Бюллетень новостей №21 (179) с 4 по 10 июня 2016 - Морские вести России

Бюллетень новостей №21 (179) с 4 по 10 июня 2016

Бюллетень новостей

ВЛАСТЬ

Счетная палата: Минтранс не обеспечил достижение плана по ФЦП «Развитие транспортной системы»

Министерство транспорта РФ по итогам 2015 года не обеспечило достижение плановых значений по 19 из 56 позиций федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг.)» (35,2% от плана).

К таким выводам пришла коллегия Счетной палаты по итогам проверки исполнения бюджета за 2015 год главными распорядителями бюджетных средств.

В частности, отмечается в сообщении Счетной палаты, не введены в эксплуатацию после реконструкции две из трех взлетно-посадочных полос, в том числе в аэропортах Самары и Краснодара. Не создано 11 из 19 региональных информационно-навигационных систем, используемых при информационно-навигационном обеспечении автомобильных маршрутов в регионах. Количество происшествий на водном транспорте в 2015 г. (по отношению к 2011 г.) составило 92,2%, хотя по запланированным показателям должно было снизиться до 84%. Кроме того, согласно выводам СП, подведомственное Минтрансу ФКУ «Ространсмодернизация» при заключении соглашений приняло бюджетные обязательства, превышающие доведенные лимиты бюджетных обязательств на 4,8 млн руб. По данному факту составлены два протокола об административном правонарушении.

Проверка выявила ряд нарушений, допущенных ФКУ «Ространсмодернизация», в части ведения бухгалтерского учета. Так, сводная бюджетная отчетность Минтранса искажена на 175,1 млн руб. по учету операций, связанных с приобретением земельных участков.

«Принято решение направить представления министру транспорта Российской Федерации, генеральному директору ФКУ «Ространсмодернизация», а также заключение – в палаты Федерального Собрания», - отмечается в сообщении.

Комитет Госдумы поддержал законопроект, уменьшающий транспортный налог для грузовиков

Комитетом Госдумы по бюджету и налогам поддержал законопроект, согласно которому перевозчики смогут сэкономить на транспортном налоге – вычесть из него сборы за проезд по федеральным трассам вплоть до обнуления.

Для компаний льгота вводится с 2016 года, для населения - с 2015 г. Мера временная - до 2019 г. Госдума рассмотрит в первом чтении эти изменения в Налоговый кодекс 8 июня.

Плата за проезд по федеральным трассам взимается с грузовиков тяжелее 12 т с 15 ноября 2015 г. По просьбе дальнобойщиков был снижен тариф (с 3,73 до 1,53 руб. за 1 км), его повышение правительство собирается обсудить осенью. Но для этого, судя по решению Конституционного суда, понадобятся изменения в закон об автомобильных дорогах.

Транспортный налог зависит от мощности двигателя: для грузовиков – от 2,5 до 8,5 руб. за 1 л. с. (8,5 руб. с двигателя от 250 л. с. и выше), власти региона могут увеличить или уменьшить ставку в 10 раз. Деньги поступают в региональные дорожные фонды.

По мнению участников рынка льгота лишь частично компенсирует затраты на оплату проезда. Так, средние затраты межфилиальных перевозчиков на «Платон» – 192 тыс.-300 тыс. руб. в год, а на транспортный налог - 18 тыс. руб.. Вычет сопоставим с платой в «Платон» всего за 5-6 рейсов из Москвы до Новосибирска, замечают они.

Система «Платон» собрала в бюджет 8 млрд руб. за шесть с лишним месяцев, по данным РТИТС, Минтранс планирует, что сборы за год достигнут 20 млрд руб. Оператор будет получать 10,6 млрд руб. в год. Остальные поступления в 2016 г. (10,85 млрд руб.) будут потрачены на ремонт дорог в 24 регионах. Но сопоставимую сумму региональные бюджеты недополучат совокупно из-за льгот по транспортному налогу – 8,7 млрд руб., следует из материалов к законопроекту. Представитель Минфина не ответил на вопрос, будут ли компенсированы регионам эти потери.

Доходы консолидированного бюджета от транспортного налога в 2015 г. составили 140 млрд руб. (30 млрд – от компаний, 110 млрд – от населения).

Дефицит в региональном бюджете приведет к деградации региональной дорожной сети, отмечают эксперты. По их данным, в 2015 г. в среднем на 1 км региональных и местных дорог (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) было потрачено около 400 тыс. руб., тогда как норматив для дорог самой низкой, 5-й технической категории в ценах 2007 г. – 690 тыс. руб. только на содержание, не включая ремонт.

Госдума подготовила соответствующие поправки в закон для запуска собственной системы оплаты за проезд в регионах

Возможность запуска региональных «Платонов» предусмотрена поправками в закон об автомобильных дорогах, принятыми Госдумой в первом чтении. Они называют систему сбора платы за проезд грузовиков, а также комплексы фото- и видеофиксации нарушений обязательными элементами обустройства дорог.

Поправки позволяют регионам создавать системы взимания платы с 12-тонников за проезд по региональным дорогам на основе концессии, комментирует исполнительный директор Центра развития государственно-частного партнерства Максим Ткаченко. Из-за отсутствия таких норм в концессионном соглашении по «Платону» пришлось перечислять объекты недвижимости и системы мобильного контроля, создание которых было предметом соглашения, говорит консультант по автодорожным проектам, теперь система сбора платы будет прямо названа в законе.

«Платон» был введен на федеральных трассах 15 ноября 2015 г. Фуры платят по 1,53 руб. за 1 км, рамки контроля, а также мобильный контроль и бортовые устройства обеспечил концессионер «РТ-инвест транспортные системы». За это РТИТС должна получать по 10,6 млрд руб. в год из бюджета. В 2016 г. «Платон» перечислит в бюджет 20 млрд руб., по расчетам Минтранса (пока собрано более 8 млрд руб.). С РТИТС не обсуждались концессии на сбор платы за проезд по региональным дорогам, говорит представитель концессионера.

