Бюллетень новостей №48 (158) с 19 по 25 декабря 2015 - Морские вести России

Бюллетень новостей №48 (158) с 19 по 25 декабря 2015

Бюллетень новостей

ВЛАСТЬ

Христенко: Дорожную карту сопряжения проектов ЕАЭС и Шелкового пути КНР согласуют до лета 2016 года

Дорожная карта сопряжения проектов ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути Китая будет согласована в первой половине 2016 года. Об этом сообщил председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко.

«Принимаем решение, принимаем информацию к сведению, связанную с нашей деятельностью по сопряжению проектов Евразийского экономического союза и проекта Экономического пояса Шелкового пути», - сообщил он на саммите ЕАЭС в расширенном составе. «В данном случае идет активная работа правительств между собой и комиссии», – отметил Христенко.

«Надеемся, что в первой половине следующего года будет полностью согласована и подготовлена дорожная карта по сопряжению двух этих больших проектов, и в течение следующего года она будет подписана не только с нашей стороны, но и нашими китайскими коллегами», – сказал Христенко.

«Великий Шелковый путь» (экономический пояс «Шелковый путь») – проект создания транспортного, энергетического, торгового коридора между странами Центральной, Южной Азии и Европы. Он направлен на углубление экономического взаимодействия и интенсификацию научно-технического сотрудничества между государствами. Идея создания проекта была выдвинута председателем КНР Си Цзиньпином в сентябре 2013 года.

Проект предусматривает формирование единого евроазиатского торгово-экономического пространства и трансконтинентального транспортного коридора. Для КНР одна из основных целей реализации проекта состоит в сокращении сроков доставки грузов из Китая в Европу.

В настоящее время страны Евразийского экономического союза и Китай прорабатывают возможность сопряжения экономических проектов.

 

Росморечфлот: Будут осуществлены изменения в системе контроля за ликвидацией разливов нефтепродуктов

Будут осуществлены изменения в системе контроля за ликвидацией разливов нефти и нефтепродуктов, об этом сообщил и.о. руководителя Росморречфлота Сергей Горелик на совместном заседании Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного совета при Росморречфлоте, которое состоялось 18 декабря в Москве, передает ИА «Морвести.Ру».

Выступая на коллегии, начальник Управления обеспечения судоходства Росморречфлота Денис Ушаков доложил о разработке требований к составу сил и средств постоянной готовности, предназначенных для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации. Как сообщил представитель федерального агентства, разработан проект требований к составу сил и средств постоянной готовности, который позволит повысить скорость и качество реагирования в случае разлива нефти и нефтепродуктов. Аттестация сил и средств должна проводиться только силами компетентного органа в этой сфере – Росморречфлота.

«На Сахалине, где потерпел аварию танкер «Надежда», еще работают, убирают загрязнение. Судовладелец известен, собственник тоже найден. Они, насколько знаю, на связь вышли и больше не пропадали», – добавил Ушаков.

«Чтобы навести порядок в этой сфере требуется работа в том числе и над проектом требований, которые позволят усилить и ускорить, реагирование на подобные инциденты», – сказал начальник управления.

«Есть много вопросов, (связанных с работами по ликвидации загрязнения нефью – ред.) которые сейчас активно обсуждаются и решаются. Вопрос с аварией на Сахалине находится под личным контролем замминистра В. Олерского. Определенные выводы будут сделаны, и изменения в системе вы тоже увидите», – заключил обсуждение вопроса Сергей Горелик.

 

Росавтодор рассчитывает начать строительство моста через Керченский пролив в январе 2016 года

В Росавтодоре рассчитывают получить положительное заключение Главгосэкспертизы на строительство моста через Керченский пролив до конца текущего года, а в январе 2016 года приступить к его строительству.

Об этом в интервью телеканалу «Россия 24» заявил глава ведомства Роман Старовойт.

«Каждый четверг у нас проходит заседание оперативного штаба строительства. Сегодня мы в преддверии уже 2016 года рассчитываем до нового года получить положительное заключение Главгосэкспертизы на этот проект для того, чтобы уже в январе 2016 года можно было бы приступить уже непосредственно к стройке», - сказал он.

Возведение моста через Керченский пролив предусмотрено Федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года».

Госконтракт на проектирование и строительство моста через Керченский пролив подписан 17 февраля 2015 года между ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Тамань» Росавтодора и ООО «Стройгазмонтаж». Планируется, что в декабре 2018 года завершатся строительные работы и будет открыто движение по мосту в рабочем режиме. В 2019 году, после завершения всех пуско-наладочных работ и благоустройства территории, мост планируется ввести в эксплуатацию.

 

НОВОСТИ КОМПАНИЙ

В план приватизации на 2016 года пока включили только «Совкомфлот»

Правительство будет принимать решения по приватизации крупных компаний в индивидуальном порядке в зависимости от потребностей покрытия дефицита бюджета, заявила глава Росимущества Ольга Дергунова.

При этом она отметила, что приоритетов в продаже того или иного актива нет, а в плане приватизации на 2016 год пока стоит только «Совкомфлот», что не означает, что другие активы не будут продаваться.

Приоритетом для размещения пакета «Совкомфлота», по ее словам, остается Московская биржа.

По «Роснефти», заявила Дергунова, решения «пока нет».

При этом она позитивно восприняла заявление главы Сбербанка Германа Грефа о целесообразности продажи пакета акций Сбербанка, заметив, что это могло бы стать «локомотивом» для продажи крупных пакетов.

Ранее президент Владимир Путин заявил, что правительство может принять решение о приватизации части госпакета «Роснефти» для пополнения доходной части бюджета. Речь идет о 19,5% акций «Роснефти». Глава Минфина Антон Силуанов говорил, что поступления от продажи этого пакета планируются в сумме не менее 500 млрд рублей.

