Бюллетень новостей №23 (133) с 12 по 19 июня 2015 - Морские вести России

Бюллетень новостей №23 (133) с 12 по 19 июня 2015

Бюллетень новостей

ВЛАСТЬ

Минприроды представит президенту РФ предложения по изменению бункеровочных стандартов

Министерство природных ресурсов и экологии РФ представит президенту Владимиру Путину доклад с предложениями по изменению бункеровочных стандартов. Об этом заявил глава ведомства Сергей Донской в ходе рабочей поездки в Приморье, сообщает сайт администрации региона.

По словам министра, доклад будет подготовлен по итогам проверки соблюдений требований бункеровки в портах России, приводящейся по поручению главы государства, данному в прошлом году. Проверки завершатся в августе.

В итоговом документе будут «отражены необходимые изменения в законодательство, проанализированы контрольные мероприятия», отмечается в сообщении. В частности, в докладе будет поднят вопрос о контроле за бункеровкой за границами портов.

 

Судам с иностранным флагом могут запретить экспорт нефти и газа с шельфа РФ

Минтранс предлагает разрешить вывоз нефти и газа с шельфа РФ только судам под российским флагом, пишет «КоммерсантЪ» со ссылкой на информацию, распространенную «Интерфаксом».

В Минтрансе изданию подтвердили, что законопроект находится на рассмотрении правительства, но деталей не раскрыли. Согласно источникам, идея активно обсуждается не менее полугода. По словам одного из них, предложенные поправки включают требование использовать с 2020 года суда российского производства при всех новых контрактах на перевозку шельфовых СПГ и нефти.

Правительство уже несколько лет обсуждает механизмы перевода судов российских судоходных компаний в юрисдикцию РФ из «удобных» налоговых зон (Либерия, Кипр, Маршалловы острова и др.), но до введения секторальных санкций вопрос «обсуждался достаточно вяло», поскольку, «затраты и юридические сложности при переходе в РФ высоки», отмечают источники издания. Теперь же появилась необходимость полного контроля над доставкой углеводородов, объясняет один из источников. Он отмечает, что учтен и опыт США, где все каботажные перевозки нефти идут только под государственным флагом. Кроме того, собеседники издания сходятся во мнении, что «ключевая задача - сохранение налогов в России и загрузка отечественных верфей».

Источник на рынке отмечает, что после перехода судов, экспортирующих СПГ и шельфовую нефть, под российский флаг их доходность снизится, так как помимо ежегодного сбора в РФ есть много других платежей - НДС, входные пошлины и т. д. Он допустил, что из-за недоступности западных кредитов крупнейший в РФ «Совкомфлот» или другие судовладельцы могли обратиться за финансированием в российские госбанки, а те могли выдвинуть условие регистрации судов в России. Но источник «Ъ» в судоходном бизнесе говорит, что кредитование в банках РФ «с такими ставками и на длительный срок» до сих пор фактически закрыто.

Неизбежно встанет вопрос, как быть с судами уже строящимися или построенными под иностранными флагами, а также принадлежащими иностранным компаниям, считают источники издания. В то же время, ряд источников полагает, что возможно строительство под иностранным флагом за рубежом для привлечения иностранного финансирования, а затем перевод под флаг РФ.

Перспектива перевода экспорта углеводородов с шельфа на отечественные суда кажется источникам еще более туманной, т.к. отечественные верфи до сих пор не готовы строить такие танкеры, а верфь «Звезда» еще не достроена.

Источник «Ъ» в компании, экспортирующей углеводороды, полагает, что это «не вопрос добывающих компаний», а «поправки должны больше волновать судовладельцев и грузополучателей». Другой источник издания отмечает, что такой подход «приведет к удорожанию фрахта и снизит налогооблагаемую базу» проектов. В то же время аналитики полагают, что финансовая нагрузка на судовладельцев вырастет незначительно, зато у госбанков появится стимул их кредитовать и вырастет поступление налогов в бюджет.

 

Минприроды: РФ может летом подать в ООН заявку по расширению арктического шельфа

РФ летом текущего года может подать заявку в комиссию ООН по расширению внешней границы российской части континентального шельфа в Арктике. Об этом сообщили в пресс-службы Минприроды России.

«Заявка на расширение внешней границы Арктического шельфа может быть подана летом 2015 года», - сказал представитель пресс-службы, отвечая на соответствующий  вопрос.

Как сообщалось ранее, исследования для формирования актуализированной заявки в ООН на расширение российской части арктического шельфа завершены. Ее предполагалось направить в комиссию ООН еще весной текущего года.

Россия претендует на присоединение 1,2 млн кв км территории шельфа в Северном Ледовитом океане. По самым низким оценкам, это позволит прирастить потенциальные запасы углеводородов на 5 млрд тонн условного топлива.

За полярным кругом располагается около 60 крупных углеводородных месторождений, из которых 43 – в российском секторе. Суммарные извлекаемые ресурсы российской Арктики  оцениваются в 106 млрд тонн нефтяного эквивалента, запасы газа оцениваются в 69,5 трлн кубометров.

В рамках государственного контракта с Федеральным агентством по недропользованию были проведены комплексные исследования для оценки перспектив нефтегазоносности континентального шельфа за пределами исключительной экономической зоны РФ в Северном Ледовитом океане. Площадь исследования составила 350 тыс кв км. Результаты исследований позволят дополнить первоначальную заявку России, поданную в Организацию объединенных наций в 2001 году.

 

МПР надеется, что критерии допуска к шельфу РФ утвердят в 2015 году

Министерство природных ресурсов надеется, что доработанные критерии допуска нефтяных компаний к шельфу РФ будут утверждены в текущем году, заявил глава МПР Сергей Донской.