Законопроект делает возможными и новые концессии – на установку и эксплуатацию систем фото- и видеофиксации, отмечает советник Dentons Илья Скрипников. Регионы уже заключали подобные соглашения, но осенью 2015 г. в Удмуртии Управление ФАС признало концессию на такую систему незаконной и суды согласились с ним, вспоминает Скрипников: после этого пришлось аннулировать соглашения. Теперь можно будет заключать такие концессии и не бояться разногласий с ФАС, говорит юрист Herbert Smith Freehills Яна Иванова.

В качестве вероятного концессионера, по мнению экспертов, может выступить «Ростелеком». В компании также подтвердили заинтересованность к участию.

Минтранс рассчитывает резко увеличить строительство дорог в 2018-2020 годах

Строительство дорог резко сократилось в 2015 году: первоначальный план был 652,5 км, потом он сократился до 566,5 км, а в итоге было введено 422 км.

Минтранс объясняет это сокращением бюджета в 2015 году с 129 млрд до 93,3 млрд руб., а также перевыполнением плана на 47,48 км в 2014 году.

В 2016 году будет построено и реконструировано 360,3 км федеральных трасс, говорится в новой версии проекта деятельности Минтранса на 2016-2020 гг.. В версии документа от 2013 г. они были вдвое выше – 734,2 км.

Спад, по прогнозам Минтранса, растянется на три года. Но затем отрасль ждет рывок – в 2018 г. должно быть построено втрое больше, чем в 2017 г., и еще почти в 2 раза больше в 2020 г.

Удвоить строительство дорог поручал президент Владимир Путин в инаугурационных указах 2012 г. За 2003-2012 гг. было построено и реконструировано 3800 км федеральных трасс. То есть Минтрансу предстояло ввести в эксплуатацию 7600 км в 2013-2022 гг. Пока построено 1733 км, до 2020 г. Минтранс планирует построить еще 4517 км.

По мнению экспертов в отрасли, план на 2016-2017 гг. вполне реалистичный. В то время как «будущие рекорды» - обычная практика долгосрочного планирования Минтранса, когда недостроенные километры «перемещаются вправо», построить их смогут только при повышении бюджетного финансирования.

В то же время, партнер KPMG Алексей Назаров указывает на агрессивность заявленных планов, подчеркивая, что нет понимания, откуда появятся деньги и кто будет строить эти дороги после 2018 г. – ситуация в отрасли сложная, считает он.

В Кремле заявили о скором решении проблем при возведении Керченского моста

Проблемы при строительстве Керченского моста, если они действительно имеют место, несомненно, будут решены в ближайшее время, заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

«Точно не знаю, есть ли там какие-то проблемы, но даже если какие-то шероховатости имеют место, нет сомнения, что в самое ближайшее время они будут урегулированы», - сказал он журналистам.

Так пресс-секретарь российского президента прокомментировал информацию о том, что строительство моста фактически прекращено из-за недостаточного финансирования, и компания «Стройгазмонтаж» настаивает на получении финансирования со стороны государства. Ранее об этом написал журнал Forbes.

Вместе с тем Песков отметил, что данный вопрос относится к компетенции правительства, поэтому его нужно адресовать кабинету министров.

Пресс-секретарь главы государства подчеркнул, что проект Керченского моста находится на контроле у президента, который следит за строительством.

В свою очередь в Минтрансе РФ исключили какие-либо проблемы с финансированием строительства моста через Керченский пролив.

«Деньги, предусмотренные на реализацию проекта в 2016 году, выделены федеральным бюджетом. Их расходование начнется после перевода госконтракта на казначейское сопровождение. Соответствующие документы направлены в правительство РФ», - отметили в Минтрансе. Представитель Минтранса также добавил, что изменения будут утверждены до конца июня.

Росавтодор со своей стороны также заявил, что «ситуация находится под контролем как у непосредственного заказчика строительства, так и у Росавтодора». Представитель ведомства отметил, что «все необходимые решения приняты и направлены в Минтранс РФ».

Предполагается, что мост соединит Крымский полуостров с материковой частью РФ автомобильной и железной дорогой. Расчетная пропускная способность четырехполосной автотрассы - 40 тыс. машин в сутки. Железная дорога будет двухпутной с пропускной способностью 47 пар поездов в сутки. Для пропуска судов предусмотрен арочный пролет длиной 227 м и высотой 35 м.

В декабре 2018 года откроется движение в рабочем режиме по автомобильному мосту. Полностью переход будет введен в эксплуатацию в 2019 году.

1-й замглавы Морской коллегии: Севморпуть выгоден государству и приарктической экономике

Северный морской путь поможет сэкономить государственные расходы за счет развития внутренних арктических перевозок и приносить прибыль от экспорта сырья, а также поддержит экономику приарктической зоны.

Такое мнение высказал первый заместитель председателя Морской коллегии при правительстве РФ, глава делового совета при Госкомиссии по вопросам развития Арктики Сергей Шишкарев.

«Ряд проектов и программ по освоению Арктики могут быть не особо эффективными с очки

зрения прибыльности, но значительно экономить госрасходы. Возьмем Северный морской путь: транзит зарубежных грузов по сравнению с Суэцем через арктический транспортный коридор не так эффективен, но нам выгоден каботаж (плавания коммерческих судов между морскими портами одного государства - прим. ред.) и внутренние арктические перевозки, а экспорт сырья и продукции Арктики даже сверхприбылен», - сказал Шишкарев.

