Вячеслав Тихонов снова в роли разведчика. Теперь в 3D

07.08.2018   Капитаны российского флота
Вячеслав Тихонов снова в роли разведчика. Теперь в 3D

Первое в России судно 3D сейсмической разведки «Вячеслав Тихонов» вошло в состав флота группы СКФ в сентябре прошлого года. Известно, что моряки свято верят в приметы. То пожелание удачи, которое в день имянаречения прозвучало в адрес экипажа из уст Председателя Правительства России Владимира Путина, определенно стало знаковым. Сегодня «Вячеслав Тихонов» успешно работает – ведет разведку участка шельфа под названием Туапсинский прогиб в интересах ОАО «НК «Роснефть» и ExxonMobil. Для СКФ это стало еще одним шагом на пути развития специализированных морских сервисов для шельфовых проектов, а оператор судна ОАО «Новошип» получил возможность сделать уникальную экспертизу. О том, как нашим морякам удалось освоить принципиально новый тип судов, рассказывает капитан НИС «Вячеслав Тихонов» Сергей Александров.

«МФ»: «Вячеслав Тихонов» – первое в истории группы СКФ научно-исследовательское судно геофизической разведки. Очевидно, что перед экипажем стояла сложная задача практического освоения принципиально нового типа судов. Справились?

– Справились! Хотя, признаться, по прибытии на место постройки судна в порт Дубай было над чем задуматься. Практического опыта работы на судах геофизической разведки у нас на тот момент не было. Должен заметить, что, если я не ошибаюсь, «Вячеслав Тихонов» – первое научно-исследовательское судно, принятое в состав российского флота за последние двадцать пять лет. Перед нашим экипажем стояли две задачи: первая – освоить судно, оснащенное новейшим оборудованием, вторая – детально изучить специфику морских сейсморазведочных работ. С вопросами управления судном и обслуживания судовых механизмов разобрались быстро – помог опыт работы на судах нашей компании, оперирующей современным танкерным флотом. В решении второй задачи, связанной с научно-производственной деятельностью судна, приходится совершенствоваться постоянно, опираясь на большой теоретический и практический опыт научных сотрудников компании «Севморнефтегеофизика». Наша совместная работа имеет общую цель – поиск залежей углеводородов на российской части шельфа Черного моря, поэтому они охотно делятся с нами своими знаниями в области проведения сейсморазведочных работ.

«МФ»: Какие технические особенности имеют суда сейсмической разведки такого класса?

– Наше судно снабжено аппаратурой для 3D-сейсморазведки, предназначенной для трехмерного исследования земной коры. Сейсмическую съемку в трех измерениях обеспечивает большой комплекс научного оборудования. Он включает аппаратуру, инициирующую звуковой сигнал, и регистрирующие устройства. Судно буксирует восемь сейсмических кос, длина каждой косы составляет шесть километров, расстояние между косами – 100 метров.

«МФ»: Расскажите, как работает это оборудование.

– Сжатый воздух, вырабатываемый компрессорами высокого давления, подается в пневмоисточники («пушки») под давлением порядка 2000 фунтов на квадратный дюйм. Подрыв «пушек» происходит удаленно посредством электрического импульса. Звуковая волна, сгенерированная с помощью пневмоисточников, распространяется вглубь земли и встречает на своем пути границы пород разной плотности. На каждой границе часть энергии отражается, а часть преломляется и уходит на большие глубины. Отраженные звуковые волны фиксируются на буксируемые приемные устройства – «косы» – и передаются в судовую сейсмическую лабораторию. Там с помощью современного регистрирующего комплекса под управлением научного персонала СМНГ данные записываются на магнитные носители, предварительно обрабатываются, анализируются, пакетируются и отправляются на детальное изучение в береговые центры обработки полевого материала. По результатам строится временной разрез земной коры в 3D-формате. По сравнению с двухмерным профилированием он дает более детальное представление о структуре земной коры на исследуемой площади.

«МФ»: Вам приходится вникать в процесс проведения научных исследований? В чем специфика работы членов экипажа?

– Сама по себе сейсмическая разведка находится под контролем представителей СМНГ. Основной задачей нашего экипажа является обеспечение безаварийной работы. От нас требуются четкие, согласованные с научной партией действия по управлению судном на исследуемом объекте. Учитывая специфику работы судна, особая ответственность ложится на механическую службу, так как даже кратковременные остановки движителей исключаются из-за наличия за кормой крайне дорогостоящего оборудования, которое при потере хода начинает спутываться. Это накладывает существенные ограничения на маневренные характеристики судна. Помимо основных обязанностей штурманского состава по обеспечению безопасности мореплавания с учетом конструктивных особенностей судна и специфики работы, офицеры должны четко и безошибочно действовать в критических ситуациях, полагаясь на доскональное знание оборудования. Отмечу, что мы постоянно тренируем штурманский состав – моделируем всевозможные критические ситуации.

