Бюллетень новостей №26 (184) с 10 по 16 сентября 2016 - Морские вести России

Бюллетень новостей №26 (184) с 10 по 16 сентября 2016

Бюллетень новостей

ВЛАСТЬ

Путин: РФ должна быть готова к конкуренции с соседними странами в транспортировке грузов

Россия должна быть готова к конкуренции с соседними странами в сфере транспортировки грузов, а нынешняя транспортная инфраструктура на юге РФ работает на пределе возможностей. Об этом заявил президент РФ Владимир Путин на заседании президиума Госсовета.

«Важно помнить, что наши соседи по региону на месте не сидят, создают привлекательные условия для международных перевозок, в том числе и в крупных портах», - подчеркнул президент. «Мы должны быть готовы к этой конкуренции, предлагать грузоотправителям качественные услуги – это касается и скорости доставки, и условий обработки различных категорий грузов»,- сказал он.

Путин отметил, что объем грузопотоков растет. «При этом железнодорожная система в направлении портов Азово-Черноморского бассейна находится фактически на пределе своих возможностей, автомагистрали перегружены, потенциал внутреннего водного транспорта используется слабо», - сказал Путин, призвав наращивать пропускную способность транспортной инфраструктуры.

По его словам, к развитию инфраструктуры необходимо привлекать частных инвесторов, отметив, что подобный опыт есть, например проект по развитию терминальных мощностей на Таманском полуострове, который реализует компания «Отэко». «Мы договаривались, что учтем, что частный инвестор вкладывает свои собственные ресурсы, речь идет о миллиардах долларов», - отметил Путин. «Будем иметь ввиду, что она готова продолжить это инвестирование в объемах больших, чем это было сделано до сих пор»,- добавил он.

РФ к 2018 году прекратит экспорт нефтепродуктов через порты в странах Балтии

Россия продолжает работу по переориентации поставок нефтепродуктов на экспорт через порты в Прибалтики в пользу собственных мощностей, заявил глава АК «Транснефть» Николай Токарев на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным.

«Если в прошлом году там [в Прибалтике] переваливалось порядка 9 млн тонн нефтепродуктов, то в этом году - 5 млн тонн. До 2018 года, в ближайшие годы мы сократим этот грузопоток в район Прибалтики до нуля. Будем загружать свои порты, поскольку есть профицит мощностей», - сообщил Токарев.

«В соответствии с поручением правительства мы переориентируем грузопотоки с прибалтийских портов: Вентспилса, Риги - на наши балтийские порты - это Усть-Луга и Приморск, а также на Новороссийск «, - уточнил он.

По его словам сейчас возможна загрузка нефтепродуктовой магистрали на уровне 32 млн тонн. Часть мощностей, которые не востребованы для транспортировки нефти, будут использоваться для транспортировки нефтепродуктов. «Это произойдет в направлении Приморска - до 25 млн тонн дизельного топлива будем поставлять, и в направлении Новороссийска с Волгоградского завода и группы НПЗ Краснодарского края», - уточнил Токарев.

Глава «Траснефти» добавил, что в 2016 году компания планирует увеличить транспортировку нефти по магистральным нефтепроводам. «В этом году мы планируем обеспечить транспортировку порядка 482 млн тонн нефти. Это на 1,5 млн тонн больше, чем в предыдущем году. Из них на экспорт - 238 млн тонн, на внутреннюю переработку - 244 млн тонн», - сказал Токарев.

Соколов: Минтранс будет настаивать на сохранении финансирования из ФНБ уже выбранных проектов

Минфин не представлял в Минтранс свою позицию об урезании или сокращении финансирования транспортных проектов из Фонда национального состояния (ФНБ) и в случае обсуждения в правительстве РФ такой инициативы будет настаивать на сохранении финансирования из фонда тех проектов, по которым соответствующее решение уже принято.

Об этом заявил министр транспорта РФ Максим Соколов в рамках церемонии открытия движения на участке автодороги М-3 «Украина».

«Это же инициатива была Министерства финансов РФ, пока позиция Минфина официально в Минтранс РФ не направлена», - сказал Соколов.

«Мы последовательно реализуем те проекты, которые уже получили поддержку руководства страны и правительства РФ. В первую очередь это конечно реконструкция БАМа и Транссиба - там финансирование из ФНБ (составляет – прим.) 150 млрд руб. Сейчас уже 60 млрд руб. есть, и на эту сумму есть соответствующие решения и освоение, и первые участки БАМа уже введены (в эксплуатацию - прим. ред.).

Реконструированы имевшие серьезные инфраструктурные ограничения (участки - прим.)», - указал министр. «Другой проект, который мы сейчас обсуждаем – это ЦКАД. Там объем поддержки тоже в пределах 150 млрд руб.», - отметил он.

«Мы рассчитываем (на сохранение финансирования - прим. ред.), поскольку стройки уже идут, контракты заключены, подрядчики работают. Более того, если говорить о ЦКАД, это проект государственно-частного партнерства, там инвесторы тоже вложили свои внебюджетные источники и модель предполагает, что эти обязательства, как со стороны инвесторов, так и со стороны государства должны четко соблюдаться», - добавил Соколов.

Министр напомнил, что в случае нарушения условий контракта инвестор вправе через суд востребовать от государства упущенную выгоду и другие убытки, которые он понесет в связи с недофинансированием этого объекта.

«Поэтому позиция министерства транспорта РФ по всем проектам, по которым решение было принято на самом высшем уровне – финансирование этих проектов (из ФНБ - прим.) должно сохраниться», - сказал он.

Как ранее писала газета « Ведомости» со ссылкой на свои источники, Минфин РФ предложил заморозить финансирование части инвестиционных проектов из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Такая идея содержалась в материалах министерства к бюджетному совещанию у первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова.

Минтранс призвал контролировать перевалку грузов за пределами морей РФ

Глава Минтранса РФ Максим Соколов предложил скорректировать законодательство в части контроля за перевалкой грузов с судна на судно за пределами территориального моря РФ. Об этом он сказал на заседании президиума Госсовета по вопросам развития транспортной системы юга России.

По словам министра, в последнее время наметилась тенденция к росту перевалки грузов, в первую очередь нефтепродуктов и зерна, с судна на судно за пределами территориального моря РФ.

