Бюллетень новостей №9 (119) с 7 по 13 марта 2015 - Морские вести России

Бюллетень новостей №9 (119) с 7 по 13 марта 2015

Бюллетень новостей

ВЛАСТЬ

G20 может создать аналог IMF в области транспорта и инфраструктуры – представительство РФ в ЕС

G20 планирует создать аналог IMF в области транспорта и инфраструктуры, который может навязать нашей стране внешнее регулирование над арктическим судоходством. Об этом заявила Юлия Зворыкина, советник по вопросам транспортной политики постоянного представительства РФ в Европейском союзе, на конференции «Транспорт и логистика в Арктике – 2015», которая прошла 12 марта в Москве, передает ИА «Морвести.Ру».

«На саммите G20, прошедшем в Брисбене, был сделан принципиальный шаг: крупные капиталы дали ясно понять, что теперь они стремятся перейти от контроля над финансовыми рынками к контролю над производством товаров и созданию транспортной инфраструктуры, – сообщила Юлия Зворыкина. – И вот эта идея создания инфраструктурного хаба угрожает тем странам, которые не будут принимать участия в этих процессах. Новое управление фактически превращается в аналог Международного валютного фонда (IMF), но только в области инфраструктуры».

«В мае в США пройдет конференция по созданию органов регулирования нефтедобычи в Арктике (AORF). Российская Федерация участвует в этой конференции и, по всей видимости, войдет в число регуляторов глобальной арктической нефтедобычи. Будут ли предприняты попытки создания подобных регуляторов в сфере транспорта – вопрос открытый. Во всяком случае, похожих инициатив пока не анонсировалось. Но остро встает вопрос, каким образом ограничить влияние недружественных стран и их желание навязать нам внешнее управление со стороны международного сообщества в той области, которую мы вот уже на протяжении 100 лет развивали исключительно собственными силами, то есть в арктическом судоходстве», – подчеркнула советник представительства РФ в ЕС.

«Очень важно создать военную инфраструктуру для защиты Арктики. И создать промышленный плацдарм, чтобы противостоять западным санкциям и подтвердить свою лидирующую роль в арктическом регионе», – заключила Юлия Зворыкина.

 

Олерский: Отказа в проходе по Севморпути по политическим мотивам нет и не может быть

Отказ в разрешении на проход по Севморпути (СМП) может поступить только по техническим причинам (неготовность судна), по политическим мотивам отказов нет и не может быть. Об этом заявил заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский на конференции «Транспорт и логистика в Арктике – 2015», которая прошел 12 марта в Москве, передает ИА «Морвести.Ру».

«Мы значительно упростили процесс получения разрешения на плавание по Севпорпути, как для российских, так и для иностранных судов, – сообщил замглавы Минтранса. – Сократился срок рассмотрения, можно подавать заявку через интернет. По статистике Администрация Северного морского пути отказывет 10% заявок. Но причина отказа – только технические вопросы, такие как несоответствие судна классу ледовой защиты или техническая неготовность судна. Отказа на плавание по политическим мотивам нет и не может быть».

«Прогнозируемый грузопоток по СМП к 2020 г. составит 65 млн тонн в год по оптимистическому сценарию. Но я бы не стал говорить о транзите, как об основной составляющей перевозок по СМП. Основная доля – это перевозки с российского шельфа», – привел данные Виктор Олерский.

 

Минтранс РФ предлагает скорректировать производство грузовых вагонов с учетом потребностей рынка

Министерство транспорта России предлагает привести мощности вагоностроительных предприятий в соответствие с потребностями рынка. Об этом говорится в материалах к совещанию у вице-премьера РФ Аркадия Дворковича по железнодорожному машиностроению, которое состоялось 10 марта.

«Минтранс России считает целесообразным провести балансовую сверку мощностей предприятий, производящих подвижной состав, с потребностью парка сети железных дорог и проведение оценки предприятий транспортного  машиностроения в части соответствия их производственной базы статусу производителя подвижного состава», - говорится в материалах.

Кроме того, в числе предлагаемых Минтрансом мер стимулирования спроса – поддержка экспорта, государственное субсидирование вагоностроителям процентной ставки по  кредитам на пополнение оборотных средств и стимулирование внедрения на сети грузовых вагонов с улучшениями техническими характеристиками (осевой нагрузкой 25 тонн).

Как ранее сообщалось, в конце февраля Минпромторг запросил у вагоностроителей данные по «минимальной загрузке» предприятий. Теперь заявку на производство  вагонов предполагается сформулировать с учетом перспектив спроса со стороны грузоотправителей на конкретные модели  вагонов и уровня цен, по которым операторы были бы готовы закупать подвижной состав, пояснил ТАСС источник, знакомый с итогами совещания у Дворковича. По его словам, сбор  соответствующих данных могут поручить Минтрансу и Минпромторгу.

«После этого будет ограничен целевой объем  производства, который государство считает обоснованным. Обсуждается цифра от 20 до 40 тыс вагонов в год производства всех предприятий», - сказал он.

