Вячеслав Тихонов снова в роли разведчика. Теперь в 3D

07.08.2018   Капитаны российского флота
Вячеслав Тихонов снова в роли разведчика. Теперь в 3D

Первое в России судно 3D сейсмической разведки «Вячеслав Тихонов» вошло в состав флота группы СКФ в сентябре прошлого года. Известно, что моряки свято верят в приметы. То пожелание удачи, которое в день имянаречения прозвучало в адрес экипажа из уст Председателя Правительства России Владимира Путина, определенно стало знаковым. Сегодня «Вячеслав Тихонов» успешно работает – ведет разведку участка шельфа под названием Туапсинский прогиб в интересах ОАО «НК «Роснефть» и ExxonMobil. Для СКФ это стало еще одним шагом на пути развития специализированных морских сервисов для шельфовых проектов, а оператор судна ОАО «Новошип» получил возможность сделать уникальную экспертизу. О том, как нашим морякам удалось освоить принципиально новый тип судов, рассказывает капитан НИС «Вячеслав Тихонов» Сергей Александров.

«МФ»: «Вячеслав Тихонов» – первое в истории группы СКФ научно-исследовательское судно геофизической разведки. Очевидно, что перед экипажем стояла сложная задача практического освоения принципиально нового типа судов. Справились?

– Справились! Хотя, признаться, по прибытии на место постройки судна в порт Дубай было над чем задуматься. Практического опыта работы на судах геофизической разведки у нас на тот момент не было. Должен заметить, что, если я не ошибаюсь, «Вячеслав Тихонов» – первое научно-исследовательское судно, принятое в состав российского флота за последние двадцать пять лет. Перед нашим экипажем стояли две задачи: первая – освоить судно, оснащенное новейшим оборудованием, вторая – детально изучить специфику морских сейсморазведочных работ. С вопросами управления судном и обслуживания судовых механизмов разобрались быстро – помог опыт работы на судах нашей компании, оперирующей современным танкерным флотом. В решении второй задачи, связанной с научно-производственной деятельностью судна, приходится совершенствоваться постоянно, опираясь на большой теоретический и практический опыт научных сотрудников компании «Севморнефтегеофизика». Наша совместная работа имеет общую цель – поиск залежей углеводородов на российской части шельфа Черного моря, поэтому они охотно делятся с нами своими знаниями в области проведения сейсморазведочных работ.

«МФ»: Какие технические особенности имеют суда сейсмической разведки такого класса?

– Наше судно снабжено аппаратурой для 3D-сейсморазведки, предназначенной для трехмерного исследования земной коры. Сейсмическую съемку в трех измерениях обеспечивает большой комплекс научного оборудования. Он включает аппаратуру, инициирующую звуковой сигнал, и регистрирующие устройства. Судно буксирует восемь сейсмических кос, длина каждой косы составляет шесть километров, расстояние между косами – 100 метров.

«МФ»: Расскажите, как работает это оборудование.

– Сжатый воздух, вырабатываемый компрессорами высокого давления, подается в пневмоисточники («пушки») под давлением порядка 2000 фунтов на квадратный дюйм. Подрыв «пушек» происходит удаленно посредством электрического импульса. Звуковая волна, сгенерированная с помощью пневмоисточников, распространяется вглубь земли и встречает на своем пути границы пород разной плотности. На каждой границе часть энергии отражается, а часть преломляется и уходит на большие глубины. Отраженные звуковые волны фиксируются на буксируемые приемные устройства – «косы» – и передаются в судовую сейсмическую лабораторию. Там с помощью современного регистрирующего комплекса под управлением научного персонала СМНГ данные записываются на магнитные носители, предварительно обрабатываются, анализируются, пакетируются и отправляются на детальное изучение в береговые центры обработки полевого материала. По результатам строится временной разрез земной коры в 3D-формате. По сравнению с двухмерным профилированием он дает более детальное представление о структуре земной коры на исследуемой площади.

«МФ»: Вам приходится вникать в процесс проведения научных исследований? В чем специфика работы членов экипажа?

– Сама по себе сейсмическая разведка находится под контролем представителей СМНГ. Основной задачей нашего экипажа является обеспечение безаварийной работы. От нас требуются четкие, согласованные с научной партией действия по управлению судном на исследуемом объекте. Учитывая специфику работы судна, особая ответственность ложится на механическую службу, так как даже кратковременные остановки движителей исключаются из-за наличия за кормой крайне дорогостоящего оборудования, которое при потере хода начинает спутываться. Это накладывает существенные ограничения на маневренные характеристики судна. Помимо основных обязанностей штурманского состава по обеспечению безопасности мореплавания с учетом конструктивных особенностей судна и специфики работы, офицеры должны четко и безошибочно действовать в критических ситуациях, полагаясь на доскональное знание оборудования. Отмечу, что мы постоянно тренируем штурманский состав – моделируем всевозможные критические ситуации.

