Бюллетень новостей №7 (165) с 20 по 26 февраля 2016 - Морские вести России

Бюллетень новостей №7 (165) с 20 по 26 февраля 2016

Бюллетень новостей

ВЛАСТЬ

Рогозин: В условиях обострения отношений с Турцией альтернативы Севморпути нет

В условиях обострения отношений с Турцией альтернативы Севморпути нет. Об этом в ходе «Правительственного часа» в Совете Федерации заявил вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин.

«С учетом складывающейся ситуации на Черном море, в условиях обострения отношений с Турцией, России необходим надежный, свободный и самое главное, круглогодичный выход к большой воде, – сказал он. – В этом аспекте альтернативы Севморпути, на мой взгляд, не существует».

Рогозин считает, что развитие Севморпути необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с другими видами транспорта. В этом плане перспективным является «Белкомур» (проект железнодорожной магистрали Белое море – Коми-Урал), который предполагает строительство новой железнодорожной магистрали, протяженностью 1200 километров. Общая стоимость проекта около 240 млрд рублей.

 

Поправки в закон об ОС ОПО усовершенствуют порядок выплат пострадавшим

24 февраля в Госдуме РФ во втором чтении принят законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (ОС ОПО).

Поправки в закон об ОС ОПО позволят более качественно производить урегулирование страховых событий, пояснил президент Национального союза страховщиков ответственности (НССО) Андрей Юрьев.

«Практика применения существующего закона доказывает эффективность механизма возмещения компенсаций пострадавшим. В результате же масштабной работы по совершенствованию ОС ОПО подготовлены поправки, благодаря которым процесс получения страховых выплат существенно упрощается, а уровень социальной защищенности граждан становится значительно выше», – подчеркнул А. Юрьев.

Обсуждаемые Госдумой поправки в закон об ОСОПО содержат следующие изменения по отношению к действующей редакции:

1. Расширен перечень лиц, имеющих право на возмещение вреда в случае гибели потерпевшего. Теперь право на выплату получают не только иждивенцы погибшего, но, в случае их отсутствия, также супруг, родители, дети умершего, лица, у которых потерпевший находился на иждивении.

2. Уточнены лица, на которых возложена обязанность по страхованию в отношении лифтов в многоквартирных домах

3. Расширен перечень опасных объектов, владельцы которых должны страховать свою ответственность (добавлены пассажирские конвейеры (траволаторы))

4. Изменены страховые суммы для угольных шахт: сейчас она равна 10 млн рублей, в законопроекте предлагается сделать градацию страховых сумм для угольных шахт (50 или 100 млн руб.) в зависимости от максимально возможного количества потерпевших

5. В законопроекте четко установлен срок, в течение которого страховщики обязаны передавать в НССО сведения о заключенных договорах (5 дней)

6. Законопроект также предполагает осуществлять информационный обмен информацией об обязательном страховании между проф. объединением страховщиков и ФОИВами посредством системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

 

Минтранс РФ: РФ и Украина договорились о возобновлении грузовых автоперевозок с 25 февраля

Россия и Украина договорились о возобновлении грузовых автоперевозок с 25 февраля, сообщает Минтранс РФ.

«Минтранс России и Мининфраструктуры Украины договорились о возобновлении грузовых автоперевозок, включая транзит, с 00:00 часов 25 февраля, в соответствии с действующей нормативно-правовой базой», - говорится в сообщении российского министерства.

11 февраля украинские радикалы в Закарпатской области объявили бессрочную акцию по блокированию транзита российских фур. Позднее к ним присоединились радикально настроенные граждане в ряде других областей: Волынской, Ровенской, Львовской, Ивано-Франковской, Житомирской, Винницкой, Сумской и Черновицкой.

В ответ на это 14 февраля Россия приостановила движение украинских грузовиков по своей территории. 15 февраля правительство Украины официально объявило о временном прекращении транзитных перевозок грузовыми автомобилями, зарегистрированными в России. С 16 февраля РФ полностью приостановила транзит по своей территории грузовых транспортных средств, зарегистрированных на Украине.

Минтранс РФ сообщал ранее, что действие ответных мер продлится до урегулирования ситуации, связанной с блокировкой украинской стороной российских грузовых транспортных средств.

Стороны позднее ввели режим «еду домой», который предусматривал возможность для водителей завершить рейс, вернувшись в страну прописки. Однако осуществление новых рейсов автомобилей с российской регистрацией на Украину или через ее границу, и наоборот, было невозможно. По словам замминистра транспорта Николая Асаула, стороны могли возобновить сообщение еще 20 февраля, однако договоренности не были достигнуты.

 

Замглавы МЭР: Приватизация РЖД в 2016 г. – маловероятное событие

Приватизация РЖД в 2016 г. маловероятна, несмотря на улучшение корпоративного управления и заметное снижение издержек. Такое мнение высказал замминистра экономического развития РФ Николай Подгузов.

«Я думаю, что это крайне маловероятное событие на этот год», – сказал он.

Замминистра напомнил, что МЭР ведет работу с компанией по оптимизации издержек. «Мы считаем, что существенно улучшилось корпоративное управление в РЖД за последние несколько кварталов. Это все создает предпосылки для повышения стоимости компании, повышения привлекательности компании для всевозможных инвесторов. Но мне кажется, что касается приватизации РЖД, это небыстрый процесс», – добавил он.

«Я не могу сказать, что он не произойдет. Это один из возможных вариантов», – отметил Подгузов.

Доля, которую планируется продать, обсуждается, продолжил он. «Очевидно, что это должно быть сделано при участии компании», - сказал он.