«МФ»: Какую специальную подготовку прошли члены вашего экипажа?

– Все члены нашего экипажа прошли подготовку применительно к данному типу судов. Одной из основных программ как для штурманского состава, так и для механической службы является практическое применение системы динамического позиционирования судна. Эта система представляет собой сложный автоматизированный навигационный комплекс, который непрерывно контролирует вахтенный офицер. Система предназначена для надежного удержания судна в автоматическом режиме на заранее заданной траектории. Она включает в себя энергетическую установку, движители и средства активного управления (подруливающие устройства). Компьютеризированная система управления обрабатывает непрерывно поступающую информацию от систем ориентации и датчиков, вырабатывает управляющие сигналы в энергетическую установку и движительно-подруливающий комплекс. С их помощью компенсируется суммарный вектор сил внешнего воздействия на судно: ветра, волнения и течения. Для качественного удержания судна на заданной траектории система динамического позиционирования всегда использует информацию от работающих на разных физических принципах систем ориентации – гидроакустической, радио-, спутниковой, электромеханической, лазерной.

Кроме этого, все члены нашего экипажа прошли специализированную подготовку по приему вертолета на борт судна в целях проведения смены экипажа и приема снабжения. По расширенной программе мы прошли курсы по борьбе с пожаром при падении вертолета на судно и специально отрабатывали покидание вертолета, упавшего в воду.

«МФ»: У вас на борту полсотни человек – фактически два экипажа: моряки СКФ и научная партия сотрудников СМНГ. Простите за несерьезный вопрос, но как с таким количеством людей на судне удается организовать быт – питание, например?

– Вопрос сложный еще и потому, что на судне присутствуют иностранцы – представители заказчика и судовладельца. Все мы люди с разным менталитетом, разными особенностями и потребностями. Такой коллектив требует индивидуального подхода для решения текущих вопросов. На данный момент мы с этим справляемся. В силу того что рабочий процесс строится многоуровневым вахтовым методом (графики работы у всех разные), питание организовано по системе «шведский стол».

«МФ»: Наш сейсмический разведчик оправдывает данное ему имя? Какой ваш любимый фильм с участием актера Вячеслава Тихонова?

– Одна из его самых знаменитых ролей – герой произведений Юлиана Семенова, советский разведчик Штирлиц в фильме «Семнадцать мгновений весны». У многих Тихонов ассоциируется именно с этим ярким персонажем. Учитывая род деятельности нашего судна, оно оправдывает свое название на все сто процентов. Я думаю, что не ошибусь, если скажу, что все роли Вячеслава Тихонова уникальны, но лично мне больше всего по душе два фильма с участием этого замечательного актера: «Белый Бим – Черное ухо» и «Дело было в Пенькове».

«МФ»: В кают-компании планируется создать уголок памяти Тихонова, в чем обещали помочь родственники актера. Как вы относитесь к этой идее?

– Конечно, положительно. Весь экипаж также поддерживает эту инициативу и готов оказать посильную помощь в ее реализации.

Морской флот №1 (2012)


Вернуться к разделу Капитаны российского флота

Новости

Лента новостей

В Нижнем Новгороде открыли памятную доску Александру Соколову

В Нижнем Новгороде открыли памятную доску Александру Соколову Мемориальную доску  бывшему сотруднику завода «Красное Сормово» и Почетному гражданину Ниж...

Сухогруз «Пола Харита» успешно прошел ходовые испытания

Сухогруз «Пола Харита» успешно прошел ходовые испытания 19 августа 2019 года на заводе «Красное Сормово» (входит в ОСК) успешно завершились ходовые ...

Российская экономика

Приморье в I полугодии увеличило экспорт рыбы и морепродуктов на 20,4%

Приморье в I полугодии увеличило экспорт рыбы и морепродуктов на 20,4% Предприятия Приморского края в I полугодии 2019 года увеличили экспорт рыбы и морепродуктов на 20,4&...

На модернизацию двух астраханских судозаводов требуется 2,8 млрд рублей

На модернизацию двух астраханских судозаводов требуется 2,8 млрд рублей Крупнейшие в Астраханской области судостроительные заводы «Лотос» и «Красные   Баррикады» ...

Транспортная политика

Замруководителя Росморречфлота обсудил вопросы организации регулярного круизного сообщения между Россией и Абхазией

Замруководителя Росморречфлота обсудил вопросы организации регулярного круизного сообщения между Россией и Абхазией Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Захарий Джиоев 16 авгу...

