Бюллетень новостей №21 (131) с 30 мая по 5 июня 2015 - Морские вести России

Бюллетень новостей №21 (131) с 30 мая по 5 июня 2015

Бюллетень новостей

ВЛАСТЬ

В ВПК заявили о возможном отклонении заявки РФ на расширение границ Арктики

Международная комиссия по границам континентального шельфа может отклонить заявку о расширении границ РФ в Арктике, которую в этом году планирует подать Россия, сообщил председатель экспертного совета при коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Михаил Ремизов на форуме «Технопром-2015» в четверг в Новосибирске.

В кулуарах форума Ремизов уточнил, что основная причина таких предположений – прямое противоречие заявки России заявке Дании. «Может сложиться ситуация, когда наша будет отклонена, а потом датская принята», – сказал Ремизов.

Кроме того, «доказательная база (российской заявки – прим.) не 100%-ная, а также есть смешение геологической аргументации и международно-правовой», прокомментировал он причины возможного отказа.

«На этот счет (в случае наличия претензий к заявке РФ – прим.) уже изданы (властями России – прим.) какие-то распоряжения, но они пока носят закрытый характер», – добавил он.

При этом Ремизов отметил, что текущая геополитическая ситуация также осложняет решение всех вопросов, которые требуют консенсуса.

Ранее сообщалось, что Россия сохраняет планы подачи в этом году заявки на расширение своей границы в Арктике. «Подача заявки будет в этом году. Необходимость подачи вполне себя оправдывает, так как рассмотрение заявки будет не один год», - говорил глава Минприроды Сергей Донской. При этом министр добавил, что РФ собирается частично включить хребет Гаккеля в заявку на расширение границы континентального шельфа в Арктике. Пока заявка, поданная Россией в комиссию ООН, включает хребет Ломоносова, поднятие Менделеева и котловину Подводников.

Сообщалось также, что первоначально планировалось направить согласованную концепцию в правительство РФ для рассмотрения и утверждения 15 декабря 2014 года. Однако Дания 15 декабря 2014 года официально внесла генеральному секретарю ООН свою заявку на установление внешней границы континентального шельфа в Арктике.

Анализ границ поданной Данией заявки показал, что ее площадь перекрывает российскую заявку. Представители власти России обсуждали вопрос необходимости расширения заявки за пределы российского полярного сектора, включая северную часть океанического хребта Гаккеля и зону Северного полюса. В итоге решено было пока ограничиться включением хребта Гаккеля на основе дополнительных исследований в этом районе.

В настоящее время вопрос сроков подачи пересмотренной заявки России решается в правительстве РФ.

Согласно международному праву, Северный полюс и прилегающий к нему регион Северного Ледовитого океана не принадлежат ни одной стране. Однако Канада, Дания, Норвегия, Россия и США обладают правами на 370-километровую исключительную экономическую зону у своих берегов. После ратификации Конвенции ООН по морскому праву странам-участникам конвенции предоставлен десятилетний период на предъявление требований по расширению границ континентального шельфа своей страны за пределами 200 морских миль от исходных линий.

Россия уже имеет положительный опыт продления границ континентального шельфа. В середине ноября 2013 года подкомиссия ООН признала за Россией анклав площадью 52 тыс. кв. км в срединной части Охотского моря.

 

Минтранс: Судьба крупных инфраструктурных проектов прояснится после формирования бюджета РФ

Решение по «разморозке» крупных инфраструктурных проектов может быть принято после формирования федерального бюджета 2016 года. Об этом сообщил министр транспорта РФ Максим Соколов.

«Сейчас идет бюджетный процесс. После его окончания будем смотреть», – сказал он, отвечая на вопрос о сроках, когда возможна «разморозка» крупных инфраструктурных проектов, в частности, строительство моста через Лену.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в мае 2014 года заявил, что правительство после присоединения Крыма отказалось от идеи строительства порта Тамань, а также отложило на неопределенный срок строительство моста через реку Лену. Впоследствии оба проекта были все-таки сохранены в Транспортной стратегии России до 2030 года. Строительство моста через Лену оценивается в 73,2 млрд рублей, порта Тамань – в 228 млрд рублей.

Осенью президент РФ Владимир Путин высказал мнение, что проекты по строительству мостового перехода через реку Лену в Якутии и порта в Тамани востребованы, но требуют дополнительной проработки в части их экономического обоснования.

В декабре Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) сообщило, что не подписало концессионное соглашение с победителем конкурса на строительство через реку Лена – ООО «Транспортные Концессии (Саха)» и проект отложен до 2020 года.

 

Минтранс считает недостаточным индексацию тарифов РЖД в 2016 год на уровне 7,5%

Минтранс РФ считает  недостаточным индексацию тарифов РЖД в 2016 год на уровне 7,5%. Об этом сообщил замминистра транспорта Алексей Цыденов.

«Такая индексация возможна при условии обеспечения компенсации непокрываемых ей тарифов за счет субсидий. То есть данная индексация не обеспечивает безубыточный уровень работы РЖД в следующем году и не обеспечивает сокращение объемов капремонта просроченных километров», – сказал он.

Замминистра указал, что в бюджете РФ нет средств на компенсацию выпадающих доходов, ведутся обсуждения по данному вопросу. «Я сейчас не буду называть цифру, там есть дискуссия по ней. Но то, что 7,5% однозначно недостаточно и требуется тогда принятие бюджетных решений (это факт – прим.)», – отметил Цыденов, добавив, что в бюджете на сегодняшний день этих средств нет.