РЖД фигурировала в предложенном Минэкономразвития списке на приватизацию как один из потенциальных активов. «Но 2016 г. – это маловероятно. Есть определенные процедуры, есть определенный процесс, есть определенная некая предпродажная подготовка, назовем это так. С учетом этих всех вещей говорить о том, что это будет 2016 г., на мой взгляд, неправильно», – подчеркнул Подгузов.

 

ЭКОНОМИКА

Минфин призвал не ждать улучшения экономической ситуации

Минфин РФ не ждет «отскока» во внешнеэкономической конъюнктуре, поэтому необходимо подстраивать под нее бюджет, сообщил министр финансов РФ Антон Силуанов на расширенном заседании коллегии Федерального казначейства.

По его словам, сейчас ситуация существенно отличается от предыдущих кризисов, и «отскока» не будет. «Мы готовы к длительной работе в нынешних условиях», – сказал он. В связи с этим бюджет должен быть подстроен под новые реалии. В частности, по словам Силуанова, расходы в социальной сфере должны выделяться «адресно, по нуждаемости».

Он также отметил, что ужесточение авансового финансирования из бюджета существенно изменило ситуацию в начале 2016 года, что позволит обратиться к средствам Резервного фонда позже.

Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев ранее заявил, что считает наиболее вероятной среднегодовую цену на нефть на уровне $40. Он полагает, что она и будет заложена в новый базовый сценарий прогноза для расчета бюджета на 2016 год.

В этом варианте, по его словам, дефицит бюджета может составить 4,6-4,7% ВВП, примерно 1 процентный пункт дефицита будет покрыт за счет приватизации, доходы от которой в текущем году могут составить порядка 800 млрд рублей.

ВВП в сценарии $40, по его словам, может несколько снизиться в текущем году. «Небольшой минус может быть. К апрелю определимся. Очень высокая неопределенность», – сказал министр. Дефицит бюджета в этом сценарии составит где-то 4,6-4,7% ВВП.

Ранее экономический прогноз для России понизили все главные рейтинговые агентства. Fitch считает, что реальный ВВП России в текущем году упадет на 1%, ранее оно ожидало его роста на 0,5%. Moody's ухудшило прогноз падения экономики страны в 2016 году с 1,5% ожидавшихся ранее до 2,5%. Наконец, S&P прогнозирует, что реальный рост ВВП России в 2016-2019 годах составит в среднем 0,5% против ожидавшегося ранее роста на 1%.

 

JPMorgan: Инвесторы сокращают инвестиции в судоходную отрасль

Частные инвесторы сокращают инвестиции в судоходную отрасль на фоне переизбытка тоннажа, которому способствовал инвестиционный бум последних 5 лет. Об этом сообщает Bloomberg со ссылкой на главу подразделения, управляющего инвестициями в судоходную отрасль JPMorgan Asset Management, Адриана Дэйси.

Доходность инвестиций в сегменте танкеров на сегодняшний день превышает 20%, однако в балкерном сегменте аналитики констатируют излишне высокие риски. Baltic Dry Index – клюючевой индекс, отражающий динамику ставок на суда, перевозящие навалочные грузы – находится на рекордно низких уровнях, что в значительной мере обусловлено замедлением экономики Китая, сказал Дэйси в интервью Bloomberg.

Совокупная стоимость мирового флота с учетом заказов сократилась за прошедший год примерно на 25% до 922 млрд долларов США. При этом доля частных инвестиций сократилась значительно сильнее – на 69% до 70 млрд долларов, приводит Bloomberg данные фонда Tufton OceanicLtd.

Инвестиционные фирмы, такие как WL Ross & Co., Oaktree Capital Group LLC, с 2010 года выкупали суда по рекордно низким ценам, рассчитывая заработать на последующем восстановлении рынка. Однако восстановления до сих пор не произошло, а индустрия балкерных и контейнерных перевозок находится в самом затяжном кризисе за последние 30 лет.

По мнению Дэйси, судоходство является очень волатильной отраслью, и инвесторы должны быть готовы к длительным срокам выхода. Резкое падение цен на нефть свело на нет экономию от использования новых более энергоэффективных судов, отмечает аналитик. Однако суда работают по 25 лет, а цена на нефть постоянно меняется.

Сегмент танкеров сейчас выигрывает от растущего спроса на суда, которые все чаще используются для хранения топлива в условиях избыточных запасов. Однако, по «всеобщему мнению, рынок достиг своего пика», – добавил он. В этой связи в 2015 году JPMorgan Asset Management начал сокращать инвестиции в танкеры.

 

Старовойт: Официальным началом строительства Керченского моста можно считать 19 февраля

Официальным началом строительства Керченского моста можно считать 19 февраля, заявил глава Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Роман Старовойт.

«Проект Керченского моста в четверг был утвержден Федеральным дорожным агентством, и мною был подписано разрешение на строительство. Поэтому сегодняшнее число можно считать официально началом строительства этого грандиозного объекта, который не имеет аналогов сегодня в РФ», – сказал Старовойт.

Он отметил, что мостовое сооружение будет состоять из нескольких участков, а общая длина проекта – 19 км. «Поэтому с особой тщательностью подходили и на этапе проектирования, и, безусловно, на этапе строительства будут соблюдены все нормы и правила, контрольные мероприятия при сооружению этого объекта», – подчеркнул Старовойт.

По его словам, в ходе проектирования генеральному подрядчику удалось оптимизировать стоимость строительства на 680 млн рублей. Сметная стоимость проекта подтверждена на уровне 211,9 млрд руб. в ценах четвертого квартала 2015 года. Это почти на 680 млн рублей меньше предельной стоимости работ, установленной распоряжением правительства России №118-р от 30 января 2015 года.

