Бюллетень новостей №24 (182) с 13 по 19 августа 2016 - Морские вести России

Бюллетень новостей №24 (182) с 13 по 19 августа 2016

Бюллетень новостей

ВЛАСТЬ

В. Путин призвал стимулировать рост перевозок по воде

Президент РФ Владимир Путин отметил существенное снижение пассажирских перевозок водным транспортом и напомнил правительству о необходимости стимулировать рост перевозок по воде.

«На единой глубоководной системе сейчас немало так называемых узких мест, а если быть точным - мелких мест, где глубина значительно ниже минимально необходимой для прохождения судов. Это привело к разделению Волги и Нижнего Дона на отдельные участки. Это стало причиной фактически полного прекращения так называемого сквозного судоходства для грузовых и пассажирских судов на этих реках», - заявил Путин в понедельник на заседании Госсовета по вопросу развития внутренних водных путей.

По его словам, пассажирские перевозки по водным путям сократились с 103 млн человек в 1980 году до – 13,5 млн человек в 2015 году.

Поэтому, считает российский лидер, этой сфере следует уделить приоритетную поддержку.

Он отметил, что для возрождения речного и круизного туризма, в том числе въездного, «один из ключевых вопросов - совершенствование визового режима».

«Сегодня более четверти автомобильных магистралей работает в режиме перегрузки, особенно в этот период - каникулярный, летом, когда люди едут в отпуска, возвращаются домой, а рядом - грузовой транспорт со щебнем и песком. И все это в период навигации по рекам, возможности которых практически не используются или используются неэффективно», - сказал президент государства.

Заседание Госсовета РФ по вопросам развития внутренних водных путей состоялось в Волгограде

15 августа в Волгограде состоялось выездное заседание президиума Государственного совета под председательством президента России Владимира Путина по вопросу «О развитии внутренних водных путей Российской Федерации».

Как сообщает сайт kremlin.ru, в заседании приняли участие помощник президента РФ Игорь Левитин, заместитель председателя правительства РФ Аркадий Дворкович, министр транспорта РФ Максим Соколов, министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской, министр по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций РФ Владимир Пучков, главы регионов России, представители организаций внутреннего водного транспорта. Также в заседании принимали участие заместитель министра транспорта России – руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Олерский и заместитель руководителя Росморречфлота Виктор Вовк.

Открывая заседание, президент РФ В.В. Путин подчеркнул, что вопрос развития внутренних водных путей – чрезвычайно важный для всей страны.

Судоходные пути сообщения проходят по 60 регионам Российской Федерации. Здесь проживает 80 процентов населения России, производится до 90 процентов внутреннего валового продукта.

Насыщенность, плотность водных путей сопоставима с железными дорогами. Но это не только транспортная артерия протяжённостью 100 тысяч километров: предназначение водных путей имеет комплексный характер. Они задействованы для решения задач в таких ключевых сферах, как гидроэнергетика, жилищно-коммунальное хозяйство, сельское хозяйство.

Внутренний водный транспорт имеет большой конкурентный потенциал. Это низкая себестоимость перевозок, особенно на дальние расстояния, энергоэффективность и относительно невысокие затраты на содержание водных путей. Но даже на эти относительное невысокие (затраты) нужно своевременно деньги выделять.

Для ряда регионов водный транспорт просто не имеет альтернативы, особенно для тех, кто обеспечивается северным завозом.

В.В. Путин выделил несколько, по его мнению самых важных, направлений. Первое – преодоление инфраструктурных ограничений. Второе направление – достижение сбалансированности перевозок разными видами транспорта и, как результат, снижение не только бюджетных затрат, но и издержек грузоотправителей. Хорошо известно, что для транспортировки одной тонны грузов по водным путям требуется намного меньше средств, чем по автомобильным дорогам. Третье направление – обновление речного флота.

Также президент РФ особо выделил необходимость применения современных навигационных технологий, что позволит не только повысить эффективность использования водных путей, но ив полной мере обеспечить безопасность судоходства.

На заседании с докладом выступил министр транспорта РФ М. Соколов.

Ежегодная потребность в финансировании речных путей составляет 21,6 млрд руб., дефицит – 7,4 млрд руб. По плану к 2018 году необходимо перейти на полное финансирование инфраструктуры из бюджета и других источников. Минтранс России этими источниками видит дополнительный акциз на дизтопливо, используемое «преимущественно большегрузными коммерческими автомобилями», при этом рост его стоимости не превысит 1%. Кроме того, не исключается, что средства на водные пути могут быть вписаны в повышение тарифов системы «Платон» (взимания платы с 12-тонных фур). Такой тариф предлагается вводить в навигацию (с апреля по ноябрь) на магистралях, совпадающих по направлениям с водными путями. Также в этот сезон было бы целесообразно не давать скидки массовым и тяжеловесным грузам на железной дороге. Министр также добавил, что выход на полноценное финансирование внутренних водных путей приведет к созданию новых гидротехнических сооружений, что повысит пропускную способность. Затем, по его словам, можно будет установить сбор с судоходных компаний за пользование такими объектами. Кроме того, возможно введение платежей с энергии, выработанной на ГЭС, что может компенсировать их воздействие на судоходство.

