Наш дом был пропитан духом морского ВУЗа...

Морская семья
Наш дом был пропитан духом морского ВУЗа...

На фото Мария и Николай Мельниковы

Елена Сливаева, начальник отдела информационных систем департамента информатизации МГУ им. адм. Г.И. Невельского

Основатель династии

Николай Петрович Мельников, мой отец, родился 2 мая 1928 года в селе Митили Алтайского края. Уже после войны, отслужив в рядах Советской армии, он поехал во Владивосток, чтобы осуществить свою мечту: поступить в институт. Первая рабочая должность папы называлась «препаратор кабинета физики», дата начала работы – 1 сентября 1948 года. Скорее всего, этот день стал и датой поступления отца во Владивостокский государственный педагогический институт, который в 1956 году был преобразован в Дальневосточный государственный университет. Постоянно совмещая учебу и работу, поскольку у родителей не было возможности помочь сыну ни деньгами, ни продуктами, Николай Мельников уже через два года стал лаборантом, а еще через два успешно выполнил педагогическую нагрузку по электромеханике и общей физике. Именно с 1952 года начинается его педагогический стаж.

Отцовская трудовая книжка на первый взгляд – довольно сухой, формальный документ, бесстрастная фиксация событий. Но эти несколько страниц вместили всю жизнь моего папы… Оценивать ее не мне. Хотя, полагаю, что сорок девять лет педагогического стажа, вобравшие путь от ассистента преподавателя до профессора, говорят сами за себя.

Жена и соратница

В стенах Владивостокского государственного педагогического института произошла и встреча моих родителей: молодого преподавателя Николая Мельникова и студентки физмата Марии Масной. С тех пор они уже не расставались никогда. Мама окончила Владивостокский педагогический институт и после пяти лет работы в школе в 1961 году была принята во Владивостокское высшее инженерное морское училище (ВВИМУ) ассистентом преподавателя кафедры физики. Уже через год Мария Григорьевна Мельникова стала старшим преподавателем этой кафедры, на которой проработала многие годы. Она всегда была для отца не только женой, но и соратницей на профессиональном поприще, его бессменной машинисткой и секретарем при подготовке методических материалов к публикациям. Вечерами, после работы она допоздна печатала его диссертацию и помогала в отборе фотоматериалов. Наш дом был пропитан духом морского вуза, поскольку даже здесь, за семейным столом, мои родители горячо обсуждали все проблемы и события прошедшего дня. Казалось, они работали круглые сутки. А учитывая, что почти все наши соседи по дому были сотрудниками училища, мне это совсем не «казалось». Жизнь без любимой работы для этих людей не имела смысла. Для меня они и сейчас – единое целое…

В 1955 году отца как перспективного молодого специалиста направляют на годичную стажировку в Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, где он получил квалификацию радиофизика. После реорганизации Дальневосточного университета Николай Петрович возглавил группу радиофизиков на физическом факультете ДВГУ. Еще через несколько лет он оканчивает аспирантуру при Ленинградском государственном университете.

Морская страница биографии

Два года спустя он был избран по конкурсу на должность доцента кафедры технических средств судовождения ВВИМУ. Так началась новая страница его биографии – морская. Все это время отец занимается научными исследованиями в области физики. Мои детские воспоминания того времени связаны с таинством печати фотографий. Дело в том, что папа фотографировал свои опыты – на снимках запечатлевал какие-то разряды. Наш дом то и дело наполнялся резким запахом реактивов: проявлялась очередная фотопленка. А это означало, что спальня родителей превращалась в фотолабораторию, и нам, детям, отводилась в ней роль помощников-ассистентов. Нам с братом доверяли промывать фотографии после кювета с проявителем перед тем, как опустить фотобумагу в раствор с закрепителем. И для нас было настоящим волшебством, когда на чистой бумаге, опущенной в проявитель, медленно проступало изображение. Опыты, эксперименты, фотографии – все это было временем работы над диссертацией.