Согласно проекту, мост включает два параллельных сооружения – под автомобильное и железнодорожное движение, объединенных общей конструктивно-технологической схемой. В настоящее время строительные площадки по трассе будущего моста через Керченский пролив находятся в полной готовности к началу строительно-монтажных работ. На объекте проведена значительная подготовительная работа - причем не только по созданию временной инфраструктуры, но и по организации контроля над строительством со стороны заказчика.

Государственный контракт на проектирование и строительство моста через Керченский пролив подписан 17 февраля 2015 года между Федеральным казенным учреждением «Управление федеральных автомобильных дорог «Тамань» (ФКУ Упрдор «Тамань», заказчик) Федерального дорожного агентства РФ и ООО «Стройгазмонтаж» (СГМ, подрядчик). В декабре 2018 года завершатся строительные работы и будет открыто движение по мосту в рабочем режиме. В 2019 году, после завершения всех пуско-наладочных работ и благоустройства территории, мост будет введен в эксплуатацию.

 

ПРОИСШЕСТВИЯ

Пираты в Нигерии пригрозили убить пленного российского моряка

В Нигерии пираты угрожают убить захваченного в плен российского моряка, если не получат выкуп, передает «Россия 24» (ВГТРК).

Как сообщают местные СМИ со ссылкой на представителей компании-судовладельца, сумму выкупа террористы пока не озвучили.

Судно Bourbon Liberty 251, принадлежащее французской компании, было захвачено пиратами в Гвинейском заливе. Экипаж успел передать сигнал бедствия. Нигерийские военные моряки провели операцию, в ходе которой большая часть экипажа была освобождена. Преступники бежали, но взяли с собой двух заложников.

Сейчас посольство России в Нигерии пытается установить личность и местонахождение похищенного россиянина.

 

Российского моряка освободили с захваченного близ Гвинеи танкера

Все члены экипажа танкера «Леон Диас», в том числе гражданин России, освобождены, сообщила в четверг официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.

«По информации посольства, все члены экипажа танкера «Леон Диас», включая гражданина России Бакланова, освобождены и находятся в безопасности под контролем компании судовладельца», – сказала Захарова на брифинге в четверг.

Ранее в СМИ сообщалось, что вооруженная группировка в Гвинейском заливе захватила нефтяной танкер «Леон Диас» с моряками из России, Грузии и Филиппин. По данным изданий, в заложниках могут находиться пять человек, которых удерживают ради выкупа.

 

Моряки из РФ и Украины задержаны на год в корейском порту без зарплаты

Экипаж судна «Easton» (флаг Камбоджи), которое стоит в южнокорейском порту Пусан, около года не может получить зарплату от корейского судовладельца.

«На судне сейчас находится 10 моряков: шесть граждан Украины и четыре гражданина России из Крыма, Приморья и Сахалина. Долг судовладельца по зарплате на сегодняшний день составляет $120 тысяч», – сообщил «Интерфаксу» председатель Дальневосточной региональной организации Российского профсоюза моряков Николай Суханов. Он отметил, что судно уже около года стоит на ремонте в порту Пусан. Однако судовладелец задолжал заводу за ремонт еще $35 тысяч, поэтому его не выпускают в море. На судне заканчиваются продукты и вода.

«Во время нашего визита в Пусан, мы провели переговоры с представителем судовладельца и определили схему, по которой моряки получат около $30 тыс и будут репатриированы в Россию и Украину», - заявил Суханов.

По его словам, окончательный расчет экипаж получит уже дома в ближайшие три месяца согласно гарантийному письму.

 

Авиация МЧС ищет пропавшего в Японском море матроса

Один из членов экипажа теплохода «Сигранд» пропал в Японском море у берегов на границе Хабаровского и Приморского краев, сообщает Дальневосточный региональный центр (ДВРЦ) МЧС.

По информации Владивостокского морского спасательного координационного центра Минтранса России, судно следовало из порта Ванино во Владивосток. Пропажу члена экипажа обнаружили утром в четверг.

«Теплоход изменил курс и начал поиск моряка. Также о случившемся происшествии предупреждены все проходящие суда и суда, находящиеся в данном районе», – говорится в сообщении. Кроме того, на поиски пропавшего вылетел вертолёт Ми-8 Хабаровского авиационно-спасательного центра МЧС России с группой спасателей и медиком на борту.

Отмечается, что вертолет проводит авиаразведку как в море, так и на ближайшем участке берега.

 

НОВОСТИ КОМПАНИЙ

Новым президентом группы «Сумма» может стать Лейла Маммедзаде

Группа «Сумма» Зиявудина Магомедова (его состояние Forbes оценил в $800 млн) второй раз за полтора года меняет руководителя, пишут «Ведомости».

По данным издания, в марте свои посты оставят президент компании Владимир Каяшев и вице-президент по финансам и экономике Евгения Тюрикова. При этом, Каяшев остается в команде и более плотно сосредоточится на работе в советах директоров некоторых активов группы – в частности, в совете директоров Новороссийского морского торгового порта (НМТП).

Новым президентом может стать Лейла Маммедзаде. Представитель «Суммы» говорит, что Маммедзаде возвращается на должность операционного директора, которую она занимала в 2010-2013 гг., а также она будет исполнять обязанности президента.

Согласно комментарию Магомедова, «Сумма» находится на этапе актуализации стратегии и формулирования задач для максимально эффективного развития активов, которые она объединяет. Этот процесс потребовал в том числе ряда кадровых решений.

До прихода в «Сумму» Маммедзаде работала в Halliburton и Royal Dutch Shell. В 2010 г., когда Магомедов был назначен председателем Делового консультативного совета АТЭС, Маммедзаде была исполнительным директором. В 2013 г. она учредила сеть кафе Puff Point.

