Победы Анатолия Ламехова

01.08.2018   Капитаны российского флота
Победы Анатолия Ламехова

«Радио. Срочно. Мурманск. АЛ «Россия». Капитану Ламехову. Всему экипажу. Уважаемый Анатолий Алексеевич! От себя лично, от коллектива штаба, моряков-дальневосточников поклон вам, русское спасибо за большую помощь, которую оказал атомоход, его капитан, его экипаж в одну из сложнейших навигаций, какую преподнесла нам природа после пяти необыкновенно легких лет. Начальник штаба морских операций восточного сектора Арктики Жеребятьев».

Владимир Блинов

Выбор «России»

В скупых строках радиограммы, отправленной в далеком 1994-ом, чувствуется тепло искренней человеческой благодарности. А что там произошло, за тысячи миль от Мурманска, в заснеженной, завьюженной Арктике, уже принадлежит истории.

...Мы сидим в уютной капитанской каюте, и Ламехов вспоминает. Открытое, типично русское лицо капитана, что родом с Владимирщины, подвижно. В его улыбке, стремительных, эмоциональных жестах события прошлого оживают, захватывают. А то и дело срывающееся крепкое, соленое словцо в чей-то адрес слух не режет, напротив, понимаешь: иными словами весь этот малорадостный сюжет не передать.

Летняя навигация 1994 года начиналась буднично. В короткое арктическое лето, заполненное работой, время летит незаметно. Вот и август накатил, а штаб морских операций в Дальневосточном секторе Арктики еще не приступил к работе. Запозднились дальневосточники, чего не случалось ранее, месяца на полтора. А когда навигация сбилась с ритма, беды ждать не надо, сама нагрянет.

Так и получилось. Не успел ледокол «Мурманск» заступить на ледовую вахту, как получил пробоину: затопило носовое машинное отделение. «Адмирал Макаров» остался один на один со льдами и беспомощными судами, которые ледовая стихия грозила раздавить, словно бы мстя за непростительную медлительность людей, упустивших лучшее время работы. Выбора у «России» не оставалось, надо было спешить на помощь коллегам-дальневосточникам, отодвинув навигационные заботы собственного района.

12 августа наконец-то заработал штаб морских операций в Певеке, начавший с тревожных запросов мурманчанам о помощи. Ситуация обострялась: ледяные ветры, мороз, каких не было давно, сковали водную ширь, суда стали получать повреждения...

Ламехов спешил на выручку, а у самого на душе было неспокойно. В одном из реакторов ядерное топливо уже было выжжено, а во втором оставались крохи.

Тридцать два года работы в Арктике капитана многому научили и, что не менее важно, обострили чутье. До начала навигации Ламехов затребовал у метеорологов прогноз ледовой обстановки на лето и осень. Знал капитан: на авиаразведку в нынешние сумбурные времена лучше не надеяться. У чиновников один ответ: выкручивайтесь, как можете, вертолеты и самолеты теперь стоят дорого. Конечно, в береговом кабинете так рассуждать легко, а вот во льдах... Тут на одном опыте или энтузиазме не выедешь.

Прогноз ничего хорошего не сулил: восток моря Лаптевых – 98% поверхности покрыто льдом, запад Восточно-Сибирского моря – 98%, Чукотское море – 72%... Прогалин нет. Словно бы сговорились моря Арктики.

Спасибо синоптикам за точность, да только радости от нее мало. Ни трещин, ни разрывов льда. Без разведки экипаж, словно слепой. Увидеть слабину в ледовом массиве с палубы почти невозможно. А ведь недаром у ледокольщиков существует поговорка: самая прямая дорога в Арктике – кривая. Конечно, понимали это и в штабе. Когда совсем стало невмоготу, два-три раза самолет для «России» выделили, не считаясь с затратами. Впрочем, руководствовались в эти критические дни, наверное, и другим: ясно стало – без атомоходов всем кранты...

Что говорить о транспортах, если пришлось окалывать и выводить даже дизель-электрические ледоколы. Тяжеленный лед никого не щадил. На какой-то момент полегчало, но ранние морозы, аж за отметку минус 25 градусов, восстановили ледяной панцирь. Иной раз заезжали в такие горы, что горизонта не видно. Не лед от атомохода, а само судно от громадной льдины отскакивало.