«Мы в правительство представляли (критерии допуска к шельфу – прим.), нас просили доработать… я надеюсь, что в этом году (будут утверждены доработанные критерии – прим.)», – сказал министр.

Ранее вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что правительство РФ обсудит допуск частных нефтяных компаний на шельф в ближайшие недели.

Законодательство РФ в настоящее время ограничивает состав компаний, допущенных к работе на шельфе. Фактически, этим правом обладают подконтрольные государству «Роснефть» и «Газпром». Минприроды РФ весной внесло в правительство предложения по пересмотру существующих ограничений по доступу негосударственных компаний к континентальному шельфу. ЛУКОЙЛ выступал за либерализацию доступа на шельф и предоставление лицензий частным компаниям.

 

Александр Давыденко назначен советником министра транспорта РФ

С 15 июня Давыденко Александр Александрович приказом министра транспорта РФ Максима Соколова от 10.06.2015 N553/к назначен советником министра транспорта РФ. Об этом сообщает официальный сайт Росморречфлота.

9 июня 2015 г. Александр Давыденко ушел с поста руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот).

 

НОВОСТИ КОМПАНИЙ

«Роснефть», Сбербанк и Pietro Barbaro подписали соглашение о приобретении «Прайм Шиппинг»

Российское совместное предприятие НК «Роснефть», ООО «Сбербанк Инвестиции» и Pietro Barbaro S.p.A. (СП) в рамках Петербургского международного экономического форума подписало юридически обязывающее рамочное соглашение в отношении приобретения СП судоходных активов группы Pietro Barbaro в РФ (100% группы «Прайм Шиппинг»).

Закрытие сделки состоится в течение нескольких недель, после выполнения ряда отлагательных условий, предусмотренных рамочным соглашением. Сделка будет профинансирована Сбербанком.

Приобретение логистического актива позволит «Роснефти» укрепить свои позиции на рынке речных перевозок и повысить эффективность своей операционной деятельности, в том числе в сфере трейдинга нефтью и нефтепродуктами, а также безопасной транспортировки танкерным флотом.

По итогам подписания соглашения глава «Роснефти» Игорь Сечин заявил: «Данная сделка расширяет логистический потенциал «Роснефти». Современный флот «Прайм Шиппинг» позволит оптимизировать транспортные расходы, расширить географию морских и речных поставок нефти и нефтепродуктов компании нашим партнерам».

В то же время, реализация условий соглашения открывает для компании новые возможности в части расширения портфеля клиентов и маркетинга продукции с высокой добавленной стоимостью, добавил глава «Роснефти». При этом он отметил, что «сделка также привлекательна для компании с финансовой стороны благодаря партнерству со Сбербанком».

 

«Роснефть» построит в Краснодарском крае портовый комплекс по перевалке нефтепродуктов

«Роснефть» примет участие в создании сухогрузного района морского порта Тамань. Председатель правления компании Игорь Сечин подписал сегодня соглашение о сотрудничестве с врио губернатора Кубани Вениамином Кондратьевым и министром транспорта России Максимом Соколовым на Петербургском международном экономическом форуме.

«Документ предполагает сотрудничество в важнейшем для Краснодарского края проекте - создании сухогрузного района морского порта Тамань. В его рамках «НК «Роснефть» планирует строительство комплекса по перевалке нефтепродуктов мощностью 400 тысяч тонн в год», – уточнили в пресс-службе губернатора края.

По данным местных властей, реализация проекта увеличит налоговые поступления как в краевой, так и в федеральный бюджеты.

 

ОСК получила от государства 53,51% акций Дальневосточного завода «Звезда»

ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) получило 53,5122% акций ОАО «Дальневосточный завод «Звезда» (г. Большой Камень, ведущий судостроительный комплекс на востоке России).

Акции были зачислены на лицевой счет акционерного общества ОСК в реестре акционеров 15 июня 2015 года.

До этого 53,5122% акций ДВЗ «Звезда» принадлежали Федеральному агентству по управлению госимуществом, ОСК акциями судозавода не владела.

Еще 46,49% ДВЗ «Звезда» ОСК контролирует через ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (ДЦСС, «дочка» ОСК).

Ранее сообщалось, что президент РФ Владимир Путин в июле 2014 года одобрил продажу ОСК пакета в 75% минус две акции ОАО «ДЦСС» и 100% минус одна акция 30-го судоремонтного завода компании «Современные технологии судостроения». При этом в качестве вклада РФ в уставной капитал ОСК получит 53,51% акций дальневосточного завода «Звезда» и почти 43% акций Хабаровского судостроительного завода.

 

ОСК планирует начать программу избавления от непрофильных активов с Северо-Западного региона

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) планирует начать программу избавления от непрофильных активов с Северо-Западного региона. Об этом сказал в кулуарах итогового заседания коллегии Минпромторга РФ глава ОСК Алексей Рахманов.

«Программу готовим. Общие принципы подготовили. И в общем-то намечаем какие-то пилотные проекты, чтобы по ним уже отработать, чтобы на совете директоров их защищать. Общая программа у нас есть на самом деле», – сказал он, отметив, что ОСК намерена запустить проект с Северо-Западного региона, поскольку там этот вопрос стоит наиболее актуально.

В июне прошлого года ОСК заявляла, что будет постепенно выходить из непрофильных и нерентабельных активов, однако этот вопрос не может быть решен быстро и без предварительного анализа.

 

Рахманов: Кронштадтский морской завод в ближайшее время войдет в состав ОСК

Кронштадтский морской завод в ближайшее время войдет в состав Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Об этом сообщил на Петербургском международном экономическом форуме глава ОСК Алексей Рахманов.