Фото 1. На Гринвичском меридиане

В 1969 году отец защитил кандидатскую диссертацию и получил звание доцента. В 1973 году он возглавил кафедру технических средств судовождения ДВВИМУ, а после ее разделения – кафедру «Радионавигационные приборы и системы связи». За годы его работы начальником кафедры ее лаборатории были оснащены всеми приборами, имеющимися на морском флоте. Получен тренажер фирмы «Солартрон», создана тренажерная лаборатория. Был очень сильный, «звездный» преподавательский состав…

Отец был скромен. Никогда не выпячивал своих достижений, хотя очень много сил и энергии отдавал, трудясь на должности начальника кафедры. Он работал не ради наград и личных преференций, при каждом удобном случае с бескорыстной радостью помогая своим коллегам. Старался привить любовь к своему предмету курсантам. Прекрасно владея им, предельно доходчиво читал лекции. Кто знает, тот поймет, какие усилия ему требовалось приложить, чтобы одновременно и поддерживать оборудование кафедры на уровне мировых стандартов, и обеспечивать серьезную инженерную подготовку специалистов флота при ограниченном объеме отпущенных учебных часов.

После защиты диссертации он очень много времени уделял научным разработкам, был неоднократным участником и призером ВДНХ СССР…

С 1985 года Николай Петрович работал на кафедре радионавигационных приборов и систем связи в должности доцента. В соавторстве с коллегами им были написаны и подготовлены три издания учебника «Судовые радионавигационные приборы». Кроме того, перу отца принадлежит почти два десятка методических пособий по радионавигационным приборам. По результатам научных разработок им лично и в соавторстве написано около 40 научных статей и отчетов по НИР.

Николай Петрович Мельников справедливо занесен в «Золотой фонд» нашего Морского университета.

Фото 2. Мельников Н.П. С курсантами, 80-е годы

Выбрали профессии, связанные с морем

Мой старший брат Александр тоже выбрал морскую профессию. Как оказалось, на всю жизнь. С детства он занимался парусным спортом, много читал, под руководством отца собирал радиосхемы. В 1980 году окончил судоводительский факультет ДВВИМУ и 14 лет отдал морю, пройдя путь от третьего до старшего помощника капитана. Сейчас Александр Николаевич Мельников – начальник отдела навигационно-гидрографического обеспечения и промерных работ в Дальневосточном бассейновом филиале ФГУП «Росморпорт».

Честно говоря, я даже представить не могла, что тоже буду преподавателем. После окончания института, проработав 13 лет на производстве, я пришла в стены морского вуза с чувством, что вернулась домой. В 1992 году меня приняли на работу в компьютерный центр, и в том же году я начала преподавать информатику и программирование. Сначала в морском колледже, а затем и в высшем училище. Сегодня даже мысль о том, что я могла работать где-то помимо Морского университета, кажется нелепой.

Мой муж, Борис Геннадьевич Сливаев, окончил судоводительский факультет ДВВИМУ в 1980 году. Его преподавателями были мои родители. В дальнейшем они стали для Бориса по-настоящему родными людьми, всегда относились к нему с любовью и пониманием. И это было взаимно.

Борис работает в системе морского образования с 1984 года. С 1996 по 2005 год был начальником Владивостокского морского колледжа и Морского колледжа Морской академии МГУ им. адм. Г.И. Невельского. Сегодня он доцент кафедры управления судном.

Фото 3. Мария Григорьевна Мельникова, Елена Сливаева, Ольга Сливаева и Николай Петрович Мельников

Династия продолжается

Отрадно, что династию продолжают наши дочери. Ольга Борисовна Осипюк, окончив в 2001 году Дальневосточную государственную морскую академию, получила квалификацию психолога, преподавателя психологии и пятнадцать лет проработала в нашем вузе. Младшая дочь, Екатерина Борисовна Светлая, – тоже выпускница нашего вуза, работает специалистом отдела информационных систем департамента информатизации, мечтает о преподавательской работе. Надеюсь, так и случится. Надо только немножко подождать: наша династия продолжается, Катя воспитывает двух сыновей, которым, я полагаю, наш университет так же, как и их родителям, дедам и прадедам, тоже станет родным…

Фото 4. Е.Н. Сливаева и Б.Г. Сливаев с дочерью Катей после вручения ей диплома с отличием

Фото из семейного архива Мельниковых – Сливаевых

Морской флот №2 (2017)


Вернуться к разделу Морская семья

Новости

Лента новостей

Траулер «Нерпа» намотал сеть на винт и потерял ход в Баренцевом море

Траулер «Нерпа» намотал сеть на винт и потерял ход в Баренцевом море На СРТМ-К «Нерпа» в южной части Баренцева моря при постановке трала произошла намотка снасти на винт...