 

«Транснефть» лидирует среди холдингов РФ по грузообороту с показателем в 116,3 млн тонн

Грузооборот холдинга ОАО «АК «Транснефть», на долю которого приходится до 19,1% (+1,3 пр.п.) совокупного грузооборота РФ, по итогам января-ноября текущего года составил 116,28 млн тонн (+10,7% к январю-ноябрю 2014 года).

Согласно данным Ассоциации морских торговых портов РФ, на основе которых ТАСС подготовил рейтинг, положительная динамика перевалки грузов отмечена у всех стивидорных компаний, принадлежащих «Транснефти». По итогам января- ноября текущего года грузооборот ООО «Транснефть – Порт Козьмино» увеличился на 20,6% до 27,62 млн тонн, ООО «Невская трубопроводная компания» – на 14,5% до 24,91 млн тонн.

Грузооборот группы НМТП разделен по равным долям – 63,75 млн тонн (+5,5%) - между Транснефтью и группой «Сумма». При этом, на долю оборота перевалки стивидорами Группы НМТП приходится 54,8% от общего объема перевалки стивидоров Транснефти (снижение на 2,7 пр.п. по сравнению с январем- ноябрем 2014 года).

Группа «Сумма» занимает второе место по грузообороту среди холдингов – 11,2% грузооборота РФ или 68,42 млн тонн (+3,4%). Почти весь объем или 93,2% от стивидорного бизнеса группы приходится на перевалку грузов на терминалах Группы НМТП (рост на 1,8 пр.п.).

Грузооборот стивидоров холдинга Кузбассразрезуголь (КРУ) за отчетный период увеличился на 6,7% до 36,82 млн тонн. АО «Восточный порт» перевалило 20,8 млн тонн угля ( +2,4%), ОАО «Ростерминалуголь» – 16,01 млн тонн (+12,9%). Доля холдинга составляет 6% грузооборота РФ (+0,2 пр.п.).

Совокупный грузооборот стивидоров холдинга СУЭК в январе-ноябре сократился на 0,5% до 33,66 млн тонн. Доля от общего грузооборота РФ составляет 5,5% (-0,2 пр.п.). Снижение перевалки грузов ПАО «Мурманский МТП» составило 11,9% до 13,21 млн тонн, ЗАО «Агросфера» – 9% до 1,16 млн тонн. ЗАО «Дальтрансуголь» и ООО «Мурманский балкерный терминал» нарастили перевалку грузов на 6,3% и 38% до 16,5 и 2,79 млн тонн соответственно. Доля ЗАО «Дальтрансуголь» в составе холдинга увеличилась на 3,1 пр.п. до 49%.

Пятое место в отчетном периоде занимает оборот стивидоров холдинга UCL Ports, которые увеличили грузооборот на 7,7% до 30,16 млн тонн. Доля холдинга по сравнению с январем-ноябрем прошлого года увеличилась на 0,2 пр.п. до 5%. Положительная динамика перевалки отмечена во всех стивидорных компаниях UCL Ports, кроме ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» – снижение на 4,2% до 7,18 млн тонн. ОАО «Туапсинский МТП» увеличило перевалку грузов на 11,2% до 13,41 млн тонн, ЗАО «Контейнерный терминал Санкт- Петербург» – на 14,2% до 4,35 млн тонн, ОАО «Универсальный перегрузочный комплекс» – на 9,6% до 3,93 млн тонн и ОАО «Таганрогский МТП» – на 23,4% до 1,3 млн тонн. В структуре холдинга доля ОАО «Туапсинский МТП» увеличилась на 1,4 пр.п. до 44,5%.

За отчетный период положительная динамика грузооборота отмечена у стивидоров таких холдингов, как: Роснефть – на 2,3% до 16,23 млн тонн, ГУП РК «КМП» (порты Крыма, исключая данные о перевалке за январь-март 2014 года) – в 2,2 раза до 3,99 млн тонн, Норникель – на 20,1% до 3,43 млн тонн, Трансбункер – на 11,5% до 2,41 млн тонн. Доля стивидоров Роснефти составляет 2,7% совокупного грузооборота РФ, остальных холдингов – 1,7% в совокупности.

Снижение грузооборота холдинга Global Ports составило 26,3% до 18,1 млн тонн, стивидоров Лукойла – 4,5% до 12,27 млн тонн, Мечела – 12,3% до 6,68 млн тонн, Delo Ports – 18,1% до 4,89 млн тонн, ННК – на 7,3% до 2,39 млн тонн, Гленкора – 10,5% до 2,89 млн тонн, Росморпорта – на 5,8% до 7,23 млн тонн. Доля Global Ports составляет 3%, Лукойла – 2%, Росморпорта – 1,2% совокупного грузооборота РФ.

 

Sberbank CIB предоставил «Совкомфлоту» кредит на $340 млн

Sberbank CIB предоставил группе «Совкомфлот» кредит на 340 млн долларов сроком на 14 лет. Средства пойдут на финансирование строительства инфраструктуры для морской транспортировки сырой нефти с Новопортовского месторождения – одного из крупнейших нефтегазоконденсатных месторождений на полуострове Ямал.

«Подписанное кредитное соглашение создает важный прецедент для дальнейшего развития финансирования судоходства российскими кредитными организациями и открывает хорошие возможности для наращивания совместного бизнеса в будущем», - прокомментировал сделку финансовый директор «Совкомфлота» Николай Колесников.

«Совкомфлот» - одна из крупнейших судоходных компаний мира и крупнейшая в РФ. Специализируется на перевозках углеводородов и поддержке работ на месторождениях, в том числе в сложных климатических условиях. Флот компании состоит из танкеров-газовозов, танкеров для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов, танкеров-продуктовозов, ледокольных судов снабжения, исследовательских судов, балкеров, танкеров-химовозов. Чистая прибыль «Совкомфлота» по МСФО за 2014 г. составила 83,9 млн долларов. 100% компании принадлежит государству.

