Бюллетень новостей №33 (143) с 5 по 11 сентября 2015 - Морские вести России

Бюллетень новостей №33 (143) с 5 по 11 сентября 2015

Бюллетень новостей

ВЛАСТЬ

Правительство пересмотрит экспортную пошлину на пшеницу в ближайшее время

Экспортная пошлина на пшеницу будет пересмотрена в ближайшее время. Об этом сообщил президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский, который знаком с проектом решения правительства.

«Обсуждалось, что «вычитаемая» часть будет увеличена до 6,5 тысяч и даже до 7,5 тысяч», – подчеркнул он.

Кроме того, возможна отмена минимальной части пошлины в 50 рублей за тонну, отметил он. Решение будет принято правительством в ближайшее время. «Решение должно было быть принято в течение этой недели, но потребуется еще какое-то время на оформление», – пояснил он.

Ранее первый замминистра сельского хозяйства РФ Евгений Громыко говорил, что необходимо проанализировать результаты работы плавающей пошлины на зерно, потому что объем экспорта упал почти в 2 раза.

Новая, введенная на год, пошлина на экспорт пшеницы из России начала действовать с 1 июля 2015 года - впервые за историю экспорта зерна из РФ. Поводом стала растущая активность экспортеров, которые наращивали продажу зерна на внешних рынках за валюту и стремились таким образом выиграть от резкого падения рубля. Ставка пошлины номинирована в рублях, а размер составляет 50% от таможенной стоимости минус 5,5 тыс. рублей за 1 тонну, но не менее 50 рублей за 1 тонну, согласно постановлению правительства.

Ранее ТАСС сообщал, что Национальная ассоциация экспортеров сельскохозяйственной продукции (НАЭСП, объединяет компании, контролирующие более 50% экспорта зерна из РФ) и Российский зерновой союз (РЗС) заявили, что таможня в разных регионах по-разному трактует постановление правительства РФ о размере экспортной пошлины на пшеницу. Так, в начале июля сбор должен был составлять 50 рублей за 1 тонну пшеницы, исходя из курса доллара и уровня внутренних цен, по данным РЗС.

 

Медведев: Правительство одобрило госгарантии для Уралвагонзавода на 17 млрд рублей

Правительство одобрило госгарантии для Уралвагонзавода на 17 млрд рублей, заявил премьер-министр России Дмитрий Медведев.

«По Уралвагонзаводу одобрены государственные гарантии для рефинансирования текущей задолженности в общем объеме около 17 млрд рублей», – сказал он на совещании об обеспечении устойчивого развития экономики и социальной стабильности.

Премьер также напомнил, что для поддержки финансового сектора было принято решение о докапитализации 10 региональных банков.

Оценивая ситуацию в сельском хозяйстве, Медведев отметил, что оно в отличие от других отраслей демонстрирует рост. «Нужно, естественно, создавать условия для выпуска не только конкурентоспособной продукции, но и конкретных инвестпроектов», – добавил он.

В августе глава Минпромторга РФ сообщал, что выделение госгарантий в размере 16 млрд рублей одобрены правительственной комиссией. Уралванонзаводу будут предоставлены 16 млрд рублей под кредит на 23 млрд рублей.

Ранее глава УВЗ Олег Сиенко говорил журналистам, что Уралвагонзавод ожидает получения госгарантий на 21,5 млрд рублей, из них 4,7 млрд рублей – для «ЧТЗ-Уралтрак». При этом в октябре 2014 года УВЗ обратился в правительство РФ за госгарантиями на 35-50 млрд рублей на кредиты для реализации ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ до 2020 года», а в начале 2015 года – за дополнительными госгарантиями на 15 млрд рублей для поддержки Челябинского тракторного завода. Кроме того, корпорация говорила о необходимости докапитализации на 30 млрд рублей.

 

НОВОСТИ КОМПАНИЙ

«Роснефть» обеспечит пилотную загрузку судоверфи «Звезда»

«Роснефть» обеспечит пилотную загрузку судоверфи «Звезда». Об этом сообщил директор департамента локализации техники и технологий в ранге вице-президента нефтяной компании Константин Лаптев.

«Пилотную загрузку комплексу обеспечивает компания «Роснефть», которая заключила с ОАО «Дальневосточный центр судостроения» (ДЦСС) эксклюзивное соглашение о размещении всех заказов на строительство новой морской техники и судов на его мощностях», – сказал глава департамента «Роснефти».

Как говорил ранее пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев, гарантированный якорный заказ является необходимым условием для развития судоверфи «Звезда». По его словам, для развития предприятия должны быть созданы условия для того, чтобы «заказы размещались именно здесь, а не в Корее». Ранее глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев заявлял, что заказы для «Звезды» и инвестиции в ее развитие должны быть взаимоувязаны.

На Восточном экономическом форуме (ВЭФ) в начале сентября «Роснефть» подписала контракты на проектирование, строительство и поставку двух многофункциональных судов снабжения усиленного ледового класса. Дополнительно предусмотрено строительство еще двух судов-снабженцев, напомнил Лаптев.

«Другие компании-недропользователи, работающие на шельфе, а также судоходные компании должны присоединиться к этой работе. Соответствующие поручения даны правительством РФ», – утверждает он.

Судостроительный завод «Звезда» строится в городе Большой Камень Приморского края с 2009 года. Первоначально проект создавали и начали реализовывать Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) и южнокорейская кораблестроительная компания Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Co. (DSME, подразделение концерна Daewoo).

