Бюллетень новостей №29 (187) с 10 по 14 октября 2016 - Морские вести России

Бюллетень новостей №29 (187) с 10 по 14 октября 2016

Бюллетень новостей

ВЛАСТЬ

Россия и Турция подписали соглашение о строительстве «Турецкого потока»

Россия и Турция подписали межправительственное соглашение о строительстве газопровода «Турецкий поток».

С российской стороны документ подписал глава министерства энергетики РФ Александр Новак, с турецкой – министр энергетики и природных ресурсов Турции Берат Албайрак.

Как сообщалось, «Газпром» планирует построить 1-ю нитку газопровода «Турецкий поток» для поставок российского газа турецким потребителям в объеме 15,75 млрд куб. м газа в год. Завершение строительства ожидается во второй половине 2019 года.

Вторая нитка аналогичной мощностью предполагается для европейских потребителей. Как ожидается, продолжит проект ITGI Poseidon – через Грецию и Ионическое море на юг Италии.

Договоренность о возобновлении работ по заключению межправсоглашения по «Турецкому потоку» была достигнута в Петербурге 9 августа главами двух стран, и в течение очень короткого промежутка времени – два месяца – был подготовлен сам документ.

Росавтодор: Отмена льготного коэффициента тарифа «Платона» может быть поэтапной

Отмена льготного коэффициента тарифа в системе «Платон» может быть постепенной. Об этом на пресс-конференции сообщил заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Дмитрий Прончатов.

«Тариф, который будет установлен - сейчас обсуждаются разные варианты. Один из вариантов - полная отмена льготного коэффициента, другие варианты – поэтапно. Пока решение не принято», - сказал он, отвечая на вопрос, сколько составит тариф «Платона» в случае отмены льгот: 3,06 или 3,73 руб./км.

Власти: Транспортные проекты станут приоритетными для арктической Кольской опорной зоны

Развитие Кольской опорной зоны РФ в Арктике начнется в Заполярье с реализации транспортных проектов: центральным станет проект Мурманского транспортного узла, сообщили в правительстве Мурманской области.

«По итогам заседания проектного офиса из первоначально сформированного перечня проектов Кольской опорной зоны, включавшего 92 проекта общей стоимостью более 644 млрд рублей, отобрано 36 приоритетных инвестиционных проектов для включения в государственную программу «Социально- экономическое развитие Арктической зоны РФ на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», центральными из них станут проекты по развитию транспортной инфраструктуры», - сообщили в правительстве.

Решение было принято по итогам второго заседания проектного офиса по подготовке предложений по созданию и развитию Кольской опорной зоны РФ в Арктике, состоявшегося в региональном правительстве. Сумму инвестиций в отобранные 36 проектов власти пока не уточняют – ряд из них находится в доработке. Среди них – проекты развития горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, коммунальной, энергетической и экологической инфраструктуры.

Проект по развитию Мурманского транспортного узла включает создание глубоководных морских терминалов по перевалке угля, нефтяных грузов и контейнеров, а также создание условий для увеличения пассажиропотока. Проект предполагает строительство к порту железнодорожной ветки от ст. Выходной до ст. Лавна Октябрьской железной дороги длиной 46 км и железнодорожного мостового перехода через Кольский залив. Стоимость всех работ оценивается в 41 млрд рублей. В рамках проекта завершены реконструкция морского вокзала и пирса дальних линий Мурманска, что позволит принимать большие круизные суда.

Создание опорных зон в приарктических районах предусмотрено проектом федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации». Планируется, что опорные зоны будут формироваться как комплексные проекты – все мероприятия, направленные на социально-экономическое развитие Арктической зоны, будут взаимоувязаны друг с другом на всех этапах. Мурманской области отведена роль пилотного проекта по формированию Кольской опорной зоны.

Для ее развития в Мурманске создан межведомственный проектный офис, первое заседание которого состоялось летом этого года. В его состав вошли представители федеральных и региональных ведомств, а также предприятий, работающих на территории Мурманской области, научно-экспертные организации.

Минпромторг: Поддержка транспортного машиностроения в 2017 г. может сохраниться в объеме 2016 г.

Объем поддержки транспортного машиностроения в 2017 году может быть сохранен на уровне 2016 года, сообщил в кулуарах встречи министров экономики и торговли БРИКС глава Минпромторга РФ Денис Мантуров.

«По 2017 году мы пока подали заявку в правительство РФ на предмет поддержки этой отрасли. Мы исходим из того, что объем поддержки, объем субсидий и производителям, и транспортным компаниям будет сохранен в объеме примерно этого года. В этом году – это 12 млрд рублей», - сказал он.

В настоящее время действует компенсация затрат в связи с приобретением грузового железнодорожного подвижного состава в размере 300 тыс. рублей за вагон, а также субсидируются 90% затрат на производство инновационных вагонов.

Как ранее заявлял глава Минпромторга, в 2016 году необходимо обеспечить производство не менее 40 тыс. вагонов. По итогам 2015 года предприятия РФ произвели свыше 29,9 тыс. грузовых вагонов.

Минтранс: Полярный кодекс должен заработать в 2017 году

Полярный кодекс, который охватит все вопросы, связанные с проектированием и эксплуатацией полярных судов, будет принят в 2017 году с переходным периодом до 2018 года.

Об этом сообщил директор департамента госполитики в области морского и речного транспорта Минтранса РФ Виталий Клюев на конференции «Международное сотрудничество в Арктике: новые вызовы и векторы развития», приуроченной к 20-летию Арктического совета.

«Ожидается уникальная дата – 1 января 2017 года, когда Полярный кодекс вступит в силу. При этом надо сказать, что не прям с 1 января все суда должны соответствовать Полярному кодексу, существует переходный период годичный, - сказал Клюев. – Полярный кодекс устанавливает только требования к техническому состоянию судов исходя из низких температур, льда и темного времени суток, а также устанавливает определенные требования к незагрязнению окружающей среды».