Кроме того, по словам источника, обсуждаются варианты полного запрета продления срока службы старых вагонов и повышения тарифа на порожний пробег для вагонов старых моделей в целях стимулирования покупки новых вагонов, против чего выступают ФСТ и ФАС.

Согласно материалам совета потребителей РЖД (имеются в распоряжении ТАСС), при сохранении производства новых вагонов на уровне 2014 года и продолжении практики  продления срока службы полувагонов профицит парка к концу 2015 года составит 57 тыс единиц. При этом баланс парка (на основе прогноза Минэкономразвития) составляет 456 тыс. полувагонов (по состоянию на конец 2014 года на сети 563 тыс полувагонов).

Совет потребителей оценивает объем производства новых вагонов для достижения баланса в 2015 году на уровне 10 тыс единиц, но при реализации дополнительных мер регулирования рынка показатель может составить 28 тыс вагонов.

В то же время отсутствие таких мер может привести к остановке вагоностроительных предприятий, массовым увольнениям работников, а также невозврату задолженностей компаний-операторов банкам, отмечают эксперты совета потребителей. По их оценке, общая сумма задолженности операторов подвижного состава перед банками к концу 2014 года достигла 741 млрд рублей, в том числе 384,1 млрд рублей – за полувагоны. В связи с большим количеством операторов на сети и избытком парка средняя ставка доходности составляет 485 рублей за полувагон в сутки, тогда как для обслуживания и ремонта полувагона в лизинге необходимо получать около 700 рублей.

Как сообщил на прошлой неделе журналистам генеральный директор «Первой грузовой компании» (ПГК) Олег Букин, стимулирование спроса на грузовые вагоны и поддержка вагоностроительных предприятий могут быть обеспечены за счет сокращения избыточных мощностей и субсидирования процентной ставки по кредитам. Такие варианты поддержки отрасли в условиях профицита вагонного парка компания выработала совместно с Уралвагонзаводом при участии Минэкономразвития.

По его словам, в ближайшие 3-5 лет ежегодный уровень производства грузовых вагонов в РФ должен сократиться вдвое – до 30-40 тыс. единиц. При этом для субсидирования кредитов на покупку такого количества вагонов может потребоваться 45-60 млрд рублей.

 

Треть работ по проекту «Ямал СПГ» уже выполнена, доложил Путину глава ЯНАО

Проект «Ямал СПГ» готов уже на треть, на площадке трудятся 9 тыс человек. Об этом губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин доложил президенту России Владимиру Путину во время рабочей встречи.

«На сегодняшний день активно идет обустройство. На площадке работают 9 тыс человек, – заявил он. – Только за февраль приняли 65 судов. Проект уже в высокой степени реализации, процентов, наверное, 30 основных работ выполнено».

Путин напомнил Кобылкину, что руководство страны приняло решение оптимизировать расходы, в том числе из Фонда национального благосостояния. «Но проекты, которые у вас на территории осуществляются, наоборот, мы решили поддержать и профинансировать, в том числе из ФНБ», – подчеркнул глава государства.

Губернатор отметил, что «НОВАТЭК» уже выполнил почти все работы по обустройству самого порта и причальной стенки. «Есть, говорят, небольшие задержки вроде как по федеральной целевой программе по дноуглубительным работам, – посетовал Кобылкин. – Вроде как есть предпосылки, что могут немножко деньги отодвинуть и попозже их использовать». «Но насколько я понимаю, проект нельзя ни на секунду останавливать, там все синхронизировано, и реализация должна идти вовремя», – уверен он.

Глава региона по просьбе президента рассказал о строительстве трех ледоколов, которые будут работать на проекте. По его словам, они «заложены на балтийских верфях», и работы идут синхронно с реализацией всего проекта «Ямал СПГ».

«Первый (ледокол) на стапелях стоит, у него готовность будет ориентировочно в 2018 году, – пояснил Кобылкин. – В 2017 году «Ямал СПГ» запускается, в 2018 году он (ледокол) на подхвате выйдет со стапелей». Губернатор подчеркнул, что «такие проекты, как ледоколы, просто жизненно необходимы, потому что ряд ледоколов уже срок службы прошли и будут уходить».

 

Глава Росрыболовства допустил введение экспортных пошлин на рыбу при росте на нее внутренних цен

Глава Росрыболовства Илья Шестаков допустил введение экспортных пошлин на рыбу при росте на нее внутренних цен. Об этом он заявил в ходе пресс-конференции в Москве.

«Если коллеги наши, рыбодобывающие компании, не смогут найти компромисс с точки зрения объемов поставок, ценовых показателей, то мы действительно выйдем с таким предложением еще раз в правительство», – сказал он.

Ранее Росрыболовство уже обсуждало такую возможность на уровне правительства, однако было принято решение провести мониторинг объемов экспорта и ценовой ситуации на внутреннем рынке, продолжил руководитель ведомства.

«Предложение вызвано не тем, что мы переживаем, что объем экспорта будет больше, чем в 2014 году. Основной вопрос, что пока вызывает опасения, это все-таки стоимость той рыбы, которая может прийти на внутренний рынок», – пояснил Шестаков позицию Росрыболовства.