Он сообщил, что Минтранс будет предлагать решение по данному вопросу, не уточнив, будет это касаться повышения тарифов или компенсации из других источников.

 

Россия в мае стала крупнейшим производителем нефти в мире

Россия в мае вышла на первое место в мире по объемам добычи нефти, обогнав Саудовскую Аравию. Согласно оперативной сводке ГП «ЦДУ ТЭК», в мае Россия произвела 45,288 млн тонн нефти, что на 1,6% больше объемов в мае 2014 года.

При этом среднесуточная добыча нефти в прошлом месяце достигла 10,708 млн баррелей. Тем не менее, объем производства нефти России в мае остался ниже постсоветского рекорда в 10,713 млн баррелей в сутки (б/с), поставленного в январе этого года.

Саудовская Аравия, второй по величине производитель нефти в мире и крупнейший в Организации стран-экспортеров нефти, добывала в мае в среднем 10,25 млн б/с.

«Добыча в России оказалась довольно устойчивой к падению цен, у России не будет проблем с поддержанием добычи в ближайшие год-два», – заявил агентству Bloomberg эксперт Оксфордского института энергетических исследований Джеймс Хендерсон, специализирующийся на российской нефтяной отрасли.

Как отмечает нефтегазовый аналитик Bloomberg Джулиан Ли, добыча в России растет за счет увеличения производства газоконденсата и высококачественной сверхлегкой нефти. Производство нефти в РФ также поддержит запуск сразу нескольких крупных проектов в этом году, в том числе месторождения имени Шпильмана (Северо-Рогожниковское), принадлежащего «Сургутнефтегазу», и Имилорского, принадлежащего «ЛУКОЙЛу», добавил эксперт.

 

Филипп Луи-Дрейфус возглавил Bimco

Филипп Луи-Дрейфус был избран новым президентом Балтийского и Международного Морского Совета (BIMCO) на предстоящие два года, сообщается в заявлении крупнейшей международной ассоциации, представляющей интересы судовладельцев.

В своем выступлении на общем собрании членов Ассоциации в Эдинбурге в связи со вступлением в должность Филипп Луи- Дрейфус заявил, что BIMCO должна «стать ближе к коммерческим реалиям судоходного бизнеса.»

«Еще не поздно начать влиять на изменения политики в области судоходства, так чтобы эти решения не просто навязывались нам», – сказал он.

Также Луи-Дрейфус подчеркнул, что судоходство перестало быть отраслью, сугубо обслуживающей торговлю, и все больше и больше индустриальных проектов реализуются в море.

Луи-Дрейфус, владелец и президент балкерного оператора Louis Dreyfus Armateurs, ранее возглавлял французскую ассоциацию судовладельцев и Ассоциацию судовладельцев ЕС.

 

НОВОСТИ КОМПАНИЙ

«Роснефть» согласовала с ExxonMobil возможность переноса площадки Дальневосточного СПГ

«Роснефть» согласовала с  американской ExxonMobil возможность переноса площадки по строительству Дальневосточного СПГ. Об этом сообщила журналистам куратор газовых проектов «Роснефти» Влада Русакова.

«Решение по изменению площадки мы приняли совместно с Exxon», – сказала она. Вице-президент «Роснефти» пояснила, что необходимость переноса площадки возникла в связи отсутствием решения по доступу к газотранспортной системе Сахалина от оператора - компании Sakhalin Energy.

«Мы приняли это решение вместе. Как-то двигать проект нужно», – заявила Русакова.

Вместе с тем она считает, что это неокончательное решение. «Если будет нормальное решение (разрешение на доступ у сахалинской трубе – прим.), мы посмотрим, что для нас эффективнее», – сказала представитель «Роснефти».

Вице-президент напомнила, что «Роснефть» пыталась договориться с акционерами Sakhalin Energy – компаниями «Газпром» и Shell, но, по ее словам, «пока договоренности не получается».

Русакова уверена, что место в трубе есть, «потому что они пытаются купить у нас газ» (Sakhalin Energy готова покупать газ у производителей на Сахалине для дальнейшего сжижения исходя из их объемов – прим.).

«Но мы не хотим продавать, мы хотим сами делать проект, вот и все», – резюмировала она.

Как ранее сообщил ТАСС источник в отрасли, «Роснефть» может перенести месторасположение завода «Дальневосточный  СПГ» на материк – из поселка Ильинское на острове Сахалин в поселок Де-Кастри в Хабаровском крае.

Проект «Дальневосточный СПГ» намерены реализовать «Роснефть» в партнерстве с ExxonMobil за счет газа проекта «Сахалин-1».

Как ранее сообщалось, для этого «Роснефть» просит от оператора Sakhalin Energy доступа к свободным мощностям магистрального газопровода проекта «Сахалин-2» (транссахалинская трубопроводная система) в суде. В частности, «Роснефть» требует выдать

истцу технические условия и точки подключения к ГТС «Сахалин-2» для  транспортировки до 8 млрд кубометров в год природного газа от ОБТК «Лунское» до отвода к площадке размещения завода по производству СПГ в районе села Ильинское. 19 февраля 2015 года арбитражный суд Сахалинской области отказал «Роснефти».

По мнению суда, «Роснефть» не представила документы, подтверждающие, что компания самостоятельно или совместно с ExxonMobil приняла принципиальное решение о строительстве завода «Дальневосточный СПГ» на острове Сахалин, а также документы, подтверждающие выбор земельного участка для строительства завода.