Кто займет место вице-президента по финансам и экономике после ухода Тюриковой, неизвестно.

Основа бизнеса «Суммы» - транспорт и логистика. С «Транснефтью» группа на паритетных началах владеет 50,1% акций НМТП. Этот пакет они купили в 2011 г. более чем за $2 млрд. Во вторник на Лондонской бирже доля «Суммы» в НМТП стоила $245,6 млн. Весной 2012 г. «Сумма» и GHP Марка Гарбера скупили 71% транспортной группы Fesco за $1,23 млрд. На Московской бирже такой пакет стоит 5,3 млрд руб. ($69 млн по текущему курсу). Эксперты в отрасли указывают, что активы Группы сейчас не в лучшем состоянии. НМТП держал на депозитах во Внешпромбанке, у которого отозвали лицензию, 18,7 млрд руб. ($245 млн по текущему курсу), сообщала компания. Из-за этого НМТП не будет выплачивать дивиденды за 2015 г., считают аналитики «ВТБ капитала». В кризисе рынок перевозок. За девять месяцев 2015 г. выручка Fesco рухнула на 35,6% до $544 млн, а EBITDA - на 33% до $88 млн. При этом долговая нагрузка компании на 30 сентября – 5,9 EBITDA.

 

Президентом FESCO назначен Александр Исурин

Президентом транспортной группы FESCO с 26 февраля 2016 года назначен Александр Исурин, который сменит на этом посту Константина Соколова.

Как сообщается в пресс-релизе компании, ранее он занимал должность старшего вице-президента по коммерческой работе.

Соответствующее решение было принято сегодня советом директором ПАО «ДВМП» (головная компания группы FESCO).

«Перед Александром будут стоять задачи актуализации стратегии FESCO, анализа возможностей развития наиболее перспективных направлений современной логистики, в том числе услуг 3pl и 4pl», – цитирует пресс-служба слова председателя совета директоров FESCO Зиявудина Магомедова.

Александр Исурин работает в сфере транспорта и контейнерных перевозок более 15 лет. В FESCO с 2014 года последовательно занимал должности вице-президента и старшего вице-президента по коммерческой работе.

До прихода в FESCO возглавлял представительство одного из крупнейших контейнерных перевозчиков мира, компании MSC, в России и странах Центральной Азии.

 

Акционеры Волжского пароходства утвердили кандидатов в новый состав совета директоров

Совет директоров ОАО «Судоходная компания «Волжское пароходство» утвердил список из семи кандидатов для избрания на годовом собрании акционеров, говорится в сообщении компании.

В новый состав предлагается переизбрать всех членов действующего совета. Так, в список включены гендиректор ООО «Управление транспортными активами» Игорь Федоров (УТА), советник по судоходной и судостроительной деятельности ООО «УТА» Ришат Багаутдинов, заместитель коммерческого директора по судоходной и судостроительной деятельности ООО «УТА» Альберт Михайлов, коммерческий директор ООО «УТА» Виктор Кириленко, замдиректора по внешнеэкономической деятельности АО «Инфотек-Балтика» Владимир Касьяненко, управляющий директор «Волга-Флота» Александр Шишкин и директор по стратегическому планированию ООО «Румелко» Дмитрий Лисин.

Дата собрания пока не определена.

 

СУДОХОДСТВО

Кризис судоходной отрасли сказывается на трафике через Панамский и Суэцкий каналы

Продолжающийся кризис на рынке контейнерных перевозок влияет на операционные показатели Панамского и Суэцкого каналов. Избыточная вместимость контейнерного флота и низкие цены на бункерное топливо привели к тому, что перевозчики переориентируют суда с каналов на маршрут вокруг южного окончания Африки.

Об этом сообщает The Loadstar со ссылкой на отчет за второе полугодие 2015 года, опубликованный аналитическим агентством portoverview.com.

По приведенным в отчете данным SeaIntel, за период с конца октября 2015 года 115 судов на трейдах Азия-восточное побережье США и Азия-Северная Европа прошли на обратном пути в Азию мимо мыса Доброй Надежды, в то время как на основном плече из Азии они проследовали через каналы. Ранее 78 из них прошли через Суэцкий канал, и 37 – через Панамский канал.

Согласно SeaIntel, данные показатели обусловлены низкми ценами на бункерное топливо.

По оценкам аналитиков, с учетом текущей экономики перевозок, в перспективе перевозчики могут переориентировать суда с каналов и на направлении из Азии, при условии, что они смогут перенаправить объемы, предназначенные в промежуточные порты захода, на другие сервисы.

Помимо экономии на канальных сборах существует еще один веский фактор в пользу маршрута в обход южного окончания Африки: маршрут, продолжительностью на одну неделю больше позволит дополнительно задействовать 60-80 судов, в том числе, и крупнейшие современные контейнеровозы. Это в свою очередь позволит отчасти решить проблему избыточного предложения на рынке – главной причины волатильности фрахтовых ставок.

 

Baltic Dry Index немного вырос на фоне роста ставок на небольшие суда

Baltic Dry Index – ключевой индекс, отражающий динамику ставок на суда, перевозящих навалочные грузы, – несколько вырос в пятницу на фоне роста фрахтовых ставок на небольшие суда.

Индекс, ежедневно рассчитываемый Балтийской Биржей (Baltic Exchange), вырос 19 февраля на 2 пункта и составил 315 пунктов. 10 февраля значение индекса снизилось до 290 пунктов – почти в 2 раза меньше предыдущего антирекорда 1986 года на уровне 554 пункта. Месяц назад индекс BDI составлял 363 пункта.

Индекс ставок на суда в сегменте Capesize (150 тыс. тонн DWT) снизился на 13 пунктов до 207 пунктов, средняя доходность судна упала на 130 долларов до 2 642 долларов в день.