«Можно сказать – единственный действенный способ для того, чтобы отрегулировать внутреннюю цену, это возможность введения экспортных пошлин», – подчеркнул он.

Рост внутренних цен на экспортно-ориентированные российские товары стал одной из основных проблем агропродовольственной отрасли после резкой девальвации рубля. Особенно сильно этот фактор сказался на ценах на зерно, минеральные удобрения, растительное масло. В результате правительство ввело экспортные пошлины на пшеницу с 1 февраля года и в ходе переговоров обязало производителей удобрений давать значительную скидку российским покупателям.

Ранее Рыбный союз сообщил ТАСС, что большинство перерабатывающих заводов Мурманской области испытывают дефицит сырья, вызванный ростом курса валют.

В целом, объем поставок рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов за пределы России в прошлом году снизился на 9%, до 1,7 млн тонн при общем улове около 4 млн тонн.

 

НОВОСТИ КОМПАНИЙ

Для доставки строительных материалов в Крым будет создан единый логистический оператор

Российские власти планируют создать единого логистического оператора для ввоза строительных материалов на территорию Крыма для государственных строек, сообщает РБК со ссылкой на источники в профильных ведомствах.

Его создание должно избавит судовладельцев от риска санкций за заход в порты Крыма.

Согласно источникам, только для реконструкции железной дороги, проходящей внутри Крыма, необходимо в год завести около 5600 вагонов, что составляет всю мощность Керченской переправы, являющейся, по сути, единственным путем, который связывает Россию и полуостров. Но стройматериалы можно завозить через Севастопольский, Ялтинский и Феодосийский порты, утверждают они.

В качестве базового порта со стороны материка чиновники рассматривают Ростовский порт. По словам источника издания, стройматериалы будут доставляться в Ростов по железной дороге, после чего переваливаться на сухогрузы класса река-море и направляться в один из крымских портов. Источники полагают, что дополнительная логистическая операция не сильно скажется на финальной стоимости грузов, а функционирование управляющей логистикой компании не потребует больших затрат.

Однако для судов, направляющихся в Крым, встает вопрос санкций, поэтому для перевозки стройматериалов в Крым надо будет фрахтовать суда класса река-море под российским флагом, которые не заходят в иностранные порты, поясняют источники.

Новой крымской логистической структуре могут достаться крупнейшие порты Крыма, утверждают собеседники РБК. В прошлом году региональные власти национализировали их и объединили в одно госпредприятие.

По оценкам представителей отрасли, общая мощность портов Крыма – более 10 млн тонн в год, и завоз материалов для строительства и модернизации инфраструктуры на полуострове может их полностью загрузить. Они полагают, что участвовать в перевозке этих грузов будут только мелкие игроки, поскольку крупные перевозчики не захотят терять международные направления.

 

«Кузбасразрезуголь» отказался от строительства угольного терминала в Мурманске, проектом займется ГТЛК

Угольная компания «Кузбасразрезуголь» отказалась от планов по строительству угольного порта «Лавна» в Мурманской области, инвестировать в терминал будет государственная транспортно-лизинговая компания (ГТЛК). Об этом сообщил замминистра транспорта Виктор Олерский.

«ГТЛК будет строить (угольный терминал в рамках проекта – прим.) за счет привлеченных инвестиций. Он выступает как инвестор», – сказал Олерский.

Предполагается, что ГТЛК выкупит у КРУ право аренды земли под терминал, а также часть оборудования КРУ с терминала угольной компании в Эстонии. Далее ГТЛК займется привлечением средств под само строительство терминала.

Строительство угольного терминала «Лавна» предполагалось в рамках развития мурманского транспортногот узла (МТУ). Мощность терминала должна составить до 18 млн тонн в год.

Проект по развитию МТУ входит в ФЦП «Развитие транспортной системы России» (2010-2020 годы) и включает в себя создание глубоководных морских терминалов по перевалке угля, нефтяных грузов и контейнеров. Проект предполагает строительство к порту железнодорожной ветки от ст. Выходной до ст. Лавна Октябрьской железной дороги длиной 46 км и железнодорожного мостового перехода через Кольский залив. Общая стоимость проекта оценивалась в 132,2 млрд рублей, из которых 56,5 млрд рублей – бюджетные средства.

За счет этого проекта предполагается вывести портовые мощности за пределы Мурманска. Сейчас в черте города работает ОАО «Мурманский морской торговый порт» (владелец – СУЭК, грузооборот 17,13 млн тонн). Инвесторами строительства терминалов в новом порту являлся «Кузбасразрезуголь», которого теперь заменит ГТЛК (угольный терминал) и группа «Синтез» (нефтяной терминал).

 

Maersk запустил новый прямой океанский сервис между Швецией и Японией

Контейнеровоз Maersk Edmonton вместимостью 13 тыс TEU совершил судозаход на терминал APM Terminals в порту Гетеборг 25 февраля, через 43 дня после отправления из Кобэ (Япония), тем самым, завершив первый рейс на новом океанском сервисе альянса 2M между Швецией и Японией.

