Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Наш дом был пропитан духом морского ВУЗа...

Морская семья
Наш дом был пропитан духом морского ВУЗа...

На фото Мария и Николай Мельниковы

Елена Сливаева, начальник отдела информационных систем департамента информатизации МГУ им. адм. Г.И. Невельского

Основатель династии

Николай Петрович Мельников, мой отец, родился 2 мая 1928 года в селе Митили Алтайского края. Уже после войны, отслужив в рядах Советской армии, он поехал во Владивосток, чтобы осуществить свою мечту: поступить в институт. Первая рабочая должность папы называлась «препаратор кабинета физики», дата начала работы – 1 сентября 1948 года. Скорее всего, этот день стал и датой поступления отца во Владивостокский государственный педагогический институт, который в 1956 году был преобразован в Дальневосточный государственный университет. Постоянно совмещая учебу и работу, поскольку у родителей не было возможности помочь сыну ни деньгами, ни продуктами, Николай Мельников уже через два года стал лаборантом, а еще через два успешно выполнил педагогическую нагрузку по электромеханике и общей физике. Именно с 1952 года начинается его педагогический стаж.

Отцовская трудовая книжка на первый взгляд – довольно сухой, формальный документ, бесстрастная фиксация событий. Но эти несколько страниц вместили всю жизнь моего папы… Оценивать ее не мне. Хотя, полагаю, что сорок девять лет педагогического стажа, вобравшие путь от ассистента преподавателя до профессора, говорят сами за себя.

Жена и соратница

В стенах Владивостокского государственного педагогического института произошла и встреча моих родителей: молодого преподавателя Николая Мельникова и студентки физмата Марии Масной. С тех пор они уже не расставались никогда. Мама окончила Владивостокский педагогический институт и после пяти лет работы в школе в 1961 году была принята во Владивостокское высшее инженерное морское училище (ВВИМУ) ассистентом преподавателя кафедры физики. Уже через год Мария Григорьевна Мельникова стала старшим преподавателем этой кафедры, на которой проработала многие годы. Она всегда была для отца не только женой, но и соратницей на профессиональном поприще, его бессменной машинисткой и секретарем при подготовке методических материалов к публикациям. Вечерами, после работы она допоздна печатала его диссертацию и помогала в отборе фотоматериалов. Наш дом был пропитан духом морского вуза, поскольку даже здесь, за семейным столом, мои родители горячо обсуждали все проблемы и события прошедшего дня. Казалось, они работали круглые сутки. А учитывая, что почти все наши соседи по дому были сотрудниками училища, мне это совсем не «казалось». Жизнь без любимой работы для этих людей не имела смысла. Для меня они и сейчас – единое целое…

В 1955 году отца как перспективного молодого специалиста направляют на годичную стажировку в Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, где он получил квалификацию радиофизика. После реорганизации Дальневосточного университета Николай Петрович возглавил группу радиофизиков на физическом факультете ДВГУ. Еще через несколько лет он оканчивает аспирантуру при Ленинградском государственном университете.

Морская страница биографии

Два года спустя он был избран по конкурсу на должность доцента кафедры технических средств судовождения ВВИМУ. Так началась новая страница его биографии – морская. Все это время отец занимается научными исследованиями в области физики. Мои детские воспоминания того времени связаны с таинством печати фотографий. Дело в том, что папа фотографировал свои опыты – на снимках запечатлевал какие-то разряды. Наш дом то и дело наполнялся резким запахом реактивов: проявлялась очередная фотопленка. А это означало, что спальня родителей превращалась в фотолабораторию, и нам, детям, отводилась в ней роль помощников-ассистентов. Нам с братом доверяли промывать фотографии после кювета с проявителем перед тем, как опустить фотобумагу в раствор с закрепителем. И для нас было настоящим волшебством, когда на чистой бумаге, опущенной в проявитель, медленно проступало изображение. Опыты, эксперименты, фотографии – все это было временем работы над диссертацией.