Ожидается, что окончательное инвестрешение по «Дальневосточному СПГ» будет принято до конца 2015 года. Проект оценивается в 8 млрд долларов.

Участниками проекта «Сахалин-1» являются ExxonMobil (30%), японская Sodeco (30%), «Роснефть» (20%) и индийская ONGC (20%).

В мае 2015 года партнер «Роснефти», американский  энергетический гигант ExxonMobil, в своей презентации показал, что сохраняет планы по строительству завода по сжижению газа на Сахалине.

 

Реализовывать билеты на Керченскую переправу будет исключительно «Морская дирекция»

С 1 июня 2015 года перевозка пассажиров и автотранспортных средств через Керченскую паромную переправу будет осуществляться исключительно по билетам ООО «Морская дирекция», сообщает пресс-службу Минтранса Республики Крым.

Исключение предусмотрено для пассажиров поезда «Москва–Симферополь» и владельцев «единого» билета. Раннее билеты реализовывала также компания «Анроскрым» (входит в «АнРуссТранс»).

Пассажиропоток на Керченской паромной переправе в 2014 году составил 2,8 млн человек и около 700 тыс. единиц автотранспорта, рост в 4 раза к 2013 году. В 2015 году прогнозируется рост пассажиропотока в 2 раза к 2014 году.

 

Чистый убыток «Уралвагонзавода» за 2014 год достиг 4,8 млрд руб против прибыли годом ранее

Чистый убыток ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» (УВЗ) по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) за 2014 год составил 4,8 млрд рублей против прибыли в размере 443,8 млн рублей годом ранее.

Выручка компании за отчетный период выросла на 7,4% и достигла 74 млрд 127,6 млн рублей, валовая прибыль увеличилась на 28,8% до 12,9 млрд рублей, прибыль от продаж выросла в 21,2 раза до 4,4 млрд рублей.

При этом в конце 2014 года УВЗ прогнозировал получение по итогам года чистой прибыли в размере 663 млн рублей (рост в 1,5 раза), выручка ожидалась на уровне 135,1 млрд рублей (рост по сравнению с 2013 годом почти в два раза).

Краткосрочные обязательства УВЗ на 31 декабря 2014 года составляли 66,2 млрд рублей, что на 26,8% превышает аналогичный показатель по итогам 2013 года. Долгосрочные обязательства выросли в 3,1 раза до 47,3 млрд рублей.

НПК «Уралвагонзавод» возглавляет интегрированную структуру, объединяющую более 20 промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро в России и Европе. Головная компания «Уралвагонзавод» – предприятие танкового машиностроения и крупнейший в России разработчик и изготовитель различных типов грузовых вагонов, полувагонов, грузовых тележек, цистерн.

УВЗ на 100% принадлежит государству.

Премьер-министр Дмитрий Медведев 15 мая пообещал рассмотреть вопрос предоставления госгарантий УВЗ. «Я считаю, что в нынешней ситуации этот вопрос может быть, и должен быть рассмотрен. Я дам поручение и Минпромторгу, и правительству рассмотреть вопрос о предоставлении вашему предприятию государственных гарантий в тех объемах, которые вы заявляли для выполнения существующих контрактов, включая, прежде всего, договоры по производству гражданской продукции», – заявил он на встрече с гендиректором УВЗ Олегом Сиенко.

 

Мантуров: Правительство РФ одобрило госгарантии для УВЗ на 20 млрд рублей

Правительство РФ уже одобрило госгарантии для УВЗ на 20 млрд рублей, сообщил министр промышленности и торговли Денис Мантуров.

«Там разбивка на несколько траншей – около 20 млрд рублей - документы уже акцептованы, – сообщил Мантуров. – Остальная сумма проходит этап рассмотрения».

Ранее сообщалось, что общий объем госгарантий составит до 60 млрд рублей.

Гендиректор УВЗ 25 мая заявил журналистам в Каире, что решение о предоставлении госгарантий должно быть принято до 1 июня. «У нас есть четкие сроки – 1 июня, мы должны получить государственные гарантии, чтобы перекредитоваться», – сказал Сиенко, подчеркнув, что корпорация запросила госгарантии на сумму до 60 млрд рублей, но правительство самостоятельно определяет итоговую сумму.

 

СУДОХОДСТВО

Объем водных перевозок в Санкт-Петербурге ежегодно растет

В Санкт-Петербурге растут водные скоростные пассажирские перевозки, пишут «Ведомости».

По словам президента Ассоциации владельцев  пассажирских судов Санкт-Петербурга Евгения Зубарева, их пассажиропоток увеличивается примерно на 100 000 человек каждый год. В Петербурге зарегистрировано 31 скоростное судно, включая 25 «метеоров» и два катамарана, которыми владеют пять судоходных компаний. В этом году их услугами может воспользоваться 800 000 человек, надеется Зубарев.

По словам директора СПб ГКУ «Агентство внешнего транспорта» Александры Бахмутской, в этом году расширен проект «Городские причалы», обеспечивающий перевозчикам равный доступ к речным пирсам. По ее словам, в рамках этого проекта в 2014 году было установлено четыре причала, в этом году – восемь, к 2018 году их число может быть увеличено до 17. По словам Бахмутской, в 2014 году с операторами водных перевозок было заключено 12 договоров на причаливание, с начала 2015 года подписано 19 таких договоров, а число запланированных причаливаний выросло.

