Бюллетень новостей №42 (152) с 7 по 13 ноября 2015 - Морские вести России

Бюллетень новостей №42 (152) с 7 по 13 ноября 2015

Бюллетень новостей

ВЛАСТЬ

Путин поручил кабмину рассмотреть возможность субсидирования ж/д тарифа на перевозку рыбы

Президент России Владимир Путин поручил правительству до 1 декабря 2015 года представить предложения по субсидированию железнодорожного тарифа на перевозку рыбной продукции в целях исключения сезонного роста цен.

Как сообщается на сайте Кремля, соответствующее поручение глава государства дал по итогам заседания президиума Государственного совета, состоявшегося 19 октября 2015 года.

«Представить предложения... по выравниванию железнодорожного тарифа на перевозку грузов в универсальных и рефрижераторных контейнерах, включая возможность субсидирования железнодорожного тарифа в целях исключения сезонного роста цен на перевозку рыбной продукции», – говорится в поручении.

Кроме того, президент до декабря ожидает от правительства предложений по перевозке с Дальнего Востока в центральную часть РФ рыбной продукции рефрижераторными контейнерами морским, железнодорожным и автомобильным транспортом; по устранению ограничений доступа к железнодорожной инфраструктуре компаний, осуществляющих перевозку рыбной продукции в рефрижераторных контейнерах; по производству рефрижераторных контейнеров, включая дизель- генераторные установки, на территории России.

В срок до 15 января 2016 года правительству поручено обеспечить доступность для органов государственного надзора сведений, содержащихся в государственном рыбохозяйственном реестре. Помимо этого, кабинет министров обязан ввести распределение изъятых квот добычи водных биологических ресурсов исключительно на аукционах.

Согласно поручению президента, до 15 февраля 2015 года должен быть разработан и утвержден план мероприятий по модернизации и развитию портовой и рыбохозяйственной инфраструктуры, предусматривающий в том числе: повышение эффективности использования государственного имущества в рыбных терминалах морских портов; использование механизмов государственно-частного партнерства для привлечения частных инвестиций, в том числе путем заключения концессионных соглашений.

Кроме того, к 1 марта 2016 года правительство должно разработать и утвердить сводный план размещения заказов на строительство судов рыбопромыслового флота на российских верфях. К 15 марта 2016 года кабмину совместно с Агентством стратегических инициатив поручено провести анализ административных барьеров и представить предложения по оптимизации контрольно-надзорной деятельности за счет применения новейших аппаратно-технических комплексов контроля, включая использование системы ГЛОНАСС и внедрение электронного промыслового журнала.

 

Соколов: РФ может поучаствовать в создании транспортной инфраструктуры в Кувейте

Россия может принять участие в проектах по созданию транспортной инфраструктуры в Кувейте. В свою очередь, кувейтские инвесторы имеют возможность вложиться в реализацию транспортных проектов в РФ. Об этом заявил глава Минтранса России Максим Соколов.

«Мы рассчитываем, что наши возможности, в первую очередь, возможности «Российских железных дорог», могут быть задействованы в развитии и реализации проектов инфраструктуры железнодорожного сообщения на территории Кувейта», – сказал министр.

При этом, по его словам, Москва рассчитывает, что и «кувейтские инвесторы, используя те инструменты, которые есть у России, например, Российский фонд прямых инвестиций, смогут участвовать в реализации наших транспортных проектов, проектов по развитию транспортной инфраструктуры». «Сегодня мы уже подготовили большой блок таких проектов: это и развитие дорожного хозяйства, и развитие портовой инфраструктуры, строительство новых аэропортов, а также железнодорожной инфраструктуры», – сказал Соколов.

Российское министерство транспорта готово также обсуждать вопрос организации прямого авиасообщения с Кувейтом. «Если мы будем уверены в экономической эффективности открытия прямого авиасообщения с Кувейтом, наши перевозчики и кувейтские перевозчики будут заинтересованы в этом, – то почему нет», – отметил министр.

Соколов сообщил, что сегодня по итогам российско-кувейтских переговоров в Сочи Минтранс планирует подписать меморандум о взаимопонимании в отношении сотрудничества в сфере транспорта с Министерством коммуникаций Кувейта.

Он заметил, что общий пакет проектов по сотрудничеству в этой сфере между двумя странами оценивается примерно в 1 трлн рублей. Министр выразил надежду, что эти проекты найдут интерес у кувейтских инвесторов.

 

РФПИ привлечет кувейтские деньги в инфраструктурные проекты

В Сочи РФПИ и Суверенный инвестиционный фонд Кувейта (Kuwait Investment Authority, KIA) подписали соглашение о дополнительных 500 млн долларов инвестиций в проекты на территории России, об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на гендиректора РФПИ Кирилла Дмитриева.

Таким образом, сумма инвестиций KIA в проекты РФПИ удвоилась: в 2012 году кувейтский фонд решил вложить 500 млн долларов. Кратно вырастет и доля KIA в проектах, объясняет Дмитриев, до сих пор она составляла 5% от суммы сделки.

Сколько уже инвестировано из первых 500 млн долларов, Дмитриев не раскрывает. Кувейтский фонд уже участвует почти в 20 проектах РФПИ в медицине, нефтехимии, энергетике и других секторах.

Приоритетные для KIA проекты – дороги, морские порты и аэропорты, нефтегазовая портовая инфраструктура, замечает Дмитриев. Среди вероятных объектов – III и IV секции ЦКАД, куда РФПИ планирует инвестировать вместе с ЗАО «Лидер». В рамках совместного предприятия РФПИ и ГК «Автодор» планируется построить отрезок автодороги М4 от Ростова-на-Дону до Новороссийска. В эти проекты ранее РФПИ обещал привлечь арабские деньги.