«Эта ситуация как раз характерна для Керченского пролива. Осуществление данной деятельности законно, потому что все таможенные процедуры пройдены, но влечет сокращение грузооборота непосредственно в портах РФ. Соответственно, уменьшение поступлений от портовых сборов и должный контроль за судовладельцами по требованиям безопасности мореплавания не соблюдается, потому что это уже вне пределов капитании порта», - отметил Соколов.

Он подчеркнул, что это вызвано недостаточным законодательным регулированием соответствующих правоотношений.

«И в этой связи предлагается, по крайней мере, проработать вопрос о внесении изменений в законодательство, которые предусматривают регулирование такой деятельности за пределами территориального моря РФ», - отметил министр.

Путин поручил создать Российский университет транспорта до конца года

Президент России Владимир Путин поручил правительству РФ рассмотреть вопрос о создании Российского университета транспорта до конца 2016 года, сообщается на сайте Кремля.

«Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос о создании Российского университета транспорта, подведомственного министерству транспорта Российской Федерации, для решения задач кадрового и научного обеспечения транспортной отрасли», – сообщается в списке поручений, опубликованном по итогам заседания президиума Госсовета по вопросу развития внутренних водных путей.

Срок исполнения поручения – 1 декабря 2016 года, ответственным лицом назначен премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.

В августе глава Минтранса Максим Соколов в интервью газете «Коммерсант» говорил, что ведомство планирует до конца 2016 года создать Российский транспортный университет, который будет образован на базе Московского госуниверситета путей сообщения (МИИТ) и передан в ведение министерства транспорта. Также сообщалось, что к МИИТу будут присоединены другие столичные транспортные вузы (МАДИ, МГАВТ, МГТУГА).

Медведев: средства на Керченский мост и «Тавриду» большие, новых заявок быть не должно

Объем финансирования в этом году строительства Керченского моста и трассы «Таврида» составит около 200 млрд рублей, новых заявок на увеличение финансирования быть не должно. Об этом заявил премьер- министр Дмитрий Медведев на заседании президиума Госсовета.

«Лимит финансирования на возведение транспортного перехода составляет в этом году 57,7 млрд рублей, а финансирование Тавриды составит около 140 млрд рублей. По срокам срывов быть не должно. Как и не должно быть несогласованных новых запросов по деньгам, деньги это очень большие. Но самое главное - с трудом изыскиваем возможности для того, чтобы обеспечить финансирование в нынешней непростой ситуации»,- сказал Медведев.

Он подчеркнул, что проектирование «Тавриды» должно быть завершено к 30 марта 2017 года, а технико-экономическое обоснование и финансовый аудит – к 1 декабря.

Как заявил глава правительства, мост и трасса «Таврида» должны кардинально изменить транспортную ситуацию на полуострове. По словам Медведева, нынешняя дорога на Керчь находится в очень тяжелом состоянии. «И вот как только будут завершены эти процедуры, нужно будет немедленно выходить и начинать строить, потому что количество грузов, которые перевозятся, возросло кратно, радикально», - сказал премьер.

Украина уведомила РФ об иске по морскому праву

Президент Украины Петр Порошенко поручил министерству иностранных дел подать арбитражный иск против Российской Федерации по Конвенции ООН по морскому праву и уведомить об этом Москву. Об этом сообщила пресс-служба украинского президента.

«Президент Петр Порошенко поручил министерству иностранных дел Украины подать соответствующий иск о возбуждении арбитражного производства против Российской Федерации по защите прав и интересов Украины, гарантированных Конвенцией Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года», - говорится в сообщении.

«Иск подается в связи с грубым нарушением Российской Федерацией международного права, агрессией, которую она совершила против Украины, аннексией Крыма, нарушением права Украины на природные ресурсы в акваториях Черного и Азовского морей», - говорится в сообщении пресс-службы.

В нем указывается, что иск подается также в связи с якобы имеющим место «хищением со стороны РФ морских ресурсов, загрязнением и негативным влиянием на экологию Черного моря, в том числе из-за строительства Керченского моста».

На встрече с главой МИД Украины Павлом Климкиным Порошенко дал ему указание «уже сегодня направить в РФ сообщение об иску в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву».

Как заявила в этой связи замглавы МИД Украины Елена Зеркаль, Киев намерен добиваться «подтверждения своих прав как морского государства и прекращения противоправной деятельности РФ, а также возмещения убытков, связанных с потерей этих прав». По ее словам, оценку размера ущерба будут делать эксперты, привлеченные арбитражем.

Замглавы МИД пояснила, что у РФ есть 30 дней с момента получения соответствующего уведомления для назначения своего арбитра. Всего, как показывает практика, отметила она, на рассмотрение таких дел уходит от года до полутора лет.

Конвенция ООН по морскому праву была подписана в 1982 году и вступила в действие с 1994 года. Она устанавливает разделение морского пространства между государствами и регулирует такие понятия, как внутренние воды, открытое море, исключительная экономическая зона, континентальный шельф и т.д. Конвенцию ратифицировали 159 стран, включая Россию и Украину.

НОВОСТИ КОМПАНИЙ

IHC и ОСК договорились о строительстве дноуглубительной техники в России

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) и IHC Holland B.V. (Нидерланды) подписали соглашение, в рамках реализации которого IHC будет инвестировать в изготовление комплектующих для дноуглубительной техники на территории астраханской ОЭЗ «Лотос».

После нескольких этапов переговоров на полях 27-й международной выставки судостроения, машинного оборудования и морских технологий SMM-2016 сторонам удалось договориться о формировании конкретного перечня оборудования, которое необходимо разместить на территории особой экономической зоны «Лотос».

Стороны договорились, что доля России в производстве будет постепенно увеличиваться в период сотрудничества. IHC готова инвестировать, но для этого необходимо надежное экономическое обоснование.

В ближайшее время IHC посетит РФ для оценки возможности строительства верфей, а также возможности аутсорсинга при производстве комплектующих в Астраханской области и (или) возможности производства комплектующих на территории ОЭЗ «Лотос». После посещения Астраханской области, для обсуждения дальнейших шагов, будет организовано совещание с участием представителей Минпромторга России, Минтранса России, ОСК, IHC, ОЭЗ «Лотос», а также правительства Астраханской области.

