«Начальник моря»

02.08.2018   Капитаны российского флота
«Начальник моря»

Бурное развитие Норильского горно-металлургического комбината требовало расширения устойчивых, регулярных транспортных связей. С этой целью 19 мая 1970 года Коллегия Минморфлота приняла решение провести в ноябре-декабре 1970 года экспериментальный рейс Архангельск – Дудинка – Мурманск. Главными исполнителями эксперимента стали моряки, экипажи дизель-электрохода «Гижига», ледоколов «Капитан Белоусов», «Капитан Воронин», «Мурманск» и атомного ледокола «Ленин», а также гидрографы, летчики, синоптики, гидрологи. А объединил всех Штаб морских операций, возглавляемый Брониславом Семеновичем Майнагашевым. По его словам, он прямо-таки физически ощутил тяжесть возложенной на него ответственности и предстоящей работы.

Но ведь недаром называли его «Начальником моря» – именно так, а не иначе расшифровывая его позывные «НМ».

Эдуард Вересоцкий, заслуженный работник транспорта РФ, почетный работник морского флота, почетный полярник, капитан дальнего плавания

Рейс-эксперимент

Много позже Валерий Кравец в предисловии к книге «Легендарный поход «Гижиги» писал: «Экспериментальный рейс дизель-электрохода «Гижиги» в конце 1970 года стоит в ряду славных дел XX века по изучению и освоению трассы Севморпути, последствия которого сказались сразу же. Год спустя в Дудинку пришел уже целый караван транспортных судов, преодолев в условиях полярной ночи тяжелые льды. Так начиналась круглогодичная навигация, значение которой трудно переоценить».

На грани постоянного риска

Между тем в биографии Майнагашева был еще более плодотворный и фантастически напряженный период деятельности – восемь лет работы, с 1963 по 1971 год, в качестве заместителя начальника пароходства по ледокольному флоту – начальника морских операций западного района Арктики.

В это время страна приступила к широкой промышленной разработке и добыче полезных ископаемых Сибири. Путь к ним лежал через северные моря. Новая должность Майнагашева фактически выдвигала его на передний край борьбы за овладение богатствами Сибири и Севера.

Коллектив под руководством Бронислава Семеновича обеспечивал плавание по трассе Северного морского пути сотен судов разных пароходств, перегон кораблей ВМФ, речных и рыболовецких судов, доставку газотурбин из Ленинграда для строившейся на Енисее Саяно-Шушенской ГЭС и многих других крупногабаритных грузов. Почти десятилетие на грани постоянного риска, часто смертельного, когда приходилось летать на самолетах и вертолетах над торосами и айсбергами в полярную ночь, пургу и мороз для определения безопасного маршрута плавания судов во льдах.

Майнагашев сам выбрал свой путь. Он родился вдали от моря – в Новосибирске, а в 1950 году после окончания Ленинградского высшего арктического морского училища им. адмирала С.О. Макарова был направлен в Ленинградское морское агентство Главсевморпути. С 1955 года он работал в Мурманском арктическом пароходстве на ледорезе «Литке» вначале старпомом, а в 29 лет получил диплом капитана дальнего плавания и ушел в рейс на «Литке» капитаном. Спустя еще три года Бронислав Семенович поднялся на капитанский мостик новейшего по тому времени дизель-электрохода «Куйбышевгэс». В это самое время автора этих строк избрали секретарем комитета комсомола Мурманского пароходства. Дизель-электроход «Куйбышевгэс» был нашим подшефным комсомольско-молодежным судном. Всегда мы его встречали и провожали в рейсы, устраивали с экипажем совместные вечера и концерты в клубе моряков или на судне. Той дружеской, доброжелательной атмосфере, которая царила среди экипажа судна, во многом способствовал его капитан. Меня всегда поражали неутомимая энергия, проявлявшаяся у него во всем, уважительное отношение к людям, такт, скромность и дисциплинированность. Было приятно встречаться с этим красивым, обаятельным человеком. Помню, что с большим уважением к нему относились начальник пароходства Иван Дмитриевич Данилкин, секретарь парткома Николай Викторович Вакорин, сотрудники управления и, конечно, моряки. За пять лет работы на дизель-электроходе «Куйбышевгэс» Бронислав Семенович помимо Арктики совершил рейсы во многие порты мира на всех континентах земли.

Главный капитан флота

В 1971 году Майнагашева переводят в Москву на должность заместителя начальника администрации Северного морского пути. В этой должности он уже руководил действиями западного и восточного штабов морских операций в Арктике. Продолжались бесконечные командировки, полеты на самолетах и вертолетах над просторами Арктики.

