Победы Анатолия Ламехова

01.08.2018   Капитаны российского флота
Победы Анатолия Ламехова

«Радио. Срочно. Мурманск. АЛ «Россия». Капитану Ламехову. Всему экипажу. Уважаемый Анатолий Алексеевич! От себя лично, от коллектива штаба, моряков-дальневосточников поклон вам, русское спасибо за большую помощь, которую оказал атомоход, его капитан, его экипаж в одну из сложнейших навигаций, какую преподнесла нам природа после пяти необыкновенно легких лет. Начальник штаба морских операций восточного сектора Арктики Жеребятьев».

Владимир Блинов

Выбор «России»

В скупых строках радиограммы, отправленной в далеком 1994-ом, чувствуется тепло искренней человеческой благодарности. А что там произошло, за тысячи миль от Мурманска, в заснеженной, завьюженной Арктике, уже принадлежит истории.

...Мы сидим в уютной капитанской каюте, и Ламехов вспоминает. Открытое, типично русское лицо капитана, что родом с Владимирщины, подвижно. В его улыбке, стремительных, эмоциональных жестах события прошлого оживают, захватывают. А то и дело срывающееся крепкое, соленое словцо в чей-то адрес слух не режет, напротив, понимаешь: иными словами весь этот малорадостный сюжет не передать.

Летняя навигация 1994 года начиналась буднично. В короткое арктическое лето, заполненное работой, время летит незаметно. Вот и август накатил, а штаб морских операций в Дальневосточном секторе Арктики еще не приступил к работе. Запозднились дальневосточники, чего не случалось ранее, месяца на полтора. А когда навигация сбилась с ритма, беды ждать не надо, сама нагрянет.

Так и получилось. Не успел ледокол «Мурманск» заступить на ледовую вахту, как получил пробоину: затопило носовое машинное отделение. «Адмирал Макаров» остался один на один со льдами и беспомощными судами, которые ледовая стихия грозила раздавить, словно бы мстя за непростительную медлительность людей, упустивших лучшее время работы. Выбора у «России» не оставалось, надо было спешить на помощь коллегам-дальневосточникам, отодвинув навигационные заботы собственного района.

12 августа наконец-то заработал штаб морских операций в Певеке, начавший с тревожных запросов мурманчанам о помощи. Ситуация обострялась: ледяные ветры, мороз, каких не было давно, сковали водную ширь, суда стали получать повреждения...

Ламехов спешил на выручку, а у самого на душе было неспокойно. В одном из реакторов ядерное топливо уже было выжжено, а во втором оставались крохи.

Тридцать два года работы в Арктике капитана многому научили и, что не менее важно, обострили чутье. До начала навигации Ламехов затребовал у метеорологов прогноз ледовой обстановки на лето и осень. Знал капитан: на авиаразведку в нынешние сумбурные времена лучше не надеяться. У чиновников один ответ: выкручивайтесь, как можете, вертолеты и самолеты теперь стоят дорого. Конечно, в береговом кабинете так рассуждать легко, а вот во льдах... Тут на одном опыте или энтузиазме не выедешь.

Прогноз ничего хорошего не сулил: восток моря Лаптевых – 98% поверхности покрыто льдом, запад Восточно-Сибирского моря – 98%, Чукотское море – 72%... Прогалин нет. Словно бы сговорились моря Арктики.

Спасибо синоптикам за точность, да только радости от нее мало. Ни трещин, ни разрывов льда. Без разведки экипаж, словно слепой. Увидеть слабину в ледовом массиве с палубы почти невозможно. А ведь недаром у ледокольщиков существует поговорка: самая прямая дорога в Арктике – кривая. Конечно, понимали это и в штабе. Когда совсем стало невмоготу, два-три раза самолет для «России» выделили, не считаясь с затратами. Впрочем, руководствовались в эти критические дни, наверное, и другим: ясно стало – без атомоходов всем кранты...

