Бюллетень новостей №37 (147) с 3 по 9 октября 2015 - Морские вести России

Бюллетень новостей №37 (147) с 3 по 9 октября 2015

Бюллетень новостей

ВЛАСТЬ

Минэкономразвития не обнаружило системности в развитии Арктики

Минэкономразвития пришло к выводу, что Стратегия развития Арктики реализуется несистемно, заявил директор департамента развития межрегионального и приграничного сотрудничества МЭР Рафаэл Абрамян в ходе заседания президиума Экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совфеде в рамках выставки ВТТА-2015 в Омске.

«Анализ реализуемых, а также перспективных планов показывает, что задачи, определенные стратегией, в настоящее время решаются разрозненно, фрагментарно и несистемно», – сказал он.

«На территории арктической зоны реализуется более 160 мероприятий и инвестиционных проектов, их объем составляет порядка 1 трлн рублей, из них средства федерального бюджета – 400 млрд рублей, за счет средств регионов – около 21 млрд рублей, за счет внебюджетных источников – немногим более 580 млрд рублей», – отметил Абрамян.

При этом более 90% финансирования приходится на развитие транспортной инфраструктуры, энергетику, развитие добывающей и перерабатывающей промышленности, тогда как такие направления, предусмотренные Стратегией развития Арктики, как дифференциация источников энергоснабжения, оптимизация «северного завоза», развитие единой транспортной системы на основе Северного морского пути, разработка новых технологий рационального природопользования, практически не финансируются.

«Можно заметить, что порядка 97% финансирования приходится всего на 4 арктических субъекта РФ: ЯНАО – порядка 40% финансирования, Мурманская область – порядка 39%, далее Красноярский край и Архангельск – 10 и 7%», – добавил Абрамян.

 

Рогозин призвал развивать туризм в Арктической зоне России

Вице-премьер России Дмитрий Рогозин считает, что туристические перспективы в арктическом регионе страны обширны и многогранны. Об этом он заявил на выездном заседании Госкомиссии по вопросам развития Арктики.

«Туристический комплекс в Арктической зоне России нужно рассматривать не только как отрасль или сектор арктической экономики, но и как возможность активизации транспортной, информационно-телекоммуникационной и социальной инфраструктуры», – сказал Рогозин на выездном заседании Госкомиссии по вопросам развития Арктики.

Зампредседателя правительства напомнил, что мировая туристическая индустрия выступает одной из самых высокодоходных отраслей экономики. «На ее долю приходится около 10% мирового ВВП, до 35% объема торговли услугами, порядка 10% общемировых капиталовложений, – уточнил Рогозин. – Доходы от нее в общемировом экспорте товаров и услуг занимают второе место, достигая 12 процентов и уступая только экспорту нефти и нефрепродуктов».

По статистике, которую привел вице-премьер, в России 75% въездного туризма идет в Санкт-Петербург, Москву и «Золотое кольцо», туризм же в Арктику приносит в бюджеты регионов всего 1 процент доходов. При этом за рубежом арктический туризм является рентабельным.

«А туристический интерес к нашей Арктике имеется, – подчеркнул Рогозин. – По оценкам экспертов, из более 70 тыс. туристов, посещающих Шпицберген, половина выражает желание «заплыть» на Землю Франца Иосифа».

По его оценке, движение в этом направлении идет медленно, а туризм в арктической зоне развивается в инициативном порядке, то есть проводятся фестивали, формируются этнические деревни, растет спрос на экстремальные виды туризма. Частный бизнес сдерживают высокие издержки, связанные со спецификой строительства и эксплуатации объектов в условиях сурового климата.

«Туристско-рекреационный комплекс российской Арктики имеет потенциал роста, раскрытие которого сдерживается целым рядом проблем», – сказал зампред правительства.

По его мнению, отраслевые ведомства должны иметь прогноз турпотока, в том числе и иностранных туристов, с учетом вида транспорта, на котором они прибывают. Кроме того, сроки получения разрешений для въезда лиц и транспортных средств в пограничную зону, где частично расположены туристические объекты, для иностранцев составляют 60 дней, а для россиян - 30.

Рогозин предложил выработать и просчитать реальные меры поддержки на федеральном уровне. «В первую очередь, необходимо предпринять конкретные шаги, связанные с развитием соответствующей инфраструктуры», – заключил он.

 

Эксперт: Система обеспечения транспортной безопасности юридически работать не может, но тем не менее работает

Система обеспечения транспортной безопасности работать не может из-за пробелов в законодательстве. Но, тем не менее, она работает благодаря отечественным особенностям реализации требований законодательства.