Также на заседании выступили губернаторы Астраханской области А. Жилкин, Ростовской области В. Голубев, глава Якутии Е. Борисов, заместитель Министра финансов РФ А. Иванов и президент Союза Российская палата судоходства А. Клявин.

В ходе заседания в режиме телемоста с судостроительным заводом «Лотос» В Астрахани была проведена процедура закладки судна PV300 класса «река – море», не имеющее аналогов в истории отечественного пассажирского судостроения. Суда аналогичного класса не строились более 60 лет. Заказчиком судна выступает Московское речное пароходство, строительство будет вестись судостроительным заводом «Лотос» в кооперации с заводом «Красное Сормово», и это задел на длинную серию.

Президент РФ В.В. Путин, заканчивая заседание еще раз подчеркнул: «Сама наша государственность складывалась там, где были берега рек, поскольку других способов сообщения не было, – сказал президент. – Сейчас есть автомобильные дороги, есть авиасообщение, но значение водных путей не становится меньше, и мы должны использовать преимущества этого вида транспорта. Мы и до этого принимали решения, но реализуются они, мягко говоря, не очень. Но эти планы надо осуществлять».

По итогам заседания Госсовета в Волгограде В.В. Путин поручил проработать предложения, высказанные в ходе заседания президиума Госсовета, со всеми заинтересованными сторонами.

Минтранс предлагает поддерживать инфраструктуру судоходных рек за счет новых налогов

Минтранс РФ предлагает рассмотреть вопрос об увеличении налоговой нагрузки для автомобильных грузоперевозчиков (в части формирования дополнительного акциза на дизельное топливо для них) и гидроэлектростанций (в части введения платежей с произведенной на них электроэнергии) для поддержания в нормативном состоянии и восстановлении инфраструктуры внутренних водных путей.

Об этом сообщил в рамках Госсовета по развитию внутреннего водного транспорта в РФ министр транспорта Максим Соколов.

По его словам, из-за инфраструктурных ограничений на внутренних водных путях потери провозной способности флота составляют ежегодно около 46 млн тонн. Доля грузооборота по внутреннему водному транспорту в доле общего грузооборота страны не превышает 3%, добавил министр.

Нормативное финансирование содержания внутренних водных путей ежегодно требует более 21 млрд рублей в год, недостаток средств сегодня составляет около 8 млрд рублей, сказал он. При недофинансировании в этой части параметры внутренних водных путей будут ухудшаться, что увеличит нагрузку на автомобильные дороги.

В этой связи Минтранс просит, несмотря на сложные экономические условия, выйти к 2018 году на полное финансирование этих работ, и предлагает распределить эти расходы между федеральным бюджетом и другими источниками.

Рабочая группа по подготовке президиума Госсовета сформулировала предложения по определению возможных источников финансирования этих затрат, сказал Соколов. В частности, предложено сформировать дополнительный акциз на дизельное топливо, которое используют большегрузы и использовать этот налог для покрытия потребностей речного флота.

«После восстановления параметров пути, восстановления узких мест возрастет экономическая эффективность речных перевозок, это позволит ввести платеж, взимаемый у судоходных компаний за использование вновь созданной инфраструктуры. Мы обсуждали с бизнесом и судовладельцами такой принцип, и он был поддержан», - отметил министр.

Соколов также отметил, что стоящие на реках гидроэлектростанции также мешают судоходству, перекрывая естественное течение рек. Судоходство осуществляется на этих участках через шлюзы. Это лимитирует габариты судна, проходящего по реке. «Поэтому в целях компенсации негативного воздействия на судоходство от наличия гидроэлектростанций на реке предлагается также посмотреть возможность введения платежей с произведенной именно этими гидроэлектростанциями энергии на содержание внутренних водных путей», - заключил он.

Соколов отметил, что по протяженности внутренние водные пути практически в 2 раза превышают федеральные автомобильные дороги, а порядка 80% водных путей являются безальтернативными для доставки грузов и пассажиров, в том числе и в рамках северного завоза.

Минтранс предлагает увеличивать тарифы на автоперевозки грузов в период навигации

Минтранс предлагает увеличивать тарифы на грузовые автоперевозки в летний сезон для переориентации грузопотоков на внутренние водные пути. Об этом сообщил в рамках Госсовета по развитию внутреннего водного транспорта в РФ министр транспорта Максим Соколов.

По его словам, загруженность автодорог постоянно растет, при этом направления многих автомобильных перевозок совпадают с направлениями внутренних водных путей.

«Например, один речной состав грузоподъемностью 8 тысяч тонн способен заменить 400 20-тонных грузовых автомобилей», - сказал министр.

Для того, чтобы переориентировать грузы с автомобильных дорог на внутренний водный и ж/д транспорт, уже введен запрет на перевозку делимых грузов тяжеловесными транспортными средствами по автомобильным дорогам, обустраиваются дополнительно пункты весового контроля и другие инструменты возмещения вреда дорогам, добавил Соколов.

«Период речной навигации совпадает с периодом повышения нагрузки на автодороги из-за роста сезонных перевозок грузов и пассажиров, и в рамках уже принятых решений, используя систему взимания платы с 12-тонников (система «Платон» - прим.) возможно регулирование путем повышения тарифа в период речной навигации с апреля по ноябрь. Возможно делать это и на автомагистралях, направления которых совпадают с направлениями водных магистралей, определив такой перечень», - сказал чиновник.

