Бюллетень новостей №18 (176) с 14 по 20 мая 2016 - Морские вести России

Бюллетень новостей №18 (176) с 14 по 20 мая 2016

Бюллетень новостей

ВЛАСТЬ

Госдума усовершенствует законодательство о морских портах

Депутаты Госдумы на пленарном заседании приняли в первом чтении законопроект, направленный на совершенствование законодательного регулирования деятельности в морских портах.

Представляя законопроект на заседании Госдумы, замминистра транспорта РФ, руководитель Росморречфлота Виктор Олерский напомнил, что основной закон, регулирующий деятельность в морских портах, был принят в 2007 году. За годы применения возникла необходимость совершенствования законодательства, в частности в сфере строительства и расширения морских портов и в области земельных и имущественных отношений.

«Изменения позволят упорядочить взаимоотношения операторов морских терминалов и железнодорожных перевозчиков и, в частности, предусматривают утверждение формы типового договора об организации работы по обеспечению перевалки грузов в морском порту, заключаемого между железнодорожными перевозчиком и оператором морского терминала», - сказал Олерский.

Кроме того, законопроект меняет понятие «территория морского порта». По словам Олерского, в предлагаемой редакции территория морского порта включает в себя земли и акватории морского порта. Границы территории морских портов предлагается устанавливать по границам земельных участков территориальных зон и иным границам.

Данные поправки, по словам замминистра, необходимы в связи с тем, что порядок установления границ не определен, нормы закона о портах, содержащие особенность регулирования земельных отношений, на сегодняшний день устарели.

Также предусматривается регулирование правоотношений, связанных с передачей объектов инфраструктуры морского порта, находящейся в государственной собственности и относящейся к недвижимому имуществу, в том числе аренды рыбных терминалов. «То есть законопроект наделяет полномочиями собственника и Росрыболовство, сейчас это Росимущество», - пояснил Олерский.

Кроме того, в целях реализации Международной конвенции о защите морской среды от загрязнения законопроект вводит требование о наличии в морском порту средств для приема судовых отходов.

В. Олерский: Российские верфи не останутся без заказов

Российские верфи, которые умеют строить суда качественно и в срок получают своего заказчика, мнение, что в России ничего не строится – глубоко ошибочно. Об этом заявил заместитель министра транспорта – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский, выступая на открытии VI международного форума «Морская индустрия России», который стартовал сегодня 17 мая в Москве, передает ИА «Морвести.Ру».

«Неправильно говорить, что сегодня в российском судостроении нет заказов, - отметил замминистра в своем приветственном слове во время церемонии открытия форума. – Заказчики никуда не пропали, и те, кто умеет строить качественно, всегда получают свой контракт. Поэтому задача судостроителей, – предложить заказчику тот продукт, который он хочет видеть. Соответствующий и по цене, и по срокам, и по качеству исполнения. И в моем понимании в горизонте 5 – 7 лет будет, что строить. Слово за верфями».

Мнение Олерского поддержал президент «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК) Алексей Рахманов. «Мне приятно сообщить, что мы приступаем к строительству рыболовецких судов, в этом году будет заложен впервые за 60 лет российской истории пассажирский круизный лайнер. Далее, мы продолжаем строить суда обеспечения и различную морскую технику для добычи углеводородов», -- привел пример глава ОСК.

Минтранс считает невозможным приватизацию РЖД в 2016 году

Минтранс РФ считает, что приватизировать РЖД в текущем году невозможно. Об этом заявил министр транспорта РФ Максим Соколов в кулуарах форума Россия - АСЕАН.

«В рамках этого года наверное нет, так как организовать приватизацию или продажу какого-либо пакета акций такой крупной структуры как РЖД за короткое время невозможно. Сейчас в Минтрансе РФ в повестке такие предложения не стоят», - сказал он.

Ранее глава РЖД Олег Белозеров говорил, что в случае принятия решения о приватизации компании целесообразно продавать не более 5% акций. По его словам, РЖД будут прорабатывать вопрос о приватизации в течение года.

Глава ФАС Игорь Артемьев заявлял, что ведомство одобряет приватизацию пакета акций РЖД в размере около 5-10%. В свою очередь, министр транспорта Максим Соколов отмечал, что приватизировать РЖД в рамках одного года маловероятно.

В апреле 2015 г. глава Росимущества Ольга Дергунова говорила, что приватизация 5% акций РЖД возможна в перспективе 3-5 лет. Она отмечала, что эти планы могут быть реализованы благодаря возобновлению работы накопительной компоненты пенсионных сбережений, то есть пенсионные фонды смогут выступать приобретателями акций инфраструктурных компаний.

Законопроект, предусматривающий приватизацию 5% акций РЖД, правительство внесло в Госдуму 1 октября 2013 г. Однако в ноябре 2013 г. комитет Госдумы по вопросам собственности принял решение отложить рассмотрение законопроекта до момента реализации правительством РФ комплекса мероприятий по повышению капитализации компании, в том числе определения механизмов государственных инвестиций в развитие железнодорожной инфраструктуры.

Соколов: Снижение цен на нефть уменьшило инвестиционную привлекательность Северного морского пути

Снижение цен на нефть уменьшило инвестиционную привлекательность такого маршрута, как Северный морской путь (СМП), заявил в рамках саммита Россия - АСЕАН министр транспорта РФ Максим Соколов.

По его словам, климатические изменения, повлекшие за собой таяния льдов, увеличивают привлекательность маршрута. «Но с другой стороны, те колебания цен на нефть, которые произошли на рынке в последние два года, к сожалению, серьезным образом снизили реальную инвестиционную привлекательность, экономическую модель функционирования Северного морского пути, поскольку цена на топливо упала и уже не так принципиальны в цене перевозки те затраты, которые транспортные компании тратят на перемещение», - отметил он.

Северный морской путь (СМП) - судоходный маршрут, главная морская коммуникация в российской Арктике. Проходит вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово), соединяет европейские и дальневосточные порты РФ, а также устья судоходных сибирских рек в единую транспортную систему. Северный морской путь почти вдвое короче других морских путей из Европы на Дальний Восток. Продолжительность навигации по нему составляет 2-4 месяца, однако, благодаря ледоколам, ее можно увеличить.

Ранее глава Минвостокразвития Александр Галушка заявил, что объем перевозки грузов по СМП будет увеличен до 60 млн тонн в обозримой перспективе. По словам замминистра по развитию Дальнего Востока Артура Ниязметова, потенциально перспективными для переключения на Северный морской путь ведомство считает 17 транзитных маршрутов, где экономия времени составляет не менее 10%, их общий грузопоток - около 60 млн тонн в год. Большинство из низ составляют маршруты из Восточной Азии в Северную Европу.

Российские экспортные перевозки по Северному морскому пути, по словам замминистра, к 2030 году могут увеличиться до 30 млн тонн в год. Кроме того, налоговые доходы по добыче сырья в Арктике и вывоза его через Северный морской путь могут составить до 40 млрд рублей ежегодно. На сегодня реализации этих прогнозов препятствует отсутствие круглогодичной навигации в Арктике и недостаточная численность ледокольного флота.

НОВОСТИ КОМПАНИЙ

Улюкаев: РФ может получить 24 млрд руб. при продаже 25% «Совкомфлота»

Государство в 2016 г. может получить 24 млрд рублей при продаже 25% акций «Совкомфлота». Об этом в интервью телеканалу «Россия 24» сказал глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев.

Руководитель МЭР добавил, что его ведомство отобрало два российских и один иностранный банк в рамках первого этапа отбора организатора приватизации «Совкомфлота».

«Что касается «Совкомфлота», то тот пакет, который может быть продан в этом году, примерно оценивается в 25% от стоимости компании, примерно в 24 млрд рублей», - сообщил министр.

В конце апреля МЭР начало отбор инвестиционных консультантов для приватизации «Совкомфлота». Планируется, что доля участия РФ в уставном капитале компании должна сократиться до 25% +1 акция.

Сроки планируемой приватизации «Совкомфлота» переносились уже несколько раз. Теперь правительство планирует провести приватизацию в 2016 г.