Помощь «Арктики»

Когда все позади, невольно оцениваешь пережитое. Романтика героической работы, которую журналисты любят выискивать в поступках своих героев, сегодня Анатолию Алексеевичу Ламехову не по душе. Ушло то время.

В 1983 году, командуя атомоходом «Арктика» (именовавшимся на тот момент «Леонид Брежнев»), Ламехов с экипажем сумел спасти от угрожавшей зимовки караван из пятидесяти четырех судов. Утонуло лишь одно – «Нина Сагайдак». Тоже приходилось окалывать ледоколы либо рубить для них канал во льдах. Беда грянула как снег на голову...

Какая-то западная радиостанция передала тревожное сообщение: русский флот попал в ледовый плен в Чукотском море, суда зажаты со всех сторон, катастрофа... Что было дальше – предоставим слово самому Ламехову, главному участнику последовавших событий:

– Наша пресса довольно долго молчала, до тех пор, пока уже стало невозможным скрывать разворачивавшуюся трагедию. Мы, моряки «Арктики», тьфу, «Леонида Брежнева», в тот момент (надо же, именно в этом тяжелейшем рейсе, совсем некстати, власти затеяли вокруг нас очередные политические игры с переименованием ледокола «назад», в «Арктику», но это особая история) узнали о происходящем чуть раньше. На борт ледокола (мы стояли в доке) срочно прибыл начальник Главфлота В.С. Збаращенко:

– Анатолий Алексеевич, беда на Дальнем Востоке. Как вы считаете, когда можно ввести ледокол в строй?

А у нас валы вытащены, винты сняты, дейдвудный набор в плохом состоянии. Я отвечаю: «Полмесяца надо». А Збаращенко: «Какое полмесяца, чтобы через неделю вышли».

Неделя заканчивается, звонит министр, спрашивает о делах. Я говорю: «Еще сутки...» «Какие сутки!» – и понес на меня...

Вышли мы в море на одной турбине. Но хорошо, дали в рейс несколько заводчан, и вторую турбину ввели уже в Карском море.

На переходе сначала везло. До Восточно-Сибирских островов обстановка была легчайшая. Впрочем, на чистой воде угодили в ураганище – сутки на малом ходу, держались носом на волну. И только мы сунулись в тяжелый лед, лопасть полетела. Со всех сторон по радио насмешки послышались: пришел «спасатель»...

Представляете, каково было начинать работать во льду после замены лопасти?

Но потом сама суровая реальность все расставила по своим местам: не окажись атомохода «Арктика» на Востоке, кто знает, какие потери пришлось бы подсчитывать в самую тяжелую арктическую навигацию ушедшего ХХ века.

«Мое дело льды ломать»

Ламехову часто поступали лестные предложения, а он любил повторять: «Мое дело льды ломать». Но не тут-то было: раз Герой, значит, и депутатом изберем, рассуждали сообразно логике времени в партийных комитетах. Был случай, удалось с боем отбиться, хотя по судовой радиосвязи помполиты уже передавали в партийный штаб собранные «голоса» в его поддержку для избрания в Верховный Совет СССР. Сам-то претендент в депутаты и в мыслях подобное не вынашивал, привычно ломая льды на трассе Севморпути. В обком КПСС его все-таки избрали, и теперь на стоянках между рейсами капитана приглашали в областной штаб партии знакомиться со святая святых – секретными протоколами… Большей активности от рядового члена обкома не требовалось...

Но политика чуть не испортила биографию Ламехову и его начальнику, ледовому учителю, первому капитану атомохода «Арктика» Юрию Сергеевичу Кучиеву. Ситуация, о которой рассказ, ни славы, ни наград не сулила обоим. На одном высоком совещании, обсуждавшем проект атомоходов второго поколения, они снова поставили вопрос об оснащении еще строившейся «Арктики» системой пневмообмыва, резко улучшающей ледопроходимость судов. Противники идеи исчерпали технические аргументы, и тогда в ход был пущен довод иной. Главный конструктор атомоходов, в очередной раз услышав про пневмообмыв, бросил в лицо Кучиеву:

– Капиталистической пропагандой занимаетесь...

Живописуя накаленную атмосферу совещания, Анатолий Алексеевич рассказал мне, с чего всё начиналось:

– Вели мы караван по Балтике, я тогда был старшим помощником на ледоколе «Мурманск». В торосах застревает то один транспорт, то другой, с великим трудом их окалываем, а ледяные перемычки еле проползаем. Словом, тоска... И тут из финских шхер чужой транспорт выплывает, нас, как стоячих, обходит, только и видали.