Он добавил, что в летний период пик нагрузки приходится также и на железные дороги, «и было бы целесообразно в этот период не предоставлять скидок на перевозку массовых и тяжеловесных грузов железнодорожным транспортом».

НОВОСТИ КОМПАНИЙ

Чистая прибыль «Совкомфлота» по РСБУ в I полугодии выросла почти вдвое

Чистая прибыль ПАО «Совкомфлот» (СКФ) по РСБУ в I полугодии 2016 года выросла почти в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 1,574 млрд руб., следует из отчетности компании.

Выручка СКФ за отчетный период увеличилась на 53%, составив 2,952 млрд руб. Прибыль до налогообложения также выросла почти вдвое, до 1,652 млрд руб.

Долгосрочные обязательства на 30 июня 2016 года составили почти 831 млн руб. против 572 млн руб. на конец 2015 года. Краткосрочные обязательства за этот же период выросли более чем в десять раз, до 6,61 млрд рублей.

Договор с агентом по приватизации «Совкомфлота» будет заключен до конца августа

Договор с «ВТБ Капиталом» - агентом по приватизации «Совкомфлота» - будет заключен до конца августа. Об этом сообщил представитель Росимущества.

«В Росимуществе действуют согласно утвержденному плану в рамках распоряжения правительства, и заключение агентского договора по «Совкомфлоту» должно состояться до конца августа», - сказал собеседник агентства.

Ранее заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский сообщал, что компания «Совкомфлот» пока останется в списке приватизации на 2016 г. Однако в интервью агентству Bloomberg гендиректор компании Сергей Франк сказал, что компания планирует приватизацию в начале 2017 г.

Ранее Минэкономразвития сообщило, что «ВТБ Капитал» назначен единственным агентом по приватизации «Совкомфлота».

Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал подготовленное Минэкономразвития распоряжение о назначении «ВТБ Капитала» единственным исполнителем приватизации 25% минус одна акция ПАО.

В ходе приватизации правительство планирует реализовать пакет акций «Совкомфлота» и выручить за них 24 млрд рублей. При этом доля государства в «Совкомфлоте» должна сократиться до 25%.

«Совкомфлот» – одна из крупнейших судоходных компаний мира и крупнейшая в России. Специализируется на перевозках углеводородов и поддержке работ на месторождениях, в том числе в сложных климатических условиях. Флот компании состоит из танкеров-газовозов, танкеров для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов, танкеров-продуктовозов, ледокольных судов снабжения, исследовательских судов, балкеров, танкеров-химовозов.

В России создан крупнейший угольный портовый холдинг из «Восточного порта» и «Ростерминалугля»

Управление двумя крупнейшими в России угольными портами теперь будет сосредоточено в единой управляющей структуре – ООО «Управляющая портовая компания» (УПК).

Управляющая компания в настоящее время контролирует работу АО «Восточный Порт» в Приморском крае и ОАО «Ростерминалуголь» в порту Усть-Луга Ленинградской области. Акционером обоих портов является сырьевая группа «Кузбассразрезуголь». Совокупный грузооборот двух терминалов по итогам 2015 года превысил 40 млн тонн. Это составляет более трети российского морского экспорта угля. Об этом сообщили участники пресс-конференции, организованной «Управляющая портовая компания», которая прошла сегодня в Москве.

УПК управляет Восточным портом с октября 2009 г. С указанного времени грузооборот ВП вырос на 58% (более чем на 8 млн. тонн), составив 22,8 млн. тонн в 2015 г. Была проведена оптимизация производственных процессов, а также реализована программа модернизации/обновления оборудования (2010-2015 гг.). В текущее время реализуется проект строительства третьей очереди угольного терминала, которая будет введена в эксплуатацию в 2017 г., что обеспечит увеличение пропускной способности порта до 39 млн. тонн в 2019 г.

Акционерами портов было принято решение использовать успешный управленческий опыт УПК в стивидорной деятельности.

В 2015 г. перевалка угля в Ростерминалугле (РТУ) достигла рекордного показателя – 17,5 млн. тонн. В настоящий момент терминал территориально ограничен, поэтому дальнейший рост грузооборота возможен только за счет оптимизации ряда процессов (технических, логистических, финансовых и др.). В данных обстоятельствах РТУ рассчитывает на высокий профессионализм и опыт УПК в осуществлении указанных функций.

СУДОХОДСТВО

Керченская переправа установила рекорд, перевезя за сутки около 59 тыс. пассажиров

Керченская паромная переправа, которая связывает Крым с материковой Россией, установила рекорд, перевезя за сутки около 59 тыс. пассажиров. Об этом сообщил оператор переправы компания «Морская дирекция».

«За минувшие сутки Керченской паромной переправой воспользовались 58 744 человека и 17 189 в эквиваленте легкового автотранспорта. Это рекордное количество за все время работы «Морской дирекции», - говорится в сообщении компании.

Последний рекорд на переправе фиксировали 31 июля, тогда транспортной артерией воспользовались более 51 тыс. пассажиров. Установление нового рекорда «наглядно демонстрирует большую востребованность Крыма как курортного направления», считает оператор переправы.