Ранее IHC Mervede и ПАО «ОЭЗ «Лотос» на международной выставке «Europort - 2015» в Роттердаме (Нидерланды) подписали предварительное соглашение о намерениях по реализации проекта по строительству дноуглубительных судов и локализации производства оборудования для дноуглубительной техники на площадке особой экономической зоны «Лотос» в Астраханской области.

В Хабаровске транспортную компанию обязали поднять судно со дна Амура

В дальневосточной столице суд обязал транспортную компанию поднять со дна Амура затонувшее судно «Транс-Амур-2». Как сообщает пресс-служба краевого УФССП, компания «Транс-Амур» должна исполнить требование во что бы то ни стало, несмотря на полную гибель сухогруза.

Из-за того, что во время крушения грузовой теплоход был сильно повреждён, его не получалось достать с речного дна. Суд обязал руководителя ООО «Транс-Амур» поднять останки разрушенного судна на поверхность, но после вступления решения в законную силу предприниматель уведомил пристава о том, что не может этого сделать в связи с полной гибелью сухогрузного теплохода, и обратился в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства. Судья отказал компании в исковых требованиях. В случае злостного уклонения от исполнения решения бизнесмена привлекут к уголовной ответственности.

Как писало РИА «Восток-Медиа», судно «Транс-Амур-2» потерпело крушение 6 сентября 2014 года вблизи посёлка Троицкое Нанайского района. Сухогруз отклонился от курса и напоролся на затонувшую 16 лет назад баржу. В теплоходе образовалась пробоина, и он затонул кормовой частью. Спасатели помогли восьми членам экипажа покинуть тонущее судно.

По факту нарушения правил безопасности движения и эксплуатации «Транс-Амур-2» следователи возбудили уголовное дело. По информации дальневосточного следственного управления на транспорте, основной причиной происшествия стало то, что судовладелец, командный состав и береговые работники не выполнили требования нормативных документов, которые регламентируют безопасность судоходства.

СУДОХОДСТВО

Путин поручил организовать с 2017 г. круизное сообщение между Сочи и Ялтой

Президент РФ Владимир Путин поручил с 2017 года организовать на время туристического сезона круизное авиационное и морское сообщение между Сочи и Крымом.

«Проработайте (этот вопрос), мне доложите и на следующий год сделайте... И авиационное сообщение, и морское», - поручил глава государства министру транспорту РФ Максиму Соколову на заседании президиума Госсовета в Керчи.

По мнению главы государства, такие перевозки между Сочи и Ялтой могут быть интересны туристам.

Крымское УФАС возбудило дело в отношении АНО «ЕТД»

Крымское УФАС России провело анализ применяемых тарифов для перевозки пассажиров и грузов через Керченскую паромную переправу.

Ведомством возбуждено дело в отношении автономной некоммерческой организации «Единая транспортная дирекция» (выполняет функции единого оператора переправы, АНО «ЕТД») о нарушении антимонопольного законодательства, сообщила ТАСС пресс-служба УФАС.

Ведомством установлены нарушения АНО «ЕТД» антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктами 1,3 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившихся «в применении в расчетах стоимости перевозки пассажиров и грузов через Керченскую паромную переправу завышенных расходов, навязывании дополнительных услуг».

В сообщении говорится, что оценка выявленным обстоятельствам будет дана в ходе рассмотрения дела.

Однако в ряде российских СМИ распространена информация о том, что АНО «ЕТД» уже выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а также установлен штраф в размере 300 тыс. рублей.

Керченская переправа с начала года обслужила на 5% больше пассажиров, чем за весь 2015 г.

Керченская паромная переправа, которая связывает Крым с материковой Россией, с начала 2016 года обслужила уже почти 5 млн пассажиров, что на 5% больше, чем за весь 2015 год. Об этом в среду сообщила представитель компании «Морская дирекция» - оператора переправы.

«Сегодня мы встречаем юбилейного - пятимиллионного пассажира в то время, как за весь 2015 год через переправу было перевезено 4 млн 761 тыс. 939 пассажиров», - сказала собеседница агентства.

При этом, уточнила она, с 1 января по 14 сентября 2016 года, в сравнении с тем же периодом прошлого года, пассажиропоток на переправе вырос на 35%. В «Морской дирекции» пока не делают прогноз по пассажиропотоку на 2016 год.

Собеседница ТАСС добавила, что сейчас переправа работает в штатном режиме, очередей нет.

Керченская паромная переправа - в настоящее время единственная транспортная артерия, которая связывает Крым с материковой Россией, используется для перевозки пассажиров, легковых машин и грузов. Сейчас в Керченском проливе строят автомобильный мост, ожидается, что движение по нему откроется к декабрю 2018 года.

«Газпром» сократил план поставок грузов на 20% по реке Лене

«Газпром» сократил на 20% план завоза грузов для строительства газопровода «Сила Сибири» речным транспортом в навигацию 2016 году, сообщают «Ведомости».

«Ранее было заявлено о 842 тыс. тонн, но в начале сентября мы получили информацию о том, что компания пересмотрела план и сократила объем груза до 664 тыс. тонн», - приводят «Ведомости» слова зампредседателя Госкомитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Якутии Жана Бурцева. На данный момент уже отгружено 441 тыс. тонн.

Согласно публикации, в письме «Газпрома» говорится, что эта корректировка плана не окончательная.

Источник «Ведомостей», близкий к компании-подрядчику «Газпрома», отмечает, что скорректировать план поставок логично, поскольку план по строительству «Сил Сибири» был также сокращен. Изначально «Газпром» был готов построить 800 км магистрали в 2016 году, указывалось в его проспекте еврооблигаций. В мае заместитель председателя правления компании Виталий Маркелов заявил, что «концерн рассчитывает построить около 400 км линейной части».

Кроме того, как пишут «Ведомости», усложняет вопрос маловодье в верховьях реки Лены (по ней осуществляется доставка грузов). Осетровская судоходная компания и флот партнеров под их флагом продолжают заниматься поставками «буквально на руках», приводит публикация слова председателя совета директоров Осетровского речного порта.