 

Инвестор порта «Бронка» и CMA CGM подписали долгосрочный контракт на перевалку контейнерных грузов

15 декабря 2015 г. компания «Феникс» (инвестор порта «Бронка») и крупнейшая судоходная компания CMA СGM подписали долгосрочный контракт на перевалку и хранение контейнерных грузов.

CMA CGM – третий по величине в мире морской контейнерный перевозчик с суммарной вместимостью флота 1,807,298 TEUs. Компания обслуживает более 400 портов по всему миру, а также является одним из крупнейших операторов контейнерных перевозок в Санкт-Петербурге, включая рефрижераторные контейнеры.

На данный момент CMA CGM осуществляет судозаходы в Санкт-Петербург по четырем регулярным сервисам, связывающим Санкт-Петербург через европейские порты-хабы со всеми международными направлениями. Судозаходы в порт «Бронка» будут осуществляться по регулярному расписанию с использованием задействованных на настоящее время судов вместимостью до 1800 TEU.

Благодаря глубине подходного канала и акватории минус 14,4 метра, новейшему перегрузочному оборудованию, рассчитанному на суда класса Post-Panamax и планировочным решениям, порт Бронка на ближайшие десятилетия останется самым современным российским портом на Балтике и может составить серьезную альтернативу портам-хабам по приему и обработке крупнотоннажного флота. Долгосрочные отношения с новым портом, закрепленные в подписанном контракте, позволят линии CMA CGM планомерно модернизировать сервисы и задействовать суда ледового класса увеличенной вместимости, которые будут сданы в эксплуатацию в 2016 году, а также разрабатывать оптимальные маршруты перевозок в Россию и осваивать новые рынки.

 

Эксперты ожидают волну консолидации на рынке транспортировки СПГ

Эксперты прогнозируют масштабную волну M&A в сегменте транспортировки СПГ, по мере того, как фрахтовые ставки продолжают снижаться, ослабляя рынок, сообщает Reuters.

Однако тем компаниям, которым удастся выжить, эксперты обещают оживление рынка после ввода в эксплуатацию новых проектов СПГ уже к концу следующего года.

Так аналитик консалтинговой компании BMT Asia Pacific Эндрю Бридсон отмечает, что активность в области слияний, поглощений, и формирования разного рода альянсов, заметно возросла в этом году. По мнению Бридсон, эта активность оздоровит отрасль: с рынка уйдут слабые компании и значительная часть старого тоннажа.

По данным Clarksons, спотовая ставка фрахта танкера для перевозки СПГ емкостью 160 тыс. куб. метров в настоящее время находится на уровне около 32 тыс. долларов США в день, по сравнению с 72 тыс. долларов в день в 2014 году и более 100 тыс. долларов в день в 2013 году. При этом по данным аналитика, безубыточность операций обеспечивается при ставках фрахта порядка 60-80 тыс. долларов в день.

Ряд небольших операторов, в том числе, Excelerate Energy и норвежская Awilco, сообщили о получении предложений о поглощении или о намерении продать старые суда.

Норвежская Flex LNG, принадлежащая миллиардеру Йону Фредриксену, заявила что не оставила планов консолидации с другими операторами в отрасли, несмотря на неудачную попытку слияния с бельгийской Exmar NV в сентябре.

Golar LNG, Dynagas и GasLog Ltd договорились о передаче 14 танкеров в единый пул с целью сокращения операционных расходов.

Также Reuters включает в этот список сделку по покупке BG Group Royal Dutch Shell за 70 млрд долларов США, в результате которой создан гигантский оператор с флотом из 70 танкеров для перевозки СПГ, который сможет конкурировать с японскими Yusen Kaisha Nippon и Mitsui OSK Lines.

Тем перевозчикам, которым удастся выжить в сложных рыночных условиях сегодня, эксперты обещают рост рынка и новые контракты после запуска новых СПГ проектов, реализуемых в Австралии, Северной Америке и Африке, например, таких как гигантский австралийский проект Queensland Curtis LNG, вторая очередь которого была запущена в прошлом месяце, и комплекс для экспорта СПГ в США Sabine Pass, первая отгрузка с которого запланирована на 12 января следующего года.

Аналитики прогнозируют, что спрос на СПГ вырастет до 410 млн тонн в год к 2025 году по сравнению с 249 млн тонн в этом году.

Оптимистичный прогноз, в том числе, основан на договоренностях, которые были достигнуты в рамках климатического саммита в Париже, направленных на увеличение доли более экологичных видов топлива, таких как газ, для производства энергии.

 

СУДОХОДСТВО

Росморречфлот: Попуски воды на Рыбинском и Цимлянском водохранилищах сократят, чтобы обеспечить навигацию следующего года

Попуски воды на Рыбинском и Цимлянском водохранилищах значительно сократят, чтобы накопить воду для навигации следующего 2016 года. Об этом сообщил замглавы Росморречфлота Виктор Вовк на совместном заседании Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного совета при Росморречфлоте под председательством и.о. руководителя Росморречфлота Сергея Горелика, которое состоялось 18 декабря в Москве, передает ИА «Морвести.Ру».

Заместитель руководителя Росморречфлота Виктор Вовк в своем докладе «Об итогах навигации 2015 года на внутренних водных путях» проинформировал, что в связи с маловодностью навигация проходила в очень сложных условиях. Отсутствие достаточных глубин на внутренних водных путях привело к снижению объемов перевозок грузов на 3,7% до 117,8 млн. тонн. Перевозки пассажиров возросли на 6,7 % до 13,4 млн. чел. В районы Крайнего Севера завезено 17 млн. тонн, при этом перевозки в рамках Северного завоза выполнены полностью.