По мнению аналитиков, существует достаточно много инфраструктурных проектов, которые могут быть потенциально интересны РФПИ: ЦКАД, последний неразыгранный отрезок М11 от Клина до Солнечногорска, обход Владивостока, мосты, например через Лену, Мурманский транспортный узел и Усть-Луга, концессии «Шелкового пути». РФПИ также интересовался портами Тамань и Зарубино, аэропортами во Владивостоке, Красноярске, возможно в Иркутске, говорит человек, близкий к фонду

 

Госдума РФ ратифицировала соглашение о сохранении рыбы на Каспии

Госдума на заседании во вторник ратифицировала соглашение с прикаспийскими странами, реализация которого направлена на сохранение водных биоресурсов Каспия, и прежде всего осетровых видов рыб.

Соглашение было подписано в сентябре 2014 года в Астрахани представителями Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркмении.

Соглашение предусматривает учреждение межправительственной комиссии по сохранению, рациональному использованию водных биологических ресурсов и управлению их совместными запасами, которая будет принимать решения, обязательные для всех государств – участников соглашения.

Комиссия, в частности, будет ежегодно определять общий допустимый улов совместных водных биологических ресурсов и распределять их на национальные квоты, утверждать правила рыболовства и координировать деятельность по сохранению, воспроизводству и рациональному использованию водных биоресурсов Каспийского моря, основным из которых являются осетровые.

В настоящее время взаимоотношения прикаспийских государств в этой сфере координирует Комиссия по водным биоресурсам Каспийского моря. На ее 35-м заседании было принято решение продлить запрет на промышленный лов осетровых в Каспийском море по 2016 год включительно.

Россия запретила промышленный вылов белуги в Волго-Каспийском бассейне с 2000 года, осетра и севрюги – с 2005 года. Разрешен только небольшой вылов в научных целях.

К настоящему времени мораторий на промышленный лов осетровых введен в Казахстане, Азербайджане, Иране и Туркмении.

 

Кабмин снизил плату в счет возмещения вреда дорогам автомашинами массой выше 12 тонн

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление об изменении правил взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.

Текст документа размещен на сайте кабмина. Документ существенно снижает размер платы на один километр пути, пройденного по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, от предусмотренного постановлением правительства от 14 июня 2013 года №504 (3,73 рублей за один километр).

До 29 февраля 2016 года включительно размер платы составит 1,53 рубля на один километр пути. На этот период к размеру платы, предусмотренному постановлением №504, применяется коэффициент 0,41.

С 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года включительно будет применяться коэффициент 0,82, что обеспечит снижение размера платы в этот период от предусмотренного постановлением №504 до 3,06 рубля на один километр.

«Принятое решение позволит создать условия для сбалансированного развития транспортной отрасли в целом», – отмечается в сопроводительной справке.

 

НОВОСТИ КОМПАНИЙ

РЖД вошла в рейтинг 50 крупнейших транспортных и логистических компаний в мире

ОАО «Российские железные дороги» стала одной из трех компаний, впервые вошедших в рейтинг Топ-50 глобальных транспортных и логистических компаний по выручке за 2014 год, подготовленный SJ Consulting Group для Journal of Commerce. В частности, РЖД занимает 6 строчку рейтинга.

Также впервые включены в рейтинг Китайская железнодорожная компания China Railway (№4) и Индийские железные дороги (№ 13).

В свою очередь, в рейтинг ТОР-50 не вошли в этом году Evergreen Group и Agility Group.

Лидером рейтинга стала американская UPS: выручка в 58,2 млрд долларов США по итогам 2014 года (+5% к уровню 2013 года) сместила с лидирующей позиции немецкую Deutsche Post DHL.

В общей сложности выручка 50 крупнейших транспортных и логистических компаний в 2014 году выросла на 2% и составила 759,2 млрд долларов США.

Годом ранее выручка 50 компаний рейтинга показала снижение на 0,1%. В то же время, ранее – в 2012 и 2011 годах – темпы роста были выше нынешних - 2,6% и 8,4%, соответственно.

Из 50 компаний рейтинга 36 – показали положительную динамику выручки, в 2013 году – лишь 29 компаний.

В региональном разрезе, в рейтинге доминируют европейские и азиатские компании. Европа представлена в рейтинге 19 компаниями, из них 6 компаний из Германии и 5 – из Франции. Совокупная выручка 19 европейских компаний, представленных в рейтинге, составила 314,4 млрд долларов, что на 0,7% больше, чем в предыдущем году.

Азиатско-Тихоокеанский регион представляют 16 компаний с совокупной выручкой 190,5 млрд долларов США (+0,6%).

Северная Америка представлена в рейтинге 13 компаниями, в том числе 11 базируются в США. Шесть из них являются железнодорожными операторами, три - автоперевозчиками, две – почтовыми операторами и еще две – логистическими 3PL операторами.

В целом, по данным исследования, американские компании, вошедшие в рейтинг, значительно больше тяготеют к наземным видам транспорта, нежели их европейские и азиатские коллеги. Совокупная выручка североамериканских компаний в рейтинге ТОП-50 составила 228,5 млрд долларов США, что на 5,9% больше, чем в 2013.

На долю европейских компаний приходится 41% общей выручки 50 крупнейших транспортно-логистических компаний в мире, американских – 30%, азиатских – 25%. Еще 4% выручки обеспечили Индийские железные дороги и австралийский Toll Holdings, который в мае был приобретен Japan Post.

Крупные слияния, подобные сделке между Japan Post и Toll Holdings, внесли значительные коррективы в рейтинг ТОП-50. Так, XPO Logistics в этом году приобрела французскую Norbert Dentressangle (на 42 месте рейтинга) и американскую Con-way (на 47 месте). FedEx находится в процессе слияния с голландской TNT Express. Европейская Kuehne + Nagel недавно приобрела американского интермодального оператора Retrans. В 2014 году Norbert Dentressangle приобрела американского 3PL оператора Jacobson.

