«Начальник моря»

02.08.2018   Капитаны российского флота
«Начальник моря»

Бурное развитие Норильского горно-металлургического комбината требовало расширения устойчивых, регулярных транспортных связей. С этой целью 19 мая 1970 года Коллегия Минморфлота приняла решение провести в ноябре-декабре 1970 года экспериментальный рейс Архангельск – Дудинка – Мурманск. Главными исполнителями эксперимента стали моряки, экипажи дизель-электрохода «Гижига», ледоколов «Капитан Белоусов», «Капитан Воронин», «Мурманск» и атомного ледокола «Ленин», а также гидрографы, летчики, синоптики, гидрологи. А объединил всех Штаб морских операций, возглавляемый Брониславом Семеновичем Майнагашевым. По его словам, он прямо-таки физически ощутил тяжесть возложенной на него ответственности и предстоящей работы.

Но ведь недаром называли его «Начальником моря» – именно так, а не иначе расшифровывая его позывные «НМ».

Эдуард Вересоцкий, заслуженный работник транспорта РФ, почетный работник морского флота, почетный полярник, капитан дальнего плавания

Рейс-эксперимент

Много позже Валерий Кравец в предисловии к книге «Легендарный поход «Гижиги» писал: «Экспериментальный рейс дизель-электрохода «Гижиги» в конце 1970 года стоит в ряду славных дел XX века по изучению и освоению трассы Севморпути, последствия которого сказались сразу же. Год спустя в Дудинку пришел уже целый караван транспортных судов, преодолев в условиях полярной ночи тяжелые льды. Так начиналась круглогодичная навигация, значение которой трудно переоценить».

На грани постоянного риска

Между тем в биографии Майнагашева был еще более плодотворный и фантастически напряженный период деятельности – восемь лет работы, с 1963 по 1971 год, в качестве заместителя начальника пароходства по ледокольному флоту – начальника морских операций западного района Арктики.

В это время страна приступила к широкой промышленной разработке и добыче полезных ископаемых Сибири. Путь к ним лежал через северные моря. Новая должность Майнагашева фактически выдвигала его на передний край борьбы за овладение богатствами Сибири и Севера.

Коллектив под руководством Бронислава Семеновича обеспечивал плавание по трассе Северного морского пути сотен судов разных пароходств, перегон кораблей ВМФ, речных и рыболовецких судов, доставку газотурбин из Ленинграда для строившейся на Енисее Саяно-Шушенской ГЭС и многих других крупногабаритных грузов. Почти десятилетие на грани постоянного риска, часто смертельного, когда приходилось летать на самолетах и вертолетах над торосами и айсбергами в полярную ночь, пургу и мороз для определения безопасного маршрута плавания судов во льдах.

Майнагашев сам выбрал свой путь. Он родился вдали от моря – в Новосибирске, а в 1950 году после окончания Ленинградского высшего арктического морского училища им. адмирала С.О. Макарова был направлен в Ленинградское морское агентство Главсевморпути. С 1955 года он работал в Мурманском арктическом пароходстве на ледорезе «Литке» вначале старпомом, а в 29 лет получил диплом капитана дальнего плавания и ушел в рейс на «Литке» капитаном. Спустя еще три года Бронислав Семенович поднялся на капитанский мостик новейшего по тому времени дизель-электрохода «Куйбышевгэс». В это самое время автора этих строк избрали секретарем комитета комсомола Мурманского пароходства. Дизель-электроход «Куйбышевгэс» был нашим подшефным комсомольско-молодежным судном. Всегда мы его встречали и провожали в рейсы, устраивали с экипажем совместные вечера и концерты в клубе моряков или на судне. Той дружеской, доброжелательной атмосфере, которая царила среди экипажа судна, во многом способствовал его капитан. Меня всегда поражали неутомимая энергия, проявлявшаяся у него во всем, уважительное отношение к людям, такт, скромность и дисциплинированность. Было приятно встречаться с этим красивым, обаятельным человеком. Помню, что с большим уважением к нему относились начальник пароходства Иван Дмитриевич Данилкин, секретарь парткома Николай Викторович Вакорин, сотрудники управления и, конечно, моряки. За пять лет работы на дизель-электроходе «Куйбышевгэс» Бронислав Семенович помимо Арктики совершил рейсы во многие порты мира на всех континентах земли.

Главный капитан флота

В 1971 году Майнагашева переводят в Москву на должность заместителя начальника администрации Северного морского пути. В этой должности он уже руководил действиями западного и восточного штабов морских операций в Арктике. Продолжались бесконечные командировки, полеты на самолетах и вертолетах над просторами Арктики.

В августе 1977 года во время похода атомного ледокола «Арктика» к полюсу Б.С. Майнагашев ежедневно анализировал обстановку и совместно с В.И. Тихоновым докладывал руководителям страны о ходе экспедиции.