Фото 1. На Гринвичском меридиане

В 1969 году отец защитил кандидатскую диссертацию и получил звание доцента. В 1973 году он возглавил кафедру технических средств судовождения ДВВИМУ, а после ее разделения – кафедру «Радионавигационные приборы и системы связи». За годы его работы начальником кафедры ее лаборатории были оснащены всеми приборами, имеющимися на морском флоте. Получен тренажер фирмы «Солартрон», создана тренажерная лаборатория. Был очень сильный, «звездный» преподавательский состав…

Отец был скромен. Никогда не выпячивал своих достижений, хотя очень много сил и энергии отдавал, трудясь на должности начальника кафедры. Он работал не ради наград и личных преференций, при каждом удобном случае с бескорыстной радостью помогая своим коллегам. Старался привить любовь к своему предмету курсантам. Прекрасно владея им, предельно доходчиво читал лекции. Кто знает, тот поймет, какие усилия ему требовалось приложить, чтобы одновременно и поддерживать оборудование кафедры на уровне мировых стандартов, и обеспечивать серьезную инженерную подготовку специалистов флота при ограниченном объеме отпущенных учебных часов.

После защиты диссертации он очень много времени уделял научным разработкам, был неоднократным участником и призером ВДНХ СССР…

С 1985 года Николай Петрович работал на кафедре радионавигационных приборов и систем связи в должности доцента. В соавторстве с коллегами им были написаны и подготовлены три издания учебника «Судовые радионавигационные приборы». Кроме того, перу отца принадлежит почти два десятка методических пособий по радионавигационным приборам. По результатам научных разработок им лично и в соавторстве написано около 40 научных статей и отчетов по НИР.

Николай Петрович Мельников справедливо занесен в «Золотой фонд» нашего Морского университета.

Фото 2. Мельников Н.П. С курсантами, 80-е годы

Выбрали профессии, связанные с морем

Мой старший брат Александр тоже выбрал морскую профессию. Как оказалось, на всю жизнь. С детства он занимался парусным спортом, много читал, под руководством отца собирал радиосхемы. В 1980 году окончил судоводительский факультет ДВВИМУ и 14 лет отдал морю, пройдя путь от третьего до старшего помощника капитана. Сейчас Александр Николаевич Мельников – начальник отдела навигационно-гидрографического обеспечения и промерных работ в Дальневосточном бассейновом филиале ФГУП «Росморпорт».

Честно говоря, я даже представить не могла, что тоже буду преподавателем. После окончания института, проработав 13 лет на производстве, я пришла в стены морского вуза с чувством, что вернулась домой. В 1992 году меня приняли на работу в компьютерный центр, и в том же году я начала преподавать информатику и программирование. Сначала в морском колледже, а затем и в высшем училище. Сегодня даже мысль о том, что я могла работать где-то помимо Морского университета, кажется нелепой.

Мой муж, Борис Геннадьевич Сливаев, окончил судоводительский факультет ДВВИМУ в 1980 году. Его преподавателями были мои родители. В дальнейшем они стали для Бориса по-настоящему родными людьми, всегда относились к нему с любовью и пониманием. И это было взаимно.

Борис работает в системе морского образования с 1984 года. С 1996 по 2005 год был начальником Владивостокского морского колледжа и Морского колледжа Морской академии МГУ им. адм. Г.И. Невельского. Сегодня он доцент кафедры управления судном.

Фото 3. Мария Григорьевна Мельникова, Елена Сливаева, Ольга Сливаева и Николай Петрович Мельников

Династия продолжается

Отрадно, что династию продолжают наши дочери. Ольга Борисовна Осипюк, окончив в 2001 году Дальневосточную государственную морскую академию, получила квалификацию психолога, преподавателя психологии и пятнадцать лет проработала в нашем вузе. Младшая дочь, Екатерина Борисовна Светлая, – тоже выпускница нашего вуза, работает специалистом отдела информационных систем департамента информатизации, мечтает о преподавательской работе. Надеюсь, так и случится. Надо только немножко подождать: наша династия продолжается, Катя воспитывает двух сыновей, которым, я полагаю, наш университет так же, как и их родителям, дедам и прадедам, тоже станет родным…