Впоследствии в 2012 году DSME вышла из проекта, а ОСК уступила пакет из 75% минус две акции Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ДЦСС, включающий верфь «Звезда» и ряд других судостроительных площадок) консорциуму «Современные технологии судостроения», созданному Газпромбанком и «Роснефтью».

В прошлом году стоимость строительства верфи оценивалась в 111,7 млрд рублей, пусковой очереди - 60 млрд рублей. Как ожидается, новая площадка начнет работу в 2018 году и приступит к производству морской техники и оборудования для разведки, добычи и транспортировки углеводородного сырья. В частности, танкеров водоизмещением до 350 тыс. тонн, газовозов емкостью до 250 тыс. куб м, судов ледового класса, специальных судов спусковым весом до 29 тыс. тонн, элементов морских платформ для освоения арктических шельфовых месторождений нефти и газа.

 

Инвестиции «Роснефти», Газпромбанка и ОСК в проект «Звезда» составят 47 млрд рублей

Инвестиции «Роснефти», Газпромбанка и Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) в проекте «Звезда» составят 47 млрд рублей. Об этом сообщил директор департамента локализации техники и технологий в ранге вице-президента нефтяной компании Константин Лаптев.

Он напомнил, что суммарные капитальные затраты на реализацию всего проекта составляют 145,5 млрд рублей.

«Президент России Владимир Путин заявил, выступая на Восточном экономическом форуме, что 60 млрд рублей в модернизацию судоверфи «Звезда» инвестирует компания «Роснефтегаз»», – подчеркнул Лаптев.

«Общая сумма инвестиций акционеров в проект составит порядка 47 млрд рублей, то есть около трети общей потребности. Сюда входят займы на текущую операционную и инвестиционную деятельность, кредитная линия, а также реинвестирование результатов операционной деятельности проекта – средства от реализации заказов, размещенных акционерами и другими компаниями», – сказал вице-президент.

«Роснефть» и Газпромбанк получили от Объединенной судостроительной корпорации 75% минус две акции Дальневосточного центра судостроения (ДЦСС). Консорциум в лице совместного предприятия ЗАО «Современные технологии судостроения» намерен создать на базе «Звезды» верфь для постройки гражданских судов и нефтяных платформ. ОСК остается владельцем блок-пакета в 25% плюс одна акция.

 

Потребности нефтегазовых компаний РФ в судах и морской технике оцениваются в более 270 единиц

Потребности нефтегазовых компаний РФ в судах и морской технике оцениваются в более 270 единиц. Об этом сообщил замглавы Минпромторга Андрей Дутов, выступая на Морской коллегии.

По его словам, в частности, «Газпрому» необходимо 63 судна и объектов морской техники на сумму около 1,5 трлн рублей, «Роснефти» – 90 судов и морской техники на 2,5 трлн рублей, НОВАТЭКу – 59 единиц судов и морской техники, ЛУКОЙЛу – 46 единиц судов и морской техники на сумму 200 млрд рублей, прочим компаниям нефтегазового сектора – 15 судов и морской техники на сумму порядка 40 млрд рублей.

Дутов отметил, что продуктовая линейка судостроительного комплекса «Звезда» предусматривает строительство судов для обеспечения деятельности буровых платформ, транспортных судов по перевозке углеводородов, в том числе высокого ледового класса, морских и наземных нефтегазовых сооружений и буровых платформ, возможность строительства судов и морской техники длиной до 300 метров, шириной до 50 метров, высотой борта до 26 метров.

 

Зиявудин Магомедов инвестирует $300 млн в высокотехнологичные проекты

Российский бизнесмен Зиявудин Магомедов инвестирует 300 млн долларов в высокотехнологичные стартапы, включая онлайн-сервис вызова такси Uber и проект создания вакуумного поезда, через созданным им венчурный фонд Caspian VC Partners (CVC).

Магомедов является председателем совета директоров группы «Сумма», которой принадлежат активы в транспортной отрасли, нефтегазовом секторе, сельском хозяйстве и телекоммуникациях. Новый венчурный фонд заявил, что одной из целей его работы будет трансфер технологий в Россию.

«Приобретая доли в перспективных стартапах по всему миру, CVC откроет для российского бизнеса доступ к новейшим разработкам в различных отраслях экономики», – говорится в пресс-релизе компании.

CVC заявила, что уже сформировала стартовый портфель инвестиций, который включил доли в таких компаниях как онлайн-сервис заказа такси Uber и Hyperloop Technologies, которая занимается разработкой проекта вакуумного поезда, идея которого была предложена американским предпринимателем Элоном Маском.

Маск назвал вакуумный поезд, который по его замыслу будет двигаться внутри надземного трубопровода, «пятым видом транспорта».

«Мы в начале пути и уже сейчас изучаем новые объекты для инвестиций», – заявил Магомедов.

Выходец из группы «Сумма» Уильям Шор, который ранее возглавлял в группе направление венчурных инвестиций, стал управляющим директором CVC.

 

Kитайцы планируют купить акции St.PeterLine на 200 млн евро

Китайский инвестиционный фонд собирается купить блокирующий пакет акций паромного оператора St.PeterLine стоимостью 200 млн евро. St.PeterLine планирует увеличить трафик из Азии до сотен тысяч туристов в год, а в 2016-2020 годах нарастить число судов, ходящих под флагом компании, с двух до шести.

