Вячеслав Тихонов снова в роли разведчика. Теперь в 3D

07.08.2018   Капитаны российского флота
Вячеслав Тихонов снова в роли разведчика. Теперь в 3D

Первое в России судно 3D сейсмической разведки «Вячеслав Тихонов» вошло в состав флота группы СКФ в сентябре прошлого года. Известно, что моряки свято верят в приметы. То пожелание удачи, которое в день имянаречения прозвучало в адрес экипажа из уст Председателя Правительства России Владимира Путина, определенно стало знаковым. Сегодня «Вячеслав Тихонов» успешно работает – ведет разведку участка шельфа под названием Туапсинский прогиб в интересах ОАО «НК «Роснефть» и ExxonMobil. Для СКФ это стало еще одним шагом на пути развития специализированных морских сервисов для шельфовых проектов, а оператор судна ОАО «Новошип» получил возможность сделать уникальную экспертизу. О том, как нашим морякам удалось освоить принципиально новый тип судов, рассказывает капитан НИС «Вячеслав Тихонов» Сергей Александров.

«МФ»: «Вячеслав Тихонов» – первое в истории группы СКФ научно-исследовательское судно геофизической разведки. Очевидно, что перед экипажем стояла сложная задача практического освоения принципиально нового типа судов. Справились?

– Справились! Хотя, признаться, по прибытии на место постройки судна в порт Дубай было над чем задуматься. Практического опыта работы на судах геофизической разведки у нас на тот момент не было. Должен заметить, что, если я не ошибаюсь, «Вячеслав Тихонов» – первое научно-исследовательское судно, принятое в состав российского флота за последние двадцать пять лет. Перед нашим экипажем стояли две задачи: первая – освоить судно, оснащенное новейшим оборудованием, вторая – детально изучить специфику морских сейсморазведочных работ. С вопросами управления судном и обслуживания судовых механизмов разобрались быстро – помог опыт работы на судах нашей компании, оперирующей современным танкерным флотом. В решении второй задачи, связанной с научно-производственной деятельностью судна, приходится совершенствоваться постоянно, опираясь на большой теоретический и практический опыт научных сотрудников компании «Севморнефтегеофизика». Наша совместная работа имеет общую цель – поиск залежей углеводородов на российской части шельфа Черного моря, поэтому они охотно делятся с нами своими знаниями в области проведения сейсморазведочных работ.

«МФ»: Какие технические особенности имеют суда сейсмической разведки такого класса?

– Наше судно снабжено аппаратурой для 3D-сейсморазведки, предназначенной для трехмерного исследования земной коры. Сейсмическую съемку в трех измерениях обеспечивает большой комплекс научного оборудования. Он включает аппаратуру, инициирующую звуковой сигнал, и регистрирующие устройства. Судно буксирует восемь сейсмических кос, длина каждой косы составляет шесть километров, расстояние между косами – 100 метров.

«МФ»: Расскажите, как работает это оборудование.

– Сжатый воздух, вырабатываемый компрессорами высокого давления, подается в пневмоисточники («пушки») под давлением порядка 2000 фунтов на квадратный дюйм. Подрыв «пушек» происходит удаленно посредством электрического импульса. Звуковая волна, сгенерированная с помощью пневмоисточников, распространяется вглубь земли и встречает на своем пути границы пород разной плотности. На каждой границе часть энергии отражается, а часть преломляется и уходит на большие глубины. Отраженные звуковые волны фиксируются на буксируемые приемные устройства – «косы» – и передаются в судовую сейсмическую лабораторию. Там с помощью современного регистрирующего комплекса под управлением научного персонала СМНГ данные записываются на магнитные носители, предварительно обрабатываются, анализируются, пакетируются и отправляются на детальное изучение в береговые центры обработки полевого материала. По результатам строится временной разрез земной коры в 3D-формате. По сравнению с двухмерным профилированием он дает более детальное представление о структуре земной коры на исследуемой площади.

«МФ»: Вам приходится вникать в процесс проведения научных исследований? В чем специфика работы членов экипажа?