Что говорить о транспортах, если пришлось окалывать и выводить даже дизель-электрические ледоколы. Тяжеленный лед никого не щадил. На какой-то момент полегчало, но ранние морозы, аж за отметку минус 25 градусов, восстановили ледяной панцирь. Иной раз заезжали в такие горы, что горизонта не видно. Не лед от атомохода, а само судно от громадной льдины отскакивало.

Помощь «Арктики»

Когда все позади, невольно оцениваешь пережитое. Романтика героической работы, которую журналисты любят выискивать в поступках своих героев, сегодня Анатолию Алексеевичу Ламехову не по душе. Ушло то время.

В 1983 году, командуя атомоходом «Арктика» (именовавшимся на тот момент «Леонид Брежнев»), Ламехов с экипажем сумел спасти от угрожавшей зимовки караван из пятидесяти четырех судов. Утонуло лишь одно – «Нина Сагайдак». Тоже приходилось окалывать ледоколы либо рубить для них канал во льдах. Беда грянула как снег на голову...

Какая-то западная радиостанция передала тревожное сообщение: русский флот попал в ледовый плен в Чукотском море, суда зажаты со всех сторон, катастрофа... Что было дальше – предоставим слово самому Ламехову, главному участнику последовавших событий:

– Наша пресса довольно долго молчала, до тех пор, пока уже стало невозможным скрывать разворачивавшуюся трагедию. Мы, моряки «Арктики», тьфу, «Леонида Брежнева», в тот момент (надо же, именно в этом тяжелейшем рейсе, совсем некстати, власти затеяли вокруг нас очередные политические игры с переименованием ледокола «назад», в «Арктику», но это особая история) узнали о происходящем чуть раньше. На борт ледокола (мы стояли в доке) срочно прибыл начальник Главфлота В.С. Збаращенко:

– Анатолий Алексеевич, беда на Дальнем Востоке. Как вы считаете, когда можно ввести ледокол в строй?

А у нас валы вытащены, винты сняты, дейдвудный набор в плохом состоянии. Я отвечаю: «Полмесяца надо». А Збаращенко: «Какое полмесяца, чтобы через неделю вышли».

Неделя заканчивается, звонит министр, спрашивает о делах. Я говорю: «Еще сутки...» «Какие сутки!» – и понес на меня...

Вышли мы в море на одной турбине. Но хорошо, дали в рейс несколько заводчан, и вторую турбину ввели уже в Карском море.

На переходе сначала везло. До Восточно-Сибирских островов обстановка была легчайшая. Впрочем, на чистой воде угодили в ураганище – сутки на малом ходу, держались носом на волну. И только мы сунулись в тяжелый лед, лопасть полетела. Со всех сторон по радио насмешки послышались: пришел «спасатель»...

Представляете, каково было начинать работать во льду после замены лопасти?

Но потом сама суровая реальность все расставила по своим местам: не окажись атомохода «Арктика» на Востоке, кто знает, какие потери пришлось бы подсчитывать в самую тяжелую арктическую навигацию ушедшего ХХ века.

«Мое дело льды ломать»

Ламехову часто поступали лестные предложения, а он любил повторять: «Мое дело льды ломать». Но не тут-то было: раз Герой, значит, и депутатом изберем, рассуждали сообразно логике времени в партийных комитетах. Был случай, удалось с боем отбиться, хотя по судовой радиосвязи помполиты уже передавали в партийный штаб собранные «голоса» в его поддержку для избрания в Верховный Совет СССР. Сам-то претендент в депутаты и в мыслях подобное не вынашивал, привычно ломая льды на трассе Севморпути. В обком КПСС его все-таки избрали, и теперь на стоянках между рейсами капитана приглашали в областной штаб партии знакомиться со святая святых – секретными протоколами… Большей активности от рядового члена обкома не требовалось...