На завоз по реке грузов остается еще максимум полтора месяца, отмечает Бурцев. После - большой объем грузов будет завозиться по зимникам.

Газопровод «Сила Сибири» нужен для экспорта в Китай 38 млрд кубометров газа в год в течение 30 лет по контракту «Газпрома» и CNPC.

Аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров считает, что эта задержка пока мало что значит. Решающими станут следующие два года.

Блокирование украинского транзита через Россию привело к росту в 1,3 раза объемов паромных перевозок по линии Украина – Грузия

Меры российской стороны по ужесточению условий пропуска грузов, поступающих из Украины и следующих транзитом в восточном направлении, привели к беспрецедентному росту объемов паромных перевозок через украинское побережье.

Об этом сообщил, выступая в Одессе в ходе X международного форума «Черноморский контейнерный саммит», заместитель председателя ГП «Администрация морских портов Украины» (АМПУ) Вячеслав Вороной.

«В связи со сложностями пропуска грузов через территорию РФ и ужесточением условий с июля грузопотоки буквально хлынули в Ильичевский порт. В результате объем паромных перевозок через Ильичевск увеличился в 1,3 раза», - отметил В. Вороной. Как уточнил спикер, прибавка груженных ТИРов в порту составила порядка 4 тыс. ед., груженных вагонов – около 1 тыс. ед. Таким образом, с начала года порт пропустил через паромную переправу свыше 17 тыс. груженных автомобилей и более 4 тыс. вагонов с грузами. Эти грузопотоки оказали заметное демпфирующее влияние на падающую загрузку порта.

по итогам 2015 года грузооборот Ильичевского морского порта снизился на 1%; за 1-е полугодие текущего года спад усилился до 9-процентного.

СУДОСТРОЕНИЕ

Минфин предлагает субсидировать проценты по кредитам на покупку судов на 1,3 млрд руб. до 2019 г.

Минфин России предлагает в рамках формирования бюджет на 2017-2019 годы учесть расходы на субсидии компаниям процентов по кредитам, взятым для покупки морских судов в размере 1,3 млрд рублей. Об этом говорится в материалах министерства по формированию бюджета.

Субсидии предлагается учесть в госпрограмме «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы».

«Предоставление субсидии российским транспортным компаниям и пароходствам на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк) в 2008-2016 годах, и организациям рыбохозяйственного комплекса на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации «Внешэкономбанк» в 2009-2016 годах, на закупку гражданских судов.

Также предлагается компенсировать компаниям, покупающим суда, часть лизинговых платежей, если судно приобретается в лизинг в объеме 652,2 млн рублей ежегодно.

«Объединенная судостроительная корпорация», создающая кэптивную лизинговую компанию, согласно материалам Минфина РФ, может получить взнос в уставный капитал в целях реализации проектов лизинга в объеме 3,762 млрд рублей в 2017 году, 3,643 млрд рублей в 2018 году, в 2019 году - 3,564 млрд рублей.

Минтранс объявил конкурс на создание технического проекта самого мощного атомного ледокола

Министерство промышленности и торговли РФ объявило конкурс на выполнение опытно-конструкторских работ по созданию технического проекта самого мощного атомного ледокола в мире – ЛК-120.

Начало разработки означает, что стартовал начальный этап строительства судна.

Проект является уникальным для мирового судостроения и позволит обеспечить выполнение долгосрочных потребностей по проводке современных отечественных и зарубежных судов по Северному морскому пути в круглогодичном режиме. Особенностью данного ледокола будет являться повышенная ледопроходимость. При скорости судна в 1,5-2 узла толщина преодолеваемого льда составит свыше 4 м – это позволит осуществлять проводку в Западном и Восточном районах Арктики круглогодично. Запуск нового ледокола в эксплуатацию также должен способствовать повышению эффективности ведения бизнеса российских нефтяных и газовых компаний, реализующих проекты на шельфе.

Работы будут проводиться в рамках подпрограммы «Развитие судостроительной науки» государственной программы Российской Федерации «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013 - 2030 годы».

Информация о конкурсе размещена на сайте Единой информационной системы в сфере закупок. Также в рамках конкурса предусмотрена работа еще по двум направлениям – разработка автоматизированной системы управления подводной добычей с помощью береговой станции и проекта судна обеспечения аварийно-спасательных работ.

Глобальная мощность судостроительной отрасли сократится на треть

Канадский оператор крупнейшего в мире флота средних нефтяных танкеров Teekay Shipping Corp. в своем сентябрьском выпуске отчета «Tanker Insight» прогнозирует сокращение мощности глобальной судостроительной отрасли на 20-30% в течение следующих пяти лет.

Глобальная мощность, согласно прогнозу Teekay, сократится в результате закрытия некоторых верфей (прежде всего, небольших), сокращением мощности крупных верфей и за счет консолидации отрасли.

Аналитики Teekay отмечают, что сокращение мощности будет благоприятным явлением для отрасли, так как позволит уменьшить риски избытка предложения на рынке.

Согласно отчету, за первые восемь месяцев текущего года объем заказов на постройку новых судов составил всего 7,2 млн компенсированных брутто-тонн (КБТ - единица измерения, позволяющая оценить объем производства верфей с учетом разницы трудозатрат на строительство разных типов судов равного тоннажа). Это минимальный показатель с начала 1990-х годов.

По оценкам Teekay, ключевые верфи обеспечены заказами на 2018 год лишь на 60% от своей мощности, на 2019 год – всего на 25%.

ВМФ России получит еще две субмарины с ракетами «Калибр» в ноябре 2016 г.

Подводные лодки «Великий Новгород» и «Колпино» – пятая и шестая в серии, построенной на «Адмиралтейских верфях» для Черноморского флота России – будут переданы ВМФ в ноябре 2016 года. Субмарины относятся к проекту 636.3.

«Обе субмарины передадут флоту в ноябре. Точная дата подписания акта государственной приемки будет определена позднее», - сказал собеседник агентства.

«Таким образом «Адмиралтейские верфи» (входят в Объединенную судостроительную корпорацию) выполнят контракт на постройку шести подводных лодок - носителей крылатых ракет «Калибр-ПЛ» для Черноморского флота», - уточнил источник.