«В настоящее время в Азово-Донском бассейне принимаются меры по накоплению водных ресурсов для следующей навигации. Принято решение уменьшить попуски в межнавигационный период через Рыбинский гидроузел в 2,5 раза к уровню предыдущих лет. Это 450 куб. м/с, против 1200 куб. м/с. Через Цимлянский гидроузел – в 1,4 раза. Сейчас попуск установлен на отметке 180 куб. м/с против 250 куб. м/с в прошлом году», – отметил замглавы федерального агентства.

«Необходимо отметить, что сокращение попусков – не только желание или возможность Росморечфлота, здесь затронуты интересы всех субъектов воднохозяйственной деятельности. Это и субъекты Российской Федерации, которые обеспечивают население питьевой водой, это энергетики. Поэтому принятие таких решений – это серьезный шаг, и мы надеемся, что он позволит нам накопить воду для навигации будущего года», – заключил Виктор Вовк.

 

Дноуглубительные работы на Волго-Каспийском судоходном канале в 2015 году увеличились в два раза по сравнению с 2013 г.

Устойчивая тенденция понижения уровня Каспийского моря, которая наблюдается в последние годы, привела к существенным изменениям гидрологического режима Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК).

В связи с этим, ФГУП «Росморпорт» был вынужден увеличить ежегодные объемы дноуглубительных работ на данном судоходном канале практически в 2 раза по сравнению с 2013 годом.

В 2015 году предприятием выполнено ремчерпание в объеме более 4 млн куб. м, что позволит осуществлять безопасное мореплавание судов с осадкой до 4,2 м. В 2016 году планируется выполнение ремонтных дноуглубительных работ в объеме 5,8 млн куб. м.

Значительный физический и экономический эффект по ремонту канала достигнут предприятием за счет использования собственного дноуглубительного флота: земснарядами «И. Черемисинов», «А. Волынский» и «Уренгой» было извлечено более 2 млн куб.м грунта. Для оптимизации затрат по обеспечению безопасности судоходства ФГУП «Росморпорт» ведет комплекс работ по увеличению численности собственного дноуглубительного флота: программой деятельности на 2016 год запланировано строительство рефулерного землесоса аналогичного земснаряду «А. Волынский».

Также необходимо отметить, что в процессе проведения ремонтных дноуглубительных работ по заказу ФГУП «Росморпорт» специализированные институты проводят экологический мониторинг участков работ и районов отвала грунта. Кроме того, были проведены компенсационные мероприятия по возмещению ущерба рыбным запасам путем выпуска молоди сазана и осетровых.

ВКМСК является единой глубоководной магистралью, объединяющей водные пути р. Волги и Каспийского моря. Его общая протяжённость, включая русловую и морскую части, составляет 188 км. Дноуглубительные работы канала ежегодно выполняются в соответствии с «Проектом проведения ремонтных дноуглубительных работ на участке 0-188 км Волго-Каспийского морского судоходного канала на период до 2018 г. с разработкой природоохранных мероприятий. Морская часть», получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы.

 

Ставки на перевозку контейнеров из Китая вновь резко снизились

За прошедшую неделю индикативные спотовые ставки на перевозку контейнеров из Шанхая c среднем снизились на 40 пунктов с 527 до 487 пунктов.

Индикативные спотовые ставки на перевозку контейнеров из Шанхая в порты северной Европы вновь упали более чем на 20% с 703 долларов США за TEU до 558 долларов. Спотовые ставки на маршрутах перевозок из Шанхая в порты Средиземного моря снизились до 486 долларов за TEU по сравнению с 585 долларами на предыдущей неделе.

Спотовые ставки на транстихоокеанском трейде также продолжили снижение. Значение индекса SCFI на перевозки в порты восточного побережья Северной Америки снизились за прошедшую неделю на 3,5% до 1.454 долларов за FEU (40-футовый контейнер). При этом, по данным JOC, прошедшей зимой, когда грузопотоки переориентировались на восточное побережье из-за рисков забастовки докеров запада, ставки достигали 5 тыс. долларов за FEU.

Ставки на порты западного побережья опустились ниже отметки 800 долларов за FEU до 768 долларов. Снижение за последнюю неделю составило 6%, снижение к уровню аналогичного периода – 66%.

Перевозчики наперегонки увеличивают тоннаж судов на ключевых контейнерных трейдах, чтобы сократить себестоимость перевозки на единицу груза в условиях продолжающегося падения рынка.

На прошлой неделе CMA CGM сообщил о готовности начать судозаходы 18-тысячника в порты США. Контейнеровоз CMA CGM Benjamin Franklin до конца года начнет работать на транстихоокеанском сервисе Pearl RiverExpress между портами Китая и западного побережья США.

Усугубляющийся переизбыток тоннажа еще сильнее толкает вниз фрахтовые ставки. Кризисные явления нарастают, что подстегивает операторов к консолидации. Недавно было объявлено о достижении договоренности о покупке CMA CGM контрольного пакета акций сингапурской NOL, а китайское правительство одобрило объединение двух крупнейших судоходных групп COSCO и China Shipping.

 

FT: Кризис судоходной отрасли предоставляет уникальные возможности опытным инвесторам

В конце ноября Baltic Dry Index – ключевой индекс, отражающий динамику ставок на суда, перевозящие навалочные грузы – снизился до рекордно низкого уровня. Такое падение подчеркивает, насколько рискованной для инвесторов оказалась ставка на судоходную отрасль, сообщает The Financial Times.

Тем не менее, подчас рынок предлагает опытным инвесторам уникальные возможности. За исключением непродолжительного периода роста рынка в 2010 году, спад в сфере судостроения и судоходных операций продолжается уже значительно дольше, чем ожидалось. Рынок, как по объемам, так и по стоимости, не растет на протяжении уже нескольких лет. Основной причиной стагнации является замедление экономического роста в Китае, в результате чего произошло резкое снижение спроса на сырьевые товары, такие как железная руда.