Ранее сообщалось, что на российском арктическом шельфе сосредоточено более 20% мировых запасов углеводородного сырья, морские биоресурсы могут добывать в промышленных масштабах. По расчетам эксперта, транзит судов через Северный морской путь - кратчайший судоходный маршрут между Европой и Азией – при всей затратности перевозок может приносить дивиденды при должном экономическом взаимодействии со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Северной Европы. В частности, китайские суда уже прошли Северным морским путем.

Что же касается инфраструктуры арктических портов и хабов, то, по словам Шишкарева, «инвестиции государства в нее, возможно, и не принесут ощутимой прибыли, но позволят сэкономить госрасходы на внутренние арктические перевозки, связанные с обеспечением северного завоза и обеспечением безопасности страны, а также опосредованно поддержат экономику этих городов за счет создания новых рабочих мест, привлечения специалистов».

Первый замглавы Морской коллегии отметил, что перспективная задача развития Северного морского пути – организация всепогодной круглогодичной навигации. По его мнению, грузовые перевозки на тысячи километров в приарктической зоне будут играть решающую роль независимо от конъюнктуры мировых цен на углеводороды и полезные ископаемые в целом. Поэтому сейчас, по мнению эксперта, у администрации Северного морского пути первоочередная задача – обеспечить предсказуемость сроков доставки грузов за счет улучшения условий навигации.

НОВОСТИ КОМПАНИЙ

Транснефть планирует увеличить долю в Новороссийском морском торговом порту до 40,8%

«Транснефть» изучает возможность обмена объектов дальневосточной железнодорожной станции Грузовая в порту Козьмино на 5% акций Новороссийского морского торгового порта (НМТП), которые принадлежат РЖД.

В случае если РЖД согласится, доля «Транснефти» в НМТП может вырасти до 40,8%. Пакетом НМТП владеет учрежденный РЖД НПФ «Благосостояние».

Источник, близкий к фонду, говорит, что «Благосостояние» не получало такого предложения от «Транснефти». Представитель РЖД от комментариев отказался. Но ранее президент монополии Олег Белозеров, напротив, говорил, что РЖД готова участвовать в капиталах портов и других видов транспорта, развивать новые сервисы, чтобы привлечь больше грузов.

5% акций НМТП на Московской бирже стоят около 3,5 млрд руб. Инвестиции в создание станции Грузовая превышали 6 млрд руб., говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Но использование инфраструктуры потребует инвестиций для перепрофилирования под терминал для генеральных грузов. Одновременно с обменом нужно искать инвесторов, которые выступили бы конечными покупателями железнодорожной инфраструктуры и проинвестировали бы ее переоборудование, рассуждает эксперт.

В мае «Транснефть» разместила тендер на оценку имущества станции Грузовая. Источник, близкий к «Транснефти», говорит, что РЖД станция интересна для развития порта Восточный. Интересовалась покупкой одна из компаний, работающих в Восточном, добавляет собеседник. «Сумма», которая строит в Восточном угольный терминал, не ведет переговоры с «Транснефтью» о покупке железнодорожных объектов, сообщил ее представитель.

ОСК увеличит уставной капитал ОАО «Балтийский завод» на 1,5 млрд рублей

Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) увеличит уставной капитал ОАО «Балтийский завод» на 1,5 млрд рублей в третьем квартале текущего года.

Докапитализация предусмотрена мировым соглашением, благодаря которому предприятие в январе вышло из процедуры банкротства. По словам собеседника «Ъ», финансовые вливания необходимы в преддверии слияния ООО «Балтийский завод – Судостроение», входящего в ОСК, и ОАО «Балтийский завод». Согласно выписке из ЕГРЮЛ, по состоянию на 20 апреля уставный капитал ОАО «Балтийский завод» составлял 264,44 млн рублей.

До 2010 года Балтийский завод находился под контролем Объединенной промышленной корпорации (ОПК) Сергея Пугачева. Предприятие кредитовалось в том числе в Международном промышленном банке, который также входил в ОПК. Проверки ЦБ РФ в 2010 году показали, что большая часть кредитов банка не обеспечена залогом. Летом того же года кредитному учреждению удалось договориться с ЦБ РФ о реструктуризации долгов под залог судостроительных активов группы. Но 4 октября 2010 года банк лишился лицензии.

Контроль над предприятием стремилась получить государственная Объединенная судостроительная корпорация. Для этого в ноябре 2011 года она создала ООО «Балтийский завод - Судостроение», которое взяло в аренду у Балтийского завода производственные мощности. На последнем в 2012 году началась процедура банкротства. Таким образом, строительство кораблей и финансовое оздоровление разделили на два предприятия.

В 2013 году «Балтийский завод – Судостроение» выкупил долг Балтийского завода у Ханты-Мансийского банка в сумме 2,6 млрд рублей и довел свою долю в кредиторской задолженности до 54%. В декабре 2015 года ОСК договорилась с кредиторами о подписании мирового соглашения.

По условиям соглашения, Балтийский завод с июля должен начать погашение основного долга, составляющего 7 млрд рублей. Предприятие обязалось за полтора года выплатить 3,4 млрд рублей и проценты по основному долгу. По информации «Ъ», для погашения долгов и потребовались деньги ОСК.

Корпорация планирует объединить два юридических лица, но безболезненное слияние возможно только в том случае, если ОАО «Балтийский завод» будет неукоснительно соблюдать мировое соглашение.

Тем временем предприятию нужно закончить выполнение нескольких заказов. Завод строит головной атомный ледокол «Арктика» серии 22220, который спустят на воду на следующей неделе (это должно было произойти в конце прошлого года, но сроки скорректировали). Весной прошлого года на предприятии заложили серийный ледокол той же серии «Сибирь». К 2017 году должен быть достроен дизель-электрический ледокол проекта 22600 «Виктор Черномырдин». Кроме того, в достройке нуждается плавучий энергоблок «Михаил Ломоносов», заложенный еще в 2009 году.