Ранее сообщалось, что первые три лодки серии – «Новороссийск», «Ростов-на-Дону» и «Старый Оскол» - уже находятся в Черном море.

Четвертая лодка серии – «Краснодар» – после ремонта находится на Балтике, и, как ожидается, в ближайшее время отправится в межфлотский переход на Черноморский флот.

Ожидается, что подлодки «Великий Новгород» и «Колпино», как и их четыре предшественницы, после передачи ВМФ отправятся на Северный флот для прохождения глубоководных испытаний.

В конце 2015 года подводная лодка «Ростов-на-Дону» при выполнении межфлотского перехода с Севера на Черноморский флот совершила заход на Балтику, после чего отправилась в Средиземное море, откуда нанесла удар крылатыми ракетами «Калибр-ПЛ» по инфраструктуре террористической группировки «Исламское государство» (запрещена в РФ) в Сирии.

Подлодки проекта 636.3 относятся к третьему поколению и являются развитием проектов 636 и 877. Они считаются одними из самых малошумных в мире, за что на Западе получили название «Черная дыра». Скорость подводного хода составляет 20 узлов, предельная глубина погружения - 300 метров, автономность плавания - 45 суток, экипаж - 52 человека, подводное водоизмещение - около 4 тысяч тонн.

Особенностью подлодок проекта 636.3 является их оснащение комплексом ударного ракетного вооружения «Калибр-ПЛ», а также обновленным радиоэлектронным оборудованием.

7 сентября в ходе Международного военно-технического форума «Армия-2016» Минобороны РФ и «Адмиралтейские верфи» подписали контракт на строительство шести подводных лодок проекта 636.3 для Тихоокеанского флота. Лодки будут переданы ВМФ в период с 2019 по 2021 годы.

МОРСКИЕ ПОРТЫ

Путин призвал Минтранс и власти региона предоставить инвестору порта Тамани разумные условия работы

Президент РФ Владимир Путин призвал власти Краснодарского края и Минтранс предоставить инвестору порта в Тамани разумные условия для работы. Об этом он сказал в ходе заседания президиума Госсовета по вопросам развития транспортной системы юга России.

«Проблема есть, если (документы на строительство подъездной инфраструктуры к порту - прим. ред.) еще не подписаны. Ведь можно выкатить инвестору такие условия, что он никогда не подпишет. Потому что это означает, что он только веревку должен принести сам, чтобы его повесили. Поэтому нужно посмотреть на условия, которые вы предлагаете», - отметил глава государства, обращаясь к министру транспорта Максиму Соколову.

Президент поинтересовался у главы Минтранса, решен ли вопрос с подготовкой железнодорожных подходов к порту в Тамани, где на сегодняшний день работает компания «Отэко» (проект по строительству терминальных мощностей в порту Тамань, включая нефтеналивной терминал, терминал перевалки навалочных грузов – прим.).

По словам министра, проблем с обеспечением подходов нет, в том числе «Отэко» обеспечивает на условиях государственно-частного партнерства проект по строительству наземного ж/д подхода непосредственно к порту.

Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев отметил, что «Отэко» за собственные деньги готово проложить путепровод к основной железнодорожной ветке

«В этом случае должна быть дана сама возможность инвестору подсоединиться», - сказал он, отметив, что документально к этому препятствия сняты, однако и разрешение на строительство еще не получено.

Разрешения, по словам Соколова, будут даны в тот момент, когда инвестор подпишет дополнительное соглашение.

«Соответствующее решение, в том числе на уровне правительства РФ, уже принято. С нашей стороны все необходимые шаги уже сделаны. Здесь больше уже зависит от инвестора. Но здесь никакой проблемы нет», - заявил глава Минтранса.

Путин призвал губернатора проконтролировать процесс подписания соглашений. При этом Соколов отметил, что условия работы согласованы с инвестором и «проблем сто процентов нет».

По словам министра, сохраняется вопрос поиска бюджетного финансирования до 2019 года для строительства дальних подходов – железнодорожной ветки в обход Краснодара в сторону портов Азово-Черноморского бассейна и Керченскому мосту.

«Здесь с учетом бюджетных проектировок в течение трех лет мы видим общий недостаток (финансирования – прим.) 29 млрд рублей. Покрыть его пока не из чего, но мы ищем варианты по решению этого вопроса», - отметил Соколов.

ФАС еще раз вернется к вопросу о тарифах на перевалку грузов в портах

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) проведет на следующей неделе совещание по тарифам на перевалку и разгрузку грузов в морских портах, сообщает газета «КоммерсантЪ».

ФАС вернется к этому вопросу еще раз 19 сентября. Как пишет «Ъ», ссылаясь на источник близкий к ведомству, в совещании примут участие и грузоотправители, и стивидоры, для которых это будет «последнее предупреждение».

Тарифы в морских портах до 2013 года регулировала ФСТ, устанавливавшая их в валюте. Затем произошла либерализация. В октябре 2015 года на президентской комиссии по ТЭКу было озвучено требование прекратить внутренние валютные расчеты в портах, однако позже из протокола слово «внутренние» исчезло. Основываясь на поручении правительства, ФАС позже запросила у компаний документы и выявила, что цены на услуги в портах возросли в среднем в 2,5 раза. Отдельные позиции увеличили свою стоимость более чем в 10 раз, а большинство ставок устанавливалось в валюте.

По итогам проверки, ФАС возбудила дела против девяти стивидоров по подозрению в установлении монопольно высоких цен на перевалку. Вскоре служба обнародовала проект методики расчета тарифов. Предлагалось отменить либерализацию и регулировать предельную доходность стивидорного бизнеса.

Большая часть членов совета потребителей ФГУП «Росморпорт» была против отмены либерализации. В августе ФАС опубликовала проект, предлагавший внести перевалку в список услуг естественных монополий, что позволяло вернуть тарифы. Против такой идеи были: Ассоциация морских портов России, Росморречфлот, большинство стивидоров. Кроме прочего, Минтранс высказался против, посчитав, что возврат тарифов «приведет к снижению выручки стивидоров, сложностям с обслуживанием и получением кредитов, остановке инвестпроектов по развитию портов». Минкомэкономики посчитало, что возврат регулирования сократит налоговые поступления, а также не приведет к снижению платы грузоотправителей и развитию конкуренции.

