Бюллетень новостей №14 (124) с 11 по 17 апреля 2015
Бюллетень новостей
ВЛАСТЬ
Путин поручит Минтрансу и властям Крыма решить проблему с большими очередями на паромной переправе
Президент РФ Владимир Путин намерен поручить Министерству транспорта и властям Крыма решить проблему с большими очередями на паромной переправе.
«Обязательно поговорю с Министерством транспорта и с руководством Крыма по поводу той ситуации, которая складывается на сегодняшней день. Значительная часть полномочий передана крымским властям. Надо им помогать, а не просто перебрасывать ответственность, ожидая какого-то коллапса», – сказал Путин во время «Прямой линии». По его словам, планируется приобретение новых паромов для ликвидации очередей на переправе. «Должно работать на этой линии 10 паромов, и несколько из них – достаточно крупных», – заявил президент. Он также поручит Министерству транспорта и властям Крыма проработать вопрос о введении электронного билета на переправе.
Президент также пообещал разобраться с вопросом о перерегистрации имеющихся в Крыму автотранспортных средств с украинской юрисдикции на российскую. «Не знаю, как мы это сделаем, но сделаем точно. Я вам обещаю, вот увидите», – добавил Путин.
Минтранс: Принятие Россией международных соглашений о безопасности судоходства поможет избежать ЧП в будущем
Принятие международного соглашения о безопасности мореплавания, которое откладывается уже несколько лет, урегулирование всех соответствующих законов и проверки выходящих на промысел судов в портах могут помочь предотвратить трагедии, подобные крушению траулера «Дальний Восток» в Охотском море.
Об этом сообщил кандидат от РФ на пост генсекретаря Международной морской организации (IMO), замглавы департамента госполитики в области морского и речного транспорта Минтранса Виталий Клюев во Владивостоке.
«Можно сказать, что безопасность рыболовных судов сегодня не регулируется должным образом. В 70-х годах была принята Торремолиносская конвенция о безопасности рыболовных судов, которая до сих пор не вступила в силу. Позже был принят Торремолиносский протокол этой конвенции, в 2012 году приняли Кейптаунское соглашение к протоколу конвенции. Мое предложение, как кандидата в генеральные секретари международной организации, – предпринять все возможные усилия, чтобы Кейптаунское соглашение и все, к нему присовокупляющееся, вступило в силу как можно быстрее», – сказал Клюев.
Перечисленные документы определяют международные требования к конструкции, установкам, спасательным средствам и оборудованию рыболовных судов, требования по их освидетельствованию на предмет безопасности.
Еще одной проблемой Клюев считает то, что под определение судов рыбопромыслового флота сейчас подходят суда различных типов, это затрудняет выполнение требований безопасности. По его мнению, трагедия должна подвигнуть органы власти урегулировать все соответствующие законы, это позволило бы лучше контролировать соблюдение владельцами различных требований к промысловым судам.
«В Министерстве транспорта мы рассматриваем сегодня, какие еще меры можно принять, чтобы обеспечить безопасное мореплавание таких судов. Как минимум, проверки на момент выхода из морского порта будут учитывать те нюансы, которые случились», – уточнил Клюев.
Он отметил, что уже сейчас можно говорить о нарушении норм как минимум в отношении численности экипажа на потерпевшем крушение траулере, однако, при выходе из порта Владивостока судно соответствовало всем требованиям безопасности. «Нормы были нарушены, как минимум, в численности экипажа. По документам на это судно, на нем могли находиться не более 120 человек, для них было достаточное количество спасательных средств. Откуда там еще взялись люди, почему они появились сверх нормы – вопрос к судовладельцу, который эксплуатирует судно. Судно, выходя из порта, было в безопасном состоянии, документы это подтверждают, оно соответствовало всем необходимым нормам, и, если бы оно продолжало в этом состоянии находиться, то трагедии бы не случилось», – убежден Клюев.
Траулер «Дальний Восток» затонул 2 апреля в Охотском море в 250 км южнее Магадана. Судно приписано к порту Невельск (Сахалинская область), судовладелец компания «Магеллан». На его борту находились 132 человека. По последним данным, в результате крушения спаслись 63 человека.
Минтранс предлагает после 2020 года строить суда для работы на шельфе на российских верфях
Минтранс внес законопроект, предполагающий локализацию строительства судов для работы на шельфе на российских верфях. Об этом сообщил замминистра транспорта Виктор Олерский на заседании госкомиссии по Арктике.
По его словам, законопроект 31 марта внесен в правительство РФ.
«В этот законопроект заложена норма, направленная на локализацию строительства судов, используемых для работы для указанных целей (для работы на шельфе - прим.)», – сказал он.
По его словам, предполагается, что суда, используемые для работы на шельфе, после 1 января 2020 года «должны быть построены на российских верфях».
Рогозин: Финансирование «арктических» программ на ближайшие пять лет должно составлять 222 млрд рублей
Финансирование «арктических» программ на ближайшие пять лет должно составлять 222 млрд рублей, заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин, выступая на заседании Государственной комиссии по развитию Арктики.
«Общий объем финансирования мероприятий «отраслевых» программ в 2015 – 2020 годах должен составлять около 222 млрд рублей, в том числе за счет федерального бюджета – около 160 млрд рублей», – сказал он.
По его словам, даже предварительный анализ перечисленных программ показывает, что проблемы устойчивого развития макрорегиона и обеспечения национальной безопасности России в Арктике решаются «фрагментарно и по сути дела бессистемно». При этом перечень программных мероприятий не охватывает весь спектр задач, определенных правительством.