Фото 4. Е.Н. Сливаева и Б.Г. Сливаев с дочерью Катей после вручения ей диплома с отличием

Фото из семейного архива Мельниковых – Сливаевых

Морской флот №2 (2017)


Вернуться к разделу Морская семья

Новости

Лента новостей

Морспасслужба устранила угрозу загрязнения акватории Феодосии с аварийного судна «Берг»

Морспасслужба устранила угрозу загрязнения акватории Феодосии с аварийного судна «Берг» Спасатели ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» завершили работы по устранению угрозы загрязнения акват...

Балтийский флот получит новые комплексы С-400 в этом году

Балтийский флот получит новые комплексы С-400 в этом году Новые зенитно-ракетные комплексы С-400 будут размещены на Балтике в 2018 году, сообщил командующий Б...

Российская экономика

Новак: Россия в 2017 году поставила Японии 7,6 млн тонн СПГ

Новак: Россия в 2017 году поставила Японии 7,6 млн тонн СПГ Россия в 2017 году поставила Японии 7,6 млн тонн сжиженного природного газа. Об этом в четверг заяви...

Минтруд заключил федеральное отраслевое соглашение по морскому транспорту на 2018 - 2020 годы

Минтруд заключил федеральное отраслевое соглашение по морскому транспорту на 2018 - 2020 годы Опубликовано письмо Минтруда России N 14-4/10/В-1047. В нем Минтруд сообщает о заключении федерально...

Транспортная политика

Россия выступает за усиление роли госпортконтроля в части проверок судов по Полярному кодексу

Россия выступает за усиление роли госпортконтроля в части проверок судов по Полярному кодексу За первый год с начала действия Международного кодекса для судов полярного плавания (Полярного к...

Минтранс РФ рассчитывает на участие азиатских инвесторов в проекте «широкой колеи» до Вены

Минтранс РФ рассчитывает на участие азиатских инвесторов в проекте «широкой колеи» до Вены Министерство транспорта РФ рассчитывает на участие азиатских инвесторов в проекте строительства желе...

Морские порты

«Сумма» считает, что получила от «Транснефти» «хорошее предложение» по НМТП

«Сумма» считает, что получила от «Транснефти» «хорошее предложение» по НМТП «Транснефть» сделала группе «Сумма» «хорошее предложение» по покупке ее доли в НМТП, «Сумма» его обс...

Комитет имущественных отношений Петербурга расторг договор с арендатором Морского вокзала

Комитет имущественных отношений Петербурга расторг договор с арендатором Морского вокзала Комитет имущественных отношений (КИО) через суд расторг договор с АО «Морской вокзал», у кот...




Морской транспорт

Замминистра транспорта РФ: судовладельцы готовы к исполнению «Полярного кодекса»

Замминистра транспорта РФ: судовладельцы готовы к исполнению «Полярного кодекса» Судовладельцы в основном готовы исполнять требования вступившего в силу в прошлом году Международног...

Плановый ремонт в Китае предстоит в ближайшие два месяца одному из трёх паромов Сахалинского морского пароходства

Плановый ремонт в Китае предстоит в ближайшие два месяца одному из трёх паромов Сахалинского морского пароходства Паром «Сахалин-9» со среды уходит на плановый ремонт и, предположительно, возобновит работу на паром...

Речной транспорт

«Красное Сормово» спустило на воду пятый танкер-химовоз проекта RST27М

«Красное Сормово» спустило на воду пятый танкер-химовоз проекта RST27М Спуск на воду пятого танкера-химовоза проекта RST27М – «Балт Флот 20» состоялся на заводе «Красное С...

«Канал имени Москвы» создает новую инфраструктуру для рынка строительных материалов на реке

«Канал имени Москвы» создает новую инфраструктуру для рынка строительных материалов на реке ФГБУ «Канал имени Москвы» и ООО «ЯрПесок-97» заключили долгосрочное соглашение о сотрудничестве. Под...