Оператор в настоящее время реализует проект расширения контейнерного терминала в Гетеборге, целью которого является повышение эффективности обслуживания судозаходов крупнейших контейнеровозов, оперируемых альянсом на сервисах между Азией и Европой. Проект предусматривает установку новых портальных кранов для обработки судов класса super-post-Panamax и двух кранов на колесном ходу (RMG), а также шестого железнодорожного пути, который позволит увеличить мощности железнодорожного фронта терминала для одновременной обработки 3 полносоставных поездов длиной 750 метров.

 

СУДОХОДСТВО

Минтранс прогнозирует рост грузопотока по СМП к 2020 году до 65 млн тонн с 4 млн тонн в 2014 году

Грузопоток по Северному морскому пути (СМП) к 2020 году может вырасти в десятки раз до 65 млн тонн в год. Такой прогноз Минтранса РФ представил замминистра транспорта Виктор Олерский на конференции «Транспорт и логистика в Арктике».

«Прогнозируемый грузопоток по Севморпути к 2020 году - 65 млн тонн в год», – сказал он, отметив, что рост грузопотока ожидается, в частности, в связи с добычей углеводородов на Арктическом шельфе.

Грузопоток Северного морского пути, согласно данным Минтранса, в 2014 году составил 3,982 млн тонн (из них каботаж – 3,7 млн тонн, транзит – 274 тыс тонн), увеличившись по сравнению с 2013 годом на 32%.

Крупнейшим проектом, развивающимся на Севморпути, является «Ямал СПГ» по созданию в России центра по производству сжиженного природного газа (СПГ) мощностью 16,5 млн тонн в год на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения на полуострове Ямал. Доказанные и вероятные запасы газа месторождения составляют 907 млрд куб м. Реализация проекта предполагает создание транспортной инфраструктуры, включающей морской порт и аэропорт в районе поселка Сабетта (северо-восток полуострова Ямал). Проект реализует ОАО «Ямал СПГ», акционерами которого в настоящее время являются ОАО «НОВАТЭК» – 60%, французская Total – 20% и китайская CNPC – 20%.

Севморпуть рассматривается также как альтернативный путь для грузовых судов против традиционного пути из Европы в Азию через Суэцкий канал. Тестовые проходы судов продемонстрировали экономию времени примерно на треть, при этом Севморпуть остается рискованным из-за ледовой обстановки и не имеет абсолютной экономической выгоды в связи с тяжелопрогнозируемым временем прохождения пути.

 

Рынок ставок фрахта танкеров для перевозки химгрузов продолжит снижаться в 2015 году

Судовладельцев операторов специализированного танкерного флота для перевозки химических грузов ожидает еще один год снижающихся ставок фрахта на фоне продолжающегося расширения флота, сообщает Tradewinds со ссылкой на анализ Drewry.

По данным Drewry, рост числа заказов на новый тоннаж замедлился, и на сегодняшний день совокупный дедвейт строящегося флота оценивается в 10,2 млн тонн. Рост тоннажа в 2014 году составил 4,4%, и Drewry прогнозирует рост на уровне 7% в 2015 году.

По словам ведущего аналитика Drewry по перевозкам наливной химии Назнин Фатимы, фрахтовый индекс в сегменте перевозок химических грузов снижался на протяжении большей части 2014 года, и лишь в конце года испытывал непродолжительный рост.

«Мы ожидаем, что в среднем ставки в 2015 году будут ниже уровней 2014 года. Однако в 2016 году рынок начнет восстанавливаться на фоне сокращения темпов ввода нового тоннажа», – считает аналитик.

Объемы перевозок наливных химических грузов сократились на 1,2% по итогам 2014 года на фоне слабого роста китайской и европейской экономик.

 

Аналитик: Объединение контейнерных линий в альянсы не поможет решить проблемы в отрасли

Объединение контейнерных линий в альянсы не поможет решить проблему низкой рентабельности перевозок, а напротив, несет риски дальнейшей дестабилизации ситуации. Такое мнение высказал аналитик Morgan Stanley Даг Хейс.

По мнению эксперта, только полноценная консолидация операторов, обслуживающих перевозки между востоком и западом, может обеспечить восстановление прибыльности до необходимых уровней.

Хейс обращает внимание на то, что объединение перевозчиков не уменьшает число операторов, влияющих на процесс ценообразования, так как закон запрещает членам альянса совместно определять ценовую политику.

Совокупные убытки контейнерной индустрии с 2009 года составили порядка 4 млрд долларов, даже с учетом прибыли Maersk и CMA CGM, сказал Хейс.

Он отмечает, что в отрасли не было масштабных слияний, которые затронули бы ключевое направление перевозок между востоком и западом с тех пор как Maersk приобрел P&O Nedlloyd, а Hapag-Lloyd - CP Ships в 2005 году. Вместо этого глобальные перевозчики образовали четыре крупных альянса: 2М, Ocean Three, G6 и CKYHE.