Клюев сообщил, что в России все меры для реализации Полярного кодекса предприняты. Он отметил, что Россия «как сторона международной морской организации активно участвовала в создании Полярного кодекса».

«Все элементы технического характера, которые есть в наших правилах Северного морского пути, вошли в Полярный кодекс. Таким образом, с точки зрения требования к судам и защите морской среды от загрязнения судов Полярный кодекс полностю соответствует правилам Северного морского пути», - отметил Клюев.

Как сообщалось ранее, решение о создании международного Полярного кодекса было принято Международной морской организацией (ИМО) в 1996 году. Основной задачей документа была выработка общих правил и требований по обеспечению безопасной эксплуатации судов и предотвращению загрязнения в покрытых льдом полярных водах.

Полярный кодекс должен охватывать вопросы, связанные с проектированием, конструкцией, оборудованием и эксплуатацией полярных судов, включая подготовку экипажей для плавания в ледовых условиях и при низких температурах наружного воздуха. В Полярном кодексе есть как обязательные требования, так и рекомендации.

Россия до 2030 года реализует 150 проектов в Арктике на сумму 5 трлн рублей

Правительство России отобрало и планирует реализовать до 2030 года 150 проектов в Арктике на общую сумму почти 5 трлн рублей. Об этом вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил, выступая на конференции «Международное сотрудничество в Арктике, новые вызовы и векторы развития».

«По поручению Госкомиссии (по вопросам развития Арктики) МЭР, совместно с федеральными и региональными органами власти и организациями, подготовлен своего рода «портфель» проектов, уже реализуемых или тех, которые находятся в поле зрения правительства для скорейшей реализации в арктической зоне, - сказал он. - Нами отобрано 150 проектов со сроком реализации вплоть до 2030 года общей стоимостью почти 5 трлн рублей, причем большая часть средств – около 4 трлн рублей – приходится на внебюджетные источники».

Россия планирует создать в каждом регионе арктической зоны «проектные офисы».

«Предполагается создание «проектных офисов» в рамках каждого арктического субъекта, увязанных между собой единой системой управления, а также экономической, транспортной и социальной инфраструктурой», - пояснил Рогозин.

Власти России будут решительно препятствовать любым попыткам проводить политику конфронтации в арктическом регионе.

«Мы рассматриваем Арктику как территорию диалога и сотрудничества, и намерены решительно противодействовать любым попыткам привнесения в регион нервозности и политики конфронтации», - сказал вице-премьер.

НОВОСТИ КОМПАНИЙ

Улюкаев: Приватизация «Совкомфлота» может пройти в 2017 году

Приватизация госпакета «Совкомфлота» может состояться в 2017 году, акции могут быть размещены на Московской и Нью-Йоркской биржах. Об этом сообщил глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев.

«Азиатские биржи всерьез не рассматриваются. Москва и Нью-Йорк пока рассматриваются. Либо в Москве, либо и там, и там», - сказал Улюкаев. Он добавил, что пока конкретных решений о форме сделки не принято.

Отвечая на вопрос, когда может состояться сделка, Улюкаев ответил, что, возможно, это будет 2017 год.

Глава Минэкономразвития также сообщил, что инвестиционный консультант по приватизации «Совкомфлота» («ВТБ Капитал») представил в министерство свои рекомендации по проведению сделки.

Ранее первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов сообщал, что при приватизации «Совкомфлота» возможно проведение биржевой сделки.

Суд определил компанию для экспертизы имущества астраханского судозавода по иску «Лукойла»

Астраханский арбитражный суд назначил компанию для проведения экспертизы арестованного имущества астраханского судостроительного завода «Красные баррикады», к которому «Лукойл-Нижневолжскнефть» (100% дочернее предприятие ПАО «Лукойл») предъявила иск о взыскании 575,8 млн рублей.

«Суд определил компанию, которая проведет экспертизу залогового имущества (двух мобильных портовых кранов судозавода - предмет залога по договору займа – прим.). Это компания «Бизнес-Эксперт» (г. Волжский, Волгоградская область). Следующее заседание суда состоится после завершения экспертизы», - сказал представитель суда.

Выбранная компания должна определить рыночную стоимость кранов для возможного последующего их выставления на торги. Ранее они были оценены примерно в 450 млн рублей.

3 октября суд принял ходатайство о проведении экспертизы арестованного имущества астраханского судозавода. Истец и ответчик предложили свои компании для определения рыночной стоимости объектов. Причем организация «Бизнес-Эксперт», предложенная «Лукойл-Нижневолжскнефтью», готова выполнить все работы за 10 дней и за 25 тысяч рублей. Компания, предлагаемая судозаводом, – за 20 дней и за 90 тысяч рублей.

Предварительные слушания по данному делу прошли 9 июня. В «Лукойл-Нижневолжскнефти» сообщили, что договор займа на 500 млн рублей между истцом и ответчиком был заключен 4 декабря 2014 года. Заем с учетом процентов предоставлен до 30 сентября 2019 года, залогом стали два мобильных портовых крана (сейчас на них наложен арест). Однако судоверфь не исполняет обязательства по выплатам и не отвечает на обращения со стороны истца, в связи с чем и было принято решение подать иск в суд.

«Лукойл-Нижневолжскнефть» ранее заключила контракт с заводом на строительство платформы жилого модуля для каспийского шельфового месторождения имени Филановского. Судостроительному заводу был выдан аванс, но вскоре предприятие сообщило, что денег на строительство больше нет, работы не были выполнены в полном объеме, контракт расторгнут.

ОСК прогнозирует рост выручки в 2016 г. в пределах 10-15% и снижение чистой прибыли

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) прогнозирует рост выручки по итогам 2016 года в пределах 10-15%, заявил глава ОСК Алексей Рахманов.

