«Начальник моря»

02.08.2018   Капитаны российского флота
«Начальник моря»

Бурное развитие Норильского горно-металлургического комбината требовало расширения устойчивых, регулярных транспортных связей. С этой целью 19 мая 1970 года Коллегия Минморфлота приняла решение провести в ноябре-декабре 1970 года экспериментальный рейс Архангельск – Дудинка – Мурманск. Главными исполнителями эксперимента стали моряки, экипажи дизель-электрохода «Гижига», ледоколов «Капитан Белоусов», «Капитан Воронин», «Мурманск» и атомного ледокола «Ленин», а также гидрографы, летчики, синоптики, гидрологи. А объединил всех Штаб морских операций, возглавляемый Брониславом Семеновичем Майнагашевым. По его словам, он прямо-таки физически ощутил тяжесть возложенной на него ответственности и предстоящей работы.

Но ведь недаром называли его «Начальником моря» – именно так, а не иначе расшифровывая его позывные «НМ».

Эдуард Вересоцкий, заслуженный работник транспорта РФ, почетный работник морского флота, почетный полярник, капитан дальнего плавания

Рейс-эксперимент

Много позже Валерий Кравец в предисловии к книге «Легендарный поход «Гижиги» писал: «Экспериментальный рейс дизель-электрохода «Гижиги» в конце 1970 года стоит в ряду славных дел XX века по изучению и освоению трассы Севморпути, последствия которого сказались сразу же. Год спустя в Дудинку пришел уже целый караван транспортных судов, преодолев в условиях полярной ночи тяжелые льды. Так начиналась круглогодичная навигация, значение которой трудно переоценить».

На грани постоянного риска

Между тем в биографии Майнагашева был еще более плодотворный и фантастически напряженный период деятельности – восемь лет работы, с 1963 по 1971 год, в качестве заместителя начальника пароходства по ледокольному флоту – начальника морских операций западного района Арктики.

В это время страна приступила к широкой промышленной разработке и добыче полезных ископаемых Сибири. Путь к ним лежал через северные моря. Новая должность Майнагашева фактически выдвигала его на передний край борьбы за овладение богатствами Сибири и Севера.

Коллектив под руководством Бронислава Семеновича обеспечивал плавание по трассе Северного морского пути сотен судов разных пароходств, перегон кораблей ВМФ, речных и рыболовецких судов, доставку газотурбин из Ленинграда для строившейся на Енисее Саяно-Шушенской ГЭС и многих других крупногабаритных грузов. Почти десятилетие на грани постоянного риска, часто смертельного, когда приходилось летать на самолетах и вертолетах над торосами и айсбергами в полярную ночь, пургу и мороз для определения безопасного маршрута плавания судов во льдах.

Майнагашев сам выбрал свой путь. Он родился вдали от моря – в Новосибирске, а в 1950 году после окончания Ленинградского высшего арктического морского училища им. адмирала С.О. Макарова был направлен в Ленинградское морское агентство Главсевморпути. С 1955 года он работал в Мурманском арктическом пароходстве на ледорезе «Литке» вначале старпомом, а в 29 лет получил диплом капитана дальнего плавания и ушел в рейс на «Литке» капитаном. Спустя еще три года Бронислав Семенович поднялся на капитанский мостик новейшего по тому времени дизель-электрохода «Куйбышевгэс». В это самое время автора этих строк избрали секретарем комитета комсомола Мурманского пароходства. Дизель-электроход «Куйбышевгэс» был нашим подшефным комсомольско-молодежным судном. Всегда мы его встречали и провожали в рейсы, устраивали с экипажем совместные вечера и концерты в клубе моряков или на судне. Той дружеской, доброжелательной атмосфере, которая царила среди экипажа судна, во многом способствовал его капитан. Меня всегда поражали неутомимая энергия, проявлявшаяся у него во всем, уважительное отношение к людям, такт, скромность и дисциплинированность. Было приятно встречаться с этим красивым, обаятельным человеком. Помню, что с большим уважением к нему относились начальник пароходства Иван Дмитриевич Данилкин, секретарь парткома Николай Викторович Вакорин, сотрудники управления и, конечно, моряки. За пять лет работы на дизель-электроходе «Куйбышевгэс» Бронислав Семенович помимо Арктики совершил рейсы во многие порты мира на всех континентах земли.

Главный капитан флота

В 1971 году Майнагашева переводят в Москву на должность заместителя начальника администрации Северного морского пути. В этой должности он уже руководил действиями западного и восточного штабов морских операций в Арктике. Продолжались бесконечные командировки, полеты на самолетах и вертолетах над просторами Арктики.

В августе 1977 года во время похода атомного ледокола «Арктика» к полюсу Б.С. Майнагашев ежедневно анализировал обстановку и совместно с В.И. Тихоновым докладывал руководителям страны о ходе экспедиции.