Эти слияния отражают общую тенденцию к укрупнению и консолидации в отрасли, по мере того как операторы «глобализуются» с целью обеспечения большей стабильности.

Другой ярко выраженной тенденцией является усиление интермодальности. Так, DHL, хоть и классифицирована как логистическая компания, также имеет в своей структуре операторов по доставке почтовых отправлений и автомобильных перевозок. Почтовые операторы UPS и FedEx одновременно являются логистическими компаниями и автоперевозчиками.

Наибольшая доля выручки в рейтинге ТОП-50 приходится на сегмент логистических операторов 3PL во главе с DHL – 222,7 млрд долларов США (30% от общей выручки). Для сравнения, по итогам 2013 года совокупная выручка 3PLоператоров в составе рейтинга составляла 216,4 млрд долларов. 3PL также является наиболее многочисленной категорией из представленных в рейтинге: в ней представлено 17 компаний - на две меньше, чем в предыдущем году.

Категория морских перевозчиков представлена 14 компаниями, во главе с Maersk Group, с совокупной выручкой 377 млрд долларов (25% совокупной выручки компаний ТОП-50).

В список ТОП-50 вошли семь операторов экспресс- доставки, в том числе UPS и FedEx. Совокупная выручка этих семи компаний увеличилась на 4% и составила 146,3 млрд долларов (19,3% от общей выручки ТОП-50).

Сегмент железнодорожных операторов представлен шестью операторами: Североамериканские железные дороги, железнодорожная компания Китая China Railway, РЖД и Индийские железные дороги. Совокупная выручка компаний этой группы осталась примерно на уровне предыдущего года – 183,8 млрд долларов. При этом, однако, железные дороги Северной Америки увеличили выручку на 6,7%, выручка China Rail сократилась на 3,4% до 40,4 млрд долларов, РЖД – на 12,8% до 37,4 млрд долларов. Индийские железные дороги увеличили выручку на 8% до 18 млрд долларов.

 

«Кронштадт» стал эксклюзивным дистрибьютором российских навигационных карт во всем мире

Группа «Кронштадт» заключила очередной третий контракт с Главным управлением навигации и океанографии (УНиО) Минобороны РФ и в течение следующих пяти лет будет распространять данные официальных электронных навигационных карт для пользователей во всем мире.

Компания в течение 10 лет является официальным дистрибьютором официальных электронных карт акватории в юрисдикции Российской Федерации и осуществляет взаимодействие с двумя международными центрами IC-ENC (Англия) и PRIMAR (Норвегия).

Группа «Кронштадт» представляет УНиО во всех международных заседаниях рабочих групп и международных встречах экспертов. Кроме того, специалистами IC-ENC и Primar совместно со специалистами Группы «Кронштадт» производится камеральная проверка электронных навигационных карт (ЭНК) на актуальность и соответствие пространственных данных действующим международным стандартам, на основании которой в Центральном картографическом производстве УНиО МО РФ производится корректива созданных ЭНК и корректурных наборов.

В спектр работ компании по дистрибуции входит учет поступающих от Центрального картографического производства карт с применением специально разработанного для этих задач программного обеспечения, еженедельное обновление имеющейся у компании картографической базы, визуальная проверка, консультационные услуги и ведение переговоров по возникающим разногласиям между УНИО и международными центрами.

Генеральный директор Группы «Кронштадт» Армен Исаакян так прокомментировал многолетнюю успешную работу с УНиО Минобороны РФ: «Важно понимать, что электронные карты – прежде всего, инструмент безопасности судовождения. Специалисты компании традиционно демонстрируют высокий уровень профессионализма и компетенций при работе с огромным массивом данных электронных навигационных карт: осуществляют учет, технический перевод необходимых технических и нормативных материалов на английский язык, хранение материалов на защищенных от несанкционированного доступа серверах. Благодаря соответствию Группы «Кронштадт» квалификационным требованиям УНиО, компания продолжит деятельность в качестве эксклюзивного дистрибутора карт в 2015-2020 годах».

В числе квалификационных требований, которым соответствует Группа «Кронштадт» можно особо выделить наличие необходимых программно-технических средств для защиты информации и организации санкционированного доступа к ней, копирования и учета количества полученных копий карт. Основным преимуществом компании стало наличие действующей лицензии на осуществление геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегражданственное, межотраслевое значение, а также высококвалифицированный персонал в области цифровой морской картографии и информационных технологий.

 

Maersk и CMA CGM ведут переговоры о покупке NOL

Neptune Orient Lines Ltd. ведет переговоры о возможной продаже с AP Moller-Maersk A/S и CMA CGM. Об этом сообщает Wall Street Journal со ссылкой на заявление компании для Сингапурской фондовой биржи.

По данным издания, сделка могла бы помочь крупнейшим контейнерным перевозчикам в мире (Maersk - номер 1, CMA CGM - номер 3) справиться с последствиям жестокого кризиса в отрасли. В условиях падения спроса и переизбытка мощностей на рынке, операторы образовывают стратегические альянсы и ищут способов резкого сокращения затрат. На прошлой неделе Maersk объявил программу мероприятий, предусматривающую сокращение 4000 рабочих мест, сервисов и инвестиций в новые суда.

По мнению источника WSJ, близкого к процессу переговоров, успех процесса будет зависеть от цены и оценки перспектив того, насколько гармонично сервисы NOL смогут дополнять существующие сети Maersk или CMA CGM с учетом их относительно слабого присутствия на транс-тихоокеанских маршрутах из Азии в Америку.