«По предварительным обобщенным параметрам, мы увидим рост выручки приблизительно на 10-15%. Чистая прибыль в этом году будет меньше за счет того, что у нас не будет разовых сделок, которые были в 2015 году. При этом мы рассчитываем на достаточно существенную чистую прибыль в положительном значении», - сказал он.

Чистая прибыль ОСК по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) по итогам 2015 г. выросла в 2 раза и составила 5,4 млрд рублей. Выручка корпорации за отчетный период увеличилась на 17,7%, до 279,2 млрд рублей.

Таким образом в 2016 году выручка может составить порядка 307 млрд рублей.

ОСК - крупнейшая судостроительная компания России с персоналом свыше 80 тыс. человек. В ее состав входят более 60 верфей, конструкторских бюро и судоремонтных заводов страны. Предприятия ОСК работают во всех крупных портово- транспортных узлах РФ.

Daewoo Shipbuilding сократит в 2016 году персонал на 20% из-за нехватки заказов

Ведущая судостроительная компания Республики Корея Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering собирается сократить примерно 20% своих сотрудников в связи с отсутствием необходимого количества заказов.

Как сообщила корпорация, кадровые службы уже приступили к приему массовых заявлений об увольнении.

Руководство Daewoo Shipbuilding объявило, что к 2017 году число работников планируется уменьшить как минимум до 10 тыс. человек. Помимо кадровых сокращений будут полностью ликвидированы некоторые подразделения компании.

В первой половине текущего года судостроительная корпорация зафиксировала чистый убыток от своей деятельности в размере 1,1 трлн вон (более $1 млрд), соотношение просроченных долгов к активам превысило 7000%. Ранее руководство Daewoo Shipbuilding проинформировало, что к концу октября компания намерена продать здание штаб- квартиры в пригороде Сеула за 180 млрд вон ($160 млн), а также избавиться от имущества нестратегической значимости в зачет накопившихся долгов.

В июне власти Республики Корея объявили о создании фонда в размере $10,8 млрд, задача которого - обеспечить реструктуризацию долгов и улучшить финансовое положение национальных судостроительных компаний, в первую очередь Daewoo Shipbuilding.

После глобального экономического кризиса 2008 года судостроение Республики Кореи стало нести крупные убытки в связи с насыщением рынка и ценовой конкуренцией со стороны Китая. Согласно официальной статистике, южнокорейские компании данного сектора в 2015 году понесли операционные убытки в размере 6,5 трлн вон ($5,8 млрд) - на 60% больше по сравнению с предшествующим отчетным периодом.

Волжское пароходство перевезло 4,2 млн тонн грузов за 9 месяцев 2016 года

За 9 месяцев 2016 года суда Волжского пароходства (входит в UCL Holding) перевезли 4,2 млн тонн грузов, что меньше показателя прошлого года на 11,6% или 0,56 млн тонн.

Экспортные грузы составляют 66% перевезенного объема – 2,8 млн тонн, внутренние перевозки – 34% или 1,4 млн тонн. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года в структуре перевозок произошло увеличение доли экспортных грузов на 8 процентных пунктов.

Третий год подряд основным грузом экспортных перевозок Волжского пароходства остается зерно. За 9 месяцев 2016 года теплоходы компании перевезли 1,2 млн тонн, это на 0,5 млн тонн меньше, чем за отчетный период прошлого года. Снижение объемов произошло вследствие ситуации на зерновом рынке, сложившейся в начале лета.

За отчетный период 2016 года на экспорт перевезено 0,85 млн тонн серы, на 12,6% больше, чем в прошлом году, и металла – 0,69 млн тонн, в два раза больше, чем в прошлом году.

На внутренних водных перевозках пароходства произошло снижение объемов строительных грузов (ОПГС и гравия) из-за изменения конъюнктуры строительного рынка. Грузопотоки щебня из карьеров Ладожского и Онежского озер сохранились на уровне прошлого года, всего за 9 месяцев перевезено 0,87 млн тонн этого груза.

СУДОХОДСТВО

В Якутии завершена навигация на северных реках

В Якутии завершена навигация на северных реках, сообщает пресс-служба правительства Республики Саха (Якутия).

Согласно опубликованным данным, по состоянию на 10 октября по реке Анабар из запланированных 42,4 тыс. тонн грузов доставлено 43 тыс. тонны (101,3%).

По реке Яна из запланированных 139,7 тыс.тонн грузов доставлено 139 тыс. тонн (98,9%). Произведена доставка нефтепродуктов для нужд АО «Саханефтегазсбыт» через северный морской путь на морской участок. В Тикси и Яне ожидают улучшение погоды для распаузки с морского судна на суда класса «река-море».

По реке Индигирка из запланированных 55,8 тыс. тонн грузов доставлено 53,1 тыс. тонн (95,2%). Судоходная обстановка на участке Белая Гора – Немково закрыта с 3 октября.

По реке Колыма из запланированных 84,8 тыс. тонн грузов доставлено 84,3 тыс. тонн (99,4%). Судоходная обстановка на участке Среднеколымск – Черский закрыта с 3 октября, на участке Сеймчан – Зырянка обстановка закрыта с 4 октября.

В Керченском проливе затонул плавучий подъемный кран

Плавучий подъёмный кран затонул при буксировке из порта «Кавказ» в Краснодарском крае в Севастополь, двоих рабочих спасти не удалось.

«В 3:40 мск при буксировке из порта «Кавказ» в Севастополь в сложных погодных условиях затонул плавучий кран, двоих из семи рабочих спасти не удалось», - сказал собеседник агентства.

По его словам, всего на борту находились 7 человек, пятерых из которых удалось эвакуировать, а двое, по предварительным данным, затонули вместе с краном.

Собеседник агентства также отметил, что глубина, где произошло происшествие порядка 90 метров. В настоящее время предпринимается комплекс мер для организации поисково-спасательных работ. Однако их затрудняют сложные метеоусловия.