Об этом заявил Сергей Кукушкин, генеральный директор ООО «Компетенс», выступая на Второй ежегодной конференции «Безопасность портов и судоходства: инновации, технологии, оборудование» которая прошла 24 сентября 2015 г. в Санкт-Петербурге и была организована информационно-аналитическим агентством «Морские вести России».

«Федеральный закон №16-ФЗ издан в 2007 году, но реально начал работать только в 2011 г., когда были разработаны необходимые подзаконные акты, позволившие запустить его в работу. – сообщил эксперт. – Однако в 2013 началось новое изменение законодательства и появился федеральный закон №15-ФЗ, который внес существенные изменения. Потребовалась разработка новых подзаконных актов, которые к нужному времени не были выпущены. Таким образом, система обеспечения транспортной безопасности должна была бы быть приведена в нерабочее состояние».

«Но этого не случилось благодаря особенностям реализации требований законодательства. Транспортная инфраструктура не может выполнить противоречивые требования законодательства, а компетентные и контролирующие органы вынуждены не замечать несоответствие реального состояния дел требованиям законодательства», – подчеркнул Сергей Кукушкин

Гендиректор компании «Компетенс» привел несколько примеров:

Пункт 8, часть 1 статьи 10, №16-ФЗпредусматривает, что работы, связанные непосредственно с обеспечением транспортной безопасности не в праве выполнять лица, не прошедшие аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности. Аттестацию производят аттестующие организации, и определен порядок аттестации сотрудников. Но ни одна аттестующая организация до сих пор не аккредитована, и нет ни одного аттестованного сотрудника. Тем не менее все работает, планы безопасности утверждаются.

Другой пример – статья 8, часть 2,2 федерального закона устанавливает, что технические средства обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной сертификации. Требования определяются постановлением правительства РФ, но указанных требований до сих пор не существует. Однако планы разрабатываются, объекты оснащаются техническими средствами.

 

РСПП до конца года выберет нового главу транспортной комиссии вместо Якунина

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) до конца года выберет нового главу транспортной комиссии вместо бывшего главы РЖД Владимира Якунина, среди кандидатов – новый глава РЖД Олег Белозеров. Об этом сообщил глава РСПП Александр Шохин.

«Мы начали рейтинговый опрос членов бюро, на самом деле Олег Валентинович (Белозеров) неплохо смотрится в качестве потенциального сменщика Владимира Ивановича (Якунина) в РСПП», – сказал он.

Якунин попросил снять его со всех должностей в РСПП из-за отсутствия у него каких-либо бизнес-структур. Теперь должность руководителя комиссии по транспорту РСПП свободна.

«У нас нет квотирования, нет квоты РЖД на этих позициях», – подчеркнул Шохин.

Наряду с новым главой РЖД в списке еще несколько кандидатов из госкомпаний и частного сектора. Бюро РСПП принимает решение в несколько этапов: составляется список, проводит обсуждение, после чего происходит голосование. При этом существует несколько критериев для кандидатов: компания должна быть членом РСПП, выдающаяся личность руководителя, его возможность участвовать в деятельности союза, отметил Шохин.

Решение о новом главе транспортной комиссии будет принято точно до конца года. «Может быть даже в октябре, до конца года точно», – сказал глава союза, отвечая на соответствующий вопрос. При этом он отметил, что возможно вопрос решится и на следующей неделе.

 

Росморречфлот: Необходимо переработать критерии для присвоения категории в области транспортной безопасности

Необходимо переработать критерии для присвоения категории объектам транспортной инфраструктуры и транспортных средств в области транспортной безопасности.

Об этом заявил Евгений Ганин, начальник отдела транспортной безопасности объектов морского транспорта Управления транспортной безопасности Росморречфлота, выступая на Второй ежегодной конференции «Безопасность портов и судоходства: инновации, технологии, оборудование» которая прошла 24 сентября 2015 г. в Санкт-Петербурге и была организована информационно-аналитическим агентством «Морские вести России».

«В области обеспечения транспортной безопасности возникает ряд нерешенных вопросов, – сообщил чиновник. – В частности в процессе категорирования объектов транспорта была выявлена существенная недоработка требуемых критериев для присвоения категории. Оценка оказывается либо завышенной, либо заниженной. И, как правило субъекты транспорта занижают цифры. А мы не можем их проверять, потому что у нас нет полномочий для проверок. Что касается перевозчиков, то среди пострадавших от акта незаконного вмешательства как правило не учитываются, особенно на пассажирских терминалах, сами пассажиры. Учитывается только обслуживающий персонал. Но я считаю, что в случае незаконного вмешательства пострадавшим будет каждый»

«В этой связи предоставляется нужным подкорректировать приказ Минтранса №62 (от 21 февраля 2011 г. «О Порядке установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности» – ИА «Морвести.Ру»), где более конкретно указать требования по присвоению категории. Одновременно хотелось бы, чтобы Ространснадзор активизировал бы свою работу именно по этому вопросу – по каким критериям присваивать категорию», – подчеркнул представитель федерального агентства.