Индекс для судов Panamax (около 65 тыс. тонн DWT) снизился на 3 пункта до 286 пунктов. Средняя доходность судна составила до 2 844 доллара в день.

Индекс для судов SupraMax (50-60 тыс. тонн DWT) вырос до 286 пунктов – (2 995 долларов).

 

Минтранс РФ: Паромная переправа в обход Польши продолжит работу, несмотря на соглашение по фурам

Паромная переправа между Россией и Германией, запущенная из Калининградской области в обход Польши, продолжит свою работу, несмотря на достижение договоренностей по грузовому сообщению с польской стороной.

Об этом в эфире телеканала «Россия 1» заявил заместитель министра транспорта РФ Николай Асаул.

«Предполагается, что эта переправа продолжит свою работу и после обмена с польской стороной необходимым количеством разрешений», – отметил Асаул.

Паромная линия Балтийск (Калининградская область) – Засниц (Германия) в обход Польши была запущена 21 февраля, российский паром «Петербург» вышел в первый рейс на следующий день. Решение о начале работы линии было принято из-за проблем с транзитом грузового транспорта между Россией и Польшей, возникших в начале февраля.

19 февраля РФ и Польша договорились о временном возобновлении грузового автосообщения до 15 апреля, согласно которому каждая сторона получит по 20 тыс. разрешений на перевозки.

 

Компания-фрахтователь: Паром Балтийск-Засниц рентабелен при загрузке 75%

В связи с прекращением грузоперевозок между Россией и Польшей, вызванным проблемами с получением разрешений на транзит, 21 февраля был запущен паром из Балтийска (Калининградская область) в Засниц (Германия).

Паром по этому маршруту запускался и ранее (например, в 2011 году), и происходило это тоже на фоне спорных российско-польских ситуаций с транзитом, однако эти рейсы приостанавливались, как только ситуации разрешались. Объясняется это просто – перевозка грузов автотранспортом по сухопутному маршруту обходится дешевле, чем паромом. Но в этот раз есть шанс, что паромная линия продолжит свою работу на постоянной основе вне зависимости от того, останется ли ситуация конфликтной или разрешится.

Напомним, 1 февраля грузовой автомобильный транзит между Россией и Западной Европой через Польшу остановился. Россия не пропускала польские грузовики на свою территорию, и наоборот, поскольку страны не смогли договориться о количестве разрешений для грузовых автомобилей на транзитные перевозки из третьих стран. После продолжительных переговоров 20 февраля страны временно урегулировали конфликт вокруг трансграничного движения грузового автотранспорта, обменявшись временными квотами на транзит в объеме по 20 тыс. для каждой стороны на грузовые автоперевозки до 15 апреля и официально возобновили грузовое сообщение. На следующий день был пущен первый паром на линии Балтийск-Засниц. Официальное открытие паромной линии, назначенное на 24 февраля, было отменено.

«Перед открытием паромной линии огромный интерес к ней проявляли перевозчики как из Калининградской области, так и из других регионов России. Всего в период с 17 по 19 февраля было подано порядка до 300 заявок. Но все это происходило ровно до того момента, когда замминистра транспорта РФ Николай Асаул не заявил, что обо всем с поляками договорились. Тут же пошли отказы», – рассказывает Юрий Пятанов, директор компании-фрахтователя ООО «Транс-Эксим» и президент ассоциации морских агентов и экспедиторов Калининградской области.

«Мы надеялись, что в этот раз паромная линия не станет «разменной монетой» на переговорах с поляками по «дозволам» (от польского польск. dozwole разрешение – прим.), но как видно, ошиблись. Сейчас чего-то добились, а что дальше? В случае, если линия закроется, найдет ли Минтранс компанию, которая поставит паром к следующим переговорам паром к 15 апреля? Как посмотрят наши партнеры в России и Германии и судовладелец, компания «БФИ», на то, что линия вновь не заработала, какой имидж в случае отмены будет у России?»

Впрочем, закрытие линии – это самый худший сценарий, – считает Юрий Пятанов. При благоприятных обстоятельствах, по его оценкам, загрузка парома «Петербург», который может брать на борт до 80 автопоездов, будет составлять порядка 60% в обе стороны. Определенную надежду на то, что в ближайшее время паром будет востребован, вселяет тот факт, что «дозволов» выдано меньше, чем было в предыдущий период.

«Мы считаем, что сейчас настал именно тот момент, когда можно запустить процесс организации паромного сообщения из Балтийска в Германию на постоянной основе: есть взаимная заинтересованность автоперевозчиков и судовладельца, найден компромисс по ставке при перевозке автопоезда на пароме при выполнении трех кругорейсов в неделю. Но надо иметь в виду, что паром рентабелен при загрузке не менее 75%. В связи с этим, на первые три месяца, нужна финансовая поддержка в размере около 10 млн руб. в неделю. По мере наработки грузопотока, размер финансовой помощи существенно сократится», – считает директор компании-фрахтователя.

 

СУДОСТРОЕНИЕ

ОСК инвестирует в модернизацию и техническое перевооружение Севморзавода 7 млрд рублей до 2020 года

АО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) планирует до 2020 года инвестировать в модернизацию и техническое перевооружение ГУП «Севастопольский морской завод им. Серго Орджоникидзе» (Севморзавод) 7 млрд рублей. В 2016 году объем инвестиций составит 1,5 млрд рублей.

Как отметил директор Севморзавода Александр Юрьев, в 2015 году с ЦС «Звездочка» (входит в состав ОСК) заключен договор долгосрочной аренды производственных площадок завода. Срок, определенный договором, составляет 49 лет. Основная задача на 2016 год – реализация мероприятий в соответствии с дорожной картой интеграции Севморзавода в ОСК, утвержденной Губернатором Севастополя и президентом ОСК.