«Кронштадтский завод формально не вошел еще в состав ОСК. Это связано с проведением оценки», - сказал Рахманов. Он добавил, что «это последние шаги, мы строим планы не только в плане судостроения, но и судоремонта».

Рахманов отметил, что первоначальным сроком включения Кронштадтского завода в состав ОСК был июнь. «Сейчас мы прилагаем усилия, чтобы минимизировать задержку и в ближайший месяц закончить», - уточнил он.

Кронштадтский морской завод – одно из крупнейших судоремонтных предприятий Северо-Запада России. Основан в 1858 году. Расположен в 30 километрах к западу от Санкт-Петербурга. За свою более чем 150-летнюю историю Морской заводотремонтировал более 10 тысяч кораблей и судов. Выполняет комплексный ремонт кораблей, морских и речных судов всех типов, классов, назначений водоизмещением до 60 тысяч тонн.

 

СУДОХОДСТВО

Росгидромет: Потепление пока не может превратить Севморпуть в безледокольную трассу

Глобальное потепление пока не способно превратить Северный морской путь в обычную водную трассу – безледокольный период радикально не увеличится до конца XXI века, считает директор Арктического и Антарктического НИИ Росгидромета Иван Фролов.

«Сейчас безледокольный период на Севморпути увеличился с двух месяцев до трех. Если будет потепление, он будет понемногу увеличиваться дальше, причем, скорее, на отдельных участках, чем на всем протяжении. Но, например, шестимесячной навигации без ледоходов, которая превратила бы эту арктическую трассу в обычную, в этом веке вряд ли стоит прогнозировать», – сказал он в беседе с ТАСС на Петербургском международном экономическом форуме.

Фролов сообщил, что НИИ проводит постоянные метеорологические и океанографические исследования в зоне Севморпути. «В 2015 году мы уже провели одну экспедицию, вторая пройдет летом. Будем проводить анализ атмосферы, льда, океанические и биологические исследования, цель которых – фиксировать состояние природы Арктики и выявлять влияние антропогенного фактора», – уточнил Фролов. По его мнению, такие исследования приобретают особое значение в связи с освоением арктического шельфа. «Сейчас Арктика практически чистая, по мере освоения будем ежегодно смотреть», – добавил он.

Северный морской путь, протяженность которого составляет почти 5,5 тысячи км, является самым северным транспортным коридором мира. На его трассе находится более 50 портов. Ежегодно на провозку грузов по Севморпути выдается более 600 разрешений, а ежегодный объем транспортировки грузов составляет 4 млн тонн.

 

Страны ЕАЭС намерены подписать договор о судоходстве до конца текущего года

Страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) намерены до конца 2015 года подписать договор о судоходстве, предоставляющий право безразрешительного доступа судам под флагом государства- члена ЕАЭС к внутренним водным путям другого государства, входящего в союз. Об этом говорится в сообщении Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).

В ходе заседании консультативного комитета по транспорту и инфраструктуре ЕЭК министр по энергетике и инфраструктуре комиссии Таир Мансуров предложил «в кратчайшие сроки завершить экспертное согласование и внести проект документа на рассмотрение коллегии ЕЭК в сентябре».

Мансуров отметил, что в целях дальнейшей интеграции в сфере водного транспорта государствам ЕАЭС необходимо гармонизировать законодательство в сфере безопасности судоходства, технического регулирования, страхования и лицензирования.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) объединяет Россию, Белоруссию, Казахстан и Армению.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) – постоянно действующий регулирующий орган ЕАЭС, созданный для обеспечения условий функционирования и развития союза, а также разработке предложений по дальнейшему развитию интеграции.

 

Расширение Суэцкого канала завершится 6 августа

Суэцкий канал, который обеспечит встречное движение судов, откроется в соответствии с графиком 6 августа, сообщает администрация канала.

Строительство нового Суэцкого канала, предусматривающее прокладку второго русла протяженностью 35 км и расширение и углубление действующего на протяжении 37 км, началось в августе 2014 года. Стоимость проекта составляет 8,4 млрд долларов США. Финансирование обеспечивается через выпуск инвестиционных сертификатов, которые реализовывались исключительно среди граждан Египта и компаний-резидентов страны.

Предполагается, что реализация проекта удвоит пропускную способность Суэцкого канала с 49 до 97 судов в день. Также расширение позволит значительно сократить сроки прохождения канала за счет возможности одновременного прохода судов во встречных направлениях.

Выручка существующего канала составляет порядка 5 млрд долларов в год. Египетское правительство рассчитывает к 2023 году утроить выручку, в том числе, за счет создания логистического хаба и индустриального парка на прилегающей территории.

 

СУДОСТРОЕНИЕ

Первая очередь суперверфи «Звезда» заработает в 2016 году

Первая очередь дальневосточной верфи «Звезда» будет введена в строй в 2016 году. Об этом заявил Константин Малеванов, представитель ОАО «ЦТСС», выступая на I Международной конференции «Современные технологии и оборудование для судостроения и портов», которая прошла в Санкт-Петербурге 25-26 марта 2015 г.  и была организована ИД «Морские вести России».

«ОАО «ЦТСС» является главным проектировщиком верфи «Звезда» на Дальнем Востоке, – начал свое выступление эксперт. – Предусматривается создание принципиально нового судостроительного производства с использованием на начальном этапе ряда существующих объектов дальневосточного завода «Звезда». Инвестиционная база строительства верфи будет реализована в три этапа. Сейчас реализуется строительство первой очереди. Окончание инвестиционной фазы запланировано на 2024 г. Введение в эксплуатацию объектов первой очереди запланировано на начало 2016 года. В 2013-2014 гг. проектная документация по первой очереди получила положительное заключение экологической и государственной экспертиз. Объем инвестиций в первую очередь оценивается в 36,4 млрд рублей».