В Пекине подписан меморандум между компанией St.PeterLine и инвестиционным фондом «Маоруи». Соглашение предусматривает привлечение индустриального партнера и инвестора для увеличения туристического потока из Китая в Россию, развитие туристической и транспортной инфраструктуры, ориентированной на туристов из КНР, а также создание комплексного туристического продукта на базе паромного оператора St.PeterLine.

Глава Федерального агентства по туризму Сергей Корнеев, участвовавший в подготовке и подписании соглашения, назвал его знаковым для российской туристической отрасли, сообщает пресс-служба Федерального агентства по туризму в пятницу, 4 сентября.

«Меморандум создает предпосылки для самой крупной на сегодняшний день инвестиции в отечественную туриндустрию, – сказал Корнеев. – Важно, что средства поступят из Китая, который на сегодняшний день дает наибольший объем въездного туризма в Россию из-за рубежа, при этом речь идет о качественном улучшении этого потока и привлечении нового слоя платежеспособных китайских туристов».

Помимо развития паромного судоходства на Балтике, соглашение предполагает дальнейшую реализацию совместных российско-китайских проектов на Черном море и на Дальнем Востоке, отметил Корнеев.

Генеральный директор St.PeterLine Сергей Котенев отметил, что компания на протяжении 5 лет адаптирует свои туры для азиатских туристов, и прежде всего для китайцев. «Сегодняшнее соглашение – новый этап в развитии нашей компании. Предлагаемый впервые пакетный продукт для туристов из Азии позволит нам довести китайский трафик до сотен тысяч туристов в год, увеличив его в разы», – заявил Сергей Котенев. Он напомнил, что в 2014 году количество туристов из КНР увеличилось на 300% по сравнению с 2013 годом.

Директор по продажам и маркетингу компании Андрей Мушкарев уточнил dp.ru, что «Маоруи» вместе с российским инвестиционным фондом ориентировочно купят акции St.PeterLine на сумму 200 млн евро. Он также добавил, что в 2016-2020 годах компания собирается увеличить количество судов с нынешних двух до шести. Два судна будут, как и сейчас, работать в Балтийском море, еще по два судна станут ходить в Черном море и на Дальнем Востоке.

 

СУДОХОДСТВО

Трафик через Суэцкий канал побил новый рекорд

Администрация Суэцкого канала сообщила, что трафик через канал побил новый рекорд, превысив 70 судов в день.

Расширенный Суэцкий канал был открыт в прошлом месяце. Строительство второго русла протяженностью 35 км и расширение и углубление действующего канала на протяжении 37 км были предприняты с тем, чтобы обеспечить одновременный проход для встречных судов. Строительство заняло порядка 10 месяцев и обошлось в 8,4 млрд долларов США. Финансирование было обеспечено через выпуск инвестиционных сертификатов, которые реализовывались исключительно среди граждан страны и компаний-резидентов.

Предполагается, что реализация проекта удвоит пропускную способность Суэцкого канала с 49 до 97 судов в день.

Египет также планирует расширение канала, соединяющего Порт-Саид с Суэцким каналом, чтобы снизить время ожидания для входа в канал судов со стороны Порт-Саида.

 

Объемы контейнерных перевозок на трейде Азия-Европа продолжают снижаться

Объемы контейнерных перевозок на трейде «Азия-Европа» по итогам июля снизились на 7,1% в годовом исчислении – с 1,3 млн TEU до 1,4 млн TEU, сообщает Lloyd’s List, который опирается на данные Container Trades Statistics.

Снижение обусловлено замедлением экономики Китая и продолжающейся слабостью экономик Еврозоны и России.

В целом за первое полугодие контейнерный трафик на трейде «Восток-Запад» упал на 4,7% с 9 млн TEU до 8,6 млн TEU.

Наиболее значительное снижение в июле был отмечено на сервисах из Азии на порты Северной Европы. Ключевым фактором, обусловившим снижение, стало российское торговое эмбарго – объемы перевозок в направлении портов Северной Европы от Гавра до Санкт-Петербурга сократились на 9,4% до 860,36 тыс. TEU. За 6 месяцев снижение объемов составило 4,5% до 5,6 млн TEU.

На сервисах из Азии на Западное Средиземноморье падение объемов контейнерных перевозок по итогам июля составило 5,2% к уровню прошлого года – с 231,48 тыс. TEU до 220 тыс. TEU, за полгода – на 5,2% до 1,5 млн TEU.

На сервисах из Азии на порты Восточного Средиземноморья и Черного моря объемы в июле сократились на 3,4% до 226 тыс. TEU, за 6 мес. – на 4,6% до 1,6 млн TEU.

 

СУДОСТРОЕНИЕ

ОСК призывает не монополизировать судостроительные заказы энергетических компаний

Объединенная строительная корпорация (ОСК) призывает чиновников не монополизировать будущие заказы в руках строящейся на Дальнем Востоке верфи «Звезда», контролируемой «Роснефтью», заявил президент корпорации Алексей Рахманов в ходе заседания Морской коллегии при правительстве.

Глава ОСК потребовал не стирать компанию «с глобуса российского гражданского судостроения».