NOL, оперирующий под брендом APL, был основан в 1968 году как национальный судоходный оператор Сингапура. 65% NOL принадлежит Temasek Holdings, суверенному фонду благосостояния Сингапура, еще 35% торгуется на Сингапурской фондовой бирже.

Весной этого года группа продала свое прибыльное логистическое подразделение APL Logistics Ltd. японской Kintetsu World Express Inc. за 1,2 млрд долларов США. Убытки NOL в третьем квартале текущего года составили 96 млн долларов.

По оценкам аналитиков, которые приводит WSJ, в условиях замедления спроса переизбыток мощностей на рынке контейнерных перевозок достигает 30%. Ставки на грузоперевозки на ключевых трейдах упали до уровня, едва покрывающих затраты перевозчиков на топливо.

Альянсы перевозчиков являются формой консолидации, широко практикуемой в отрасли. Слияния в судоходной отрасли довольно редки. Однако, по предварительным сообщениям, правительство Китая инициировало слияние двух крупнейших национальных судоходных компаний Cosco Group и China Shipping Group Co.

 

СУДОХОДСТВО

В Мексиканском заливе танкеры выстроились в очереди в ожидании разгрузки

Reuters сообщает о скоплении нефтяных танкеров на рейде вдоль побережья Техаса с США в этом месяце.

Некоторые трейдеры говорят, что скопление танкеров на рейде является еще одним признаком перенасыщенности глобального рынка нефти.

По данным организации лоцманов порта Хьюстон, по состоянию на конец прошлой недели, на рейде порта ожидали более 50 судов, из них 41 танкер. Обычно количество судов на рейде составляет 30-40, из них две трети – танкеры.

По состоянию на 6 ноября, объем нефти, ожидавшей разгрузки на рейде вдоль побережья Мексиканского залива, превышал 20 млн баррелей, вдвое больше обычного, цитирует Reuters Мэтта Смита, директора анализа сырьевых рынков аналитической компании ClipperData.

Смит отмечает, что очереди из танкеров скапливаются у берегов Китая, Сингапура, Персидского залива, и вот теперь – Мексиканского залива, что свидетельствует о том, что ситуация с перенасыщенностью глобального рынка нефти усугубляется.

 

Емкость простаивающего контейнерного флота превысила 1 млн TEU

Емкость простаивающего контейнерного флота в сегменте судов вместимостью свыше 500 TEU превысила 1 млн TEU впервые с 2010 года и продолжит расти до весны. Об этом сообщает Journal of Commerce со ссылкой на отраслевое аналитическое агентство Alphaliner.

По данным Alphaliner, за последние две недели число простаивающих контейнеровозов увеличилось на 35 до 278 судов, вместимость – на 109 тыс. TEU до 1,04 млн TEU, или 5,3% от совокупной вместимости глобального контейнерного флота.

Единственным исключением стал незначительный рост занятости в сегменте судов вместимостью от 1000-2000 TEU. Самый резкий рост «безработицы» зафиксирован в сегменте контейнеровозов вместимостью от 3 до 5 тыс TEU: с июня число простаивающих судов выросло с 10 до 58.

По прогнозам аналитиков Aplhaliner, число безработных судов в ближайшие месяцы продолжит расти в условиях сезонного снижения спроса на перевозки. Некоторый рост занятости возможен весной, когда перевозчики возобновят работу некоторых из отмененных на зиму сервисов.

 

FESCO снижает тарифы на перевозки между портами Владивосток и Петропавловск-Камчатский

Транспортная группа FESCO объявляет о снижении тарифов на морские перевозки контейнеров в межпортовом сообщении на каботажной линии ФЕСКО Петропавловск-Камчатский Лайн (ФПКЛ), а также об увеличении числа работающих на линии судов.

Изменение тарифов позволит повысить доступность сервиса по перевозке грузов на маршруте Владивосток – Петропавловск-Камчатский, в том числе, в преддверие новогоднего роста объема перевозок. Более подробную информацию об изменениях клиенты могут получить, обратившись к своему персональному менеджеру или к сотрудникам Департамента продаж ООО «ФИТ», филиал в г. Владивосток.

Кроме того, для обеспечения ритмичности перевозок и снижения времени нахождения грузов в порту в пиковый предновогодний сезон для работы на линии ФПКЛ добавлено третье судно – теплоход «Капитан Кремс». На линии уже работают контейнеровозы «ФЕСКО Наварин» и «ФЕСКО Новик».

Круглогодичным сервисом ФПКЛ осуществляются перевозки в сухих, рефрижераторных контейнерах, следующих как в межпортовом сообщении, так и в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, а также генеральных грузов. В рамках сервиса предусмотрена возможность доставки до склада получателя (перевозка от «двери до двери»).

 

МОРСКИЕ ПОРТЫ

Грузооборот морских портов России за январь-октябрь вырос на 3,2% до 553,8 млн тонн

Грузооборот морских портов России за январь-октябрь 2015 года увеличился на 3,2% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее и составил 553,8 млн тонн. Об этом сообщила Ассоциация морских торговых портов (АСОП).

Объем перевалки сухогрузов составил 250,3 млн т (+1,5%), в том числе: угля – 101,3 млн т (+4,2%), зерна – 24,9 млн т (+2,4%), черных металлов – 22,1 млн т (+14,3%), грузов на паромах – 13,6 млн т (рост в 1,6 раза), минеральных удобрений – 13,2 млн т (+6,8%), руды – 5,6 млн т (+4,6%) лесных грузов – 4,4 млн т (+10,6%) и цветных металлов – 3 млн т (+14,2%).

Объем перевалки грузов в контейнерах сократился до 33,3 млн т (-15,2%), металлолома – 3,6 млн т (-8,1%) и рефгрузов – 2,6 млн т (-15,2%).

