Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Наш дом был пропитан духом морского ВУЗа...

Морская семья
Наш дом был пропитан духом морского ВУЗа...

На фото Мария и Николай Мельниковы

Елена Сливаева, начальник отдела информационных систем департамента информатизации МГУ им. адм. Г.И. Невельского

Основатель династии

Николай Петрович Мельников, мой отец, родился 2 мая 1928 года в селе Митили Алтайского края. Уже после войны, отслужив в рядах Советской армии, он поехал во Владивосток, чтобы осуществить свою мечту: поступить в институт. Первая рабочая должность папы называлась «препаратор кабинета физики», дата начала работы – 1 сентября 1948 года. Скорее всего, этот день стал и датой поступления отца во Владивостокский государственный педагогический институт, который в 1956 году был преобразован в Дальневосточный государственный университет. Постоянно совмещая учебу и работу, поскольку у родителей не было возможности помочь сыну ни деньгами, ни продуктами, Николай Мельников уже через два года стал лаборантом, а еще через два успешно выполнил педагогическую нагрузку по электромеханике и общей физике. Именно с 1952 года начинается его педагогический стаж.

Отцовская трудовая книжка на первый взгляд – довольно сухой, формальный документ, бесстрастная фиксация событий. Но эти несколько страниц вместили всю жизнь моего папы… Оценивать ее не мне. Хотя, полагаю, что сорок девять лет педагогического стажа, вобравшие путь от ассистента преподавателя до профессора, говорят сами за себя.

Жена и соратница

В стенах Владивостокского государственного педагогического института произошла и встреча моих родителей: молодого преподавателя Николая Мельникова и студентки физмата Марии Масной. С тех пор они уже не расставались никогда. Мама окончила Владивостокский педагогический институт и после пяти лет работы в школе в 1961 году была принята во Владивостокское высшее инженерное морское училище (ВВИМУ) ассистентом преподавателя кафедры физики. Уже через год Мария Григорьевна Мельникова стала старшим преподавателем этой кафедры, на которой проработала многие годы. Она всегда была для отца не только женой, но и соратницей на профессиональном поприще, его бессменной машинисткой и секретарем при подготовке методических материалов к публикациям. Вечерами, после работы она допоздна печатала его диссертацию и помогала в отборе фотоматериалов. Наш дом был пропитан духом морского вуза, поскольку даже здесь, за семейным столом, мои родители горячо обсуждали все проблемы и события прошедшего дня. Казалось, они работали круглые сутки. А учитывая, что почти все наши соседи по дому были сотрудниками училища, мне это совсем не «казалось». Жизнь без любимой работы для этих людей не имела смысла. Для меня они и сейчас – единое целое…

В 1955 году отца как перспективного молодого специалиста направляют на годичную стажировку в Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, где он получил квалификацию радиофизика. После реорганизации Дальневосточного университета Николай Петрович возглавил группу радиофизиков на физическом факультете ДВГУ. Еще через несколько лет он оканчивает аспирантуру при Ленинградском государственном университете.

Морская страница биографии

Два года спустя он был избран по конкурсу на должность доцента кафедры технических средств судовождения ВВИМУ. Так началась новая страница его биографии – морская. Все это время отец занимается научными исследованиями в области физики. Мои детские воспоминания того времени связаны с таинством печати фотографий. Дело в том, что папа фотографировал свои опыты – на снимках запечатлевал какие-то разряды. Наш дом то и дело наполнялся резким запахом реактивов: проявлялась очередная фотопленка. А это означало, что спальня родителей превращалась в фотолабораторию, и нам, детям, отводилась в ней роль помощников-ассистентов. Нам с братом доверяли промывать фотографии после кювета с проявителем перед тем, как опустить фотобумагу в раствор с закрепителем. И для нас было настоящим волшебством, когда на чистой бумаге, опущенной в проявитель, медленно проступало изображение. Опыты, эксперименты, фотографии – все это было временем работы над диссертацией.

Фото 1. На Гринвичском меридиане

В 1969 году отец защитил кандидатскую диссертацию и получил звание доцента. В 1973 году он возглавил кафедру технических средств судовождения ДВВИМУ, а после ее разделения – кафедру «Радионавигационные приборы и системы связи». За годы его работы начальником кафедры ее лаборатории были оснащены всеми приборами, имеющимися на морском флоте. Получен тренажер фирмы «Солартрон», создана тренажерная лаборатория. Был очень сильный, «звездный» преподавательский состав…

Отец был скромен. Никогда не выпячивал своих достижений, хотя очень много сил и энергии отдавал, трудясь на должности начальника кафедры. Он работал не ради наград и личных преференций, при каждом удобном случае с бескорыстной радостью помогая своим коллегам. Старался привить любовь к своему предмету курсантам. Прекрасно владея им, предельно доходчиво читал лекции. Кто знает, тот поймет, какие усилия ему требовалось приложить, чтобы одновременно и поддерживать оборудование кафедры на уровне мировых стандартов, и обеспечивать серьезную инженерную подготовку специалистов флота при ограниченном объеме отпущенных учебных часов.