Рогозин подчеркнул, что такие инициативы и решения должны носить комплексный характер. «Обеспечение социально-экономического развития региона, реализация глобальных транспортных, энергетических, промышленных проектов, решение задач в области национальной безопасности, будут сопровождаться сохранением уникальной арктической экосистемы, защитой законных интересов местного населения, в том числе коренных малочисленных народов», – заключил он.
Глава комитета Госдумы по обороне предложил объединить все морские заводы Севастополя
Председатель комитета Госдумы по обороне Владимир Комоедов предложил объединить все судоремонтные и судостроительные заводы Севастополя с целью их использования для комплексного ремонта военных кораблей.
«Нужно сделать общую концепцию по судоремонту и судостроению, независимо от формы собственности предприятий, потому что пока комплексно отремонтировать здесь военный корабль невозможно. Артвооружение можем ремонтировать, связь, радиотехнические средства – частично. Но корабль должен быть боеготов по всем статьям, а не наполовину», – сказал сегодня Комоедов журналистам в Севастополе.
Бывший командующий Черноморским флотом РФ критически оценил потенциал Севастопольского морского завода (Севморзавод), который недавно был национализирован. «Он слишком долго был в частной собственности. Способен ли он функционировать, как раньше? Отсутствуют кадры, мощности. Без северного сухого дока завод, как инвалид, а док остается в частной собственности. Единого завода не получается», – заметил адмирал.
По словам Комоедова, в бюджете на 2015 год не было предусмотрено средств на «Севморзавод». Он также высказал сомнение, что завод сможет влиться в ОСК или выполнить часть заказов завода «Звездочка».
В Севастополе создан филиал Центра судоремонта «Звездочка», который будет арендовать производственные мощности «Севморзавода». Специалисты из Северодвинска считают, что севастопольскому заводу требуется значительное техническое перевооружение. Официальный представитель «Звездочки» Евгений Гладышев сообщил накануне агентству, что в настоящее время специалисты северодвинской судоверфи проводят инвентаризацию имущества «Севморзавода» и оценку его технического состояния.
Совфед одобрил закон о госрегулировании тарифов на перевозку между портами Крыма и Кубани
Совет Федерации одобрил сегодня закон, согласно которому государство до 2018 года будет устанавливать цены на перевозку пассажиров и грузов между портами Крыма и Краснодарского края.
Госрегулирование коснется услуг по перевозке пассажиров, багажа, автомобильных транспортных средств, железнодорожного подвижного состава с использованием судов, обеспечивающих сообщение между морскими портами Крыма, Севастополя и морскими портами Краснодарского края, и связанных с такими перевозками дополнительных услуг. Устанавливать тарифы будет Федеральная служба по тарифам (ФСТ) России посредством определения цен или их предельного уровня.
При этом тарифы на услуги по перевозке и на связанные с ними дополнительные услуги будут устанавливаться дифференцировано с учетом условий оказания этих услуг применительно к перевозкам пассажиров, багажа, автомобилей, железнодорожного подвижного состава.
Закон вступит в силу через 30 дней после дня его официального опубликования и будет действовать до 1 января 2018 года.
НОВОСТИ КОМПАНИЙ
«НОВАТЭК» рассчитывает продать 9% в проекте «Ямал СПГ» до середины 2015 г.
«НОВАТЭК» рассчитывает продать 9% в проекте «Ямал СПГ» до середины 2015 года. Об этом сообщил журналистам глава «НОВАТЭКа» Леонид Михельсон.
«Переговоры по продаже 9% акций «Ямал СПГ» идут. Называть потенциальных покупателей без их согласия не корректно. Мы нацелены закончить переговоры до открытия внешнего финансирования», - сказал он.
При этом Михальсон отметил, что компания ожидает открытия кредитных линий для привлечения «Ямал СПГ» внешнего финансирования в середине 2015 года.
Вместе с тем он добавил, что уменьшение доли «НОВАТЭКа» ниже контрольной в проекте «Ямал СПГ» не рассматривается.
«Севмаш» договорился с Индией о послегарантийном обслуживании авианосца «Викрамадитья»
ОАО «ПО «Севмаш» (Северодвинск, Архангельская область) окажет содействие ВМС Индии в послегарантийном обслуживании авианосца «Викрамадитья», сообщила пресс-служба предприятия.
«Представители Севмаша и Военно-морских сил Индии подписали контракт на оказание технического содействия в обслуживании авианосца «Викрамадитья» в послегарантийный период», – говорится в сообщении.
Согласно сообщению, техническое содействие – одно из направлений послегарантийного обслуживания корабля, которое сейчас обсуждается российской и индийской сторонами.
«ВМС Индии предлагает предприятию вести эти работы в течение 40 лет. Сейчас на авианосце специалисты Севмаша завершают работы по гарантийным обязательствам. В минимальном объеме ведется обслуживание оборудования и систем корабля», – отмечается в релизе.
Конфликт в Йемене создал опасный прецедент для рынка СПГ
Экспорт сжиженного природного газа из стран Персидского залива оказался под угрозой. Воюющие в Йемене шиитские повстанцы хуситы, контролирующие значительную часть йеменских территорий, установили контроль над заводом по сжижению природного газа и единственным в стране экспортным терминалом в Балхафе. Его закрытие означает уход йеменской доли из мировых объемов поставок газа.
СПГ-завод и терминал в Балхафе были введены в строй в 2009 году. Мажоритарной долей в проекте владеет французская Total (39,6%), йеменское правительство через местную газовую госкомпанию и пенсионный фонд контролирует 21,7%; южнокорейским компаниям SK Corp. и Kogas принадлежит совокупно 15,6%; еще 17,2% – у американской Hunt Oil. В Total пока официально не подтвердили захват терминала.