Но политика чуть не испортила биографию Ламехову и его начальнику, ледовому учителю, первому капитану атомохода «Арктика» Юрию Сергеевичу Кучиеву. Ситуация, о которой рассказ, ни славы, ни наград не сулила обоим. На одном высоком совещании, обсуждавшем проект атомоходов второго поколения, они снова поставили вопрос об оснащении еще строившейся «Арктики» системой пневмообмыва, резко улучшающей ледопроходимость судов. Противники идеи исчерпали технические аргументы, и тогда в ход был пущен довод иной. Главный конструктор атомоходов, в очередной раз услышав про пневмообмыв, бросил в лицо Кучиеву:

– Капиталистической пропагандой занимаетесь...

Живописуя накаленную атмосферу совещания, Анатолий Алексеевич рассказал мне, с чего всё начиналось:

– Вели мы караван по Балтике, я тогда был старшим помощником на ледоколе «Мурманск». В торосах застревает то один транспорт, то другой, с великим трудом их окалываем, а ледяные перемычки еле проползаем. Словом, тоска... И тут из финских шхер чужой транспорт выплывает, нас, как стоячих, обходит, только и видали.

В чем дело? Смотрю в бинокль, а у него пенные буруны перед носом – пневмообмыв. Ни хрена себе транспортник, без остановок идет, а ледокол застревает. Мы с Кучиевым за идею эту ухватились, да не тут-то было. Ее уже до нас конструкторы задробили. Оказывается, новый ледокол «Ермак» оснастили пневмообмывом. Но то ли капитан плохой отзыв о нем дал, а скорее – слабенькие насосы поставили, компрессоры выдавали мало воздуха в пространство между бортом и льдами. И получилось: у чужака под бортом вода кипит, а у нашего «Ермака» лишь слюни текут... А ведь принцип пневмообмыва еще адмирал Макаров на первом «Ермаке» в начале века пытался применить. Был у ледокола винт в носовой части, чтобы размывать лед впереди, снимать силу напряжения между ним и корпусом. Тогда не получилось? Так технические возможности были совсем другие. Зато уж нас сама жизнь учила.

И вот теперь, в решающий для судьбы новых атомоходов момент, хорошая идея стала «капиталистической пропагандой». Они с Кучиевым проиграли на том совещании. Нет, за политическими обвинениями репрессий не последовало, слава богу, на календаре уже были 70-е годы. Проиграло ДЕЛО. Но позднее именно делом Ламехов доказал ошибочность принятого решения.

«Арктику» и «Сибирь» построили без эффективных, говоря прямо, революционных систем обеспечения движения во льдах. И чуть не поплатились за поспешность в самый драматичный момент. На излете тяжелейшей навигации 1983 года на востоке, когда «Арктика» выводила последний караван, лед снова стал непреодолимой стеной. И снова, как в 1934 году с «Челюскиным», до открытой воды оставались считанные мили. В море под воздействием свирепого мороза образовались своеобразные ледовые блины необычайной прочности. Ветром их ставило на ребро и плотно прижимало друг к другу. И опять мороз намертво схватывал-цементировал эту массу, образуя своеобразную ледовую кольчугу. Десять миль «Арктика» под командованием Ламехова прошла вперед кормой, до чистой воды. Это была окончательная победа. Не надо льдами, от которых сюрпризов не счесть, – над косностью мысли конструкторов, над бюрократической неприступностью чиновников... Третий атомоход новой серии – «Россию», которую Ламехов тоже строил, как и «Арктику», оснастили установкой пневмообмыва.

Прошли годы, уже давно на пенсии Ламехов, которого сегодня можно назвать «последним из могикан» в когорте капитанов-первопроходцев атомного ледокольного флота России. А атомоход «Россия» по-прежнему уверенно и надежно преодолевает ледовые широты.

Морской флот №1-3 (2011)


Вернуться к разделу Капитаны российского флота

Новости

Лента новостей

Заседание Рабочей группы EPPR Арктического совета состоялось в США

Заседание Рабочей группы EPPR Арктического совета состоялось в США В административной  столице штата Луизиана (США) 4-6 декабря состоялось заседание ...

