Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Вячеслав Тихонов снова в роли разведчика. Теперь в 3D

07.08.2018   Капитаны российского флота
Вячеслав Тихонов снова в роли разведчика. Теперь в 3D

Первое в России судно 3D сейсмической разведки «Вячеслав Тихонов» вошло в состав флота группы СКФ в сентябре прошлого года. Известно, что моряки свято верят в приметы. То пожелание удачи, которое в день имянаречения прозвучало в адрес экипажа из уст Председателя Правительства России Владимира Путина, определенно стало знаковым. Сегодня «Вячеслав Тихонов» успешно работает – ведет разведку участка шельфа под названием Туапсинский прогиб в интересах ОАО «НК «Роснефть» и ExxonMobil. Для СКФ это стало еще одним шагом на пути развития специализированных морских сервисов для шельфовых проектов, а оператор судна ОАО «Новошип» получил возможность сделать уникальную экспертизу. О том, как нашим морякам удалось освоить принципиально новый тип судов, рассказывает капитан НИС «Вячеслав Тихонов» Сергей Александров.

«МФ»: «Вячеслав Тихонов» – первое в истории группы СКФ научно-исследовательское судно геофизической разведки. Очевидно, что перед экипажем стояла сложная задача практического освоения принципиально нового типа судов. Справились?

– Справились! Хотя, признаться, по прибытии на место постройки судна в порт Дубай было над чем задуматься. Практического опыта работы на судах геофизической разведки у нас на тот момент не было. Должен заметить, что, если я не ошибаюсь, «Вячеслав Тихонов» – первое научно-исследовательское судно, принятое в состав российского флота за последние двадцать пять лет. Перед нашим экипажем стояли две задачи: первая – освоить судно, оснащенное новейшим оборудованием, вторая – детально изучить специфику морских сейсморазведочных работ. С вопросами управления судном и обслуживания судовых механизмов разобрались быстро – помог опыт работы на судах нашей компании, оперирующей современным танкерным флотом. В решении второй задачи, связанной с научно-производственной деятельностью судна, приходится совершенствоваться постоянно, опираясь на большой теоретический и практический опыт научных сотрудников компании «Севморнефтегеофизика». Наша совместная работа имеет общую цель – поиск залежей углеводородов на российской части шельфа Черного моря, поэтому они охотно делятся с нами своими знаниями в области проведения сейсморазведочных работ.

«МФ»: Какие технические особенности имеют суда сейсмической разведки такого класса?

– Наше судно снабжено аппаратурой для 3D-сейсморазведки, предназначенной для трехмерного исследования земной коры. Сейсмическую съемку в трех измерениях обеспечивает большой комплекс научного оборудования. Он включает аппаратуру, инициирующую звуковой сигнал, и регистрирующие устройства. Судно буксирует восемь сейсмических кос, длина каждой косы составляет шесть километров, расстояние между косами – 100 метров.

«МФ»: Расскажите, как работает это оборудование.

– Сжатый воздух, вырабатываемый компрессорами высокого давления, подается в пневмоисточники («пушки») под давлением порядка 2000 фунтов на квадратный дюйм. Подрыв «пушек» происходит удаленно посредством электрического импульса. Звуковая волна, сгенерированная с помощью пневмоисточников, распространяется вглубь земли и встречает на своем пути границы пород разной плотности. На каждой границе часть энергии отражается, а часть преломляется и уходит на большие глубины. Отраженные звуковые волны фиксируются на буксируемые приемные устройства – «косы» – и передаются в судовую сейсмическую лабораторию. Там с помощью современного регистрирующего комплекса под управлением научного персонала СМНГ данные записываются на магнитные носители, предварительно обрабатываются, анализируются, пакетируются и отправляются на детальное изучение в береговые центры обработки полевого материала. По результатам строится временной разрез земной коры в 3D-формате. По сравнению с двухмерным профилированием он дает более детальное представление о структуре земной коры на исследуемой площади.

«МФ»: Вам приходится вникать в процесс проведения научных исследований? В чем специфика работы членов экипажа?

– Сама по себе сейсмическая разведка находится под контролем представителей СМНГ. Основной задачей нашего экипажа является обеспечение безаварийной работы. От нас требуются четкие, согласованные с научной партией действия по управлению судном на исследуемом объекте. Учитывая специфику работы судна, особая ответственность ложится на механическую службу, так как даже кратковременные остановки движителей исключаются из-за наличия за кормой крайне дорогостоящего оборудования, которое при потере хода начинает спутываться. Это накладывает существенные ограничения на маневренные характеристики судна. Помимо основных обязанностей штурманского состава по обеспечению безопасности мореплавания с учетом конструктивных особенностей судна и специфики работы, офицеры должны четко и безошибочно действовать в критических ситуациях, полагаясь на доскональное знание оборудования. Отмечу, что мы постоянно тренируем штурманский состав – моделируем всевозможные критические ситуации.

