Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Наш дом был пропитан духом морского ВУЗа...

Морская семья
Наш дом был пропитан духом морского ВУЗа...

На фото Мария и Николай Мельниковы

Елена Сливаева, начальник отдела информационных систем департамента информатизации МГУ им. адм. Г.И. Невельского

Основатель династии

Николай Петрович Мельников, мой отец, родился 2 мая 1928 года в селе Митили Алтайского края. Уже после войны, отслужив в рядах Советской армии, он поехал во Владивосток, чтобы осуществить свою мечту: поступить в институт. Первая рабочая должность папы называлась «препаратор кабинета физики», дата начала работы – 1 сентября 1948 года. Скорее всего, этот день стал и датой поступления отца во Владивостокский государственный педагогический институт, который в 1956 году был преобразован в Дальневосточный государственный университет. Постоянно совмещая учебу и работу, поскольку у родителей не было возможности помочь сыну ни деньгами, ни продуктами, Николай Мельников уже через два года стал лаборантом, а еще через два успешно выполнил педагогическую нагрузку по электромеханике и общей физике. Именно с 1952 года начинается его педагогический стаж.

Отцовская трудовая книжка на первый взгляд – довольно сухой, формальный документ, бесстрастная фиксация событий. Но эти несколько страниц вместили всю жизнь моего папы… Оценивать ее не мне. Хотя, полагаю, что сорок девять лет педагогического стажа, вобравшие путь от ассистента преподавателя до профессора, говорят сами за себя.

Жена и соратница

В стенах Владивостокского государственного педагогического института произошла и встреча моих родителей: молодого преподавателя Николая Мельникова и студентки физмата Марии Масной. С тех пор они уже не расставались никогда. Мама окончила Владивостокский педагогический институт и после пяти лет работы в школе в 1961 году была принята во Владивостокское высшее инженерное морское училище (ВВИМУ) ассистентом преподавателя кафедры физики. Уже через год Мария Григорьевна Мельникова стала старшим преподавателем этой кафедры, на которой проработала многие годы. Она всегда была для отца не только женой, но и соратницей на профессиональном поприще, его бессменной машинисткой и секретарем при подготовке методических материалов к публикациям. Вечерами, после работы она допоздна печатала его диссертацию и помогала в отборе фотоматериалов. Наш дом был пропитан духом морского вуза, поскольку даже здесь, за семейным столом, мои родители горячо обсуждали все проблемы и события прошедшего дня. Казалось, они работали круглые сутки. А учитывая, что почти все наши соседи по дому были сотрудниками училища, мне это совсем не «казалось». Жизнь без любимой работы для этих людей не имела смысла. Для меня они и сейчас – единое целое…

В 1955 году отца как перспективного молодого специалиста направляют на годичную стажировку в Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, где он получил квалификацию радиофизика. После реорганизации Дальневосточного университета Николай Петрович возглавил группу радиофизиков на физическом факультете ДВГУ. Еще через несколько лет он оканчивает аспирантуру при Ленинградском государственном университете.

Морская страница биографии

Два года спустя он был избран по конкурсу на должность доцента кафедры технических средств судовождения ВВИМУ. Так началась новая страница его биографии – морская. Все это время отец занимается научными исследованиями в области физики. Мои детские воспоминания того времени связаны с таинством печати фотографий. Дело в том, что папа фотографировал свои опыты – на снимках запечатлевал какие-то разряды. Наш дом то и дело наполнялся резким запахом реактивов: проявлялась очередная фотопленка. А это означало, что спальня родителей превращалась в фотолабораторию, и нам, детям, отводилась в ней роль помощников-ассистентов. Нам с братом доверяли промывать фотографии после кювета с проявителем перед тем, как опустить фотобумагу в раствор с закрепителем. И для нас было настоящим волшебством, когда на чистой бумаге, опущенной в проявитель, медленно проступало изображение. Опыты, эксперименты, фотографии – все это было временем работы над диссертацией.

