Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

«Начальник моря»

02.08.2018   Капитаны российского флота
«Начальник моря»

Бурное развитие Норильского горно-металлургического комбината требовало расширения устойчивых, регулярных транспортных связей. С этой целью 19 мая 1970 года Коллегия Минморфлота приняла решение провести в ноябре-декабре 1970 года экспериментальный рейс Архангельск – Дудинка – Мурманск. Главными исполнителями эксперимента стали моряки, экипажи дизель-электрохода «Гижига», ледоколов «Капитан Белоусов», «Капитан Воронин», «Мурманск» и атомного ледокола «Ленин», а также гидрографы, летчики, синоптики, гидрологи. А объединил всех Штаб морских операций, возглавляемый Брониславом Семеновичем Майнагашевым. По его словам, он прямо-таки физически ощутил тяжесть возложенной на него ответственности и предстоящей работы.

Но ведь недаром называли его «Начальником моря» – именно так, а не иначе расшифровывая его позывные «НМ».

Эдуард Вересоцкий, заслуженный работник транспорта РФ, почетный работник морского флота, почетный полярник, капитан дальнего плавания

Рейс-эксперимент

Много позже Валерий Кравец в предисловии к книге «Легендарный поход «Гижиги» писал: «Экспериментальный рейс дизель-электрохода «Гижиги» в конце 1970 года стоит в ряду славных дел XX века по изучению и освоению трассы Севморпути, последствия которого сказались сразу же. Год спустя в Дудинку пришел уже целый караван транспортных судов, преодолев в условиях полярной ночи тяжелые льды. Так начиналась круглогодичная навигация, значение которой трудно переоценить».

На грани постоянного риска

Между тем в биографии Майнагашева был еще более плодотворный и фантастически напряженный период деятельности – восемь лет работы, с 1963 по 1971 год, в качестве заместителя начальника пароходства по ледокольному флоту – начальника морских операций западного района Арктики.

В это время страна приступила к широкой промышленной разработке и добыче полезных ископаемых Сибири. Путь к ним лежал через северные моря. Новая должность Майнагашева фактически выдвигала его на передний край борьбы за овладение богатствами Сибири и Севера.

Коллектив под руководством Бронислава Семеновича обеспечивал плавание по трассе Северного морского пути сотен судов разных пароходств, перегон кораблей ВМФ, речных и рыболовецких судов, доставку газотурбин из Ленинграда для строившейся на Енисее Саяно-Шушенской ГЭС и многих других крупногабаритных грузов. Почти десятилетие на грани постоянного риска, часто смертельного, когда приходилось летать на самолетах и вертолетах над торосами и айсбергами в полярную ночь, пургу и мороз для определения безопасного маршрута плавания судов во льдах.

Майнагашев сам выбрал свой путь. Он родился вдали от моря – в Новосибирске, а в 1950 году после окончания Ленинградского высшего арктического морского училища им. адмирала С.О. Макарова был направлен в Ленинградское морское агентство Главсевморпути. С 1955 года он работал в Мурманском арктическом пароходстве на ледорезе «Литке» вначале старпомом, а в 29 лет получил диплом капитана дальнего плавания и ушел в рейс на «Литке» капитаном. Спустя еще три года Бронислав Семенович поднялся на капитанский мостик новейшего по тому времени дизель-электрохода «Куйбышевгэс». В это самое время автора этих строк избрали секретарем комитета комсомола Мурманского пароходства. Дизель-электроход «Куйбышевгэс» был нашим подшефным комсомольско-молодежным судном. Всегда мы его встречали и провожали в рейсы, устраивали с экипажем совместные вечера и концерты в клубе моряков или на судне. Той дружеской, доброжелательной атмосфере, которая царила среди экипажа судна, во многом способствовал его капитан. Меня всегда поражали неутомимая энергия, проявлявшаяся у него во всем, уважительное отношение к людям, такт, скромность и дисциплинированность. Было приятно встречаться с этим красивым, обаятельным человеком. Помню, что с большим уважением к нему относились начальник пароходства Иван Дмитриевич Данилкин, секретарь парткома Николай Викторович Вакорин, сотрудники управления и, конечно, моряки. За пять лет работы на дизель-электроходе «Куйбышевгэс» Бронислав Семенович помимо Арктики совершил рейсы во многие порты мира на всех континентах земли.

Главный капитан флота

В 1971 году Майнагашева переводят в Москву на должность заместителя начальника администрации Северного морского пути. В этой должности он уже руководил действиями западного и восточного штабов морских операций в Арктике. Продолжались бесконечные командировки, полеты на самолетах и вертолетах над просторами Арктики.

В августе 1977 года во время похода атомного ледокола «Арктика» к полюсу Б.С. Майнагашев ежедневно анализировал обстановку и совместно с В.И. Тихоновым докладывал руководителям страны о ходе экспедиции.