 

НОВОСТИ КОМПАНИЙ

Совет директоров «Роснефти» одобрил покупку двух судов усиленного ледового класса за 23 млрд рублей

Совет директоров «Роснефти» принял решение одобрить покупку двух судов снабжения усиленного ледового класса за 23 млрд руб. Об этом говорится в сообщении компании.

«Роснефть» планирует получить судна до 30 сентября 2019 года. Поставщиком является Дальневосточный центр судостроения (ДЦСС).

Ранее ТАСС сообщал, что «Роснефть» и «Газпромбанк» получили от «Объединенной судостроительной корпорации» 75 % минус две акции Дальневосточного центра судостроения (ДЦСС). Консорциум в лице совместного предприятия ЗАО «Современные технологии судостроения» намерен создать на базе «Звезды» верфь для постройки гражданских судов и нефтяных платформ, которая сможет строить корабли и суда водоизмещением более 100 тысяч тонн.

«Роснефть» планирует заказать судостроительному комплексу строительство 41 судна и 12 платформ.

 

Частные компании получили доступ к шельфу Крыма из-за особого статуса региона

Частные компании получили доступ к разработке шельфовых месторождений Крыма из-за особого статуса региона, сообщил первый заместитель министра природных ресурсов и экологии России Денис Храмов в кулуарах заседания госкомиссии по развитию Арктики.

3 сентября министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской рассказал, что Минприроды России разработало законопроект по правилам проведения аукционов на геологоразведочные работы на шельфе Крыма.

Добавим, что 1 сентября кабмин России решил отказывать в праве на недра при угрозе безопасности страны. В соответствии с новыми правилами, например, обладатели украинских лицензий могут лишиться права на пользование недрами в Черном и Азовском морях.

Минприроды еще в марте 2014 года заявило, что участки недр на шельфе Крыма как субъекта Российской Федерации могут получить статус федеральных, подразумевающий ограничения на разработку иностранными компаниями.

Парламент Крыма, жители которого на референдуме 16 марта 2014 года проголосовали за вхождение республики в состав России, на следующий день принял решение о переходе расположенного на территории республики государственного имущества Украины, включая недра, в собственность Крыма. Кроме того, власти Крыма пригласили российские компании добывать нефть и газ. На шельфе Черного моря работает компания «Черноморнефтегаз», входившая ранее в украинский госхолдинг «Нафтогаз»

 

«Газпром-нефть» увеличила доставку нефти по Севморпути до 180 тыс. тонн

В летний сезон 2015 года по Обской губе и трассам Северного морского пути (Ямало-Ненецкий автономный округ, ЯНАО) компания «Газпром-нефть» отправила более 180 тысяч тонн нефти, что на 60 % больше аналогичного периода прошлого года. Об этом сообщили в пресс-службе губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа.

«В летнюю навигацию компания транспортировала более 180 тысяч тонн нефти морским путем с Новопортовского месторождения в ЯНАО. Впервые подобная отгрузка углеводородов с помощью танкеров в Европу была осуществлена в прошлом году», – добавили в пресс-службе.

Для вывоза углеводородов с Ямала было задействовано три речных танкера типа «Лена нефть» и четыре танкера морского класса – Ice Condor, Ice Eagle, Bozdag и Baltic Favour. «Это прямое доказательство экономической выгоды Северного морского пути. Новопортовское месторождение – проект крупномасштабный. Это и миллионы тонн сырья, и новые промышленные, логистические перспективы. С 2016 года нефть с Новопортовского месторождения будет отгружаться в танкеры морского класса в круглогодичном режиме через Арктический терминал, который построили в сентябре этого года», – отметил губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин.

В начале следующего года специалисты приступят к комплексным испытаниям Арктического терминала на ямальском Мысе Каменном. Максимальная его мощность – 8,5 млн тонн в год. «В текущем году в рамках зимней и летней отгрузок нефти с Новопортовского месторождения морским и автомобильным транспортом было отгружено более 315 тысяч тонн нефти, что в три раза превышает показатели прошлого года. В следующем году этот показатель должен возрасти многократно, а объем добычи превысить 2,5 млн тонн», – цитирует пресс-служба генерального директора «Газпром-нефть Новый Порт» Алексея Овечкина.