Доля йеменского СПГ составляет примерно 2,6% в мировых поставках этого вида топлива, и в текущей рыночной ситуации уход этого объема существенно не скажется на ценах, отмечают эксперты. Kogas – основной конечный покупатель йеменского СПГ – сейчас «переконтрактован» и не заинтересован в том, чтобы поставщики полностью выполняли долгосрочные контракты, поскольку этот газ не найдет спроса на рынке Южной Кореи. Total же при необходимости может закрыть свои обязательства перед другими покупателями, закупив СПГ на споте, полагают они.
Тем не менее, события в Балхафе, напрямую задевшие интересы крупнейшего западного игрока на нефтегазовом рынке, создали еще один опасный прецедент, отмечает издание. Основные маршруты транспортировки нефти из богатых углеводородами суннитских стран Персидского залива, ведущие в Европу и США через Аденский залив и Баб-эль-Мандебский пролив, оказались под угрозой после того, как хуситы штурмовали другой стратегический объект – портовый город Аден. После начала военной операции в Йемене цена на нефть марки Brent выросла почти на 15%.
СУДОХОДСТВО
Финляндия заинтересована в использовании Северного морского пути
Финляндия заинтересована в использовании Северного морского пути. В частности, интерес финских компаний вызывает проект по созданию в Мурманской области арктического хаба за 41 млрд рублей, сообщила на встрече с властями региона генконсул Финляндии в Петербурге Пирьё Тулокас.
«В Финляндии также очень пристально следят за развитием Северного морского пути и за тем, какие новые возможности он предлагает для ведения бизнеса», – сообщила консул.
Она отметила, что проект арктического хаба - комплексного развития Мурманского транспортного узла – обладает большим потенциалом. Он реализуется в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России» и включает в себя создание глубоководных морских терминалов по перевалке угля, нефтяных грузов и контейнеров, а также создание условий для увеличения пассажиропотока. «Продвижение бизнеса в арктических условиях – это общая стратегическая цель наших стран», – сказала Пирьё Тулокас.
Другой важной сферой сотрудничества между Финляндией и Мурманской областью дипломат назвала горную промышленность. В частности, власти Мурманска уже поддержали проект устойчивого развития горного дела в Арктике, предложенный финской компанией «Спинвёрс» («Spinverse»). Целью проекта является налаживание двустороннего сотрудничества в разных сферах горнодобывающей и перерабатывающей отраслей.
В рамках начавшегося визита делегации Генконсульства Финляндии в Санкт-Петербурге представители финских компаний познакомятся с деятельностью крупнейших предприятий Мурманской области и обсудят возможность и условия инвестиций в регион.
По данным пресс-службы правительства Мурманской области, Финляндия уже много лет является одним из основных внешнеторговых партнеров региона. Среди основных сфер сотрудничества – экономическое развитие, решение экологических вопросов на основе новых технологий, энергосбережение и энергоэффективность, развитие туризма, инфраструктура и логистика.
Восемь новых паромов приступят к работе на Керченской переправе до конца апреля
До конца апреля на Керченской переправе к работе приступят восемь дополнительных паромов, которые позволят решить проблемы с перевозкой пассажиров, сообщил министр транспорта республики Андрей Безсалов.
«До конца апреля на линию еще должно выйти восемь судов. С учетом новых судов на линии должно работать до 10-11 судов большой вместимости. Кроме этого, будут продолжать работу относительно старые, но вполне хорошие паромы. По нашим расчетам, этого количества вполне хватит для полного снятия проблемы перевозки пассажиров, частично это решит проблему перевозки грузов», – сказал министр на заседании Совмина Крыма.
Безсалов также сообщил, что количество рейсов паромов на Керченской переправе увеличено с понедельника. «До этого делали пять рейсов, сейчас число рейсов увеличено до семи. Только за счет организационных мер мы повысили пропускную способность переправы на 40%», – добавил министр.
По его словам, министерство транспорта Крыма ведет работу по разделению потоков грузового и пассажирского транспорта на Керченской переправе. «Поток грузового транспорта должен идти через порт Новороссийск и Темрюк. До конца месяца должна войти в эксплуатацию информационная система управления транспортными потоками, которая позволит исключить продажу мест, позволит заблаговременно планировать проход автомобильного транспорта и в общем снизить напряженность с автомобильными перевозками», – сказал Безсалов.
Глава Минтранса Крыма также сообщил, что в настоящее время ведутся работы по открытию новых грузовых судоходных линий.
Акваторию Москвы-реки очистят от 40 дебаркадеров
Работа по демонтажу 38 объектов на Москве-реке, исключенных из государственного судового реестра РФ, будет завершена до 31 мая, заявил заместитель мэра столицы Максим Ликсутов на заседании городского правительства.
Заммэра Ликсутов рассказал, что демонтирован один из крупнейших дебаркадеров на Москве-реке - N61 «Генацвале Сити», длина которого 65 метров.
«Стоял он в самой центральной части города, в случае какой-либо чрезвычайной ситуации длина и высота этого объекта была почти на 15 метров больше, чем размер мостовых пролетов», - пояснил заммэра.
По данным департамента транспорта, из 38 объектов, исключенных из государственного судового реестра, из акватории Москвы-реки выведены 16.
По данным мэрии, на сегодня акватория главной водной артерии Москвы полностью освобождена от дебаркадеров в районе Фрунзенской набережной.