По словам заместителя председателя комитета по транспорту Алексея Львова, в следующем году может быть расширено и количество линий аквабусов. Городская администрация готовит документацию для новых конкурсов на организацию линий, говорит Львов, но возможный объем финансирования он не назвал. Сейчас в городе работает только одна линия аквабусов - Приморская. В обслуживаюшей ее компании МБС рассчитывают на расширение проекта, хотя прибыльным его и не назвают. В 2011 году пять линий аквабусов перевезли 454 004 пассажира.

По данным издания, оборот рынка водных перевозок составляет примерно 1 млрд рублей. В прошлом году количество перевезенных иностранцев снизилось на 50%, но большая часть их заменилась русскими туристами, говорит один из участников рынка. По его словам, главная проблема рынка в том, что в Петербурге навигация длится очень недолго, а все оставшееся время суда простаивают. Кроме того, в Петербурге по-прежнему мало причалов и городская программа пока не решила эту проблему, отмечает он.

 

Три новые линии петербургского аквабуса могут появиться в 2016 году

У петербургского аквабуса (речного общественного транспорта) в навигаию-2016 могут появиться три новые линии.

Пока действует одна – из спальных районов города в исторический центр и деловые кварталы. Об этом сообщил замглавы городского комитета по транспорту Алексей Львов.

«На 2016 год рассматриваем возможность связи Кронштадта с Петербургом, короткий маршрут от жилого массива на улице Яхтенная до Крестовского острова, а также «Невской линии» от метро «Рыбацкая» до Арсенальной набережной», – сказал Львов. Он отметил, что «нынешняя «Приморская» линия будет сохранена».

Замглавы комитета уточнил, что уже идут консультации с перевозчиками и комитетом по тарифам. «К августу подготовим заявки на субсидии, а ближе к зиме проведем конкурс», – добавил Львов. По его словам, приоритетом для города являются новые маршруты, где нет необходимости больших вложений в инфраструктуру.

Аквабус – водный вид городского общественного транспорта Санкт-Петербурга, перевозящий пассажиров в период летней навигации - в этом году с 29 мая по 29 октября.

Маршрут «Приморской линии» аквабуса, который сейчас функционирует в Петербурге, начинается у станции метро «Старая Деревня» и идет до Университетской набережной на Васильевском острове. Стоимость проезда по половине маршрута составляет 100 рублей в будни и 191 рубль в выходные.

 

Норвегия представила новую стратегию развития морского транспорта

Норвежское правительство приняло новую морскую стратегию, которая предусматривает либерализацию каботажных перевозок и изменение системы оплаты труда моряков.

Предполагается, что в результате принятых изменений в законодательство 20 судов перерегистрируются в национальном регистре судоходства Норвегии.

Либерализация каботажных перевозок должна привлечь больше судов под Норвежский флаг, считает глава Ассоциации судовладельцев Норвегии Стурла Хенриксен.

Изменение системы оплаты труда, фокус на повышение качества профессионального образования призваны повысить  конкурентоспособность норвежских моряков.

Выступая на открытии конференции Nor-Shipping,  норвежский премьер-министр Эрна Сольберг заявила, что правительство будет в первую очередь ориентироваться на поддержку инноваций и образования.

Морская промышленность Норвегии выросла в два раза за последние 10 лет. В настоящее время в отрасли морского транспорта занято более 110 тыс людей. Отрасль генерирует  выручку 175 млрд норвежских крон (22 млрд долларов) в год.

 

Росграница в 2016 году откроет 21-й пункт пропуска в районе Северного морского пути

Росграница в 2016 году готовится открыть 21-й пункт пропуска в районе Северного морского пути. Об этом в интервью ТАСС рассказал руководитель Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ (Росграница) Константин Бусыгин.

«Развитию пунктов пропуска через государственную границу в Арктике уделяется большое внимание в целях укрепления конкурентоспособности российской экономики на арктическом направлении, повышения эффективности работы Северного морского пути. Их обустройство осуществляется как на основе государственно-частного партнерства, так и в рамках федеральной целевой программы «Государственная граница РФ (2012-2020 гг.)», – отметил глава Росграницы.

Всего в Арктической зоне России расположено 20 пунктов пропуска (на 20 тыс. километров государственной границы) – 12 морских, 5 воздушных и 3 автомобильных. «Четверть от всех пунктов пропуска, расположенных в Арктике, было установлено в 2010-2015 годах – это морские пункты пропуска Певек, Сабетта, Варандей, Дудинка, и воздушный пункт пропуска Варандей», – сказал Бусыгин.

После начала работы в 2014 году морского грузового пункта пропуска в порту Сабетта началось согласование открытия воздушного пункта пропуска в аэропорту Сабетта для перевозки иностранных специалистов и оборудования для строительства завода по сжижению газа проекта «Ямал СПГ». Уже в этом году после реконструкции открыт морской пункт пропуска Мурманск в пределах терминала «ГМК «Норильский Никель» и морской пункт пропуска в порту Варандей.

По словам главы Росграницы, речь идет о реконструкции или открытии вновь прежних пунктов пропуска и они привязаны к развитию крупных проектов в Арктике. Так, пункт пропуска Сабетта призван обеспечить доставку оборудования для обустройства комплекса по добыче, сжижению и транспортировке природного газа и газоконденсата Южно-Тамбейского месторождения. МПП Дудинка создал условия для развития Таймыра и Красноярского края, его основной пользователь – ГМК «Норильский никель». Временный воздушный пункт пропуска Варандей предназначен для международных полетов в период подготовки к эксплуатации морской платформы для освоения Приразломного нефтяного месторождения в Ненецком округе.