Специалист подробно описал, какие объекты будут входить в состав первой очереди верфи. «Объект №1 – это блок корпусообрабатывающих производств. Рядом с ним расположены окрасочные цеха. Также предполагается строительство открытого горизонтального стапеля, на котором будут формироваться суда и объекты морской техники.

Блок корпусных производств представляет собой одноэтажное пятипролетное сооружение прямоугольной формы размерами 313,5 м на 177 м. В каждом из пяти пролетов блока размещаются участки сборочно-сварочных производств, которые обеспечивают непрерывность технологического процесса. На первом пролете изготавливают детали из профиля, на втором – участок резки листового металла со складом. Третий пролет предназначен для изготовления объемных секций и гибки деталей. Это самый большой пролет цеха, в нем  происходит сборка крупных блоков. Четвертый пролет предназначен для изготовления малых секций, в пятом пролете изготавливаются плоские секции.

Напротив блока корпусных производств предусмотрено строительство камер очистки, окраски и сушки изделий. Предусматривается строительство трех камер окраски и одной камеры очистки.

Далее блоки идут на горизонтальный стапель для окончательного формирования корпуса судов. Горизонтальный стапель имеет размеры 460 м на 230 м. и включает в себя два стапельных места. Место №2 предусматривается для постройки крупнотоннажных судов шириной до 50 м и длиной ориентировочно до 300 м. Стапельное место №1 имеет размеры 103 м в ширину и длину 390 метров. 

Верфь рассчитана на строительство широкого класса судов. Это газовозы вместимостью до 155 тыс. куб м, длиной 295 м и шириной 44 м, танкеры дедвейтом 120 тыс. т, технологические платформы промысловой добычи газа длиной 300 м, шириной 55 м. Также предусмотрена возможность строительства оснований полупогруженных буровых установок, а также верхних строений размером 120 м на 80 м.

Для организации сборки судов крупноблочным методом предусматривается устройство подкрановых путей для уникального крана грузоподъемностью 1200 тонн, с пролетом 230 м. Также планируется оснастить стапели четырьмя козловыми кранами грузоподъемностью 320 тонн для формирования корпусов судов из блоков», – сообщил Константин Малеванов.

«Строительные работы по блоку корпусных производств и блокам окраски закончены, идет монтаж оборудования. Строительство открытого горизонтального стапеля сейчас ведется. Работы выполнены примерно на 10% - 15%. К 2016 году первая очередь судостроительного комплекса должна вступить в строй. Верфь рассчитана в первую очередь на строительство технически сложных судов, потому что даже с учетом новейших технологий, заложенных в стройку, будет сложно добиться тех стоимостных показателей, которые демонстрируют китайские верфи. На «Звезде» будут строить, например, суда ледового класса, где мы можем быть конкурентоспособны», – заметил эксперт.

«Срок окупаемости всего проекта оценивается в 9,6 лет», – подытожил Константин Малеванов.

 

Минпромторг: Строительство второй очереди верфи «Звезда» можно передвинуть, если не будет заказов

Минпромторг считает возможным отодвинуть сроки строительства второй очереди верфи «Звезда», если верфь не будет полностью загружена  заказами на перспективу 5-6 лет. При этом строительство первой очереди следует вести в графике, сказал в рамках ПМЭФ-2015 министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.

По его словам, верфь сейчас строится согласно первоначальному средне-оптимистичному графику.

«Что касается средств, которые могут пойти на стройку, сегодня они кредитные, плюс частично это прямые вложения консорциума, в основном, кредитные. Конечно, быстрого экономического эффекта этот проект не может принести, поскольку он сам по себе масштабный», – отметил министр.

«Сказать, что он быстро окупаемый нельзя, и рассчитывать только на кредитные ресурсы «Роснефти» неправильно. Я знаю, что есть обсуждение, и мы давали положительную оценку этого проекта с точки зрения привлечения денег из ФНБ, но есть еще и другие источники. Андрей Рэмович (Белоусов, помощник президента РФ – прим.) абсолютно прав в том, что мы должны четко понимать подтвержденные заказы. Такая работа ведется, и я думаю, что будут приняты взвешенные решения в части финансирования  первого этапа», - добавил министр.

Что касается второго этапа строительства сухого дока, у министра есть сомнения, что этот процесс стоит запускать параллельно со строительством первого этапа. «Я бы как раз завершил первый этап, убедился бы в обеспечении загрузки первого этапа на ближайшую перспективу 5-6 лет и принимать решение в зависимости от конъюнктуры рынка по развитию второго этапа в части сухого дока, потому что он весит порядка 40-50 млрд рублей, что на сегодняшний день как инвестиция может какое-то время подождать», – сказал он.

Ранее сегодня Белоусов говорил, что видит смысл обсуждать выделение средств ФНБ на строительство дальневосточной верфи в том случае, если «Звезда» будет иметь готовый пакет заказов на перспективу 5 лет.

 

Эксперт: Использование водометного движителя повышает эффективность использования судна

Использование водометного движителя повышает эффективность использования судна и снижает издержки на его обслуживание. Об этом сказал Тимур Аппазов, ведущий специалист ООО «Кронштадт», выступая на I Международной конференции «Современные технологии и оборудование для судостроения и портов», которая прошла в Санкт-Петербурге 25-26 марта 2015 г.  и была организована ИД «Морские вести России».