Обращаясь к вице-премьеру Дмитрию Рогозину, председателю коллегии, Рахманов призвал размещать заказы с учетом интересов всех компаний на рынке. Заводы ОСК тоже могут участвовать в масштабной судостроительной программе для освоения шельфовых месторождений нефти и газа, сказал он. Выслушав Рахманова, Рогозин попросил его подготовить предложения по участию ОСК в программе освоения шельфа.

О том, что российские энергетические компании должны будут размещать заказы на новой «Звезде», Владимир Путин заявлял еще в 2013 году. В ноябре прошлого года президент дал поручения профильным ведомствам «принять меры» по загрузке «Звезды» потенциальными заказами. Но только на прошлой неделе в ходе совещания на площадке «Звезды» с участием помощника президента Андрея Белоусова было решено, что нефтегазовые компании должны заключить с «Роснефтью» соглашение, взяв на себя обязательство загрузить верфь заказами.

В общем объеме заказов ОСК гражданские составляют 15%-20%, говорит представитель корпорации. ОСК, заводы которой предназначены в основном для выполнения военных заказов, зарабатывает на них до 90% прибыли, но гражданская продукция дает возможность дозагружать предприятия, сохранять оборудование в работоспособном состоянии и не сокращать людей в периоды затишья на рынке оборонзаказа, поясняет источник издания в профильном ведомстве.

 

На строительство кластера «Звезда» могут потребоваться 20 млрд руб из ФНБ

На строительство судостроительного кластера «Звезда» могут потребоваться средства Фонда национального состояния в размере 20 млрд рублей, сообщил на Восточном экономическом форуме помощник президента РФ Андрей Белоусов.

«Там частично будет финансирование за счет кредита, который уже дал Газпромбанк, частично – за счет денег операционного потока, за счет выручки, которую будет получать завод от размещения заказов. Но останется где-то примерно 20 млрд рублей, которые, возможно, придется брать из ФНБ», – сказал он.

Судостроительный завод «Звезда» строится в городе Большой Камень Приморского края с 2009 года. Первоначально проект создавали и начали реализовывать ОСК и южнокорейская кораблестроительная компания Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Co. (DSME, подразделение концерна Daewoo).

Впоследствии в 2012 году DSME вышел из проекта, а ОСК уступила пакет из 75% минус две акции Дальневосточный центр судостроения и судоремонта (ДЦСС), включающий верфь «Звезда» и ряд других судостроительных площадок, консорциуму «Современные технологии судостроения», созданный Газпромбанком и «Роснефтью». На развитие проекта «Звезда» «Роснефть» претендует на 89 млрд рублей из ФНБ.

В прошлом году стоимость строительства верфи оценивалась в 111,7 млрд рублей, пусковой очереди - 60 млрд рублей. Как ожидается, новая площадка начнет работу в 2018 году и приступит к производству морской техники и оборудования для разведки, добычи и транспортировки углеводородного сырья. В частности, танкеров водоизмещением до 350 тыс. тонн, газовозов емкостью до 250 тыс. куб м, судов ледового класса, специальных судов спусковым весом до 29 тыс. тонн, элементов морских платформ для освоения арктических шельфовых месторождений нефти и газа.

 

Компании для работы на шельфе должны будут предоставлять данные о судостроительных контрактах

Минприроды России предлагает компаниям, претендующим на месторождения на шельфе, предоставлять данные о сроках и объемах судостроительных контрактов. Об этом говорится в сообщении ведомства.

Минприроды уже подготовило соответствующий законопроект, которым предполагается стимулировать импортозамещение в судостроительной отрасли, связанной с проектами на континентальном шельфе РФ.

«Без системных действий невозможно максимально задействовать отечественное производство при освоении шельфовых месторождений, – отметил глава Минприроды РФ Сергей Донской. – В условиях западных санкций и сокращения в России иностранных технологий у российских производителей есть возможность максимально выгодно использовать сложившееся положение, заняв освободившиеся ниши на рынке судостроения».

Согласно документу, вместе с заявкой на получение права пользования недрами для разведки и добычи полезных ископаемых на шельфе компания должна представить предложение по срокам и объемам работ по строительству морских судов и иной техники, необходимой для выполнения работ, связанных с пользованием недрами, на судостроительных предприятиях России.

В документе должен быть указан планируемый объем инвестиций для осуществления указанных работ, а также возможность привлечения импортной техники только при условии заказа судов на российских верфях, начиная с 2019 года.

 

Законодательство для шельфа обяжет нефтегазовые компании размещать заказы на «Звезде»

Новое законодательство для шельфа обяжет нефтегазовые компании размещать заказы на «Звезде». Об этом сообщил директора департамента локализации техники и технологий в ранге вице-президента нефтяной компании «Роснефть» Константин Лаптев.

«В рамках реализации программы импортозамещения на законодательном уровне предполагается предусмотреть обязанность российских компаний, связанных с шельфовыми проектами, размещать заказы на российских верфях», - говорит глава департамента.

«И «Роснефть» поддерживает данную инициативу. Долгосрочная производственная программа СК «Звезда» – это более 150 единиц судов и морской техники», – поясняет он.

Суммарные капитальные затраты на реализацию всего проекта «Звезда» составляют 145,5 млрд рублей.

Судостроительный комплекс «Звезда» ориентирован в первую очередь на удовлетворение потребностей российских нефтегазовых и судоходных компаний. На заседании комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности, состоявшемся 4 июня 2014 года было предложено создать на базе ОАО «ДЦСС» Единый центр размещения заказов судов и морской техники для реализации шельфовых проектов. На основании данного поручения перед крупными компаниями поставлена задача размещать заказы на вновь создаваемом комплексе «Звезда».