СУДОСТРОЕНИЕ

Компания Simek построит рыболовное судно для компании Veidar AS

Компания Simek A/S подписала контракт с компанией Veidar AS (остров Godoy, Норвегия) на строительство рыболовного судна проекта NVC 306.

Как сообщается, рыболовное судно (строительный номер 134) будет иметь длину 55,5 метров. Его поставка планируется в декабре 2017 года. Блоки для корпуса будут построены в Польше. Летом 2017 года они должны быть доставлены баржей на верфь Simek, где осенью начнется их сборка. Алюминиевая надстройка судна будет построена на верфи Simek.

Проект судна разработан компанией Rolls-Royce в тесном сотрудничестве с Simek. Экипаж судна составит 25 человек, которые будут размещены в 16 каютах. Максимальная скорость судна составит около 14 узлов. Отмечается, что Simek A/S впервые подписала контракт с компанией Veidar AS.

ЦКБ «Айсберг» проектирует новый ледокол мощностью 110 МВт

Строительство нового ледокола мощностью 110 мвт может начаться не раньше 2019 года. Об этом сказал в кулуарах встречи министров экономики и торговли БРИКС глава «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК) Алексей Рахманов.

«Пока это (строительство ледокола) на стадии проектирования.

Пока сделают эскизный проект, остальное... Это длинная история, стройка не начнется раньше, чем через 2 года, и если деньги будут», - заявил он.

Рахманов отметил, что сейчас в готовящемся бюджете РФ на трехлетний период (2017-2019 гг.) эти средства не заложены.

«Сейчас денег в бюджете нет, потому то это длинная история, и сначала должна быть защита эскизного проекта и проектирование. ЦКБ «Айсберг» этим занимается», - сообщил он.

Сейчас самыми мощными ледоколами в мире считаются ледоколы серии ЛК-60, одно головное и два серийных судна.

Ранее вице-премьер Дмитрий Рогозин, выступая на конференции «Международное сотрудничество в Арктике, новые вызовы и векторы развития» сообщил, что Россия планирует строительство сверхмощного ледокола, который сможет работать в ледовой обстановке любой сложности.

МОРСКИЕ ПОРТЫ

Грузооборот морских портов РФ в январе-сентябре вырос на 5,7% до 531,7 млн тонн

Грузооборот морских портов РФ в январе-сентябре 2016 года вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 5,7%, до 531,7 млн тонн. Об этом сообщает Ассоциация морских торговых портов (АСОП).

Основную долю оборота портов составили экспортные грузы – 420,4 млн т (+5,2%). Импортных грузов за отчетный период было перегружено 23,4 млн т (-6,1%), транзитных – 36,3 млн т (+0,5%), каботажных (транспортировка коммерческих грузов водным путем в пределах одной страны) – 51,6 млн т (+21,4%).

Объем перевалки сухогрузов составил 248,7 млн т (+7,8%), в том числе угля – 101,9 млн т (+12,0%), грузов в контейнерах – 31,4 млн т (+4,8%), зерна – 24,3 млн т (+2,1%), черных металлов – 21,5 млн т (+8,5%), грузов на паромах – 17,1 млн т (+3,6%), руды – 6,5 млн т (+30,6%), лесных грузов – 4,1 млн т (+2,5%), накатные грузы – 3,9 млн т (рост в 1,8 раза).

Объем перевалки наливных грузов увеличился до 283,0 млн т (+3,9%), в том числе сырой нефти на 8,5% до 162,9 млн т и сжиженного газа – до 9,7 млн т (+3,5%). В то же время снизилась перевалка нефтепродуктов – до 107,8 млн т (-2,4%).

Операторы морских терминалов Арктического бассейна перегрузили 34,8 млн т грузов, что на 31,8% больше грузооборота аналогичного периода 2015 года. Увеличился объем перевалки сухогрузов до 19,8 млн т (+8,5%), наливных грузов до 15,0 млн т (в 1,8 раза).

В портах Балтийского бассейна объем перевалки грузов увеличился до 174,9 млн т (+1,9%), из них объем сухогрузов увеличился до 66,0 млн т (+0,9%), наливных грузов - до 108,9 млн т (+2,6%).

Грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна составил 179,7 млн т (+3,9%), в том числе перевалка сухогрузов увеличилась до 77,5 млн т (+8,7%), наливных грузов до 102,2 млн т (+0,6%).

В Каспийском бассейне в морских портах было перегружено 4,3 млн т грузов (-15,9%), из них сухогрузов - 2,1 млн т (-9,3%), наливных – 2,2 млн т (-11,5%).

В морских портах Дальневосточного бассейна грузооборот увеличился до 137,9 млн т (+8,5%), их них сухогрузов – до 83,2 млн т (+13,7%), наливных грузов - до 54,7 млн т (+1,5%).

Контейнерооборот портов России за 9 месяцев 2016 года сократился на 0,5% - до 2,9 млн TEU

Контейнерооборот портов России в январе-сентябре 2016 года сократился на 0,5% по сравнению с аналогичным показателем 2015 года - с 2,96 до 2,94 млн TEU, сообщает Ассоциация морских торговых портов РФ (АСОП).

Темпы падения контейнерооборота сокращаются. Так, по итогам января спад контейнерооборота относительно аналогичного периода прошлого года составлял 10,3%, в первом квартале – 5%, по итогам полугодия – 1,3%, в январе-июле – 1,2%, в отчетном периоде – 0,5%.

Спад перевалки транзитных контейнеров в январе-сентябре составил 37,6% – с 55,91 до 34,88 тыс. TEU (перевалка порожних сократилась на 93,9%, груженых – 15,1%). Каботажных контейнеров перевалено на 6,9% больше, чем в январе-сентябре 2015 года – 458,56 тыс. TEU (перевалка порожних выросла на 3,3%, груженых – на 9,2%).