Как отметили в компании, время ожидания погрузки для пассажиров накануне, несмотря на наплыв отдыхающих, не превышало трех часов. «Этого удалось достичь благодаря слаженной работе всего коллектива, увеличения количества кругорейсов паромов и сокращению времени погрузки и выгрузки транспортных средств», - пояснили там.

Всего с начала года по 15 августа «Морская дирекция» перевезла более 3,69 млн человек и около 827 тыс. транспортных средств. «Это более чем на 30% больше по сравнению с 2015 годом, когда было перевезено 2 832 319 человек и 626 590 транспортных средств», - отметил оператор переправы.

Крым по итогам года ожидает 6 млн туристов, в 2015 году регион принял 4,6 млн отдыхающих.

Паромное сообщение между Приморьем, Южной Кореей и Китаем возобновится осенью

Паромная линия Сокчо (Республика Корея) – Зарубино (Россия, Приморский край) – Хуньчунь (Китай) возобновит работу до конца года после почти 6-летнего перерыва. Соответствующее соглашение подписали в среду губернатор Приморья и главы провинций Цзилинь (КНР) и Кангвон (Республика Корея).

«В целях расширения всесторонних связей в области торговли, туризма и культуры путем возобновления и развития паромного сообщения по маршруту Сокчо - Зарубино - Хуньчунь стороны договорились о том, что будут прилагать все усилия, направленные на содействие по улучшению логистического климата», - цитирует документ пресс-служба губернатора Приморского края.

Кроме того, соглашение предполагает взаимодействие сторон с государственными органами для реконструкции пограничной транспортной инфраструктуры на своих территориях, а также с таможенными и пограничными органами по вопросам прохождения таможенных и визовых процедур на паромном сообщении.

16 августа вопрос о возобновлении работы линии обсуждался на встрече губернатора Приморского края Владимира Миклушевского с губернатором провинции Кангвон Чой Мунсуном. Корейская сторона сообщила, что проект возобновления работы уже готов, и осенью этого года первый паром выйдет на линию. «Считаю, это своевременно в рамках укрепления нашего сотрудничества и актуально, учитывая Зимнюю Олимпиаду, которая пройдет в Республике Корея в 2018 году», - сказал Чой Мунсун.

Паромная линия между южнокорейским портом Сокчо и приморским Зарубино была открыта еще в 2000 году, а через несколько лет паром стал заходить и во Владивосток. В конце 2010 года работавшее на линии судно «Донг Чун Ферри» село на мель и повредило винты. С тех пор перевозки не осуществлялись, хотя вопрос по их возобновлению обсуждался не один раз.

Ограничена осадка судов на участке Волги от Городца до Балахны

Росморречфлот выпустил распоряжение от 12.08.2016 № 183-р о сроках действия ограничения по осадке судов на участке Волжского бассейна внутренних водных путей.

В распоряжении говорится: «Установить действие по ограничению осадки судов, введенное распоряжением ФБУ «Администрация Волжского бассейна» от 10 августа 2016 года №22 на участке р. Волга от Городецких шлюзов №15 – 16 до г. Балахна с 11 августа 2016 г. по 10 сентября 2016 г. включительно».

Сняты ограничения на осадку судов в Байкало-Ангарском бассейне

Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) выпустило распоряжение о снятии ограничений по осадке судов на участках Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей, которые были введены 3 августа 2016 года. Об этом сообщила пресс-служба Росморречфлота.

В соответствии с распоряжением прекращен срок действия распоряжение об ограничении по осадке судов, введенного 3 августа 2016 года. Ограничения вводились на участке Иркутского водохранилища от переката Исток до 2 км основного судового хода р. Ангара

СУДОСТРОЕНИЕ

Потребность в строительстве нового грузового флота в РФ до 2020 г. оценивается более чем в 200 ед.

Потребность в строительстве нового грузового флота типа река-море до 2020 года оценивается более чем в 200 единиц, пассажирского – порядка 40 единиц. Об этом сообщил министр транспорта РФ Максим Соколов в рамках Госсовета по развитию внутреннего водного транспорта в РФ.

«Восстановление параметров на внутренних водных путях создаст экономические условия и для обновления речного флота. Потребность в строительстве нового грузового флота до 2020 года оценивается более чем в 200 единиц, а пассажирского флота - порядка 40», - сказал министр.

Он отметил, что строительство нового флота усложняется тремя факторами - это высокая капиталоемкость, дорогие кредиты, «которые составляют в общем объеме до 100% стоимости нового судна за весь период кредитования», и длинные сроки окупаемости - более 10 лет.

Ростуризм считает необходимым стимулировать обновление флота для развития круизного туризма

Ростуризм считает необходимым принять меры для успешного развития в РФ круизного туризма, перед которым стоят несколько глобальных проблем, в том числе необходимость развивать флот. Об этом сообщает пресс-служба ведомства.

Как отметили в Ростуризме, круизы являются традиционной и перспективной сферой отечественного туризма. Но объемы перевозок пассажиров на туристских маршрутах по внутренним водным путям за последние годы упали и сейчас составляют 300-400 тыс. человек в год, в то время как в 2008 г. объем перевозок составлял 800 тыс. человек.

«Для дальнейшего успешного развития круизного туризма необходимо принять меры, направленные на стимулирование обновления флота, используемого на внутренних водных путях», - отметили в Ростуризме. Как подчеркнули в ведомстве, для строительства новых комфортабельных судов необходима государственная финансовая поддержка.