Фото 1. На Гринвичском меридиане

В 1969 году отец защитил кандидатскую диссертацию и получил звание доцента. В 1973 году он возглавил кафедру технических средств судовождения ДВВИМУ, а после ее разделения – кафедру «Радионавигационные приборы и системы связи». За годы его работы начальником кафедры ее лаборатории были оснащены всеми приборами, имеющимися на морском флоте. Получен тренажер фирмы «Солартрон», создана тренажерная лаборатория. Был очень сильный, «звездный» преподавательский состав…

Отец был скромен. Никогда не выпячивал своих достижений, хотя очень много сил и энергии отдавал, трудясь на должности начальника кафедры. Он работал не ради наград и личных преференций, при каждом удобном случае с бескорыстной радостью помогая своим коллегам. Старался привить любовь к своему предмету курсантам. Прекрасно владея им, предельно доходчиво читал лекции. Кто знает, тот поймет, какие усилия ему требовалось приложить, чтобы одновременно и поддерживать оборудование кафедры на уровне мировых стандартов, и обеспечивать серьезную инженерную подготовку специалистов флота при ограниченном объеме отпущенных учебных часов.

После защиты диссертации он очень много времени уделял научным разработкам, был неоднократным участником и призером ВДНХ СССР…

С 1985 года Николай Петрович работал на кафедре радионавигационных приборов и систем связи в должности доцента. В соавторстве с коллегами им были написаны и подготовлены три издания учебника «Судовые радионавигационные приборы». Кроме того, перу отца принадлежит почти два десятка методических пособий по радионавигационным приборам. По результатам научных разработок им лично и в соавторстве написано около 40 научных статей и отчетов по НИР.

Николай Петрович Мельников справедливо занесен в «Золотой фонд» нашего Морского университета.

Фото 2. Мельников Н.П. С курсантами, 80-е годы

Выбрали профессии, связанные с морем

Мой старший брат Александр тоже выбрал морскую профессию. Как оказалось, на всю жизнь. С детства он занимался парусным спортом, много читал, под руководством отца собирал радиосхемы. В 1980 году окончил судоводительский факультет ДВВИМУ и 14 лет отдал морю, пройдя путь от третьего до старшего помощника капитана. Сейчас Александр Николаевич Мельников – начальник отдела навигационно-гидрографического обеспечения и промерных работ в Дальневосточном бассейновом филиале ФГУП «Росморпорт».

Честно говоря, я даже представить не могла, что тоже буду преподавателем. После окончания института, проработав 13 лет на производстве, я пришла в стены морского вуза с чувством, что вернулась домой. В 1992 году меня приняли на работу в компьютерный центр, и в том же году я начала преподавать информатику и программирование. Сначала в морском колледже, а затем и в высшем училище. Сегодня даже мысль о том, что я могла работать где-то помимо Морского университета, кажется нелепой.

Мой муж, Борис Геннадьевич Сливаев, окончил судоводительский факультет ДВВИМУ в 1980 году. Его преподавателями были мои родители. В дальнейшем они стали для Бориса по-настоящему родными людьми, всегда относились к нему с любовью и пониманием. И это было взаимно.

Борис работает в системе морского образования с 1984 года. С 1996 по 2005 год был начальником Владивостокского морского колледжа и Морского колледжа Морской академии МГУ им. адм. Г.И. Невельского. Сегодня он доцент кафедры управления судном.

Фото 3. Мария Григорьевна Мельникова, Елена Сливаева, Ольга Сливаева и Николай Петрович Мельников

Династия продолжается

Отрадно, что династию продолжают наши дочери. Ольга Борисовна Осипюк, окончив в 2001 году Дальневосточную государственную морскую академию, получила квалификацию психолога, преподавателя психологии и пятнадцать лет проработала в нашем вузе. Младшая дочь, Екатерина Борисовна Светлая, – тоже выпускница нашего вуза, работает специалистом отдела информационных систем департамента информатизации, мечтает о преподавательской работе. Надеюсь, так и случится. Надо только немножко подождать: наша династия продолжается, Катя воспитывает двух сыновей, которым, я полагаю, наш университет так же, как и их родителям, дедам и прадедам, тоже станет родным…

Фото 4. Е.Н. Сливаева и Б.Г. Сливаев с дочерью Катей после вручения ей диплома с отличием

Фото из семейного архива Мельниковых – Сливаевых

Морской флот №2 (2017)


Вернуться к разделу Морская семья

Новости

Лента новостей

У берегов Нигерии похищен экипаж голландского торгового судна

У берегов Нигерии похищен экипаж голландского торгового судна В Гвинейском заливе пираты похитили 12 из 14 членов команды нидерландского торгового судна. Пираты н...