«МФ»: Какую специальную подготовку прошли члены вашего экипажа?

– Все члены нашего экипажа прошли подготовку применительно к данному типу судов. Одной из основных программ как для штурманского состава, так и для механической службы является практическое применение системы динамического позиционирования судна. Эта система представляет собой сложный автоматизированный навигационный комплекс, который непрерывно контролирует вахтенный офицер. Система предназначена для надежного удержания судна в автоматическом режиме на заранее заданной траектории. Она включает в себя энергетическую установку, движители и средства активного управления (подруливающие устройства). Компьютеризированная система управления обрабатывает непрерывно поступающую информацию от систем ориентации и датчиков, вырабатывает управляющие сигналы в энергетическую установку и движительно-подруливающий комплекс. С их помощью компенсируется суммарный вектор сил внешнего воздействия на судно: ветра, волнения и течения. Для качественного удержания судна на заданной траектории система динамического позиционирования всегда использует информацию от работающих на разных физических принципах систем ориентации – гидроакустической, радио-, спутниковой, электромеханической, лазерной.

Кроме этого, все члены нашего экипажа прошли специализированную подготовку по приему вертолета на борт судна в целях проведения смены экипажа и приема снабжения. По расширенной программе мы прошли курсы по борьбе с пожаром при падении вертолета на судно и специально отрабатывали покидание вертолета, упавшего в воду.

«МФ»: У вас на борту полсотни человек – фактически два экипажа: моряки СКФ и научная партия сотрудников СМНГ. Простите за несерьезный вопрос, но как с таким количеством людей на судне удается организовать быт – питание, например?

– Вопрос сложный еще и потому, что на судне присутствуют иностранцы – представители заказчика и судовладельца. Все мы люди с разным менталитетом, разными особенностями и потребностями. Такой коллектив требует индивидуального подхода для решения текущих вопросов. На данный момент мы с этим справляемся. В силу того что рабочий процесс строится многоуровневым вахтовым методом (графики работы у всех разные), питание организовано по системе «шведский стол».

«МФ»: Наш сейсмический разведчик оправдывает данное ему имя? Какой ваш любимый фильм с участием актера Вячеслава Тихонова?

– Одна из его самых знаменитых ролей – герой произведений Юлиана Семенова, советский разведчик Штирлиц в фильме «Семнадцать мгновений весны». У многих Тихонов ассоциируется именно с этим ярким персонажем. Учитывая род деятельности нашего судна, оно оправдывает свое название на все сто процентов. Я думаю, что не ошибусь, если скажу, что все роли Вячеслава Тихонова уникальны, но лично мне больше всего по душе два фильма с участием этого замечательного актера: «Белый Бим – Черное ухо» и «Дело было в Пенькове».

«МФ»: В кают-компании планируется создать уголок памяти Тихонова, в чем обещали помочь родственники актера. Как вы относитесь к этой идее?

– Конечно, положительно. Весь экипаж также поддерживает эту инициативу и готов оказать посильную помощь в ее реализации.

Морской флот №1 (2012)


Вернуться к разделу Капитаны российского флота

Новости

Лента новостей

СМИ сообщили о вероятном захвате танкера сомалийскими пиратами

СМИ сообщили о вероятном захвате танкера сомалийскими пиратами Уже четвертые сутки нет связи с танкером «Пантелена» под панамским флагом, в экипаже которого 17 гра...

После захвата российского корабля Украина рискует Мариуполем и Бердянском

После захвата российского корабля Украина рискует Мариуполем и Бердянском Киев намерен увеличить присутствие своих военно-морских сил в акватории Азовского моря, заявил в чет...

Российская экономика

Росатом намерен в 2023 году ввести полиметаллический ГОК в Арктике за 35 млрд рублей

Росатом намерен в 2023 году ввести полиметаллический ГОК в Арктике за 35 млрд рублей АО «Первая горнорудная компания», структура госкорпорации «Росатом», планирует в 2023 году ввести в ...

Грузооборот транспорта в России за 7 месяцев вырос на 3,1% - Росстат

Грузооборот транспорта в России за 7 месяцев вырос на 3,1% - Росстат Грузооборот транспорта в России в январе - июле 2018 г. вырос на 3,1% по сравнению с показателем...