В августе 1977 года во время похода атомного ледокола «Арктика» к полюсу Б.С. Майнагашев ежедневно анализировал обстановку и совместно с В.И. Тихоновым докладывал руководителям страны о ходе экспедиции.

Поход атомохода «Арктика» положил начало интенсивному развитию высокоширотного судоходства. В мае 1978 года Майнагашев возглавил высокоширотный трансарктический рейс дизель-электрохода «Капитан Мышевский» под проводкой атомного ледокола «Сибирь». Рейс проходил в сложных ледовых условиях, но завершился благополучно. Льды закончились в Чукотском море у мыса Сердце-Камень. Далее «Капитан Мышевский» последовал самостоятельно. В 1979 году Б.С. Майнагашев был назначен начальником Главной морской инспекции и утвержден членом Коллегии Министерства морского флота. Через несколько лет его утвердили председателем Всесоюзного объединения мореплавания и аварийно-спасательных работ В/О «Мореплавание». Майнагашев стал главным капитаном огромного гражданского флота всех морских отраслей. Никогда ранее в стране не существовало такой должности со столь всеобъемлющими функциями. Но Брониславу Семеновичу было не привыкать к напряженному графику.

Работа в центре чередовалась с бесконечными командировками в пароходства или за рубеж для участия в деятельности международных морских организаций. Нередко он был и гостем Арктики.

Его высокий профессионализм проявился осенью 1983 года, когда крайне тяжелая обстановка сложилась в Чукотском море. Тогда 22 транспортных судна оказались прижатыми северным ветром к береговым припайным льдам, а теплоход «Нина Сагайдак» был раздавлен льдами и погиб. В порт Певек с широкими полномочиями от Министерства морского флота и руководства страны прибыл в качестве начальника штаба по спасению флота Б.С. Майнагашев. С большим напряжением работали вдоль побережья Чукотского моря атомоходы «Арктика», «Сибирь», «Ленин», ледоколы «Адмирал Макаров», «Ермак», «Ленинград», «Владивосток», «Капитан Сорокин», «Капитан Хлебников». Майнагашев предложил оригинальный способ вывода судов – «единым кулаком ледокольных сил». Это была одна из выдающихся баталий во льдах Арктики. Все суда были выведены на чистую воду.

Цепью страшных трагедий грянул 1986 год. Чернобыль, кораблекрушения теплохода «Михаил Лермонтов», парохода «Адмирал Нахимов». Совет Министров СССР освободил от должности Майнагашева и несколько других руководителей Министерства морского флота. На заседании Политбюро, когда Майнагашеву предоставили слово, он четко доложил о работе В/О «Мореплавание», а когда Горбачев сделал замечание: «Ближе к теме», – Майнагашев не стушевался и ответил: «А я и говорю по теме, не перебивайте меня, Михаил Сергеевич». И на этот раз мужество не покинуло его.

Плавал до самой пенсии

Вскоре Бронислав Семенович уехал в Мурманск, вновь поднялся на капитанский мостик атомохода и ушел в Арктику.

Пять лет он плавал капитаном на атомных ледоколах «Арктика», «Таймыр» и «Вайгач». И даже достигнув пенсионного возраста, не ушел от дел. С 1992 года руководство Республики Хакасия назначило его первым заместителем постоянного представителя Республики Хакасия при Президенте Российской Федерации, а с 1994 года – постоянным представителем в ранге заместителя председателя Совета Министров Республики Хакасия. С 1996 года Б.С. Майнагашев работал помощником члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ, представителя Верховного Совета Республики Хакасия.

Адмиральский мундир Б.С. Майнагашева украшают самые высокие награды Родины. Он является почетным полярником, почетным работником морского флота, заслуженным работником транспорта РФ. Его трудовой путь отмечен многими почетными наградами смежных отраслей – Министерства обороны, Военно-морского флота, Министерства речного флота, Министерства цветной металлургии.

Морской флот №4-6 (2011)


Вернуться к разделу Капитаны российского флота

Новости

Лента новостей

В Росрыболовстве обсуждают создание Академии повышения квалификации специалистов рыбной отрасли

В Росрыболовстве обсуждают создание Академии повышения квалификации специалистов рыбной отрасли Росрыболовство рассматривает возможность создания Академии повышения квалификации специалистов рыбох...

На Канале имени Москвы пройдет капитальный ремонт

На Канале имени Москвы пройдет капитальный ремонт Эксперты Главгосэкспертизы России провели проверку достоверности определения сметной стоимости работ...

