Бюллетень новостей №27 (137) с 11 по 17 июля 2015 - Морские вести России

Бюллетень новостей №27 (137) с 11 по 17 июля 2015

Бюллетень новостей

ВЛАСТЬ

Правительство внесло изменения в перечни пунктов пропуска через госграницу РФ

Правительство внесло изменения в перечни пунктов пропуска через государственную границу России. Соответствующее постановление, подписанное премьер-министром Дмитрием Медведевым, опубликовано на сайте правительства.

В пояснении кабмина говорится, что в настоящее время определены два перечня пунктов пропуска через госграницу. Одни предназначены «для ввоза на территорию России товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и других грузов, представляющих опасность для человека». Другие – для «пищевых продуктов, материалов и изделий».

«Подписанным постановлением в эти перечни включены пункты пропуска, расположенные на территории Крымского федерального округа и Калининградской области, а также из перечней исключены отдельные пункты пропуска, через которые такие товары ввозятся в незначительных объёмах», – отмечается в документе.

В первый перечень включены: автомобильный пункт пропуска Мамоново II (Калининградская область), железнодорожный пункт пропуска Армянск и морской пункт пропуска Феодосия (Крымский федеральный округ). Также из этого перечня исключены автомобильный пункт пропуска Хандагайты (Боршо) (Республика Тыва) и смешанный пункт пропуска Поярково (Амурская область).

Второй перечень дополнен автомобильными пунктами пропуска Армянск, Джанкой и Перекоп, железнодорожными пунктами пропуска Армянск и Джанкой, воздушным пунктом пропуска Симферополь и морскими пунктами пропуска Евпатория, Керчь и Севастополь (Крымский федеральный округ). При этом из перечня исключены автомобильный пункт пропуска Ровеньки (Белгородская область) и морской пункт пропуска город Кронштадт, остров Котлин, пункт База Литке (Ленинградская область).

«Принятые решения направлены на развитие экономики Крымского федерального округа и Калининградской области, обеспечение жителей Республики Крым и города Севастополя продуктами питания, а также оптимизацию надзорной деятельности в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации», - говорится в пояснении кабмина.

 

Кабмин внес ряд объектов в схему территориального планирования в области транспорта

Правительство РФ дополнительно включило строительство пяти морских терминалов в Хабаровском и Приморском краях, а также в Ленинградской области в схему территориального планирования в области транспорта.

Постановление об этом за подписью премьер- министра Дмитрия Медведева опубликовано сегодня на сайте кабмина.

Речь идет о строительстве морского терминала для перегрузки угля в районе мыса Бурный, морского терминала для перевалки нефтехимических грузов в заливе Восток, морского терминала для перевалки угля в районе мыса Открытый, морского терминала для перевалки сжиженного природного газа (СПГ) в районе Владивостока и терминала по производству и перегрузке СПГ морского порта Высоцк в Ленинградской области.

Эти объекты также включены в карту планируемого размещения объектов федерального значения.

«Принятые решения обеспечат органам государственной власти и органам местного самоуправления возможность принимать решения о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую, о разработке документации по планировке территории в целях создания объектов федерального значения и выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства», – говорится в пояснении правительства.

 

Росморречфлот прокомментировал заявление главы Счетной палаты РФ о росте дебиторской задолженности

Росморречфлот прокомментировал заявление главы Счетной палаты РФ о росте дебиторской задолженности. Обращение агентства опубликовано на официальном сайте Росморречфлота.

В соответствии с сообщением Счетной палаты РФ дебиторская задолженность Федерального агентства морского и речного транспорта в течение 2014 года выросла в несколько раз и составила на 01.01.2015 г. 25,6 млрд.  руб. против 5,4 млрд. руб. на 01.01.2014 г., при этом основная доля указанной задолженности состоит из авансов, выданных в рамках государственных контрактов.

Следует отметить, что в 2014 году изменился порядок исполнения федерального бюджета по расходам, связанным с осуществлением капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, что и стало фактором указанного «роста». В связи с выходом постановления Правительства РФ от 09.01.2014 г. №13 «Об утверждении правил осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации за счет средств федерального бюджета» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.03.2014 N 211, от 03.12.2014 N 1298) и совместного письма Минфина России N 02-02-005/58618 и Федерального Казначейства России N 42-7.4-05/5.1-897 от 31.12.2013. В соответствии с новыми требованиями в 2014 году был осуществлен переход на финансирование капитальных вложений с переносом федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными Росморречфлоту, сумм по ранее выданным авансам со статьи «Финансовые вложения» на статью «Дебиторская задолженность». Кроме того, в 2014 году не начиналась реализация столь крупных проектов, предусматривающих выдачу авансов в размере 20 млрд руб.

Росморречфлот в настоящее время выступает государственным заказчиком по ранее начатым проектам строительства объектов морских портов, в том числе порта Санкт-Петербург и арктического порта Сабетта, дизель-электрических ледоколов мощностью 16 МВт и 25 МВт и других приоритетных проектов, включенных в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», большинство из которых имеет длительность более одного года. Авансы по указанным государственным контрактам выданы в течение предшествующих лет (2011, 2012 и 2013 годов) в соответствии с действующим законодательством.

В случае применения сопоставимого методологического подхода (т.е. пересчета размера дебиторской задолженности на конец 2013 года исходя из требований 2014 года) дебиторская задолженность за 2014 год фактически сократилась с 29,1 до 25,6 млрд. руб., а по состоянию на 01.07.2015 по предварительным данным составила 24,0 млрд. руб. в связи с завершением работ по объектам на внутренних водных путях Российской Федерации.