Объем перевалки наливных грузов составил 303,5 млн т (+4,7%), в том числе: сырой нефти – 167,7 млн т (+5,9%), нефтепродуктов – 122,5 млн т (+3,5%) и сжиженного газа – 10,5 млн т (+4,1%).

Экспортных грузов перевалено 443,8 млн т (+ 5,7%), импортных грузов – 27,7 млн т (-24,3%), транзитных – 39,6 млн т (-0,5%), каботажных – 42,7 млн т (+6,2%).

В сообщении АСОП указывается, что операторы морских терминалов Арктического бассейна перегрузили 29,5 млн т грузов, что на 1,5% меньше грузооборота 10 месяцев 2014 г. Объем перевалки сухогрузов уменьшился до 20,5 млн т (-5,6%(, а наливных грузов увеличился до 9 млн т (+9,1%).

В портах Балтийского бассейна объем перевалки грузов увеличился до 191,9 млн т (+1,9%), из них объем сухогрузов составил 73 млн т (-2,4%), наливных - 118,6 млн т (+4,8%).

Грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна составил 185,2 млн т (+5,1%), в том числе перевалка сухогрузов увеличилась до 73 млн т (+10,3%), наливных – до 112,2 млн т (+2%).

В морских портах Каспийского бассейна было перегружено 5,6 млн т грузов (-14,9%), из них сухогрузов –2,6 млн т (-9,9%), наливных - 3 млн т (-18,6%).

В морских портах Дальневосточного бассейна грузооборот увеличился до 141,6 млн т (+4,4%), их них сухогрузов – 81,2 млн т (+0,1%), наливных грузов – 60,4 млн т (+10,8%).

 

Эксперт: Нормы технологического проектирования морских портов содержат внутренние противоречия

Документ «Свод правил норм технологического проектирования морских портов» содержит внутренние противоречия, об этом заявил Владимир Погодин, технический директор, ООО «Морстройтехнология», выступая выступая на конференции «Техника и технологии для портов: эффективные инвестиции», которая прошла 23 сентября в Санкт-Петербурге и была организована редакцией «Морских вестей России».

«Нас как практиков очень интересует вопрос: документ, который называется «Свод правил норм технологического проектирования морских портов» и который сейчас представлен в последней версии, будет обязательным или рекомендательным? В нем есть ряд непонятных моментов. С одной стороны авторы свода правил провозглашают своей целью дать возможность использовать при проектировании современные технологические и инновационные решения, соответствующие мировым стандартам. Нам эта цель нравится. И мы ее понимаем, как разрешение проектировать иные, чем в своде правил технологические решения», – сказал Владимир Погодин.

«Другая цель, которая звучит в документе – необходимо обеспечить соблюдение технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, – продолжил представитель «Морстройтехнологий». И эта вторая цель нас настораживает, поскольку она конфликтует с первой. Второй пункт подразумевает, что свод правил должен содержать разделы обязательные для выполнения. Однако, рассмотрев документ, мы нигде не увидели требования об обязательности».

«Это противоречие можно устранить при составлении задания на проектирование для чего заказчик укажет, какие документы являются обязательными. Но когда мы придем на госэкспертизу, а опыт показывает, что проблемы обязательности/необязательности возникают именно там, появятся вопросы. Потому что наша суровая экспертиза не признает неопределенности», – подчеркнул эксперт.

 

Эксперт: Нормы проектирования морских портов содержат значительные пробелы

Документ «Свод правил норм технологического проектирования морских портов» содержит значительные пробелы, об этом заявил Владимир Погодин, технический директор, ООО «Морстройтехнология», выступая на конференции «Техника и технологии для портов: эффективные инвестиции», которая прошла 23 сентября в Санкт-Петербурге и была организована редакцией «Морских вестей России».

«Перечислю, чего в «Своде правил…» нет, а хотелось, чтобы бы было», – начал эксперт.

«Проектирование технологической компоновки порта неизбежно связано и должно производиться вместе с проектированием акватории порта. То есть операционной акватории, разворотных кругов, каналов и т.д. Но из данной редакции норм этот раздел удален», – привел первый пример Владимир Погодин.

«Из норм удалены некоторые полезные вещи. Например, мощность и пропускная способность терминала складывается из пропускной способности его технологических элементов – морской грузовой фронт, склад, тыловые грузовые фронты. И суммарная пропускная способность определяется самым медленным элементом. Если в нормах есть слова о морском и тыловом грузовых фронтах, то для склада приведена очень древняя формула, которая много раз критиковалась в разных исследованиях. Эта формула не учитывает сроков хранения, что в принципе неверно», – сказал представитель «Морстройтехнологий».

«Что еще хотелось бы увидеть в нормах, – продолжил эксперт. – У нас часто не хватает информации о требованиях к балансировке/дебалансировке навалочных и нефтеналивных судов. Но это очень важный параметр, который сильно влияет на выбор погрузочного оборудования. Потому что нет смысла ставить мощную установку, если через каждый час нужно сливать балласт, чтобы судно не перевернулось.

Очень важна информация для снабжения водой и электричеством флота, стоящего у причала. Эти данные приходится добывать из различных источников, - от работников, капитана и т.д. Но было бы очень полезно иметь статистические удельные показатели для оценки энергопотребления этих объектов хотя бы для предпроектной стадии.

Почему-то исчезло такое важное понятие как категория надежности электроснабжения морского порта.

Полностью отсутствует информация о новых объектах, которые появились в частности в Европе, – всепогодные терминалы с крытыми причалами. В Европе таких терминалов уже около семи, но отечественные нормы молчат об этом.