В частности, Ростуризм предлагает продлить действие постановления правительства по предоставлению субсидий на возмещение части затрат на кредиты, полученные на закупку гражданских судов. Также среди предложенных мер – введение утилизационного гранта с целью субсидирования судоходных компаний на возмещение части затрат на строительство новых судов (взамен сданных на утилизацию). Кроме того, Ростуризм считает необходимым введение капитализационного гранта с целью возмещения государством не менее 50% стоимости судна судострои

По данным Ростуризма, сейчас 30 теплоходов возят иностранных туристов на линии Москва – Санкт-Петербург (рейсы по 10-14 дней), еще 60 теплоходов возят россиян в круизы от 3 до 20 дней.

«В затонах еще 30 теплоходов, но они уже вряд ли выйдут, так как требуют большого ремонта и модернизации. Каждый год будут списываться 5-10 судов», - отметили в ведомстве.

Как сообщила пресс-служба Кремля, президент РФ Владимир Путин проведет сегодня в Волгограде заседание президиума Госсовета. Темой мероприятия станет развитие внутренних водных путей России. На заседании будут обсуждаться меры, направленные на устранение инфраструктурных ограничений и лимитирующих участков на внутренних водных путях, а также вопросы повышения безопасности судоходства, в том числе с использованием современных навигационных технологий. Отдельное внимание будет уделено темам поддержки судостроения.

Российские рыболовецкие компании намерены заказать на Северной верфи строительство рыбопромысловых судов

Рыболовецкая компания «Вирма» (Карелия) и Союз рыболовецких колхозов Архангельской области (РК им. М. И. Калинина, РК им. В. И. Ленина, РК «Заря» и др.) заключили с судостроительным заводом «Северная верфь» (входит в АО ОСК) договоры о намерениях организовать на верфи серийное строительство рыбопромысловых судов ярусного способа лова по проекту ST – 155L норвежской компании Skipsteknisk.

Сейчас стороны обсуждают условия контрактов, которые могут вступить в силу после выделения «рыбакам» государственных квот на лов рыбы. Главным условием получения квот должно стать размещение на российских верфях заказов на строительство рыболовецких судов.

Генеральный директор ООО «РК «Вирма» Игорь Чевычало сообщил: «Мы рассматриваем Северную верфь в качестве потенциального исполнителя нашего заказа, поскольку у этого завода есть необходимые мощности и большой опыт работы с норвежскими партнерами». Он добавил, что «РК «Вирма» заинтересована в приобретении судна, отвечающего современным мировым стандартам и соответствующего строгим международным техническим требованиям. «Если такое судно будет построено на отечественной верфи, это станет действительным доказательством эффективности госпрограммы по поддержке российского рыболовства». Игорь Чевычало отметил, что проект, который выбрала его компания, эксперты отрасли считают одним из лучших благодаря эргономичным инженерным решениям, оптимальной корпусной постройке и другим преимуществам, позволяющим максимально оптимизировать процесс лова.

Северная верфь имеет опыт строительства судов «под ключ» по норвежским проектам. Так, в 2009-2011 годах верфь построила два судна снабжения морских буровых платформ норвежского проекта VS 485 PSV.

МОРСКИЕ ПОРТЫ

ФАС: Регулирование тарифов стивидорных компаний должно быть основано на анализе рынка

Методический совет Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России считает необходимым сохранить стабильность государственной политики по вопросам тарифообразования стивидорных компаний. Об этом говорится в сообщении ведомства.

«В целом, позиция всех участников методического совета сошлась на том, что необходимо сохранение и применения антимонопольного законодательства. Общий подход должен сохраняться. Тарифное регулирование должно основываться на анализе рынка, который необходимо проводить в соответствии с нормами антимонопольного законодательства», - цитируется в сообщении замглавы ФАС Анатолий Голомолзин.

Заседание методического совета прошло 12 августа, в нем приняли участие представители портов, стивидорных компаний, инвесторов, грузоотправителей, операторских компании, научных организаций и органов власти. Все участники отметили, что условия конкуренции присутствуют в большинстве портов.

«Если анализ рынка показывает, что условия конкуренции отсутствуют, то должно применяться тарифное регулирование. Если создаются условия перехода из естественно-монопольного состояния в конкурентное – должно применяться гибкое тарифное регулирование. Там, где реализованы условия для конкуренции – необходимо дерегулировать тарифы. При этом конкуренция может быть как в порту, так и между портами, а также между российскими и зарубежными портами», - подчеркнул Голомолзин.

Решение по дерегулированию тарифов стивидорных компаний «позволило сохранить благоприятные экономические результаты», подчеркивается в сообщении ФАС. Однако дерегулирование не должно приводить к созданию бесконтрольной ситуации на рынке – в случае нарушений могут применяться нормы антимонопольного законодательства. При этом нужно соблюдать правила недискриминационного доступа, которые гарантируют доступ к ограниченной инфраструктуре, добавляют в ФАС.

Ранее руководитель ФАС Игорь Артемьев сообщал, что ведомство обсуждает возвращение к тарифному регулированию в российских портах из-за резкого роста тарифов и установления их в валюте. Процесс дерегулирования тарифных ставок в портах начался в 2010 году.