Группа компаний «Совкомфлот» - одна из крупнейших судоходных компаний, специализирующаяся на перевозке нефти, нефтепродуктов и сжиженного газа.

Global Ports лидирует среди холдингов РФ по контейнерообороту в январе-апреле 2016 года с показателем 433,4 тыс. TEU

Контейнерооборот холдинга Global Ports, на долю которого приходится до 33,8% (-9,2 пр.п.) совокупного контейнерооборота РФ, по итогам января-апреля 2016 года составил 433,4 тыс. TEU (-24,7% к январю- апрелю 2015 года).

Согласно данным Ассоциации морских торговых портов РФ, на основании которых ТАСС подготовил рейтинг, отрицательная динамика перевалки контейнеров отмечена во всех компаниях, входящих в холдинг. АО «Первый контейнерный терминал» (ПКТ) сократило перевалку контейнеров на 20,3% до 169,12 тыс. TEU, ОАО «Петролеспорт» (ПЛП) - на 34,6% до 98,11 тыс. TEU, ООО «Восточная стивидорная компания» (ВСК) - на 31,4% до 92,08 тыс. TEU, ООО «Моби Дик» - на 7,8% до 48,8 тыс. TEU, ОАО «Усть-Лужский Контейнерный терминал» - на 4,8% до 25,29 тыс. TEU. Доля ПЛП и ВСК в структуре холдинга сократилась на 3,4 пр.п. и 2,1 пр.п. по сравнению с январем-апрелем 2015 года до 22,6% и 21,2% соответственно. Доля ПКТ увеличилась на 2,2 пр.п. до 39%.

Контейнерооборот Группы Сумма в отчетном периоде сократился на 5,2% до 264,48 тыс. TEU. Доля холдинга от общего контейнерооборота РФ составляет 20,6%. Снижение контейнерооборота ОАО «Владивостокский МТП» (ВМТП) составило 22,2% до 94,43 тыс. TEU, ОАО «Новороссийский МТП» (НМТП) - на 0,3% до 45,67 тыс. TEU. АО «НЛЭ» нарастило перевалку на 13,5% до 96,07 тыс. TEU, ООО «Балтийская стивидорная компания» (БСК) - на 4,7% до 28,31 тыс. TEU. В структуре холдинга ВМТП потеряла 7,8 пр.п. до 35,7%.

Совокупный контейнерооборот холдинга UCL Ports увеличился на 77,6% относительно аналогичного периода прошлого года до 193,64 тыс. TEU за счет роста перевалки контейнеров ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» (КТСП) на 79,5% до 190,03 тыс. TEU и ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» - на 18,7% до 2,81 тыс. TEU. Контейнерооборот ОАО «Таганрогский МТП» составил 0,8 тыс. TEU (-2,8%). Доля холдинга в структуре контейнерооборота РФ увеличилась на 7 пр.п. до 15,1%.

ООО «НУТЭП», входящее в холдинг Delo Ports, за отчетный период сократило перевалку контейнеров на 2,4% до 83,88 тыс. TEU. Доля холдинга составила 6,5% контейнерооборота РФ (+0,1 пр.п.).

Прочими контейнерными терминалами РФ перевалено 305,51 тыс. TEU, рост к январю-апрелю 2015 года составил 6%, доля - 23,9%.

Чистая прибыль «Совкомфлота» по МСФО в I квартале выросла на 9,2% - до $103,1 млн

Чистая прибыль крупнейшей российской судоходной компании «Совкомфлот» по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) по итогам I квартала 2016 года выросла на 9,2% и составила $103,1 млн. Об этом сообщается в квартальном отчете компании.

Показатель EBITDA за отчетный период вырос на 6,6% и составил 187,5 млн долларов.

Доходы на основе тайм-чартерного эквивалента (ТЧЭ) увеличились на 0,4% до 290,8 млн долларов. ТЧЭ показывает доходы от фрахта и аренды за вычетом рейсовых расходов и используется в судоходной отрасли для отражения финансовых результатов и сравнения выручки от рейсового чартера с выручкой от тайм-чартера.

«В основе успешной работы компании в отчетном периоде лежит последовательная реализация сбалансированной фрахтовой политики и повышение эффективности коммерческого управления флотом. В частности, нам удалось повысить эффективность операционной деятельности за счет дальнейшей оптимизации структуры флота, основанной на замене низкодоходных конвенциональных судов на технологически более современные, соответствующие растущим потребностям наших клиентов», - цитирует пресс-служба слова председателя правления и генерального директора «Совкомфлота» Сергея Франка.

Он также отметил, что компания продолжает укреплять свои позиции в сегментах перевозки СПГ и обслуживания шельфовой нефтегазодобычи, в частности, в первом квартале 2016 г. были спущены на воду новые суда «Совкомфлота» для нефтегазовых проектов «Новый порт» и «Ямал СПГ».

Генпрокуратура: Дело о хищении 8 млрд рублей у «Совкомфлота» будет рассмотрено заочно

Генеральная прокуратура России направила в суд уголовное дело о хищении более 8 млрд рублей у ОАО «Совкомфлот» и «Новошип», оно будет рассматриваться в заочном режиме – без присутствия обвиняемых.

Как сообщается на сайте Генпрокуратуры, «сегодня заместитель генерального прокурора РФ Виктор Гринь утвердил обвинительное заключение по уголовному делу в отношении 60-летнего жителя Санкт-Петербурга Юрия Никитина, а также бывших генерального директора ОАО «Современный коммерческий флот» (ОАО «Совкомфлот») Дмитрия Скарги и президента ОАО «Новороссийское морское пароходство» (ОАО «Новошип») Тагира Измайлова».

В надзорном ведомстве напомнили, что «в зависимости от их роли и степени участия они обвиняются в совершении преступлений, предусмотренных ч.ч. 1 и 3 ст. 210 («Создание преступного сообщества и участие в нем»), ч. 2 ст. 201 («Злоупотребление полномочиями»), ч. 4 ст. 160 («Присвоение») и ч. 3 ст. 174.1 УК РФ («Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления»)».

По версии следствия, в 2001-2005 годах Скарга и Измайлов, действуя в составе преступного сообщества, созданного Никитиным, совершили хищение денежных средств ОАО «Совкомфлот» и «Новошип» на сумму более 8 млрд рублей и легализовали часть похищенного в размере свыше 5,5 млрд рублей.

В Генпрокуратуре напомнили, что начиная с 2006 года ведомство неоднократно обращалась к компетентным органам Великобритании по поводу выдачи России обвиняемых для уголовного преследования. Однако Генпрокуратуре России было отказано. В связи с этим уголовное дело направлено в Дорогомиловский суд Москвы для рассмотрения по существу в отсутствие обвиняемых.

В 2012 году Дорогомиловский суд Москвы приговорил к 4,5 годам лишения свободы и штрафу в 1 млн рублей Юрия Привалова. Он являлся бывшим руководителем дочерней компании «Совкомфлота», «Фиона Мэритайм Эйдженсис Лимитед» (Великобритания), и одновременно – по доверенности «Совкомфлота» - представителем компании «Фиона траст энд Холдинг Корпорейшен» (Либерия). Привалов был признан виновным в присвоении и пособничестве в присвоении денежных средств в составе преступной организации в особо крупном размере – 67 млн долларов.

Скрывавшийся от уголовного преследования Привалов был обнаружен в Великобритании, впоследствии задержан в Швейцарии и летом 2008 года выдан России - он был доставлен из Цюриха в Москву. Дело в отношении него рассматривалось в особом порядке, так как он признал вину и сотрудничал со следствием.

«Совкомфлот» - крупнейшая национальная судоходная компания, созданная в 1998 году на основе бывшей госкомпании «Современный коммерческий флот», которая в момент создания контролировала до 30% тоннажа российского коммерческого морского флота. Балансовая стоимость ее совокупных активов превышала 5 млрд долларов.