Управляющие компании не согласны с планом реструктуризации облигаций FESCO

Управляющие компании (УК) обратились в ЦБ с просьбой рассмотреть предлагаемую «Дальневосточным морским пароходством» (ДВМП, головная структура Fesco) реструктуризацию рублевых облигаций на предмет защиты прав и интересов инвесторов, сообщает газета «Ведомости» со ссылкой на письмо Национальной лиги управляющих (НЛУ).

В конце мая компания предложила держателям бумаг на 2 млрд руб. (изначально выпуск был на 5 млрд руб.) перенести амортизационные выплаты 20% (401,5 млн руб.) от номинальной стоимости облигаций с 31 мая на 29 ноября 2016 г. График других погашений по облигациям этой серии не изменится. Соответственно, 29 ноября 2016 г. компания выплатит 40% от номинала, 30 мая 2017 г. – 20% от номинала и 28 ноября 2017 г. – 40% от номинала. На прошлой неделе компания не выплатила купон по этим облигациям на 120 млн руб. в связи с возможной реструктуризацией.

В марте 2015 г. ДВМП уже проводило реструктуризацию одного из выпусков облигаций (держатели бумаг одобрили ее), но теперь компания не обсудила с ними финансовые результаты и не довела до них намерение не придерживаться достигнутых ранее договоренностей, говорится в письме НЛУ.

Также из-за действий эмитента его бумаги были переведены из первого в третий уровень листинга на Московской бирже в связи со снижением рейтинга облигаций, указывает НЛУ. Это означает, что управляющим пенсионными накоплениями и накоплениями для жилищного обеспечения военных необходимо их продать в течение полугода. Таким образом, владельцы облигаций считают, что оказались в ловушке: им нужно согласиться на реструктуризацию или продать облигации, причем есть риск, что цена будет существенно ниже номинальной стоимости, а выкупить их могут аффилированные с ДВМП структуры.

Сейчас в облигации ДВМП вложен 1 млрд руб. пенсионных накоплений и средств «Росвоенипотеки», говорят сотрудники двух УК: средства вложили УК «Капитал» и EG Capital (подтвердили, но сумму не указали), УК «Ингосстрах инвестиции» (не ответила на запрос), «Ронин траст» и «Металлинвесттраст» (связаться не удалось).

Держатели облигаций, голосующие против принятого на собрании владельцев бумаг решения, должны иметь право требовать выкупа своих бумаг владельцами или эмитентом, как это происходит при выкупе акций у миноритариев, говорит гендиректор УК «Капитал» Вадим Сосков. «Для исключения манипулирования, сговора и мошенничества необходимо лишить эмитента механизмов уклонения от исполнения обязательств по облигациям через проведение нужного решения через собрание держателей облигаций», – продолжает он: а именно, должны быть раскрыты все владельцы, в том числе структуры, аффилированные с владельцем.

«НПФ «Будущее» намерен участвовать в реструктуризации, – говорится в ответе его гендиректора Николая Сидорова. – Это прецедентная история на рынке, так как для портфеля фонда эти бумаги нематериальны, они составляют буквально 0,13% всех активов, и как бизнесу нам ничто не мешает их продать. Но с точки зрения упущенного дохода клиентов их немедленная реализация будет ощутима, поскольку выходить придется по цене существенно ниже номинала и может быть зафиксирован убыток». Из его ответа следует, что фонд настаивает на реструктуризации.

ДВМП считает нормальной рыночной практикой предложение по реструктуризации одного из выпусков, говорит его представитель: компания не ухудшает условия, а лишь просит держателей перенести срок выплаты на полгода, при этом она намерена погасить 40% номинала в 2016 г., как и планировалось.

«Перевод облигаций в третий котировальный список явился результатом изменения кредитных рейтингов из-за снизившихся финансовых показателей группы Fesco по МСФО. Эмиссионная документация не содержит обязанности эмитента по поддержанию бумаг в определенном котировальном списке», – говорит он, подчеркивая, что ответственность за результаты инвестирования несут управляющие.

Moody's повысило рейтинг «Совкомфлота» с «Ba2» до «Ba1», прогноз - «негативный»

Международное рейтинговое агентство Moody's повысило корпоративный рейтинг «Совкомфлота» с «Ba2» до «Ba1». Прогноз по рейтингу - «негативный», говорится в сообщении агентства.

Эксперты Moody's отмечают, что соответствующее рейтинговое действие обусловлено улучшением финансовых показателей компании.

Как сообщалось ранее, чистая прибыль «Совкомфлота» по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) по итогам I квартала 2016 г. выросла на 9,2% и составила 103,1 млн долларов. Показатель EBITDA за отчетный период увеличился на 6,6% – до 187,5 млн долларов.

«Совкомфлот» - одна из крупнейших судоходных компаний мира и крупнейшая в РФ. Специализируется на перевозках углеводородов и поддержке работ на месторождениях, в том числе в сложных климатических условиях. Флот компании состоит из танкеров-газовозов, танкеров для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов, танкеров-продуктовозов, ледокольных судов снабжения, исследовательских судов, балкеров, танкеров-химовозов.

S&P понизило рейтинг группе Fesco до «SD» c «CC»

Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's понизило долгосрочный рейтинг группе Fesco в иностранной и национальной валютах до выборочного дефолта «SD» c «CC», выведя его из списка на пересмотр. Об этом сообщается в пресс-релизе агентства.

«Понижение рейтинга отражает невыплату Fesco процентов по еврооблигациям 4 мая 2016 г. и в течение 30-дневнего срока, который истек 3 июня. В соответствии с этим мы считаем, что Fesco допустила дефолт по выплате по облигациям», - говорится в сообщении агентства.

В то же время Fesco сообщила, что ведет переговоры с кредиторами, в том числе с держателями еврооблигаций и рублевых ценных бумаг в рамках программы по оптимизации структуры капитала, объявленной ранее в текущем году, отмечают аналитики S&P. Купон по российским облигациям был выплачен 6 июня 2016 г.