 

Министерство по делам Крыма ликвидировано, а его функции переданы Минэкономразвития

Президент России Владимир Путин в среду подписал указ об упразднении министерства по делам Крыма в связи с завершением переходного периода. Текст указа опубликован на сайте Кремля.

«В связи с завершением переходного периода, предусмотренного Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», а также в целях оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти постановляю: Упразднить а) министерство Российской Федерации по делам Крыма; б) Государственную комиссию по вопросам социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя», – говорится в документе.

Функции упраздняемого министерства передаются Минэкономразвития РФ.

Кроме того, указом президента правительству РФ поручается образовать правительственную комиссию по вопросам социально-экономического развития Республики Крым и города Севастополя. Комиссия будет выполнять функции упраздняемой Государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Республики Крым и города Севастополя, говорится в документе.

Указ вступает в силу со дня его подписания.

 

В Кремле довольны состоянием дел в рыбной отрасли, но тема будет обсуждена на президиуме Госсовета

Одно из ближайших заседаний президиума Госсовета, которое проведет президент России Владимир Путин, будет посвящено развитию рыбохозяйственного комплекса страны. По оценке специалистов, готовящих доклад главе государства, «рыбная отрасль вышла из затяжного кризиса и начала развиваться».

Как сообщает сайт Кремля, помощник президента, секретарь Госсовета Игорь Левитин провел заседание рабочей группы по подготовке к заседанию президиума Госсовета. Рабочей группой руководит временно исполняющий обязанности губернатора Сахалинской области Олег Кожемяко.

Он доложил, что во время подготовке доклада президенту «проанализировано более 300 предложений федеральных министерств, ведомств, общественных и профсоюзных организаций, банков, торговых сетей, субъектов РФ и хозяйствующих субъектов». По мнению экспертов, «основные узкие места развития отрасли – это оценка текущего состояния отрасли и базовых принципов регулирования, установленных в 2007-2008 годах; состояние рыбопромыслового флота; проблемы береговой переработки; развитие портовой инфраструктуры; доступность рыбопродукции для населения.

Высказанные на заседания замечания будут учтены в окончательной редакции доклада, который представят главе государства на заседании президиума Государственного совета.

 

НОВОСТИ КОМПАНИЙ

ОСК передала контрольный пакет ДЦСС консорциуму с участием «Роснефти»

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) передала контрольный пакет ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (ДЦСС) совместному предприятию «Современные технологии судостроения» (СТС), которое на паритетных началах принадлежит «Роснефти» и Газпромбанку.

Об этом сообщил глава ОСК Алексей Рахманов. Отвечая на вопрос о передаче пакета ДЦСС, он сказал: «Да, фактически передали. Это случилось в прошлый четверг».

ДЦСС после завершения передачи акций будет принадлежать на 25% ОСК, еще на 75% – СП СТС, еще одна акция ДЦСС остается у Росимущества.

Первоначально верфь «Звезда» строила исключительно ОСК, впоследствии было принято решение сформировать консорциум и выделить несколько активов, входящих в ОСК, а также «Звезду» в ДЦСС.

Ранее сообщалось, что консорциум частных инвесторов во главе с Газпромбанком и «Роснефтью» весной практически вступил в права операционного контроля за предприятием.

 

Gunvor продал долю в «Усть-Луга Ойл» Андрею Бокареву

Gunvor Group продала 74% нефтепродуктового терминала ОАО «Усть-Луга Ойл» структуре Андрея Бокарева, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на нефтетрейдера. У прежних акционеров Gunvor, Торбьорна Торнквиста и менеджмента, остались 26%. Сумма сделки не раскрывается.

Терминал «Усть-Луга Ойл» начал перевалку темных нефтепродуктов в 2011 году, светлых – еще через два года. Его проектная мощность составляет 30 млн тонн нефтепродуктов в год. В 2014 году объем перевалки нефтепродуктов составил 23,6 млн тонн, увеличившись на 40%. По данным Gunvor, инвестиции в строительство  терминала составили около 1 млрд долларов.

Полтора года назад 44% акций Gunvor принадлежали Геннадию Тимченко, но он продал свой пакет в марте 2014 года - за день до введения в отношении него санкций США. Андрей Бокарев стал партнером Геннадия Тимченко еще до истории вокруг трейдера. В 2012 году он вместе с Искандаром Махмудовым купил 13% акций крупного железнодорожного оператора «Трансойл». Доля господина Тимченко при этом сократилась до 80%, оставшиеся 7% – у одного из собственников «Н-Транса» Андрея Филатова.

Эксперты оценивают терминал с учетом долговой нагрузки ( на 1 января – 32,9 млрд рублей) на уровне 80-100 млрд рублей. По их мнению, с учетом доли бизнесмена в  «Трансойле» «Усть-Луга Ойл» обеспечит определенный «синергетический эффект»: оператор может предлагать клиентам и железнодорожную перевозку, и перевалку в порту, а терминал сможет повысить уровень загрузки за счет привлечения дополнительных объемов от оператора.

 

«Сумма» отказалась от строительства нефтянного терминала в Роттердаме

Контролируемая группой «Сумма» компания Shtandart и порт Роттердама вчера расторгли контракт на строительство нефтяного терминала Tank Terminal Europoort West (TEW), сообщают «Известия» со ссылкой на два источника, близких к сторонам сделки.