О деле «Совкомфлота» стало известно в 2008 году, когда британские СМИ сообщили о запросе России у Великобритании и Швейцарии о выдаче пятерых фигурантов дела. При этом сами запросы были направлены еще в 2006 году. Это одно из редких дел, где России удалось возместить причиненный ущерб. В декабре 2010 года Высокий суд Англии и Уэльса принял решение о частичном удовлетворении гражданского иска и о взыскании 60 млн долларов с предпринимателя Юрия Никитина в пользу «Новошип» и «Совкомфлота». Основными лицами, виновными в причинении ущерба, были признаны Дмитрий Скарга, Тагир Измайлов, Юрий Привалов и Юрий Никитин. В конце 2013 года Высокий суд Лондона взыскал более 5 млрд рублей с бывших руководителей «Совкомфлота».

В швейцарских банках Генпрокуратура России добилась ареста 158 млн долларов США и 1,6 млн английских фунтов стерлингов на счетах, подконтрольных Никитину. Расследование проводил СК РФ.

ОСК назначила новых руководителей астраханской и дальневосточной верфей корпорации

По решению советов директоров на двух судоверфях Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) назначены новые руководители предприятий. Об этом говорится в сообщении компании.

С 16 мая 2016 г. временно исполняющим обязанности генерального директора АО «Судостроительный завод «Лотос» назначен Дмитрий Антонов. Новый руководитель пришел на смену Владимиру Кулакову, который возглавил также с 16 мая 2016 г. ПАО «Амурский судостроительный завод».

Владимир Кулаков - выпускник Санкт-Петербургского государственного морского технического университета. Прошел путь от мастера цеха на Ижорском заводе до генерального директора одного из крупнейших судозаводов юга России.

Нормализация исполнения предприятием государственного оборонного заказа и возрождение предприятия - ключевая задача нового руководителя.

Дмитрий Антонов до назначения временно исполняющим обязанности генерального директора завода «Лотос» занимал должность заместителя генерального директора по судостроению группы Каспийская энергия. Окончил Астраханский государственный технический университет по специальности кораблестроение и имеет квалификацию морской инженер. Существенная часть профессиональной биографии связана с государственной службой: на посту заместителя министра в Министерстве промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области он курировал судостроение в регионе.

Ключевыми задачами нового руководителя завода «Лотос» станет обеспечение долгосрочной загрузки предприятия новыми судостроительными заказами для реализации шельфовых проектов и обеспечения водных путей транспортом различного назначения, а также необходимая для своевременного и качественного исполнения таких заказов модернизация предприятия.

«Транснефть» возглавила рейтинг стивидорных активов крупнейших холдингов РФ по грузообороту в январе-апреле 2016 года

Грузооборот морских терминалов холдинга ОАО «АК «Транснефть», на долю которого приходится до 20% (-0,2 пр.п.) совокупного грузооборота портов РФ, по итогам января-апреля 2016 года составил 45 млн тонн (+4,6% к январю-апрелю 2015 года).

В частности, по данным Ассоциации морских торговых портов РФ, на основе которых ТАСС подготовил рейтинг, грузооборот ООО «Транснефть - Порт Козьмино» за отчетный период увеличился на 3% до 10,32 млн тонн, ООО «Невская трубопроводная компания» - на 6,6% до 9,9 млн тонн.

Грузооборот группы НМТП разделен равными долями - в данном случае 24,78 млн тонн - между «Транснефтью» и группой «Сумма». При этом, на долю оборота перевалки стивидорами группы НМТП приходится 55,1% объема перевалки стивидорами «Транснефти».

Таким образом, группа «Сумма» занимает второе место по грузообороту среди холдингов - 11,8% грузооборота РФ или 26,63 млн тонн (+5,2%). Почти весь объем или 93,7% от стивидорного бизнеса Группы приходится на перевалку грузов на терминалах группы НМТП (снижение на 0,5 пр.п.).

Третье место в отчетном периоде занимает оборот стивидоров холдинга СУЭК, которые увеличили грузооборот на 13,5% до 12,78 млн тонн. Доля от общего грузооборота портов РФ составляет 5,7% (+0,4 пр.п.). Рост перевалки грузов ЗАО «Дальтрансуголь» составило 12,2% до 6,35 млн тонн, ООО «Мурманский балкерный терминал» - в 2,7 раза до 1,39 млн тонн, ПАО «Мурманский МТП» - на 2,6% до 4,66 млн тонн. ЗАО «Агросфера» сократило перевалку на 30,9% до 388,7 тыс. тонн. Доля ЗАО «Дальтрансуголь» в составе холдинга составила 49,7% (-0,5 пр.п.).

Грузооборот стивидоров холдинга Кузбассразрезуголь (КРУ) сократился на 1,8% до 11,95 млн тонн. АО «Восточный порт» перевалило 7,05 млн тонн угля (+1,9%), ОАО «Ростерминалуголь» - 4,91 млн тонн (-6,7%). Доля холдинга составляет 5,3% грузооборота РФ (-0,4 пр.п.).

Совокупный грузооборот стивидоров холдинга UCL Ports за отчетный период составил 11,76 млн тонн (+3%). Доля холдинга в структуре грузооборота портов РФ сократилась на 0,1 пр.п. до 5,2%. Рост грузооборота холдинга обусловлен увеличением перевалки грузов ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» на 78,1% до 2,33 млн тонн и ОАО «Универсальный перегрузочный комплекс» - на 4,4% до 1,35 млн тонн. Остальные компании, входящие в холдинг, сократили перевалку: ОАО «Туапсинский МТП» - на 3,8% до 5,37 млн тонн, ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» - на 11,8% до 2,41 млн тонн, ОАО «Таганрогский МТП» - на 40,7% до 298,6 тыс. тонн. В структуре холдинга доля ОАО «Туапсинский МТП» сократилась на 3,2 пр.п. до 45,7%.

Снижение грузооборота в отчетном периоде отмечено у стивидоров таких холдингов, как: Global Ports - на 17,2% до 5,71 млн тонн, Роснефть - на 16,3% до 4,8 млн тонн, стивидоров Лукойла - 10,7% до 3,84 млн тонн, Росморпорта - на 11,2% до 2,37 млн тонн, Норникеля - на 9,9% до 1,01 млн тонн, ННК - на 3,6% до 861,2 тыс. тонн. Доля Global Ports составляет

2,5% (-0,7 пр.п.), Роснефти - 2,1% (-0,6 пр.п.), Лукойла - 1,7% (-0,3 пр.п.) совокупного грузооборота РФ.

Рост грузооборота терминалов Мечела составил 15,8% до 2,94 млн тонн, Delo Ports - 18,9% до 1,99 млн тонн, ГУП РК «КМП» - 38,4% до 1,12 млн тонн, Трансбункера - 6,3% до 860,5 тыс. тонн, Гленкора - 121,2% до 860 тыс. тонн. Доля стивидоров Мечела составляет 1,3% (+0,1 пр.п.) совокупного грузооборота РФ, Росморпорта - 1,1% (-0,2 пр.п.).

«Компания Усть-Луга» может погасить долг перед ВТБ, продав свои активы «Ленэнерго»

«Компания Усть-Луга», которая занимается развитием одноименного морского порта в Ленинградской области, ведет переговоры с «Ленэнерго» о продаже части своих активов, для того чтобы погасить долг перед банком ВТБ.

Об этом заявил представитель «Компании Усть-Луга» на заседании в арбитражном суде Санкт- Петербурга и Ленобласти, где рассматривается иск ВТБ о ее банкротстве из-за долга в 532,9 млн рублей. Суд продолжит заседание по делу 24 мая.

«Между «Компанией Усть-Луга» и потенциальным покупателем электрических сетей , «Ленэнерго», ведутся переговоры. Завтра состоится рабочее совещание по продаже электрических сетей, с которой планируется погасить задолженность», - сказала представитель компании в суде.

Представитель ВТБ в суде отметила, что общая сумма долга компании составляет на данный момент 532,9 млн рублей, а просрочка - несколько месяцев, в течение которых было только частичное погашение. «4,8 млн относительно общей задолженности в 500 с лишним миллионов - это незначительная часть. На настоящий момент мы не видим перспектив погашения всей задолженности», - сказала она.