Транспортная политика

Российские бизнесмены прекратили перевозки грузов в Украину

Российские бизнесмены прекратили перевозки грузов в Украину Некоторые российские судовладельцы приостановили грузовые перевозки в Украину после того, как танкер...

Украина попросит НАТО конвоировать суда в Азовском море

Украина попросит НАТО конвоировать суда в Азовском море Украина может попросить о сопровождении кораблей в Азовском море в Совет Безопасности ООН и НАТО. Об...

Морские порты

В Мурманском морском рыбном порту пустуют холодильники

В Мурманском морском рыбном порту пустуют холодильники В первом полугодии грузооборот Мурманского морского рыбного порта составил 208,4 тыс. тонн, а концу ...

Туапсинский порт в два раза увеличил инвестиции в развитие производства

Туапсинский порт в два раза увеличил инвестиции в развитие производства За 6 месяцев текущего года на развитие производства ГК «Туапсинский морской торговый порт» (вход...




Морской транспорт

Замруководителя Росморречфлота провел заседанние по безопасности мореплавания в Азовском морском бассейне

Замруководителя Росморречфлота провел заседанние по безопасности мореплавания в Азовском морском бассейне Ввиду значительного увеличения грузооборота и судопотока в портах Азовского бассейна заместитель рук...

Убытки судоходных контейнерных перевозчиков уже достигли $650 млн

Убытки судоходных контейнерных перевозчиков уже достигли $650 млн Совокупные убытки судоходных контейнерных перевозчиков уже достигли $650 млн., в дополнение к $1,2 м...

Речной транспорт

В Нижегородской области появился проект нового грузового порта

В Нижегородской области появился проект нового грузового порта Группа компаний «Совет» намерена привлечь до 30 млрд руб. инвестиций в строительство речного грузово...

Развитие речного транспорта тормозят административные барьеры, в первую очередь со стороны органов надзора – собрание АПСРТ

Развитие речного транспорта тормозят административные барьеры, в первую очередь со стороны органов надзора – собрание АПСРТ 27 июля в Хабаровске состоялось годовое собрание Ассоциации портов и судовладельцев речного транспор...

Ж/Д транспорт

«Уралвагонзавод» в I полугодии реализовал 7,9 тыс. грузовых вагонов - на 1,1% сверх плана

«Уралвагонзавод» в I полугодии реализовал 7,9 тыс. грузовых вагонов - на 1,1% сверх плана АО «НПК «Уралвагонзавод» по итогам первого полугодия 2018 года реализовало 7865 грузовых вагонов, в ...

РЖД советуют владельцам подъездных путей на Сахалине подготовиться к переходу на колею 1520 мм

РЖД советуют владельцам подъездных путей на Сахалине подготовиться к переходу на колею 1520 мм Дальневосточная железная дорога предупредила сахалинских собственников железнодорожных путей необщег...

Авто транспорт

Федеральная трасса «Таврида» готова почти на 40% - Госкомитет дорожного хозяйства Крыма

Федеральная трасса «Таврида» готова почти на 40% - Госкомитет дорожного хозяйства Крыма Федеральная автодорога «Таврида», которая строится на Крымском полуострове, готова почти на 40%...

Более 33,3 тыс. машин проехали за сутки по Крымскому мосту - инфоцентр

Более 33,3 тыс. машин проехали за сутки по Крымскому мосту - инфоцентр Новый рекорд дорожного трафика установлен на Крымском мосту в минувшее воскресенье: по нему в обе ст...

Аналитика

Транспортная политика

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей Совместное заседание Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного с...

Новый международный реестр судов: кому преференции?

Новый международный реестр судов: кому преференции? В России появится второй (специальный?) международный судовой реестр, который в отличие от п...

Морские порты

Экология перевалки в австралийском порту Хэй-Пойнт

Экология перевалки в австралийском порту Хэй-Пойнт Расположенный в 40 км к югу от города Маккай на австралийском восточном побережье, порт Хэй-Пойнт &#...

Структурирование проектов ГЧП в портовой сфере

Структурирование проектов ГЧП в портовой сфере В структурировании любого ГЧП-проекта наиболее значимым является процесс идентификации и распределен...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...

Севводпуть: Повышая качество водных путей

Севводпуть: Повышая качество водных путей Администрация обслуживает водные пути Европейского Севера России. Основной транзит составляют участк...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

Безопасность мореплавания

Поправка на дрейф

Поправка на дрейф В отличие от «классических» столкновений движущихся судов друг с другом, которые в английском языке ...

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Планы и перспективы Большого Камня

Планы и перспективы Большого Камня Некогда мощный судостроительный комплекс Приморья может обрести второе дыхание. Начало этому процесс...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...