Экспорт контейнеров за отчетный период сократился на 2,1%, до 1,22 млн TEU (груженых – 485,53 тыс. TEU (+12,6%), порожних – 430,92 тыс. TEU (-21%). Импорт вырос на 0,2%, до 1,23 млн TEU.

Порты Арктического бассейна в январе-сентябре увеличила перевалку контейнеров на 10,4%, до 107,78 тыс. TEU. Контейнерооборот Балтийского бассейна увеличился на 1,4%, до 1,5 млн TEU, Азово-Черноморского – на 1,7%, до 466,84 тыс. TEU.

Порты Дальневосточного бассейна сократили перевалку контейнеров на 5,9% до 859,02 тыс. TEU, Каспийского – на 28,9% до 1,5 тыс. TEU.

Доля перевалки контейнеров портами Балтийского бассейна составила 51,2%, Дальневосточного – 29,2% совокупного контейнерооборота РФ.

По итогам 2015 года контейнерооборот портов России равнялся 3,94 млн TEU: экспорт – 1,65 млн TEU, импорт – 1,64 млн TEU, транзит – 66,43 тыс. TEU, каботаж – 591,08 тыс. TEU.

Более 0,5 трлн рублей планируется направить на развитие портовой сферы до 2020 года

На развитие портовой сферы до 2020 года планируется направить 556,9 млрд рублей, из которых 147,5 млрд рублей будет выделено из федерального бюджета, а оставшаяся часть – 409,4 млрд рублей – из внебюджетных источников.

Об этом сообщил, выступая на заседании «Оптимизация логистики как путь к повышению эффективности» в рамках международной конференции ТРАНСТЕК-2016 в Петербурге руководитель отдела комплексных исследований департамента исследований железнодорожного транспорта Института естественных монополий (ИПЕМ) Павел Терешко. «За последние 5 лет в России наблюдается положительная динамика объемов перевалки грузов практически по всем бассейнам, – отметил он. – В основном, это произошло благодаря реализации целевой программы и проектов инвестиций в инфраструктуру морских портов, в том числе в развитие железнодорожной составляющей».

По данным П. Терешко, в период с 2013 по 2015 годы объем перевозок, выполненный ж/д транспортом в адрес морских портов России, достиг 289,4 млн тонн, показав положительную динамику. Для ж/д транспорта в структуре доставки грузов в морские порты составила 47%. «Это позволяет говорить о значимости ж/д в работе морских портов. Исходя из этого, можно утверждать, что те объемы перевалки , которые сейчас есть и планируются в морских портах, будут зависеть от того, насколько эффективно будет работать в том числе и ж/д транспорт».

«В настоящее время есть проекты по развитию ж/д инфраструктуры, они коррелируют с проблемами морских портов». В качестве примера П.Терешко привел программу развития и обновления ж/д инфраструктуры на походах к портам Северо-Запада. В рамках этой программы, которая рассчитана до 2020 года, планируется объем инвестиций в размере 255, 2 млрд рублей, из них 248,4 млрд рублей – собственные средства ОАО «РЖД», 6,8 млрд рублей – средства из федерального бюджета в рамках Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России». В результате реализации этой программы прогнозируемый объем перевозок грузов к 2020 году должен составить 145,6 млн тонн. Прирост объемов перевозок грузов в сравнении с 2015 годом составит 17,6 млн тонн. Такие же программы разработаны и по другим портам России.

«Инфраструктурные ограничения на сети железных дорог в перспективе до 2020 года могут стать сдерживающим фактором роста объемов перевалки в портах, – добавил П.Терешко. – В ближайшие два года ОАО «РЖД» планирует инвестировать более 650 млн рублей на мероприятия, направленные на инфраструктурные ограничения».

Помимо проектов в рамках инвестиционной программы ОАО «РЖД», до 2018 года будет направлено около 150 млрд рублей на снятие инфраструктурных ограничений. Прирост провозной способности на подходах к портам к 2020 году должен составить более 130 млн тонн.

МЭР начало отбор инвестконсультантов для приватизации «Новороссийского морского торгового порта»

Минэкономразвития РФ начало отбор инвестконсультантов для приватизации «Новороссийского морского торгового порта» (НМТП), до 28 октября включительно банки должны прислать уведомления о своей заинтересованности в участии в продаже акций НМТП и осуществлении функций продавца.

«Для подготовки предложений в правительство РФ по реализации 20% доли участия РФ в уставном капитале ПАО «Новороссийский морской торговый порт» Минэкономразвития России организована работа по отбору юридических лиц для организации от имени РФ продажи находящихся в федеральной собственности акций НМТП» - отмечается в сообщении.

В ответных письмах банки представят свой опыт работы по ряду критериев. В итоге будет отобран один банк, предложивший минимальное агентское вознаграждение. После этого предложение по банку-инвестконсультанту будет направлено в правительство РФ для подготовки соответствующего распоряжения.

«Отобранным инвестконсультантом будут проработаны вопросы по структуре, способу и параметрам сделки, а также по конкретным срокам ее реализации. Минэкономразвития проводит только процедуру отбора инвестконсультанта, решение об утверждении принимается правительством РФ. После этого будет выпущено соответствующее распоряжение», - приводятся в сообщении слова директора департамента корпоративного управления Минэкономразвития Оксаны Тарасенко.

«Новороссийский морской торговый порт» – одна из крупнейших в России стивидорных групп. Группа «Сумма» Зиявудина Магомедова и «Транснефть» на паритетных началах владеют 50,1% акций НМТП через Novoport Holding Ltd. Еще 10,5% НМТП принадлежит «дочке» нефтяной компании ЗАО «Транснефть-Сервис». Росимущество контролирует 20% акций НМТП, структуры РЖД - 5,3%.

КТСП возглавил рейтинг контейнерных терминалов России по итогам 9 месяцев 2016 года

Контейнероборот морских портов России по итогам января-сентября 2016 года сократился на 0,5% по сравнению с аналогичным показателем 2015 года до 2,94 млн TEU.