В то же время, Минтранс выступил против возврата к регулированию тарифов российских морских портов. Замминистра транспорта и руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Виктор Олерский отметил, что установление рублевого тарифа несет риски курсовых разниц.

Стивидорные услуги - работы, связанные с осуществлением погрузочно - разгрузочных операций, укладкой грузов на судне. В зависимости от условий фрахтования стивидорные работы оплачиваются фрахтователем или судовладельцем.

Эксперты: Возврат к регулированию ставок стивидоров уведет прибыль «в тень» и приведет сокращению инвестиций в портовую инфраструктуру

Возврат к регулированию ставок стивидоров может привести к снижению объема и доли инвестиций в портовую инфраструктуру из внебюджетных источников до уровня 2010 -13 гг. Об этом заявил Юрий Саакян, генеральный директор АНО «Институт проблем естественных монополий» (ИПЕМ), выступая на круглом столе «Регулирование стивидорных услуг в морских портах», который прошел в Москве.

По данным ИПЕМ, начиная с 2007 года, ФАС России последовательно выступала за отмену регулирования стоимости услуг морских портов. Это никоим образом не сказывалось на подорожании услуг стивидоров: ставки в долларовом исчислении в 2010 – 15 гг. либо оставались неизменными, либо снижались. И, даже после обвала национальной валюты, когда ставки, пересчитанные в рублях, выросли, объем перевалки по основным грузам в морских портах продолжал уверенно расти. Также в результате дерегулирования существенно выросли объем и доля инвестиций в портовую инфраструктуру из внебюджетных источников.

Как указал в своем докладе Юрий Саакян, отсутствие регулирования не означает отсутствия конкуренции. Во-первых, при поставке на экспортные рынки существует конкуренция между морскими бассейнами. Во-вторых, внутри бассейна существует конкуренция между отдельными портами. В третьих, в крупных портах как правило существует конкуренция между отдельными стивидорами.

Намерение ФАС вновь ввести регулирование тарифов в портах является серьезным шагом назад. «Реализация предложений ФАС России несет риск кратного увеличения количества принимаемых эти ведомством тарифных решений. У нас 48 вариантов расчета тарифа, нужно сделать расчеты для 23 портов, и для каждого порта по три расчета для трех операций: погрузка, выгрузка, хранение. Если перемножить эти цифры, то получится, что при расчете тарифа на год, нужно будет принимать 2000 тарифных решений, а при расчете на квартал – более 8 тыс.», - подчеркнул гендиректор ИПЕМ.

«Возврат к регулированию, – продолжил докладчик, – приведет к снижению поступлений налога на прибыль в размере 3% - 37% в зависимости от субъекта федерации». Самые большие показатели потерь – для Приморского края, здесь снижение поступлений от налога составит 36,6%. Затем идут Хабаровский (15,8%) и Краснодарский (15,5%) края. В абсолютных цифрах Приморье недосчитается 43,3 млрд рублей, Хабаровский край – 14,7 млрд.рублей, Краснодарский край – 111,5 млрд руб, и Ленинградская область – 40,7 млрд руб.

«Возврат к регулированию ставки перевалки в портах поставит под угрозу возможность реализации новых инвестиционных проектов, поскольку предлагаемая ФАС норма рентабельности намного ниже реальной рентабельности портового бизнеса», - заключил Ю. Саакян.

Присутствовавший на круглом столе заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Константин Стасюк, озвучил позицию федерального агентства по этому вопросу. «Наша позиция консолидирована с позицией министерства транспорта. Она заключается в том, что в результате понизится инвестиционная привлекательность морских портов, центр прибыли уйдет в серую зону, а значит ожидается недополучение поступлений налогов», – сказал К. Стасюк.

Новороссийск в январе-июле 2016 года лидирует по грузообороту среди морских портов России

Грузооборот морских портов РФ по итогам января-июля 2016 года увеличился на 5,8% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года – д о 406,18 млн тонн.

ТАСС составил, на основании данных Ассоциации морских торговых портов РФ, рейтинг морских портов России по грузообороту.

Лидирующую строчку рейтинга по объемам перевалки грузов в январе-июле 2016 года, как и в 2015 году занимает порт Новороссийск с оборотом 76,24 млн тонн. Рост к аналогичному периоду прошлого года составил 2,8%. Доля перевалки грузов в порту составляет 18,8% совокупного грузооборота морских портов РФ.

Порт Мурманск, занимавший в январе-июле 2015 года 9 позицию, поднялся на 7-ю позицию, перевалив 17,04 млн тонн (+34,3%). Порт Туапсе, сократив перевалку на 1,5%, до 14,36 млн тонн, опустился с 8-ой позиции по итогам января-июля 2015 года на 9-ю. Порт Кавказ опустился с 7-ой на 8-ю позицию.

В целом, наибольший рост перевалки грузов показали порты: Невельск – в 2,3 раза, до 566,7 тыс. тонн, Зарубино - в 5,6 раза, до 7,5 тыс. тонн, Охотск - в 2,1 раза, до 49,4 тыс. тонн, Севастополь - в 2 раза, до 830,8 тыс. тонн.

Наибольшее снижение грузооборота отмечено в портах: Сочи - на 84,1%, до 0,6 тыс. тонн, Геленджик - на 73,5%, до 49,9 тыс. тонн, Николаевск-на-Амуре - на 58,5%, до 17,5 тыс. тонн.