«МФ»: Какую специальную подготовку прошли члены вашего экипажа?

– Все члены нашего экипажа прошли подготовку применительно к данному типу судов. Одной из основных программ как для штурманского состава, так и для механической службы является практическое применение системы динамического позиционирования судна. Эта система представляет собой сложный автоматизированный навигационный комплекс, который непрерывно контролирует вахтенный офицер. Система предназначена для надежного удержания судна в автоматическом режиме на заранее заданной траектории. Она включает в себя энергетическую установку, движители и средства активного управления (подруливающие устройства). Компьютеризированная система управления обрабатывает непрерывно поступающую информацию от систем ориентации и датчиков, вырабатывает управляющие сигналы в энергетическую установку и движительно-подруливающий комплекс. С их помощью компенсируется суммарный вектор сил внешнего воздействия на судно: ветра, волнения и течения. Для качественного удержания судна на заданной траектории система динамического позиционирования всегда использует информацию от работающих на разных физических принципах систем ориентации – гидроакустической, радио-, спутниковой, электромеханической, лазерной.

Кроме этого, все члены нашего экипажа прошли специализированную подготовку по приему вертолета на борт судна в целях проведения смены экипажа и приема снабжения. По расширенной программе мы прошли курсы по борьбе с пожаром при падении вертолета на судно и специально отрабатывали покидание вертолета, упавшего в воду.

«МФ»: У вас на борту полсотни человек – фактически два экипажа: моряки СКФ и научная партия сотрудников СМНГ. Простите за несерьезный вопрос, но как с таким количеством людей на судне удается организовать быт – питание, например?

– Вопрос сложный еще и потому, что на судне присутствуют иностранцы – представители заказчика и судовладельца. Все мы люди с разным менталитетом, разными особенностями и потребностями. Такой коллектив требует индивидуального подхода для решения текущих вопросов. На данный момент мы с этим справляемся. В силу того что рабочий процесс строится многоуровневым вахтовым методом (графики работы у всех разные), питание организовано по системе «шведский стол».

«МФ»: Наш сейсмический разведчик оправдывает данное ему имя? Какой ваш любимый фильм с участием актера Вячеслава Тихонова?

– Одна из его самых знаменитых ролей – герой произведений Юлиана Семенова, советский разведчик Штирлиц в фильме «Семнадцать мгновений весны». У многих Тихонов ассоциируется именно с этим ярким персонажем. Учитывая род деятельности нашего судна, оно оправдывает свое название на все сто процентов. Я думаю, что не ошибусь, если скажу, что все роли Вячеслава Тихонова уникальны, но лично мне больше всего по душе два фильма с участием этого замечательного актера: «Белый Бим – Черное ухо» и «Дело было в Пенькове».

«МФ»: В кают-компании планируется создать уголок памяти Тихонова, в чем обещали помочь родственники актера. Как вы относитесь к этой идее?

– Конечно, положительно. Весь экипаж также поддерживает эту инициативу и готов оказать посильную помощь в ее реализации.

Морской флот №1 (2012)


Вернуться к разделу Капитаны российского флота

Новости

Лента новостей

Меры безопасности усилены на портовых объектах Керчи, в Крыму, на Крымском мосту

Меры безопасности усилены на портовых объектах Керчи, в Крыму, на Крымском мосту Службы, обеспечивающие транспортную безопасность Крымского моста, переведены на усиленный режим патр...

День первокурсника прошел в МГАВТе

День первокурсника прошел в МГАВТе 15 октября 480 первокурсников пополнили ряды курсантов и студентов Московской государственной академ...

Российская экономика

Счётная палата не согласилась с прогнозами Росрыболовства в проекте федерального бюджета

Счётная палата не согласилась с прогнозами Росрыболовства в проекте федерального бюджета В документе СП говорится о нарушении порядка формирования обоснований прогноза поступлений доходов и...

Грузооборот транспорта в России за 9 месяцев вырос на 2,9%

Грузооборот транспорта в России за 9 месяцев вырос на 2,9% Грузооборот морского транспорта за отчетный период снизился на 21,8% - до 27,9 млрд. т-км, внутр...

Транспортная политика

В РСПП обсудили предложение ФАС о дерегулировании тарифов на услуги по погрузке и хранению

В РСПП обсудили предложение ФАС о дерегулировании тарифов на услуги по погрузке и хранению В заседании Подкомиссии по морскому, речному транспорту и портовой индустрии приняли участие предста...