Ранее Fesco (головная компания – ОАО «Дальневосточное морское пароходство», ДВМП) сообщила о решении выплатить 6-й купон по облигациям серии БО-02, по которым в настоящее время у группы объявлен технический дефолт. При этом компания еще не определилась с тем, будет ли она сейчас проводить амортизационные выплаты по этому выпуску. И купон, и выплаты должны были пройти 31 мая 2016 г.

Выпуск облигаций серии БО-02 объемом 5 млрд рублей был размещен в 2013 году. В 2015 году компания провела оферту и выкупила 60% выпуска. Таким образом, сейчас в обращении остаются облигации на 2 млрд рублей, срок обращения бумаг – до 28 ноября 2017 года.

СУДОХОДСТВО

Рогозин: Пираты переехали в Германию, южный морской путь стал безопаснее

Сомалийские пираты переехали жить в Германию, поэтому безопасность морского пути по перевозке товаров из Европы в Азию увеличилась, усилив его конкуренцию с Севморпутем. Об этом заявил зампред правительства России Дмитрий Рогозин.

«Сомалийские пираты совсем обленились, переехали со своими семьями в Германию, получили там натурализацию. Некому пугнуть под флибустьерским флагом дрожащих тварей международного транзита. Но я не призываю к восстановлению пиратства», – сказал Рогозин на форуме «Технопром».

По его словам, также развитию Севморпути препятствует снижение цен на судовое топливо, в результате чего экономия на топливе при перевозках по северному маршруту не столь значительная, чем была раньше.

SCFI: Ставки на контейнерные перевозки устояли

Фрахтовый индекс Shanghai Containerized Freight Index (SCFI) за прошедшую неделю вырос на 1,9% на фоне роста спроса из-за опасений, связанных с возможным выходом Великобритании из ЕС, вступлением в силу новых правил Solas и рисками банкротства некоторых перевозчиков.

За прошедшую неделю индикативные спотовые ставки на перевозку контейнеров из Шанхая в порты северной Европы выросли на 5,7% до 761 долларов за TEU. Согласно отчету Drewry, опубликованному на прошлой неделе, европейские импортеры переносят поставки на более ранние сроки, опасаясь ослабления евро и фунта в случае принятия решения о выходе Великобритании из состава ЕС.

Ставки на порты Средиземного моря снизились на 3,2% до 889 долларов за TEU.

Спотовые ставки на транстихоокеанском трейде также показали рост. Значение индекса SCFI на перевозки в порты западного побережья Северной Америки выросли на 8% до 852 долларов США за FEU (40-футовый контейнер), восточного побережья - на 3,9% до 1685 долларов за FEU.

Стоимость перевозки контейнера на сервисах между Азией и Персидским заливом продолжила снижение, начавшееся в середине апреля, и по состоянию на 3 июня составляла всего 336 долларов за TEU, на 7% меньше, чем неделей раньше.

Аналитики Journal of Commerce отмечают, что несмотря на рост, спотовые ставки значительно ниже нормальных уровней из-за значительного избытка производственных мощностей. Так, когда спрос и предложение на транстихоокеанских сервисах сбалансированы, «нормальная» ставка на порты западного побережья составляет порядка 2 тыс. долларов за FEU, восточного побережья – 3 тыс. долларов. По прогнозам JOC, к концу пикового летнего сезона осенью ставки достигнут этих уровней.

Суэцкий канал увеличивает скидки для контейнеровозов

В преддверии приближающегося открытия новых шлюзов Панамского канала, Администрация Суэцкого канала продлила и увеличила скидки для контейнеровозов, возвращающихся в Азию из портов восточного побережья США.

Администрация Суэцкого канала в марте снизила плату на 30%, чтобы переломить тенденцию к переориентации судов на маршрут вокруг южного окончания Африки, которая стала экономически оправдана в условиях низких цен на топливо и рекордного падения фрахтовых ставок.

Действие скидок, которые изначально были объявлены на период 90 дней до 5 июня, продлено до 3 сентября, а диапазон увеличен до 45%-65%.

Египет стремится окупить многомиллиардные расходы на завершившееся в прошлом году расширение канала, которое обеспечило возможность одновременного прохода встречных судов. По расчетам Администрации канала, расширение должно было обеспечить рост сборов на 260% до 13 млрд долларов США к 2023 году.

Однако, по итогам 2015 года контейнерный трафик через канал снизился на 2,3% по сравнению с 2014 годом до 41,2 млн TEU. Число проследовавших через канал контейнеровозов сократилось на 3% и составило 5,941. Трафик в первом квартале снизился на 3,3% в годовом сопоставлении до 3387 судов. При этом в марте, сразу после введения скидок, снижение составило 10,2% до 456 контейнеровозов.

Тем временем, уже в конце этого месяца должны открыться новые шлюзы Панамского канала, которые смогут пропускать контейнеровозы вместимостью до 14 тыс. TEU. По оценкам JOC, новые шлюзы сделают маршрут через Панаму более конкурентоспособными с точки себестоимости перевозки за единицу TEU по сравнению с Суэцким каналом, несмотря на то, что последний практически не имеет ограничений по размеру судов.

СУДОСТРОЕНИЕ

Ледокол «Илья Муромец» для ВМФ РФ спущен на воду в Санкт-Петербурге

Церемония спуска на воду ледокола проекта 21180 «Илья Муромец» для ВМФ России состоялась в пятницу на АО «Адмиралтейские верфи».

«После пятилетнего перерыва с наклонного стапеля спускаем ледокол-снабженец с большими функциональными возможностями», - отметил в ходе церемонии генеральный директор предприятия Александр Бузаков.

Он подчеркнул, что корабль будет сдан флоту в сроки, установленные контрактом.