По словам источников издания, закрытие проекта связано с изменившейся конъюнктурой рынка в Европе, а также с «поворотом на Восток» российской компании. С одной стороны, значительные объемы российской нефти теперь перенаправляются из Европы в Китай, а с другой – сам европейский рынок нефтепереработки переживает не лучшие времена. Источники не исключают, что через несколько лет ситуация может измениться, и порт может снова выставить участок на торги.

Стороны завершают проект без конфликта и в хороших отношениях, подчеркивает источник. По его словам, группа «Сумма» теоретически может подать заявку на новый конкурс, однако это будет зависеть от его условий и сложившейся конъюнктуры рынка. В Роттердаме у группы останется бункеровочный бизнес. В пресс-службе группы отказались от комментариев, отметив, что официальное сообщение будет в ближайшее время.

Право строительства терминала в порту Роттердама Shtandart получила в 2011 году, победив на тендере конкурентов: голландскую Vopak, китайские BrightStart и Sinopec, а также российскую Global Ports. В 2013 году порт передал Shtandart участок под строительство терминала площадью 55 га в долгосрочную аренду. К 2015 году были получены все разрешения на строительство терминала. Мощность терминала должна была составить 3 млн кубометров единовременного хранения, совместные инвестиции в проект оценивались в сумму, близкую к 1 млрд долларов.

Эксперты называют логичным решение «Суммы» отказаться от проекта. По их мнению, с учетом санкций довольно логично выйти из проекта в Роттердаме, перенаправив инвестиции на  реализацию гораздо менее рискованных проектов.

В качестве еще одной причины закрытия проекта эксперты называют отказ российского правительства от продвижения за   рубежом российской марки нефти Urals, хабом для которого должен был стать Роттердам. Однако из-за внешнеполитической ситуации проект пришлось заморозить.

 

Группа «Дело» завершила консолидацию стивидорных активов

Группа «Дело» завершила процесс консолидации стивидорных активов (DeloPorts Limited) в ООО «ДелоПортс» (Новороссийск), говорится в сообщении группы.

«Структурно в «ДелоПортс» будут по-прежнему входить контейнерный терминал НУТЭП, зерновой терминал КСК и бункеровочная компания ТОС», – отмечается в сообщении.

Группа также анонсировала ряд проектов по расширению мощностей терминалов, о чем подробней будет объявлено осенью.

Генеральным директором ООО «ДелоПортс» назначен Игорь Яковенко (до 2012 года возглавлял нефтепродуктовый терминал компании).

Ранее президент и основатель группы «Дело» Сергей Шишкарёв выкупил 10% акций DeloPorts у бывшего президента DeloPorts Тимофея Телятника. «Решение о продаже доли в компании было принято по взаимному согласию, условия сделки устроили обе стороны», – отметили в группе.

Как сообщалось ранее о планах группы «Дело» по строительству в порту Новороссийск глубоководного причала для приема судов океанского типа. «В этом году начнем строительство нового причала на контейнерном терминале. Данный причал позволит принимать контейнерные суда вместимостью более 5 тыс тонн», – рассказал в марте член Совета директоров компаний «Зерновой терминал «КСК» и «Контейнерный терминал НУТЭП» Дмитрий Паньков. По его словам, в текущем году также планируется начать дноуглубительные работы на зерновом терминале, предусматривающие увеличение глубин с существующих 12,4 до 15,6 метров.

По словам начальника перевалочного комплекса «Зернового терминала «КСК» Сергея Алексеева, до 2017 года предполагается увеличить пропускную способность терминала до 5 млн тонн ежегодно (в 2014 году 2,9 млн тонн – прим.). «Это будет сделано за счет строительства дополнительного пункта приема зерна с автомобилей и ж/д вагонов, четырех дополнительных силосов и новой лаборатории», - отметил Алексеев.

 

Арбитраж вывел ОАО «Астраханский порт» из-под контроля иностранных инвесторов

13 июля 2015 года Двенадцатый арбитражный апелляционный суд поставил точку в долголетнем судебном разбирательстве по иску ФАС России к иранским компаниям «Хазар Си Шиппинг Лайнз», «Саус Уэй Шиппинг Эдженси» и компании «Азорес Шиппинг Компани Эл.Эл.ЭфЗэтИ» из Арабских Эмиратов, которые в 2011 году в результате совершения сделок установили контроль над ОАО «Астраханский порт».

Апелляционная судебная инстанция подтвердила законность решения Арбитражного суда Астраханской области по исковому заявлению ФАС России 2012 года о признании этих сделок недействительными. Как отметили в федеральной службе, данные инвестиции противоречили Федеральному закону №57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», так как были предварительно не согласованы с государственным регулятором. Иностранные компании ходатайства не подавали.

В связи с этим в 2012 году ФАС России обратилась в Арбитражный суд Астраханской области с исковым заявлением о признании совершенных сделок недействительными. Суд признал иск ФАС обоснованным и удовлетворил его. Однако, иностранные компании не согласились с этим решением и обжаловали его.

«Можно сказать, что в этом многолетнем споре нам удалось поставить точку, – отметил начальник Управления контроля иностранных инвестиций ФАС России Армен Ханян, – и в результате деятельность иностранных компаний будет приведена в полное соответствие с требованиями российского законодательства».

Администрация города Астрахани уже несколько лет проводит политику по вытеснению грузовой работы порта из городской черты. Всем 15 стивидорным компаниям, работающим на территории Астраханского порта, предлагается в качестве стратегического развития перебираться на территорию порта Оля или другие площадки.