Ничего не сказано о крытых складах для угля, об особенностях проектирования этих складов. А подобный склад уже построен в Вентспилсе. Арочные склады для угля присутствуют в большом количестве в Китае, Италии. Такие вещи должны присутствовать в нормах хотя бы на информационном уровне».

«Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы. Нормы объективно не могут учитывать все новые технологии, да и не нужно от них этого требовать. Мы должны регламентировать в качестве обязательных только правила проектирования влияющие на безопасность объектов и процессов, но не ограничивать проектировщика и заказчика в использовании новых технологий для повышения своей конкурентоспособности», – заключил эксперт.

 

Губернатор ЯНАО: Потенциал порта Сабетта по грузообороту оценивается в 50 млн тонн в год

Потенциал морского порта Сабетта оценивается в 50 млн тонн годового грузооборота, сообщил в интервью ТАСС губернатор Ямало- Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин.

«Перевалка сжиженного газа через Сабетту в 2016 году ожидается в объеме 5 млн тонн, а к 2018 году - 16 млн тонн. Потенциал порта оценивается в 50 млн тонн годового грузооборота», – сказал он.

По его словам, порт Сабетта откроет всей стране, всем компаниям ворота Севморпути в Мировой океан. «При этом экспорт и импорт будут проходить по кратчайшему, экономически эффективному и безопасному пути. Это новые возможности для достижения стратегических государственных задач в Арктике. Сравните: время транспортировки в Китай по Севморпути меньше на 20%, в Южную Корею – 32%, в Японию – на 54%, в сравнении с традиционными маршрутами», – отметил глава региона.

Ранее в минтрансе РФ заявляли, что грузопоток по Северному морскому пути к 2020 году может вырасти в десятки раз до 65 млн тонн в год. Грузопоток Северного морского пути, согласно данным Минтранса, в 2014 году составил 3,982 млн тонн (из них каботаж – 3,7 млн тонн, транзит – 274 тыс. тонн), увеличившись по сравнению с 2013 годом на 32%.

Крупнейшим проектом, развивающимся на Севморпути, является «Ямал СПГ» по созданию в России центра по производству сжиженного природного газа (СПГ) мощностью 16,5 млн тонн в год на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения на полуострове Ямал. Доказанные и вероятные запасы газа месторождения составляют 907 млрд куб. м. Реализация проекта предполагает создание транспортной инфраструктуры, включающей морской порт и аэропорт в районе поселка Сабетта (северо-восток полуострова Ямал).

Многофункциональный порт Сабетта строится на принципах государственно-частного партнерства. В федеральной собственности будут находиться оградительные ледозащитные сооружения, операционная акватория, подходные каналы, системы управления движением судов и навигационного обеспечения, здания морских служб. К объектам «Ямал СПГ» относятся технологические причалы по перевалке сжиженного природного газа и газового конденсата, причалы накатных грузов, причалы строительных грузов, причалы портофлота, складские помещения, административно-хозяйственная зона, инженерные сети и коммуникации. Порт строится в два этапа – подготовительный и основной. Подготовительный этап – строительство грузового порта для приемки строительных грузов и технологических модулей завода СПГ. В настоящее время порт работает в круглогодичном режиме, принимает технологические и строительные грузы. Основной этап строительства порта включает технологические причалы для отгрузки СПГ и газового конденсата. Готовность порта к принятию СПГ-танкеров будет обеспечена в 2017 году.

 

Порт для перевалки продуктов Афипского НПЗ будет построен рядом с Кабардинкой

Терминал для перевалки нефтепродуктов появится рядом с курортным районом Кабардинкой на берегу Цемесской бухты. Об этом сообщили в ЗАО «ГТ Морстрой».

Ранее сообщалось, что компания является проектировщиком будущего порта. Информация не подтвердилась.

На прошлой неделе глава группы компаний «Нефтегазиндустрия», которая реализует проект модернизации мощностей Афипского нефтеперерабатывающего завода в Краснодарском крае, Владимир Коган сообщал о планах группы построить в 100 км от НПЗ собственный порт. «Мы намерены построить свой порт - это 100 км от завода, - чтобы сэкономить на тарифе по транспортировке нефтепродуктов, - сказал он. - Я надеюсь, что порт мы построим в течение трех лет».

Согласно схемы территориального планирования РФ в области федерального транспорта (в части трубопроводного транспорта), которая была предоставлена в распоряжение проектным институтом, нефтепродуктопроводы от Афипского НПЗ до морского терминала в Цемесской бухте предусматривается поставка дизельного топлива в объеме до 7 млн тонн и бензина автомобильного в объеме до 3,5 млн тонн в год с Афипского завода до морского терминала в Цемесской бухте Черного моря.

Проект предусматривает строительство двух магистральных трубопроводов диаметрами 500 мм и 400 мм и отвода на площадку Грушовая диаметром 400 мм. Протяженность трубопроводов составит 97 км, рабочее давление – 6 МПа, протяженность отвода – 7,5 км.

На трассе нефтепродуктопроводов от Афипского НПЗ до морского терминала в Цемесской бухте предусмотрено строительство головной насосной перекачивающей станции с резервуарным парком объемом до 110 тыс. куб. метров, резервуарного парка перевалочного комплекса объемом до 170 тыс. куб. метров, технологического тоннеля диаметром 3,3 метра и протяженностью 5,1 км и морского терминала для перевалки нефтепродуктов в объеме до 10,5 млн тонн в год.

Коган также ранее подчеркивал, что «Нефтегазиндустрия» рассматривает вопрос о строительстве второй очереди Афипского НПЗ. «У нас предварительные договоренности со Сбербанком есть. Это будет еще 6 млн тонн (в год) на этой же площадке», – отмечал он, добавив: «В конечном итоге в течение четырех-пяти лет это будет полноценный завод с переработкой 15 млн тонн в год». По его словам, при модернизации мощностей завода примерно половина необходимого оборудование закупается в РФ, остальное – за рубежом.