 

СУДОХОДСТВО

Шишкарев: Для развития Севморпути государству следует оценить все возможности и перспективы

Чтобы Севморпуть (СМП) развивался, бизнес должен четко понимать, какой стратегии будет следовать государство, а также представлять все перспективные возможности этой транспортной артерии. Такое мнение высказал председатель Делового совета Госкомиссии по развитию Арктики Сергей Шишкарев.

«Многие сейчас говорят, что транзит грузов по СМП может стать альтернативой и быть конкурентным транзиту грузов через Суэцкий канал. Ключевое его преимущество - в разнице расстояний: от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути - свыше 14 тыс. км, а через Суэцкий канал – свыше 23 тыс. км, - отметил Шишкарев. – Но для нас СМП как туз в рукаве. Преимущество, которое есть, но которым мы пока в силу определенных причин почти не пользуемся».

По его мнению, одним из наиболее слабых звеньев СМП остаются арктические порты, за исключением расположенных в его западном секторе Дудинки и строящейся Сабетты. «По мере реализации Комплексного проекта развития Северного морского пути на рубеже 2030-2035 гг. руководству страны придется принимать решения относительно приоритетов и ключевых направлений развития СМП», – отметил Шишкарев.

Среди возможных решений, по мнению эксперта, три основных варианта, в частности: сосредоточение усилий на развитии морской транспортной инфраструктуры в западном секторе СМП, где в долгосрочной перспективе прогнозируется расширение добычи природных ресурсов и их морского вывоза. Другая возможность – это реализация амбициозного проекта «сквозной» навигации по СМП. Третий вариант промежуточный – это поступательное развитие инфраструктуры восточного сектора СМП, «следующее» за долгосрочными прогнозами экономического развития.

«Для того чтобы, бизнес охотно инвестировал в развитие СМП, деловое сообщество должно понимать, какую долгосрочную стратегию выбрало государство, по какому из трех вариантов пойдет развитие СМП. И наше мнение таково: необходимо еще раз проанализировать множество факторов, и мы обращаем на это внимание Госкомиссии и предлагаем провести специальные исследования», – пояснил Шишкарев.

В качестве направлений глава Делового совета назвал оценку долгосрочных потребностей и условий обеспечения конкурентоспособности морского транспортного обеспечения промышленных комплексов в восточном секторе Арктики, оценку перспективных потребностей и возможностей для расширения экспорта по СМП продукции промышленных комплексов западного сектора Арктики в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

 

Отказ от практики замедления хода судов сдерживает рост ставок

Риски усугубления переизбытка мощностей на рынке балкерных перевозок растут по мере того, как перевозчики отказываются от практики замедления хода судов, сообщает IHS Maritime, который ссылается на отчет Гамбургского судового брокера Ernst Russ.

По прогнозам Ernst Russ, рост предложения на спотовом рынке Capesize может превысить 10% из-за продолжающегося снижения цен на бункерное топливо.

Оптимальная скорость на балластных плечах при переходах балкеров Capesize в порты погрузки возросла с 9 узлов в 1 квартале текущего году до 14,5 узлов на фоне снижения цен на топливо. Прогнозируемый рост предложения на 10% и более, в свою очередь, усилит конкуренцию на рынке, по крайней мере, в краткосрочной среднесрочной перспективе, говорится в докладе.

В более отдаленной перспективе – к 2017 году – брокер ожидает возврат к практике замедления судов как следствие нового витка роста нефтяных цен. Так, аналитики Ernst Russ отмечают значительное сокращение объемов производства нефти, которое неминуемо вызовет резкий рост цен на углеводороды.

 

СУДОСТРОЕНИЕ

Военно-морской флот России за квартал получил подлодку, семь кораблей и семь самолетов

Минобороны России получило в третьем квартале 2015 года подводную лодку, семь вспомогательных кораблей и судов и семь самолетов для Военно-морского флота, сообщил зам. министра обороны Юрий Борисов.

«В интересах Военно-морского флота приняты: подводная лодка проекта 877, семь вспомогательных кораблей и судов, семь самолетов, десять зенитных ракет, две радиолокационные станции, один береговой ракетный комплекс «Бастион», – заявил Борисов на едином дне приемки военной продукции, передает РИА «Новости».

По его словам, выполнение плана поставок составляет 25,8%, а уровень оснащения ВМФ современными образцами техники и вооружения достиг 45,7%.