Правительством РФ формируется рабочая группа по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере водного транспорта

Правительством РФ формируется рабочая группа по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере водного транспорта 14 августа 2019 года у заместителя руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Ю.С. Люб...

Морские порты

В прогимназии 61 Мурманска заменили 28 окон с помощью АО «ММТП»

В прогимназии 61 Мурманска заменили 28 окон с помощью АО «ММТП» В школах Мурманска активно идет подготовка к новому учебному году. Важно вовремя обновить классы и п...

Для Лоцмейстерского поста в Таганрогском заливе построят цех по ремонту навигационного оборудования

Для Лоцмейстерского поста в Таганрогском заливе построят цех по ремонту навигационного оборудования Эксперты Ростовского филиала Главгосэкспертизы России рассмотрели проектную документацию и результат...




Морской транспорт

Два года тюрьмы получил в Южной Корее судовладелец танкера «Палладий»

Два года тюрьмы получил в Южной Корее судовладелец танкера «Палладий» Его также обязали выплатить штраф в размере $2,5 тыс.

ПУС «Мир» принял участие в празднике Schwedenfest в Германии

ПУС «Мир» принял участие в празднике Schwedenfest в Германии 15 августа 2019 года парусник «Мир» ФГУП «Росморпорт» прибыл в морской порт Висмар (Германия)...

Речной транспорт

Началось судоходство на «Канале имени Москвы» в Тушино

Началось судоходство на «Канале имени Москвы» в Тушино 16 августа возобновилось движение судов на «Канале имени Москвы» между шлюзами №7 и №8. Таким образо...

На реках Лена и Яна из-за мелководья действует ограничение движения судов

На реках Лена и Яна из-за мелководья действует ограничение движения судов С 15 августа введено ограничение по осадке судов от Осетрово до устья р.Вилюй (2348 км р.Лена...

Ж/Д транспорт

С Северной железной дороги отправлен первый контейнерный поезд в Китай

С Северной железной дороги отправлен первый контейнерный поезд в Китай 17 августа с Северной железной дороги отправлен тестовый контейнерный поезд в КНР. В его составе - 6...

ГТЛК заключила первые контракты по операционной аренде инновационных полувагонов с помощью электронной торговой площадки железнодорожных грузоперевозок

ГТЛК заключила первые контракты по операционной аренде инновационных полувагонов с помощью электронной торговой площадки железнодорожных грузоперевозок ГТЛК заключила первые контракты по операционной аренде инновационных полувагонов с ООО «Полярная гру...

Авто транспорт

Сеть скоростных дорог «Автодора» в 2019 году увеличится на 200 км

Сеть скоростных дорог «Автодора» в 2019 году увеличится на 200 км Сеть скоростных федеральных   дорог под управлением «Автодора» увеличится на 201,8 км по&n...

Совфед отклонил закон о весогабаритном контроле транспорта в России

Совфед отклонил закон о весогабаритном контроле транспорта в России Совет Федерации на заседании в пятницу отклонил закон о расширении полномочий Минтранса РФ в части р...

Аналитика

Транспортная политика

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал Итоги работы отрасли в 2018 г. и планы на 2019 г. стали главной темой повестки дня расширенного совм...

Итоги и планы Росморречфлота

Итоги и планы Росморречфлота 7 марта в Москве в конференц-зале Московской академии водного транспорта – филиала ГУМРФ им. адмирал...

Морские порты

Новые возможности для экспорта угля

Новые возможности для экспорта угля В 2018 году объем экспорта российского угля в восточном направлении обновил исторический рекорд, пре...

Изменились правила отбора к осмотру судов под флагом РФ

Изменились правила отбора к осмотру судов под флагом РФ Акватория морского порта Магадан состоит из 4 участков, три из которых расположены в бухте Нагаева и...

Морской транспорт

Флагман «зеленого» судоходства

Флагман «зеленого» судоходства С каждым годом мировые стандарты в области экологии и энергоэффективности становятся все жестче. Для...

Четверть века на службе флоту

Четверть века на службе флоту 25 лет отметило ОООР «Российская палата судоходства». Этому событию было посвящено Общее собрание чл...

Речной транспорт

Навигация в условиях низкой водности

Навигация в условиях низкой водности В 2019 году и плановом периоде 2020 и 2021 гг. Администрация должна оказать услуги по дипломированию...

Водные пути четырех регионов

Водные пути четырех регионов Протяженность водных путей в границах ответственности Администрации составляет 3347 км, объединяющих...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтепереработка: качественный рост с убытками

Нефтепереработка: качественный рост с убытками В прошлом году в России было переработано более 290 млн тонн нефти, что чуть больше, чем в 2017 году...

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Безопасность мореплавания

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Севморпуть

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...