Поход атомохода «Арктика» положил начало интенсивному развитию высокоширотного судоходства. В мае 1978 года Майнагашев возглавил высокоширотный трансарктический рейс дизель-электрохода «Капитан Мышевский» под проводкой атомного ледокола «Сибирь». Рейс проходил в сложных ледовых условиях, но завершился благополучно. Льды закончились в Чукотском море у мыса Сердце-Камень. Далее «Капитан Мышевский» последовал самостоятельно. В 1979 году Б.С. Майнагашев был назначен начальником Главной морской инспекции и утвержден членом Коллегии Министерства морского флота. Через несколько лет его утвердили председателем Всесоюзного объединения мореплавания и аварийно-спасательных работ В/О «Мореплавание». Майнагашев стал главным капитаном огромного гражданского флота всех морских отраслей. Никогда ранее в стране не существовало такой должности со столь всеобъемлющими функциями. Но Брониславу Семеновичу было не привыкать к напряженному графику.

Работа в центре чередовалась с бесконечными командировками в пароходства или за рубеж для участия в деятельности международных морских организаций. Нередко он был и гостем Арктики.

Его высокий профессионализм проявился осенью 1983 года, когда крайне тяжелая обстановка сложилась в Чукотском море. Тогда 22 транспортных судна оказались прижатыми северным ветром к береговым припайным льдам, а теплоход «Нина Сагайдак» был раздавлен льдами и погиб. В порт Певек с широкими полномочиями от Министерства морского флота и руководства страны прибыл в качестве начальника штаба по спасению флота Б.С. Майнагашев. С большим напряжением работали вдоль побережья Чукотского моря атомоходы «Арктика», «Сибирь», «Ленин», ледоколы «Адмирал Макаров», «Ермак», «Ленинград», «Владивосток», «Капитан Сорокин», «Капитан Хлебников». Майнагашев предложил оригинальный способ вывода судов – «единым кулаком ледокольных сил». Это была одна из выдающихся баталий во льдах Арктики. Все суда были выведены на чистую воду.

Цепью страшных трагедий грянул 1986 год. Чернобыль, кораблекрушения теплохода «Михаил Лермонтов», парохода «Адмирал Нахимов». Совет Министров СССР освободил от должности Майнагашева и несколько других руководителей Министерства морского флота. На заседании Политбюро, когда Майнагашеву предоставили слово, он четко доложил о работе В/О «Мореплавание», а когда Горбачев сделал замечание: «Ближе к теме», – Майнагашев не стушевался и ответил: «А я и говорю по теме, не перебивайте меня, Михаил Сергеевич». И на этот раз мужество не покинуло его.

Плавал до самой пенсии

Вскоре Бронислав Семенович уехал в Мурманск, вновь поднялся на капитанский мостик атомохода и ушел в Арктику.

Пять лет он плавал капитаном на атомных ледоколах «Арктика», «Таймыр» и «Вайгач». И даже достигнув пенсионного возраста, не ушел от дел. С 1992 года руководство Республики Хакасия назначило его первым заместителем постоянного представителя Республики Хакасия при Президенте Российской Федерации, а с 1994 года – постоянным представителем в ранге заместителя председателя Совета Министров Республики Хакасия. С 1996 года Б.С. Майнагашев работал помощником члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ, представителя Верховного Совета Республики Хакасия.

Адмиральский мундир Б.С. Майнагашева украшают самые высокие награды Родины. Он является почетным полярником, почетным работником морского флота, заслуженным работником транспорта РФ. Его трудовой путь отмечен многими почетными наградами смежных отраслей – Министерства обороны, Военно-морского флота, Министерства речного флота, Министерства цветной металлургии.

Морской флот №4-6 (2011)


Вернуться к разделу Капитаны российского флота

Новости

Лента новостей

В Нижнем Новгороде открыли памятную доску Александру Соколову

В Нижнем Новгороде открыли памятную доску Александру Соколову Мемориальную доску  бывшему сотруднику завода «Красное Сормово» и Почетному гражданину Ниж...

Сухогруз «Пола Харита» успешно прошел ходовые испытания

Сухогруз «Пола Харита» успешно прошел ходовые испытания 19 августа 2019 года на заводе «Красное Сормово» (входит в ОСК) успешно завершились ходовые ...

Российская экономика

Приморье в I полугодии увеличило экспорт рыбы и морепродуктов на 20,4%

Приморье в I полугодии увеличило экспорт рыбы и морепродуктов на 20,4% Предприятия Приморского края в I полугодии 2019 года увеличили экспорт рыбы и морепродуктов на 20,4&...

На модернизацию двух астраханских судозаводов требуется 2,8 млрд рублей

На модернизацию двух астраханских судозаводов требуется 2,8 млрд рублей Крупнейшие в Астраханской области судостроительные заводы «Лотос» и «Красные   Баррикады» ...