 

СУДОХОДСТВО

Судовладельцы могут получить право сами обслуживать маломерные суда

МЧС РФ планирует в 2015 году возложить полномочия по контролю за состоянием маломерных судов на судовладельцев, заявил глава ведомства Владимир Пучков.

«Мы шаг за шагом реализуем программы и упрощаем все вопросы технического обслуживания, ремонта маломерных судов и контроля за их техническим состоянием», – сказал Пучков в ходе рабочего визита в Италию.

«В перспективе, мы планируем вообще отменить контроль за состоянием маломерных судов и возложить эти полномочия на судовладельцев, чтобы они самостоятельно реализовывали все вопросы безопасности плавания и отвечали за жизнь людей, которых они перевозят», – подчеркнул он.

По словам министра, сделать это планируется до конца 2015 года.

«Мы уже сделали очень много – упростили правила подготовки судоводителей, отменили обязательное обучение на курсах, предоставив человеку возможность самостоятельно выбирать форму и методы обучения, упростили процедуры сдачи всех экзаменов и получения всех необходимых документов», – сказал Пучков.

 

Госрегулирование цен на перевозки между Крымом и Краснодарским краем вводится с сентября

Правительство РФ утвердило правила государственного регулирования цен на морские перевозки между портами Крыма и Краснодарского края. Соответствующее постановление размещено на сайте кабмина. Госрегулирование вводится с 1 сентября 2015 года.

«Утверждены правила государственного регулирования цен (тарифов) на услуги по перевозке пассажиров, багажа, автомобильных транспортных средств, железнодорожного подвижного состава с использованием судов, обеспечивающих сообщение между морскими портами Республики Крым, города Севастополя и морскими портами Краснодарского края, и на связанные с такими перевозками дополнительные услуги и перечень этих услуг», - говорится в сообщении.

Кроме того, определены правовые основы госрегулирования тарифов на перевозки и связанные с ними дополнительные услуги, а также основы ценообразования на эти услуги.

 

МЭР: РФ и Иран могут начать грузовые паромные перевозки зерна и стройматериалов по Каспию

Россия и Иран могут начать грузовые паромные перевозки через крупнейшие порты Каспия, в том числе через Махачкалу, 15 терминалов в Астрахани,  сообщили в Минэкономразвития РФ.

На прошлой неделе министр транспорта Максим Соколов заявлял, что российское правительство рассматривает организацию грузовых паромных перевозок через Каспийское море в Иран после снятия санкций с этой страны. По его словам, грузы из Ирана могли бы доставляться в порт Оля в  Астраханской области, который заработал в полном объеме в прошедшем году, или вверх по Волге до нового мультимодального логистического комплекса в Свияжске в Татарстане.

«Такой вопрос обсуждается, так как сейчас отсутствие прямого железнодорожного сообщения между Ираном и европейской частью РФ сказывается на торговле. При этом речь идет не только о частном порте Оля, но и о различных крупных портах РФ на Каспии, в том числе Махачкале, около 15-ти портов в Астрахани, которые планируются к  использованию в доставке грузов из Ирана», – заявили в МЭР.

Предполагается, что из Ирана по этому маршруту могут поставляться стройматериалы, в Иран - зерновые.

Сотрудничество в этой сфере обсуждается в рамках рабочей группы по транспорту российско-иранской межправкомиссии. Предполагается использование механизма  государственно-частного партнерства. «ГЧП - это эффективный инструмент обновления оборудования портов и акватории», – заявили в МЭР, добавив, что одной из компаний, которая может принять участие в этом логистическом проекте, является ирано-российское совместное предприятие «Ирсотр».

 

Ставки на перевозки из Азии в Европу возобновили снижение после двух недель роста

Спотовые фрахтовые ставки на маршрутах контейнерных перевозок из Азии в Европу и Средиземноморье начали вновь снижаться после роста на протяжении двух предыдущих недель на фоне улучшения экономической ситуации и повышения эффективности работы крупнейших портов.

Согласно последним значениям шанхайского контейнерного индекса (SCFI), на прошлой неделе спотовые ставки на трейде Азия-Европа снизились на 20% до 699 долларов США за TEU (эквивалент стандартного 20-футового контейнера), что на 36% менее значения индекса за тот же период 2014 года и на 60% ниже чем в начале года.

Индекс ставок на перевозку контейнеров из Азии в порты Средиземноморья снизился на 21,6% до 737 долларов за TEU.

Рост на протяжении двух предыдущих недель породил надежду, что проведенное общее увеличение ставок (GRI) и широко практикуемая отмена рейсов возымели, наконец, эффект. Однако, переломить то, что Drewry охарактеризовал как «токсичная смесь переизбытка мощностей, слабого спроса и агрессивного ценообразования», перевозчикам не удалось.

Индекс ставок на перевозку контейнеров из Азии в порты западного побережья США снизились на 10% на этой неделе до 1,280 доллара за FEU. Ставки до портов восточного побережья были чуть более стабильны и снизились всего на 5% до 2,812 долларов за FEU.

Аналитики считают особенно тревожным то обстоятельство, что увеличения ставок не удалось добиться в период начала традиционного высокого сезона.

Drewry предупреждает о мощном влиянии на уровни ставок ввода в эксплуатацию 10-15 мегаконтейнеровозов ежемесячно, что вызывает перераспределение судов на сервисы, обслуживающие перевозки из Азии в Америку и на Ближний Восток. По данным агентства, портфель заказов на суда для перевозки контейнеров с начала года увеличился еще на 1,14 млн TEU.