В 2015 году ВТБ уже судился с ответчиком из-за долга в 600 млн рублей: кредита, выданного в 2010 году под гарантии правительства Ленобласти для строительства инженерной и транспортной инфраструктуры порта. Тогда стороны заключили мировое соглашение. Позже председатель совета директоров компании Валерий Израйлит заявил журналистам, что компания намерена погасить задолженность за счет продажи активов, однако не уточнял подробностей.

В правительстве Ленобласти, в свою очередь, сообщили, что его функции как гаранта себя оправдали: инфраструктура в порту построена. «Мы надеемся, что организация урегулирует вопросы, связанные с исполнением обязательств перед кредиторами. У ОАО «Компания Усть-Луга» есть активы, которые можно реализовать», - передал через пресс-службу первый зампред правительства региона Роман Марков.

Чиновник добавил, что в случае необходимости регион «выполнит свои обязательства по гарантии и выплатит оставшуюся часть долга компании перед банком». «В этом случае будет вестись работа по взысканию задолженности с дочерних структур ОАО «Компания Усть-Луга», - сказал Марков.

«Компания Усть-Луга» создана в 1992 году для реализации проекта строительства многофункционального морского торгового портового комплекса в Лужской Губе Финского залива. Кроме функций заказчика-застройщика торгового порта, она занимается комплексным развитием прилегающей территории.

Астраханский завод «Красные баррикады» войдет в ОСК

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) проводит аудит одного из крупнейших астраханских судостроительных заводов «Красные баррикады» с целью его дальнейшего вхождения в корпорацию. Об этом сообщил гендиректор завода Александр Ильичев.

«Идет процедура вхождения завода «Красные баррикады» в ОСК. Сейчас пока идет оценка, аудит. Понимаете, все-таки в целом строительство кораблей – государево дело», - отметил Ильичев. По его словам, условия вхождения завода в холдинг, а также сроки этой процедуры будут рассмотрены после процедуры аудита.

«Этот вопрос решится на совете директоров ОСК. По тем предложениям, которые были оформлены и представлены в адрес губернатора Астраханской области, ОСК ставит срок середину июля», - заметил гендиректор.

Судостроительный завод «Красные Баррикады», расположенный в Астраханской области и основанный более 110 лет назад, в настоящее время специализируется на строительстве крановых судов, буровых установок и платформ, а также судов снабжения и транспортных судов различного назначения. Сотрудничает как с российскими, так и зарубежными партнерами.

«Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) - крупнейшая судостроительная компания России. В ее состав входит более 60 верфей, конструкторских бюро и судоремонтных заводов страны.

СУДОХОДСТВО

Эксперты: Навигация 2016 года на Волге будет более благополучной для судоходных компаний

Водохранилища Волжско-Камского каскада в этом году заполнены на 100% благодаря обильному половодью, наполняемость Волги улучшилась, что способствует благоприятной навигации для судоходных компаний. Об этом сообщили эксперты в ходе форума «Великие реки-2016» в Нижнем Новгороде.

«С учетом того что Рыбинское водохранилище в этом году заполнено на 100%, Горьковское водохранилище на 100%, я прогнозирую, что до середины навигации воды хватит. До июня проработаем с нормальными гарантированными глубинами 340-360 см, а дальше ситуация вернется к предыдущим годам. Навигация для речников будет снова напряженной, но по сравнению с предыдущими годами будет лучше», - сказал ректор Волжского государственного университета водного транспорта (ВГАВТ) Игорь Кузьмичев.

С ним согласен заведующий лабораторией моделирования поверхностных вод Института водных проблем РАН, доктор наук Михаил Болгов. По его словам, последние два года были весьма маловодные на Волге, в этом году ситуация изменилась довольно сильно. «Гидрометеослужба дает прогноз на весеннее половодье на уровне нормы или выше нормы, и оно так и проходит. В этом году мы заведомо заполним почти все водохранилища на Волжско-Камском каскаде и обеспечим пропуски воды на должном уровне, соблюдение санитарно- экологических и рыбных норм на Нижней Волге», - сказал представитель РАН.

Как отметил Кузьмичев, для судоходства теперь возникает другая проблема: компаниям необходимо возвращать клиентов. «Речные грузопотоки за два года маловодья ушли на другие виды транспорта - автомобильный, железнодорожный, и задача речников сейчас - их вернуть», - сказал ректор ВГАВТ, добавив, что за прошлый год потери судоходных компаний из- за маловодья на Волге в районе Городецкого гидроузла в Нижегородской области составили порядка 20 млрд рублей - это недополученная прибыль и понесенные расходы.

Он подчеркнул, что в этом году проблема маловодья с Волги перекинулась на Дон: Волго-Донской канал не обеспечивает гарантированных показателей из-за снижения уровня воды. Причинами периодического снижения уровня воды в реках эксперты называют цикличность природных процессов. «С этим человек сделать ничего особенно не может, потому что природа подбросила нам такие метеорологические условия. Что будет в следующем году, предсказать не может никто, потому что речь идет о прогнозе на период не более нескольких месяцев - больший период современная наука прогнозировать не может», - сказал Болгов.

18-й Международный научно-промышленный форум «Великие реки (экологическая, гидрометеорологическая, энергетическая безопасность)» и 14-й Российский архитектурно-строительный форум проходят в Нижнем Новгороде с 17 по 20 мая.

Maersk Line: Индустрию контейнерных перевозок ждет усиление нестабильности в 2017 году

Коммерческий директор Maersk Line Винсент Клерк прогнозирует значительную нестабильность в индустрии морских контейнерных перевозок в 2017 году, перед тем как операторам удастся восстановить равновесие спроса и предложения, следует из его заявления, опубликованного в сети LinkedIn.

«Цикл, который мы наблюдали на протяжении последних 15 месяцев, ничем не отличается от тех, которые ему предшествовали», - пишет Клерк. В 2015 году спрос на контейнерные перевозки вырос на 1%, а вместимость флота - на 7%. Очевидно, ситуация в 2016 году развивается «в том же духе». Эксперт отмечает, что в отрасли с минимальной доходностью такой разрыв между спросом и предложением увеличивает расходы операторов.

С другой стороны, для того, чтобы сократить расходы, перевозчики инвестируют в более крупные суда, что ведет к избыточной мощности, снижению загрузки судов и фрахтовых ставок.

Разрешение подобных кризисов, пишет Клерк, традиционно лежит в плоскости рационализации тоннажа, с тем, чтобы сбалансировать спрос и предложение. В условиях вялого роста спроса в последние годы такая рационализация может быть достигнута лишь через расширение сотрудничества между перевозчиками.

Потому неопределенность на рынке усугубляется наметившейся реорганизацией глобальных альянсов перевозчиков. По завершении слияния c NOL, CMA CGM выведет APL из состава альянса G6 Alliance, и оба перевозчика вместе с Cosco China Shipping, Evergreen Line и Orient Overseas Container Line войдут в состав нового альянса Ocean Alliance. В этой связи японская «большая тройка»,Hanjin, Hapag-Lloyd и Yang Ming договорились об объединении в другой альянс, к которому также могут присоединиться UASC и Hyundai Merchant Marine.

Такие масштабные изменения потребуют от перевозчиков перестройки глобальной системы сервисов и перестановки судов. Следствием этого процесса, который должен вывести рынок из затяжного кризиса, станут частые изменения расписания и снижение пунктуальности в 2017 год.

Первомайское повышение ставок провалилось, индекс SCFI снова снижается

Спотовые ставки на перевозку контейнеров возобновили снижение после очередного увеличения ставок (GRI) с 1 мая, что свидетельствует о том, что в условиях слабого рынка ставки не могут удержаться на более высоком уровне.

Фрахтовый индекс Shanghai Containerized Freight Index (SCFI) вновь снизился на прошедшей неделе на 3%.

За прошедшую неделю по 13 мая индикативные спотовые ставки на перевозку контейнеров из Шанхая в порты северной Европы упали на 4,7% до 606 долларов за TEU, ставки на порты Средиземного моря остались пока на уровне предыдущей недели - 869 долларов заTEU.