«Известно, что водомётный движитель приводит судно в движение, создавая упор, который является реакцией на изменение направления усилия реактивного потока, – начал свой доклад Тимур Аппазов. – Возможно, менее известен тот факт, что эффективность водомета измеряется не только способностью создать необходимый упор, но также характеристиками движителя при маневрировании и движении кормой, а также способностью предоставить максимальный упор на низких скоростях. Эти три фактора являются основными при оценке современного судна, которое используется для работы в стеснённых условиях: например, при наличии препятствий, ограничивающих свободу передвижения или при причаливании к борту другого судна».

«Использование водометного движителя имеет следующие преимущества перед традиционным винтовым движителем: высокий пропульсивный коэффициент; малая осадка; высокая маневренность; надежность конструкции; малая вибрация; способность одинаково работать в режимах с переменной нагрузкой; большой ресурс как двигателя, так и движителя. (Статистика показывает, что ремонты двигателей на скоростных катерах с водометным движителем проводятся реже, чем на винтовых)», – привел данные эксперт.

«Таким образом, в результате использования водометного движителя можно добиться большей производительности судна при меньших накладных расходах по его обслуживанию», – заключил Тимур Аппазов.

 

Эксперт: Технологии лазерной резки и сварки многократно повышают эффективность судостроения

Технологии лазерной резки и сварки многократно повышают эффективность судостроения, благодаря росту скорости операций и сокращению накладных расходов. Об этом сказал Анатолий Грезев, генеральный директор НПО «Лазерный технологический центр», выступая на I Международной конференции «Современные технологии и оборудование для судостроения и портов», которая прошла в Санкт-Петербурге 25-26 марта 2015 г. и была организована ИД «Морские вести России».

«Есть ошибочное мнение, что лазерная сварка – это слишком дорого, – сообщил эксперт. – Но у нас есть расчеты, который выполнил один из металлургических заводов. Согласно им, все затраты на установку станков лазерной резки и сварки окупаются в течение полугода. Потому что благодаря лазерным технологиям можно делать более сложный ремонт, восстанавливать крупные детали, не снимая их с судна. Далее сварка идет обычно под флюсом, который очень дорог. Затем при обычной сварке уходит огромное количество присадочной проволоки. Наконец технологии лазерной резки позволяют собрать блок из деталей практически без зазоров, все секции имеют очень большую точность. Поэтому процесс сборки обходится без подгонок, установки большого числа струбцин и других трудоемких операций».

«У нас есть расчеты для завода Севмаш. Сегодня на Севмаше скорость сварки прочного корпуса подводной лодки выполняется со скоростью 0,01 м в мин. Мы же эту работу можем сделать при скорости 1 м в минуту», – отметил Анатолий Грезев.

«Но стратегически, если брать в расчет всю отрасль, мы все же проигрываем. Наша фирма поставила в стране порядка 600 лазерных комплексов. Еще примерно столько же поставляет главный конкурент. Но в целом по всей России лазерных комплексов очень мало, доля этой технологии несравнимо ниже, чем у ведущих мировых экономик», – закончил эксперт.

 

Эксперт: Производственные компании должны в первую очередь сохранять инженерный персонал

Производственные компании должны в первую очередь сохранять инженерный персонал, поскольку отличных менеджеров найти не очень сложно, а вот талантливых инженеров – значительно труднее. Об этом сказал Владимир Куликовский, президент компании «Эволюшн Моторс», выступая на I Международной конференции «Современные технологии и оборудование для судостроения и портов», которая прошла в Санкт-Петербурге 25-26 марта 2015 г. и была организована ИД «Морские вести России».

«Компания «Эволюшн Моторс» была основана в 2012 г. для серийного производства катеров, не только не уступающих, но и превосходящих модели лучших мировых производителей, для продажи их как на внутреннем рынке, так и с возможностью экспортировать продукцию за границу», – сообщил Владимир Куликовский.

«С целью организации продаж в ноябре 2014 г., был сформирован маркетинговый отдел, в задачи которого входило и определение себестоимости и формировании ценовой политики для дилеров и конечных покупателей, формулирование гарантийных обязательств, рекламная компания и даже сертификация продукции. Удивительно, но отличных менеджеров найти не очень сложно, а вот талантливых инженеров значительно труднее», – поделился опытом эксперт.

«Спустя 2-3 месяца в нашей компании стала нарастать конфликтная ситуация между менеджерами и производственными отделами, главным образом конструкторским отделом. И если конструкторский отдел, который постоянно не укладывался в графики, давал сбои потому, что создавать что-то новое непросто, вызывал справедливое или несправедливое негодование инвесторов, то речи менеджеров – это просто елей в уши инвесторов.

Конфликт разрастался, инженеры не успевали снабжать продавцов нужными им для рекламной продукции картинками катеров, не укладывались в оговоренные сроки выхода деталей, и в конце концов мы представили на выставке катер с незаконченным интерьером», – рассказал Владимир Куликовский.

«Руководством ЭМ была проанализирована не только наша ситуация, но и негативный опыт нашумевшей компании «Маруся-Моторс», т.к. несколько сотрудников нашей компании пришли из этой организации после ее ликвидации.  Возможно, одной из составляющих причин гибели этой амбициозной компании явился конфликт, схожий с развившемся у нас в компании. Мощный менеджерский отдел «Маруси Моторс» постоянно работал и создавал свой виртуальный продукт, за которым не успевали конструкторы: один болид сменял другой, появился проект джипа, но ни один проект не доделывался до конца. Руководство «Маруся Моторс» шло на поводу менеджмента, а неудачи сваливались на инженерную составляющую, принимались решения передачи менеджерских заказов иностранным разработчикам, но это тоже не дало значимого эффекта. Начался отток инженеров, что послужило началом конца компании. Конечно, существовало много и других важных факторов гибели «Маруси Моторс», тем не менее конфликт инженеров и маркетологов нельзя сбрасывать со счетов», – подчеркнул представитель производственной компании.