Однако «Опора России» ФАС поддержала. «При отказе от регулирования крупные стивидоры могут поднимать ставки, увеличив тарифную составляющую настолько, что в итоге напрямую будут определять выгодность экспорта того или иного товара», пишет «Ъ» со ссылкой на мнение главы комитета по транспорту организации «Опора России» Глеба Киндера. В организации считают, что это «может привести к зависимости ряда отраслей от крупных стивидоров». Также, эксперты «Опоры России» призывают к анализу рынка «для эффективности тарифного регулирования и применении его исключительно при отсутствии конкуренции», пишет газета. Организация также настаивает на переводе тарифов в рубли.

Новороссийск в январе-августе лидирует по грузообороту среди морпортов РФ

Грузооборот морских портов РФ в январе-августе 2016 года увеличился на 5,7% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года – до 468,57 млн тонн.

ТАСС составил, на основании данных Ассоциации морских торговых портов РФ, рейтинг морских портов России по грузообороту.

Лидирующую строчку рейтинга по объемам перевалки грузов в январе-августе 2016 года, как и годом ранее, занимает порт Новороссийск с оборотом 85,84 млн тонн. Рост к аналогичному периоду прошлого года составил 1,9%. Доля перевалки грузов в порту составляет 18,3% совокупного грузооборота морских портов РФ.

Порт Мурманск, занимавший в январе-августе 2015 года 9-ю позицию, поднялся на 7-ю позицию, перевалив 20 млн тонн (+36,9%). Порт Туапсе, сократив перевалку на 0,3% до 16,81 млн тонн, опустился с 8-ой позиции по итогам января-августа 2015 года на 9-ю.

В целом, наибольший рост перевалки грузов показали порты: Невельск - в 2,3 раза до 714,3 тыс. тонн, Зарубино - в 4,2 раза до 59 тыс. тонн, Севастополь - на 80,2% до 967,6 тыс. тонн.

Наибольшее снижение грузооборота отмечено в портах: Сочи - на 84,1% до 0,6 тыс. тонн, Геленджик - на 74,1% до 49,9 тыс. тонн, Беринговский – на 54% до 33,8 тыс. тонн.

Совокупный грузооборот первой десятки портов РФ в отчетном периоде оставил 359,13 млн тонн (76,6% совокупного грузооборота), что выше аналогичного периода прошлого года на 5,2%.

КТСП в январе-августе возглавил рейтинг контейнерных терминалов РФ с оборотом 373 тыс. TEU

Контейнероборот морских портов России в январе-августе 2016 года сократился на 0,7% по сравнению с аналогичным показателем 2015 года – до 2,6 млн.

ТАСС составил рейтинг стивидорных компаний России по контейнерообороту.

Лидирующую строчку рейтинга занимает ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» (КТСП, Большой порт Санкт-Петербург) c объемом перевалки контейнеров 373,25 тыс. TEU, что больше показателя аналогичного периода 2015 года на 54,8%. По итогам января-августа 2015 года компания находилась на 4-ой позиции.

АО «Первый контейнерный терминал» (ПКТ, Большой порт Санкт-Петербург) в отчетном периоде сократило перевалку контейнеров на 19,2%, до 325,09 тыс. TEU, за счет чего опустилось с 1-ой позиции на 2-ю. Кроме этого, в отчетном периоде свои позиции потеряли следующие компании: ОАО «Петролеспорт» (ПЛП, Большой порт Санкт-Петербург) - опустилось со 2-ой на 5-ю позицию, ООО «Восточная стивидорная компания» (порт Восточный) – с 3-й на 4-ю.

ОАО «Владивостокский МТП» (порт Владивосток) поднялось с 5-ой позиции по итогам января-августа прошлого года на 3-ю в 2016 году, перевалив 204,46 тыс. TEU (-11%).

В целом, за отчетный период наибольшее снижение контейнерооборота показали компании: АО «Морской торговый порт Оля» (порт Оля) – на 97,7%, ФГУП «Махачкалинский МТП» – на 87,9%, ООО «Ростовский универсальный порт» – на 66,3%.

Наибольший рост перевалки контейнеров показали компании: ООО «Владивостокский морской порт Первомайский» (порт Владивосток) – в 2 раза, до 13,68 тыс. TEU, ООО «МГС-Терминал» (порт Санкт-Петербург) – в 10,6 раза, до 2,16 тыс. TEU, ЗАО «Дальзавод-Терминал» (порт Владивосток) – в 10,2 раза, до 14,81 тыс. TEU.

За отчетный период десятью крупнейшими стивидорными компаниями РФ перевалено 1,89 млн TEU, что составляет 72,1% всего контейнерооборота морских портов России и меньше января-августа прошлого года на 5,4%.

Новороссийск в январе-августе возглавил рейтинг портов по объему перевалки наливных грузов

Морские порты РФ в январе-августе 2016 года перевалили 250,2 млн тонн наливных грузов, что на 3,1% превышает показатель аналогичного периода прошлого года.

ТАСС на основании данных Ассоциации морских торговых портов РФ составил рейтинг морских портов и стивидорных компаний России по объемам перевалки наливных грузов.

Лидирующую позицию среди портов РФ в январе-августе текущего года, также как и в 2015 году, занимает порт Новороссийск с оборотом в 60,88 млн тонн (-0,1%). Среди стивидорных компаний первое место заняло ООО «Приморский торговый порт» (ПТП, порт Приморск в Ленинградской области) – 43,33 млн тонн (+11,7%).

Порт Де-Кастри (Хабаровский край) в январе-августе 2015 года занимал 9-е место рейтинга, в отчетном периоде текущего года порт увеличил перевалку наливных грузов на 11,8% - до 7,34 млн тонн, что позволило ему подняться на 8-ю позицию. Порт Тамань поднялся с 11-ой позиции на 10-ю, перевалив 6,77 млн тонн (+6,3%). Порт Высоцк (Ленобласть) опустился с 8-ой на 9-ю позицию с оборотом 7,14 млн тонн (-12,5%). Порт Санкт-Петербург, занимавший в январе-августе 2015 года 10-ю позицию, вышел из топ-10.