Естественным следствием стагнации стали финансовые проблемы у операторов. Спотовые ставки фрахта контейнеровозов едва покрывают текущие операционные расходы, не позволяя судоходным компаниям выплачивать долги.

Частные инвестиционные компании и компании, специализирующиеся на операциях с долговыми обязательствами, например, Blackstone, Carlyle, Centerbridge Partners, KKR, Oaktree Capital Management и WL Ross – устремились воспользоваться этой возможностью, выкупая долговые обязательства, новые и работающие суда с дисконтом. Результаты от этой активности пока неоднозначны: практика показывает, что некоторые инвесторы вышли на этот рынок слишком рано.

По мнению аналитиков FT, именнео сейчас, возможно, настало время, когда опытный инвестор может извлечь выгоду от в кризисного состояния в отрасли.

Среди наиболее активных инвесторов в судоходные операции FT называет инвестиционную группу KKR, которая в 2013 году создала совместный с York Capital фонд для инвестиций в проблемные транспортные активы, выкупа банковских кредитов судоходных компаний. В настоящее время фонд уже владеет десятками судов.

На прошлой неделе СП KKR и York Capital завершило сделку по приобретению индонезийской судоходной компании Chembulk Tankers, в результате которой флот компании пополнился 39 судами, из которых 35 являются специализированными танкерами для перевозки наливной химии.

По расчетам KKR, эти суда имеют выгодную нишевую специализацию, даже в условиях неблагоприятной ситуации на рынке в целом. Суда востребованы для перевозки пластмасс, производимых нефтехимическими компаниями в США для автосборочной промышленности Китая, спрос на продукцию которой растет, даже несмотря на ограничения на продажу автомобилей.

 

СУДОСТРОЕНИЕ

«Северная верфь» проведет масштабную модернизацию без остановки производства

На петербургском судостроительном заводе «Северная верфь» (СВ, входит в Объединенную судостроительную корпорацию – ОСК) дан старт масштабной реконструкции и модернизации производств.

Закладной камень в основание нового большого сухого дока заложили президент ОСК Алексей Рахманов, вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Мовчан и гендиректор СВ Алексей Селезнев.

«Перед нами стоит задача, которую не решали здесь, на Северо-Западе РФ, достаточно давно. Шли какие-то небольшие, точечные модернизационные проекты, каждый из которых нес в себе элементы улучшения, элементы оптимизации затрат. Но то, что мы делаем сегодня здесь, на СВ, по сути, открывает новую страницу новых подходов к модернизации предприятий ОСК. Мы сегодня начинаем новую эпоху в том, что будет называться техническим перевооружением предприятий ОСК, особенно здесь, на Северо-Западе. Это будет элемент новой технической политики ОСК и, соответственно, новые производственные возможности», – сказал Рахманов.

По его словам, объем производства на СВ должен будет увеличиться в несколько раз. «Рассчитываем, что эта верфь будет иметь двойное назначение и строить также суда гражданские», - добавил он.

Селезнев отметил, что это очень серьезная задача – создание нового судостроительного комплекса без остановки действующего производства. Он подчеркнул, что компания «решает сложнейшие задачи». Так, за последние десять бел быть произведены «только новейшие корабли по новым проектам».

«К нам пришли большие инвестиции. Это очень масштабный проект, который позволит шагнуть дальше этому прославленному предприятию», – сказал вице-губернатор Мовчан. – Сегодня у нас начнется стройка, которая, я больше чем уверен, закончится в те сроки, которые намечали строители».

В рамках создания современного судостроительного комплекса будут построены сухой док, перекрытый эллингом, новые корпуса производственных цехов, реконструированы объекты инженерной и транспортной инфраструктуры. При этом будут установлены самые современные линии резки металла и профиля, роботизированные сварочные комплексы, а также камеры окраски секций и блоков.

Как уточнили представители предприятия, «средства на реализацию проекта запланированы в рамках Федеральной целевой программы».

Реализация проекта рассчитана на четыре этапа. Благодаря новым технологиям усовершенствуется процесс судосборочных работ: они будут выполняться крупными блоками с применением кранов большой грузоподъемности. Основной объем работ будет проходить в закрытых помещениях, в сухом доке. Все это позволит выйти на мировой уровень в области экономичности и эффективности судостроения, отметили в компании.

На первом этапе (2016-2017 годы) будет проведена реконструкция западной набережной и строительство новых инженерных сетей предприятия. Инвестиции на данной стадии составят около 2 млрд рублей, уточнили в компании. В настоящее время завершена разработка проектно-сметной документации, получено положительное заключение Главгосэкспертизы.

Второй этап, с 2016 по 2019 годы, включает «строительство первой очереди сухого дока с околодоковой площадкой, перекрытых эллингом, с установкой крана типа «Голиаф» грузоподъемностью 1,2 тыс. тонн и двух кранов грузоподъемностью по 350 тонн». На этой стадии проекта предусматривается и создание новых окрасочных камер. Прохождение Главгосэкспертизы ожидается весной. Запланированные инвестиции – примерно 14 млрд рублей. «Выполняются проектные работы и инженерные изыскания по второму этапу, срок завершения этих работ - середина 2016 года», – сказали на верфи.

Третий этап рассчитан на 2019-2021 годы. Он подразумевает строительство нового корпусообрабатывающего цеха и склада металла, а также нового логистического комплекса. На данной стадии потребуется вложить около 15 млрд рублей.

Четвертый этап (2022-2024 годы) предполагает удлинение сухого дока, строительство нового двухпролетного эллинга и реконструкцию достроечной набережной. Объем инвестиций планируется определить по итогам разработки проектной документации.