В следующем году планируется открытие 21-го пункта пропуска – на Чукотке, которая замыкает Арктическую зону Росси на востоке и через которую осуществляется взаимодействие с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона. «Сейчас идет работа по реконструкции морского пункта пропуска в порту Беринговский на Чукотке. Он был закрыт с 2000 года, но появился инвестор на строительство угольного терминала. Порт будет работать сезонно - с мая по октябрь, так как там короткий навигационный период», – заметил глава Росграницы.

До 2020 года планируется проектирование и строительство или реконструкция морских пунктов пропуска в Анадыре, Архангельске и Мурманске. Бусыгин не исключил и возможности открытия других пунктов пропуска - эти вопросы при необходимости будут решаться на госкомиссии по вопросам развития Арктики, возглавляемой Дмитрием Рогозиным.

Как заявил на первом заседании госкомиссии 14 апреля Дмитрий Рогозин, финансирование «арктических» программ на ближайшие пять лет должно составлять 222 млрд рублей, в том числе около 160 млрд рублей – за счет федерального бюджета.

 

СУДОСТРОЕНИЕ

«Росатом» обсуждает с ОСК планы по созданию кластеров атомного судостроения

«Росатом» планирует совместно с Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК) развивать морскую атомную энергетику как новое направление бизнеса, сообщает «КоммерсантЪ» со ссылкой на заявление заместителя гендиректора «Росэнергоатома» (РЭА) Сергея Завьялова.

По его словам, со стороны премьера Дмитрия Медведева и вице-премьера Дмитрия Рогозина поступили указания по подготовке предприятий ОСК как по строительству второй ПАТЭС (плавучая АЭС), так и по новым проектам, и 9 июня на совещании у Дмитрия Рогозина

По словам Завьялова, заказ на строительство второй ПАТЭС может обойтись не более чем в 18 млрд рублей (первая стоит 21,5 млрд рублей). Получить его мог бы Балтзавод ОСК, который уже строит первый блок, но у него «нет резервов мощностей для новых заказов». РЭА предлагает создать кластеры атомного судостроения на Дальнем Востоке – на базе верфи «Звезда», в Нижнем Новгороде – на заводе «Красное Сормово» и в Петербурге – на Балтзаводе. При этом РЭА не отказывается от обсуждения локализации в КНР строительства  ПАТЭС для китайского рынка.

Помимо этого «Атомэнергомаш» (АЭМ) стремится получить заказы на судовое оборудование. По словам гендиректора АЭМ Андрея Никипелова, холдинг остановил инвестиции в развитие реакторного отделения на «Петрозаводскмаше» (ПЗМ) и обсуждает СП или «другую кооперацию» с ОСК, чтобы использовать мощности завода. Он отметил, что АЭМ рассчитывает на программу ОСК по выпуску гражданских судов и военных кораблей.

Президент ОСК Алексей Рахманов подтвердил изданию, что возможности сотрудничества с АЭМ прорабатываются, и основной площадкой рассматривается ПЗМ, но отметил, что параметры пока не определены – нет ясности ни по модели партнерства, ни по объемам и источникам финансирования. В отношении ПАТЭС Рахманов отметил, что на данный момент важна достройка первой станции, а для дальнейших действий нужно решение о размещении заказа на серийные ПАТЭС.

По словам источников издания в правительстве, из-за перегруженности Балтзавод заказами разместить на нем вторую ПАТЭС будет сложно, а к идее создания кластеров атомного судостроения в том числе на Дальнем Востоке в Белом доме относятся скептически, полагая, что логичнее рассмотреть вопрос о кооперации с Китаем. Вопрос должен быть поднят 6-7 июля на встрече Дмитрия Рогозина и вице-премьера Госсовета КНР Ван Яна.

Аналитики также отмечают загруженность Балтзавода и «Севмаша» до 2020 года и не уверены в целесообразности размещения в РФ следующего заказа на ПАТЭС.

 

Рогозин: Постройка кораблей для ВМФ «встала» из-за разрыва с Украиной

Россия в настоящий момент не может построить новые надводные корабли для военно-морского флота из-за непоставки Украиной газотурбинных двигателей, сообщил вице-премьер Дмитрий Рогозин.

В то же время, как сообщалось, сейчас активно идет программа импортозамещения по этим двигателям и другим агрегатам. По плану Россия должна освоить производство собственных газотурбинных двигателей в 2018 году.

«Говоря о вооружении и военной технике по Украине, мы замещаем 186 позиций – в первую очередь это газотурбинные двигатели, производство которых исторически располагалось на территории Украины. Из-за этого мы не можем строить новые надводные корабли для ВМФ», – сказал Рогозин.

Говоря о зависимости российской оборонки от стран Евросоюза и НАТО, Рогозин привел цифру в 640 позиций. «В основном, речь идет об оптике и радиоэлектронике. Сроки импортозамещения здесь также жесткие», – отметил вице-премьер.

 

Вице-президент ОСК Пономарев назначен врио гендиректора верфи «Янтарь»

Вице-президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) по военному кораблестроению Игорь Пономарев стал временно исполняющим обязанности гендиректора Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь».

«Совет директоров ОСК решением от 1 июня 2015 года избрал Игоря Пономарева временно исполняющим обязанности генерального директора ПСЗ «Янтарь». Олег Шумаков, до сих пор исполнявший эти обязанности, переведен на должность заместителя директора по производству», – говорится в сообщении.

В пресс-службе уточнили, что Пономарев будет совмещать новую должность с работой в качестве вице-президента корпорации.