Российская экономика

«Новатэк» рассчитывает занять значительную долю на рынке бункеровки СПГ

«Новатэк» рассчитывает занять значительную долю на рынке бункеровки СПГ «Новатэк» высоко оценивает перспективы рынка бункеровки   судов сжиженным природным газом ...

ГТЛК расширяет географию клиентов в авиационном лизинге в странах СНГ

ГТЛК расширяет географию клиентов в авиационном лизинге в странах СНГ ГТЛК, крупнейшая лизинговая компания России, совместно с международной лизинговой платформой GTLK Gl...

Транспортная политика

Рабочая группа по Нижегородскому гидроузлу подвела предварительные итоги рассмотрения вопросов к материалам оценки воздействия на окружающую среду

Рабочая группа по Нижегородскому гидроузлу подвела предварительные итоги рассмотрения вопросов к материалам оценки воздействия на окружающую среду По итогам совещания по предложению главы Минтранса России было принято решение создать совместную с ...

Виктор Павленко предложил создать единую государственную лоцманскую службу

Виктор Павленко предложил создать единую государственную лоцманскую службу Сенатором от Архангельской области Виктором Павленко совместно с депутатом Госдумы Павлом Федяевым р...

Морские порты

НМТП и ВТБ закрыли сделку по продаже Новороссийского зернового терминала

НМТП и ВТБ закрыли сделку по продаже Новороссийского зернового терминала ПАО НМТП (LSE: NCSP, MOEX: NMTP) и банк ВТБ сообщают о закрытии сделки по продаже всех прина...

Бизнес – о возможном запрете на экспорт металлолома. UCL Holding

Бизнес – о возможном запрете на экспорт металлолома. UCL Holding В начале 2019 года представители металлургической промышленности выступили с предложением ограничить...




Морской транспорт

Штаты срочно обзаводятся ледоколами

Штаты срочно обзаводятся ледоколами Компания Singapore Technologies Engineering получила от Министерства военно-морских сил США заказ на...

Порядка 20 круизных лайнеров зайдут в этом году на Камчатку

Порядка 20 круизных лайнеров зайдут в этом году на Камчатку Круизный сезон на Камчатке откроется в начале мая, сообщает в среду пресс-служба правительства Камча...

Речной транспорт

24 апреля начнется навигация в Московском бассейне внутренних водных путей

24 апреля начнется навигация в Московском бассейне внутренних водных путей К новому сезону речных перевозок готовы и отлажены гидротехнические сооружения ФГБУ «Канал имени Мос...

Флот «БашВолготанкера» приступил к перевозкам нефтепродуктов из Уфы

Флот «БашВолготанкера» приступил к перевозкам нефтепродуктов из Уфы 18 апреля к нефтеналивным причалам в Уфе под погрузку встали первые составы судоходной компании «Баш...

Ж/Д транспорт

РЖД разработают концепцию ж/д узла Петербурга в этом году

РЖД разработают концепцию ж/д узла Петербурга в этом году ОАО «Российские железные дороги» планирует разработать концепцию Санкт- Петербургского транспортного...

Группа «Дело» будет бороться за контрольный пакет «Трансконтейнера»

Группа «Дело» будет бороться за контрольный пакет «Трансконтейнера» Группа «Дело» подтверждает свои намерения приобрести контрольный пакет акций компании «Трансконтейне...

Авто транспорт

«Автодор» в 2019 г. направит 643 млн рублей на повышение безопасности на дорогах

«Автодор» в 2019 г. направит 643 млн рублей на  повышение безопасности на дорогах Госкомпания «Автодор» в 2019 году направит на повышение безопасности на своих дорогах   64...

Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах до 110 км/ч

Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах до 110 км/ч Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах с   нынешни...

Аналитика

Транспортная политика

Лоцманский бизнес

Лоцманский бизнес На хозяев частных лоцманских компаний «в эпоху перемен» случайно скатился добротный, гарантированный...

Мост на Сахалин

Мост на Сахалин В настоящий момент идет обсуждение проекта возведения мостового или тоннельного перехода через проли...

Морские порты

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов Эколого-технологическую трансформацию промышленности в РФ часто связывают с переходом к нормированию...

Порты переходят на «цифру»

Порты переходят на «цифру» В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса Р...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

Водные магистрали Китая В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 12...

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...




Темы

Инфраструктура / Образование

Проект «Плавучая лаборатория»

Проект «Плавучая лаборатория» В рамках совместного соглашения об организации проекта «Плавучая лаборатория» на базе ледокольного м...

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффек...

Грузовая база

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Безопасность мореплавания

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Контроль безопасности. В поисках панацеи

Контроль безопасности. В поисках панацеи В ночь на субботу, 1 сентября 2018 года, в аэропорту Сочи самолет Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...