Совокупный грузооборот первой десятки портов РФ в отчетном периоде оставил 312,45 млн тонн (76,9% совокупного грузооборота), что выше аналогичного периода прошлого года на 5,2%.

Большой порт Санкт-Петербург в январе-июле лидирует по контейнерообороту среди портов РФ

Контейнероборот морских портов России по итогам января-июля 2016 года сократился на 1,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 2,27 млн TEU, в том числе: экспорт контейнеров составил 949,08 тыс. TEU (-3%), импорт – 961,24 тыс. TEU (+1,1%), транзит – 25,55 тыс. TEU (-46,8%), каботаж – 338,25 тыс. TEU (+4,5%).

ТАСС составил, на основании данных Ассоциации морских торговых портов РФ, рейтинг морских портов России по контейнерообороту.

Лидирующую строчку рейтинга в отчетном периоде, как и в 2015 году, занимает Большой порт Санкт-Петербург с оборотом в 1,02 млн TEU (+2,4%).

Согласно предоставленным данным об объемах перевалки контейнеров, порт Корсаков увеличил контейнерооборот на 32,6%, до 62,43 тыс. TEU, что позволило порту подняться с 7-го на 6-е место. Порт Усть-Луга оказался на 7-ом месте, перевалив 45,08 тыс. TEU (-6,9%).

В целом, наибольшее снижение контейнерооборота за отчетный период показали порты: Оля – на 98%, до 3 TEU, Холмск – на 87,9%, до 1,99 тыс. TEU, Певек – на 80%, до 66 TEU, Ростов-на-Дону – на 79,2%, до 661 TEU.

Наибольший рост перевалки контейнеров отмечен в портах: Зарубино – в 4,5 раза, до 433 TEU, Ванино - в 5 раз, до 90 TEU, Находка – на 42,9%, до 530 TEU.

Всего за отчетный период десятью крупнейшими портами РФ перевалено 2,21 млн TEU, что составляет 97,2% совокупного контейнерооборота морских портов России. Снижение к отчетному периоду прошлого года составило 0,6%.

В ГУП «Крымские морские порты» снова сменилось руководство

Руководителем ГУП «Крымские морские порты» станет Юрий Семенов. Ранее он возглавлял Севастопольский морской порт.

С начала 2015 года на предприятии несколько раз сменялся руководитель. ГУП «Крымские морские порты» поочередно возглавляли Андрей Васюта, Александр Воронцов и Валерий Местулов. Последний покинул пост генерального директора в начале июля этого года. Обязанности руководителя предприятия исполняли Юрий Максимов и Андрей Каменев.

ГУП Республики Крым «Крымские морские порты» создано 26 марта 2014 года. Предприятие имеет восемь филиалов: «Керченский торговый порт», «Керченский рыбный порт», «Феодосийский торговый порт», «Ялтинский торговый порт», «Евпаторийский торговый порт», «Керченская паромная переправа», «Госгидрография», «Порт-Терминал».

Владивостокский порт готов пересмотреть решение о сокращении докеров

После встречи с губернатором Приморского Владимиром Миклушевским представители Владивостокского морского торгового порта готовы сесть за стол переговоров и пересмотреть свое решение о сокращении 59 работников.

Глава региона встретился с президентом ПАО ДМП Александром Исуриным и гендиректором ОАО ВМТП Заирбеком Юсуповым, чтобы обсудить вопрос сокращения 59-докеров-механизаторов контейнерного терминала. По мнению губернатора, сокращение такого количества работников компании недопустимо. В свою очередь президент компании заявил, что решение было принято в связи со сложившейся экономической ситуацией, однако в качестве альтернативы он предлагает создать дополнительные ставки портовых рабочих для тех, кто попал под сокращение.

Сторонам было предложено сесть за стол переговоров. Для этого при администрации края будет создана рабочая группа из представителей профсоюза докеров «ВМТП» и руководства компании. Возглавит ее первый вице-губернатор Василий Усольцев.

Власти Сахалина предлагают распространить на пять портов региона режим свободного порта

Правительство Сахалинской области выступает за то, чтобы режим свободного порта был введен еще в пяти портах региона, сообщили в Министерстве экономического развития области.

«В начале июля текущего года сахалинский порт Корсаков получил статус свободного. Региональные власти считают, что применение режима свободного порта на территории Сахалинской области будет целесообразно и для других морских портов: Невельск, Холмск, Углегорск, Шахтерск и Александровск-Сахалинск», - сказал собеседник агентства.

Ранее региональные власти сообщали о том, что будут работать над распространением режима на два порта - Невельск и Холмск.

Как уточнили в средув министерстве, в настоящее время в данных пяти портах перерабатываются как каботажные, так и экспортно-импортные генеральные грузы широкой номенклатуры (навалочные, насыпные, рефрижераторные, наливные (нефтепродукты), рыбопродукция, лес и пиломатериалы, контейнеры, автомобили и строительная техника). Также имеется вся необходимая инженерная инфраструктура.

«Введение режима свободного порта позволит не только увеличить грузо- и пассажирооборот с модернизацией наземной инфраструктуры, но и дать толчок к открытию новых производств», - отметил представитель Минэкономразвития региона.