Ж/Д транспорт

Тарифы на железнодорожные перевозки грузов в Белоруссии увеличены на 10,2%

Тарифы на железнодорожные перевозки грузов в Белоруссии увеличены на 10,2% Унифицированные тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом внутри Белоруссии увеличены н...

«Уралвагонзавод» в 2018 году планирует на 13% увеличить выпуск грузовых вагонов

«Уралвагонзавод» в 2018 году планирует на 13% увеличить выпуск грузовых вагонов Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» (УВЗ, входит в Ростех) планирует в 2018 ...

Авто транспорт

Кабмин назначил дорогу федерального значения для облегчения доступа к Керченскому мосту

Кабмин назначил дорогу федерального значения для облегчения доступа к Керченскому мосту Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о включении автомобильной дороги «Краснод...

Грузовой транспорт может проезжать через ледовую переправу в Ненецкий АО

Грузовой транспорт может проезжать через ледовую переправу в Ненецкий АО Грузовые машины теперь могут проехать по ледовой переправе в районе села Усть-Уса на дороге, соединя...

Аналитика

Транспортная политика

Организационный фактор для эффективных ледокольных проводок

Организационный фактор для эффективных ледокольных проводок Казалось бы, не так давно подводились итоги ледовой навигации 2016-2017 годов, и вот уже в завершающ...

Во имя суверенитета страны

Во имя суверенитета страны Затянувшаяся на четверть века отрицательная тенденция динамики численности постоянного населения Дал...

Морские порты

Развитие порта Магадан зависит от продолжения ФЦП

Развитие порта Магадан зависит от продолжения ФЦП Основание городу-порту Магадан было положено в 1929 году на берегу бухты Нагаева Охотского моря. Пер...

Об устойчивой работе порта Новороссийск в осенне-зимний период

Об устойчивой работе порта Новороссийск в осенне-зимний период Один из крупнейших по грузообороту российских морских портов – Новороссийск – из года в год демонстр...

Морской транспорт

Арест судна

Арест судна Почему держателю коносамента не удалось арестовать судно в случае выдачи груза без предъявления ориг...

Текущее и оперативное планирование работы флота

Текущее и оперативное планирование работы флота Советская система планирования приняла свой законченный вид в течение 50-х годов. К этому времени он...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

Привлечь, обучить, удержать!

Привлечь, обучить, удержать! «Когда к нам вторгаются иностранные капиталы, мы знаем, что не для нашей, а для своей выгоды они при...

Теоретической механике и сопромату здесь обучают уже 70 лет

Теоретической механике и сопромату здесь обучают уже 70 лет В №4 за 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В этом ...

Грузовая база

Рынок минудобрений: рост с укрупнением

Рынок минудобрений: рост с укрупнением Производство минеральных удобрений в России с каждым годом растет и уже превысило 20 млн тонн в год...

Экспорт зерна против профицита

Экспорт зерна против профицита Текущий сельскохозяйственный год проходит под знаком очередного высокого урожая зерна, который по ра...

Безопасность мореплавания

Аттестация сил обеспечения транспортной безопасности

Аттестация сил обеспечения транспортной безопасности В начале апреля 2017 года в Санкт-Петербурге состоялся Второй Всероссийский форум портовиков: «Инфра...

Обвиняются «хамелеоны»

Обвиняются «хамелеоны» Навигационно-офтальмологический детектив.

Севморпуть

За безопасность мореплаванияна Севморпути

За безопасность мореплаванияна Севморпути В июле состоялась рабочая встреча председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева с генеральным дире...

Проблемы проектирования и эксплуатации морских нефтегазовых платформ

Проблемы проектирования и эксплуатации морских нефтегазовых платформ Одним из инструментов, обеспечивающих устойчивое развитие государства, является стратегическое плани...




Судостроение

Существующий и перспективный флот

Существующий и перспективный флот Потребность в судах для водного транспорта, возможности верфей и пароходств по развитию флота, новые...

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...