Игорь Пономарев родился 30 октября 1954 года. Окончил Ленинградское высшее военно-морское инженерное училище, Военно-морскую академию им. Гречко и Московский институт международного бизнеса. Служил на Тихоокеанском флоте и в Главном техническом управлении ВМФ, работал замначальника департамента ВМФ в «Рособоронэкспорте» и гендиректором компании «Судоэкспорт». С 2011 года возглавлял департамент военно-технического сотрудничества ОСК, в мае 2013-го назначен вице-президентом корпорации по военному кораблестроению.

Олег Шумаков временно исполнял обязанности гендиректора «Янтаря» с декабря 2014 года, сменив на посту Виктора Тутынина.

«Янтарь» занимается, в частности, строительством фрегатов проекта 11356 для Черноморского флота. Предполагалось сдать серию из шести кораблей в 2016 году, позднее срок сдвинули на 2017-й. В связи с событиями на Украине возникла необходимость в замене импортных газотурбинных двигателей для трех фрегатов, и первую серийную силовую установку российского производства промышленность обещает только в 2017 году. «Янтарь» также достраивает большой десантный корабль проекта 11711 «Иван Грен», заложенный еще в 2004 году.

 

МОРСКИЕ ПОРТЫ

Строительство порта Сабетта идет в отрыве от прокладки на Ямале железной дороги

Строительство крупного порта Сабетта, который позволит перевозить по Северному Морскому пути сжиженный природный газ и другие грузы, идет в отрыве от прокладки на Ямале железной дороги.

Без этого невозможно логичное развитие Севморпути, считает генеральный директор «Ямальская железнодорожная компания» Якоб Крафт.

«Нужно комплексно подходить к транспортному развитию территории, чтобы выбирать наиболее эффективный путь развития. Сегодня в рамках глобального проекта Ямал СПГ строится мощный порт. В то же время до Бованенковского месторождения проложена железная дорога. Огромные деньги вкладываются в порт, но никто не думает о том, что нужно достроить еще 200 км железной дороги, и тогда эта точка на Севморпути может получить иное развитие. Обращаюсь к представителю Минтранса (на форуме выступал представитель Минтранса РФ Александр Славуцкий): было бы полезно, чтобы государство мониторило действия нефтегазовых компаний в этом плане». Сейчас на Ямале нет единой железнодорожной сети, место разрыва – это участок «Салехард – Надым». В качестве стратегии развития руководитель Ямальской железнодорожной компании представил схему строительства железной дороги вдоль арктической зоны РФ до самой Чукотки. Он обозначил это как перспективу первой половины 21 века. Ямальский участок: «Обская – Салехард – Надым – Коротчаево». «Сейчас в регионе нет инфраструктуры, которая способна решать промышленные задачи. Переход через Урал – это только Транссибирская магистраль. И Северный широтный ход должен стать вторым проходом через Урал. Он решает и геополитические задачи РФ, и проблему разгрузки Транссиба. Потому что как только пойдет реконструкция Транссибирской магистрали – все встанет. Это значит, чем дольше мы будем рассуждать о том, нужен СШХ или нет, тем больше потерям времени и сами приведем экономику в еще больший упадок без внешней помощи».

Наряду с этим некоторые представители Ямал СПГ открыто согласились на форуме с Якобом Крафтом – при отсутствии целостного взгляда и комплексного подхода целесообразность строительства огромного порта под вопросом. Так морской порт Ямал СПГ состоит из двух частей: вторая часть будет использоваться для отгрузки СПГ, а первая часть предназначена для приема строительных грузов; сейчас она полностью задействована и может принимать 7 млн тонн груза в год. Однако, по словам представителя компании, после 2018 года, когда Ямал СПГ будет построен, она будет задействована очень незначительно. При том, что сегодня уже вложено огромное количество государственных денег, непонятно, что делать с этой частью порта.

 

Медведев: Владивосток получит облегченный визовый режим

Правительство РФ планирует предоставлять иностранцам, которые будут посещать свободный порт Владивосток, 8-дневные визы прямо на границе.

«В свободном порту Владивосток будет введен облегченный визовый режим. Благодаря этому иностранные гости могут получать 8-дневную визу прямо на границе. При этом пункты пропуска должны будут работать круглосуточно», – сказал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на заседании правительства.

Премьер добавил, что в порту также будет работать таможня в режиме «одного окна».

«Мы планируем ввести режим свободной таможенной зоны, которая позволит, к примеру, освобождать ввозимое оборудование от уплаты импортной пошлины и НДС», – пояснил Медведев.

Также правительство сможет предоставить особые условия работы образовательным и медицинским организациям и ряду предприятий, в том числе рыболовным.

Правительство РФ на заседании в четверг рассматривает проекты федеральных законов о создании свободного порта Владивосток.

Документы создают правовую базу и определяют условия для инвестиций в действующие и создаваемые предприятия, инфраструктурные объекты, транспортно-логистические комплексы в Приморском крае и Дальневосточном федеральном округе в целом (в том числе для сооружения и модернизации морских причалов и других объектов инфраструктуры).

Речь идет о проектах федеральных законов «О свободном порте Владивосток», о внесении соответствующих изменений в Налоговый кодекс РФ и в другие законодательные акты. Они определяют условия и порядок создания свободного порта Владивосток.