Как сообщалось, в июне были расширены границы свободного порта Владивосток еще на несколько регионов Дальнего Востока. Так, режим свободного порта появился в Хабаровском крае (Ванинский муниципальный район), Сахалинской области (Корсаковский городской округ), Камчатском крае (Петропавловск-Камчатский), Чукотском автономном округе (Певек), Приморском крае (Лазовский муниципальный район). Режим предусматривает круглосуточную работу пунктов пропуска через госграницу, упрощенный визовый режим для иностранных граждан, в том числе тех, кто пребывает на круизных судах. Также в рамках свободного порта резиденты получат налоговые преференции и административные льготы.

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

Железнодорожные операторы не согласны с ценовой методикой ФАС

Железнодорожные операторы не согласны с ценовой методикой Федеральной антимонопольной службы (ФАС), определяющей монопольно высокие или низкие цены предоставления вагонов и расчет стоимости их содержания, сообщает газета «КоммерсантЪ».

Весной текущего года ведомство обязало операторов согласовывать повышение цен на предоставление вагонов под перевозку более чем на 7,5% по сравнению с ценой в аналогичном квартале годом ранее.

Цель нововведения - недопущение антиконкурентных соглашений и необоснованного роста цен на рынке железнодорожных грузовых перевозок.

Ранее операторы не должны были уведомлять ФАС о повышении ставок на вагоны.

Железнодорожные компании сочли, что служба занизила ценовые нормативы до уровня, не позволяющего окупать новый парк. Предлагаемые ФАС правила провоцируют операторов к поиску «серых схем», говорит один из участников рынка.

В Минэкономики «Ъ» заявили, что методика нуждается в доработке, «в том числе и в части расчетных алгоритмов». В ОАО «РЖД» сообщили лишь, что представили позицию. Впрочем, в замечаниях вице-президента РЖД Анатолия Мещерякова от 18 августа («Ъ» ознакомился с ними) говорится, что методика необоснованно расширяет полномочия ФАС и выходит за пределы ее компетенции, сходную позицию сообщал СОЖТ Минюсту по итогам антикоррупционной экспертизы. В Минпромторге сообщили, что вопрос в проработке, в Минтрансе «Ъ» не ответили.

РЖД направят 727,9 млн руб. на выплату премий членам правления за 2013-2016 гг., В. Якунин тоже получит премию

ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) направит 727,9 млн рублей на выплату долгосрочной премии членам правления за трехлетний период, говорится в ежеквартальном отчете компании. Выплаты осуществляются как действующим, так и бывшим членам правления компании, среди которых оказался и экс-глава РЖД Владимир Якунин, подтвердил РБК представитель монополии.

«В соответствии с положением о системе вознаграждения членов правления, утвержденным советом директоров ОАО «РЖД» 30 апреля 2014 года, членам правления была выплачена долгосрочная премия за трехлетний период (727,9 млн рублей). Выплаты распространяются на всех членов правления, которые работали в компании в этот период (со второго полугодия 2013 года по второе полугодие 2016 года - прим. ред.)», - пояснили ТАСС в РЖД.

Общий размер вознаграждений членов правления в первом полугодии 2016 года без учета долгосрочной премии и выплат при увольнении составил 426,6 млн рублей, что на 28,7% меньше, чем годом ранее.

В пятницу представитель РЖД заявил «Интерфаксу», что выплаты распространяются на всех членов правления, которые работали в компании в трехлетний период.

«Да, в общей сумме премий учтено вознаграждение, которое Владимир Иванович Якунин получил за работу в правлении компании в течение последних трех лет», - подтвердил РБК представитель РЖД. Раскрывать размер бонуса Якунина он не стал.

«Единственные выплаты, которые Владимир Иванович получал от РЖД в 2016 году, составляли 75 млн и 15 млн руб. Видимо, эти суммы и относятся к указанной компенсации, но все решения о выплатах принимались без его участия», - заявил РБК представитель Якунина.

Падение объема контейнерных перевозок по Транссибу с начала года составило 11%

По данным Координационного совета по Транссибирским перевозкам (КСТП), общее падение составило 11%: с 259,3 тыс. TEU в 1 полугодии 2015 года до 230,8 тыс. TEU за аналогичный период текущего года.

При этом значительнее всего просел транзит с 60,1 тыс. TEU в 1 полугодии 2015 года до 44,4 тыс. TEU по итогам первой половины текущего года, то есть на 26,1%. Объем экспортных грузопотоков снизился на 5,5% (с 106,1 до 100,3 тыс. TEU), а импортных – на 7,6% (с 93,1 до 86 тыс. TEU).

При этом в целом, по данным ОАО «РЖД», перевозка контейнеров по сети железных дорог России в январе-июне 2016 года увеличилась на 5,6% относительно аналогичного периода прошлого года – с 1,46 до 1,54 тыс. TEU.

В Бюллетене использована авторская информация издательства «Морские вести России», а также сайтов Президента РФ, Председателя Правительства РФ, ГД РФ, Минтранса, Российской газеты, Росморречфлота, ТАСС, РИА Новости, ИА Regnum, Ведомостей, Известий, агентства Прайм, АТН и других.

 

Все новости, включая самые последние, на сайте издательства «Морские вести России» www.morvesti.ru

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