Спотовые ставки на транстихоокеанском трейде также показали снижение. Значение индекса SCFI на перевозки в порты западного побережья Северной Америки снизилось на 5,2% до 818 долларов США за FEU (40-футовый контейнер), восточного побережья – на 3,8% до 1619 долларов за FEU.

Стоимость перевозки контейнера на сервисах между Азией и Персидским заливом упала на 17% до 407 долларов за TEU.

В ходе презентации итогов первого квартала генеральный директор Maersk Line Сорен Скоу отметил, что рост глобального спроса на морские контейнерные перевозки за первые три месяца года составил порядка 1%, а предложение выросло более чем на 7%, что еще более усугубило ситуацию на рынке.

Несмотря на очередной неудавшийся GRI, перевозчики уже объявили следующее увеличение. По данным Journal of Commerce, с 15 мая CMA CGM ввел «экстренное увеличение» ставок на 250 долларов за TEU на сервисах из Азии на порты Средиземного море. С 1 июня французская линия увеличит ставки в обратном направлении на 150 долларов за TEU. С 12 мая увеличены ставки на сервисах из Азии в порты Красного моря на 100 долларов за TEU.

Hapag-Lloyd с 1 июня вводит GRI на сервисах в порты США: ставки на перевозку 20-футового контейнера будут увеличены на 480 долларов, 40-футового - на 600 долларов.

Скидки не помогли Египту заманить линии обратно на Суэцкий канал

Скидки на транзит судов через Суэцкий канал в размере 30%, объявленные администрацией канала 1 апреля, не помогли заманить обратно суда, перенаправленные на маршрут вокруг южного окончания Африки.

Низкие цены на топливо и рекордное падение фрахтовых ставок обусловили тенденцию перенаправления контейнеровозов, возвращающихся в Азию из портов восточного побережья США, на альтернативный маршрут вокруг Африки.

И, по данным Alphaliner, ни на одном из девяти сервисов суда, на которые распространяются объявленные скидки, не вернулись на маршрут через Египет.

Предполагается, что ряд судов на линиях Азия-восточное побережье США будут перенаправлены на маршрут через Панамский канал, после открытия новых шлюзов в конце июня.

Более того, судоходные линии, входящие в альянс Ocean Three – CMA CGM, Cosco и UASC – объявили, что с конца мая суда на сервисе Северная Европа-Азия будут направляться из порта Гавра в Порт-Кланг, Чивань, Гонконг и Шанхай через ЮАР. При этом увеличение скорости судов позволит сохранить транзитное время без изменения.

Атомный лихтеровоз «Севморпуть» завершил первый за 10 лет рейс

Атомный лихтеровоз «Севморпуть» успешно завершил переход из порта Мурманск к месту выгрузки в бухте Темп острова Котельный архипелага Новосибирских островов, что стало первым за 10 лет рейсом судна.

Как сообщили в пресс-службе Росатомфлота, ледокольную проводку единственному в мире транспортному судну с ядерной энергетической установкой обеспечил ледокол «Ямал».

«Переход из Мурманска прошел в штатном режиме. Наиболее тяжелые ледовые условия отмечались в акватории моря Лаптевых, где караван прошел в условиях сильного ледового сжатия», - сообщили в компании. На остров Котельный «Севморпуть» доставил 5,8 тысяч тонн груза - строительных материалов и продуктов питания. Рейс начался 5 мая. После завершения выгрузки атомный лихтеровоз возьмет курс в порт приписки Мурманск.

Атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» - единственное в мире ледокольно-транспортное судно с ядерной энергетической установкой. Было построено на Керченском судостроительном заводе «Залив» им. Б.Е. Бутомы в период с 1982 по 1988 годы, сдано в эксплуатацию 31 декабря 1988 г. Всего судно может взять на борт 74 лихтера грузоподъемностью по 300 тонн или 1328 двадцатифутовых контейнеров. «Севморпуть» способен самостоятельно преодолевать лед толщиной до 1 м. С момента подъема флага и начала работ лихтеровоз «Севморпуть» прошел 302 тыс. миль, перевез более 1,5 млн тонн грузов, осуществив за это время всего лишь одну перезарядку ядерного реактора.

Последний рейс судно совершило в 2005 году. В 2012 году было принято решение вывести судно из эксплуатации, ставился вопрос о его утилизации. Но в конце декабря 2013 года «Росатомфлотом» был подписан приказ о восстановление лихтеровоза «Севморпуть». Ремонтные работы, включая ремонт на класс регистра, продление ресурса ядерной энергетической установки и загрузку комплекта ядерного топлива, заняли 1,5 года.

СУДОСТРОЕНИЕ

Количество заказов новых судов на 2017 год вчетверо ниже, чем в текущем году

По данным Российского морского регистра судоходства (РМРС), в 2016 году российскими судостроителями будет сдано заказчикам 90 гражданских судов, при этом объем заказов на 2017 год на данный момент не превышает 20 единиц.

Об этом на форуме «Морская индустрия России» сообщил глава управления планирования и маркетинга РМРС Георгий Бедрик. Он добавил, что для заключения новых контрактов есть еще полгода.

Бедрик пояснил, что в ближайшее время должно произойти оживление на рынке рыболовецких судов, портового флота, а также судов класса «река-море». В частности, по его словам, сейчас средний возраст рыбопромыслового флота – 28 лет. «У нас в классе находится 1206 единиц, из которых более 30% (то есть 400 судов) старше 30 лет, это создает хорошую перспективу обновления», - говорит он. Аналогичная ситуация и с портовым флотом: по данным РМРС, в классе свыше 50% судов старше 30 лет.

По данным агентства «Infoline-Аналитика», в 2016 году будет сдано примерно то же количество судов, что и в 2015-м, не менее 80. Но их стоимость вырастет по сравнению с 2015 годом более чем в 1,5 раза, до 30 млрд руб. В агентстве отмечают, что причиной этому станет передача ЛУКОЙЛу платформ для месторождения им. Филановского верфью «Красные баррикады» и Астраханским судостроительным производственным объединением (АСПО). В результате доля военных заказов в отрасли в денежном выражении снизится примерно до 75%.

Как отмечают в «Infoline-Аналитике», наиболее значимыми заказами 2016 года станут многофункциональное судно снабжения ледового класса Ice15 «Сахалин-2», которое Выборгский судостроительный завод строит для «Совкомфлота», дежурно-спасательное судно ледового класса проекта Aker ARC 121 (на 13 МВт), которое для «Совкомфлота» строит Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), два танкера проекта RST27 класса «Волга-Дон макс» для «БФ Танкер» и три земснаряда для Росморпорта на заводе «Красное Сормово».

Что касается перспектив, то в 2017 году количество переданных заказчикам гражданских судов сократится до 40 единиц, но стоимость гражданского заказа составит не менее 60 млрд руб.- вдвое выше уровня этого года. Наиболее значимыми проектами являются плавучая АЭС «Академик Ломоносов», танкер-химовоз на базе проекта RST25, который строит завод «Лотос» для «Волготранса», два дизель- электрических ледокола проекта Aker ARC 130A ледового класса Icebreaker8, которые строит Выборгский завод для «Газпром нефти», и атомный ледокол ЛК-60, который строит Балтийский завод.

В «Infoline-Аналитике» прогнозируют, что падение объемов строительства гражданских объектов начнется с 2018 года и будет обусловлено отставанием в освоении шельфа при сохранении низкой конкурентоспособности российских судостроителей в сегменте гражданского судостроения. Последняя связана с низким качеством типовых проектных решений, уступающим проектам европейских и азиатских верфей, а также отсутствием серийности, что не позволяет даже при девальвации рубля сформировать привлекательное предложение.

«Роснефть» сохраняет планы по вводу в эксплуатацию в 2016 г. первых цехов «Звезды»

«Роснефть» сохраняет планы по вводу в эксплуатацию в текущем году первых цехов в судостроительном комплексе «Звезда» на Дальнем Востоке. Об этом сообщил председатель совета директоров компании Андрей Белоусов, слова которого приводятся в годовом отчете «Роснефти».