Законопроекты касаются государственной поддержки на территории свободного порта, в том числе определяют особенности труда работников у резидентов, а также принципы государственного и муниципального контроля, деятельности иностранных авиационных предприятий, въезда в Приморский край иностранцев, а также медицинской деятельности. Законопроект рассмотрен и одобрен 1 июня на заседании правительственной комиссии по законопроектной деятельности, говорится в сообщении.

 

«Усть-Лужская ПТК» намерена построить терминал для перевалки нефтепродуктов в устье реки Луга

Компания «Усть-Лужская ПТК» (бенефициар – Ирина Дрозденко) строит собственный терминал для перевалки нефтепродуктов мощностью 1,6 млн тонн в год. Об этом пишет ИА «Деловой Петербург».

Строящийся терминал появится на территории «Усть-Лужской ПТК» площадью 8,7 га в устье реки Луга рядом с портом Усть-Луга. Кроме цехов, склада, пирса и котельной, как пишет издание, на площадке уже построена береговая нефтебаза с примитивной нефтеперерабатывающей установкой, так называемый «самовар».

Инвестиции в проект оцениваются в 100 млн долларов. Предполагается, что финансирование проекта будет  осуществоляться в рамках государственно-частного партнерства. Значительную часть стоимости проекта составят дноуглубительные работы. ФГУП «Росморпорт» подтвердило изданию участие в данном инвестиционном проекте, но подробности раскрыть отказалось.

«Усть-Лужская ПТК» оценивает срок выхода на  самоокупаемость в 3-5 лет, последующая прибыль - около 50 млн в год.

Указывается, что работу терминала облегчит действующая ветка железной дороги. В то же время, по данным ТАСС, прямых подъездных путей к территории ПТК нет.

По мнению экспертов в отрасли, для успеха инвесторам Усть-Лужского ПТК понадобится серьезный административный ресурс. Все бункеровочные базы на Северо-Западе постепенно переходят под контроль «Газпромнефти» и «Роснефти».

Для порта Усть-Луга перевалка нефти и нефтепродуктов является основным двигателем роста. По итогам января-апреля 2015 года перевалка грузов здесь выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 21,5%, до 28 млн тонн. Сегодня в порту работают два наливных терминала: нефтяной ООО «Невская трубопроводная компания» (аффилирована с «Транснефтью») и нефтепродуктовое ОАО «Усть-Луга Ойл» (входит в холдинг Gunvor). По сравнению с ними проект Усть-Лужской ПТК – совсем небольшой. 

Эксперты указывают, что нефтепереработку, которую может запустить Усть-Лужская ПТК, называют даже не «самоваром», а «блендером» для смешивания нефтепродуктов. С государственной точки зрения проект ненужный. Инвестору же будет сложно договориться о поставках продуктов для блендирования. «Эта история больше похожа на какую-то авантюру», - отмечает эксперт.

 

Черноморский флот решил переоборудовать причал для «Мистралей» под сторожевые корабли

Инфраструктура причала в Главной базе Черноморского флота, который планировалось перестроить под вертолетоносец «Севастополь» типа «Мистраль», будет переоборудована для приема фрегатов «адмиральской серии», сообщили в штабе ЧФ.

«Девятый причал в главной бухте порта, инфраструктура которого специально перестраивалась под вертолетоносец «Севастополь», будет переоборудован для приема головного фрегата «Адмирал Григорович» и остальных кораблей «адмиральской» серии», – сказал собеседник агентства.

По его оценке, эти корабли второго ранга смогут «прописаться» на обновленном причале.

Ранее источник в кораблестроительной отрасли сообщил, что в случае отказа Парижа передавать Москве построенные во Франции два вертолетоносца типа «Мистраль» у России есть временная замена этим кораблям до той поры, когда можно будет построить отечественные суда такого класса.

«Рособоронэкспорт» и французская компания DCNS подписали контракт на строительство двух десантных вертолетоносных кораблей-доков (ДВКД) проекта «Мистраль» в июне 2011 года. Кормовые части вертолетоносцев были построены на Балтийском заводе (входит в состав Объединенной судостроительной корпорации) в Санкт-Петербурге. Стыковка с головными частями и окончательная достройка выполнялись на верфи компании STX France в Сен-Назере. Стоимость контракта на строительство двух вертолетоносцев составила €1,2 млрд. Франция из этой суммы ранее получила €840 млн.

Первый вертолетоносец «Владивосток» Россия должна была получить в середине ноября прошлого года, однако руководство Франции отказалось выполнять договорные обязательства, мотивируя свое решение обострением обстановки на востоке Украины. Передача ДВКД-2 «Севастополь» планировалась на осень 2015 года.

 

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

Погрузка на сети РЖД в мае снизилась на 3,2% до 99,9 млн тонн

Погрузка на сети ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) в мае 2015 года составила 99,9 млн тонн, что на 3,2% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Грузооборот за май 2015 года снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,1% и составил 189,6 млрд тарифных тонно-км. Грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии уменьшился на 1,8% до 243,5 млрд тонно-км.

Погрузка за январь-май 2015 года, по оперативным данным, составила 491,6 млн тонн, что на 1,5% меньше, чем за аналогичный период 2014 года. РЖД отмечают рост погрузки каменного угля до 131,5 млн тонн (+4,1% к январю-маю 2014 года); черных металлов – до 30,5 млн тонн (+3,9%); лома черных металлов – до 5,8 млн тонн (+3,6 %); руды железной и марганцевой – до 45,3 млн тонн (+1,8 %); лесных грузов – до 17,1 млн тонн (+1,5%); зерна и продуктов перемола - до 6,8 млн тонн (+9,7%); руды цветной и серного сырья – до 8,3 млн тонн (+3,4%), химических и минеральных удобрений – до 21,3 млн тонн (+0,3 %).