В настоящее время в портфеле заказов предприятия - серии фрегатов и корветов, а также суда различного назначения.

«Северная верфь» (первое название – Путиловская) основана 14 ноября 1912 года. Является одним из ведущих предприятий оборонной промышленности РФ. За вековую историю на верфи построено около 600 надводных кораблей и коммерческих судов для ВМФ и гражданских флотов, в том числе ракетные крейсеры, корабли противовоздушной обороны, большие противолодочные корабли и эскадренные миноносцы, пассажирские и сухогрузные суда, контейнеровозы, паромы, плавучие доки и прочие.

Реализация проекта реконструкции и модернизации производств, «позволит увеличить выпуск продукции, повысить производительность труда, сократить сроки строительства кораблей и судов», равно как и «проводить судосборочные работы крупными блоками с применением кранов большой грузоподъемности, выполняя основной объем работ в закрытых помещениях», отметили в компании. Также будет достигнут «современный уровень автоматизации и механизации производственных процессов», что позволит строить «самую широкую номенклатуру кораблей и судов», в том числе крупнотоннажных. Сокращение численности персонала верфи не планируется.

Штат предприятия в настоящее время составляет около 2 тыс. человек.

 

Минвостокразвития: Судостроительный завод «Звезда» планируется строить в рамках ТОР

Судостроительный завод «Звезда» будет строиться и работать в рамках территории опережающего развития (ТОР). Как сообщил глава Минвостокразвития Александр Галушка, ТОР «Звезда» могут создать уже в 2016 году.

«Послезавтра на заседании правительственной подкомиссии будет рассмотрен вопрос формирования ТОРа «Звезда» для этого судостроительного производства. Более 3 млрд рублей у нас в программе развития Дальнего Востока зарезервировано под этот ТОР», – сказал он.

Кроме того, наряду с вопросом о формировании ТОР «Звезда» правительственная подкомиссия в четверг рассмотрит вопрос о формировании еще двух ТОР на Сахалине.

Как сообщалось ранее, в настоящее время на Сахалине нет ни одной ТОР, но губернатор области Олег Кожемяко предложил создать на острове три территории опережающего развития, в том числе и ТОР для создания горнолыжного курорта «Горный воздух».

Общий объем инвестиций в строительство завода «Звезда» составит 145 млрд рублей. «Роснефть» и Газпромбанк получили от Объединенной судостроительной корпорации 75% минус две акции Дальневосточного центра судостроения (ДЦСС). Консорциум в лице совместного предприятия ЗАО «Современные технологии судостроения» намерен создать на базе «Звезды» верфь для постройки гражданских судов и нефтяных платформ. ОСК остается владельцем блок-пакета в 25% плюс одна акция.

 

В Ярославской области построят корабль нового поколения для ВМФ России

В Рыбинске построят гидрографическое судно нового поколения для ВМФ России. Закладка состоялась 24 декабря. Строить судно будут на рыбинском заводе «Вымпел».

Оно будет представлять собой малое гидрографическое судно проекта 19910 и станет самым большим за всю историю завода.

Судно будет предназначено для выполнения гидрографических и лоцмейстерских работ в ближней морской зоне. По информации пресс-службы Министерства обороны РФ, корабль будет иметь водоизмещение 1200 тонн, длину около 60 метров, наибольшую ширину около 11 метров, а высоту борта – свыше пяти метров. Автономно выходить в море корабль сможет на 25 суток и на расстояние около 3,5 тысяч миль.

Судно сможет вместить экипаж из 22 человек, которые будут обслуживать береговые и плавучие средства навигационного оборудования, доставлять грузы, а также выполнять гидрографические работы, снимать и ставить буи и вехи всех типов.

Судно будет называться «Николай Скосырев». По окончании строительства его передадут Северному флоту ВМФ России.

 

Росрыболовство за месяц получило заявки на строительство более 80 судов на отечественных верфях

Росрыболовство в рамках программы обновления отечественного рыболовного флота получило заявки на строительство более 80 судов разной тоннажности, рассказал глава ведомства Илья Шестаков.

«Пока что за месяц мы собрали 30 заявок на строительство более 80 судов рыбопромыслового флота на отечественных судостроительных предприятиях в период с 2016 по 2034 годы», - сообщил руководитель Росрыболовства. По словам Шестакова, заявки поступили от рыбохозяйственных организаций Дальневосточного, Северного и Западного бассейнов. Сбор заявок от компаний будет продолжаться до середины января, потом сводная заявка на строительство судов рыбопромыслового флота будет направлена в Минпромторг России.

«То, что мы сейчас собираем заявки – это некоторый прогноз для наших судоверфей, чтобы они могли спланировать свои мощности (по строительству судов – прим. ред.). Поэтому мы эту работу начинаем заранее», – объяснил Шестаков. Заявки поступают на суда разной тоннажности. В настоящее время в Росрыболовство поданы заявки на строительство 5 единиц крупных судов (свыше 100 метров), более 20 судов размером 65 до 100 метров, 19 единиц – среднетоннажных размером от 35 до 65 метров, а также малые и малотоннажные суда.

Как ранее сообщал глава Росрыболовства, в России в течение 5-10 лет может быть построено около 85 новых судов. Выделение дополнительных квот на добычу рыбы для предприятий, осуществляющих строительство новых судов на отечественных верфях или строительство рыбоперерабатывающих заводов, «может иметь существенный эффект», заявлял он.

Изношенность и низкая эффективность рыболовецкого флота является одной из главных проблем отрасли. На сегодняшний день более 80% рыбопромысловых судов имеют срок эксплуатации больше 20 лет. При этом в России, начиная с 2009 г., было построено только 16 рыболовных судов, из которых десять малотоннажные.