ГУП «Севастопольский морской завод имени Серго Орджоникидзе» основан в 1783 году. Основные направления деятельности предприятия – судостроение, судоремонт, производство судового и общепромышленного оборудования, машиностроение и изготовление металлоконструкций. В феврале 2015 года решением правительства Севастополя Севморзавод был принят в госсобственность и вошел в состав ОСК.

 

Онежский судостроительно-судоремонтный завод получил заказы на 1,7 млрд руб.

Онежский судостроительно-судоремонтный завод (прежнее название – Онежский судостроительный завод) имеет заказы на строительство 11 судов на общую сумму 1,7 млрд рублей, сообщил исполнительный директор ФГУП «Росморпорт» Андрей Лаврищев.

«У нас в настоящее время действует три договора с Онежским заводом на строительство 11 судов: двух лоцмейстерских судов, шести рабочих катеров и трех грунтоотвозных шаланд. Все 11 судов, три контракта, это один миллиард 700 миллионов рублей», – сказал Андрей Лаврищев.

19 февраля на предприятии состоялась закладка корпуса головного судна – грунтоотвозной самоходной баржи с объемом трюма 600 куб. м, длиной – 56,7 м, шириной – 11,4 м, скоростью хода около 8,5 узлов.

«Этот завод такого рода технику никогда не строил. Проект достаточно хорошо проработан. Техника для других стран обычная. К сожалению, у нас давно такие суда не строились», – отметил Лаврищев.

«Почти по всем пунктам технических характеристик будут инновационные решения», – отметил директор Онежского судостроительно-судоремонтного завода Владимир Майзус. По его словам, всего планируется построить три грунтоотвозные шаланды. Головное судно планируют сдать к 2017 году, остальные два – в 2018 году.

Онежский судостроительный завод основан в 2002 году на базе судоремонтных мощностей Беломорско-Онежского пароходства, образованного в 1944 году. С 2011 года предприятие находилось в процедуре банкротства. В конце 2014 года было принято решение о возобновлении производства и передаче завода в государственную собственность. Новым владельцем стал ФГУП «Росморпорт». В июне 2015 года завод возобновил свою работу с закладки нового судна.

На предприятии на сегодняшний день работает порядка 300 человек, добавил Майзус.

 

МОРСКИЕ ПОРТЫ

Предварительное информирование о грузах при ввозе в свободный порт Владивосток станет обязательным

Предварительное информирование о грузах, ввозимых морским транспортом в свободный порт Владивосток, станет обязательным с 1 октября 2016 года, говорится в сообщении Федеральной таможенной службы (ФТС).

Согласно заявлению, перевозчики или другие заинтересованные лица должны представлять информацию в таможенные органы до момента прибытия морского судна на таможенную территорию Евразийского экономического союза.

Состав предварительной информации определяется Правительством Российской Федерации, исходя из заявленной таможенной процедуры и необходимости проведения государственного контроля.

Пока во всех российских портах участники внешнеэкономической деятельности представляют предварительную информацию о грузах, ввозимых морским транспортом, в добровольном порядке. Федеральная таможенная служба создала для этого необходимые технические условия - портал «Морской порт». Единая информационная платформа обеспечивает взаимодействие всех участников технологического процесса обработки (перевалки) грузов в порту.

В настоящее время проходит опытная эксплуатация портала, в частности, на таможенных постах Морской порт Восточный Находкинской таможни и Морской порт Владивосток Владивостокской таможни.

Внедрение современных информационных технологий происходит с учетом специфики различных видов грузоперевозок. Так, с 17 июня 2012 представление предварительной информации в таможенные органы является обязательным на автомобильном и на железнодорожном транспорте. С 1 октября 2014 года в странах Таможенного союза введено обязательное предварительное информирование о товарах и транспортных средствах, перемещаемых железнодорожным транспортом в соответствии с Решением Евразийской экономической комиссии. Переход на безбумажные технологии значительно ускорил процесс пересечения товарами таможенной границы, сократил время нахождения товаров и транспортных средств в пунктах пропуска, снизил издержки участников внешнеэкономической деятельности, отмечает ФТС.

 

Порты Китая не увеличили объемы перевалки в январе

Контейнерооборот крупнейших портов Китая показал незначительный прирост к уровню прошлого года по итогам января. За первый месяц 2016 года ТОП-20 портов страны перевалили 15,6 млн TEU, что на 0,5% больше, чем в январе прошлого года.

Наибольший рост объемов отмечен в портах Сучжоу, Циндао, Нинбо-Чжоушань и Сямэнь – на 9,1%, 6,3%, 6% и 3,4%, соответственно.

Наибольшее снижение зафиксировано в портах Шанхай и Далянь. Крупнейший контейнерный порт мира Шанхай перевалил в январе 2,9 млн TEU, на 6,9% меньше, чем годом ранее. Далянь сократил объемы на 9,2% до 681 тыс. TEU.

Шэньчжэнь и Гуанчжоу снизили оборот на 0,8% и 0,27% соответственно. Тяньцзинь, который восстанавливается после катастрофичных взрывов на химическом складе в августе прошлого года, перевалил на 2,2% контейнеров меньше, чем в январе 2015 года.

Как сообщалось ранее, контейнерооборот порта Гонконг снизился в январе на 9,6% до 1,65 млн TEU.

За пределами Китая, порт Сингапур - на втором месте после Шанхая по итогам 2015 года – также начал год с падения: объемы перевалки сократились на 10,6% до 2,46 млн TEU.