В пятницу в рамках Единого дня приемки военной продукции глава Минобороны России Сергей Шойгу заслушает доклады о выполнении гособоронзаказа за третий квартал.

Практику Единых дней приемки военной продукции Шойгу ввел летом 2014 года. Первый прошел 18 июля 2014 года, далее раз в три месяца в режиме видеоконференцсвязи оборонные предприятия отчитывались перед ведомством о количестве сданной за квартал техники. Итоговый день приемки за 2014 год и дни приемки по итогам первого и второго кварталов 2015 года (в апреле и июле) посещал верховный главнокомандующий, президент Владимир Путин.

 

Резидент ТОР «Комсомольск» прорабатывает с ОСК выпуск деталей для судов

Якорный резидент ТОР «Комсомольск» - группа компаний «Энергия» прорабатывает с Объединенной судостроительной компанией вопросы по производству комплектующих для нужд отечественного судостроения. Об этом губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт сообщил, накануне открытия Второго Дальневосточного конгресса инженеров «Наука – инженер – промышленность».

«С президентом ОСК Алексеем Рахмановым прорабатываем целый пакет предложений, чтобы они тоже вошли в ТОР «Комсомольск», а якорный резидент ГК «Энергия» производила кроме деталей для авиастроения и комплектующие для судов», – сказал губернатор на пресс-подходе в филиале компании «Гражданские самолеты Сухого» на КнААЗе.

Вячеслава Шпорт напомнил, что в крае создан и функционирует авиасудостроительный кластер. «Идеология кластера – это кооперации предприятий машиностроения. У авиастроителей есть уникальные технологии работы с титановыми сплавами, у судостроителей – с крупногабаритными стальными конструкциями, нужен обмен и он может заработать на пользу обеим отраслям», – сказал глава региона.

Группа компаний «Энергия» – промышленный холдинг, специализирующийся на машиностроении, металлургии и научно-исследовательских разработках. Развивает ряд импортозамещающих производств для авиационной и автомобильной промышленности в рамках программ развития моногородов и создания ТОР на Дальнем Востоке. Также ведет работу над созданием опытной установки по извлечению редких и редкоземельных элементов из техногенных отходов (красный шлам).

ООО «Эпсилон-2» – якорный резидент ТОР «Комсомольск» в Хабаровском крае. Предприятие специализируется на механообработке деталей из титана и других металлов для нужд ПАО «Компания Сухой» (КнААЗ им. Ю.А. Гагарина), в том числе для проекта Sukhoi Superjet 100. Объем инвестиций составляет около 8 млрд рублей. Выход предприятия на проектную мощность запланирован в 2018 году.

 

Судоверфь «Звезда» получит 1 млрд руб. из бюджета в 2016 году

Судоверфь «Звезда» в 2016 году может получить из федерального бюджета 1 млрд рублей, следует из проекта бюджета-2016, опубликованного в среду на едином портале раскрытия информации о подготовке проектов нормативных актов.

В рамках госпрограммы «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы» в уставный капитал ОАО «Дальневосточный завод «Звезда» (Приморский край) планируется внести 1 млрд рублей. Средства пойдут на возмещение процентов по кредитам для реализации проекта «Создание судостроительного комплекса «Звезда».

 

Судостроители могут получить 5,1 млрд рублей компенсации по подорожавшему оборудованию

Минпромторг РФ предлагает компенсировать судостроителям часть сверхзатрат, связанных с удорожанием оборудования по контрактам, подписанным с учетом старых цен. Для этого министерство подготовило запрос в Минфин РФ и Правительство РФ о компенсации судостроителям сверхзатрат из госбюджета в размере 5,1 млрд рублей. Об этом сказал глава Минпромторга РФ Денис Мантуров.

«За последний год экономическая ситуация заставила многие предприятия судостроительной промышленности пересмотреть свои инвестиционные программы. В этой связи мы провели работу, и постоянно уточняем параметры наиболее критичных проектов, в первую очередь для государственного оборонного заказа. Ищем способы оптимизации расходов, перенесения отдельных этапов проектов на более поздние сроки, изменение поставщиков критичного оборудования», – сказал министр.

Он отметил, что при этом министерством обеспечено финансирование по наиболее критичным проектам, «непосредственно влияющим на гарантированное выполнение госзаказа».

 

Первую в России технологию лазерного восстановления судов представили во Владивостоке

Дальневосточный центр судостроения и судоремонта (ДЦСС) представил на Дне инноваций первую в России технологию лазерной наплавки деталей судовых механизмов, в дальнейшем ее могут использовать на Тихоокеанском флоте (ТОФ), сообщил пресс-секретарь ДЦСС Даниил Гончарук.

