компании «Баш...

Ж/Д транспорт

РЖД разработают концепцию ж/д узла Петербурга в этом году

РЖД разработают концепцию ж/д узла Петербурга в этом году ОАО «Российские железные дороги» планирует разработать концепцию Санкт- Петербургского транспортного...

Группа «Дело» будет бороться за контрольный пакет «Трансконтейнера»

Группа «Дело» будет бороться за контрольный пакет «Трансконтейнера» Группа «Дело» подтверждает свои намерения приобрести контрольный пакет акций компании «Трансконтейне...

Авто транспорт

«Автодор» в 2019 г. направит 643 млн рублей на повышение безопасности на дорогах

«Автодор» в 2019 г. направит 643 млн рублей на  повышение безопасности на дорогах Госкомпания «Автодор» в 2019 году направит на повышение безопасности на своих дорогах   64...

Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах до 110 км/ч

Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах до 110 км/ч Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах с   нынешни...

Аналитика

Транспортная политика

Лоцманский бизнес

Лоцманский бизнес На хозяев частных лоцманских компаний «в эпоху перемен» случайно скатился добротный, гарантированный...

Мост на Сахалин

Мост на Сахалин В настоящий момент идет обсуждение проекта возведения мостового или тоннельного перехода через проли...

Морские порты

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов Эколого-технологическую трансформацию промышленности в РФ часто связывают с переходом к нормированию...

Порты переходят на «цифру»

Порты переходят на «цифру» В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса Р...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

Водные магистрали Китая В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 12...

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...




Темы

Инфраструктура / Образование

Проект «Плавучая лаборатория»

Проект «Плавучая лаборатория» В рамках совместного соглашения об организации проекта «Плавучая лаборатория» на базе ледокольного м...

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффек...

Грузовая база

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Безопасность мореплавания

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Контроль безопасности. В поисках панацеи

Контроль безопасности. В поисках панацеи В ночь на субботу, 1 сентября 2018 года, в аэропорту Сочи самолет Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...