СУДОСТРОЕНИЕ
Эксперт: В России необходима научно обоснованная национальная программа импортозамещения
В условиях санкций и внешней политической нестабильности России необходима научно-обоснованная национальная программа импортозамещения. Об этом рассказал Евгений Дубинцов, директор по развитию компании «Кронштадт» в докладе «Перспективы сотрудничества с иностранными производителями и поставщиками судового оборудования. Проблемы импортозамещения», сделанном на I Международной конференции «Современные технологии и оборудование для судостроения и портов», которая прошла в Санкт-Петербурге 25-26 марта 2015 г. и была организована ИД «Морские вести России».
«После введения санкций работа на рынке судостроения ощутимо осложнилась, – сказал Дубинцов. – В краткосрочной перспективе санкции принесли немало проблем. Но даже в среднесрочной, тем более, долгосрочной перспективе это пойдет на пользу в части развития производства на территории РФ, замещение оборудования импортного производства на отечественные аналоги, получение новых технологий, новых производств, и как следствие, рабочих мест и развития экономики».
«У отечественных судостроительных заводов в настоящее время много государственных заказов, для выполнения которых необходимо большое количество товаров двойного назначения, импортируемых из стран Европы и США. Для действующих судостроительных проектов проблему обостряет тот факт, что серии судов уже спроектированы. Для них все рассчитано и подобрано определенное оборудование. И когда таможенные службы Запада вводят запрет на ввоз данного оборудования и поставщик внезапно сообщает судостроительному предприятию о невозможности дальнейшей поставки, последнему приходится полностью менять проектную документацию. В результате замена оборудования крайне болезненно отражается на сроках постройки судна», – обрисовал проблему эксперт.
«В условиях складывающейся политической картины России необходима научно-обоснованная национальная программа импортозамещения. Реализовываться эта программа должна по трем направлениям.
Первое должно охватывать импортные товары, аналоги которых производятся в РФ в недостаточном количестве. С этой целью необходимо ставить задачу модернизации действующих производств таким образом, чтобы увеличить выпуск требуемой продукции.
Второе направление охватывает импортные товары, которые в стране не производятся, но выпуск которых можно и нужно освоить в сжатые сроки. Соответственно, на этом уровне целесообразна постановка задач создания новых современных импортозамещающих производств с гарантией конкурентоспособности, как минимум, на внутреннем рынке.
Наконец, третье направление включает изделия и товары, не производимые в РФ, поскольку их импортозамещение экономически невыгодно или невозможно в силу объективных причин. Такие товары необходимо относить к так называемому критическому импорту, и главная задача на этом направлении – сократить потребление такой группы товаров, изучить и применять возможности непрямого замещения», – заключил представитель компании «Кронштадт».
Для работы в судоремонте и на заводе СПГ в Приморье привлекут 340 специалистов из регионов
Для работы на судоверфи «Звезда» и строительстве завода СПГ в ближайшие два года планируется пригласить в Приморье 340 специалистов из других регионов России.
Предполагается, что они станут участниками новой региональной программы по поддержке трудовой миграции. Об этом сообщила представитель департамента труда и социальной защиты администрации Приморского края Елена Сумина.
«О своем желании стать участниками новой программы уже заявили 14 организаций, из них Дальневосточный центр судостроения и судоремонта и ООО «Газпром СПГ Владивосток» заявили о необходимости привлечения в 2016-2017 годах около 340 работников», – сообщила представитель департамента.
Программа, разработка которой завершится до конца этого года, направлена на привлечение в Приморье специалистов определенных профессий из других регионов страны. Это, прежде всего, работники нефтегазовой отрасли, строительства и судоремонта, подготовка которых в Приморье идет недостаточными темпами. При этом программа будет направлена на закрепление кадров на новом месте жительства, для чего из краевого и федерального бюджетов предусмотрят компенсацию расходов на оплату переезда и жилищного обустройства каждого работника.
Так, на суперверфь «Звезда», которая строится в городе Большой Камень, предполагается привлекать сотрудников из Cанкт-Петербурга и Крыма. Для них планируется построить несколько жилых микрорайонов. Строительство первых домов планируется начать уже в 2016 году.
Астраханская ОЭЗ планирует запустить производство судового оборудования
На ОЭЗ «Лотос» в Астнаханской области планируется запустить производство судового оборудования и базу снабжения для нефтяных платформ в Каспийском море.
Об этом сказал Дмитрий Антонов, зам. министра промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области, выступая с докладом «Проект создания ОЭЗ в Астраханской области. Перспективы для судостроителей и производителей судового оборудования» на I Международной конференции «Современные технологии и оборудование для судостроения и портов», которая прошла в Санкт-Петербурге 25-26 марта 2015 г. и была организована ИД «Морские вести России».
«18 ноября 2014 года подписано постановление правительства РФ о создании ОЭЗ в Астраханской области, – привел данные Дмитрий Антонов. – Площадь ОЭЗ «Лотос» – 10 кв. км. На производственные площадки отведено 8,3 кв. км. Общая сумма инвестиций на строительство объектов инфраструктуры – $419 млн».
«Почему участие в ОЭЗ «Лотос» будет интересно для инвестора? – задался вопросом замминистра. – Во-первых, зона расположена в одном из наиболее активно развивающихся регионов России. Во-вторых, у резидентов появляется возможность участвовать в шельфовых проектах. Сейчас осуществляется реализация крупнейших заказов компании Лукойл в северной части Каспийского моря. У Лукойла разведано 8 месторождений и планируется построить 60 платформ. Третье преимущество – налоговые и таможенные льготы, низкая стоимость земельных участков».