Хейс признает определенную целесообразность подобного рода объединения, отмечая при этом, что ряд барьеров, прежде всего связанных с национальными интересами перевозчиков, не позволит альянсам стать эффективным инструментом для восстановления баланса интересов на рынке. Так, объединенные операции могут помочь повысить прибыльность за счет сокращения расходов. Однако, наиболее вероятно, что члены альянса будут незамедлительно транслировать достигнутую экономию в снижение ставок для своих клиентов, что еще сильнее усугубит дисбаланс в отрасли и усилит отток тоннажа на маршруты, обслуживающие перевозки в направлении север-юг.

Основываясь на опыте авиаперевозчиков, Хейс утверждает, что полноценная консолидация была бы весьма эффективна как инструмент восстановления прибыльности. Так он предполагает, что слияние Hapag-Lloyd и CSAV, а также ожидающие одобрения сделки по объединению чилийской

CCNI и Hamburg Sud, а также OPDR и CMA CGM, будут способствовать восстановлению баланса в отдельных географических сегментах рынка контейнерных перевозок. Однако отрасли в целом нужны масштабные слияния, которые способны были бы изменить положение дел на трейде восток-запад.

 

Китай сократил флот, задействованный в каботажных перевозках

Тоннаж флота, задействованного в каботажных перевозках в Китае в 2014 году, сократился по сравнению с уровнем 2013 года в результате госпрограммы субсидирования, направленной на стимулирование модернизации флота.

Совокупный тоннаж балкеров дедвейтом свыше 10 тыс. тонн на рынке каботажных перевозок в Китае сократился на 3,3 % до 53,4 млн тонн (1689 судов по состоянию на конец 2014 года). Статистика свидетельствует, что это первое сокращение с 2010 года, причем динамика сокращения ускорилась во втором полугодии минувшего года. В течение прошлого года 108 балкеров совокупным дедвейтом 4,4 млн тонн, оперировавших на рынке каботажа, были утилизированы досрочно в рамках госпрограммы, направленной на стимулирование обновления флота.

Флот контейнеровозов вместимостью свыше 700 TEU сократился на 15,0% до 427,4 тыс TEU (152 судов по состоянию на конец 2014 года). Флот нефтяных танкеров сократился на 5,1% до 9,9 млн тонн дедвейта (1362 судов). 50 танкеров совокупным дедвейтом 896,3 тыс тонн были утилизированы досрочно.

Вместимость флота танкеров для перевозки наливной химии незначительно изменилась за прошедший год и составила 1,1 млн тонн (277 судов). Совокупный дедвейт флота СПГ-танкеров сократился на 1,7% по сравнению с 2013 годом до 212,6 тыс тонн (70 судов).

 

СУДОСТРОЕНИЕ

Севморзавод начнет прием на работу на следующей неделе и будет делать ставку на местных специалистов

Севастопольский морской завод планирует начать прием на работу сотрудников в конце следующей недели. На первое время на предприятие планируется принять порядка 300 человек, сообщил сегодня ТАСС губернатор Севастополя Сергей Меняйло.

«Мы планируем, что к концу следующей недели (на Севморзаводе) начнется прием на работу, - сказал Меняйло. – В ближайший срок первыми заказами мы его загрузим, пока как судоремонтное предприятие».

Он отметил, что на завод, скорее всего, придется приглашать специалистов из других регионов РФ, однако ставка «все равно делается на тот коллектив, который работал ранее на предприятии».

«Для подготовки кадров мы будет откомандировывать своих специалистов на другие предприятия, работающие на материковой России. Там они будут проходить переподготовку», – отметил губернатор города.

По его словам, на Севморзаводе им. Орджоникидзе уже назначен директор. На следующей неделе на полуостров приедут директора по производству и персоналу. Кроме того, в ближайшее время пройдет инвентаризация предприятия.

Меняйло добавил, что власти «провели ранее переговоры с Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК) и представителями других мощнейших заводов, которые работают на ОПК».

28 февраля правительство Севастополя приняло решение считать госсобственностью принадлежащий Петру Порошенко Севастопольский морской завод, 11 предприятий, являющихся его структурными подразделениями, а также Конструкторское бюро радиосвязи.

 

На верфи Armada Shipyard спущен на воду танкер «Ольга Головушкина» проекта RST22M

7 марта 2015 года на заводе группы компаний Палмали Armada Shipyard состоялся торжественный спуск первого построенного на этой верфи танкера смешанного река-море плавания «Ольга Головушкина» «Волго-Дон макс» класса дедвейтом около 7100 тонн проекта RST22M.

Порезку металла для этого судна верфь начала 11 апреля 2014 года. Закладка была осуществлена 21 мая 2014 года. Предполагаемый срок поставки - июнь 2015 года. Двадцать три танкера типа «Армада» первой серии и типа «Новая Армада» второй и третьей серии успешно эксплуатируются «Палмали» на смешанных река-море перевозках с российских речных портов мазута, дизельного топлива, других нефтепродуктов и растительных масел, а также на морских перевозках в Каспийском, Черном, Средиземном, Балтийском и Северном морях, включая рейсы вокруг Европы и в Ирландское море зимой. Еще шесть находятся на разной степени готовности в постройке на трех заводах.

Проект RST22M (третья серия «Армад») разработан Морским Инженерным Бюро.