«Значимым инвестиционным проектом «Роснефти» стало создание на Дальнем Востоке новых крупных судостроительных мощностей. В 2015 году было активизировано строительство комплекса СК «Звезда», что позволит уже в 2016 году ввести в строй первые цеха и впервые на российских верфях приступить к крупноблочному производству судов, производству необходимых материалов и комплектующих, в том числе для нужд арктических добычных проектов компании», - сказал Белоусов.

Он отметил, что реализация такого масштабного проекта в регионе способствует развитию инфраструктуры на Дальнем Востоке, созданию высокопроизводительных рабочих мест, а также реализации региональных социально-экономических программ.

Судостроительный завод «Звезда» строится в городе Большой Камень Приморского края с 2009 года. Первоначально проект создавали и начали реализовывать «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) и южнокорейская кораблестроительная компания Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Co. (DSME, подразделение концерна Daewoo). Впоследствии в 2012 году DSME вышла из проекта, а ОСК уступила пакет из 75% минус две акции «Дальневосточного центра судостроения и судоремонта» (ДЦСС, включающий верфь «Звезда» и ряд других судостроительных площадок) консорциуму «Современные технологии судостроения», созданному Газпромбанком и «Роснефтью».

Как ожидается, новая площадка начнет работу в 2018 году и приступит к производству морской техники и оборудования для разведки, добычи и транспортировки углеводородного сырья. В частности, танкеров водоизмещением до 350 тыс. тонн, газовозов емкостью до 250 тыс. куб. м, судов ледового класса, специальных судов спусковым весом до 29 тыс. тонн, элементов морских платформ для освоения арктических шельфовых месторождений нефти и газа.

Глава «Роснефти» Игорь Сечин в конце декабря сообщал, что общий объем инвестиций в строительство завода «Звезда» составит 145 млрд рублей, на тот момент в строительство уже было вложено более 22 млрд рублей.

В. Штрамбранд: Росморпорт заложит в 2016 году 8 новых судов

По заказу ФГУП «Росморпорт» сегодня строится 27 судов, еще 8 будут заказаны в этом году. Об этом заявил Владимир Штрамбранд, начальник управления развития и строительства флота ФГУП «Росморпорт», выступая на форуме «Морская индустрия России», который проходит в Москве, передает ИА «Морвести.Ру».

«Сегодня по заказу ФГУП «Росморпорт» строится 27 судов, большая часть из них – на отечественных верфях, – сообщил В. Штрамбранд. – Во-первых, это два ледокола, один мощностью 25 МВт, другой – 16 МВт. Во-вторых, 8 дноуглубительных судна, которые строятся на верфях Damen, «Красном Сормове», Онежском ССЗ. В-третьих, 6 лоцмейстерских судов (их строят ОАО «Гранд», Онежский ССЗ и Сосновский СЗ). В-четвертых, 6 рабочих катеров (все – Онежский ССЗ). И, в-пятых, 5 гидрографических катеров (ООО «Астрон Марин» и ООО «Специальные катера»)».

Еще 8 судов по заказу «Росморпорта» будет заложено в 2016 г.: одно дноуглубительное судно, два лоцмейстерских судна, 4 рабочих и один гидрографический катер, сообщил В. Штрамбранд.

«Общеизвестно, что с ледоколом ЛК-25 произошла задержка по срокам, – добавил представитель «Росморпорта». – Это в первую очередь было вызвано проблемами в проектировании, пришлось возвращаться и переделывать проект. Затем из-за кризисных событий резко выросли цены, что усугубило ситуацию. По моим оценкам мы вряд ли увидим ледокол в строю раньше 2018 года».

Кризис на рынке судостроения продолжается – верфи сокращают мощности

Беспрецедентный кризис в судостроительной отрасли Южной Кореи, по прогнозам, продлится еще, по меньшей мере, год, так как спрос на новые суда продолжает сокращаться.

Согласно докладу, за первый квартал текущего года объем новых заказов на строительство судов в мире снизился на 71% в годовом сопоставлении до 2,32 млн компенсированных брутто-тонн (КБТ - единица измерения, позволяющая оценить объем производства верфей с учетом разницы трудозатрат на строительство разных типов судов равного тоннажа). В денежном выражении, объем новых заказов сократился на 63% годовых до 6,51 млрд долларов США.

Объем новых заказов, размещенных на верфях Южной Кореи, упал за первые три месяца на 94,1% до 170 тыс. КБТ , в денежном выражении - на 94% до 390 млн долларов.

Таким образом, на южнокорейские верфи пришлось лишь 7,4% новых заказов, размещенных по всему миру, по сравнению с 30,2% годом ранее.

В докладе Эксимбанка Кореи говорится, что объем производства национальных верфей за первые три месяца года составил 3,43 млн КБТ, что на 2,6% больше, чем за аналогичный период 2015 года.

Однако по состоянию на конец апреля, портфель заказов сократился на 16,2% по сравнению с апрелем годом ранее и на 11,1% с конца 2015 года, до 27.59 млн КБТ. В отчете отмечается, что текущий портфель заказов обеспечивает верфи работой менее чем на 2 года.

По оценкам банка, в текущем году южнокорейские судостроители получат новые заказы в объеме 1,6 млн КБТ, что на 85% меньше, чем в 2015. В денежном выражении, объем заказов прогнозируется на уровне 3,5 млрд долларов, по сравнению с 23,7 млрд долларов в прошлом году. В результате, портфель заказов может сократиться на 34%.

Три крупнейшие верфи Южной Кореи - Hyundai HeavyIndustries Co., Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Co. и Samsung Heavy Industries Co. – объявили о планах масштабного сокращения производственных мощностей, закрытия доков и сокращения персонала. Совокупный чистый убыток трех корпораций в прошлом году достиг 7,7 трлн корейских вон (6,5 млрд долларов).

ОСК намерена в 2016 г. начать строительство круизного лайнера

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) намерена в текущем году заложить на своих верфях круизный лайнер. Об этом сказал в рамках церемонии открытия форума «Морская индустрия России» глава ОСК Алексей Рахманов.

«В этом году будет заложен пассажирский круизный лайнер», - сказал он, отметив, что строительство такого судна в РФ начнется впервые за 60 лет.

В советские годы верфи строили пассажирские суда класса река-море.

Сейчас ОСК специализируется в основном на военном судостроении, а также на строительстве современных гражданских высокотехнологичных судов, в том числе, ледового класса.

Лидерами по строительству пассажирских судов остается Китай, на втором и третьем местах - Южная Корея и Япония.

В пресс-службе ОСК ТАСС сообщили, что никаких подробностей о том, каким будет судно и на каких верфях оно будет заложено, на данный момент нет.

Минпромторг РФ намерен с 2017 г. запустить меры поддержки судостроения через механизм «утилизационного гранта". Судовладельцы будут получать грант при размещении заказа на отечественных верфях и сдаче в утиль старого судна. По мнению министерства, эта меня позволит, прежде всего, обновить пассажирский флот.

Средний возраст пассажирских российских судов – около 40 лет. При этом, по данным Минпромторга, высокая стоимость круизных судов (около 2,5 млрд руб.) и сезонность эксплуатации приводят к сверхдлинным срокам окупаемости – свыше 20 лет.

Еще одна мера поддержки круизного флота касается напрямую ОСК - корпорация должна получить из федерального бюджета через взнос в уставный капитал 4 млрд руб. для создания лизинговой компании, которая обеспечит продажу пассажирских лайнеров на выгодных условиях.

МОРСКИЕ ПОРТЫ

Новороссийск лидирует по грузообороту среди морских портов России в январе-апреле 2016 года

Грузооборот морских портов РФ по итогам января-апреля 2016 года увеличился на 5,5% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года до 225,51 млн тонн.

ТАСС составил, на основании данных Ассоциации морских торговых портов РФ, рейтинг морских портов России по грузообороту.

Лидирующую строчку рейтинга по объемам перевалки грузов в январе-апреле 2016 года, как и в 2015 году занимает порт Новороссийск с оборотом 45,03 млн тонн. Рост к аналогичному периоду прошлого года составил 3,5%. Доля перевалки грузов в порту составляет 20% совокупного грузооборота морских портов РФ.