По данным Alphaliner, количество простаивающих контейнеровозов вместимостью более 500 TEU за последние две недели возросло с 82 до 108 единиц.

Перевозчики намерены предпринять очередную попытку GRI на трейде Азия-Европа, чтобы добиться улучшения рентабельности на фоне пусть слабого, но роста объемов начала пикового сезона перевозок. С 1 августа UASC объявила об увеличении ставок на 975 долларов за TEU и 1,950 долларов за FEU. MOL,CSCL и «K» Line увеличат ставки на перевозки из Азию в Северную Европу и Средиземноморье на 1000 долларов за TEU, CMA CGM - на 950 долларов за TEU.

 

Maersk прогнозирует 10-процентный рост объема перевозок на сервисах в Восточной Африке

Группа компаний AP Moller-Maersk прогнозирует увеличение объема перевозок на сервисах в Восточной Африке на 10% в текущем году на фоне улучшения экономической ситуации в регионе и повышения эффективности работы крупнейших портов.

«В Восточной Африке мы наблюдаем стабилизацию политической ситуации, рост среднего класса, развитие инфраструктуры и запасы нефти, которые должны стать драйверами этого роста» - сообщил в интервью Bloomberg управляющий директор Maersk в Восточной Африке Стив Фелдер.

По словам Фелдера, в прошлом году контейнерооборот Maersk в регионе составил 380 тыс TEU (эквивалент стандартного 20-футового контейнера) или 35% от всего рынка.

Около 65% грузов оператора переваливается через порт Момбаса (Кения), 35% проходят через Дар-эс-Салам (Танзания). Maersk также работает через меньшие порты, такие как Занзибар и Танга (Танзания).

В общей сложности на Восточную Африку приходится 15 % всех объемов Moller-Maersk на континенте

 

СУДОСТРОЕНИЕ

ОСК рассчитывает получить прибыль по итогам 2015 года

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) планирует получить чистую прибыль по итогам 2015 года. Об этом сообщил глава ОСК в эфире телеканала «Россия 24» Алексей Рахманов.

«Плюсовые показатели у нас, в наших целях, сохраняются, потому что, во-первых, мы имеем достаточно уверенную базу, мы не потеряли ни одного из наших иностранных заказчиков, поэтому у нас будет доходная часть в иностранной валюте. С этой точки зрения, возможно, наши ожидания по финансовому  результату в 2015 году могут оправдаться», – сказал он.

Рахманов также отметил, что ОСК не планирует сокращений в свете кризисных явлений. «Оптимизации производства и сокращений мы не предполагаем. Напротив, у нас есть  потребность приблизительно в 4-5 тыс профессиональных рабочих. Объем заказа, который мы имеем, позволяет быть уверенным в загрузке большинства предприятий до 2018-2020  года, мы постоянно работаем над пополнениемкниги заказа, в первую очередь для гражданского судостроения», – добавил глава ОСК.

Рахманов напомнил, что ОСК закончила 2014 год с  прибылью, и ОСК впервые с момента образования выплатила дивиденды.

 

Одиннадцатый танкер проекта RST22M «Поэт Габиль» сдан в эксплуатацию

1 июля 2015 года группа компаний Палмали приняла в эксплуатацию одиннадцатый продуктовоз – химовоз смешанного река-море плавания «Волго-Дон макс» класса дедвейтом около 7100 тонн проекта RST22M «Поэт Габиль». Проект RST22M (третья серия «Армад») разработан Морским Инженерным Бюро.

Двадцать пять танкеров типа «Армада» первой серии и типа «Новая Армада» второй и третьей серии успешно эксплуатируются «Палмали» на смешанных река-море перевозках с российских речных портов мазута, дизельного топлива, других нефтепродуктов и растительных масел, а также на морских перевозках в Каспийском, Черном, Средиземном, Балтийском и Северном морях, включая рейсы вокруг Европы и в Ирландское море зимой. Еще три находятся на разной степени готовности в постройке на двух заводах.

Суда третьей серии (десять из них уже в эксплуатации) является логическим продолжением танкеров проекта 005RST01, известных как «Армады» первой серии, ранее спроектированных Морским Инженерным Бюро для группы компаний «Палмали» и построенных на верфях «SELAH» и «ADA» в Тузле (Турция) в 2002-2006 годах и модификацией второй серии танкеров проекта RST22, строившихся нижегородским заводом «Красное Сормово» в 2008-2009 годах. Всего ранее было построено десять судов типа «Армада» проекта 005RST01 и семь судов типа «Новая Армада» проекта RST22 (из них для Палмали – пять).

Отличительной особенностью судов проектов RST22M, RST22, 005RST01 и RST12 является использование в качестве единых средств движения и управления полноповоротных винто-рулевых колонок, отсутствие продольной переборки в ДП, применение погружных насосов, полное отсутствие набора в грузовых танках, развитый тронк.

Суда удовлетворяют габаритам Волго-Донского судоходного канала и Волго-Балтийского пути. Габаритная длина судна проекта RST22M составляет 139,95 м, ширина судна - 16,6 м, высота борта - 6,0 м.

Суда относятся к танкерам «Волго-Дон макс» класса.

В сравнении с первой серией «Армада» танкера нового проекта имеют усиленную морскую функцию, увеличенный на 750 тонн дедвейт в морских условиях и повышенную вместимость грузовых танков при сохранении возможностей в реке.