100-я сессия Комитета по безопасности на море ИМО прошла в подчеркнуто деловом режиме

100-я сессия Комитета по безопасности на море ИМО прошла в подчеркнуто деловом режиме 100-я сессия Комитета по безопасности на море Международной морской организации в штаб-квартире ИМО ...

Российская экономика

Рыбокомбинаты РФ попросили о частичной отмене продуктового эмбарго

Рыбокомбинаты РФ попросили о частичной отмене продуктового эмбарго Рыбный союз заявляет, что импортозамещения в этой сфере так и не произошло.

На этой неделе Полтавченко официально войдет в совет директоров ОСК

На этой неделе Полтавченко официально войдет в совет директоров ОСК Георгий Полтавченко официально войдет в совет директоров Объединенной   судостроительной к...

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Ледоколы ФГУП «Росморпорт» приступили к осуществлению ледокольных проводок в замерзающих морских портах России

Ледоколы ФГУП «Росморпорт» приступили к осуществлению ледокольных проводок в замерзающих морских портах России Крупнейший в мире дизельный ледокольный флот ФГУП «Росморпорт», в составе которого 35 ледоколов разл...

Порт Кандалакша перегрузил 2 млн тонн угля с начала года

Порт Кандалакша перегрузил 2 млн тонн угля с начала года На минувшей неделе, 03.12.2018 года в 24 час 00 мин по московскому времени Кандалакшский МТП постави...




Морской транспорт

Ядерное топливо начнут загружать на самый мощный ледокол в мире в мае 2019 года

Ядерное топливо начнут загружать на самый мощный  ледокол в мире в мае 2019 года Специалисты Балтийского завода начнут загрузку атомного топлива на  головной ледокол проек...

На ВСЗ спустили на воду траулер-процессор проекта KMT01 «Баренцево Море»

На ВСЗ спустили на воду траулер-процессор проекта KMT01 «Баренцево Море» На Выборгском судостроительном заводе (входит в состав ОСК) состоялась церемония спуска на в...

Речной транспорт

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых Судоходный сезон 2018 года в Волжском бассейне внутренних водных путей завершился 8 декабря. За нави...

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

Ж/Д транспорт

Начал действовать новый график движения поездов на 2018-2019 гг.

Начал действовать новый график движения поездов на 2018-2019 гг. 9 декабря 2018 года в 00:00 по московскому времени на всей сети российских железных дорог введен в д...

Годовой отчет ОАО «РЖД» стал лучшим в нескольких конкурсах

Годовой отчет ОАО «РЖД» стал лучшим в нескольких конкурсах Годовой отчет ОАО «РЖД» за 2017 стал победителем сразу в нескольких престижных конкурсах.

Авто транспорт

Тверская область получит 2,6 млрд рублей на строительство дорог по нацпроектам

Тверская область получит 2,6 млрд рублей на строительство  дорог по нацпроектам Тверская область в 2019 году  получит из федерального бюджета более 2,6 млрд рублей на&nbs...

Южный обход Калуги связал три федеральные трассы

Южный обход Калуги связал три федеральные трассы Накануне состоялась торжественная церемония открытия автомобильного обхода Калуги на участке Секиото...

Аналитика

Транспортная политика

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Фактор Военно-Морской силы

Фактор Военно-Морской силы «Товарищ главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации!». Именно с такого обращения, ...

Морские порты

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы История порта Кавказ начинается с 1954 года, когда он начал эксплуатироваться как портопункт Керченс...

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа Морской порт Магадан расположен в северной части Охотского моря в Тауйской губе и включает в себя уч...

Морской транспорт

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Ответственность по 23 пунктам

Ответственность по 23 пунктам Страхование ответственности судовладельцев – одна из самых масштабных программ, представленных на ры...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...