Порт Приморск, занимавший в январе-апреле 4 позицию рейтинга, в отчетном периоде увеличил грузооборот на 7,6% до 21,37 млн тонн, что позволило порту подняться на 3 место. Порт Ванино поднялся с 7 позиции на 6, перевалив 9,69 млн тонн (+14,9%). Порт Мурманск поднялся с 8 на 7 позицию, перевалив 8,99 млн тонн (+30%). Порт Туапсе, сократив перевалку на 5,6% до 8,19 млн тонн, опустился с 6 позиции по итогам января-апреля 2015 года на 8.

В целом, наибольший рост перевалки грузов показали порты: Невельск - в 4,1 раза до 400,8 тыс. тонн, Феодосия - в 2,5 раза до 62,8 тыс. тонн, Зарубино - в 2,4 раза до 15 тыс. тонн, Севастополь - в 2,2 раза до 451,5 тыс. тонн, Посьет – на 44,4% до 2,75 млн тонн.

Наибольшее снижение грузооборота отмечено в портах: Геленджик - на 67,3% до 40,4 тыс. тонн, Кандалакша - на 64,1% до 119,1 тыс. тонн, Евпатория - на 45,6 до 25,9 тыс. тонн.

Совокупный грузооборот первой десяткой портов РФ в отчетном периоде оставил 174,02 млн тонн (77,2% совокупного грузооборота), что выше аналогичного периода прошлого года на 4,7%. Из них сухих грузов перевалено 70,53 млн тонн ( +8,6%), наливных – 97,63 млн тонн (+2,4%).

Большой порт Санкт-Петербург лидирует по контейнерообороту среди портов России в январе-апреле 2016 года

Контейнероборот морских портов России по итогам января-апреля 2016 года сократился на 4,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 1,28 млн TEU, в том числе: экспорт контейнеров составил 547,35 тыс. TEU (-6,2%), импорт – 542,78 тыс. TEU (+0,7%), транзит – 14,05 тыс. TEU (-53,6%), каботаж – 176,74 тыс. TEU (-4,8%).

ТАСС, на основании данных Ассоциации морских торговых портов РФ, составил рейтинг морских портов России по контейнерообороту.

Лидирующую строчку рейтинга в отчетном периоде, как и в 2015 году, занимает Большой порт Санкт-Петербург с оборотом в 585,89 тыс. TEU (+1,8%).

Согласно предоставленным данным об объемах перевалки контейнеров, порт Корсаков увеличил контейнерооборот на 25,5% до 32,34 тыс. TEU, что позволило порту подняться на 6 место. Порт Усть-Луга оказался на 7 месте, перевалив 26,07 тыс. TEU (-8%). Порт Дудинка поднялся с 9 на 8 позицию, порт Мурманск - с 10 на 9.

Порт Петропавловск-Камчатский в январе-апреле текущего года сократил перевалку контейнеров на 31,6% до 14,87 тыс. TEU, за счет чего порт опустился с 8 места по итогам января- апреля прошлого года на 10 строчку.

В целом, наибольшее снижение контейнерооборота за отчетный период показали порты: Холмск - на 87,4% до 1,09 тыс. TEU, Ростов-на-Дону – на 75,8% до 405 TEU, Махачкала - на 75% до 13 тыс. TEU.

Наибольший рост перевалки контейнеров отмечен в портах: Находка - в 2 раза до 62 TEU, Корсаков - 25,5% до 32,34 тыс. TEU, Архангельск – на 13,4% до 12,47 тыс. TEU.

Всего за отчетный период первой десяткой портов РФ перевалено 1,24 млн TEU, что составляет 97,2% совокупного контейнерооборота морских портов России. Снижение к отчетному периоду прошлого года составило 3,7%.

Эксперт: Универсализация вместо специализации и интеграция порта и склада – основные тенденции портовой логистики на сегодня

Универсализация вместо специализации и интеграция порта и склада – основные тенденции портовой логистики на сегодня. Об этом заявил коммерческий директор ООО «Солво» Максим Максимов, выступая на форуме «Инфраструктура портов: новое строительство, реконструкция, модернизация», организованном ИД «Морские вести России», который прошел 31 марта и 1 апреля в Санкт-Петербурге.

«На период 2015 г. – начало 2016 г. наблюдаются несколько тенденций на стыке портовой и складской логистики, – сообщил собравшимся Максим Максимов. – Первая тенденция: несмотря на кризис, порты все-таки развиваются. Инвестиционные программы, которые были заложены изначально, продолжают выполняться, порты вкладывают средства в развитие инфраструктуры, расширяют свою деятельность, в том числе закупая информационные технологии».

«Вторая тенденция: универсализация становится предпочтительнее специализации. Ранее практически все стивидорные компании занимались каким-то одним типом грузов. Но сегодня, чтобы обеспечить устойчивое положение на рынке, компании берутся за несвойственные им направления. Например, контейнерные терминалы начинают заниматься обработкой генеральных или даже насыпных грузов. Тем самым расширяется спектр и качество услуг в портовой отрасли, потому что конкуренция растет, грузов на всех не хватает, проектные мощности уже превосходят грузовую базу», – продолжил представитель компании «Солво».

«Третий пункт – интеграция портовой и складской логистики. Отмечу тренд, который мы наблюдаем исключительно в сфере складской логистики. Сегодня многие наши заказчики переходят на схему универсального склада. Например, на крупный склад может прийти мелкий оптовик, чего раньше не было. То же самое прослеживается и в портовой логистике. Например, ПКТ в СПб никогда раньше не занимался ничем, кроме контейнеров. Но сегодня они не только начали принимать суда с генеральными грузами, но также углубились в более мелкую логистику – начали растаривать контейнеры, обрабатывать генеральные грузы. Началось с больших партий, потом произошло дробление, стали более мелкими партиями заниматься.

Но невозможно перейти к порт-магазину, по аналогии со складом-магазином только в рамках одного лишь порта. Необходимо организовать кооперацию со складской логистикой. И такие примеры есть, например, порт Бронка. Вторым или третьим этапом строительства этого порта является создание логистического комплекса, который будет состоять из крытых складов. Другой пример – мультимодальный комплекс Усть-Луга.

Из связки порта со складом можно извлечь заметную выгоду, если правильно построить управление цепочками поставок», – заключил Максим Максимов.

РЫБНЫЙ ПРОМЫСЕЛ

Программа по строительству рыбопромысловых судов в России в обмен на квоты на вылов может столкнуться с нехваткой судостроительных мощностей

В Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) не уверены, что мощностей российских верфей в ближайшие три года хватит для строительства новых рыболовных судов - в первую очередь супертраулеров и больших траулеров.

Об этом на форуме «Морская индустрия России» рассказал директор департамента маркетинга и продаж корпорации Дмитрий Пряхин, пишет «Коммерсант».

Сейчас правительство хочет стимулировать строительство рыболовных судов в РФ с помощью механизма «квоты под киль» - закрепления квот на добычу рыбы на срок до 15 лет выделения 20% квот на инвестцели (15% - под обязательства рыбаков строить новые суда на верфях РФ, 5% - под создание переработки). Законопроект подготовлен Росрыболовством и внесен в Госдуму (рассмотрение должно пройти 7 июня). Инвестквоты должны заработать с 2017 года.

По документу срок строительства судов с подписания договора не может превышать трех лет. Но, по оценке ОСК, только три верфи корпорации готовы строить для рыбаков суда длиной свыше 80 м - ПСЗ «Янтарь», Выборгский ССЗ (мощность заводов - по два больших судна или по три-четыре средних судна в год) и «Северная верфь» (два больших судна в год). Но верфи загружены до 2017-2018 годов. Таким образом, по словам Пряхина, они смогут приступить к строительству судов не раньше 2018 года.