 

МОРСКИЕ ПОРТЫ

Путин подписал закон «О свободном порте Владивосток», который создается на 70 лет

Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон «О свободном порте Владивосток». Об этом сообщили сегодня в пресс-службе Кремля.

Закон «направлен на правовое регулирование отношений, связанных с созданием и функционированием свободного порта Владивосток», – пояснили в пресс-службе. Под свободным портом Владивосток «понимается часть территории Приморского края, на которой устанавливаются меры государственной поддержки предпринимательской деятельности в целях привлечения инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры, создания и развития производств, ориентированных на выпуск конкурентоспособной в государствах Азиатско-Тихоокеанского региона продукции, ускорения социально-экономического развития и повышения уровня жизни населения, проживающего на территории Дальнего Востока», - подчеркнули в Кремле.

Согласно федеральному закону, свободный порт Владивосток создается на семьдесят лет, но «предусматривается возможность продления данного срока, а также досрочного прекращения применения мер господдержки предпринимательской деятельности».

Финансовое обеспечение создания или модернизации объектов инфраструктуры на территории свободного порта осуществляется за счет средств внебюджетных источников с применением механизмов государственно-частного партнерства. Закон также предусматривает, что управление свободным портом Владивосток осуществляется наблюдательным советом, федеральным органом исполнительной власти, а также определенной правительством управляющей компанией.

Федеральным законом также определяются правовое положение резидентов свободного порта Владивосток и конкретные меры предоставляемой им господдержки. В частности, предусматриваются особенности регулирования имущественных, земельных, градостроительных и иных отношений, установление пониженных тарифов страховых взносов во внебюджетные фонды, а также особенности осуществления различного вида госконтроля и надзора, таможенного регулирования, медицинской, образовательной и иных видов деятельности на территории свободного порта Владивосток.

Путин также подписал еще один закон, которым вносятся изменения в Налоговый кодекс и тем самым предоставляются благоприятные налоговые условия для резидентов свободного порта Владивосток. В частности, налогоплательщикам предоставляется право на возмещение сумм НДС в заявительном порядке при наличии договора поручительства управляющей компании. Законом также предусмотрена «нулевая» налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, а также в размере не более 5% по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов РФ. «Указанные налоговые ставки применяются в течение пяти налоговых периодов, начиная с того, когда налогоплательщиком была получена первая прибыль от предпринимательской деятельности на территории свободного порта Владивосток», – уточнили в Кремле.

Кроме того, закон устанавливает, что размер налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, в течение следующих пяти налоговых периодов не может быть менее 10%.

О необходимости создания режима свободного порта во Владивостоке в своем Послании Федеральному Собранию заявил президент РФ в декабре прошлого года. «Можно предоставить Владивостоку статус свободного порта с привлекательным, облегченным режимом – как это уже сделано для Севастополя и ряда других портов в Крыму», – сказал Путин, обращаясь к представителям обеим палатам парламента.

Проект закона «О свободном порте Владивосток» был принятый Государственной Думой 3 июля и одобрен Советом Федерации 8 июля 2015 года.

 

Новороссийск лидирует по грузообороту среди морских портов России в I-м полугодии 2015 года

Грузооборот морских портов РФ по итогам января-июня 2015 года увеличился на 3,5% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года до 322,3 млн тонн.

ТАСС на основании данных Ассоциации морских торговых портов РФ составил рейтинг морских портов России по грузообороту.

Лидирующую строчку рейтинга по объемам перевалки грузов в январе-июне 2015 года занимает порт Новороссийск с оборотом 63,7 млн тонн. Рост к аналогичному периоду 2014 года составил 4,8%. Доля перевалки грузов в порту составляет 19,8% совокупного грузооборота морских портов РФ.

Порт Восточный, занимавший 5 позицию рейтинга по итогам января-июня 2014 года, в отчетном периоде увеличил грузооборот на 14,4% до 32,08 млн тонн, что позволило порту подняться на 3 позицию рейтинга. Порт Санкт- Петербург, снизив грузооборот на 12% до 26,26 млн тонн, опустился с 3 позиции по итогам января-июня прошлого года на 5 позицию в текущем году. Порт Туапсе поднялся с 8 на 7 позицию с оборотом 12,59 млн тонн (+16,3%), сместив порт Мурманск – 10,62 млн тонн (-6,8%) на 8 позицию.

В целом, по итогам января-июня 2015 года наибольший рост перевалки грузов показали порты: Геленджик – в 1,9 раза до 183,9 тыс. тонн, Беринговский – в 1,7 раза до 15,8 тыс. тонн, Темрюк – в 1,6 раза до 1,4 млн тонн, Онега - на 41,9% до 32,1 тыс. тонн.

Наибольшее снижение грузооборота в январе-июне 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года отмечено в портах: Сочи – на 94,7% до 3,8 тыс. тонн, Провидения – на 88,5% до 0,8 тыс. тонн, Зарубино – на 87,8% до 7 тыс. тонн, Анадырь – на 70% до 10 тыс. тонн, Охотск – на 50,9% до 3,8 тыс. тонн.

За отчетный период совокупный грузооборот первой 10 портов РФ составил 249,95 млн тонн грузов, что составляет 77,6% всего грузооборота морских портов России и превышает аналогичный период прошлого года на 4,4%. Из них сухих грузов перевалено 103,98 млн тонн (-0,4%), наливных – 145,98 млн тонн (+8,2%).