«В беседе с руководством такой известной компании, как Staer, руководитель этого предприятия мне однажды сказал, что какие бы трудные времена не переживала компания, она всегда сохраняла свой инженерный состав, ибо, только сохранив интеллектуальную составляющую, можно сохранить компанию и добиваться успехов. В конечном итоге компания ЭМ ликвидировала свой менеджерский отдел и увеличила штат инженеров в конструкторском бюро», – заключил президент «Эволюшн Моторс».

 

Военные представили макет российского аналога «Мистраля»

Универсальный десантный корабль (УДК) проекта «Прибой», который может стать альтернативой французским вертолетоносцам «Мистраль», представлен в виде макета на стенде главного командования ВМФ России в рамках форума «Армия-2015» в подмосковной Кубинке.

«Это наш ответ «Мистралю». Этот корабль пока в виде макета, однако характеристики, заложенные в проекте, позволяют рассчитывать, что корабли проекта «Прибой» смогут успешно решать задачи по приему, перевозке и высадке морского десанта», – заявил представитель Главкомата ВМФ.

По его словам, в уникальном проекте УДК, который разрабатывает Невское проектно-конструкторское бюро, не будут повторяться технические наработки и системы, которые уже имеются на французском корабле.

«На «Прибое» все будет отечественным: и десантно-высадочные средства, и авиакрыло, и оружейные системы. Рассчитываем, что для нужд ВМФ будет построено не менее четырех таких кораблей», – подчеркнул собеседник агентства.

Он отметил, что решение о строительстве корабля будет принято после завершения разработки его проекта. «Предварительно проект может быть закончен в конце следующего года», – сказал собеседник агентства.

УДК «Прибой» будет иметь водоизмещение 14 тыс. тонн при осадке 5 м. Корабль сможет развивать скорость до 20 узлов. Дальность его плавания составит 6 тыс. миль, а автономность похода – 60 суток.

На его борту будут размещаться до восьми противолодочных и десантно-высадочных вертолетов Ка-27 и Ка-52К. Корабль сможем перевозить до 60 единиц техники. УДК будет нести на борту четыре десантных катера проекта 11770М или два – проекта 12061М. УДК сможет обеспечить свое противовздушную оборону с помощью ЗРПК морского базирования «Панцирь-М».

 

МОРСКИЕ ПОРТЫ

Порт Новороссийск лидирует по грузообороту среди морских портов России в январе-мае 2015 года

Грузооборот морских портов РФ по итогам января-мая 2015 года увеличился на 4,4% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года до 268,4 млн тонн.

ТАСС составил, на основании данных Ассоциации морских торговых портов РФ, рейтинг морских портов России по грузообороту.

Лидирующую строчку рейтинга по объемам перевалки грузов в январе-мае 2015 года занимает порт Новороссийск с оборотом 53,9 млн тонн. Рост к аналогичному периоду 2014 года составил 4,8%. Доля перевалки грузов в порту составляет 20,1% совокупного грузооборота морских портов РФ.

Порт Восточный, занимавший 5 позицию рейтинга по итогам января-мая 2014 года, в отчетном периоде увеличил грузооборот на 15,6% до 26,6 млн тонн, что позволило порту подняться на 3 позицию рейтинга. Порт Санкт- Петербург, снизив грузооборот на 11,6% до 21,7 млн тонн, опустился с 3 позиции по итогам января-мая прошлого года на 5 позицию в текущем году. Порт Туапсе поднялся с 8 на 7 позицию с оборотом 10,7 млн тонн (+19,7%), сместив порт Мурманск – 8,8 млн тонн (-8,2%) на 8 позицию.

Порт Кавказ, занимавший по итогам января-мая 2014 года и января-апреля текущего года 12 место рейтинга, поднялся на 10 позицию, увеличив грузооборот на 9,4% до 7,2 млн тонн.

Наибольшее снижение грузооборота в январе-мае 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года отмечено в портах: Сочи – на 98,9% до 0,7 тыс. тонн, Зарубино - на 87,6% до 6,7 тыс. тонн, Феодосия - на 42,6% до 47,5 тыс. тонн, Выборг – на 21,2% до 517,8 тыс. тонн.

За отчетный период совокупный грузооборот первой 10 портов РФ составил 208,1 млн тонн грузов, что составляет 77,5% всего грузооборота морских портов России и превышает аналогичный период прошлого года на 5,2%. Из них сухих грузов перевалено 85,6 млн тонн (-0,9%), наливных – 122,5 млн тонн (+9,8%).

 

БП Санкт-Петербург лидирует по контейнерообороту в России в январе-мае 2015 года

Контейнероборот морских портов России по итогам января-мая 2015 года сократился на 25,2% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года до 1,66 млн TEU.

В том числе: экспорт контейнеров составил 724,2 тыс. TEU (-25,7%), импорт – 676,6 тыс. TEU (-30,5%), транзит – 33,9 тыс. TEU (-27,7%), каботаж – 225,9 тыс. TEU (на уровне января-мая 2014 года).

ТАСС составил, на основании данных Ассоциации морских торговых портов РФ, рейтинг морских портов России по контейнерообороту.

Лидирующую строчку рейтинга по итогам января-мая 2015 года занимает Большой порт Санкт-Петербург с оборотом в 720,4 тыс. TEU (-28,5% к январю-маю 2014 года).

Согласно предоставленным данным об объемах перевалки контейнеров, порт Новороссийск находился на 3 месте рейтинга в январе-мае прошлого года, в текущем году порт поднялся на 2 место с показателем – 270,92 тыс. TEU (-16,9%). Порт Владивосток опустился со 2 места на 3, сократив перевалку контейнеров на 22,7% до 255,61 тыс. TEU.