«Что мы хотим привлечь в зону, какие резиденты нам нужны? ОЭЗ Лотос обеспечит формирование мощного судостроительного кластера. Нам нужен инжиниринг, снабжение, строительство, производство для создания базы офшорного судостроения. Нам нужно производство судового оборудования. Сегодня около 80% технологического оборудования для судов и нефтяных платформ в России закупается за рубежом. Создание на локальной территории предприятий, объединяющих производство и комплектацию, строительство судов и выпуск необходимого технологического оборудования станет уникальным проектом для России», – заключил представитель правительства области.
Выборгский судостроительный завод построит два ледокола для «Газпром нефти»
Выборгский судостроительный завод (ВСЗ) выиграл тендер на строит строительство двух дизель-электрических ледоколов мощностью 22 МВт, сообщает «КоммерсантЪ».
Заказчик – дочернее предприятие «Газпром нефти», «Газпром нефть Новый Порт», которое является оператором проекта «Новый порт».
Согласно контракту, оба судна будут сданы заказчику до 2018 года. Ледоколы предназначены для работы на Арктическом терминале Новопортовского месторождения, расположенном на западе Обской губы на полуострове Ямал.
Суда будут построены по проекту под ледовый класс Icebreaker8, обеспечивающий ледопроходимость до 2 м и значительную маневренность при сравнительно небольшой осадке. Согласно контракту, суда также должны иметь возможность непрерывной работы при температурах до -50°С.
По данным издания, открытый конкурс компании «Газпром нефть Новый Порт» был объявлен в конце прошлого года. Участие в нем принимали ВСЗ (в лице ОСК), Nordic Yards (Германия), Havyard (Норвегия), Keppel (Сингапур). Стоимость контракта не раскрывается.
По словам гендиректора предприятия Александра Соловьева, сегодня мощности ВСЗ загружены на 100% вплоть до 2018 года. Он отметил, что по итогам прошлого года компания уже получила незначительную прибыль - 49 тыс. рублей – после 350 млн рублей и 500 млн рублей убытков в 2013 году и 2012 году соответственно.
Выборгский завод получил контракт на строительство ледокола для «Ямал СПГ»
Выборгский судостроительный завод (ВСЗ) получил контракт на строительство портового ледокола для проекта «Ямал СПГ». Контракт парафирован между ВСЗ и «Атомфлотом» и должен вступить в силу 1 мая. Поставка ледокола намечена на конец 2018 года.
По данным издания, ВСЗ стал единственным участником, вышедшим в финальную часть тендера. Руководство предприятия рассчитывало подписать контракт еще в 2013 году, однако сроки его заключения переносились из-за проблем с реализацией самого проекта. Первоначально предполагалось, что победитель конкурса построит портовый ледокол и буксир для проекта «Ямал СПГ» за 150-170 млн долларов. Однако заказчик, по сведениям «Ъ», принял решение отложить заключение контракта на строительство буксира до 2018 года с целью значительно доработать проект. Известно, что ВСЗ также подавал заявку на участие в тендере на строительство буксира.
Сегодня мощности ВСЗ загружены на 100% вплоть до 2018 года. По итогам прошлого года компания уже получила незначительную прибыль – 49 тыс. рублей – после 350 млн рублей и 500 млн рублей убытков в 2013 году и 2012 году соответственно.
По мнению аналитиков в отрасли, контракт на строительство ледокола, учитывая резкую девальвацию рубля в прошлом году, может стоить 110-120 млн долларов. Победа Выборгского судостроительного завода, по их мнению, обусловлена одним ключевым фактором – низкой стоимостью строительства ледокола.
МОРСКИЕ ПОРТЫ
Порт Новороссийск лидирует по грузообороту среди морских портов России в I квартале 2015 года
Грузооборот морских портов РФ по итогам января-марта 2015 года увеличился на 8,9% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года до 158,6 млн тонн.
ТАСС на основании данных Ассоциации морских торговых портов РФ составил рейтинг морских портов России по грузообороту.
Лидирующую строчку рейтинга по объемам перевалки грузов по итогам января-марта 2015 года занимает порт Новороссийск с оборотом в 33,08 млн тонн. Рост к отчетному периоду 2014 года составил 9,9%. Доля перевалки грузов в порту составляет 20,9% совокупного грузооборота морских портов РФ.
Порт Восточный, занимавший 5 позицию рейтинга по итогам января-марта 2014 года и 4 позицию по итогам января-февраля текущего года, по итогам 1 квартала 2015 года увеличил грузооборот на 13% до 15,3 млн тонн, что позволило ему подняться на 3 позицию рейтинга. Порт Санкт-Петербург, снизив грузооборот на 7,6% до 12,97 млн тонн, опустился с 3 позиции по итогам первого квартала прошлого года на 5 позицию в текущем году. Порт Туапсе поднялся с 8 на 6 позицию с оборотом 6,49 млн тонн (+28,6%), сместив порт Ванино – 5,92 млн тонн (-5,1%) и Мурманск – 5,27 млн тонн (-9,5%) на 7 и 8 позицию соответственно.
В целом, по итогам января-марта 2015 года наибольший рост перевалки грузов показали порты: Геленджик - в 2,9 раза до 98,9 тыс. тонн, Кавказ – в 2,1 раза до 3,84 млн тонн, Темрюк – в 2 раза до 693,7 тыс. тонн, Астрахань – на 61,3% до 693,7 тыс. тонн, Оля - на 54,2% до 88,6 тыс. тонн, Невельск - на 38,8% до 75,9 тыс. тонн.