В чем дело? Смотрю в бинокль, а у него пенные буруны перед носом – пневмообмыв. Ни хрена себе транспортник, без остановок идет, а ледокол застревает. Мы с Кучиевым за идею эту ухватились, да не тут-то было. Ее уже до нас конструкторы задробили. Оказывается, новый ледокол «Ермак» оснастили пневмообмывом. Но то ли капитан плохой отзыв о нем дал, а скорее – слабенькие насосы поставили, компрессоры выдавали мало воздуха в пространство между бортом и льдами. И получилось: у чужака под бортом вода кипит, а у нашего «Ермака» лишь слюни текут... А ведь принцип пневмообмыва еще адмирал Макаров на первом «Ермаке» в начале века пытался применить. Был у ледокола винт в носовой части, чтобы размывать лед впереди, снимать силу напряжения между ним и корпусом. Тогда не получилось? Так технические возможности были совсем другие. Зато уж нас сама жизнь учила.

И вот теперь, в решающий для судьбы новых атомоходов момент, хорошая идея стала «капиталистической пропагандой». Они с Кучиевым проиграли на том совещании. Нет, за политическими обвинениями репрессий не последовало, слава богу, на календаре уже были 70-е годы. Проиграло ДЕЛО. Но позднее именно делом Ламехов доказал ошибочность принятого решения.

«Арктику» и «Сибирь» построили без эффективных, говоря прямо, революционных систем обеспечения движения во льдах. И чуть не поплатились за поспешность в самый драматичный момент. На излете тяжелейшей навигации 1983 года на востоке, когда «Арктика» выводила последний караван, лед снова стал непреодолимой стеной. И снова, как в 1934 году с «Челюскиным», до открытой воды оставались считанные мили. В море под воздействием свирепого мороза образовались своеобразные ледовые блины необычайной прочности. Ветром их ставило на ребро и плотно прижимало друг к другу. И опять мороз намертво схватывал-цементировал эту массу, образуя своеобразную ледовую кольчугу. Десять миль «Арктика» под командованием Ламехова прошла вперед кормой, до чистой воды. Это была окончательная победа. Не надо льдами, от которых сюрпризов не счесть, – над косностью мысли конструкторов, над бюрократической неприступностью чиновников... Третий атомоход новой серии – «Россию», которую Ламехов тоже строил, как и «Арктику», оснастили установкой пневмообмыва.

Прошли годы, уже давно на пенсии Ламехов, которого сегодня можно назвать «последним из могикан» в когорте капитанов-первопроходцев атомного ледокольного флота России. А атомоход «Россия» по-прежнему уверенно и надежно преодолевает ледовые широты.

Морской флот №1-3 (2011)


Вернуться к разделу Капитаны российского флота

Новости

Лента новостей

Меры безопасности усилены на портовых объектах Керчи, в Крыму, на Крымском мосту

Меры безопасности усилены на портовых объектах Керчи, в Крыму, на Крымском мосту Службы, обеспечивающие транспортную безопасность Крымского моста, переведены на усиленный режим патр...

День первокурсника прошел в МГАВТе

День первокурсника прошел в МГАВТе 15 октября 480 первокурсников пополнили ряды курсантов и студентов Московской государственной академ...

Российская экономика

Счётная палата не согласилась с прогнозами Росрыболовства в проекте федерального бюджета

Счётная палата не согласилась с прогнозами Росрыболовства в проекте федерального бюджета В документе СП говорится о нарушении порядка формирования обоснований прогноза поступлений доходов и...

Грузооборот транспорта в России за 9 месяцев вырос на 2,9%

Грузооборот транспорта в России за 9 месяцев вырос на 2,9% Грузооборот морского транспорта за отчетный период снизился на 21,8% - до 27,9 млрд. т-км, внутр...

Транспортная политика

В РСПП обсудили предложение ФАС о дерегулировании тарифов на услуги по погрузке и хранению

В РСПП обсудили предложение ФАС о дерегулировании тарифов на услуги по погрузке и хранению В заседании Подкомиссии по морскому, речному транспорту и портовой индустрии приняли участие предста...

Иностранным судам ограничат право перевозки нефти и газа в Арктике с 2019 г.