Дизель-электрический ледокол был заложен на верфях в апреле 2015 года. Предполагается, что он будет передан флоту в 2017 году.

Ледокольное судно будет выполнять задачи в арктических морях, преодолевая толщину льда до 80 см. Дальность плавания неатомного ледокола составит около 12 тыс. миль, автономность плавания - два месяца.

«Илья Муромец» – первый за 45 лет ледокол, заложенный для ВМФ РФ. Судно предназначено для ледокольного обеспечения, базирования и развертывания сил флота в ледовых условиях, а также буксирного обеспечения кораблей.

Водоизмещение ледокола составит 6 тыс. тонн, длина - 4 м, ширина – 20 м, ширина борта – 10 м, осадка – 7 м, экипаж – 32 человека. Предполагается, что головной ледокол будет нести службу на Северном флоте.

В общей сложности в перспективе планируется строительство серии из четырех подобных судов.

Для ВМФ РФ начнут проектировать новое судно снабжения ледового класса

Проектирование нового судна снабжения ледового класса для ВМФ РФ начнется в ближайшей перспективе, сообщил начальник технического управления ВМФ РФ Игорь Зварич.

Номер проекта - 03183. Кто будет проектировщиком и строителем судов данного проекта он не уточнил.

По словам Зварича, данные суда будут предназначены для выполнения задач в арктической зоне.

Количество судов проекта, которые планируется построить, а также примерный срок сдачи первых из них он не назвал.

Ранее в пятницу директор департамента обеспечения гособоронзаказа Минобороны РФ Андрей Вернигорда сообщил журналистам, что АО «Адмиралтейские верфи» намерено построить для ВМФ РФ два патрульных корабля ледового класса проекта 23550.

«Мы будем с учетом освоения Арктики на этом же предприятием строить серию патрульных кораблей ледокольного типа. Контракт уже заключен. Первый корабль будет сдан в 2018 году», - отметил он.

Начало строительства данных кораблей намечено на 2016 год. Сдача кораблей планируется на 2018 - 2019 годы соответственно. Оба корабля будут построены для Северного флота. Водоизмещение патрульных кораблей проекта составит около 8,5 тыс. тонн.

Рогозин: Строительство первых судов начнется к концу года на заводе «Звезда»

Строительство первых судов начнется к концу года на дальневосточном заводе «Звезда». Об этом сообщил вице-премьер Дмитрий Рогозин, выступая на заседании Арктической комиссии.

«Я хочу сказать, что к концу этого года мы начинаем резать металл и начинается уже строительство судов и иной морской техники для освоения Арктического шельфа, там, на Дальнем Востоке, - сказал Рогозин. - Это будет самый современный, крупнейший завод». По словам вице-премьера, сейчас главная задача, поставлять туда отечественный металл, и не закупать ничего за границей. Он добавил, что такого рода разговоры и соблазны были.

«Уже сложился общий консолидированный заказ на создание морских платформ, судов, газовозов арктического класса, - сообщил Рогозин. - Мы уже вошли в этот процесс и будем контролировать дальнейшее развертывание этого крупнейшего судостроительного центра».

Зампред правительства сообщил, что в ближайшее время планирует посетить это предприятие на Дальнем Востоке.

Астраханский завод «Красные баррикады» может войти в состав ОСК

Астраханский судостроительный завод «Красные баррикады» может войти в состав Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).

Она планирует завершить аудит предприятия в ближайшие 1,5 месяца, сообщил в интервью ТАСС губернатор Астраханской области Александр Жилкин.

«Сейчас завод с экономической точки зрения оценивает компания ОСК, она проводит аудит предприятия с целью его возможного вхождения в корпорацию. В течение ближайших 1,5 месяцев работа будет завершена, - сказал Жилкин. - Мы очистим наш завод от долгов, и «Красные баррикады» будут иметь хорошие заказы уже не только от «Лукойла», но и от других компаний».

Ранее «Лукойл» расторг договор с заводом «Красные баррикады» на строительство платформы жилого модуля N2 (ПЖМ-2) для каспийского шельфового месторождения имени Филановского. Как пояснил Жилкин, у нефтяной компании беспокойство вызвало именно финансовое положение верфи, которое стало причиной неудовлетворительного темпа строительства.

«Достраивать платформу будет «Каспийская гидротехническая компания». При этом используется сборочная площадка и рабочая сила именно «Красных баррикад». Такое решение принял «Лукойл» в целях оказания максимальной поддержки предприятию», - отметил глава региона.

Он также подчеркнул, что завод активно налаживает связи с иранскими компаниями. Подписано соглашение с компанией «Садид индастриал груп» (SADID Industrial Group) о строительстве пяти самоподъемных буровых установок для добычи нефти в Персидском заливе (стоимость одной платформы $200 млн – прим.). Кроме того, астраханская верфь ведет переговоры с Национальной танкерной компанией Ирана о возможности выполнения их заказа на строительство крупнотоннажных танкеров.

Завод «Красные баррикады» был основан более 110 лет назад, специализируется на строительстве судов различного назначения, буровых установок и платформ. Сотрудничает с российскими и зарубежными партнерами. ОСК - крупнейшая судостроительная компания России. В ее состав входит более 60 верфей, конструкторских бюро и судоремонтных заводов страны.

МОРСКИЕ ПОРТЫ

Грузооборот морских портов РФ в январе-мае вырос на 5,9% – до 286,3 млн т

Грузооборот морских портов России за пять месяцев 2016 г. увеличился на 5,9% по сравнению с показателем за аналогичный период прошедшего года и составил 286,3 млн т. Об этом говорится в сообщении Ассоциации морских торговых портов (АСОП).