 

В Финляндии заложен киль нового ледокольного судна

17 декабря на верфи Archtech Helsinki Shipyard (Финляндия) состоялась торжественная церемония закладки киля многофункционального ледокольного судна проекта Р-71014 – головного судна строящейся на класс Российского морского регистра судоходства (РС) серии судов по заказу ПАО «Совкомфлот».

В церемонии приняли участие первый заместитель генерального директора ОАО «Совкомфлот» Евгений Амбросов, управляющий директор верфи Эско Мустамяки, директор филиала РС в Финляндии Альберт Чернышов, представители нефтегазовой компании «Сахалин Энерджи» и ОАО «Объединенная судостроительная корпорация».

По традиции финских корабелов участники церемонии положили «счастливые монетки» в один из кильблоков закладного блока. Впоследствии, при спуске на воду, эти монетки извлекут и поместят в специальный ящик под мачтой построенного судна.

Многофункциональное ледокольное судно предполагается эксплуатировать в рамках энергетического проекта Сахалин-2. Суда высокого ледового класса смогут осуществлять экстренную эвакуацию людей и бороться с аварийными разливами нефти в сложных климатических условиях.

 

МОРСКИЕ ПОРТЫ

Большой порт Санкт-Петербург возглавил рейтинг портов по перевалке сухих грузов в январе- ноябре 2015 года

Объем перевалки сухих грузов морскими портами РФ в январе-ноябре составил 275,97 млн тонн, на 1,1% больше, чем годом ранее. Всего в отчетном периоде грузооборот портов составил 608,92 млн тонн (+3%).

ТАСС, на основании данных Ассоциации морских торговых портов, составил рейтинг портов и стивидорных компаний России по перевалке сухих грузов.

Лидирующую позицию занимает Большой порт Санкт- Петербург с показателем в 38,25 млн тонн (-11,6%). Среди стивидорных компаний первое место заняло ОАО «Новороссийский МТП» с оборотом 21,77 млн тонн (+8,6%), обогнав ОАО «Восточный порт» – 20,8 млн тонн (+2,4%).

Порт Владивосток, сократив перевалку сухих грузов на 20,3% до 8,65 млн тонн, оказался на 9 позиции рейтинга (в январе-ноябре прошлого года порт занимал 8 строчку). 8 позицию рейтинга в отчетном периоде занимает порт Калиниград с оборотом 8,77 млн тонн (-6,9%), по итогам аналогичного периода прошлого года порт находился на 9 позиции. Порт Ростов-на-Дону по итогам января-октября текущего года и января-ноября прошлого года занимал 12 место рейтинга. В текущем периоде порт занял 10 позицию с оборотом 8,28 млн тонн (+9,9%), вытеснив порт Туапсе (8,13 млн тонн).

Стивидорная компания ПАО «Мурманский МТП» (порт Мурманск) сократила перевалку сухих грузов на 11,9% до 13,21 млн тонн и опустилась с 4 на 5 позицию рейтинга, пропустив ОАО «Ростерминалуголь» (порт Усть-Луга) – 16,01 млн тонн (+12,9%) на 4 место. ЗАО «Первый контейнерный терминал» (порт Санкт-Петербург) опустилось с 6 позиции на 8 с оборотом 6,82 млн тонн (-34,9%), одновременно с этим, ОАО «ЕВРАЗ Находкинский МТП» (порт Находка) и ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» (порт Санкт-Петербург) поднялись на 6 и 7 позицию, перевалив 8,4 и 7,18 млн тонн (-1,8 и -4,2% к январю-ноябрю 2014 г.)

В январе-ноябре прошлого года компания ОАО «Туапсинский МТП» (порт Туапсе) находилась на 12 позиции, за отчетный период компания увеличила перевалку сухих грузов на 7,6% до 6,4 млн тонн и поднялась на 10 позицию рейтинга. Компания ОАО «Балтийский Балкерный терминал» (порт Санкт-Петербург) поднялась с 11 позиции по итогам января-ноября прошлого года на 9, увеличив перевалку сухих грузов на 12,8% до 6,71 млн тонн. ОАО «Петролеспорт» (порт Санкт-Петербург) и ОАО «Ванинский МТП» (порт Ванино) в отчетном периоде вышли из десятки, сократив перевалку на 27,4% и 14,6% до 5,2 и 5,66 млн тонн соответственно. В январе-ноябре прошлого года компании занимали 9 и 10 позиции.

За отчетный период наибольший рост перевалки сухих грузов показали порты: Онега - на 56,2% до 72,9 тыс. тонн, Нарьян-Мар – на 53,6% до 133,6 тыс. тонн, Темрюк – на 43,9% до 1,67 млн тонн. А также стивидорные компании: ООО ПКФ «Волга-порт» (порт Астрахань) – в 2,8 раза до 97,2 тыс. тонн, ОАО «Морской торговый порт Усть-Луга» (порт Усть- Луга) – в 2,7 раза до 1,96 млн тонн, ООО «Темрюкмортранс» (порт Темрюк – на 91,5% до 574,1 тыс. тонн.

Наибольшее снижение перевалки в январе-ноябре 2015 года отмечено в портах: Сочи – на 96,6% до 3,8 тыс. тонн, Тикси – на 89,7% до 20,6 тыс. тонн, Зарубино – на 54,9% до 43,9 тыс. тонн. А также в стивидорных компаниях, таких как: ЗАО «Дальзавод-Терминал» (порт Владивосток) – на 93,7% до 19,9 тыс. тонн, ОАО «Трест механизации строительных работ» (порт Санкт-Петербург) – на 92,7% до 17,4 тыс. тонн, ООО СК «Стрелецкое» (порт Астрахань) – на 73,2% до 20,3 тыс. тонн.