Суда этой третьей серии (восемь из них уже в эксплуатации) является логическим продолжением танкеров проекта 005RST01, известных как «Армады» первой серии, ранее спроектированных Морским Инженерным Бюро для группы компаний «Палмали» и построенных на верфях «SELAH» и «ADA» в Тузле (Турция) в 2002-2006 годах и модификацией второй серии танкеров проекта RST22, строившихся нижегородским заводом «Красное Сормово» в 2008-2009 годах. Всего ранее было построено десять судов типа «Армада» проекта 005RST01 и семь судов типа «Новая Армада» проекта RST22 (из них для Палмали – пять).

Отличительной особенностью судов проектов RST22M, RST22, 005RST01 и RST12 является использование в качестве единых средств движения и управления полноповоротных винто-рулевых колонок, отсутствие продольной переборки в ДП, применение погружных насосов, полное отсутствие набора в грузовых танках, развитый тронк.

Суда удовлетворяют габаритам Волго-Донского судоходного канала и Волго-Балтийского пути. Габаритная длина судна проекта RST22M составляет 139,95 м, ширина судна – 16,6 м, высота борта – 6,0 м.

 

Украина включила крымскую верфь «Море» в перечень своих стратегических объектов

Кабинет министров Украины утвердил перечень объектов государственной собственности, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности.

Согласно постановлению №83 в редакции от 4 марта, опубликованному на сайте украинского правительства, в список вошли 9 предприятий, расположенных на территории Крыма, в том числе феодосийская судостроительная компания «Море» (ФСК «Море»).

Предприятие, созданное в 1938 году (тогда завод «Южная точка»), в советское время выпускало пассажирские суда на подводных крыльях («Ракета», «Комета», «Восход-2»), затем были взяты в производство еще несколько проектов скоростных катеров, но количество выпускаемой продукции существенно сократилось. Согласно сайту компании, последнее судно, произведенное ФСК «Море», было поставлено заказчику в 2004 году.

Как ранее сообщал ТАСС, в сентябре керченский завод «Залив», приступивший к строительству двух пассажирских теплоходов проекта СПМ-150 (SPS-150) для морских перевозок в Крым, заключил соглашение с ФСК «Море». По словам министра промышленной политики Крыма Александра Скрынника, предприятие, специализирующееся на изготовлении корабельных частей из легких сплавов, займется производством алюминиевых элементов закладываемых кораблей.

Крым вошел в состав РФ весной 2014 года. В ходе референдума за воссоединение с Россией проголосовали 96,77% избирателей Крыма и 95,6% избирателей Севастополя. 18 марта президент РФ Владимир Путин подписал договоры о принятии Республики Крым и Севастополя в состав России, впоследствии одобренные Госдумой и Советом федерации.

 

«Ян Де Нул» разместила заказ на строительство самого мощного в мире фрезерного земснаряда

Группа компаний «Ян Де Нул» разместила заказ на строительство на хорватской судоверфи Uljanik Brodogradiliste самого мощного в мире фрезерного земснаряда JDN8069, сообщили в компании.

Общая установленная мощность дизельных двигателей судна будет выше 40 МВт, что, примерно, на 50% больше, чем у судна J.F.J. De Nul – самого большого фрезерного земснаряда в мире на данный момент. Мощность привода фрезы, согласно техническим характеристикам, равняется 8,5 МВт, а рама фрезы весит около 2000 тонн.

Общая длина судна – 151,3 м, ширина - 36,0 м, осадка – 5,75 м. Глубина разработки грунта – 45,0 м. Диаметр всасывающей трубы - 1100 мм. Диаметр пульпопровода - 1100 мм / 1000 мм.

Бельгийская компания «Ян Де Нул» осуществляет международные проекты по дноуглублению и намыву территорий, включая капитальное и ремонтное дноуглубление в портах, углубление каналов, восстановление пляжей, дноуглубление скальных грунтов и добыча песка в условиях открытого моря.

Дноуглубительный флот компании включает в себя свайно- папильонажные фрезерные земснаряды, крупнейшие в мире самоотвозные землесосы с трюмом вместимостью по 46 тыс. куб. м, обладающие способностью вести работы по дноуглублению на глубине до 155 м, а также однотипные суда Simon Stevin and Joseph Plateau - крупнейшие в мире суда для работ по каменной наброске.

Также 7 марта на верфи Uljanik Brodogradiliste состоялся спуск на воду многоцелевого судна Isaac Newton. Это судно может использоваться на различных проектах: при прокладке подводных кабелей, устройстве подводных траншей и каменной наброске в море.

Судно уникальное в своем роде. В режиме прокладки кабелей оно сможет перевозить и прокладывать кабель одной длины общим весом около 10 000 тонн, на что не способно ни одно из функционирующих в настоящий момент судов.

 

МОРСКИЕ ПОРТЫ

Грузооборот морских портов РФ за 2 месяца вырос на 10,3% до 102,2 млн тонн

Грузооборот морских портов России в январе-феврале 2015 года увеличился на 10,3% по сравнению с отчетным периодом прошлого года до 102,2 млн тонн, сообщает Ассоциация морских портов России.