Наибольшее снижение грузооборота в январе-марте 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года отмечено в портах: Зарубино – на 84,3% до 5 тыс. тонн, Выборг – на 25,5% до 239,5 тыс. тонн, Владивосток – на 21,3% до 3,01 млн тонн. Порт Сочи по итогам января-марта 2015 года перевалку не осуществлял, в январе-марте 2014 года перевалено 49,9 тыс. тонн.
За отчетный период совокупный грузооборот первой десяткой портов РФ составил 123,82 млн тонн грузов или 78,1 % всего грузооборота морских портов России и превышает аналогичный период прошлого года на 8,1%. Из них, сухих грузов перевалено 48 млн тонн (+0,1%), наливных – 75,82 млн тонн (+13,9%)
Большой порт Санкт-Петербург лидирует по контейнерообороту среди портов России в I квартале 2015 года
Контейнероборот морских портов России по итогам января-марта 2015 года сократился на 22,8% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года до 999,98 тыс. TEU, в том числе: экспорт контейнеров составил 432,95 тыс. TEU (-24%), импорт - 411,67 тыс. TEU (-27,4%), транзит - 21,1 тыс. TEU (-17,8%), каботаж - 134,25 тыс. TEU (+1,2%).
ТАСС на основании данных Ассоциации морских торговых портов РФ составил рейтинг морских портов России по контейнерообороту.
Лидирующую строчку рейтинга по итогам января-марта 2015 года занимает Большой порт Санкт-Петербург с оборотом в 431,26 тыс. TEU (-28,2% к январю-марту 2014 года).
Согласно предоставленным данным об объемах перевалки контейнеров, порт Мурманск поднялся с 11 на 10 позицию рейтинга с оборотом 10,59 тыс. TEU (-9,4%), вытеснив порт Магадан из 10 (10,49 тыс. TEU (-19%). В сравнении с рейтингом по итогам января-февраля текущего года изменений не зафиксировано.
В целом, наибольшее снижение контейнерооборота за отчетный период показали порты: Находка - на 95% до 29 TEU, Оля - на 93% до 18 TEU, Махачкала - на 68% до 13 TEU, Калининград - на 55,9% до 37,62 тыс. TEU, Таганрог - на 48% до 572 TEU.
Наибольшее увеличение перевалки контейнеров в январе- марте 2015 года по сравнению с январем-мартом 2014 года отмечено в портах: Холмск - в 7,2 раза до 1,76 тыс. TEU, Невельск - на 48% до 1,71 тыс. TEU, Архангельск - на 44 % до 8,24 тыс. TEU.
Всего в январе-марте текущего года 10 крупнейшими портами РФ перевалено 967,13 тыс. TEU, что составляет 96,7 % общего контейнерооборота морских портов России. Снижение к отчетному периоду прошлого года составило 23,7%.
ОАО «НМТП» возглавил рейтинг стивидоров морских портов России по грузообороту в I квартале 2015 года
Грузооборот морских портов РФ по итогам января-марта 2015 года увеличился на 8,9% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года и составил 158,57 млн тонн.
ТАСС на основании данных Ассоциации морских торговых портов РФ составил рейтинг стивидорных компаний морских портов России.
Лидирующую строчку рейтинга, так же как и в январе-марте 2014 года, занимает стивидорная компания ОАО «НМТП» (порт Новороссийск) с показателем перевалки в 19,08 млн тонн, рост на 8,4%. Доля перевалки грузов компанией составляет 12,04% совокупного грузооборота морских портов РФ.
Стивидорная компания ОАО «Усть-Луга Ойл» (порт Усть-Луга), занимавшая по итогам января-марта 2014 года 9 позицию, увеличила перевалку нефти и нефтепродуктов на 14,4 % до 4,85 млн тонн, что позволило компании подняться на 7 позицию рейтинга. Компания ОАО «ТМТП» (порт Туапсе) за отчетный период увеличила грузооборот на 28,2% до 4,27 млн тонн и поднялась с 11 позиции по итогам января-марта 2014 года на 8 позицию.
Компания «Сахалин Энерджи Инвестмент Компании Лтд» (порт Пригородное), занимавшая январе-марте 2014 года 7 позицию опустилась на 9 с оборотом в 4,26 млн тонн (-3,2%). Стивидор ЗАО «Дальтрансуголь» (порт Ванино) увеличил грузооборот на 1,3% до 3,97 млн тонн, что позволило компании подняться с 11 позиции по итогам января-февраля 2015 года на 10 место рейтинга.
Стивидорная компания ПАО «ММТП» (порт Мурманск), занимавшая по итогам января-марта 2014 года 8 позицию вышла из 10 стивидорных компаний РФ. Грузооборот компании за отчетный период составил 3,55 млн тонн (12 место).
В целом, за отчетный период текущего года наибольший рост перевалки отмечен в компаниях: ООО «Инфотек-Ново» (порт Кавказ) – с 37,4 тыс. тонн до 1,13 млн тонн, ООО «Астраханский порт «Развитие» (порт Астрахань) - в 10 раз до 35,3 тыс. тонн, ОАО «Янтарьэнерго» (порт Калининград) – в 9,5 раза до 60 тыс. тонн, ООО «Астраханский зерновой терминал» (порт Астрахань) – в 3,9 раза до 95,9 тыс. тонн, ОАО «Мурманское морское пароходство» (порт Мурманск) – в 3,8 раза до 117,9 тыс. тонн.