Парусник «Крузенштерн» завершил первый в этом году учебный рейс

Парусник «Крузенштерн» завершил первый в этом году учебный рейс Учебно-парусное судно Росрыболовства «Крузенштерн» завершило первый в этом году учебный рейс. Для вс...

Российская экономика

Д. Рогозин: ГЛОНАСС перейдет на самоокупаемость с 2018 года

Д. Рогозин: ГЛОНАСС перейдет на самоокупаемость с 2018 года Россия прекратит госфинансирование акционерного общества «ГЛОНАСС», компания перейдет на самоокупаем...

Россия и Евросоюз намерены развивать сотрудничество в области рыболовства

Россия и Евросоюз намерены развивать сотрудничество в области рыболовства Вопросы рациональной эксплуатации запасов рыб Северо-Восточной Атлантики и другие актуальные темы об...

Транспортная политика

Минтранс против передачи Росатому полномочий по администрированию Севморпути

Минтранс против передачи Росатому полномочий по администрированию Севморпути Минтранс РФ против передачи Росатому полномочий по выдаче разрешений на плавание по Северному морско...

На Украине собрались закрыть свои реки для прохода российских судов

На Украине собрались закрыть свои реки для прохода российских судов Министерство инфраструктуры Украины инициирует обращение в Совет нацбезопасности и обороны о запрете...

Морские порты

Власти подсчитали, какую прибыль может принести порт в Приморске

Власти подсчитали, какую прибыль может принести порт в Приморске Почти четыре миллиарда рублей может получить в 2022 году федеральный бюджет и более полутора миллиар...

Власти Калмыкии предлагают построить в республике порт мощностью 20 млн тонн грузов в год

Власти Калмыкии предлагают построить в республике порт мощностью 20 млн тонн грузов в год Власти Калмыкии предлагают построить в Лагани (город в Калмыкии, расположен в 9 км от Каспийског...




Морской транспорт

Стоимость 2-х паромов для ж/д переправы Усть-Луга- Балтийск - около 10 млрд руб. - Минтранс

Стоимость 2-х паромов для ж/д переправы Усть-Луга- Балтийск - около 10 млрд руб. - Минтранс Для обеспечения работы железнодорожной переправы Усть-Луга - Балтийск будут построены два парома вме...

Ледокол Северного флота «Илья Муромец» испытывают во льдах толщиной до метра

Ледокол Северного флота «Илья Муромец» испытывают во льдах толщиной до метра Экипаж новейшего ледокола Северного флота «Илья Муромец» проводит испытания судна в Арктике в района...

Речной транспорт

Архангельская область направит 98 млн рублей на субсидии пассажирских перевозок по воде

Архангельская область направит 98 млн рублей на субсидии пассажирских перевозок по воде Министерство транспорта Архангельской области заключило договоры с транспортными операторами на возм...

Летняя пассажирская навигация открылась на Москве-реке, в ней будет участвовать порядка 80 судов

Летняя пассажирская навигация открылась на Москве-реке, в ней будет участвовать порядка 80 судов Сегодня, 24 апреля, открылась летняя пассажирская навигация на Москве-реке: заработали шлюзы Московс...

Ж/Д транспорт

Акционеры Globaltrans утвердили дивиденды за 2017 г. на уровне 44,85 руб. на акцию/GDR

Акционеры Globaltrans утвердили дивиденды за 2017 г. на уровне 44,85 руб. на акцию/GDR Акционеры Globaltrans утвердили дивиденды за 2017 год на уровне 44,85 руб. на обыкновенную акцию или...

Минсельхоз предлагает бессрочно продлить субсидирование тарифа на ж/д перевозку зерна

Минсельхоз предлагает бессрочно продлить субсидирование тарифа на ж/д перевозку зерна Минсельхоз России предлагает продлить субсидирование тарифа на перевозки железнодорожным транспортом...