Иностранным судам ограничат право перевозки нефти и газа в Арктике с 2019 г.

Иностранным судам ограничат право перевозки нефти и газа в Арктике с 2019 г. Поправки в законодательство предусматривают закрепление за судами, плавающими под флагом Российской ...

Морские порты

Порт Сабетта будет отправлять газ с «Ямал СПГ» в обоих направлениях Севморпути - «Новатэк»

Порт Сабетта будет отправлять газ с «Ямал СПГ» в обоих направлениях Севморпути - «Новатэк» Для этого будут построены две перевалочные базы – в Мурманске и на Камчатке.

Объекты «Транснефти» не пострадали после землетрясений в Башкирии и Ингушетии

Объекты «Транснефти» не пострадали после землетрясений в Башкирии и Ингушетии В портах отгрузки погода рабочая, опаздывающих танкеров нет.




Морской транспорт

Газовозы для проекта «Ямал СПГ» и их владельцы

Газовозы для проекта «Ямал СПГ» и их владельцы В настоящий момент «Ямал СПГ» обслуживают 7 газовозов. Всего их будет 15. Из них лишь один принадлеж...

ОСК к 2030 году построит 68 судов на общую сумму более 70 млрд. рублей

ОСК к 2030 году построит 68 судов на общую сумму более 70 млрд. рублей Минпромторг предоставляет субсидию компаниям, занимающимся созданием новых судов. Возмещается до 15&...

Речной транспорт

На Волге потерпел аварию состав «т/х «Окский-49» - баржа 7297»

На Волге потерпел аварию состав «т/х «Окский-49» - баржа 7297» Изучается возможность проведения аварийно-восстановительных работ.

Сезон речных перевозок в Московском бассейне закроется в середине ноября

Сезон речных перевозок в Московском бассейне закроется в середине ноября В межнавигационный период будут производиться плановые профилактические и ремонтные работы.

Ж/Д транспорт

РЖД в 2019 г. в 2,5 раза увеличат прием угля у якутских компаний на станции в Приамурье

РЖД в 2019 г. в 2,5 раза увеличат прием угля у якутских компаний на станции в Приамурье Станция Улак расположена на железнодорожной линии Улак - Эльга.

Скоростное движение от Москвы до Урала может быть реализовано к 2031 г.

Скоростное движение от Москвы до Урала может быть реализовано к 2031 г. Когда ВСМ дойдет до Казани, ее нужно будет доводить до Уральской агломерации.

Авто транспорт

Два моста на месте понтонных переправ будут построены в 2020 году на федеральной автодороге «Вилюй»

Два моста на месте понтонных переправ будут построены в 2020 году на федеральной автодороге «Вилюй» Длина моста через реку Малая Ботуобуйа составит 191 метр, через реку Тюкян - 267 метров.

Поручение президента по ЦКАД упорядочит работу и «заставит нас двигаться быстрее» - Дитрих

Поручение президента по ЦКАД упорядочит работу и «заставит нас двигаться быстрее» - Дитрих Строительство ЦКАД является одним из приоритетных государственных инфраструктурных проектов, ее возв...

Аналитика

Транспортная политика

Каспийская конвенция

Каспийская конвенция На протяжении нескольких столетий Каспийское море являлось «внутренним морем» двух государств: Росси...

Лоцманский вопрос требует решения

Лоцманский вопрос требует решения Уважаемая редакция, прочитал в газете «Морские вести России» № 8 за 2018 г. статью «Лоцманский секто...

Морские порты

Динамика развития в безопасных условиях

Динамика развития в безопасных условиях Сегодня развитие Дальнего Востока России – одно из приоритетных направлений деятельности федеральног...

Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно

Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно В соответствии с приказом Минтранса России от 26.10.2017 г. №463 в целях обеспечения навигационной д...

Морской транспорт

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Деловые партнеры «Совкомфлота» обсудили развитие отрасли

Деловые партнеры «Совкомфлота» обсудили развитие отрасли В № 8 газеты «МВР» опубликована информационная заметка «Ключевые элементы успеха» о состоявшейся в к...

Речной транспорт

Речной транспорт пробивается через административные барьеры

Речной транспорт пробивается через административные барьеры Ежегодное собрание Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Российской Федерации (А...

«Печораводпуть»: 80 лет спустя

«Печораводпуть»: 80 лет спустя В навигацию 2018 года Администрация обслуживает 2594 км внутренних водных путей Печорского бассейна,...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...