 

АРКТИКА

Россия заполнит Арктику своими миниреакторами

Россия усиливает свое военное присутствие в Арктике, а для этого она намерена заменить паровые котлы и дизельные генераторы на своих новых и обновленных базах миниатюрными атомными реакторами, пишет Barents Observer.

Сама идея не нова, отмечает Barents Observer, однако норвежские экологи опасаются, что обеспечить безопасность установок с ядерным топливом будет крайне сложно.

Россия объявила, что собирается построить до 30 передвижных атомных миниреакторов для работы в условиях Арктики. Они должны будут обеспечивать электроэнергией отдаленные базы, которые сейчас создаются в рамках программы по наращиванию военного присутствия России в регионе, пишет Barents Observer.

Норвежские экологи опасаются, что эти планы могут увеличить риски аварий и протечек радиоактивных субстанций. При этом, по их словам, российские власти еще должны обсудить этот вопрос со своими норвежскими коллегами. Так с 1995 года Норвегия участвует в финансировании проектов по ядерной безопасности северо-запада России. В том числе речь идет о списании старых атомных подлодок времен холодной войны.

«Для безопасной работы атомных электростанций требуется хороший доступ к необходимой инфраструктуре и всеобъемлющий режим контроля. Важно не только избегать аварий и утечек, но также и несанкционированного доступа посторонних к объекту и к атомному материалу», – приводит издание мнение экологов. А достичь этого в отдаленных районах будет крайне сложно.

Наращивание российской военной мощи в Арктике включает в себя планы по открытию новых баз и расконсервации баз времен холодной войны вдоль всего побережья Сибири и на архипелагах. И атомные миниреакторы должны заменить на них дизельные генераторы и паровые котлы. Эти реакторы по своим размерам настолько малы, что их можно перевозить на грузовике, грузовом самолете, на санях и даже на вертолетах. Первый образец такого реактора можно будет увидеть уже к 2020 году, пишет издание.

При этом автор отмечает, что на сегодняшний день атомоходы обслуживаются в Северодвинске и Мурманске, а где будут проходить обслуживание эти миниреакторы, не сообщается. Однако сама идея использовать передвижные атомные станции не нова: у США в 60-х годах работал такой секретный миниреактор на севере Гренландии, а также в Антарктиде, а у Советского Союза была такая установка на берегу Баренцева моря, однако, как отмечает автор, неизвестно, использовали ли ее. Более того, несколько серий ультрамелких реакторов использовались на спутниках, отмечает Barents Observer.

 

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

Сформировано новое правление РЖД

5 ноября совет директоров утвердил назначение трех и увольнение двух вице-президентов РЖД, сообщают «Ведомости». Согласно заявлению президента РЖД Олега Белозерова, «производственный блок в РЖД в целом сформирован».

Вице-президентом РЖД по стратегии стал бывший гендиректор одного из крупнейших железнодорожных операторов, Globaltrans, Сергей Мальцев. Вчера же Globaltrans сообщил, что Мальцев покинул пост гендиректора.

Помимо назначения Мальцева совет директоров РЖД в прошлый четверг решил вывести из состава правления двух вице-президентов: Алексея Илларионова (курировал информационные технологии) и Александра Целько (курировал инфраструктуру). Вместе с Целько из РЖД ушел начальник центральной дирекции инфраструктуры РЖД Владимир Супрун.

Должности Целько и Супруна решили объединить, и вице- президентом по инфраструктуре и начальником дирекции  инфраструктуры назначен Геннадий Верховых. Ранее в монополии он курировал пассажирские перевозки

Еще одним вице-президентом, курирующим движение, стал Павел Иванов, который ранее работал начальником Центральной дирекции управления движением. Ранее профильным вице-президентом был Анатолий Краснощек, ставший первым вице- президентом, курирующим общее руководство и координацию  производственно-хозяйственной деятельности компании.

В четверг совет директоров монополии должен был рекомендовать собранию акционеров дочерней Федеральной грузовой компании избрать на должность гендиректора Алексея Тайчера, который сейчас исполняет обязанности руководителя. До недавнего времени Тайчер работал гендиректором оператора «СГ транс». Но, словам источников, близких к совету директоров РЖД, решение принято не было – рассмотрение вопроса отложили.

Аналитики полагают, что больше крупных отставок в правлении монополии ждать не стоит.

 

РЖД могут получить до 100 млрд руб. из ФНБ на реконструкцию БАМа и Транссиба в 2016 г.

ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) может получить до 100 млрд руб. из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на реконструкцию БАМа и Транссиба в 2016 г.

Об этом сообщил журналистам замминистра транспорта РФ Алексей Цыденов. «В следующем году у нас по БАМу и Транссибу за счет средств ФНБ программу реализуем в полном объеме. До 100 млрд руб. (может быть выделено из ФНБ – прим.) – там зависит от освоения», – сказал он.

Всего на эти проекты из ФНБ предусмотрено выделение 150 млрд руб., из которых 50 млрд руб. РЖД уже получили в 2015 г.

Ранее президент РЖД Олег Белозеров сообщал, что на модернизацию Восточного полигона (БАМ и Транссиб) в 2016 г. могут быть выделены только средства ФНБ в объеме 50 млрд руб. без привлечения бюджетных средств.

Проект развития железных дорог Восточного полигона предусматривает увеличение в 2020 г. провозной способности БАМа и Транссиба в направлении морских портов и пограничных переходов Дальнего Востока на 66 млн т в год к уровню 2012 г. Общая стоимость реализации проекта составляет 562 млрд руб., из них 302 млрд руб. будут финансироваться за счет средств РЖД, 150 млрд руб. - из средств Фонда национального благосостояния, 110,2 млрд руб. - из средств федерального бюджета.