– Сама по себе сейсмическая разведка находится под контролем представителей СМНГ. Основной задачей нашего экипажа является обеспечение безаварийной работы. От нас требуются четкие, согласованные с научной партией действия по управлению судном на исследуемом объекте. Учитывая специфику работы судна, особая ответственность ложится на механическую службу, так как даже кратковременные остановки движителей исключаются из-за наличия за кормой крайне дорогостоящего оборудования, которое при потере хода начинает спутываться. Это накладывает существенные ограничения на маневренные характеристики судна. Помимо основных обязанностей штурманского состава по обеспечению безопасности мореплавания с учетом конструктивных особенностей судна и специфики работы, офицеры должны четко и безошибочно действовать в критических ситуациях, полагаясь на доскональное знание оборудования. Отмечу, что мы постоянно тренируем штурманский состав – моделируем всевозможные критические ситуации.

«МФ»: Какую специальную подготовку прошли члены вашего экипажа?

– Все члены нашего экипажа прошли подготовку применительно к данному типу судов. Одной из основных программ как для штурманского состава, так и для механической службы является практическое применение системы динамического позиционирования судна. Эта система представляет собой сложный автоматизированный навигационный комплекс, который непрерывно контролирует вахтенный офицер. Система предназначена для надежного удержания судна в автоматическом режиме на заранее заданной траектории. Она включает в себя энергетическую установку, движители и средства активного управления (подруливающие устройства). Компьютеризированная система управления обрабатывает непрерывно поступающую информацию от систем ориентации и датчиков, вырабатывает управляющие сигналы в энергетическую установку и движительно-подруливающий комплекс. С их помощью компенсируется суммарный вектор сил внешнего воздействия на судно: ветра, волнения и течения. Для качественного удержания судна на заданной траектории система динамического позиционирования всегда использует информацию от работающих на разных физических принципах систем ориентации – гидроакустической, радио-, спутниковой, электромеханической, лазерной.

Кроме этого, все члены нашего экипажа прошли специализированную подготовку по приему вертолета на борт судна в целях проведения смены экипажа и приема снабжения. По расширенной программе мы прошли курсы по борьбе с пожаром при падении вертолета на судно и специально отрабатывали покидание вертолета, упавшего в воду.

«МФ»: У вас на борту полсотни человек – фактически два экипажа: моряки СКФ и научная партия сотрудников СМНГ. Простите за несерьезный вопрос, но как с таким количеством людей на судне удается организовать быт – питание, например?

– Вопрос сложный еще и потому, что на судне присутствуют иностранцы – представители заказчика и судовладельца. Все мы люди с разным менталитетом, разными особенностями и потребностями. Такой коллектив требует индивидуального подхода для решения текущих вопросов. На данный момент мы с этим справляемся. В силу того что рабочий процесс строится многоуровневым вахтовым методом (графики работы у всех разные), питание организовано по системе «шведский стол».

«МФ»: Наш сейсмический разведчик оправдывает данное ему имя? Какой ваш любимый фильм с участием актера Вячеслава Тихонова?

– Одна из его самых знаменитых ролей – герой произведений Юлиана Семенова, советский разведчик Штирлиц в фильме «Семнадцать мгновений весны». У многих Тихонов ассоциируется именно с этим ярким персонажем. Учитывая род деятельности нашего судна, оно оправдывает свое название на все сто процентов. Я думаю, что не ошибусь, если скажу, что все роли Вячеслава Тихонова уникальны, но лично мне больше всего по душе два фильма с участием этого замечательного актера: «Белый Бим – Черное ухо» и «Дело было в Пенькове».

«МФ»: В кают-компании планируется создать уголок памяти Тихонова, в чем обещали помочь родственники актера. Как вы относитесь к этой идее?

– Конечно, положительно. Весь экипаж также поддерживает эту инициативу и готов оказать посильную помощь в ее реализации.

Морской флот №1 (2012)


Вернуться к разделу Капитаны российского флота

Новости

Лента новостей

В Росрыболовстве обсуждают создание Академии повышения квалификации специалистов рыбной отрасли

В Росрыболовстве обсуждают создание Академии повышения квалификации специалистов рыбной отрасли Росрыболовство рассматривает возможность создания Академии повышения квалификации специалистов рыбох...

На Канале имени Москвы пройдет капитальный ремонт

На Канале имени Москвы пройдет капитальный ремонт Эксперты Главгосэкспертизы России провели проверку достоверности определения сметной стоимости работ...

Российская экономика

«Новатэк» рассчитывает занять значительную долю на рынке бункеровки СПГ

«Новатэк» рассчитывает занять значительную долю на рынке бункеровки СПГ «Новатэк» высоко оценивает перспективы рынка бункеровки   судов сжиженным природным газом ...