ТАСС составил рейтинг стивидорных компаний России по контейнерообороту.

Лидирующую строчку рейтинга занимает стивидорная компания «Контейнерный терминал Санкт- Петербург» (КТСП, Большой порт Санкт-Петербург) с объемом перевалки контейнеров – 417,61 тыс. TEU , что больше отчетного периода 2015 года на 52%. По итогам января-сентября 2015 года компания находилась на 3-й позиции.

АО «Первый контейнерный терминал» (ПКТ, Большой порт Санкт- Петербург) в отчетном периоде сократило перевалку контейнеров на 18,5%, до 365,08 тыс. TEU, за счет чего опустилось с 1-й позиции на 2-ю. Кроме этого, в отчетном периоде свои позиции потеряли следующие компании: ОАО «Петролеспорт» (ПЛП, Большой порт Санкт-Петербург) – опустилось со 2-ой на 5-ю позицию, АО «НЛЭ» (порт Новороссийск) - с 6-ой на 7-ю.

Одновременно с этим ОАО «Владивостокский МТП» (порт Владивосток) поднялось с 5-ой позиции по итогам января-сентября прошлого года на 3-ю, перевалив 234,57 тыс. TEU (-9,5%) и ОАО «НУТЭП» (порт Новороссийск) – с 7-ой на 6-ю с объемом 175,11 тыс. TEU (+14%).

В целом за отчетный период наибольшее снижение контейнерооборота показали компании: АО «Морской торговый порт Оля» - на 97,7%, до 4 TEU, ФГУП «Махачкалинский МТП» – на 86,5%, до 17 TEU, ООО «Ростовский универсальный порт» – на 66,4%, до 802 TEU.

Наибольший рост перевалки контейнеров показали компании: ООО «МГС-Терминал» (порт Санкт-Петербург) – в 11,4 раза, до 2,33 тыс. TEU, ЗАО «Дальзавод-Терминал» (порт Владивосток) – в 6,9 раза, до 17,68 тыс. TEU, ОАО «Ванинский МТП» – в 5,7 раза, до 0,13 тыс. TEU.

За отчетный период 10 крупнейшими стивидорными компаниями РФ перевалено 2,11 млн TEU, что составляет 71,7% всего контейнерооборота морских портов России и меньше января-сентября прошлого года на 5,2%.

Госконтроль для импортеров во Владивостоке облегчен

Контроль при пропуске через госграницу в свободном порту Владивосток (СПВ) упрощен. Правительство установило временные рамки для проверок морских судов, автомобилей и поездов. Кроме того, с октября все пункты пропуска начали работать круглосуточно. Это должно серьезно ускорить таможенное оформление товаров.

Товарооборот Дальнего Востока непрерывно растет. Так, по данным Федеральной таможенной службы, в первом полугодии этого года товарооборот через таможни региона составил более 15 миллионов тонн грузов, что на 2 миллиона больше, чем годом ранее.

Напомним, в 2015 году в 15 муниципальных образованиях Приморья ввели режим «свободного порта», где действует режим беспошлинного ввоза и вывоза товаров, а также различные льготы для бизнеса. С 1 октября все импортеры, которые следуют через пункты пропуска СПВ, обязаны заранее направлять в таможенные органы информацию о ввозимых грузах. В частности, в декларации должны содержаться сведения о компании-импортере, месте происхождения товара, его объем, вес, стоимость и т.д.

Все импортеры, подавшие предварительные декларации, проходят облегченный таможенный контроль. Правительство установило предельные сроки таких проверок. Так, для морского судна - максимум три часа, для воздушного судна и грузового железнодорожного состава – полтора часа, пассажирский поезд или грузовой автотранспорт могут проверять не более часа, а легковой – всего 20 минут.

Вообще такие проверки варьируются по своей длительности в зависимости от конкретного порта. Кроме того, пограничные службы контроля часто оставляют за собой возможность дополнительных проверок, что растягивает время прохождения контроля почти до бесконечности. «К примеру, прохождение грузового автотранспорта редко занимает меньше 20-30 минут, но вот максимальное время контроля зависит от региона и даже конкретного поста, - рассказал «РГ» Павел Сигал, первый вице-президент «ОПОРЫ России». - Обычно в регламенте указываются определенные нормативные сроки, но с большим, обычно двух- или трехкратным запасом, а также оставляется возможность их увеличивать. Это требования безопасности, так как тщательно проверить судно за 3 часа или самолет за 1,5 часа, если у определенных служб есть подозрения, просто невозможно».

Тем не менее установленные рамки в СПВ смогут улучшить инвестиционный климат в регионе, полагает Татьяна Минеева, вице-президент «Деловой России»: «Сроки контроля являются оптимальными и основаны на тщательных расчетах с учетом реальной ситуации. Для бизнеса это сократит срок проверок на таможне и оптимизирует расходы. В результате заинтересованность в порте со стороны бизнеса вырастет».

Проверка грузового автотранспорта редко занимает меньше 20 минут, а верхний предел не ограничен

Кроме того, чтобы избежать злоупотреблений и сократить время ожидания на таможне, правительство установило, что время с момента уведомления таможни о необходимости проведения проверки до ее начала не может превышать один час.

Минтранс: Порт Сабетта на Ямале к 2020 году выйдет на проектную мощность

Порт Сабетта в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО) к 2020 году в полном объеме начнет отгрузки сжиженного природного газа (СПГ), сообщил директор департамента госполитики в области морского и речного транспорта Минтранса РФ Виталий Клюев.

«Есть проекты развития морских портов в Северных акваториях России. Наиболее знаковый проект - это порт Сабетта, который с 2017 года начинает работать и в 2020 году выйдет на полную мощность. Первоначальный этап – 16 млн тонн сжиженного природного газа будут вывозить», - сказал Клюев на конференции «Международное сотрудничество в Арктике: новые вызовы и векторы развития» приуроченной к 20-летию Арктического совета.