По итогам 2015 года контейнерооборот Сингапура снизился на 8,7% и составил 30,9 млн TEU, что является минимальным показателем с 2011 года. Администрация порта объяснила снижение общим спадом на рынке перевозок между Азией и Европой, который усугубился перераспределением объемов между альянсами перевозчиков и сокращением объемов траншипмента из-за низких цен на бункер. Чтобы привлечь объемы, порт объявил в прошлом месяце о предоставлении дополнительных 10% скидок судоходным линиям.

 

Строительство терминала СПГ в порту Высоцк начнется в марте, инвестиции более 50 млрд руб.

Строительство терминала по производству и перегрузке сжиженного природного газа (СПГ) на территории порта Высоцк в Ленинградской области начнется в марте 2016 года. Об этом сообщил источник в структурах «Газпрома».

«Строительство начнется в марте», – ответил источник на соответствующий вопрос. Ранее планировалось начать строительство в феврале этого года, инвестиции оценивались в 50 млрд руб. Производительность терминала должна составить 660 тыс. тонн СПГ. В планах есть возможное увеличение до 1 млн тонн к 2020 году.

Как ранее сообщалось, в проект также включен газопровод-отвод от магистрального газопровода «Ленинград – Выборг – Госграница». «На площадку планируем выйти в феврале 2016 года, объем инвестиций оценивается примерно в 50 млрд», – сообщил первый вице-президент «Газпромбанка» Ярослав Голко на встрече с губернатором региона Александром Дрозденко в конце прошлого года. Завершение строительства намечено на 2018 год. Производительность терминала составит 660 тысяч тонн СПГ в год. «Газпромбанк» является инвестором проекта.

 

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

Дворкович: В совет директоров РЖД войдут два чиновника и один бизнесмен

В совет директоров ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) войдут два чиновника и один бизнесмен, сообщил в рамках Красноярского экономического форума вице-премьер Аркадий Дворкович.

«Мы добавим и чиновников, и бизнесменов. Чиновников добавится один, если я правильно помню: потому что Олег Белозеров был чиновником, а занял позицию Якунина (бывшего главы РЖД), который выбывает. Соответственно, мы от Минтранса просто введём вместо Белозерова другого замминистра – Цыденова (замглавы Минтранса – прим. ред), а «дополнительный» чиновник, о котором мы говорим, это Подгузов – замминистра экономического развития. Из бизнесменов добавится Сергей Недорослев (основатель и председатель совета директоров ООО «Группа КАСКОЛ»).

Как ранее писали «Ведомости», МЭР предлагает сократить совет с десяти до девяти человек, а также с двух до четырех увеличить представительство в нем чиновников. В дополнение к нынешнему председателю совета вице-премьеру Аркадию Дворковичу и замминистра финансов Андрею Иванову Минэкономразвития номинировало первого замминистра транспорта Евгения Дитриха и замминистра экономического развития Николая Подгузова.

РЖД, в свою очередь, предлагали избрать Сергея Недорослева в совет директоров вместо Владимира Якунина, сообщал ТАСС со ссылкой на протокол комиссии Росимущества по отбору профессиональных директоров и независимых экспертов.

Также в список кандидатов в качестве профессиональных директоров и независимых экспертов в совет директоров РЖД были включены президент компании Олег Белозеров, председатель наблюдательного совета Фонда содействия реформирования ЖКХ Сергей Степашин, председатель совета директоров ОАО «Технологическая компания» Дмитрий Комиссаров, владелец группы ЕСН Григорий Березкин, экс- председатель правления Deutsche Bahn Хартмут Медорн, председатель совета директоров ЗАО «Русская холдинговая компания» Александр Рязанов.

 

Правительство обсуждает новый план консолидации вагонного рынка

В правительстве обсуждается новый план консолидации рынка оперирования полувагонами, который получил неофициальное название «Ураган», сообщает «КоммерсантЪ».

В совещании принимали участие советник Аркадия Дворковича Алан Лушников, замглавы Минтранса Алексей Цыденов, председатель совета директоров НПФ «Будущее» Алексей Кудрин и исполнительный директор НПФ «Благосостояние» (фонду принадлежит лизинговая компания «Трансфин-М») Юрий Новожилов, глава ГТЛК Сергей Храмагин и его первый зам Антон Борисевич.

Согласно плану, парк «ВЭБ-лизинга», «ВТБ Лизинга» и «Сбербанк Лизинга» предлагается передать Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), а потом – ФГК. В итоге в распоряжении ФГК окажутся около 200 тыс. вагонов. Потом ФГК спишет порядка трети полученных вагонов и поднимет ставку. Один из собеседников «Ъ» говорит, что речь идет о поднятии ставки с сегодняшних 500-550 руб. на вагон в сутки до 2 тыс. руб., однако, по мнению других источников, о столь высоких показателях речи не идет.

Также предлагается рассмотреть разные варианты консолидации рынка оперирования полувагонов, в том числе и с участием ГТЛК. В этом варианте предложено дополнительно оценить целесообразность включения «компании-посредника» во взаимодействие с операторами. По оценке одного из участников рынка, такой посредник, даже если схема с его участием проработает полгода, может заработать около 10 млрд руб.  

Как рассказали «Ъ» два источника, знакомых с ситуацией, подобную схему отстаивал глава Евразийского трубного консорциума (перевозчик труб большого диаметра для «Транснефти») Александр Карманов. Однако до последнего совещания большинство участников отрасли считали схему далекой от реальности. Тем не менее, проведение совещания на уровне Аркадия Дворковича и появление на нем Алексея Кудрина всполошило рынок. По мнению участников рынка, функция Алексея Кудрина в обсуждении плана – придать ему общеотраслевой аспект.