Технология позволяет восстанавливать детали судовых механизмов с помощью лазерного напыления. Совместный проект ученых и специалистов «Дальзавода» предполагает создание первой в России лазерной установки, ориентированной исключительно на производственные задачи судоремонта с применением различных видов металлов, сплавов и пластмасс.

По словам специалистов завода, установка уже показала себя с лучшей стороны. Она позволяет заменять отечественными восстановленными деталями те, которые ранее импортировались из стран бывшего СССР.

«ДЦСС представил проекты модернизации предприятия и практическое применение современных технологий. Совместно с приморскими учёными дальзаводцы осваивают лазерную наплавку для восстановления деталей судовых механизмов. Она позволит в кратчайшие сроки проводить ремонт изношенных деталей без их замены», – сообщил Гончарук.

По его словам, командующий войсками Восточного военного округа, генерал-полковник Сергей Суровикин высоко оценил возможность практического применения лазерных технологий для восстановления кораблей и судов Тихоокеанского флота.

«На выставочных стендах нашего предприятия представлены первые образцы лазерной наплавки. Сейчас ученые приступают к исследованию этих образцов и намерены адаптировать эти технологии для применения в судоремонте. В дальнейшем дальзаводцы намерены применять отечественные промышленные лазерные установки в своей работе. Примечательно, что этот совместный проект учёных и судоремонтников позволяет использовать инновационные технологии в работе с металлами, сплавами и полимерами», - процитировал Гончарук исполнительного директора «Центра судоремонта «Дальзавод» Игоря Евдокимова.

 

МОРСКИЕ ПОРТЫ

АСОП: Грузооборот морских портов России за январь-сентябрь вырос на 3% до 495,8 млн тонн

Грузооборот морских портов России за январь-сентябрь 2015 года увеличился на 3% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее и составил 495,8 млн т. Об этом сообщила Ассоциация морских торговых портов (АСОП).

Объем перевалки сухогрузов составил 223,5 млн т (+1,5%), в том числе: угля – 90,9 млн т (+3,9%), зерна – 21,5 млн т (+2,3%), черных металлов – 19,9 млн т (+13,2%), грузов на паромах – 12,3 млн т (рост в 1,7 раза), минеральных удобрений – 11,7 млн т (+6,7%), руды – 5,0 млн т (+5,3%) лесных грузов – 4,0 млн т (+9,9%) и цветные металлы – 2,7 млн т (+14,2%).

Объем перевалки грузов в контейнерах сократился до 30 млн т (-14,9%), металлолома – 3,3 млн т (-10,3%) и рефгрузов – 2,3 млн т (-15,6%). Объем перевалки наливных грузов составил 272,3 млн т (+4,3%), в том числе: сырой нефти - 150,2 млн т (+5,4%), нефтепродуктов - 110,2 млн т (+3,3%) и сжиженного газа - 9,4 млн т (+3,2%).

Экспортных грузов перегружено 396,8 млн т (+ 5,2%), импортных грузов – 25,1 млн т (-23,5%), транзитных – 35,9 млн т (-1,3%), каботажных – 38 млн т (+8,5%).

В сообщении АСОП указывается, что операторы морских терминалов Арктического бассейна перегрузили 26,4 млн т грузов, что на 0,8% меньше грузооборота 9 месяцев 2014 г. Объем перевалки сухогрузов уменьшился до 18,3 млн т (-5,4%), а наливных грузов увеличился до 8,1 млн т (+11,5%).

В портах Балтийского бассейна объем перевалки грузов увеличился до 171,4 млн т (+1,4%), из них объем сухогрузов составил 65,3 млн т (-2,3%), наливных – 106,1 млн т (+3,7%).

Грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна составил 165,8 млн т (+5,1%), в том числе перевалка сухогрузов увеличилась до 64,5 млн т (+10,1%), наливных – до 101,3 млн т (+2,2%).

В морских портах Каспийского бассейна было перегружено 5,1 млн т грузов (-13,3%), из них сухогрузов – 2,3 млн т (-6,9%), наливных – 2,8 млн т (-18,1%).

В морских портах Дальневосточного бассейна грузооборот увеличился до 127,1 млн т (+4,2%), их них сухогрузов - 73,1 млн т (+0,1%), наливных грузов – 54 млн т (+10,2%).

 

Кабмин уточнил требования к использованию маломерных судов в портах

Правительство РФ уточнило требования, предъявляемые к использованию маломерных судов.