Лихтер в барже-буксирном составе сел на мель на Беломоро-Балтийском канале

Лихтер в барже-буксирном составе сел на мель на Беломоро-Балтийском канале Лихтер-8827 сел на мель во время буксировки в составе из буксира ОТА-990 и двух лихтеров. Происшеств...

Российская экономика

Ткачев: тарифное стимулирование ж/д перевозок зерна позволит повысить его экспорт

Ткачев: тарифное стимулирование ж/д перевозок зерна позволит повысить его экспорт Меры тарифного стимулирования железнодорожных перевозок для экспортеров зерна позволят повысить его ...

Китай заинтересован в сотрудничестве с Архангельской областью в сфере морских перевозок

Китай заинтересован в сотрудничестве с Архангельской областью в сфере морских перевозок Китай заинтересован в сотрудничестве в Архангельской областью в сфере морских перевозок по Северному...

Транспортная политика

Виктор Олерский встретился с послом Королевства Дания в РФ Томасом Винклером

Виктор Олерский встретился с послом Королевства Дания в РФ Томасом Винклером Заместитель министра транспорта Виктор Олерский встретился с чрезвычайным и полномочным послом Дании...

Литва ищет пути в объезд России: Турцию позвали в проект «Викинг»

Литва ищет пути в объезд России: Турцию позвали в проект «Викинг» Литва предложила Турции присоединиться к международному проекту «Викинг» в ходе заседания совместной...

Морские порты

Bega развивает терминал для экспорта цемента из Клайпеды

Bega развивает терминал для экспорта цемента из Клайпеды Проект терминала по погрузке цемента в Клайпедском морском порту позволит единственному в Литве прои...

Liebherr представил новую продукцию на конференции, организованной журналом «Морские порты»

Liebherr представил новую продукцию на конференции, организованной журналом «Морские порты» На выставке «Нева-2017», в рамках конференции «Техника и технологии для портов: эффективные инвестиц...




Морской транспорт

Более 75% держателей евробондов Fesco поддержали реструктуризацию долга

Более 75% держателей евробондов Fesco поддержали реструктуризацию долга Более 75% держателей еврооблигаций Fesco с погашением в 2018 и 2020 годах присоединились к согла...

Работу Керченской переправы могут приостановить из-за плохой погоды с 25 сентября

Работу Керченской переправы могут приостановить из-за плохой погоды с 25 сентября Работа Керченской паромной переправы, которая связывает Крымский полуостров с материковой частью Рос...

Речной транспорт

Россия разрешила проход по Волго-Донскому каналу двум иранским судам

Россия разрешила проход по Волго-Донскому каналу двум иранским судам Правительство РФ разрешило двум иранским судам проход по Волго-Донскому каналу из Азовского моря в К...

Внутренний водный транспорт перевез 74,5 млн. тонн грузов и 9,4 млн пассажиров за январь-август

Внутренний водный транспорт перевез 74,5 млн. тонн грузов и 9,4 млн пассажиров за январь-август За 8 месяцев 2017 года внутренним водным транспортом перевезено 74,5 млн. тонн грузов. Перевозки пас...

Ж/Д транспорт

Минэкономики предлагает установить долгосрочные тарифы на перевозку грузов РЖД

Минэкономики предлагает установить долгосрочные тарифы на перевозку грузов РЖД Замглавы Минэкономики Станислав Воскресенский направил вице-премьеру Аркадию Дворковичу письмо с пре...

Госдума приняла закон об изменении должности главы РЖД

Госдума приняла закон об изменении должности главы РЖД Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон о переименовании должности главы РЖД из презид...

Авто транспорт

Правкомиссия одобрила проект о росте штрафа для неплательщиков «Платона» до 20 тыс. руб. - источник

Правкомиссия одобрила проект о росте штрафа для неплательщиков «Платона» до 20 тыс. руб. - источник Правительственная комиссия одобрила законопроект о повышении штрафа для неплательщиков «Платона» до ...

Проект о повышении штрафа в «Платоне» должны внести в Думу в течение нескольких недель - Росавтодор

Проект о повышении штрафа в «Платоне» должны внести в Думу в течение нескольких недель - Росавтодор Росавтодор ожидает внесения в Госдуму законопроекта, повышающего штрафы для неплательщиков системы «...

Аналитика

Транспортная политика

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны В статье рассматриваются проблемы развития нормативной правовой базы военно-морской деятельности Рос...

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Морские порты

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит Калининградскую область свяжут с «большой Россией» морским сообщением. Для этого на первоначальном э...

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской транспорт

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...