В профильных ведомствах опасаются, что через обсуждаемую модель ФГК сможет не просто поднять ставку, а будет контролировать ее. РЖД уже активно выходит напрямую на грузоотправителя, предоставляя ему скидки, гибкие условия перевозок, и при таком рыночном весе компания сможет монополизировать рынок услуги, дискриминируя других участников операторского рынка, считают источники «Ъ».

По мнению экспертов, наибольший интерес к подобной схеме должны испытывать не лизинговые компании госбанков, качество лизингового портфеля которых в целом достаточно высокое, а ГТЛК и «Трансфин-М», которые охотнее принимали на себя риски при реализации лизинговых сделок и в условиях падения доходности столкнулись с более существенными финансовыми проблемами и лизингополучателей. Планируемая, но не состоявшаяся сделка по их слиянию не позволяла обеспечить минимизацию рисков.

Ряд экспертов указывает, что в финальную конструкцию могут войти парки полувагонов ГТЛК и «Трансфин-М», «Сбербанк Лизинг» может внести «УВЗ-Логистик», парк полувагонов других лизинговых компаний - под вопросом. В общей сложности с учетом «УВЗ-Логистик» под управлением ФГК будет более 180 тыс. полувагонов, или более 35% всего парка  полувагонов на сети РЖД.

 

Совет потребителей РЖД предлагает ввести мораторий на новые надбавки к грузовым тарифам

Совет потребителей услуг ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) предлагает ввести мораторий на введение новых надбавок к тарифам на перевозку грузов по железной дороге, сообщил источник, знакомый с предложениями совета.

«Самая мягкая формулировка – это мораторий на применение новых повышающих коэффициентов или любые действия, повышающие транспортную составляющую», - сказал он.

Ранее вице-премьер РФ Аркадий Дворкович заявил, что в ближайшие дни ждет от совета потребителей РЖД предложений по надбавкам к грузовым железнодорожным тарифам. Дворкович пока не видел предложений по тарифам от совета потребителей, сообщила помощник вице-премьера Алия Самигуллина.

«Все предложения касаются в разной формулировке либо моратория на применение повышающих коэффициентов на ближайшее время, либо отмены действующих экспортных коэффициентов», - отметил источник, комментируя предложения совета потребителей. По его словам, наиболее разумным подходом сейчас представляется зафиксировать текущие повышающие коэффициенты к тарифам, не вводить новые, а отменить их, к примеру, в 2017 г., чтобы избежать дисбаланса в финансовом плане РЖД на текущий год.

В совете потребителей подтвердили, что такие предложения обсуждаются, но не стали комментировать детали. Окончательную позицию совета планируется определить на следующей неделе.

«РЖД продолжает мониторинг товарных рынков и уровня транспортной составляющей в цене перевозимых грузов. В настоящее время рассматриваются различные предложения о предоставлении скидок при условии обеспечения гарантированного объема перевозок», – сказал представитель РЖД. Он напомнил, что решения об изменении повышающих или понижающих коэффициентов в рамках «тарифного коридора» принимаются исходя из экономической целесообразности для компании.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) считает, что предложения о введении моратория на применение повышающих коэффициентов к железнодорожным грузовым тарифам необходимо увязать с финансовым планом ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) на 2017 год. Об этом сообщил представитель ведомства.

«Считаем, что предложение Совета потребителей РЖД по введению моратория на наценки в рамках «тарифного коридора» с 2017 года необходимо дополнительно доработать и увязать с финансовым планом РЖД в 2017 году. Введение моратория по всем видам грузов не должно негативно отразиться на качестве работы железной дороги», – отметил представитель ФАС. По его словам, с учетом анализа транспортных затрат грузоотправителей по всей цепочке поставки, включая вагонную и портовые составляющие, возможны различные тарифные решения по разным видам грузов.

Ранее глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что ведомство выступает за отмену экспортных надбавок к тарифам на грузовые железнодорожные перевозки и за сохранение скидок. Иначе, по словам Артемьева, РЖД могут потерять долю на рынке по перевозке грузов. При этом глава ФАС считает, что не нужно отменять надбавки для нефти и нефтепродуктов.

ФАС одобрила установление грузового тарифа РЖД на 2016 г. на уровне 9% с изменением тарифного коридора - понижением его нижней границы до минус 25%. До этого максимальный размер скидки к тарифу составлял 12,8%. Уровень максимальной надбавки остался на прежнем уровне - 13,4%.

РЖД с начала 2013 г. могут самостоятельно применять повышающие и понижающие коэффициенты к базовым тарифам на перевозку отдельных видов грузов по некоторым направлениям в установленных ФСТ пределах. В конце 2014 г. РЖД распространили действие надбавки в 13,4% на экспорт всех грузов, однако затем была снижена надбавка на экспорт энергетического угля, железной руды через порт Мурманск на (21,5%) и перевозку черных металлов. Как сообщили в РЖД, в августе текущего года истекает срок действия надбавки на нефтяные грузы.

Совет потребителей – совещательно-консультационный орган при правительственной комиссии по транспорту, созданный с целью доведения до сведения регуляторов и РЖД позиции потребителей по инвестиционным программам и тарифам на услуги естественной монополии для достижения баланса интересов участников перевозочного процесса. Советы потребителей при государственных монополиях созданы в РФ для повышения их прозрачности и подконтрольности обществу, соответствующие поручения дал президент РФ Владимир Путин.

 

В Бюллетене использована авторская информация издательства «Морские вести России», а также сайтов Президента РФ, Председателя Правительства РФ, ГД РФ, Минтранса, Российской газеты, Росморречфлота, ТАСС, РИА Новости, ИА Regnum, Ведомостей, Известий, агентства Прайм, АТН и других.

 

Все новости, включая самые последние, на сайте издательства «Морские вести России» www.morvesti.ru

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