 

МОРСКИЕ ПОРТЫ

Грузооборот морских портов России за январь-август вырос на 2,6% до 437,4 млн т

Грузооборот морских портов России за январь-август 2015 года увеличился на 2,6% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее и составил 437,4 млн тонн. Об этом сообщила Ассоциация морских торговых портов (АСОП).

Объем перевалки сухогрузов составил 195,0 млн т (+0,3 %), в том числе: угля – 79,7 млн т (+2,5%), черных металлов – 17,7 млн т (11,3%), грузов на паромах – 10,7 млн т (рост в 1,7 раза), минеральных удобрений – 10,4 млн т (+4,8%), руды – 4,3 млн т (+5,3%) лесных грузов – 3,5 млн т (+9,5%) и цветные металлы – 2,5 млн т (+19%). Объем перевалки грузов в контейнерах сократился до 26,7 млн т (-14,7%), зерна – 17 млн т (-2,1%) и металлолома – 2,9 млн т (-12,8%).

Объем перевалки наливных грузов составил 242,4 млн т (+4,5%), в том числе: сырой нефти – 133,4 млн т (+5,6 %), нефтепродуктов – 98,5 млн т (+3,7%) и сжиженного газа – 8,4 млн т (+2,0%).

Отмечается, что экспортных грузов перевалено 350,3 млн т, что на 4,7% больше аналогичного периода прошлого года, импортных грузов – 22,3 млн т (-23,6%), транзитных - 32,3 млн т (-0,7%), каботажных – 32,6 млн т (+8,6%).

Операторы морских терминалов Арктического бассейна перегрузили 23,4 млн т грузов, что на 0,8% меньше грузооборота 8 месяцев 2014 года. Объем перевалки сухогрузов уменьшился до 16,1 млн т (-5,8%), а наливных грузов увеличился до 7,3 млн т (+12,3%). Грузооборот порта Варандей вырос до 4,3 млн т (+11%) и Архангельск – до 2,7 млн т (+5,1%). В то же время объем перевалки грузов порта Мурманск сократился до 14,6 млн т (-3,8%).

В портах Балтийского бассейна объем перевалки грузов увеличился до 151,8 млн т (+1,2%), из них объем сухогрузов составил 57,7 млн т (-2,5%), наливных – 94,1 млн т (+3,6%). Вырос объем перевалки грузов в портах Усть-Луга до 57,1 млн т (+15,5%) и Приморск до 38,8 млн т (+4%). Снизили грузооборот Большой порт Санкт- Петербург до 34,7 млн т (-15,5%), Высоцк – до 11,7 млн т (-3%) и Калининград – до 8,5 млн т (-5,4%).

Грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна составил 145,1 млн т (+4,3%), в том числе перевалка сухогрузов увеличилась до 54,7 млн т (+7,1%), наливных – до 90,4 млн т (+2,7%). Грузооборот порта Новороссийск увеличился до 84,3 млн т (+3,5%), Туапсе - до 16,9 млн т (+16%), Тамань - до 7,6 млн т (+12,4%), Таганрог - до 2 млн т (+5,2 %), Темрюк – до 1,7 млн т (+34,9;). Нарастили объем перевалки грузов операторы морских терминалов порта Кавказ - до 14,4 млн т (-15,9%), Ростов - до 6,6 млн т (-3,7%), Азов – до 3,9 млн т (-9,6%) и Ейск – до 2,2 млн т (-8,5%). Морские порты Крыма перевалили за 5,5 млн т.

В Каспийском бассейне в морских портах было перегружено 4,7 млн т грузов (-11,5%), из них сухогрузов - 2,1 млн т (-3,8%), наливных – 2,6 млн т (-17,1%). Объем перевалки грузов порта Махачкала сократился на 18,8% до 2,8 млн т, порта Оля – на 11,5%. Грузооборот порта Астрахань увеличился на 3,1% и составил 1,7 млн т.

В морских портах Дальневосточного бассейна грузооборот вырос до 112,4 млн т (+3,7%), их них сухогрузов - 64,3 млн т (-0,9%), наливных грузов - 48,1 млн т (+10,5 %). Увеличили грузооборот порты Восточный до 43,4 млн т (+13,7%), Ванино – 17,7 до млн т (+2,5%), Де-Кастри - до 6,7 млн т (+29,3%). Сократился объем перевалки грузов в морских портах Находка – до 13,9 млн т (-1,9%), Пригородное – до 10,6 млн т (-2,4%), Владивосток – до 8,3 млн т (-20,3%) и Посьет – до 4,2 (-12,5%).

 

Контейнерооборот портов России по итогам января-августа 2015 года сократился на 26,2% до 2,6 млн TEU

Контейнероборот портов России по итогам января-августа 2015 года сократился на 26,2% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года с 3,57 до 2,63 млн TEU, сообщает Ассоциация морских торговых портов РФ.

За отчетный период экспорт контейнеров снизился на 28,5% до 1,11 млн TEU, импорт – на 29,8% до 1,09 млн TEU, транзит – на 31,3% до 49,02 тыс. TEU, каботаж – на 0,2% до 376,26 тыс. TEU.