Поход атомохода «Арктика» положил начало интенсивному развитию высокоширотного судоходства. В мае 1978 года Майнагашев возглавил высокоширотный трансарктический рейс дизель-электрохода «Капитан Мышевский» под проводкой атомного ледокола «Сибирь». Рейс проходил в сложных ледовых условиях, но завершился благополучно. Льды закончились в Чукотском море у мыса Сердце-Камень. Далее «Капитан Мышевский» последовал самостоятельно. В 1979 году Б.С. Майнагашев был назначен начальником Главной морской инспекции и утвержден членом Коллегии Министерства морского флота. Через несколько лет его утвердили председателем Всесоюзного объединения мореплавания и аварийно-спасательных работ В/О «Мореплавание». Майнагашев стал главным капитаном огромного гражданского флота всех морских отраслей. Никогда ранее в стране не существовало такой должности со столь всеобъемлющими функциями. Но Брониславу Семеновичу было не привыкать к напряженному графику.

Работа в центре чередовалась с бесконечными командировками в пароходства или за рубеж для участия в деятельности международных морских организаций. Нередко он был и гостем Арктики.

Его высокий профессионализм проявился осенью 1983 года, когда крайне тяжелая обстановка сложилась в Чукотском море. Тогда 22 транспортных судна оказались прижатыми северным ветром к береговым припайным льдам, а теплоход «Нина Сагайдак» был раздавлен льдами и погиб. В порт Певек с широкими полномочиями от Министерства морского флота и руководства страны прибыл в качестве начальника штаба по спасению флота Б.С. Майнагашев. С большим напряжением работали вдоль побережья Чукотского моря атомоходы «Арктика», «Сибирь», «Ленин», ледоколы «Адмирал Макаров», «Ермак», «Ленинград», «Владивосток», «Капитан Сорокин», «Капитан Хлебников». Майнагашев предложил оригинальный способ вывода судов – «единым кулаком ледокольных сил». Это была одна из выдающихся баталий во льдах Арктики. Все суда были выведены на чистую воду.

Цепью страшных трагедий грянул 1986 год. Чернобыль, кораблекрушения теплохода «Михаил Лермонтов», парохода «Адмирал Нахимов». Совет Министров СССР освободил от должности Майнагашева и несколько других руководителей Министерства морского флота. На заседании Политбюро, когда Майнагашеву предоставили слово, он четко доложил о работе В/О «Мореплавание», а когда Горбачев сделал замечание: «Ближе к теме», – Майнагашев не стушевался и ответил: «А я и говорю по теме, не перебивайте меня, Михаил Сергеевич». И на этот раз мужество не покинуло его.

Плавал до самой пенсии

Вскоре Бронислав Семенович уехал в Мурманск, вновь поднялся на капитанский мостик атомохода и ушел в Арктику.

Пять лет он плавал капитаном на атомных ледоколах «Арктика», «Таймыр» и «Вайгач». И даже достигнув пенсионного возраста, не ушел от дел. С 1992 года руководство Республики Хакасия назначило его первым заместителем постоянного представителя Республики Хакасия при Президенте Российской Федерации, а с 1994 года – постоянным представителем в ранге заместителя председателя Совета Министров Республики Хакасия. С 1996 года Б.С. Майнагашев работал помощником члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ, представителя Верховного Совета Республики Хакасия.

Адмиральский мундир Б.С. Майнагашева украшают самые высокие награды Родины. Он является почетным полярником, почетным работником морского флота, заслуженным работником транспорта РФ. Его трудовой путь отмечен многими почетными наградами смежных отраслей – Министерства обороны, Военно-морского флота, Министерства речного флота, Министерства цветной металлургии.

Морской флот №4-6 (2011)


Вернуться к разделу Капитаны российского флота

Новости

Лента новостей

СМИ сообщили о вероятном захвате танкера сомалийскими пиратами

СМИ сообщили о вероятном захвате танкера сомалийскими пиратами Уже четвертые сутки нет связи с танкером «Пантелена» под панамским флагом, в экипаже которого 17 гра...

После захвата российского корабля Украина рискует Мариуполем и Бердянском

После захвата российского корабля Украина рискует Мариуполем и Бердянском Киев намерен увеличить присутствие своих военно-морских сил в акватории Азовского моря, заявил в чет...

Российская экономика

Росатом намерен в 2023 году ввести полиметаллический ГОК в Арктике за 35 млрд рублей

Росатом намерен в 2023 году ввести полиметаллический ГОК в Арктике за 35 млрд рублей АО «Первая горнорудная компания», структура госкорпорации «Росатом», планирует в 2023 году ввести в ...

Грузооборот транспорта в России за 7 месяцев вырос на 3,1% - Росстат

Грузооборот транспорта в России за 7 месяцев вырос на 3,1% - Росстат Грузооборот транспорта в России в январе - июле 2018 г. вырос на 3,1% по сравнению с показателем...