Как считают в правительстве, новое постановление позволит снять случаи необоснованного ограничения субъектами транспортной инфраструктуры перемещения таких судов на участках акваторий морских портов. Ограничения будут сохранены лишь на участках, где производятся посадка- высадка пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности.

Подписанным главой правительства постановлением вводятся уточнение в действовавший ранее документ от 15 ноября 2014 года. Это, в частности, касается ограничений использования в акваториях морских портов и портов, которые расположены на внутренних водных путях и в которых производятся посадка-высадка пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности, маломерных самоходных и несамоходных судов. Из-под действия этого ограничения выводятся порты, которые расположены на внутренних водных путях.

Кроме того, устанавливается, что участки акваторий морских портов, на которых запрещено использовать маломерные самоходные и несамоходные суда, должны определяться на основании обязательных постановлений в морском порту. Такие документы разрабатываются на основании общих правил плавания и стоянки судов в морских портах и отражают особенности конкретного морского порта. Обязательные постановления утверждаются Минтрансом России.

Принятые решения позволят исключить случаи необоснованного ограничения субъектами транспортной инфраструктуры перемещения маломерных самоходных и несамоходных судов (плавательных средств) на участках акваторий морских портов, считают в правительстве.

 

РЫБНЫЙ ПРОМЫСЕЛ

Росрыболовство предлагает ввести запрет на вылов рыбы «незаходным» судам в 2019 году

Росрыболовство считает необходимым перенести сроки вступления в силу закона о запрете на вылов рыбы «незаходными» судами с 2017 на 2019 год. Об этом сообщил глава Росрыболовства Илья Шестаков в ходе выставки «Золотая осень».

«Дата может быть скорректирована в рамках обсуждения, и мы предлагали ее сдвинуть на 1 января 2019 года, когда вступят в силу в целом поправки в закон о рыболовстве, которые будут модернизировать в том числе исторический принцип», – рассказал Шестаков.

«Незаходные» суда – это нерастаможенные суда под российским флагом, которые судовладельцы не могут привести в отечественные порты. В соответствии с российским законодательством и нормами Таможенного союза построенные или модернизированные за границей рыбопромысловые суда при заходе в порты России облагаются таможенной пошлиной и НДС, которые в сумме составляют больше 20% от инвестиционных затрат.

«Важно, чтобы мы заложили принцип, и все понимали, что если ты не растаможил судно, значит ты не имеешь право (на вылов рыбы - прим.)», – отметил Шестаков. Рыбакам надо дать подготовиться, 1 января 2017 года - слишком ранний срок, подытожил глава ведомства.

 

В РФ до четверти компаний лишатся квот на вылов рыбы

В Росрыболовстве считают, что до четверти рыбопромышленных компаний могут лишиться квот на вылов рыбы. Речь идет о компаниях с иностранным участием, которые не получили одобрения правкомиссии по иностранным инвестициям.

«То, что мы добились принятия постановления, позволяющего не выдавать разрешения (на вылов рыбы – прим.) таким компаниям, это уже большой шаг вперед. Надеемся, что до конца этого года постановление (о механизме изъятия квот – прим.) также будет принято», – заявил замминистра сельского хозяйства РФ – руководитель Росрыболовства Илья Шестаков в Астрахани.

Как сообщили «Интерфаксу» в ведомстве, речь идет о проекте постановления правительствао механизме принудительного лишения квот на вылов рыбы тех компаний, которые находятся под контролем иностранных инвесторов и не получили одобрения правкомиссии.

Отвечая на вопрос «Интерфакса», сколько компаний могут уйти с рынка после принятия этого документа, Шестаков сказал: «В целом можно оценить эту долю рынка где-то в 20-25%».

По его словам, в настоящее время проект постановления проходит процедуру межведомственного согласования. «Мы видим достаточно большие сложности, но мы их преодолеем, поскольку необходимо наводить порядок с тем, чтобы наши ресурсы не уходили бесконтрольно за рубеж, минуя российские порты», – заявил Шестаков.

 

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

Минэкономразвития предлагает разделить РЖД на инфраструктурную и локомотивную компании

Минэкономразвития РФ предлагает разделить ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) на инфраструктурную и локомотивную компании, сообщил директор департамента госрегулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности МЭР Ярослав Мандрон.

«Минэку важно сделать более прозрачным понимание работы инфраструктуры и локомотивной тяги. Мы концептуально в рамках одного холдинга должны разделить операционно и сделать отдельно инфраструктурную компанию и локомотивную компанию, чтобы вскрыть всю неэффективность, которая есть», – сказал он.