Основную долю оборота портов составили экспортные грузы – 231,4 млн т (+5,9%). Импортных грузов за отчетный период было перегружено 12,8 млн т (-4,5%), транзитных – 20,5 млн т (+1,9%), каботажных (транспортировка коммерческих грузов водным путем в пределах одной страны) – 21,6 млн т (+16,9%).

Объем перевалки сухогрузов составил 129,4 млн т (+11,6%), в том числе: угля – 52,1 млн т (+10,5%), грузов в контейнерах – 17,1 млн т (+4,2%), черных металлов – 12,2 млн т (+6,7%), зерна – 11,3 млн т (+45,6%), грузов на паромах – 8,9 млн т (+21,6%), минеральных удобрений – 7 млн т (+8,1%), руды – 3,7 млн т (рост в 1,7 раза), лесных грузов – 2,4 млн т (+7,6%), цветных металлов – 1,6 млн т (+3,3%) и рефгрузов – 1,3 млн т (+5,8%).

При этом снизился объем перевалки металлолома до 1,7 млн т (-2,1%).

Объем перевалки наливных грузов увеличился до 156,9 млн т (+1,5%), в том числе сырой нефти – на 9,1% – до 93,2 млн т. В то же время снизилась перевалка нефтепродуктов – до 56,6 млн т (-8,6%) и сжиженного газа – до 5,6 млн т (-2,3%).

Операторы морских терминалов Арктического бассейна перегрузили 17,5 млн т грузов, что на 23,4% больше грузооборота аналогичного периода 2015 г. Увеличился объем перевалки сухогрузов до 10,6 млн т (+11,6%), наливных грузов до 6,9 млн т (+47,1%).

В портах Балтийского бассейна объем перевалки грузов увеличился до 97,4 млн т (+2,3%), из них объем наливных грузов вырос до 61,5 млн т (+2,8%), сухогрузов – до 35,9 млн т (+1,4%).

Грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна составил 94,1 млн т (+5,1%), в том числе перевалка сухогрузов увеличилась до 38,2 млн т (+19,8%), а наливных уменьшилась до 55,9 млн т (-3,1%).

В морских портах Каспийского бассейна было перевалено 2,6 млн т грузов (-14,6%), из них наливных – 1,3 млн т (-22%), сухогрузов – 1,3 млн т (-5,8%).

В морских портах Дальневосточного бассейна грузооборот увеличился до 74,7 млн т (+9,2%), их них сухогрузов – до 43,3 млн т (+15%), наливных грузов – до 31,4 млн т (+2,2%).

Темпы падения контейнерооборота портов РФ замедлились до 2,6% с начала года

Контейнерооборот портов России по итогам января-мая 2016 года сократился на 2,6% по сравнению с аналогичным показателем 2015 года с 1,66 до 1,62 млн TEU, сообщает Ассоциация морских торговых портов РФ.

Таким образом, темпы падения объемов перевалки контейнеров в портах планомерно замедляются с начала года. Так, в январе 2016 года падение объемов составило 10,3% до 295,7 тыс. TEU. В январе-феврале - снижение на 5,8%, по итогам квартала – 5%, в январе-апреле снижение контейнерооборота к прошлому году составило уже 4,3%.

Спад перевалки транзитных контейнеров за 5 месяцев составил 56,7% с 36,62 до 15,87 тыс. TEU (перевалка порожних сократилась на 93,5%, груженых - 39,2%). Каботажных контейнеров перевалено на 0,9% меньше, чем в январе-мае 2015 года - 224,64 тыс. TEU (перевалка порожних сократилась на 5,6%, груженых – выросла на 2,3%).

Экспорт восстанавливается. В отчетный период падение к прошлому году составило 4,5% до 688,73 тыс. TEU (груженых – 441,72 тыс. TEU (+12,2%)), порожних – 247,01 тыс. TEU (-24,6%). В то время как в начале года падение по году составляло около 7,4%, по итогам квартала – уже 6,7%, в январе-апреле – 6,2%.

Перевалка импортных контейнеров в портах РФ второй месяц подряд находится в плюсе – в январе-мае вырос на 1,9% до 686,82 тыс. TEU. Месяцем ранее рост составлял 0,7%. Для сравнения, снижения импорта в январе составляло 7,2%, по итогам I квартала – всего 0,1%.

Порты Арктического бассейна в январе-мае нарастили перевалку контейнеров на 5,3% до 55,71 тыс. TEU. Контейнерооборот Балтийского бассейна увеличился на 2,8% до 839,35 тыс. TEU, Азово-Черноморского – на 3,2% до 288,7 тыс. TEU.

Порты Дальневосточного бассейна сократили перевалку контейнеров на 15,1% до 431,33 тыс. TEU, Каспийского – на 20,3% до 0,97 тыс. TEU.

Доля перевалки контейнеров портами Балтийского бассейна составила 51,9%, Дальневосточного – 26,7% совокупного контейнерооборота РФ.

По итогам 2015 года контейнерооборот портов России составил 3,94 млн TEU: экспорт – 1,65 млн TEU, импорт – 1,64 млн TEU, транзит – 66,43 тыс. TEU, каботаж – 591,08 тыс. TEU.

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

РЖД снижает инвестиции в снятие инфраструктурных ограничений на сети

РЖД в период с 2011 по 2015 год направила на снятие инфраструктурных ограничений на железнодорожной сети более 700 млрд рублей, но в последнее время объем инвестиций упал в разы.

Эксперты считают, что уже через четыре года это приведет к удвоению протяженности участков с ограниченной пропускной способностью.

Так, если в 2012 году на модернизацию путей и инфраструктуры РЖД было выделено около 178 млрд рублей, то в 2015 – всего 74 млрд рублей.

Именно собственные средства РЖД, получаемые от перевозки грузов и оказания услуг по использованию инфраструктуры, выступают основным источником финансирования инфраструктурных проектов. Менее значительный вклад осуществляется путем прямой господдержки, а также рыночных займов и выпуска инфраструктурных облигаций. В целом с 2013 года облигации позволили привлечь более 200 млрд рублей на реализацию инвестиционной программы РЖД.