Снижение контейнерооборота отмечено во всех бассейнах РФ, кроме Арктического, порты которого нарастили перевалку контейнеров на 6,8% относительно аналогичного периода 2014 года до 86,04 тыс. TEU (каботаж увеличился на 14,1% до 81,21 тыс. TEU). Порты Балтийского бассейна сократили перевалку контейнеров на 30,9% до 1,32 млн TEU, Дальневосточного – на 23,4% до 812,77 тыс. TEU, Азово-Черноморского – на 19,6% до 414,43 тыс. TEU, Каспийского – на 8,7% до 1,95 тыс. TEU.

Доля перевалки контейнеров портами Балтийского бассейна составляет 50,1%, Дальневосточного – 30,9% от общего контейнерооборота РФ.

По итогам 2014 года контейнерооборот портов России составил 5,28 млн. TEU: экспорт – 2,3 млн TEU, импорт – 2,29 млн TEU, транзит – 100,5 тыс. TEU, каботаж – 586 тыс. TEU.

 

Инвесторы из Китая намерены вложить $300 млн в строительство порта в Хабаровском крае

Инвесторы из Китая - представители нефтехимической компании «Баота» - посетили предполагаемое место строительства порта в бухте Курикша в городе Советская Гавань (Хабаровский край).

Планируемый объем инвестиций в проект перевалочного терминала в портовой особой экономической зоне (ПОЭЗ) – 300 млн долларов, сообщили в пресс-службе правительства региона.

«Китайская нефтехимическая компания «Баота» намерена построить на территории Советско-Гаванской ПОЭЗ портовый терминал для перевалки как нефтепродуктов, так и других групп коммерческих товаров. Это одна из крупнейших компаний КНР, которая занимается производством высокооктановых марок бензина», - рассказали в пресс-службе, добавив, что представители компании остались довольны бухтой как местом строительства.

Соглашение о создании порта было подписано между китайской «Баота» и российской «Марин-Инвест» на Восточном экономическом форуме во Владивостоке. Предполагается, что строительство терминала потребует инвестиций в размере около 300 млн долларов, которые будут потрачены на инфраструктуру порта и железнодорожные пути к нему.

Ранее губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт, комментируя итоги ВЭФ, отметил, что при развитии Северного морского пути порты Хабаровского края получат преимущества в скорости доставки грузов в Европу за счет выхода на БАМ, а не на Транссиб.

Режим портовой особой экономической зоны предоставляет ее резидентам ряд преференций по налогам и административным процедурам.

 

Контейнерные порты Северной Европы перегружены и недогружены одновременно

Порты Северной Европы страдают одновременно от перегруженности и недостаточной загрузки, поскольку постановка на сервисы ультра больших контейнеровозов (ULCS) в условиях регулярных срывов графиков судозаходов дестабилизирует работу терминалов, сообщает Lloyd’s List со ссылкой на новый доклад Dynamar.

В ходе опроса представителей 17 портов, включающих 55 контейнерных терминала, выяснилось, что контейнерооборот в 2014 году вырос на 5% до 53 млн TEU. Суммарная мощность по состоянию на конец года составляла 86 млн TEU, т.о., коэффициент загрузки находился на уровне 62%.

В условиях недостаточной загрузки, терминалы страдают от регулярных заторов. Dynamar объясняет это противоречие неравномерностью трафика. По данным отчета, с начала года, почти треть из более 9900 контейнеровозов прибыли с отклонениями от графика.

В 2014 году лишь три из 31 североевропейских терминалов, обслуживающих суда на трейде Азия-Европа, были изначально рассчитаны на обслуживание контейнеровозов класса ULCS: Eurogate Container Termninal (Вильгельмсхафен); причал 8/9 (Феликстоу) под оперированием Hutchison; и Euromax (Maasvlakte I в порту Роттердам).

Проблема усугубляется увеличением размеров контейнеровозов, заходящих в порты Северной Европы. Первые суда вместимостью 18 тыс TEU судов были построены всего два года назад, но число таких судов уже к концу десятилетия превысит 100. И все они будут работать на сервисах между Азией и Европой.

В этих условиях операторы терминалов вынуждены идти на существенные инвестиции в покупку новых кранов и оборудования, необходимых для обработки ULCS.

Dynamar указывает, что для обработки таких судов как UASC Barzan требуется за два крана больше, чем для обычных 8-тысячников. Установка больших кранов со стрелкой для обработки ULCS требует также усиления причалов.

При этом, как отмечают аналитики Dynamar, эти инвестиции не могут быть компенсированы через увеличение стивидорных тарифов, так как судоходные линии предпочитают транслировать получаемую на эффекте масштаба экономию грузоотправителям через снижение фрахтовых ставок.

 

АРКТИКА

Гидрографы СФ уточнят границы континентального шельфа России в Арктике

Комплекс океанографических исследований в районе островов Визе, Ушакова, Шмидта и архипелага Северная Земля проведет гидрографическое судно «Визир» Северного флота (СФ), вышедшее накануне в Баренцево море. Об этом сообщил представитель СФ капитан 1 ранга Вадим Серга.

«Перед гидрографической экспедицией стоит важнейшая государственная задача: уточнение координат точек, определяющих географическое положение исходных линий для отсчета ширины территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом океане», – уточнил он.

По его словам, экспедиция подобного уровня проводится впервые в истории ВМФ России. Североморским гидрографам предстоит выполнить изучение рельефа дна в арктических районах, удаленных от основных пунктов базирования Северного флота. Съемки будут проводиться с помощью современной аппаратуры, в том числе многолучевого эхолота.