Наибольшее снижение грузооборота показали стивидорные компании: ОАО «Сочинский МТП» (порт Сочи) – на 96,5% до 0,04 тыс. тонн, ООО «Геомар» (порт Находка) – на 91,3% до 5,2 тыс. тонн, ООО «Терминал Новая Гавань» (порт Усть-Луга) – на 88,1% до 0,6 тыс. тонн, ОАО «Морской порт бухты Троицы» (порт Зарубино) – на 84,3% до 5 тыс. тонн.
По итогам января-марта 2015 года 10 крупнейшими стивидорными компаниями РФ перевалено 81,64 млн тонн грузов, что составляет 51,5% всего грузооборота морских портов России и превышает показатель 2014 года на 12,1%.
ЗАО «Первый контейнерный терминал» возглавил рейтинг стивидоров морских портов России по контейнерообороту в I квартале 2015 года
Контейнероборот морских портов России за январь-март текущего года снизился на 22,8% по сравнению с показателем января-марта 2014 года до 999,98 тыс. TEU.
ТАСС на основании данных Ассоциации морских торговых портов РФ составил рейтинг стивидорных компаний морских портов России по контейнерообороту.
Лидирующую строчку рейтинга занимает стивидорная компания ЗАО «Первый контейнерный терминал» (Большой порт Санкт-Петербург) c объемом перевалки контейнеров – 163,98 тыс. TEU, что меньше отчетного периода прошлого года на 32,6%.
По сравнению с рейтингом за январь-март прошлого года стивидорная компания ОАО «Новорослесэкспорт» (порт Новороссийск) опустилась с 6 на 7 место рейтинга с оборотом в 64,42 тыс. TEU (-20,7%), пропустив вперед ОАО «НУТЭП» (порт Новороссийск) – 67,15 тыс. TEU (-4,3%).
Стивидор ОАО «НМТП» (порт Новороссийск) поднялся с 11 позиции по итогам января-марта прошлого года на 9 позицию в текущем году с оборотом - 34,14 тыс. TEU (-6,3%). Компания ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» (порт Владивосток) поднялась на 10 позицию с 12, перевалив 30,14 тыс. TEU (-2,3%).
ООО «Балтийская стивидорная компания» (порт Калининград) и ОАО «Калининградский МТП», занимавшие в январе-марте 2014 года 9 и 10 позиции, вышли из 10 стивидорных компаний в текущем году. Снижение контейнерооборота компаний составило 58 и 53% соответственно до 19,87 и 17,75 тыс. TEU (13 и 16 место).
По сравнению с рейтингом за январь-февраль текущего года стивидор ОАО «Моби Дик» (порт Санкт-Петербург) поднялся с 9 на 8 позицию, поменявшись местами с ОАО «Новороссийский МТП» (порт Новороссийск).
В целом, за отчетный период наибольшее снижение контейнерооборота показали компании: ЗАО «Морской торговый порт Оля» (порт Оля) - на 92,8% до 18 TEU, ОАО «Находкинский морской рыбный порт» (порт Находка) – на 92,5 % до 29 TEU, ФГУП «Махачкалинский МТП» (порт Махачкала) – на 68,3% до 13 TEU, Владивостокский филиал «Владпром» ОАО «Челябинский электрометаллургический комбинат» (порт Владивосток) - на 57,8% до 226 TEU.
Наибольшее увеличение перевалки контейнеров в январе- марте 2015 года по сравнению с январем-мартом 2014 года показали компании: ОАО «Морской торговый порт Усть-Луга» (порт Усть-Луга) – с 215 TEU до 1,76 тыс. TEU, МУП «Южно- Курильский Докер» (порт Невельск) – в 4,8 раза до 120 TEU, ООО «Завод МорГидроСтрой» (порт Санкт-Петербург) – в 3,2 раза до 204 TEU, ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть» (Астрахань) - в 4,1 раза до 218 TEU, ООО «Морской рыбный порт» (порт Санкт-Петербург) – в 3,2 раза до 12,08 тыс. TEU.
По итогам января-марта 2015 года 10 крупнейшими стивидорными компаниями портов РФ перевалено 777,78 тыс. TEU, что составляет 77,8% всего
«Палмали»: Сборы в портах Крыма сильно завышены
Тарифы в портах Крыма больше тарифов аналогичных российских портов в среднем на 30%. Об этом заявил Александр Шадрин, директор представительства группы компаний «Палмали» в России, в своем выступлении на расширенном итоговом заседании коллегии Росморречфлота, которое прошло 19 марта в Москве, передает ИА «Морвести.Ру».
«Законодательно не определены ставки портовых сборов на территории Крыма. Тарифы крымские порты устанавливают себе сами, и эти тарифы часто оказываются сильно завышенными, – привел данные Александр Шадрин. – Судозаход в порт Кавказ, для нашего танкера стоит порядка 300 – 310 тыс. рублей. То же самое судно в порту Керчь платит 430 тыс., то есть на 30% больше, хотя эти порты аналогичные по техническому оснащению».
«Просим, чтобы в агентстве рассмотрели эти вопросы», – обратился представитель судоходной компании к руководству Росморречфлота.
РЫБНЫЙ ПРОМЫСЕЛ
Колымские предприятия обяжут отправлять часть уловов на местные рынки
Обязательный минимум лососей для продажи на внутреннем рынке установят для рыбодобывающих компаний Колымы. Эта мера позволит насытить региональный рынок продукцией местного производства, считает губернатор региона Владимир Печеный, сообщила его пресс-служба.
«Как правило, рыбопродукция из районов промысла отгружается в порт Владивосток, как более благоприятный для судоходства и крупный логистический центр», – говорится в сообщении.