Стивидорная компания EXXON NEFTEGAS LTD (порт Де-Кастри) поднялась с 9-ой позиции по итогам января-августа 2015 года на 8-ю. ООО «РПК-Высоцк «Лукойл»-II» (порт Высоцк, Ленобласть) опустилось с 8-ой позиции на 9-ю.

В целом, за отчетный период наибольший рост перевалки наливных грузов показали порты: Анадырь - в 2,2 раза, до 18,1 тыс. тонн, Ростов-на-Дону – на 59,5%, до 2,5 млн тонн, Мурманск – в 3,3 раза, до 5,3 млн тонн, а также стивидорные компании, такие как: ООО «КГС-порт» (порт Темрюк) – в 4,4 раза, до 19,2 тыс. тонн, ООО «КГС-МОЛ» (порт Темрюк) – на 46,4%, до 24,4 тыс. тонн, ЗАО «Азовпродукт» (порт Азов) - на 43,4%, до 161,2 тыс. тонн.

Наибольшее снижение перевалки наливных грузов отмечено в портах: Астрахань – на 94,8%, до 7,8 тыс. тонн, Керчь - на 81,9%, до 24,3 тыс. тонн, Невельск – на 61,2%, до 4,7 тыс. тонн, а также в стивидорных компаниях: ОАО «Мурманское морское пароходство» – на 85,2%, до 24,4 тыс. тонн, ООО «Инфотек-Ново» (порт Кавказ) – на 78,4%, до 354,6 тыс. тонн, АО «Балт Нафта» (порт Калининград) - на 66,5%, до 144,6 тыс. тонн.

По итогам января-августа 2016 года десятью портами-лидерами по перевалке наливных грузов перевалено 216,45 млн тонн, что составляет 86,5% общей перевалки наливных грузов портами РФ и на 2,8% больше, чем в январе-августе 2015 года. Первой десяткой стивидорных компаний перевалено 189,59 млн тонн, что составляет 75,8% совокупной перевалки наливных грузов (+3,9%).

Для резидентов свободного порта на Камчатке установлены налоговые льготы

Налоговые льготы установили депутаты Законодательного собрания Камчатского края для резидентов свободного порта Петропавловск-Камчатский. Соответствующие поправки в ряд региональных нормативно-правовых актов приняты в понедельник на сессии, сообщила пресс-служба правительства края.

«Сегодня мы решили один из важнейших вопросов – предусмотрели введение механизма льготного налогообложения для резидентов порта: налог на введенное имущество будет обнулен на срок окупаемости проекта, налог на прибыль будет снижен в первые пять лет - до 5% и 10% - в последующие пять лет», – сказал губернатор региона Владимир Илюхин.

На данный момент стать резидентами свободного порта Петропавловск-Камчатский изъявили желание три компании: «Витязь-Аэро», «Ямсы», «Камчаттралфлот». Они намерены построить гостиничный комплекс, грузовой терминал и рыбоперерабатывающий завод. Общая сумма заявленных инвестиций составляет 2,1 млрд рублей. С данными компаниями готовятся к подписанию соглашения, правительством края ведутся переговоры с другими потенциальными инвесторами.

Мурманский порт потратил на модернизацию причалов 219 млн рублей

В рыбном порту Мурманска считают, что обязательства, взятые на себя перед предприятием государством, были выполнены не полностью, такое заявление сделал на заседании рыбаков под председательством руководителя Федерального агентства по рыболовству Ильи Шестакова генеральный директор АО «ММРП» Олег Креславский.

«Согласно Федеральной целевой программе «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 гг.», предусматривалась реконструкция причальной линии и энергосетей в порту длиной 608 метров на сумму 442 млн рублей, - объяснили позицию руководства в пресс-службе порта. – Но из-за последовавшего секвестра федерального бюджета деньги выделены не были. Сам порт за 2008-2016 год на ремонт и модернизацию причалов потратил более 219 миллионов рублей».

В рамках этой же презентации, гендиректор порта заявил о том, что в Мурманской области снижается количество свежей рыбы: если в 2009 году 36% от выпуска рыбопродукции поступало на родной берег, то к 2015 году эта цифра снизилась до 27%.

Отметим, на ситуацию негативно влияют несколько факторов, в частности, сокращение количества рыбопромысловых судов, работающих на Северном бассейне, курс рубля, который толкает рыбопромышленников на более выгодную продажу уловов за рубеж. Отпугивают рыбаков и административные барьеры.

Напомним, отвечая на вопрос о чрезмерном давлении на мурманских рыбаков со стороны представителей силовых ведомств, глава Росрыболовства отметил, что «работа по избавлению от этих административных барьеров ведётся».

«С каждым конкретным перегибом, который есть, с ним нужно разбираться», - прокомментировал Илья Шестаков.

Напомним, «перегибы» стали причиной того, что суда, в частности, рыболовецкой компании «Робинзон» перестали заходить в Заполярье.

РЫБНЫЙ ПРОМЫСЕЛ

ФАС предложила ускорить создание биржевой торговли рыбой

Федеральная антимонопольная служба РФ предлагает ускорить создание биржевой торговли рыбой, заявил замначальника управления ФАС Сергей Юшкин на конференции «Российский рынок рыбы и морепродуктов» в рамках 10-го продовольственного форума в Москве.

По его словам, это одно из предложений ведомства, которые содержатся в докладе о ценообразовании на рынке рыбы. Этот документ ФАС в конце июня направила в администрацию президента.

«Мы выступаем за то, чтобы ускорить создание биржевых аукционных площадок и внедрение практики аукционных торгов при реализации российской продукции. И тем самым предоставить возможность доступа к прозрачным поставкам рыбной продукции, минуя посредников», - заявил Юшкин.

Кроме того, некоторые предложения касаются розничной торговли, причем ряд из них учтен в поправках к закону о торговле.

Юшкин также заявил, что проведенное ФАС исследование показало значительную зависимость конечной цены на рыбном рынке он посреднических структур. В частности, только доля транспортно-логистических расходов в конечной цене продукции составляет 11%.