Кроме того, экспедиция займется сбором актуальных сведений для внесения корректуры в навигационные морские карты, руководства и пособия для плавания. Важной задачей также является уточнение состояние инфраструктуры на арктических островах.

Планируется что комплекс работ гидрографического судна «Визир» будет завершен уже к середине октября.

 

США досталась в Арктике роль наблюдателя

Правительство США впервые со времен холодной войны выделило аналитиков для постоянной разведки в Арктическом регионе. По неофициальным данным, ее объектом являются российские военные.

Наблюдатели называют это очередным этапом в подготовке к битве за Арктику, но в данный момент у России есть серьезное конкурентное преимущество, пишет Los Angeles Times.

По данным американского издания, за последний год разведка США выделила аналитиков для постоянной работы по проблемам Арктики, все они действуют под эгидой управления директора Национальной разведки.

Отмечается, что США делают ставку на спутники-шпионы, наблюдающие за арктическими районами, и на данные, получаемые с глубоководных сенсорных мониторов ВМС. Издание также сообщает, что разведывательные службы США работают в тесном контакте с соответствующими структурами Канады и Норвегии.

«Усилия американской разведки в первую очередь направлены на получение информации о военном строительстве России в северных широтах», – рассказал газете источник в американских разведывательных кругах.

На официальном уровне Вашингтон делает противоположные заявления: на прошлой неделе спецпредставитель США по делам Арктики адмирал Роберт Папп заявил, что не видит повода для беспокойства в связи с военной активностью России в регионе. По его словам, США надеются продолжить сотрудничество с Россией по вопросам Арктики.

В начале сентября присутствием в регионе озаботился президент США Барак Обама, заявивший о необходимости ускорить строительство новых ледоколов для американской береговой охраны: «Я объявляю о предложении ускорить строительство по меньшей мере еще одного дополнительного тяжелого ледокола, а также работать с Конгрессом, с тем чтобы создать достаточно большой флот, который будет соответствовать нашим экономическим задачам и потребностям в области безопасности», – заявил Обама, выступая на Аляске.

Американское интернет-издание Vocativ привело тогда статистику, согласно которой Россия является мировым лидером по количеству судов такого класса, а США в этом списке занимают лишь пятое место, уступая также Швеции, Финляндии и Канаде. По этой причине США проигрывают России в гонке за Арктику, констатировали авторы.

 

Новосибирские ученые доказали двукратное образование Арктики

Ученые института нефтегазовой геологии и геофизики и Новосибирского госуниверситета нашли подтверждение существования в древности полярного континента Арктида, сообщает пресс-служба НГУ.

«Анализ полученных данных показал, что в геологической истории было минимум два Арктических континента, а не один, как считалось ранее», - приводятся в сообщении слова одного из участников исследования, профессора кафедры общей и региональной геологии НГУ Дмитрия Метелкина.

Выводы построены на изучении древнего геомагнитного поля Земли, которое позволяет установить положение блоков земной коры, занимаемое ими в прошлом, поскольку магнитное поле «записывается» в горных породах.

Ученые проанализировали и обобщили палеомагнитные данные, собранные за 20 лет экспедиций в Арктике, прежде всего, в пределах островных архипелагов Северного Ледовитого океана.

Согласно выводам новосибирских ученых, в первый раз континент (Арктида-I) был образован миллиард лет назад и представлял собой часть древнего континента Родиния, объединявшего все известные к настоящему времени древние континентальные блоки.

«Около 750 млн лет назад суперконтинент Родиния распался. Арктида-I тоже была разбита на отдельные фрагменты, которые в основном дрейфовали на периферии Сибирского палеоконтинента, находившегося тогда вблизи экватора», - говорится в сообщении.

Второе рождение Арктиды произошло около 250 млн лет назад и было связано с суперконтинентом Пангея.

«Элементы Арктиды-II те же, что и прежде, но их взаимная конфигурация уже иная, и положение в структуре суперконтинента соответствует периферийной части, по сути, на современной Евразийской окраине», - отмечает Метелкин.

К остаткам древнего континента сегодня относятся Земля Франца-Иосифа, архипелаг Шпицберген, шельф Карского моря, включая архипелаг Северная Земля и северное побережье полуострова Таймыр, Новосибирские острова, шельф Восточно-Сибирского, Чукотского морей вместе с континентальными территориями Чукотки и северной Аляски, островные структуры Северной Америки, включая острова Элсмир и другие вблизи Гренландии.

 

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

Глава РЖД анонсировал тарифную реформу

ОАО «РЖД» планирует за три месяца «выработать новые тарифы» на грузоперевозки, сообщает «КоммерсантЪ» со ссылкой на заявление главы монополии Олега Белозерова.

По его словам, в целом работа над тарифной системой может занять полтора года. Заявление прозвучало в ходе Восточного экономического форума после поручения Владимира Путина «подготовить конкретные меры» по снижению транспортных издержек бизнеса на Дальнем Востоке «в рамках текущего бюджета». Конкретизировать планы РЖД Олег Белозеров не стал.

Индексация тарифов РЖД в 2015 году была выше, чем у других госмонополий (10% против 7,5%), и вызывала недовольство грузоотправителей. С начала года РЖД ввела также экспортную надбавку в 13,4% в рамках «тарифного коридора», ее снизили только на перевозки энергоугля – до 1,4%, металлургам добиться скидок не удались.