Поход атомохода «Арктика» положил начало интенсивному развитию высокоширотного судоходства. В мае 1978 года Майнагашев возглавил высокоширотный трансарктический рейс дизель-электрохода «Капитан Мышевский» под проводкой атомного ледокола «Сибирь». Рейс проходил в сложных ледовых условиях, но завершился благополучно. Льды закончились в Чукотском море у мыса Сердце-Камень. Далее «Капитан Мышевский» последовал самостоятельно. В 1979 году Б.С. Майнагашев был назначен начальником Главной морской инспекции и утвержден членом Коллегии Министерства морского флота. Через несколько лет его утвердили председателем Всесоюзного объединения мореплавания и аварийно-спасательных работ В/О «Мореплавание». Майнагашев стал главным капитаном огромного гражданского флота всех морских отраслей. Никогда ранее в стране не существовало такой должности со столь всеобъемлющими функциями. Но Брониславу Семеновичу было не привыкать к напряженному графику.

Работа в центре чередовалась с бесконечными командировками в пароходства или за рубеж для участия в деятельности международных морских организаций. Нередко он был и гостем Арктики.

Его высокий профессионализм проявился осенью 1983 года, когда крайне тяжелая обстановка сложилась в Чукотском море. Тогда 22 транспортных судна оказались прижатыми северным ветром к береговым припайным льдам, а теплоход «Нина Сагайдак» был раздавлен льдами и погиб. В порт Певек с широкими полномочиями от Министерства морского флота и руководства страны прибыл в качестве начальника штаба по спасению флота Б.С. Майнагашев. С большим напряжением работали вдоль побережья Чукотского моря атомоходы «Арктика», «Сибирь», «Ленин», ледоколы «Адмирал Макаров», «Ермак», «Ленинград», «Владивосток», «Капитан Сорокин», «Капитан Хлебников». Майнагашев предложил оригинальный способ вывода судов – «единым кулаком ледокольных сил». Это была одна из выдающихся баталий во льдах Арктики. Все суда были выведены на чистую воду.

Цепью страшных трагедий грянул 1986 год. Чернобыль, кораблекрушения теплохода «Михаил Лермонтов», парохода «Адмирал Нахимов». Совет Министров СССР освободил от должности Майнагашева и несколько других руководителей Министерства морского флота. На заседании Политбюро, когда Майнагашеву предоставили слово, он четко доложил о работе В/О «Мореплавание», а когда Горбачев сделал замечание: «Ближе к теме», – Майнагашев не стушевался и ответил: «А я и говорю по теме, не перебивайте меня, Михаил Сергеевич». И на этот раз мужество не покинуло его.

Плавал до самой пенсии

Вскоре Бронислав Семенович уехал в Мурманск, вновь поднялся на капитанский мостик атомохода и ушел в Арктику.

Пять лет он плавал капитаном на атомных ледоколах «Арктика», «Таймыр» и «Вайгач». И даже достигнув пенсионного возраста, не ушел от дел. С 1992 года руководство Республики Хакасия назначило его первым заместителем постоянного представителя Республики Хакасия при Президенте Российской Федерации, а с 1994 года – постоянным представителем в ранге заместителя председателя Совета Министров Республики Хакасия. С 1996 года Б.С. Майнагашев работал помощником члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ, представителя Верховного Совета Республики Хакасия.

Адмиральский мундир Б.С. Майнагашева украшают самые высокие награды Родины. Он является почетным полярником, почетным работником морского флота, заслуженным работником транспорта РФ. Его трудовой путь отмечен многими почетными наградами смежных отраслей – Министерства обороны, Военно-морского флота, Министерства речного флота, Министерства цветной металлургии.

Морской флот №4-6 (2011)


Вернуться к разделу Капитаны российского флота

Новости

Лента новостей

«Дорога Памяти» привела участников патриотической эстафеты к заводу «Красное Сормово»

«Дорога Памяти» привела участников патриотической эстафеты к заводу «Красное Сормово» Завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) стал пятым этапом эстафеты «Дорога Памяти», приурочен...

СРЗ «Нерпа» поддерживает молодых специалистов

СРЗ «Нерпа» поддерживает молодых специалистов На судоремонтном заводе «Нерпа» (входит в состав Объединенной судостроительной корпорации) п...

Российская экономика

Амурский судозавод в 2018 году в 2,3 раза увеличил чистый убыток на фоне роста себестоимости заказов

Амурский судозавод в 2018 году в 2,3 раза увеличил чистый убыток на фоне роста себестоимости заказов ПАО «Амурский судостроительный завод» (АСЗ, Комсомольск-на-Амуре, входит в АО «Объединенная судо...