После защиты диссертации он очень много времени уделял научным разработкам, был неоднократным участником и призером ВДНХ СССР…

С 1985 года Николай Петрович работал на кафедре радионавигационных приборов и систем связи в должности доцента. В соавторстве с коллегами им были написаны и подготовлены три издания учебника «Судовые радионавигационные приборы». Кроме того, перу отца принадлежит почти два десятка методических пособий по радионавигационным приборам. По результатам научных разработок им лично и в соавторстве написано около 40 научных статей и отчетов по НИР.

Николай Петрович Мельников справедливо занесен в «Золотой фонд» нашего Морского университета.

Фото 2. Мельников Н.П. С курсантами, 80-е годы

Выбрали профессии, связанные с морем

Мой старший брат Александр тоже выбрал морскую профессию. Как оказалось, на всю жизнь. С детства он занимался парусным спортом, много читал, под руководством отца собирал радиосхемы. В 1980 году окончил судоводительский факультет ДВВИМУ и 14 лет отдал морю, пройдя путь от третьего до старшего помощника капитана. Сейчас Александр Николаевич Мельников – начальник отдела навигационно-гидрографического обеспечения и промерных работ в Дальневосточном бассейновом филиале ФГУП «Росморпорт».

Честно говоря, я даже представить не могла, что тоже буду преподавателем. После окончания института, проработав 13 лет на производстве, я пришла в стены морского вуза с чувством, что вернулась домой. В 1992 году меня приняли на работу в компьютерный центр, и в том же году я начала преподавать информатику и программирование. Сначала в морском колледже, а затем и в высшем училище. Сегодня даже мысль о том, что я могла работать где-то помимо Морского университета, кажется нелепой.

Мой муж, Борис Геннадьевич Сливаев, окончил судоводительский факультет ДВВИМУ в 1980 году. Его преподавателями были мои родители. В дальнейшем они стали для Бориса по-настоящему родными людьми, всегда относились к нему с любовью и пониманием. И это было взаимно.

Борис работает в системе морского образования с 1984 года. С 1996 по 2005 год был начальником Владивостокского морского колледжа и Морского колледжа Морской академии МГУ им. адм. Г.И. Невельского. Сегодня он доцент кафедры управления судном.

Фото 3. Мария Григорьевна Мельникова, Елена Сливаева, Ольга Сливаева и Николай Петрович Мельников

Династия продолжается

Отрадно, что династию продолжают наши дочери. Ольга Борисовна Осипюк, окончив в 2001 году Дальневосточную государственную морскую академию, получила квалификацию психолога, преподавателя психологии и пятнадцать лет проработала в нашем вузе. Младшая дочь, Екатерина Борисовна Светлая, – тоже выпускница нашего вуза, работает специалистом отдела информационных систем департамента информатизации, мечтает о преподавательской работе. Надеюсь, так и случится. Надо только немножко подождать: наша династия продолжается, Катя воспитывает двух сыновей, которым, я полагаю, наш университет так же, как и их родителям, дедам и прадедам, тоже станет родным…

Фото 4. Е.Н. Сливаева и Б.Г. Сливаев с дочерью Катей после вручения ей диплома с отличием

Фото из семейного архива Мельниковых – Сливаевых

Морской флот №2 (2017)


Вернуться к разделу Морская семья

Новости

Лента новостей

Украина заблокировала судно «Механик Погодин» на три года

Украина заблокировала судно «Механик Погодин» на три года Российский танкер «Механик Погодин» заблокирован в порту Херсона на три года. Об этом «Громадському ...

Литва выкупит у норвежцев судно-хранилище сжиженного газа

Литва выкупит у норвежцев судно-хранилище сжиженного газа Литовская правительственная комиссия по развитию экономической инфраструктуры приняла решение выкупи...

Российская экономика

Инвестквоты в 150 тысяч тонн минтая и сельди на Дальнем Востоке опять ждут супертраулеров

Инвестквоты в 150 тысяч тонн минтая и сельди на Дальнем Востоке опять ждут супертраулеров Нераспределенными на сегодняшний день, остаются, в частности, суммарные лимиты на добычу в Дальневос...

Минпромторг: Россия не будет строить вертолетоносцы для своего ВМФ

Минпромторг: Россия не будет строить вертолетоносцы для своего ВМФ Флоту нужны корабли для транспортировки вертолетов, однако вертолетоносцы «в чистом понимании этого ...