Сабетта - арктический порт в районе одноименного поселка на западном берегу Обской губы Карского моря. Порт предназначен для обеспечения перевалки углеводородного сырья Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения с Ямала в страны Западной Европы, Северной и Южной Америки и страны Азиатско-Тихоокеанского региона по проекту «Ямал СПГ».

Первые грузовые суда пришвартовались к причалу Сабетты в октябре 2013 года. Проект, который включает строительство морского и подходного каналов, береговых объектов, системы управления движением судов, реализует государство, ориентировочная стоимость 69,6 млрд рублей. Порт создается под грузы ОАО «Ямал СПГ», которое строит завод по сжижению газа мощностью 16,5 млн тонн в год (стоимость проекта оценивается в 26,9 млрд долларов). Начало производства СПГ запланировано на 2017 год, оно будет продолжаться в течение как минимум 35 лет.

Международная конференция «Международное сотрудничество в Арктике: новые вызовы и векторы развития» проводится Российским советом по международным делам (РСМД) при поддержке МИД РФ, проходит в течение двух дней в Москве. Участники - руководители профильных министерств и ведомств, дипломаты, представители крупного бизнеса и ведущие эксперты государств – членов Арктического совета – обсуждают развитие Арктического совета, правовое регулирование в Арктике и региональное сотрудничество в области экономики.

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

Грузы мигрируют с железнодорожного на автомобильный транспорт

Ежемесячно до 150 тыс. т грузов переходит с железнодорожного на автомобильный транспорт, увеличивая автопарк и нагрузку на федеральные трасс.

В 2016 году наблюдается стабильная динамика замещения железнодорожных перевозок на автомобильные. Так, в период с апреля по октябрь текущего года около 100–150 тыс. т грузов в месяц перевозится автотранспортом вместо железных дорог, а в зимний период с сети РЖД уходит 30–50 тыс. т грузов.

Согласно исследованию отраслевого портала Infranews «Автомобильный рынок и конкуренция с железнодорожным транспортом» (есть в распоряжении «Известий»), ежегодно из-за перехода части грузопотоков на автотранспорт потери железнодорожников достигают 210–215 млрд рублей, что составляет примерно 12% текущей выручки РЖД от грузовой работы.

В частности, по оценке Infranews, с каждым годом на автотранспорт переходит 400-450 тыс. т металлолома. При этом общий объем лома в России составляет около 33 млн т, а потребителям и на экспорт в этом году автотранспортом доставлено около 8 млн т, где среднее расстояние перевозки составляло порядка 400 км.

«Следовательно, с РЖД уходит от 1,6 млрд до 3,2 млрд тонно-километров. Таким образом, РЖД ежегодно теряет от 300 млн до 600 млн рублей. А всего потери РЖД от ухода металлолома на автотранспорт оцениваются в 11 млрд рублей», - уверены эксперты.

Еще 24–25 млрд рублей можно было бы заработать, вернув на железную дорогу около 15 млн т проката черных металлов. По данным агентства, ежегодно до 30 млн т таких грузов уходит на автодорожные сети, преодолевая, согласно статистике, около 200 км, тогда как в реальности речь идет о расстоянии не менее чем 400 км. «Реально на большие расстояния едет не менее половины объема. Это расстояние мы оцениваем, по данным опросов, на уровне 550 км», - говорится в исследовании.

Аналогичным образом эксперты оценили упущенную выгоду железнодорожников и от ряда других номенклатур грузов. Грузопотоки леса и пиломатериалов, уходящие на автотранспорт, «вычитают» из доходной базы около 12 млрд рублей, зерно – около 24 млрд рублей, строительные грузы – до 35 млрд рублей.

Если тенденция продолжит сохраняться и грузоотправители, выбирая способ перевозки, будут отдавать предпочтение автотранспорту, то, по мнению аналитиков Infranews, это приведет к повторению ситуации, которая уже произошла в Китае. Так, еще в 2005 году объем автотранспортных перевозок в 40 раз превысил количество железнодорожных в Тибете, Тяньцизине и Шанхае и в 20 раз – в Чжецзяне. Основным следствием этого стал резкий всплеск автомобилизации и автоперевозок в стране.

В исследовании отмечается, что в результате недоинвестированности и пассивности железной дороги КНР возросла внутренняя конкуренция в автотранспортной отрасли, увеличился автопарк, снизилась эффективность его использования. «И самое главное, по спирали будет требоваться развитие автодорожной сети. И на примере Китая сегодня мы понимаем, что это путь к постоянному росту расходов на дорожное строительство», - уверены в Infranews.

Стоит учесть, что в России еще не завершено формирование опорной сети федеральных автодорог, связывающей все регионы страны, а нормативным требованиям соответствуют лишь 38% дорог федерального значения. Уже сейчас около 29% от всей протяженности автодорожной сети эксплуатируется с превышением нормативной загрузки, отмечают аналитики со ссылкой на «Транспортную стратегию РФ». Отчасти это связано и с недостаточно развитой сетью местных (региональных) дорог, что вынуждает перевозчиков для транспортировки локальных грузов использовать федеральные трассы.

В России на протяжении последних 15 лет соотношение автомобильных и железнодорожных грузоперевозок сохраняется на уровне 4:1, отмечают в Infranews. Однако описанные в исследовании неблагоприятные тенденции привели экспертов к выводу о том, что РЖД необходимо более активно включаться в конкурентную борьбу с автотранспортом. В Infranews полагают, что значительный эффект принесли бы оптимизация сроков оформления небольших партий грузов (до 100 т) и осуществление самой отправки в течение суток. Пока это выступает важнейшим конкурентным преимуществом автотранспорта, отмечается в исследовании.

Новый тарифный прейскурант РЖД могут принять до 2019 года

Вице-премьер Аркадий Дворкович утвердил план-график по изменению прейскуранта 10-01, основного тарифного документа ОАО «РЖД».