Транспортная политика

Российские бизнесмены прекратили перевозки грузов в Украину

Российские бизнесмены прекратили перевозки грузов в Украину Некоторые российские судовладельцы приостановили грузовые перевозки в Украину после того, как танкер...

Украина попросит НАТО конвоировать суда в Азовском море

Украина попросит НАТО конвоировать суда в Азовском море Украина может попросить о сопровождении кораблей в Азовском море в Совет Безопасности ООН и НАТО. Об...

Морские порты

В Мурманском морском рыбном порту пустуют холодильники

В Мурманском морском рыбном порту пустуют холодильники В первом полугодии грузооборот Мурманского морского рыбного порта составил 208,4 тыс. тонн, а концу ...

Туапсинский порт в два раза увеличил инвестиции в развитие производства

Туапсинский порт в два раза увеличил инвестиции в развитие производства За 6 месяцев текущего года на развитие производства ГК «Туапсинский морской торговый порт» (вход...




Морской транспорт

Замруководителя Росморречфлота провел заседанние по безопасности мореплавания в Азовском морском бассейне

Замруководителя Росморречфлота провел заседанние по безопасности мореплавания в Азовском морском бассейне Ввиду значительного увеличения грузооборота и судопотока в портах Азовского бассейна заместитель рук...

Убытки судоходных контейнерных перевозчиков уже достигли $650 млн

Убытки судоходных контейнерных перевозчиков уже достигли $650 млн Совокупные убытки судоходных контейнерных перевозчиков уже достигли $650 млн., в дополнение к $1,2 м...

Речной транспорт

В Нижегородской области появился проект нового грузового порта

В Нижегородской области появился проект нового грузового порта Группа компаний «Совет» намерена привлечь до 30 млрд руб. инвестиций в строительство речного грузово...

Развитие речного транспорта тормозят административные барьеры, в первую очередь со стороны органов надзора – собрание АПСРТ

Развитие речного транспорта тормозят административные барьеры, в первую очередь со стороны органов надзора – собрание АПСРТ 27 июля в Хабаровске состоялось годовое собрание Ассоциации портов и судовладельцев речного транспор...

Ж/Д транспорт

«Уралвагонзавод» в I полугодии реализовал 7,9 тыс. грузовых вагонов - на 1,1% сверх плана

«Уралвагонзавод» в I полугодии реализовал 7,9 тыс. грузовых вагонов - на 1,1% сверх плана АО «НПК «Уралвагонзавод» по итогам первого полугодия 2018 года реализовало 7865 грузовых вагонов, в ...

РЖД советуют владельцам подъездных путей на Сахалине подготовиться к переходу на колею 1520 мм

РЖД советуют владельцам подъездных путей на Сахалине подготовиться к переходу на колею 1520 мм Дальневосточная железная дорога предупредила сахалинских собственников железнодорожных путей необщег...

Авто транспорт

Федеральная трасса «Таврида» готова почти на 40% - Госкомитет дорожного хозяйства Крыма

Федеральная трасса «Таврида» готова почти на 40% - Госкомитет дорожного хозяйства Крыма Федеральная автодорога «Таврида», которая строится на Крымском полуострове, готова почти на 40%...

Более 33,3 тыс. машин проехали за сутки по Крымскому мосту - инфоцентр

Более 33,3 тыс. машин проехали за сутки по Крымскому мосту - инфоцентр Новый рекорд дорожного трафика установлен на Крымском мосту в минувшее воскресенье: по нему в обе ст...

Аналитика

Транспортная политика

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей Совместное заседание Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного с...

Новый международный реестр судов: кому преференции?

Новый международный реестр судов: кому преференции? В России появится второй (специальный?) международный судовой реестр, который в отличие от п...

Морские порты

Экология перевалки в австралийском порту Хэй-Пойнт

Экология перевалки в австралийском порту Хэй-Пойнт Расположенный в 40 км к югу от города Маккай на австралийском восточном побережье, порт Хэй-Пойнт &#...

Структурирование проектов ГЧП в портовой сфере

Структурирование проектов ГЧП в портовой сфере В структурировании любого ГЧП-проекта наиболее значимым является процесс идентификации и распределен...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...

Севводпуть: Повышая качество водных путей

Севводпуть: Повышая качество водных путей Администрация обслуживает водные пути Европейского Севера России. Основной транзит составляют участк...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

Безопасность мореплавания

Поправка на дрейф

Поправка на дрейф В отличие от «классических» столкновений движущихся судов друг с другом, которые в английском языке ...

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Планы и перспективы Большого Камня

Планы и перспективы Большого Камня Некогда мощный судостроительный комплекс Приморья может обрести второе дыхание. Начало этому процесс...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...