Транспортная политика

«Новатэк» выступил против предлагаемых Минпромом поправок в кодекс торгового мореплавания

«Новатэк» выступил против предлагаемых Минпромом поправок в кодекс торгового мореплавания «Новатэк» выступил против поправок в кодекс торгового мореплавания, которые были инициированы Минпро...

Открылось заседание рабочей группы по морскому и речному транспорту Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая.

Открылось заседание рабочей группы по морскому и речному транспорту Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая. В Санкт-Петербурге открылось заседание рабочей группы по морскому и речному транспорту 22-го заседан...

Морские порты

Утверждены новые ставки лоцманского сбора в морском порту Магадан

Утверждены новые ставки лоцманского сбора в морском порту Магадан Утверждены новые ставки лоцманского сбора за услуги по обеспечению лоцманской проводки судов, оказыв...

Лейла Маммедзаде покинула пост гендиректора группы «Сумма»

Лейла Маммедзаде покинула пост гендиректора группы «Сумма» Лейла Маммедзаде покинула пост гендиректора ООО «Группа «Сумма» - с 17 августа его занимает Александ...




Морской транспорт

Балтийский завод начал установку гребных электродвигателей на ледокол «Урал»

Балтийский завод начал установку гребных электродвигателей на ледокол «Урал» Специалисты АО «Балтийский завод» (входит в ОСК) начали погрузку гребных электродвигателей н...

Замруководителя Росморречфлота провел заседанние по безопасности мореплавания в Азовском морском бассейне

Замруководителя Росморречфлота провел заседанние по безопасности мореплавания в Азовском морском бассейне Ввиду значительного увеличения грузооборота и судопотока в портах Азовского бассейна заместитель рук...

Речной транспорт

«Волжское пароходство» завершило первое полугодие с прибылью

«Волжское пароходство» завершило первое полугодие с прибылью АО «Судоходная компания «Волжское пароходство» завершило второй квартал 2018 года с прибылью 17,2 мл...

В Нижегородской области появился проект нового грузового порта

В Нижегородской области появился проект нового грузового порта Группа компаний «Совет» намерена привлечь до 30 млрд руб. инвестиций в строительство речного грузово...

Ж/Д транспорт

«Уралвагонзавод» в I полугодии реализовал 7,9 тыс. грузовых вагонов - на 1,1% сверх плана

«Уралвагонзавод» в I полугодии реализовал 7,9 тыс. грузовых вагонов - на 1,1% сверх плана АО «НПК «Уралвагонзавод» по итогам первого полугодия 2018 года реализовало 7865 грузовых вагонов, в ...

РЖД советуют владельцам подъездных путей на Сахалине подготовиться к переходу на колею 1520 мм

РЖД советуют владельцам подъездных путей на Сахалине подготовиться к переходу на колею 1520 мм Дальневосточная железная дорога предупредила сахалинских собственников железнодорожных путей необщег...

Авто транспорт

Федеральная трасса «Таврида» готова почти на 40% - Госкомитет дорожного хозяйства Крыма

Федеральная трасса «Таврида» готова почти на 40% - Госкомитет дорожного хозяйства Крыма Федеральная автодорога «Таврида», которая строится на Крымском полуострове, готова почти на 40%...

Более 33,3 тыс. машин проехали за сутки по Крымскому мосту - инфоцентр

Более 33,3 тыс. машин проехали за сутки по Крымскому мосту - инфоцентр Новый рекорд дорожного трафика установлен на Крымском мосту в минувшее воскресенье: по нему в обе ст...

Аналитика

Транспортная политика

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей Совместное заседание Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного с...

Новый международный реестр судов: кому преференции?

Новый международный реестр судов: кому преференции? В России появится второй (специальный?) международный судовой реестр, который в отличие от п...

Морские порты

Экология перевалки в австралийском порту Хэй-Пойнт

Экология перевалки в австралийском порту Хэй-Пойнт Расположенный в 40 км к югу от города Маккай на австралийском восточном побережье, порт Хэй-Пойнт &#...

Структурирование проектов ГЧП в портовой сфере

Структурирование проектов ГЧП в портовой сфере В структурировании любого ГЧП-проекта наиболее значимым является процесс идентификации и распределен...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...

Севводпуть: Повышая качество водных путей

Севводпуть: Повышая качество водных путей Администрация обслуживает водные пути Европейского Севера России. Основной транзит составляют участк...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

Безопасность мореплавания

Поправка на дрейф

Поправка на дрейф В отличие от «классических» столкновений движущихся судов друг с другом, которые в английском языке ...

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Планы и перспективы Большого Камня

Планы и перспективы Большого Камня Некогда мощный судостроительный комплекс Приморья может обрести второе дыхание. Начало этому процесс...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...