Перевалка экспортных грузов увеличилась на 12,7% до 84,1 млн тонн, каботажных – на 63,9% до 5,9 млн тонн. Снижение перевалки транзитных грузов составило 22,5% до 4,7 млн тонн, импортных – 8,4% до 7,4 млн тонн.

Объём перевалки сухих грузов составил 41,6 млн тонн ( +5,1%), в том числе: угля перевалено 17,1 млн тонн ( +5,6%), грузов в контейнерах – 6,2 млн тонн (-13,4 %), зерна – 3,3 млн тонн (+24,3%), черных металлов - 4,4 млн тонн (+7,3%), минеральных удобрений - 2,2 млн тонн (+6,2%). Объем перевалки руды сократился на 31,9 % до 0,6 млн тонн, грузов в контейнерах – на 13,4% до 6,2 млн тонн.

Наливных грузов перевалено 60,6 млн тонн (+14,2%), в том числе: сырой нефти - 33,6 млн тонн (+8,7%), нефтепродуктов - 24,1 млн тонн (+23,9%) и сжиженного газа - 2,3 млн тонн (+6,5%).

Операторы морских терминалов Балтийского бассейна увеличили перевалку грузов на 8% до 36,3 млн тонн, в том числе: сухих грузов перевалено 12,9 млн тонн (+1,6 %), наливных – 23,4 млн тонн (+12%). Грузооборот портов Азово-Черноморского бассейна увеличился на 22,1% до 34 млн тонн, Дальневосточного – 3,5% до 25,3 млн тонн, Каспийского – на 4,1% до 1,2 млн тонн. Снижение перевалки грузов в Арктическом бассейне составило 3,4% относительно аналогичного периода прошлого года до 5,4 млн тонн.

По итогам 2014 года грузооборот морских портов России составил 623,4 млн тонн. Перевалка грузов портами Азово-Черноморского бассейна составила 194,5 млн тонн, Балтийского бассейна – 223,5 млн тонн, Дальневосточного – 162,5 млн тонн, Арктического – 35 млн тонн, Каспийского – 7,9 млн тонн.

 

Губернатор НАО: В порту Индига кроме терминала СПГ, появятся нефтеналивной и контейнерный терминалы

В порту Индига, расположенного в НАО, кроме терминала СПГ, могут появиться нефтеналивной и контейнерный терминалы. Об этом заявил губернатор Ненецкого автономного округа (НАО) Игорь Кошин, выступая на IV Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее», который прошел 10-11 декабря 2014 года в Санкт-Петербурге, передают ИА «Морвести.Ру».

«Сейчас на Ямале строится порт Сабетта, он станет важной частью Северного морского пути, – отметил губернатор. – Но западнее Сабетты имеется только один глубоководный порт, способный принимать крупнотоннажные суда, - это Мурманск. Между тем в НАО есть бухта Индига. До берегов Баренцева моря дотягивается влияние теплого Гольфстрима, поэтому большую часть года бухта не замерзает, а ее глубины позволяют принимать крупнотоннажные суда. Учитывая этот факт, порт в бухте Индига мог бы стать опорной точкой Северного морского пути».

«В 2014 году мы подписали соглашение с ФГУП «Росморпорт» и сейчас ведем совместную работу по созданию инвестиционного паспорта морского порта в Индиге. Причем рассматриваем вопросы строительства терминалов не только по транспортировке сжиженного газа, но также нефтеналивного и контейнерного. Это важно, поскольку есть возможность дорогу от Индиги протянуть на юг до Оренбургской области, захватить Пермский край и выйти далее в Сибирь и на Урал. Длина такой дороги составит порядка 2 тыс. км. Это стратегический путь развития, но выстраивать этот путь мы можем только в крепкой связке с другими регионами России», – заключил Игорь Кошин.

 

СКЖД предлагает оптимизировать процесс использования инфраструктуры порта Кавказ

Северо-Кавказская железная дорога предложила ряд мер по повышению интенсивности работы железнодорожного паромного комплекса Кавказ в связи с возрастающими потребностями в перевозках, а также с фактами нерационального использования портовой инфраструктуры, говорится в сообщении перевозчика.

Вопросы организации взаимодействия при передаче вагонов через железнодорожный паромный комплекс Кавказ обсуждались на расширенном совещании, инициированным СКЖД, с участием морских перевозчиков, судовладельцев, владельцев портовой инфраструктуры, руководства порта Кавказ, пограничных и таможенных органов.

Результатом встречи стало подписание «Единого технологического процесса работы железнодорожного паромного комплекса в порту Кавказ», устанавливающего график движения паромов с учетом рационального использования причальных стенок, а также вносящего изменения в технологию работы контрольных органов и обработки паромных судов.

Как ранее сообщалось, в связи с резким ухудшением погоды в конце 2014 года на подъездах к портам Азово-Черноморского бассейна начала складываться сложная ситуация с разгрузкой вагонов. Из-за неготовности портовых терминалов юга России работать в условиях непогоды к середине января на СКЖД скопилось около 200 отставленных в движении грузовых поездов. В середине января для разрешения ситуации РДЖ ввели временный запрет на загрузку вагонов, следующих в порты Азовского и Черного морей.