Порт Дудинка увеличил контейнерооборот в отчетном периоде на 10,5% до 23,15 тыс. TEU, что позволило порту подняться с 10 на 9 позицию. Порт Магадан оказался на 10 позиции рейтинга с оборотом 18,2 тыс. TEU (-19,6%), по итогам января-мая прошлого года порт занимал 9 место, а в январе-апреле текущего года – 11.

В целом, наибольшее снижение контейнерооборота за отчетный период показали порты: Находка – на 89,9% до 78 TEU, Оля – на 79,8% до 67 TEU, Калининград – на 58,9 % до 62,03 тыс. TEU, Таганрог – на 58,8% до 951 TEU.

Наибольшее увеличение перевалки контейнеров в январе- мае 2015 года по сравнению с январем-маем 2014 года отмечено в портах: Холмск – в 7,9 раза до 10,7 тыс. TEU, Кандалакша – в 3,7 раза до 355 TEU, Невельск – на 49,6% до 3,18 тыс. TEU, Архангельск – на 20,3% до 10,9 тыс. TEU.

Всего в январе-мае текущего года 10 крупнейшими портами РФ перевалено 1,6 млн TEU, что составляет 96,7% общего контейнерооборота морских портов России. Снижение к отчетному периоду прошлого года составило 26,2%.

 

Порт Бронка готовится принимать большие суда на фоне падения контейнерного рынка

Гендиректор ООО «Феникс», инвестора строительства порта Бронка, Дмитрий Михальченко заявил о 70-процентной готовности первой очереди глубоководного порта.

Согласно Михальченко, первая очередь включает контейнерный терминал (пропускная способность – 1,45 млн TEU), терминал накатных грузов (260 000 шт.) и логистический центр. По словам гендиректора «Феникса», когда в сентябре в порт зайдет первое коммерческое судно, пропускная способность Бронки составит 500 000 TEU и 130 000 транспортных средств.

По словам Михальченко, объем частных инвестиций в первую очередь составит 23,5 млрд рублей, пока профинансировано более 14 млрд рублей. Общие инвестиции в проект до 2036 года оцениваются в 59,5 млрд рублей, из которых 42,6 млрд рублей – частные, остальные – средства федерального бюджета.

В сентябре максимальная глубина канала порта составит 11,2 м, к декабрю 2015 году планируется достичь глубины в 14,4 м, говорит исполнительный директор ООО «Феникс» Алексей Шуклецов, отмечая, что это позволит принимать контейнеровозы класса Panamax (вместимостью 8100 TEU). Новый порт позволит доставлять грузы без промежуточной перевалки в европейских портах, это позволит сэкономить 10% от стоимости перевозки, добавляет Михальченко.

 

Севастопольский порт выплатил 18 млн рублей долгов по зарплатам за украинский период

Севастопольский морской порт начал погашение долгов по зарплате, которые были накоплены до марта 2014 года когда полуостров вошел в состав РФ. На счета предприятия поступил первый транш из городского бюджета в объеме 18 млн рублей. Об этом сообщил председатель постоянной комиссии по бюджету Заксобрания Севастополя Вячеслав Аксенов.

«Сегодня были сделаны первые перечисления на карточки сотрудникам, представившим карточные счета. Планируется начало выплаты через кассы порта», – сказал он.

По словам Аксенова, объем первого транша определяется документами, поступившими к началу процедуры. Недостающие ведомости ответственные за этот вопрос сотрудники порта планируют собрать в течение двух недель. После этого задолженность по заработной плате будет выплачена полностью.

В мае правительство Севастополя приняло решение о выделении ГУП «Севастопольский морской порт» 39,4 млн рублей «на увеличение уставного фонда предприятия». Эти средства предназначены для расчета с работниками бывших украинских предприятий портовой инфраструктуры Севастополя. Как пояснили в правительстве, хотя Севастопольский морской порт не является правопреемником украинских предприятий, было принято решение выплатить задолженность через него, чтобы не создавать социальной напряженности.

ГУП «Севастопольский морской порт» создано распоряжением правительства Севастополя 2 июня 2014 года на базе объеденных предприятий ГП «Морской рыбный порт», ГП «Севастопольский торговый порт», ГП «Служба капитана Севастопольского морского рыбного порта» и Севастопольского филиала государственного учреждения «Госгидрография» им. Митина.

 

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

Базовый уровень индексации грузовых ж/д тарифов на 2016 год составляет от 7,5% до 10%

Базовый уровень индексации грузовых железнодорожных тарифов на 2016 год составляет от 7,5 до 10%. Об этом заявил журналистам директор департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития РФ Ярослав Мандрон.

«У нас в сценарных условиях, которые мы внесли полмесяца назад – от 7,5 до 10%. Мы пока придерживаемся такого базового сценария. (Вице-премьер РФ Аркадий) Дворкович на совещании, в том числе, принял решение, что пока мы остаемся на цифре 10%. Дальше начинаем обсуждать», – сказал он.

По словам Мандрона, говорить о возможном размере субсидий РЖД на 2016 год пока рано. «Окончательные вещи по субсидиям будут приняты ближе к заседанию правительства (в конце года)», – отметил глава департамента МЭР.

Ранее глава РЖД Владимир Якунин говорил, что компании требуется 140 млрд рублей субсидий при индексации грузового тарифа в 2016 году на 7,5-10%. При этом он отмечал, что 10-процентное повышение тарифа все равно ниже уровня инфляции и ниже уровня роста цен в промышленности.