Авто транспорт

Минтранс рассчитывает на начало движения грузовых авто по мосту в Крым в октябре - Соколов

Минтранс рассчитывает на начало движения грузовых авто по мосту в Крым в октябре - Соколов Грузовики поедут по Крымскому мосту ориентировочно в октябре, сообщил журналистам министр транспорта...

Глава Минтранса Крыма, не решивший проблему пробок в Симферополе, подал в отставку

Глава Минтранса Крыма, не решивший проблему пробок в Симферополе, подал в отставку Министр транспорта Крыма Игорь Захаров написал заявление об отставке, сообщил журналистам во вторник...

Аналитика

Транспортная политика

Подразделения транспортной безопасности против пиратов?

Подразделения транспортной безопасности против пиратов? Заголовок кажется фантастическим? Но это только на первый взгляд. Сравнительный анализ циркуляров Ме...

Транспортный вакуум

Транспортный вакуум Помощь федерального центра требуется для решения проблемы транспортной доступности регионов Дальнего...

Морские порты

Механизмы финансирования проектов с участием ФГУП «Росморпорт»

Механизмы финансирования проектов с участием ФГУП «Росморпорт» 6 декабря 2017 года в Москве в рамках крупнейшей ежегодной отраслевой выставки «Транспорт России 201...

Порт Анадырь: безопасность мореплавания в суровых условиях

Порт Анадырь: безопасность мореплавания в суровых условиях Морской порт Анадырь – самый крупный морской порт федерального значения на Чукотке и один из важнейш...

Морской транспорт

Вахтенный уснул от усталости

Вахтенный уснул от усталости Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (МАК), соз...

«Весь покрытый зеленью»

«Весь покрытый зеленью» ИМО проявляет повышенный интерес к теме биообрастания судов. Проблема угрожает морским экосистемам и...

Речной транспорт

Три фактора успеха

Три фактора успеха Закончилась навигация 2017 года. Можно подвести итоги работы судоходной компании.
Задачи став...

Потенциал транзита

Потенциал транзита Контейнерные перевозки по внутренним водным путям России в условиях Евразийского экономического союз...




Темы

Инфраструктура / Образование

Историческому фонду ДВМП – 55 лет!

Историческому фонду ДВМП – 55 лет! Исторический фонд Дальневосточного морского пароходства– важный историко-культурный объект для Дальн...

Такой флотилии не видел мир

Такой флотилии не видел мир Представьте себе грандиозную флотилию чуть ли не в тысячу судов и кораблей, к тому же состоящую из м...

Грузовая база

Цветные металлы: снижение экспорта и рост внутреннего потребления

Цветные металлы: снижение экспорта и рост внутреннего потребления В 2017 году производство цветных металлов в России осталось практически на уровне предыдущего года, ...

Производство ЖРС и перспективы экспорта

Производство ЖРС и перспективы экспорта Ежегодно в России производится порядка 100 млн тонн железорудного сырья (ЖРС) различной степ...

Безопасность мореплавания

В зоне риска балкеры, контейнеровозы и паромы (анализ аварийности за 2016 год)

В зоне риска балкеры, контейнеровозы и паромы (анализ аварийности за 2016 год) Исторический крах седьмого по мощи контейнерного оператора в мире, корейской компании Hanjin Shippin...

Применение дополнительной сигнализации на судах

Применение дополнительной сигнализации на судах Такие факторы, как возросшая плотность и интенсивность движения судов в море, увеличение размеров су...

Севморпуть

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс главы 9-12)

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс главы 9-12) Актуальная тема сегодняшнего дня – Полярный кодекс. Принятый ИМО и обязательный по конвенциям СОЛАС ...

Новые Правила слабее старых?

Новые Правила слабее старых? В 2014 г. в журнале «Морской флот» № 2 (1512) была опубликована статья «О новых Правилах пла...




Судостроение

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Канонерский судо­ремонтный завод дарит судам вторую жизнь

Канонерский судо­ремонтный завод дарит судам вторую жизнь Российская судоремонтная промышленность, как показывает жизнь, в состоянии конкурировать с зарубежны...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену

Тридцать дней в плену Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства.
И вот – новый материал. Его автор...

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...