 

Большой порт Санкт-Петербург лидирует по контейнерообороту среди портов России в I-м полугодии 2015 года

Контейнероборот морских портов России по итогам января-июня 2015 года сократился на 26% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года до 1,99 млн TEU, в том числе: экспорт контейнеров составил 853,4 тыс. TEU (-27,5%), импорт – 817,2 тыс. TEU (-30,3%), транзит – 41,5 тыс. TEU (-25,7%), каботаж - 273,6 тыс. TEU (-0,6%).

ТАСС на основании данных Ассоциации морских торговых портов РФ составил рейтинг морских портов России по контейнерообороту.

Лидирующую строчку рейтинга по итогам января-июня 2015 года занимает Большой порт Санкт-Петербург с оборотом в 861,8 тыс. TEU (-28,5% к январю-июню 2014 года).

Согласно предоставленным данным об объемах перевалки контейнеров, порт Новороссийск находился на 3 месте рейтинга в январе-июне прошлого года, в текущем году порт поднялся на 2 место с показателем - 321,8 тыс. TEU (-18,2%).

Порт Владивосток опустился со 2 места на 3, сократив перевалку контейнеров на 25,5% до 307,6 тыс. TEU.

Порт Дудинка увеличил контейнерооборот в отчетном периоде на 15,5% до 27,9 тыс. TEU, что позволило порту подняться с 10 на 9 позицию. Порт Магадан оказался на 10 позиции рейтинга с оборотом 21,6 тыс. TEU (-20,6%), по итогам января-июня прошлого года порт занимал 9 место.

В целом, наибольшее снижение контейнерооборота за отчетный период показали порты: Зарубино – на 94,2% до 48 TEU, Находка – на 86,3 %до 131 TEU, Оля – на 81,3% до 70 TEU, Николаевск-на-Амуре – на 61,2 до 95 TEU, Калининград – на 59,1% до 73,56 тыс. TEU.

Наибольшее увеличение перевалки контейнеров в январе- июне 2015 года по сравнению с январем-июнем 2014 года отмечено в портах: Холмск – в 7,9 раза до 13,72 тыс. TEU, Кандалакша – в 3,7 раза до 355 TEU, Невельск – на 37% до 3,99 тыс. TEU, Охотск – на 32,5% до 151 TEU.

Всего в январе-июне текущего года 10 крупнейшими портами РФ перевалено 1,92 млн TEU, что составляет 96,7% общего контейнерооборота морских портов России.  Снижение к отчетному периоду прошлого года составило 26,9%.

 

РЫБНЫЙ ПРОМЫСЕЛ

Росрыболовство готовит поправки, стимулирующие обновление рыбопромыслового флота

Росрыболовство разрабатывает поправки в закон «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов», стимулирующие обновление рыбопромыслового флота. Об этом сообщил начальник управления портов, флота и мониторинга ведомства Андрей Козлов.

Одной из важнейших мер, заложенных в последней редакции законопроекта, являются квоты государственной поддержки строительства рыбопромысловых судов, отметил Козлов. По его словам, речь идет о специальных квотах, выделяемых рыбакам, которые приобрели новые суда. Господдержку предполагается осуществлять после внесения построенного судна в регистр и подтверждения Минпромторгом степени локализации судна, достаточной чтобы считаться отечественным производством (нормы локализации будет установлены правительством).

«На эти цели может быть отведено до 20% от квоты вылова объектов, в отношении которых устанавливается общий допустимый улов», - уточнил представитель Росрыболовства.

Одновременно с повышением порога освоения квоты с 50 до 70%, Росрыболовство предлагает ввести норму, обязывающую рыбодобывающие предприятия осваивать не менее 70% объема квоты на собственных судах или на судах, приобретенных в лизинг.

В то же время для обеспечения работы рыбопромышленных холдингов предусмотрена возможность использования судов внутри одной группы лиц. «Эта мера направлена в первую очередь на ликвидацию «квотных рантье», но, на наш взгляд, будет также способствовать обновлению флота», - отметил Алексей Козлов.

 

Более 85% рыбопромыслового флота в РФ эксплуатируется с превышением сроков службы

Более 85% рыбопромысловых судов в России (по состоянию на 1 января 2015 года) эксплуатируется с превышением нормативных сроков службы, сообщил начальник управления портов, флота и мониторинга Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство) Андрей Козлов.

По словам представителя ведомства, потребность рыбохозяйственного комплекса в новых добывающих судах до 2020 года составляет 44 ед (14 крупнотоннажных, 12 среднетоннажных и 18 малотоннажных судов) с последующим наращиванием их серийного строительства на замену изношенного флота.

Численность судов рыбопромыслового флота в целом по отрасли сейчас составляет около 2,6 тыс ед. За последние 5 лет флот пополнился 16 новыми судами российского производства - 15 малотоннажными и одним среднетоннажным. Еще некоторое количество новых судов было заказано за границей, сказал Козлов, отметив, что российские судостроительные предприятия практически не имеют опыта строительства крупных добывающих судов.

Пополнение флота идет в основном за счет приобретения подержанных зарубежных судов, сообщил Козлов.

Внедрение лизинговых механизмов стало бы стимулом для развития отечественного судостроения, полагает представитель Росрыболовства, однако развитие лизинга судов рыбопромыслового флота сдерживает ряд факторов. Среди них Козлов назвал отсутствие отраслевой лизинговой компании, которая могла бы предоставить судно в лизинг на срок до 15 лет, отсутствие предложений коммерческих банков по предоставлению доступных кредитов под 5-6% годовых, а также механизма залога долей квот вылова водных биоресурсов, являющегося единственными способом обеспечения кредита для большинства мелких и средних судовладельцев.