 

Ритейлеры не готовы переходить на железную дорогу даже после введения платы за проезд большегрузов

Решение о введении с 15 ноября платы за пользование федеральными автотрассами для грузовиков массой более 12 тонн отразилось не только массовыми забастовками водителей, пишет «Коммерсант».

Несмотря на позицию правительства, которое снизило размер платы на половину и отсрочило взимание штрафов, многие перевозчики уже объявили о повышении тарифов на 30%.

В DPD заявили, что взимание платы с большегрузов отразится как на отправителях грузов, так и на конечном покупателе, и в рамках тарифов логистических компаний данный сбор составит 5-12%. В FM Logistic отметили еще одну проблему, а именно сроки запуска проекта, указав, что большинство грузовиков еще не оснащено необходимой техникой, что затруднит их передвижение по новым правила. Там считают, что взимания платы надо отложить как минимум на месяц.

Среди основных пострадавших – крупные торговые сети, логистика которых завязана на автотранспорт. Поскольку за пользование автодорогами необходимо заплатить аванс, ритейлеры ощутят нагрузку, которую так или иначе переложат на потребителя. Ритейлеры надеются на отказ от системы предоплаты, а также на многократное снижение штрафов, хотя бы на период отработки схемы.

Выиграть от проблем автоперевозчиков могут железные дороги. Конкуренция с автомобильным транспортом за грузоотправителя актуальна для железнодорожников со времен перехода на рыночную экономику, признают в РЖД. Основное преимущество автотранспорта реализуется в сегменте доставки мелких порционных грузов, имеющих большую добавленную стоимость. Сегодня на автотранспорт уходят мелкие клиенты железных дорог, которые не готовы ждать пять дней, пока их заявку удовлетворят, при альтернативе заказать фуру на следующий день.

Но, по мнению экспертов, введение платы за проезд автотранспорта по федеральным дорогам может благоприятно сказаться лишь на отдельных сегментах железнодорожных перевозок – прежде всего на перевозках в крытых вагонах и отчасти контейнерных. Также нагрузка на тяжеловесный автотранспорт сыграет на руку перевозчикам сборных грузов: введение платы за пользование трассами приведет к росту рынка железнодорожных багажных перевозок как минимум вдвое, считают они.

Но в крупном сегменте перевозок потребительских товаров ритейлеры не хотят работать с РЖД, отмечают представители железнодорожников, их не устраивает доставка товаров не к каждому магазину или их логистическому центру, а на грузовые дворы.  

Аналитики в качестве одной из причин, почему ритейлеры до сих пор продолжают уходить на автотранспорт, указывают на высокие требования торговых сетей к срокам доставки, где все расписано по часам. Их не устраивают железнодорожные перевозки, где точность доставки исчисляется днями.

Участники рынка сомневаются, что даже новые платежи простимулируют ритейлеров перейти на железную дорогу.

 

Правительство утвердило правила перемещения порожних грузовых вагонов с припортовых станций

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление об утверждении правил перемещения порожних грузовых вагонов на железнодорожном транспорте. Соответствующий документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

В частности, постановление определяет порядок взаимодействия перевозчиков, собственников инфраструктуры (ОАО «Российские железные дороги») с владельцами подвижного состава при перемещении порожних грузовых вагонов с припортовых станций.

К припортовым станциям отнесены станции, технологически связанные с портом, на которых производятся операции по приему и отправке грузов, следующих в международном сообщении через морские порты или порты, осуществляющие перевалку таких грузов с железнодорожного на морской, речной транспорт и обратно.

Перечень припортовых станций формируется Федеральным агентством железнодорожного транспорта (Росжелдор) РФ по согласованию с Федеральным агентством морского и речного транспорта РФ на основании обращения владельца инфраструктуры (далее – ОАО «РЖД»). Список станций подлежит публикации на официальном сайте Росжелдора. При этом указывается, что все изменения в перечень вступают в силу не ранее чем через 10 дней со дня опубликования.

Согласно тексту постановления, ОАО «РЖД» вправе перемещать порожние грузовые вагоны без оформленных перевозочных документов с припортовых станций Дальневосточного бассейна в пределах 1 тыс. км и в пределах 500 км - в остальных регионах РФ.

При приеме порожних вагонов к перемещению перевозчик обязан проверить их техническое состояние и уведомить владельца подвижного состава не позднее чем через 3 часа после подачи вагонов на пути общего пользования, но не менее чем за 12 часов до принятия таких вагонов для перемещения, в течение которых владелец может предъявить вагоны для перевозки грузов. В документе также оговаривается, что перевозчик может отказаться от перемещения, оставив подвижной состав на припортовой станции.

Список станций перемещения формируется «с учетом возможности длительного нахождения порожних вагонов на железнодорожные путях» и «безопасности движения». Соответствующий перечень будет опубликован на сайте «РЖД». Все изменения в этот перечень будут вступать в силу не позднее чем за 5 дней до начала перемещения.

Перемещение порожних вагонов осуществляется за счет владельца вагонов. Плата за перемещение не взимается, если ОАО «РЖД» не уведомило владельца подвижного состава о перемещении, за исключением случая, когда владелец вагона не уведомлен по зависящим от него причинам, либо переместил вагоны ранее срока, установленного правилами.

 

В Бюллетене использована авторская информация издательства «Морские вести России», а также сайтов Президента РФ, Председателя Правительства РФ, ГД РФ, Минтранса, Российской газеты, Росморречфлота, ТАСС, РИА Новости, ИА Regnum, Ведомостей, Известий, агентства Прайм, АТН и других.

 

Все новости, включая самые последние, на сайте издательства «Морские вести России» www.morvesti.ru

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