За прошедшую неделю из Приморья и Сахалина в Китай экспортировано 316 партий рыбной продукции

За прошедшую неделю из Приморья и Сахалина в Китай экспортировано 316 партий рыбной продукции Отделом пограничного ветеринарного контроля на государственной границе РФ и транспорте Управления Ро...

Транспортная политика

Электронный документооборот при перевозке грузов за рубеж будет введен в РФ в 2023 году

Электронный документооборот при перевозке грузов за  рубеж будет введен в РФ в 2023 году Система электронного документооборота при перевозке грузов по международным   транспортным...

Депутаты упростят ряд процедур и сократят дублирующие нормы для судов российского флага

Депутаты упростят ряд процедур и сократят дублирующие нормы для судов российского флага Количество требований для судов российского флага сегодня значительно больше, чем для иностранных су...

Морские порты

Мурманский морской рыбный порт обжалует решение Арбитражного суда по причалам

Мурманский морской рыбный порт обжалует решение Арбитражного суда по причалам В среду в Арбитражном суде Мурманской области рассматривали исковое заявление АО «Мурманский морской...

АО «Ростерминалуголь» заплатило 2,57 млрд рублей налогов в 2018 году

АО «Ростерминалуголь» заплатило 2,57 млрд рублей налогов в 2018 году АО «Ростерминалуголь» — крупнейший в европейской части России специализированный угольный терминал, ...




Морской транспорт

Законодательные тонкости утилизации судов. Как обойти подводные камни

Законодательные тонкости утилизации судов. Как обойти подводные камни Проблема вывода из эксплуатации технически устаревших или обветшалых судов, реновация которых являет...

Юрий Цветков: ожидаем, что все 80 млн тонн грузов будут перевозиться по СМП судами под российским флагом

Юрий Цветков: ожидаем, что все 80 млн тонн грузов будут перевозиться по СМП судами под российским флагом В интервью газете «Морские вести России» Юрий Цветков сказал несколько слов об СМП, судах для реализ...

Речной транспорт

Глава Росморречфлота: решающим фактором для переориентации грузов на реку может стать административная поддержка

Глава Росморречфлота: решающим фактором для переориентации грузов на реку может стать административная поддержка В интервью газете «Морские вести России» Юрий Цветков говорит об актуальных проблемах речного трансп...

Юрий Цветков: неразумно дотировать судоверфи напрямую, правильнее заходить через перевозки

Юрий Цветков: неразумно дотировать судоверфи напрямую, правильнее заходить через перевозки В интервью газете «Морские вести России» глава Росморречфлота говорит об актуальных проблемах речног...

Ж/Д транспорт

Рекордный ж/д трафик ждут в Севастополе после запуска Крымского моста

Рекордный ж/д трафик ждут в Севастополе после запуска Крымского моста Железнодорожный трафик в Севастополе будет рекордным после открытия железнодорожной части Крымского ...

Грузоотправители Свердловской железной дороги стали в 3 раза чаще использовать электронную площадку «Грузовые перевозки»

Грузоотправители Свердловской железной дороги стали в 3 раза чаще использовать электронную площадку «Грузовые перевозки» Участники транспортного рынка подвели итоги работы на электронной торговой площадке «Грузовые перево...

Авто транспорт

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске На 1539-м километре трассы М-4 «Дон» в Краснодарском крае – на строящейся транспортной развязке – на...

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив Государственная компания «Автодор» разработала проект по строительству скоростной   дороги...

Аналитика

Транспортная политика

Элементы инфраструктуры

Элементы инфраструктуры Традиционная ежегодная «Неделя транспорта» в 2018 году прошла с 19 по 23 ноября. Как всегда, на одно...

Лоцманской деятельности – законное урегулирование

Лоцманской деятельности – законное урегулирование Уважаемая редакция, поскольку на мою информацию об откровенном растаскивании части лоцманского сбора...

Морские порты

Черное море под экологическую защиту

Черное море под экологическую защиту Сегодня загрязнение морей и океанов вредными веществами, нефтью и ее производными, хищническое истре...

Порт на Амуре работает на федеральные проекты

Порт на Амуре работает на федеральные проекты Навигация в замерзающем морском порту Николаевск-на-Амуре, расположенном в устье реки Амур, сезонная...

Морской транспорт

Есть ли будущее у научного флота?

Есть ли будущее у научного флота? Научно-исследовательский флот России имеет яркое прошлое, менее заметное настоящее и – увы – неясное...

Преимущества и риски газового топлива

Преимущества и риски газового топлива Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом извест...

Речной транспорт

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...




Темы

Инфраструктура / Образование

Как я добилась плавательной практики

Как я добилась плавательной практики Работа в море – это моя мечта, которая постепенно начинает реализовываться. С детских лет я хотела с...

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Грузовая база

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции Контейнерооборот российских портов постепенно восстанавливается после падения 2015-2016 годов: в 201...

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...