Вместе с тем снизилась погрузка кокса – до 4,7 млн тонн (-1,4%); нефти и нефтепродуктов – 106,8 млн тонн (-0,7%); цемента - 10,4 млн тонн (-14,2%); строительных грузов - 45,4 млн тонн (-20,4%); химикатов и соды - 10,5 млн тонн (-4%); промышленного сырья и формовочных материалов - до 13,5 млн тонн (-2,8%).

Грузооборот с начала 2015 года составил 938,3 млрд тарифных тонно-км (-0,4%), грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии – 1 трлн 206,8 млрд тонно- км (-0,9%).

Ранее глава Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО, филиал РЖД) Елена Кунаева сообщала, что РЖД прогнозируют падение погрузки в мае 2015 года как минимум на 3%. По ее словам, это связано с длинными майскими праздниками, во время которых не работал ряд предприятий.

 

РЖД увеличили инвестпрограмму на 2015 год с 414 млрд рублей до 427 млрд рублей

РЖД увеличили инвестпрограмму на 2015 год с 414 млрд рублей до 427 млрд рублей за счет инфраструктурных проектов. Об этом сообщил журналистам старший вице-президент компании Вадим Михайлов в кулуарах железнодорожного форума «Стратегическое партнерство 1520».

«Мы ее (инвестпрограмму на 2015 год) увеличили с 414 до 427 млрд рублей. Добавили часть инфраструктурных проектов», – сказал он. По словам Михайлова, дальнейшего увеличения инвестпрограммы на текущий год не планируется.

Как сообщалось ранее, в числе приоритетных проектов РЖД на 2015 год - развитие Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, Московского железнодорожного узла, снятие инфраструктурных ограничений по всей сети железных дорог, обеспечение безопасности и обновление парка тягового и подвижного состава.

Как отмечал министр транспорта РФ Максим Соколов по итогам заседания правительства, на котором была одобрена инвестпрограмма РЖД на 2015 год в объеме 414 млрд рублей, большая часть проектов будет связана с реализацией поручений президента и правительства РФ, самыми масштабными из которых станут развитие Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, а также снятие инфраструктурных ограничений по всей сети железных дорог.

 

Ж/д операторы против господдержки новых вагоностроительных проектов при профиците парка

Железнодорожные операторы  выступают против господдержки новых вагоностроительных проектов в условиях профицита парка, сообщил журналистам  генеральный директор ОАО «Первая грузовая компания» (ПГК, входит в холдинг UCL Владимира Лисина) Олег Букин в кулуарах железнодорожного форума «Стратегическое партнерство 1520».

По его словам, уже подготовлен проект соответствующего письма вице-премьеру РФ Аркадию Дворковичу от Совета операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ, объединяет крупнейших железнодорожных опер

«Мы выступаем против того, чтобы государство в нынешних условиях – в период дефицита бюджетных средств с одной стороны, избытка вагоностроительных мощностей по отношению к спросу, достаточности парка на сети по всем родам состава – чтобы государство не принимало мер поддержки до тех пор, пока мы не увидим баланса парка на сети», – пояснил глава ПГК.

По разным оценкам, профицит парка составляет более 200 тыс. вагонов, примерно половина из которых – полувагоны.

«Всех достаточно серьезно задела информация о том, что собираются выдать госгарантии ОВК (Объединенная вагонная компания Александра Несиса – прим.) на 3 млрд рублей для создания производства цистерн на Тихвине», – отметил Букин. По его словам, сейчас на фоне профицита вагоностроительных мощностей по отношению к спросу существуют незадействованные мощности Уралвагонзавода.

«Государство зная, что имеются такие мощности, дает господдерджки в виде госгарантий предприятию, на котором  производства цистерн вообще нет», – подчеркнул он.

«Мы хотели бы, чтобы государство, пока у них денег недостаточно, не тратило бы их на те мероприятия, которые не эффективны для транспортного рынка», – заключил он.

18 мая МЭР сообщил, что проект организации производства вагонов- цистерн ЗАО «ТихвинХимМаш» (входит в Объединенную  вагонную компанию, ОВК) получил одобрение Межведомственной комиссии при Минэкономразвития РФ для участия в программе проектного финансирования.

Полная стоимость проекта составляет 5 млрд 488 млн рублей, предельная сумма кредита – 3,038 млрд рублей, срок кредита – семь лет. Кредитором выступит Банк «Финансовая  Корпорация Открытие». Предельная сумма госгарантии – 759,5 млн рублей.

Ранее сообщалось, что группа «ИСТ» Александра Несиса (акционер ОВК) намерена вложить около 3 млрд рублей в производство вагонов-цистерн мощностью до 3 тыс единиц в год. Запуск производства планировался на 2015 год.

Объединенная вагонная компания создана в 2012 году для стратегического управления деятельностью ЗАО «Тихвинский вагоностроительный завод» и лизинговой компании RAIL1520. Входит в группу ИСТ Александра Несиса.

 

В Бюллетене использована авторская информация издательства «Морские вести России», а также сайтов Президента РФ, Председателя Правительства РФ, ГД РФ, Минтранса, Российской газеты, Росморречфлота, ТАСС, РИА Новости, ИА Regnum, Ведомостей, Известий, агентства Прайм, АТН и других.

 

Все новости, включая самые последние, на сайте издательства «Морские вести России» www.morvesti.ru

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