В ФАС заявили, что поддерживают инициативу Олега Белозерова и давно выступают за коррекцию как прейскуранта монополии, так и подходов к его формированию. Срок в полтора года там назвали приемлемым, уточнив, что в последнее время детально тему не обсуждали, и пока сложно сказать, за счет чего можно изменить тарифы. В Минтрансе на запрос «Ъ» не ответили.

Источники среди железнодорожных операторов в качестве основного пожелания в отношении реформы тарифов указывают на гибкость внутри тарифного коридора, оперативное реагирование на рыночную ситуацию. Согласование изменений занимает много времени и уровень тарифа перестает отвечать текущей ситуации, поясняют они. Участники рынка отмечают снижение конкурентоспособности железной дороги из-за высоких тарифов, а также полагают, что стоит изменить устаревший принцип грузов по классам.

В свою очередь, совет потребителей услуг РЖД при правкомиссии по транспорту предлагает либерализацию локомотивной тяги с тем, чтобы к 2018 году на монополию приходилось около 80% перевозок. Также предлагаются долгосрочные тарифы и параметры «сетевого контракта» (возмещение государством РЖД разницы между установленным и экономически обоснованным тарифом на участке), а в 2018-2020 годах - сохранение за РЖД инфраструктурной деятельности с передачей перевозок дочерней структуре.

 

РЖД предлагает консолидировать вагонный парк в рамках целевой модели развития рынка

РЖД совместно с Минэкономики разработает «дорожную карту» повышения эффективности монополии. Об этом вчера заявил глава Минэкономики Алексей Улюкаев, сообщает «КоммерсантЪ». По его словам, обсуждается тарифообразование и реструктуризация монополии.

Активизация интереса Минэкономики к РЖД предваряет завершение работы над целевой моделью развития рынка железнодорожных перевозок. Министерство должно выпустить к 1 октября сводный документ. Сейчас он находится в разработке, а основной задачей целевой модели будет создание «сбалансированного рынка перевозок» с учетом  мнения всех заинтересованных сторон, уточнили в Минэкономики.

РЖД представил в рамках целевой модели предложения, разработанные Институтом проблем естественных монополий (ИПЕМ). Ключевая идея РЖД не нова и полностью противоречит реализовывавшейся до сих пор реформе железнодорожного транспорта: монополия хочет обратно консолидировать вагонный парк России, сейчас принадлежащий множеству, в основном, частных операторов, сделав его «обезличенным». В то же время РЖД надеется предотвратить возвращение полного госрегулирования тарифов, как это было до реформы.

Основные возможные направления дальнейшей либерализации железнодорожного рынка, в первую очередь, появление частной локомотивной тяги и альтернативных перевозчиков, РЖД надеется, наоборот, отсрочить. В модели подчеркивается, что рассматривать их следует только по итогам соответствующих пилотных проектов, которых пока нет даже в планах. Но если вообще задумываться о конкуренции перевозчиков, то, по мнению монополии, только в рамках модели «за маршрут».

По словам источников, замечаний к модели, разрабатываемой еще при Якунине, со стороны нового руководства РЖД пока не поступало. Альтернативную модель разработал совет потребителей ОАО «РЖД». Она предполагает либерализацию к 2018 году как минимум 20% рынка перевозок и разделение в дальнейшем инфраструктурной и перевозочной деятельности РЖД с выделением из него «гарантирующего перевозчика». Глава совета Сергей Мальцев сообщил, что пока не знаком с деталями модели ИПЕМа, подчеркнув, что имеются расхождения в ключевых параметрах,

По мнению аналитиков, модель ИПЕМа вообще не учитывает интересы грузовладельцев и строится на «ущербной логике», в основе которой не интересы участников рынка, а «неизмеримые показатели типа технологической эффективности, по которым ОАО «РЖД» периодически меняет схемы и методы расчета». В отличие от предложений совета, в котором имеются новые идеи, документ ИПЕМа «совершенно оторван от реальности», считают они.

 

Инвестпрограмма РЖД на 2016 год запланирована в объеме 430 млрд рублей

Инвестпрограмма ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) на 2016 год запланирована в объеме 430 млрд рублей, говорится в проекте финансового плана компании.

В РЖД эту информацию не комментируют.

При этом проект инвестиционного бюджета РЖД на период 2015-2017 годов, подготовленный в ноябре 2014 года, предусматривал инвестпрограмму на 2016 год на уровне 486,6 млрд рублей.

Инвестпрограмму на 2015 год РЖД уже увеличили с 414 млрд рублей до 427 млрд рублей за счет реализации инфраструктурных проектов. Как сообщалось ранее, в числе приоритетных проектов РЖД на 2015 год - развитие Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, Московского железнодорожного узла, снятие инфраструктурных ограничений по всей сети железных дорог, обеспечение безопасности и обновление парка тягового и подвижного состава.

 

В Бюллетене использована авторская информация издательства «Морские вести России», а также сайтов Президента РФ, Председателя Правительства РФ, ГД РФ, Минтранса, Российской газеты, Росморречфлота, ТАСС, РИА Новости, ИА Regnum, Ведомостей, Известий, агентства Прайм, АТН и других.

 

Все новости, включая самые последние, на сайте издательства «Морские вести России» www.morvesti.ru

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