ГТЛК расширяет географию клиентов в авиационном лизинге в странах СНГ

ГТЛК расширяет географию клиентов в авиационном лизинге в странах СНГ ГТЛК, крупнейшая лизинговая компания России, совместно с международной лизинговой платформой GTLK Gl...

Транспортная политика

Рабочая группа по Нижегородскому гидроузлу подвела предварительные итоги рассмотрения вопросов к материалам оценки воздействия на окружающую среду

Рабочая группа по Нижегородскому гидроузлу подвела предварительные итоги рассмотрения вопросов к материалам оценки воздействия на окружающую среду По итогам совещания по предложению главы Минтранса России было принято решение создать совместную с ...

Виктор Павленко предложил создать единую государственную лоцманскую службу

Виктор Павленко предложил создать единую государственную лоцманскую службу Сенатором от Архангельской области Виктором Павленко совместно с депутатом Госдумы Павлом Федяевым р...

Морские порты

НМТП и ВТБ закрыли сделку по продаже Новороссийского зернового терминала

НМТП и ВТБ закрыли сделку по продаже Новороссийского зернового терминала ПАО НМТП (LSE: NCSP, MOEX: NMTP) и банк ВТБ сообщают о закрытии сделки по продаже всех прина...

Бизнес – о возможном запрете на экспорт металлолома. UCL Holding

Бизнес – о возможном запрете на экспорт металлолома. UCL Holding В начале 2019 года представители металлургической промышленности выступили с предложением ограничить...




Морской транспорт

Штаты срочно обзаводятся ледоколами

Штаты срочно обзаводятся ледоколами Компания Singapore Technologies Engineering получила от Министерства военно-морских сил США заказ на...

Порядка 20 круизных лайнеров зайдут в этом году на Камчатку

Порядка 20 круизных лайнеров зайдут в этом году на Камчатку Круизный сезон на Камчатке откроется в начале мая, сообщает в среду пресс-служба правительства Камча...

Речной транспорт

24 апреля начнется навигация в Московском бассейне внутренних водных путей

24 апреля начнется навигация в Московском бассейне внутренних водных путей К новому сезону речных перевозок готовы и отлажены гидротехнические сооружения ФГБУ «Канал имени Мос...

Флот «БашВолготанкера» приступил к перевозкам нефтепродуктов из Уфы

Флот «БашВолготанкера» приступил к перевозкам нефтепродуктов из Уфы 18 апреля к нефтеналивным причалам в Уфе под погрузку встали первые составы судоходной компании «Баш...

Ж/Д транспорт

РЖД разработают концепцию ж/д узла Петербурга в этом году

РЖД разработают концепцию ж/д узла Петербурга в этом году ОАО «Российские железные дороги» планирует разработать концепцию Санкт- Петербургского транспортного...

Группа «Дело» будет бороться за контрольный пакет «Трансконтейнера»

Группа «Дело» будет бороться за контрольный пакет «Трансконтейнера» Группа «Дело» подтверждает свои намерения приобрести контрольный пакет акций компании «Трансконтейне...

Авто транспорт

«Автодор» в 2019 г. направит 643 млн рублей на повышение безопасности на дорогах

«Автодор» в 2019 г. направит 643 млн рублей на  повышение безопасности на дорогах Госкомпания «Автодор» в 2019 году направит на повышение безопасности на своих дорогах   64...

Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах до 110 км/ч

Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах до 110 км/ч Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах с   нынешни...

Аналитика

Транспортная политика

Лоцманский бизнес

Лоцманский бизнес На хозяев частных лоцманских компаний «в эпоху перемен» случайно скатился добротный, гарантированный...

Мост на Сахалин

Мост на Сахалин В настоящий момент идет обсуждение проекта возведения мостового или тоннельного перехода через проли...

Морские порты

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов Эколого-технологическую трансформацию промышленности в РФ часто связывают с переходом к нормированию...

Порты переходят на «цифру»

Порты переходят на «цифру» В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса Р...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

Водные магистрали Китая В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 12...

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...




Темы

Инфраструктура / Образование

Проект «Плавучая лаборатория»

Проект «Плавучая лаборатория» В рамках совместного соглашения об организации проекта «Плавучая лаборатория» на базе ледокольного м...

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффек...

Грузовая база

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Безопасность мореплавания

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Контроль безопасности. В поисках панацеи

Контроль безопасности. В поисках панацеи В ночь на субботу, 1 сентября 2018 года, в аэропорту Сочи самолет Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...