Иностранным судам ограничат право перевозки нефти и газа в Арктике с 2019 г. Поправки в законодательство предусматривают закрепление за судами, плавающими под флагом Российской ...

Морские порты

Порт Сабетта будет отправлять газ с «Ямал СПГ» в обоих направлениях Севморпути - «Новатэк»

Порт Сабетта будет отправлять газ с «Ямал СПГ» в обоих направлениях Севморпути - «Новатэк» Для этого будут построены две перевалочные базы – в Мурманске и на Камчатке.

Объекты «Транснефти» не пострадали после землетрясений в Башкирии и Ингушетии

Объекты «Транснефти» не пострадали после землетрясений в Башкирии и Ингушетии В портах отгрузки погода рабочая, опаздывающих танкеров нет.




Морской транспорт

Газовозы для проекта «Ямал СПГ» и их владельцы

Газовозы для проекта «Ямал СПГ» и их владельцы В настоящий момент «Ямал СПГ» обслуживают 7 газовозов. Всего их будет 15. Из них лишь один принадлеж...

ОСК к 2030 году построит 68 судов на общую сумму более 70 млрд. рублей

ОСК к 2030 году построит 68 судов на общую сумму более 70 млрд. рублей Минпромторг предоставляет субсидию компаниям, занимающимся созданием новых судов. Возмещается до 15&...

Речной транспорт

На Волге потерпел аварию состав «т/х «Окский-49» - баржа 7297»

На Волге потерпел аварию состав «т/х «Окский-49» - баржа 7297» Изучается возможность проведения аварийно-восстановительных работ.

Сезон речных перевозок в Московском бассейне закроется в середине ноября

Сезон речных перевозок в Московском бассейне закроется в середине ноября В межнавигационный период будут производиться плановые профилактические и ремонтные работы.

Ж/Д транспорт

РЖД в 2019 г. в 2,5 раза увеличат прием угля у якутских компаний на станции в Приамурье

РЖД в 2019 г. в 2,5 раза увеличат прием угля у якутских компаний на станции в Приамурье Станция Улак расположена на железнодорожной линии Улак - Эльга.

Скоростное движение от Москвы до Урала может быть реализовано к 2031 г.

Скоростное движение от Москвы до Урала может быть реализовано к 2031 г. Когда ВСМ дойдет до Казани, ее нужно будет доводить до Уральской агломерации.

Авто транспорт

Два моста на месте понтонных переправ будут построены в 2020 году на федеральной автодороге «Вилюй»

Два моста на месте понтонных переправ будут построены в 2020 году на федеральной автодороге «Вилюй» Длина моста через реку Малая Ботуобуйа составит 191 метр, через реку Тюкян - 267 метров.

Поручение президента по ЦКАД упорядочит работу и «заставит нас двигаться быстрее» - Дитрих

Поручение президента по ЦКАД упорядочит работу и «заставит нас двигаться быстрее» - Дитрих Строительство ЦКАД является одним из приоритетных государственных инфраструктурных проектов, ее возв...

Аналитика

Транспортная политика

Каспийская конвенция

Каспийская конвенция На протяжении нескольких столетий Каспийское море являлось «внутренним морем» двух государств: Росси...

Лоцманский вопрос требует решения

Лоцманский вопрос требует решения Уважаемая редакция, прочитал в газете «Морские вести России» № 8 за 2018 г. статью «Лоцманский секто...

Морские порты

Динамика развития в безопасных условиях

Динамика развития в безопасных условиях Сегодня развитие Дальнего Востока России – одно из приоритетных направлений деятельности федеральног...

Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно

Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно В соответствии с приказом Минтранса России от 26.10.2017 г. №463 в целях обеспечения навигационной д...

Морской транспорт

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Деловые партнеры «Совкомфлота» обсудили развитие отрасли

Деловые партнеры «Совкомфлота» обсудили развитие отрасли В № 8 газеты «МВР» опубликована информационная заметка «Ключевые элементы успеха» о состоявшейся в к...

Речной транспорт

Речной транспорт пробивается через административные барьеры

Речной транспорт пробивается через административные барьеры Ежегодное собрание Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Российской Федерации (А...

«Печораводпуть»: 80 лет спустя

«Печораводпуть»: 80 лет спустя В навигацию 2018 года Администрация обслуживает 2594 км внутренних водных путей Печорского бассейна,...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...