При этом, по мнению Минэкономразвития, функция управления локомотивами как системой должна остаться у РЖД, подчеркнул Мандрон. «РЖД должны заниматься диспетчеризацией и своих машинистов видеть на локомотивах, но у кого будут эти новые локомотивы – непринципиально», – сказал директор департамента МЭР. По его словам, обновлять парк (а ежегодная потребность оценивается в 500 единиц) можно не только за счет покупки локомотивов холдингом РЖД, но и за счет их привлечения с рынка путем аренды, лизинга и т.д. «РЖД могут вообще не быть собственниками этих локомотивов, а только управлять ими», - пояснил он.

Что касается грузовых вагонов, МЭР поддерживает их работу в рамках Федеральной грузовой компании (ФГК, 100-процентная «дочка» РЖД). «Должно быть три блока – инфраструктура, локомотивы и вагоны в виде ФГК. Все остальные вагоны должны остаться в рынке», – отметил Мандрон.

По его словам, в настоящее время МЭР обсуждает идею разделения холдинга с РЖД, грузоотправителями и железнодорожными операторами.

В свою очередь, в РЖД считают, что разделение перевозочной деятельности и инфраструктуры неизбежно приведет к существенному росту транзакционных издержек. «Они будут вызваны технологическим рассогласованием и различием экономических приоритетов деятельности инфраструктурной компании и перевозчиков», – сообщил ТАСС представитель РЖД.

По его словам, РЖД не против проведения эксперимента по развитию конкуренции в перевозках. «Разумным представляется эксперимент по модели конкуренции «за маршрут» на ограниченном количестве тупиковых участков сети», – сказал он. Что касается привлечения инвестиций в локомотивную тягу, при существующих объемах предъявления грузов на сети РЖД имеется значительный профицит тягового подвижного состава. По данным РЖД, более 4 тысяч локомотивов отставлены в запас. «Кроме того, компания активно обновляет тяговый подвижной состав, выкупая практически все, что производит отечественное транспортное машиностроение», – напомнили в РЖД.

«По мнению РЖД, для повышения эффективности перевозочного процесса необходима консолидация значительной части универсального подвижного состава (полувагонов) у перевозчика и дерегулирование вагонной составляющей в тарифе. За счет эффекта масштаба, обезличивания парка и гибкости в применении тарифа перевозчик будет иметь возможность своевременно и с наименьшими издержками обеспечивать спрос грузоотправителей на перевозку», – отметил представитель компании.

 

Шувалов: Если РЖД откажется от субсидий, рост тарифов на грузоперевозки может составить 10%

Если РЖД откажется от субсидий, рост тарифов на грузоперевозки может составить 10 %. Об этом сообщил журналистам первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов.

«По тарифам принято решение по дополнительной проработке в течение сегодня и завтра. Позиция антимонопольной службы (состоит в том), что с 1 января 2016 года повышение железнодорожных тарифов на 10% является чрезмерным. Необходимо посмотреть на дополнительные резервы компании, чтобы тарифы были чуть ниже», – сказал Шувалов. Он добавил, что Министерство экономического развития предлагает индексацию железнодо рожных тарифов на уровне 4% для населения и 10% – для грузов.

«И у меня РЖД подтверждает, что если тарифы будут изменяться по этому плану, то (конечная) цена перевозки грузов не будет (расти) больше 4%. То есть даже при 10-процентной индексации конечная стоимость услуги не будет (расти) свыше 4%», – добавил первый вице-премьер. Шувалов также отметил, что «при отказе от получения субсидий, о которых просила компания, повышение тарифов по такой рамке было оправданным». «Повышение тарифа (на железнодорожные грузоперевозки в 2016 году) на 10% мне представляется оправданным, поскольку не запрашивается такой большой объем субсидий, который раньше РЖД ставили. Об этом сейчас речи не идет», – заключил Шувалов.

Как ранее сообщалось, компания РЖД запрашивала в правительство субсидии на уровне 40 млрд рублей и индексацию тарифов на 10% в будущем году. Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев называл эти запросы более приближенными к реальности, однако отмечал, что потенциал для снижения этих запросов еще остается. Позднее Шувалов сообщал журналистам, что эти параметры могут быть пересмотрены.

 

В Бюллетене использована авторская информация издательства «Морские вести России», а также сайтов Президента РФ, Председателя Правительства РФ, ГД РФ, Минтранса, Российской газеты, Росморречфлота, ТАСС, РИА Новости, ИА Regnum, Ведомостей, Известий, агентства Прайм, АТН и других.

 

Все новости, включая самые последние, на сайте издательства «Морские вести России» www.morvesti.ru

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