Газета «КоммерсантЪ» сегодня сообщила, что РЖД представили правительству ряд сценариев финансового плана компании на 2016 год. Правительству предложено выбрать: либо рост тарифов на 17,7% без господдержки, либо минимальный подъем тарифов на 7,5% с выдачей 130 млрд рублей, либо какой-то из промежуточных вариантов. Монополия считает «справедливым» рост тарифов на 17,7% и тогда готова обойтись без госсубсидий. При меньшем повышении (7,5-15,7%) компании нужна господдержка на 26-130 млрд рублей, сказал источник издания. Собеседник газеты отметил, что МЭР и Минфину «не понравились» предложенные варианты.

 

Минтранс и Минпромторг не поддерживают продление срока службы старых вагонов

Минтранс и Минпромторг выступают против предложения владельца Первой грузовой компании (ПГК) Владимира Лисина о продлении срока службы грузовых вагонов после прохождения ими планового ремонта, в то время как Минюст такую идею поддерживает.

Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на письма министерств. Лисин высказал данное предложение в середине мая на встрече с премьером Дмитрием Медведевым.

По мнению министра транспорта Максима Соколова, предложение ПГК не может быть принято, так как «противоречит законодательству России и нормам технического регулирования Евразийского экономического союза». С августа прошлого года согласно новому Техническому регламенту Таможенного союза продлить срок службы вагона возможно только после того, как он будет модернизирован и получит сертификат. По подсчетам аналитиков, в 2014 году по новым правилам было списано 48 000 вагонов, за пять месяцев 2015 года – 32 800, 13 000 из которых вагоны ФГК.

В свою очередь, заместитель министра юстиции Дмитрий Аристов считает, что продление после планового ремонта возможно – по положению о продлении срока службы грузовых  вагонов, курсирующих в международном сообщении (оно не предполагает сертификации). Он также подчеркивает, что у Минтранса нет полномочий для «разъяснения законодательства, в том числе по вопросам сертификации на железнодорожном  транспорте».

Замминистра промышленности и торговли Андрей Богинский в своем письме в Минтранс напоминает, что ограничение продления срока службы вагонов привело к уменьшению случаев  излома боковых рам вагонных тележек в 2014 году на 71,8%. Поэтому упрощение процедуры продления, по его мнению, может отразиться на безопасности движения.

По данным издания, Лисин в своем обращении к премьеру указывал на то, «ответственные министерства и ведомства» затягивают сертификацию вагоноремонтных предприятий и разработку нормативной документации, хотя и обещали, что продление по новым правилам будет возможно осенью 2014 года. Из-за затягивания процедуры ПГК не может принять  решение о судьбе своих старых вагонов, утверждает Лисин. По его данным, для проведения продления требуется сертификация  50-80 вагоноремонтных предприятий из 200. Но пока сертифицировано только три.

По мнению же Соколова, затягивают сертификацию сами операторы. Они, в частности ПГК и ФГК, не предоставляют на  вагоноремонтные предприятия образцы своих вагонов, пишет Соколов. Более того, «крупнейшие владельцы подвижного состава не только не участвуют в финансировании разработки проектов модернизации принадлежащих им вагонов, но и создают помехи в сертификации уже отобранных проектов», утверждает в своем письме министр транспорта.

 

Минтранс РФ выступает против либерализации локомотивной тяги в текущих условиях

Минтранс РФ выступает против либерализации локомотивной тяги в текущих условиях. Об этом сообщил замглавы Минтранса Алексей Цыденов на Петербургском международном экономическом форуме.

«Мы подготовили и в администрацию (президента - прим ред.) направили о том, что нецелесообразно сейчас в том формате, в котором предлагается, вводить либерализацию локомотивной тяги», – сказал он.

Замминистра напомнил, что ранее был представлен список опытных участков для конкуренции перевозчиков «за маршрут» (система, при которой владелец локомотива берет на себя все перевозки на определенном маршруте – прим.). «Желающих не появилось. Понятно, что мы давали не самые выгодные участки, но и отдавать доходные участки просто так – это потеря доходов РЖД, соответственно, либо увеличение инфраструктурного тарифа для всех, либо увеличение субсидий из бюджета для безубыточности РЖД и капремонта инфраструктуры», – отметил замминистра.

По его словам, либерализация локомотивной тяги в текущих условиях не приведет к увеличению объема перевозок, а только увеличит нагрузку на РЖД или на бюджет.

Вопрос возможной либерализации рынка локомотивной тяги президент РФ Владимир Путин поднимал еще в октябре 2013 года. Тогда президент РЖД Владимир Якунин говорил, что РЖД готовы привлекать частные инвестиции в локомотивы, но считают невозможным появление крупных частных публичных перевозчиков. В мае 2015 года Путин поручил премьер-министру Дмитрию Медведеву до 15 июля проанализировать возможность использования локомотивов, принадлежащих частным операторам, на путях общего пользования, с учетом необходимости привлечения инвестиций для обновления тягового подвижного состава и обеспечения загрузки отечественных машиностроительных предприятий.

В настоящее время почти весь парк локомотивов находится у РЖД. Среди частных компаний локомотивами владеют Globaltrans, «Трансгарант», ПГК и «Трансойл». Ряд других частных игроков на железнодорожном рынке говорили о планах по приобретению локомотивов.

 

В Бюллетене использована авторская информация издательства «Морские вести России», а также сайтов Президента РФ, Председателя Правительства РФ, ГД РФ, Минтранса, Российской газеты, Росморречфлота, ТАСС, РИА Новости, ИА Regnum, Ведомостей, Известий, агентства Прайм, АТН и других.

 

Все новости, включая самые последние, на сайте издательства «Морские вести России» www.morvesti.ru

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