Ограниченный объем инвестиций в железнодорожную инфраструктуру негативно отразился на темпах ее реконструкции и модернизации.

Общая протяженность железных дорог в России на конец 2014 года достигала 85,3 тыс. км. По данным ИПЕМ, в 2010-2014 годах было построено около 400 км и реконструировано более 13 тыс. км железнодорожных путей. Подобных объемов строительства, реконструкции и модернизации недостаточно даже для поддержания износа железнодорожной инфраструктуры на текущем уровне, уверены в ИПЕМ.

В настоящее время с просроченным сроком ремонта эксплуатируется около 23 тыс. км железнодорожных путей общего пользования, при этом, по прогнозам Минэкономразвития, в ближайшее время показатель будет увеличиваться.

В частности, если в 2007 году с просроченным сроком ремонта протяженность путей составляла 18 тыс. км, то уже к 2017 году эта отметка превысит 25 тыс. км. Такие прогнозные делает Министерство экономического развития России. А совокупная длина участков с ограничениями пропускной и провозной способностями, которым необходим не просто ремонт, а дополнительное расширение, сейчас составляет около 8,4 тыс. км.

Проблема усугубляется ростом грузооборота на сети РЖД. Так, в 2015 году грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии достиг 2,9 трлн тонно-километров (т-км), что на 18% превышает показатель 2010 года. В свою очередь, это привело к росту интенсивности использования железнодорожной инфраструктуры, которая характеризуется грузонапряженностью (количество т-км на один км железнодорожных путей). По итогам прошлого года грузонапряженность достигла 27 млн т-км на 1 км, что на 14,5% выше уровня 2010 года.

Сейчас «узкие места» расположены на наиболее загруженных участках железнодорожной сети: на подходах к морским портам, Байкало-Амурской и Транссибирской магистралях, а также в районе Кузнецкого и Минусинского угольных бассейнов.

В то же время ряд ключевых проектов по повышению пропускной способности сети РЖД уже реализуются. Основными из них являются развитие железнодорожной инфраструктуры «Восточного полигона» (модернизация Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей), а также подходов к портам Северного и Азово-Черноморского морских бассейнов.

Как сообщили «Известиям» в пресс-службе РЖД, в этом году компания подготовила актуализированный вариант генеральной схемы развития сети железных дорог до 2020 и 2025 годов. Для освоения перспективного грузопотока генсхемой планируется строительство 1,2 тыс. км новых железнодорожных линий до 2020 года и еще 750 км - до 2025 года, сообщают в РЖД.

Меры для снижения уровня износа инфраструктуры РЖД и ликвидации «узких мест» прописаны также в «Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года» и «Стратегия и развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года», а также ряде других документов. В ИПЕМ уверены, что если приложить максимум усилий для реализации положений указанных документов в полном объеме, то негативных последствий получится избежать.

Строительство желдороги Бованенково-Сабетта начнется в 2017 году

Власти Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) в 2017 году планируют начать строительство железной дороги Бованенково-Сабетта в рамках реализации проекта «Северный широтный ход». Об этом сообщил губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин на международном форуме в Салехарде.

«Мы разработали проект железной дороги Бованенково- Сабетта. Реализацию этого проекта мы планируем начать в следующем году. Он будет реализован благодаря частно-государственному партнерству», - сказал Кобылкин.

По словам губернатора Тюменской области Владимира Якушева, реализация проекта «Северный широтный ход» является очень важным для развития страны. «Ямал, Югра и Тюменская область двигаются в верном направлении при его реализации. Я надеюсь, что, несмотря на непростую экономическую ситуацию, он будет реализован», - добавил тюменский губернатор.

Линия Бованенково-Сабетта будет использоваться только для промышленных перевозок в основном в интересах нефтяных и газовых гигантов. Протяженность дороги - 170 км, она будет построена в однопутном исполнении, однако предусмотрена отсыпка земляного полотна под перспективный второй путь. Ширина колеи стандартная - 1520 мм, движение будет осуществляться на тепловозной тяге. Предполагаемая максимальная скорость движения грузовых и пассажирских поездов составит 50 км/час.

Железнодорожная линия необщего пользования Бованенково- Сабетта является заключительным звеном выхода «Северного широтного хода» (Обская-2 – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево) на Северный морской путь. Пропускная способность новой железнодорожной линии на 5-й год эксплуатации составит 7 млн тонн, на 10-й год эксплуатации - 14 млн тонн. Предусмотрено также перспективное развитие, при котором пропускная способность может быть увеличена до 35 млн тонн перевозимых грузов в год.

«Северный широтный ход» - проектируемая железнодорожная магистраль в ЯНАО протяженностью 707 км по маршруту Обская - Салехард - Надым - Новый Уренгой - Коротчаево. Она должна связать западную и восточную части округа, Северную железную дорогу со Свердловской. Проект реализуется совместно силами правительства РФ, правительства ЯНАО, ПАО «Газпром», ОАО «РЖД» и ОАО «Корпорация развития». Координатором строительства магистрали выступает Росжелдор.

Изначально магистраль предполагалось проложить к 2015 году. В начале 2012 года срок сдачи дороги перенесли на 2016 год. В 2015 году было заявлено, что магистраль планируют построить к 2020 год.

В Бюллетене использована авторская информация издательства «Морские вести России», а также сайтов Президента РФ, Председателя Правительства РФ, ГД РФ, Минтранса, Российской газеты, Росморречфлота, ТАСС, РИА Новости, ИА Regnum, Ведомостей, Известий, агентства Прайм, АТН и других.

 

Все новости, включая самые последние, на сайте издательства «Морские вести России» www.morvesti.ru

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