 

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

Moody’s: Кризис на рынке железнодорожных перевозок усиливается

Согласно оценкам рейтингового агентства Moody`s, рынок железнодорожных перевозок в России «окажется под давлением» в 2015-2016 годах из-за падения внутреннего спроса.

В агентстве отмечают переизбыток рынка вагонов на 26% из- за «ограниченной» активности в утилизации старых вагонов и длительной господдержки вагоностроителей. В обзоре подчеркивается, что с 2008 года парк вагонов в России,  составляющий сейчас порядка 1,2 млн штук, вырос примерно на 245 тыс. штук, тогда как объем грузоперевозок так и не увеличился.

Наиболее прочные рыночные позиции, по мнению Moody`s, сохраняют операторы с долгосрочными контрактами на перевозки. В качестве примера агентство приводит Globaltrans со стабильным кредитным рейтингом на уровне Ba3, у которого заключены контракты на перевозки с ММК (до конца февраля 2019 года), «Металлоинвестом» и «Роснефтью» (оба до конца 2016 года). По оценкам Moody`s, стабильно  положение и у нишевых игроков, таких как «Трансконтейнер» (Ba3), специализирующийся на контейнерных перевозках. В наиболее сложном положении те, кто сделал ставку на лизинг вагонов.

По оценкам российских аналитиков, наибольшую финансовую устойчивость демонстрируют такие операторы, как «Трансойл», Globaltrans, «Нефтетранссервис», UCL Rail, «Трансконтейнер». Они согласны, что наибольшие сложности с  обслуживанием кредитов и финансированием платежей по финансовому лизингу возникнут у компаний с высоким уровнем долга и большой долей полувагонов в парке, среди которых  «УВЗ-Логистик», «Новотранс», Rail Garant, «Рэйлтрансхолдинг».

Источники на рынке и эксперты сходятся во мнении, что на сложное положение лизинговых компаний и операторов повлияли значительное падение арендных ставок и доходности оперирования. Масштабное снижение ставок произошло как среди полувагонов, так и в большинстве сегментов  специализированного подвижного состава, отмечают они. Более или менее устойчивым, по мнению экспертов, остается только сегмент перевозок грузов в крытых вагонах, где грузооборот стабилен.

 

Перевозка контейнеров по сети РЖД по итогам I-го полугодия сократилась на 7,7% до 1456,9 тыс. TEU

Перевозка крупнотоннажных контейнеров (КТК) по сети железных дорог России в январе- июне текущего года сократилась на 7,7% относительно аналогичного периода прошлого года до 1456,9 тыс. TEU.

Перевозка груженых контейнеров за отчетный период сократилась на 11,7% до 929,83 тыс. TEU. В том числе, перевозка груженых контейнеров во внутреннем сообщении снизилась на 9,2% до 366,1 тыс. TEU. Экспортные перевозки груженых контейнеров за отчетный период снизились на 0,8% до 329,11 тыс. TEU. Импортные перевозки  сократились на 32,7% до 160,84 тыс. TEU, транзитные – на 6,7% до 73,78 тыс. TEU. Доля перевозок груженых контейнеров внутренним сообщением составляет 39,4%, в экспортном направлении – 35,4%.

Порожних контейнеров за отчетный период перевезено – 527,07 тыс. TEU, что на 0,2% превышает показатель января-июня 2014 года, когда было перевезено 526,26 тыс. TEU. Внутренние перевозки порожних контейнеров увеличились на 14,9% до 354,05 тыс. TEU, импортные – на 22,3%  до 91,57 тыс. TEU. Экспортная и транзитная перевозка сократилась на 42,7 и 20,7% до 60,51 и 29,93 тыс. TEU соответственно. Доля перевозок порожних контейнеров во внутреннем сообщении составляет 67,2%.

Тоннаж грузов в контейнерах за отчетный период составил 15,07 млн тонн, что на 4,8% меньше, чем в январе-июне прошлого года. Грузооборот в отчетный период составил 56,27 млрд тонно-км (-8,8%).

По итогам 2014 года перевозка контейнеров по сети РЖД составила 3,2 млн TEU. В том числе, груженых контейнеров перевезено 2,14 млн TEU, порожних – 1,07 млн TEU. Тоннаж грузов в контейнерах достиг 32,56 млн тонн.

 

РЖД: Маршрутная скорость контейнерных поездов за две недели выросла на 3 км в сутки до 866 км

Маршрутная скорость  контейнерных поездов в РФ с начала июля увеличилась по отношению к июню на 3 км в сутки до 866 км в сутки, сообщило корпоративное телевидение ОАО «РЖД».

Как ранее сообщал ТАСС, в июне 2015 года маршрутная скорость контейнерных поездов составила 863 км в сутки, что на 2,3% выше показателя за аналогичный период 2014 года. Маршрутная скорость грузового поезда – это средняя скорость поезда от момента его формирования до момента расформирования. Она включает в себя движение по перегонам и стоянки на промежуточных станциях, учитывает время операций на технических станциях, таких как смена локомотивов и локомотивных бригад, осмотр вагонов.

 

В Бюллетене использована авторская информация издательства «Морские вести России», а также сайтов Президента РФ, Председателя Правительства РФ, ГД РФ, Минтранса, Российской газеты, Росморречфлота, ТАСС, РИА Новости, ИА Regnum, Ведомостей, Известий, агентства Прайм, АТН и других.

 

Все новости, включая самые последние, на сайте издательства «Морские вести России» www.morvesti.ru

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