В январе-ноябре 2015 года первой десяткой портов перевалено 207,75 млн тонн сухих грузов, что составляет 75,3% совокупной перевалки сухих грузов портами РФ и на 1% меньше показателя аналогичного периода прошлого года. Первой десяткой стивидорных компаний перевалено 123,79 млн тонн (+0,3%), что составляет 44,9% общей перевалки сухих грузов.

 

КРДВ получила более 150 обращений от потенциальных резидентов Свободного порта Владивосток

На сайт «Корпорации развития Дальнего Востока» (КРДВ) поступило уже более 150 обращений от желающих стать резидентами Свободного порта Владивосток.

«На сайт КРДВ поступило 158 обращений о заинтересованности в приобретении статуса резидента Свободного порта Владивосток. Со всеми проведены переговоры и направлены разъяснения по подаче заявки», - сказали в пресс-службе.

Официально оформлена уже 21 заявка на сумму в 70,4 млрд рублей. Свои инвестиционные проекты также предлагают такие крупные предприятия, как АО «Восточный порт» с программой на 27 млрд рублей.

Как сообщалось ранее, до конца года КРДВ рассчитывала получить от потенциальных резидентов Свободного порта Владивосток до 100 обращений.

Режим Свободного порта Владивосток был введен 12 октября на территории 15 муниципалитетов Приморья: во Владивостоке, Артеме, Большом Камне, Находке, Партизанске, Уссурийске, Спасске-Дальнем, Надеждинском, Шкотовском, Октябрьском, Партизанском, Пограничном, Хасанском, Ханкайском и Ольгинском районах, включая их морские акватории. Общая площадь территории, которую охватывает экономическая зона, составляет 28,4 тыс. кв километров. На ней проживают 1,4 млн человек (75% населения региона). Сейчас здесь зарегистрирован только один резидент - Тихоокеанская инвестиционная компания с проектом гостиницы на 182 номера в поселке Славянка стоимостью 5 млрд рублей.

Свободный порт – это зона, где работает механизм беспошлинного ввоза и вывоза товаров. Минвостокразвития уже подготовило поправки в закон о создании свободного порта Владивосток. В них его зона распространяется на другие порты Дальнего Востока, в частности, на территорию Сахалина, Камчатки, Чукотки и Хабаровского края.

 

Кабмин Украины сокращает на полгода ставки портовых сборов для транзитных судов на 50%

Кабинет министров Украины принял решение о сокращении ставок всех видов портовых сборов, кроме административного, для судов, перевозящих транзитные грузы на 50% в течение полугода, сообщает пресс- служба украинского Кабмина.

«Согласовать снижение Министерством инфраструктуры на 50% ставки портовых сборов для судов, перевозящих транзитные грузы, кроме административного сбора», – отмечается в соответствующем распоряжении № 1318-р от 2 декабря текущего года.

Снижение стоимости ставок портовых сборов вводится сроком на шесть месяцев и направлено на привлечение дополнительных транзитных грузопотоков, что будет также способствовать развитию железнодорожных и автомобильных перевозок. После завершения пробного периода пониженных ставок будет принято решение о целесообразности их применения на постоянной основе.

 

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

Центр фирменного транспортного обслуживания РЖД возглавил вице-президент компании Салман Бабаев

Центр фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) – филиал ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) возглавил вице-президент компании Салман Бабаев, следует из информации о правлении компании, размещенной на сайте РЖД.

Должность Бабаева теперь обозначена как «вице- президент – генеральный директор Центра фирменного транспортного обслуживания». В качестве вице-президента он курирует вопросы коммерческой деятельности.

Возглавлявшая до этого ЦФТО Елена Кунаева покидает компанию в связи с выходом на пенсию.

Бабаев работает в железнодорожной отрасли с 1978 года, он уже возглавлял ЦФТО в 2003-2005 гг. В 2005 году был назначен вице-президентом РЖД. В 2007-2011 гг. возглавлял Первую грузовую компанию (тогда принадлежавшую РЖД). Начиная с марта 2011 года - вице-президент РЖД по коммерческой деятельности.

ЦФТО образован Министерством путей сообщения РФ в 1996 году для формирования маркетинговой политики и реализации услуг железнодорожного транспорта в сфере грузовых перевозок. В процессе реформирования федерального железнодорожного транспорта ЦФТО вошел в состав РЖД в качестве маркетинго-сбытовой структуры. ЦФТО работает как «одно окно», обеспечивая полный цикл взаимодействия с клиентами при формировании и исполнении заказов на перевозку грузов, а также осуществляет договорную работу с экспедиторскими организациями, собственниками железнодорожного подвижного состава и другими участниками транспортного рынка.

 

ФАС ждет от РЖД принятия в начале 2016 г. «дорожной карты» по снижению издержек

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России предложила РЖД утвердить в начале 2016 года план по снижению издержек и повышению эффективности работы монополии. Об этом сообщил глава службы Игорь Артемьев.

«В начале следующего года мы бы хотели, чтобы они приняли что-то по типу дорожной карты, утвердили на совете директоров. И мы сравним это с нашим идеалом, который мы видим. Это фактически очень хороший план санации, уменьшения издержек, повышения эффективности», - сказал он.

Артемьев добавил, что служба предложила РЖД реальный план действий. В настоящее время руководство монополии его анализирует.

Компания должна принять решение в начале 2016 года, подчеркнул Артемьев. «Мы пока их не подгоняем. Если уже лето наступит и уже березы распустятся, тогда мы просто поменяем свое отношение», - добавил он.

 

В Бюллетене использована авторская информация издательства «Морские вести России», а также сайтов Президента РФ, Председателя Правительства РФ, ГД РФ, Минтранса, Российской газеты, Росморречфлота, ТАСС, РИА Новости, ИА Regnum, Ведомостей, Известий, агентства Прайм, АТН и других.

 

Все новости, включая самые последние, на сайте издательства «Морские вести России» www.morvesti.ru

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