Так, например, за первый квартал 2015 года вылов колымскими предприятиями составил 16,2 тыс. тонн морепродуктов. При этом из районов промысла на российский берег отгружено только 2,9 тыс тонн морепродуктов – остальное ушло на экспорт. На берег Магаданской области из уловов в исключительной экономической зоне в 2015 году продукция не отгружалась вовсе.
Печеный назвал недопустимым положение дел, когда большая часть добываемой в регионе рыбы уходит за его пределы, а местные жители не имеют возможности купить дешевую рыбу.
«Экспортные поставки, поставки в другие регионы – все это только после того, как наш рынок будет насыщен рыбной продукции, чтобы каждый колымчанин имел возможность купить рыбу по доступной цене. Абсурдно, когда наша рыба отгружается во Владивосток, а потом наши же оптовики ее закупают и все транспортные издержки потом оплачивает покупатель», - заявил губернатор.
Он дал поручение провести работу с предприятиями торговли, чтобы отслеживать и регулировать цены на морепродукты. Когда мера об обязанности рыбопромышленников оставлять часть уловов в Магаданской области вступит в силу, не сообщается.
Губернатор Камчатки просит изменить закон о рыболовстве в интересах прибрежных регионов
Изменить закон о рыболовстве, чтобы защитить регионы, где одной из основных отраслей является рыбодобыча, просит губернатор Камчатского края Владимир Илюхин. Свою позицию он изложил на заседании коллегий Генеральной прокуратуры РФ и Министерства РФ по развитию Дальнего Востока, которое состоялось в Хабаровске.
«Необходимо найти такой правовой механизм, который позволит защитить интересы прибрежных субъектов, закрепив квоты на вылов рыбы в «прибрежке» только за предприятиями, «прописанными» в соответствующих прибрежных субъектах», – заявил Илюхин.
Он напомнил, что ранее право на вылов прибрежных квот было закреплено за субъектами, прилегающими к морскому побережью. Однако в 2008 году Федеральная антимонопольная служба России посчитала эту норму противоречащей законодательству. Были приняты поправки в закон «О рыболовстве», которые открыли доступ к прибрежным квотам всем желающим.
«На Камчатке, в самом рыбацком прибрежном субъекте страны, сбор платы за вылов водных биоресурсов с 2008 года по 2014 год сократился на 13%. При этом, объем сборов за водные биоресурсы, к примеру, в Москве, за это же самое время, вырос на 213%, в Московской области – более чем на 2 тыс 200%», – сказал губернатор.
Он подчеркнул, что с 2008 года с Камчатки перерегистрировались 40 предприятий. Они вывели с собой из региона 150 тыс тонн рыбы, налоговые доходы. Но антимонопольная служба до сих пор не поддерживает внесение поправок.
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ
В. Якунин высказался в ЕЭК ООН за разработку единого правового регулирования ж/д перевозок
Председатель Международного союза железных дорог (МСЖД), президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин высказался за разработку единого правового регулирования железнодорожных перевозок.
Выступая в Женеве на 66-й сессии Европейской экономической комиссии ООН, он отметил, что «наличие единого железнодорожного права позволит не только перераспределить грузовые потоки с морского и автомобильного на железнодорожный транспорт, но и значительно повысить удельный вес железнодорожного транспорта в трансконтинентальных перевозках».
Председатель МСЖД напомнил, что «отдельные виды транспорта по-разному адаптировались к происходящим процессам». В силу исторических и технологических особенностей, подчеркнул он, железнодорожный транспорт «более консервативен в вопросах правовой гармонизации, и его потенциал в международных перевозках реализован не полностью». Развитие международных транспортных продуктов на протяжении многих лет сдерживается существованием двух правовых систем - «восточной» (ОСЖД) и «западной» (ОТИФ). «Мир изменился, а единое правовое регулирование железнодорожных перевозок пока не создано», – констатировал Владимир Якунин.
Однако «первый шаг», по его словам, уже сделан – подготовлен новый правовой режим на основе двух действующих режимов – СМГС (ОСЖД) и ЦИМ (ОТИФ). Прорывом в направлении гармонизации железнодорожного права является унифицированная накладная ЦИМ/СМГС, которая также предполагает новый правовой режим. Вместе с тем, новое право должно охватить «целый спектр вопросов, связанных не только с условиями перевозки грузов и пассажиров, но и непосредственно с техническими, технологическими, эксплуатационными, финансовыми аспектами функционирования железнодорожного транспорта».
В этой связи Владимир Якунин напомнил, что «разработан проект Конвенции о прямом международном железнодорожном сообщении и ее приложения». То есть подготовлено совершенно новое право, учитывающее нынешние реалии рынка. Проект Конвенции с приложениями представляет собой систему договоров, в которой «учтены интересы всех правовых систем железнодорожного транспорта: стран ЕС, СНГ и Юго-Восточной Азии». «Поэтому сейчас самое время воспользоваться проектом этого системного документа для подготовки единого железнодорожного права», – сказал Владимир Якунин. «В результате мы сможем получить единое право, регламентирующее все аспекты деятельности железнодорожного транспорта на евро-азиатском пространстве», – резюмировал председатель МСЖД.
В Бюллетене использована авторская информация издательства «Морские вести России», а также сайтов Президента РФ, Председателя Правительства РФ, ГД РФ, Минтранса, Российской газеты, Росморречфлота, ТАСС, РИА Новости, ИА Regnum, Ведомостей, Известий, агентства Прайм, АТН и других.
Все новости, включая самые последние, на сайте издательства «Морские вести России» www.morvesti.ru