По данным издания, сроки перенесены на 1 января 2019 года. Ранее предлагалось ввести прейскурант до 1 января 2020 года, потом - до 31 декабря 2020 года.

По оценкам участников рынка это предельно сжатый, но более или менее реалистичный срок.

Однако в ФАС полагают, что документ будет готов раньше: в конце сентября глава службы Игорь Артемьев заявил, что он должен быть принят уже в 2017 году, а в черновом варианте, по договоренности ФАС и РЖД, прейскурант будет создан до конца этого года.

В рамках подготовки документа, до 1 ноября создадут межведомственную рабочую группу по разработке модели экономических взаимоотношений секторов экономики и РЖД, исполнить это должно Минэкономики, отмечает «Ъ». До 26 декабря группа разработает модель. До 1 ноября РЖД выберет консультанта для руководства работой по определению стоимостной базы тарифов и оценки чувствительности к тарифам реального сектора экономики. Итоговый документ по методологии также будет формировать межведомственная группа, что, по данным источника «Ъ», призвано снять противоречия между ФАС и Минэкономики; последнее будет готовить и распоряжение правительства. Разрабатывать прейскурант на базе методологии и внедрять его будет ФАС. В Минэкономики говорят, что у него сохраняется «первая рука» в реформировании прейскуранта.

Как сообщили «Ъ» знакомые с ходом встречи источники, принципиальные решения по прейскуранту приняты на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова 6 октября. Протокола совещания пока нет, утверждают в аппарате чиновника. В ФАС отказались от комментариев до выхода протокола.

РЖД готовы к либерализации рынка локомотивной тяги

ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) направило в Минэкономразвития поправки к целевой модели рынка грузовых перевозок, согласно которым монополия предлагает выделить перевозочный (локомотивы) и инфраструктурный (пути следования и вокзалы) бизнесы в отдельные единицы, а через пять лет рассмотреть возможность вывести первый в дочернюю структуру и присоединить к ней оператора железнодорожных вагонов, т. е. «Федеральную грузовую компанию» (ФГК).

При этом РЖД допускает даже продажу миноритарного пакета в получившейся компании, но считает, что для этого надо выполнить ряд условий. В частности, разработать систему ценообразования отдельно для инфраструктурной и перевозочной деятельности на железнодорожном транспорте. Необходимо также определиться с моделью перевозочной деятельности - монополия или рынок.

Предложение РЖД - альтернатива прошлогодней идее Минэкономразвития. Министерство предлагало создать отдельные анклавы на сети, в которых все перевозки отдать частным компаниям, отмечает издание. Чиновники тогда объясняли, что хотят посмотреть, как частники могут организовать такую деятельность.

РЖД же предлагает вернуться к экспериментам только после 2021 г., а пока монополия намерена арендовать у операторов имеющиеся у них локомотивы. Так, у Globaltrans есть 75 тепловозов, у «Нефтетранссервиса» – 54 тепловоза, у «Трансойла» – 36 тепловозов и 3 электровоза.

Вопрос возможной либерализации рынка локомотивной тяги президент РФ Владимир Путин поднимал еще в октябре 2013 года. Возглавлявший тогда РЖД Владимир Якунин говорил, что РЖД готовы привлекать частные инвестиции в локомотивы, но считают невозможным появление крупных частных публичных перевозчиков. В мае 2015 года Путин поручил премьер-министру Дмитрию Медведеву проанализировать возможность использования локомотивов, принадлежащих частным операторам, на путях общего пользования, с учетом необходимости привлечения инвестиций для обновления тягового подвижного состава и обеспечения загрузки отечественных машиностроительных предприятий.

По оценке Института исследования проблем железнодорожного транспорта, в 2015 г. доходы РЖД от локомотивной тяги составили 1,15 трлн руб. (58% выручки), в первом полугодии 2016 г. – 593 млрд руб. (57%).

Торопиться с либерализацией локомотивной тяги не нужно, соглашается с РЖД гендиректор Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин. Для этого ничего не готово - ни законодательство, ни инфраструктура, нет и полноценной модели реализации проекта. Отсрочка либерализации закроет окно возможностей для крупных промышленных холдингов, в том числе и с собственными корпоративными операторами, по переводу внутрикорпоративной логистики на собственную локомотивную тягу. Но в случае неграмотного широкомасштабного эксперимента пострадавших будет намного больше, полагает Иванкин.

Представители РЖД и Федеральной антимонопольной службы отказались от комментариев. Представитель Минэкономразвития ответил, что замечания РЖД получены и прорабатываются.

Минэкономразвития не против обособления внутри РЖД разных видов деятельности, сообщил «Ведомостям» близкий к министерству человек. Однако чиновники не поддержат не то что приватизацию объединенной локомотивно-вагонной компании, но даже создание такой структуры, уверяет он. К тому же Минэкономразвития продолжает настаивать на необходимости проведения локального эксперимента с частными локомотивами.

Сотрудник одной из крупных компаний-операторов видит в объединении локомотивного и вагонного парков РЖД, наоборот, риск усиления позиций госкомпании. Ведь создание такой «дочки» приведет к оттоку грузовой базы от частников при полной разбалансировке операторского рынка, указывает собеседник «Ведомостей».

Представители Globaltrans и «Трансойла» говорят, что идея РЖД об аренде частных локомотивов достойна обсуждения и при определенных условиях может представлять интерес для операторов.

В Бюллетене использована авторская информация издательства «Морские вести России», а также сайтов Президента РФ, Председателя Правительства РФ, ГД РФ, Минтранса, Российской газеты, Росморречфлота, ТАСС, РИА Новости, ИА Regnum, Ведомостей, Известий, агентства Прайм, АТН и других.

 

Все новости, включая самые последние, на сайте издательства «Морские вести России» www.morvesti.ru

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