Как заявил Юшкин, антимонопольное ведомство продолжает исследовать механизм ценообразования на рыбном рынке.

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

Белозеров: РЖД в 2016 г. оптимизируют расходы на БАМ и Транссиб еще на 5 млрд рублей

ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) в 2016 году оптимизирует расходы на модернизацию БАМа и Транссиба еще на 5 млрд рублей, заявил президент компании Олег Белозеров на совещании под председательством премьер-министра РФ Дмитрия Медведева.

«Проводится технологический и ценовой аудит. Уже в прошлом году – мы докладывали - достигнута экономия в 8 млрд рублей. Планируем, что уже в этом году... экономия будет еще 5 млрд рублей. Будем выходить с предложениями по возможностям использования этих средств», - сказал он.

Проект развития железных дорог Восточного полигона предусматривает увеличение в 2020 году провозной способности БАМа и Транссиба в направлении морских портов и пограничных переходов Дальнего Востока на 66 млн тонн в год к уровню 2012 года. Общая стоимость реализации проекта ранее составляла 562,4 млрд рублей.

В феврале 2016 года заместитель начальника департамента капитального строительства РЖД Андрей Паненков заявлял, что стоимость проекта модернизации БАМа и Транссиба (модернизация Восточного полигона) по итогам технико- ценового аудита снижена на 8,3 млрд рублей. По итогам технико-технологического ценового аудита проекта, размер инвестиционных затрат составил 554,1 млрд рублей, в том числе за счет средств РЖД – 302,2 млрд рублей, федерального бюджета – 104,2 млрд рублей, Фонда национального благосостояния – 147,7 млад рублей.

Новый прейскурант железнодорожных тарифов рассмотрят в конце 2020 года

Основной железнодорожный тарифный документ - прейскурант 10-01, пересмотр которого уже откладывали до начала 2020 года, теперь планируют ввести еще позже - в его конце, сообщает газета «КоммерсантЪ».

Такое решение приняли на совещании в правительстве, которое состоялось 24 августа у первого замглавы аппарата правительства Максима Акимова.

«Ъ» удалось ознакомиться с вышедшим на прошлой неделе протоколом совещания, согласно которому с коренной переработкой прейскуранта следует повременить, но первоочередные точечные мероприятия можно провести уже до конца года.

«С учетом необходимости определения уровня тарифов по конкретным грузам, обеспечивающего реализацию стратегического планирования РФ (в том числе стимулирования производства продукции с высокой добавленной стоимостью, импортозамещения и продуктовой безопасности), и проведения оценки социально-экономических последствий изменения тарифной нагрузки по отраслям новый прейскурант может быть подготовлен к концу 2020 года»,- сообщается в протоколе.

Также решено создать межведомственную рабочую группу по новой тарифной системе, а ключевые вопросы - обсуждать на уровне правительства.

Пересмотр прейскуранта 10-01 давно вызывает дискуссии, особенно по тарификации низкодоходных грузов (в первую очередь угля). Глава ОАО «РЖД» Олег Белозеров хочет убрать из прейскуранта перекрестное субсидирование низкодоходных грузов за счет высокодоходных, за это же выступали и владельцы последних. Ряд участников отрасли, напротив, полагает, что при реформе прейскуранта есть риск разрушения сложившихся отношений в отрасли, и поэтому лучше применять существующие способы тонкой настройки тарифов. Источник «Ъ» в отрасли говорит, что пересмотр прейскуранта, вне зависимости от того, какой способ будет выбран - постепенный, как сейчас, или радикальный,- неизбежно вызовет разногласия. По его мнению, также важно, какое содержание получит целевая модель рынка грузоперевозок (еще один ключевой документ отрасли, определяющий ее дальнейшее развитие), иначе реформа тарифной системы разойдется с ее основными принципами и пойдет насмарку. По итогам совещания было решено взаимоувязать новую тарифную систему и целевую модель, но последняя также является предметом острых дискуссий и до сих пор не принята.

РЖД планирует ввести систему договоров take-or-pay для грузоотправителей

РЖД подготовило предложения по введению системы take-or-pay («бери или плати»), предусматривающей предоставление приоритетного доступа к инфраструктуре грузоотправителям, давшим обязательства по перевозке фиксированных объемов грузов.

Об этом пишет газета «КоммерсантЪ», ознакомившаяся с письмом, направленным в июле старшим вице-президентом компании Сергеем Мальцевым в Минтранс.

«Концепция договора take-or-pay, предлагаемая ОАО РЖД, предполагает, что грузоотправитель будет заявлять на несколько лет вперед объем перевозок и получать приоритетный доступ к инфраструктуре, а за невыборку объема заплатит штраф. Полученные средства будут идти на развитие инфраструктуры», - отмечает издание.

По мнению источников газеты в отрасли, инициатива несет определенные риски: во-первых, подобная система требует гарантий долгосрочной стабильности железнодорожных тарифов; во-вторых, при вводе приоритетного доступа государство «открывает ящик Пандоры, ставя под угрозу принцип публичности перевозок». В-третьих, есть опасение, что договоры take-or-pay примут добровольно-принудительный характер. Наконец, глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров обращает внимание на то, что предлагаемые сейчас в проекте формулировки могут привести к использованию механизма «бери или плати» как варианта внесения предоплаты, что в совокупности с системой приоритетности перевозок может привести к дискриминации участников рынка по доступу к инфраструктуре.

Предложения РЖД, разработанные в рамках июньского поручения президента РФ по развитию портовых мощностей в Тамани, направлены также в правительство. В самой компании «Коммерсанту» заявили, что для внедрения системы понадобится внести изменения в Устав железнодорожного транспорта. Действующее законодательство не разрешает адресного предоставления особых условий: даже тарифные преференции предоставляются лишь на определенном направлении и по определенным типам грузов.

В Бюллетене использована авторская информация издательства «Морские вести России», а также сайтов Президента РФ, Председателя Правительства РФ, ГД РФ, Минтранса, Российской газеты, Росморречфлота, ТАСС, РИА Новости, ИА Regnum, Ведомостей, Известий, агентства Прайм, АТН и других.

 

Все новости, включая самые последние, на сайте издательства «Морские вести России» www.morvesti.ru

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