По расчетам ОСК, количество судов, которые могут быть заказаны под инвестквоты,- 15-17 больших и супертраулеров (от 80 м), а также 30-40 средних (60-80 м). В компании уверены, что инвестквоты стимулируют в первую очередь строительство больших траулеров (средний возраст судов в этом сегменте выше), но в РФ вне контура ОСК верфей, способных их строить, нет. По словам Дмитрия Пряхина, здесь должен быть компромисс. «Закон должен обеспечить равномерную загрузку и не создавать очереди и давки рыбопромышленных компаний»,- заявляет он.

ОСК подготовила поправки к законопроекту Росрыболовства, предложив увеличить срок строительства судов до пяти лет и начать программу с 2019 года. В компании уверены, что за это время реально ввести 15-17 больших и супертраулеров. ОСК заключила соглашения о намерениях по строительству таких судов с тремя компаниями, но, по словам Дмитрия Пряхина, все ждут объявления «правил игры». Директор по корпоративным коммуникациям Русской рыбопромышленной компании (РРПК) Илья Власенко подтвердил, что РРПК подписала соглашение, предполагается строить до шести судов, предварительная стоимость траулера — $50-70 млн. По его словам, одно из условий перехода проекта «в практическую фазу» — принятие поправок, чтобы срок окупаемости судна снизился с 20-25 до 10-12 лет.

В Росрыболовстве заметили, что темпы техперевооружения флота в 2015 году составили только 26% от плана (большая часть из 20 млрд руб. инвестиций ушла на капремонт).

Ведомство считает, что дефицит судов может возникнуть уже к 2020 году, а в 2020-2035 годах благодаря «квотам господдержки» число заказанных судов должно вырасти до 125, из них 32 судна - крупные. Вчера заместитель главы Росрыболовства Василий Соколов отметил, что «все верфи заявили о готовности построить что угодно». «В 2018 году должно пройти распределение»,- добавил он, уточнив, что предполагается несколько раундов рассмотрения заявок, верфи сразу же «не окажутся завалены проектами».

Глава Информационного агентства по рыболовству Александр Савельев уверен, что «квоты господдержки» не будут стимулировать заказывать суда в РФ. «До сих пор в России не построено ни одного супертраулера, соглашения заключались, но до реализации дело не доходило»,- говорит он. По его словам, рыбакам выгоднее заказывать суда в Китае, Корее, Финляндии, Норвегии, «это дешевле и быстрее». Савельев подчеркнул, что у большей части рыбодобытчиков нет нужды в новых судах, «более того, часть судов простаивает».

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

РЖД заплатит государству в 14 раз меньше дивидендов, чем рассчитывало правительство: 319 млн рублей вместо 4,4 млрд рублей

РЖД направит на дивиденды по итогам 2015 г. 100% чистой прибыли по РСБУ «за вычетом обязательных резервных фондов», сказал вице-премьер, председатель совета директоров Аркадий Дворкович.

Чистая прибыль РЖД в 2015 г. по РСБУ составила 318 млн руб. против чистого убытка в 44 млрд руб. годом ранее, а по МСФО - 8 млрд руб. по сравнению с убытком в 99 млрд руб. в 2014 г. То есть компания заплатит 319 млн руб. вместо 4,4 млрд руб., пишут «Ведомости».

Предложение платить 100% по РСБУ не исходило от РЖД, а было инициировано на уровне правительства, говорит источник, близкий к РЖД. По итогам 2014 г. РЖД выплатила 45 млн руб. дивидендов, следует из МСФО за 2015 г.

Все компании с государственным участием в 2016 г. выплатят дивиденды, исходя из новых правил. Но часть из них - также с оговорками. Так, «Газпром» заплатит 50% от скорректированной чистой прибыли по РСБУ, или 186,78 млрд руб.

По мнению аналитиков, перед новым президентом РЖД Олегом Белозеровым была поставлена задача оптимизации расходов и отказа от госдотаций на балансировку бюджета. В этих условиях компании необходимо сохранять некоторый операционный резерв, чтобы не увеличивать долговую нагрузку и не сокращать инвестиционную программу, указывают эксперты. Глава госкомпании, в свою очередь, указывал, что благодаря сокращению издержек в 2015 г. РЖД сэкономила 39,8 млрд руб. Планы инвестиций РЖД на 2016 г. - 432 млрд руб.

«Нераспределенная на дивиденды прибыль позволит РЖД нивелировать риски, связанные с резкой оптимизацией бюджета 2016 г. в условиях отказа от государственной поддержки и необходимости пересмотра приоритетов инвестиционной программы, а также активнее работать над повышением клиентоориентированности и финансировать разработку и запуск новых мультимодальных логистических продуктов», - подытоживает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

Правительство не поддержало план консолидации грузовых вагонов

Правительство не поддержало план консолидации полувагонов, разработанный Государственной транспортно-лизинговой компанией (ГТЛК).

Идея, получившая название «Ураган», предполагала создание искусственного дефицита с целью повысить арендные ставки. Так, ГТЛК или «ВЭБ лизинг» собирают 200 тыс. полувагонов - либо путем перенайма парка, находящегося в лизинге у малых и средних операторов, либо выкупив вагоны у их собственников. Затем передают вагоны в сублизинг консолидированному оператору. Напрямую объединенный оператор управлял бы не менее чем 50 тыс. вагонов, еще около 150 тыс.передал бы в управление ПГК, ФГК и другим операторам.

В первый раз доработать экономику консолидации и просчитать риски куратор транспортной отрасли вице-премьер Аркадий Дворкович поручил в феврале. На 16 апреля ему был представлен доработанный план, рассказывает источник, близкий к одному из участников. Но вице-премьер не поддержал и его, знают три источника «Ведомостей», близкие к разным участникам совещания. Один из собеседников рассказывает: Дворкович высказался против участия государства в консолидации – она должна происходить исключительно рыночными способами.

Как сообщалось ранее, грузоотправители и ФАС также выступают против консолидации. Заместитель руководителя ФАС Александр Редько отметил, что ведомство определит методику расчета вагонной составляющей и будет проводить регулярный мониторинг. Редько подчеркивает: план «Ураган» не был согласован со службой, поэтому его дальнейшая реализация в нынешнем виде невозможна. «Нас настораживает, что уже сейчас у трех крупнейших игроков более 50% рынка полувагонов», - отмечает чиновник.

Проблемы, которые планируется решить с помощью «Урагана», в частности финансовые трудности операторов, можно решить перекредитованием, продажей парка, финансовой поддержкой государства, следует из протокола заседания совета потребителей РЖД (объединяет крупнейших грузоотправителей) от 22 апреля (копия есть у «Ведомостей»). Консолидация рынка оперирования должна происходить рыночным путем, говорится в документе. Консолидация сейчас осуществляется путем аренды парка вагонов.

Минпромторгу РФ направляется 7 млрд рублей на компенсацию приобретения грузовых вагонов

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление «О бюджетных ассигнованиях на компенсацию затрат в связи с приобретением грузового железнодорожного подвижного состава», сообщается на сайте правительства.

Постановлением утверждены Правила предоставления в 2016 году субсидий из федерального бюджета организациям, оказывающим услуги, связанные с железнодорожным подвижным составом, на компенсацию части затрат в связи с приобретением грузового железнодорожного подвижного состава. «Правилами предусматривается в 2016 году единовременное возмещение за счет средств федерального бюджета затрат в связи с приобретением грузового железнодорожного подвижного состава в размере 300 тыс. рублей за единицу», - уточняется в пояснительной записке.

Для реализации такого механизма государственной поддержки Минпромторгу направляются бюджетные ассигнования в размере 7 млрд рублей.

«Принятые решения позволят в 2016 году реализовать потребителям около 23 тыс. грузовых железнодорожных вагонов, обеспечить дополнительную загрузку производственных мощностей предприятий транспортного машиностроения и сохранить на них рабочие места, в том числе в смежных отраслях», - отметили в правительстве.

В Бюллетене использована авторская информация издательства «Морские вести России», а также сайтов Президента РФ, Председателя Правительства РФ, ГД РФ, Минтранса, Российской газеты, Росморречфлота, ТАСС, РИА Новости, ИА Regnum, Ведомостей, Известий, агентства Прайм, АТН и других.

 

Все новости, включая самые последние, на сайте издательства «Морские вести России» www.morvesti.ru

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