Транспортная политика

Замруководителя Росморречфлота обсудил вопросы организации регулярного круизного сообщения между Россией и Абхазией

Замруководителя Росморречфлота обсудил вопросы организации регулярного круизного сообщения между Россией и Абхазией Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Захарий Джиоев 16 авгу...

Правительством РФ формируется рабочая группа по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере водного транспорта

Правительством РФ формируется рабочая группа по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере водного транспорта 14 августа 2019 года у заместителя руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Ю.С. Люб...

Морские порты

В прогимназии 61 Мурманска заменили 28 окон с помощью АО «ММТП»

В прогимназии 61 Мурманска заменили 28 окон с помощью АО «ММТП» В школах Мурманска активно идет подготовка к новому учебному году. Важно вовремя обновить классы и п...

Для Лоцмейстерского поста в Таганрогском заливе построят цех по ремонту навигационного оборудования

Для Лоцмейстерского поста в Таганрогском заливе построят цех по ремонту навигационного оборудования Эксперты Ростовского филиала Главгосэкспертизы России рассмотрели проектную документацию и результат...




Морской транспорт

Два года тюрьмы получил в Южной Корее судовладелец танкера «Палладий»

Два года тюрьмы получил в Южной Корее судовладелец танкера «Палладий» Его также обязали выплатить штраф в размере $2,5 тыс.

ПУС «Мир» принял участие в празднике Schwedenfest в Германии

ПУС «Мир» принял участие в празднике Schwedenfest в Германии 15 августа 2019 года парусник «Мир» ФГУП «Росморпорт» прибыл в морской порт Висмар (Германия)...

Речной транспорт

Началось судоходство на «Канале имени Москвы» в Тушино

Началось судоходство на «Канале имени Москвы» в Тушино 16 августа возобновилось движение судов на «Канале имени Москвы» между шлюзами №7 и №8. Таким образо...

На реках Лена и Яна из-за мелководья действует ограничение движения судов

На реках Лена и Яна из-за мелководья действует ограничение движения судов С 15 августа введено ограничение по осадке судов от Осетрово до устья р.Вилюй (2348 км р.Лена...

Ж/Д транспорт

С Северной железной дороги отправлен первый контейнерный поезд в Китай

С Северной железной дороги отправлен первый контейнерный поезд в Китай 17 августа с Северной железной дороги отправлен тестовый контейнерный поезд в КНР. В его составе - 6...

ГТЛК заключила первые контракты по операционной аренде инновационных полувагонов с помощью электронной торговой площадки железнодорожных грузоперевозок

ГТЛК заключила первые контракты по операционной аренде инновационных полувагонов с помощью электронной торговой площадки железнодорожных грузоперевозок ГТЛК заключила первые контракты по операционной аренде инновационных полувагонов с ООО «Полярная гру...

Авто транспорт

Сеть скоростных дорог «Автодора» в 2019 году увеличится на 200 км

Сеть скоростных дорог «Автодора» в 2019 году увеличится на 200 км Сеть скоростных федеральных   дорог под управлением «Автодора» увеличится на 201,8 км по&n...

Совфед отклонил закон о весогабаритном контроле транспорта в России

Совфед отклонил закон о весогабаритном контроле транспорта в России Совет Федерации на заседании в пятницу отклонил закон о расширении полномочий Минтранса РФ в части р...

Аналитика

Транспортная политика

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал Итоги работы отрасли в 2018 г. и планы на 2019 г. стали главной темой повестки дня расширенного совм...

Итоги и планы Росморречфлота

Итоги и планы Росморречфлота 7 марта в Москве в конференц-зале Московской академии водного транспорта – филиала ГУМРФ им. адмирал...

Морские порты

Новые возможности для экспорта угля

Новые возможности для экспорта угля В 2018 году объем экспорта российского угля в восточном направлении обновил исторический рекорд, пре...

Изменились правила отбора к осмотру судов под флагом РФ

Изменились правила отбора к осмотру судов под флагом РФ Акватория морского порта Магадан состоит из 4 участков, три из которых расположены в бухте Нагаева и...

Морской транспорт

Флагман «зеленого» судоходства

Флагман «зеленого» судоходства С каждым годом мировые стандарты в области экологии и энергоэффективности становятся все жестче. Для...

Четверть века на службе флоту

Четверть века на службе флоту 25 лет отметило ОООР «Российская палата судоходства». Этому событию было посвящено Общее собрание чл...

Речной транспорт

Навигация в условиях низкой водности

Навигация в условиях низкой водности В 2019 году и плановом периоде 2020 и 2021 гг. Администрация должна оказать услуги по дипломированию...

Водные пути четырех регионов

Водные пути четырех регионов Протяженность водных путей в границах ответственности Администрации составляет 3347 км, объединяющих...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтепереработка: качественный рост с убытками

Нефтепереработка: качественный рост с убытками В прошлом году в России было переработано более 290 млн тонн нефти, что чуть больше, чем в 2017 году...

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Безопасность мореплавания

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Севморпуть

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...