 

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

Путин поручил Минтрансу и ФАС проверить закупки иностранного подвижного состава для РЖД

Президент России Владимир Путин поручил Минтрансу и Федеральной антимонопольной службе (ФАС) проверить эффективность закупок подвижного состава «Российскими железными дорогами» у иностранных поставщиков.

Как сообщается на сайте Кремля, глава государства поручил «Минтрансу России совместно с ФАС России провести анализ эффективности закупок материальных ресурсов для нужд ОАО «Российские железные дороги», в том числе железнодорожного подвижного состава, обратив особое внимание на содержание процедур отбора поставщиков, включая иностранных». Такое поручение было дано по итогам совещания президента с членами правительства, которое состоялось 18 февраля.

Доклад о результатах исполнения распоряжения необходимо представить до 20 марта 2015 года.

Выступая на совещании, Путин заявил, что выделяемые РЖД в рамках антикризисных мер средства на покупку подвижного состава не должны идти на приобретение вагонов за рубежом.

«Минтранс выполнил поручение президента. Проведена проверка. Сейчас готовим доклад соответствующий», – заявил замглавы Минтранса Алексей Цыденов уже на следующий день. Он напомнил, что речь идет о контракте на закупку 140 вагонов Talgo, подписанном в 2011 году на Петербургском экономическом форуме. В тот период не было проблем с загрузкой мощностей Тверского вагоностроительного завода. «Мы не говорим о том, что 140 вагонов в 2015 кризисном году РЖД покупает и деньги уводит куда-то на сторону. Это закрытие контракта: 85% (суммы контакта) уже выплачено, сейчас последние 15% доплачиваются. Других закупок импортного подвижного состава сейчас нет», – отметил замминистра.

В РЖД, в свою очередь, также заявили, что имеют один контракт на поставку иностранных поездов и заинтересованы в локализации производства в РФ.

 

Паспорт Восточного полигона РЖД разработают до 1 июля

Паспорт Восточного полигона РЖД будет разработан до 1 июля 2015 года. В единую схему включат места формирования и распределения грузов, направления поездов, технологии работы вагонных и локомотивных парков и т.п.

Решение об этом принято на завершившемся сегодня в Хабаровске стыковом совещании первых заместителей начальников Красноярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной железных дорог, сообщили в службе корпоративных коммуникаций ДВЖД.

«Участники совещания согласовали проект положения о постоянном координационном совете Восточного полигона, который будет создан, и приняли решение о разработке паспорта Восточного полигона», - сказали в ведомстве.

На совещании также обсудили технологию ремонтных работ в 2015 году в связке с необходимостью пропуска ускоренных и сдвоенных поездов. В 2015 году необходимо модернизировать 472,8 километра железнодорожных путей, что на 114,1 километра или 31,8% выше уровня 2014 года, а по технологии закрытых перегонов будет отремонтировано 209,8 километра главного хода, что в 6,5 раза больше, чем в прошлом году.

На дорогах Восточного полигона формируется более 18% общесетевой погрузки, выполняется 31% сетевого грузооборота, при этом магистрали обеспечивают загрузку всей сети важнейшими для экономики страны грузами. Железнодорожники отметили рост погрузки и тарифного грузооборота за два месяца 2015 года - на 6% и 0,8 % соответственно на Восточном полигоне. «Это связано с увеличением экспортных поставок продукции промышленных предприятий и лесозаготовителей в страны Азиатско-Тихоокеанского региона из-за изменения курса доллара», – уточнили в пресс-службе ДВЖД.

В рамках реализации инвестиционных программ развития Восточного полигона в границах Дальневосточной железной дороги в 2015 году предстоит освоить почти 51,2 млрд рублей, что в 1,6 раза превышает объем 2014 года (32,37 млрд рублей).

 

ПГК обсуждает с РЖД введение скидок на перевозки цемента в условиях конкуренции с автотранспортом

ОАО «Первая грузовая  компания» (ПГК) обсуждает с ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) введение скидок на перевозки цемента в условиях возросшей конкуренции с автотранспортом в этом сегменте. Об этом сообщил журналистам генеральный директор ПГК Олег Букин.

«По цементу мы каждый год видим падение объема перевозок по железной дороге при том, что объем производства по прошлому году вырос, потому что груз уходит на автомобильный транспорт, а в этом году тариф еще увеличен на 10% (индексация грузовых тарифов РЖД – прим.). Мы в этой связи обсуждаем с РЖД, чтобы они в рамках своего тарифного коридора ввели скидки по отдельным  отраслям, по отдельным грузам, особенно по крытым вагонам», – сказал Букин, приведя в пример грузы компании «Евроцемент».

Согласно данным РЖД, погрузка цемента в январе-феврале сократилась на 3,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 3,1 млн тонн.

С начала 2013 года Федеральная служба по тарифам (ФСТ) разрешила РЖД самостоятельно применять повышающие и понижающие коэффициенты к базовым тарифам на перевозку  отдельных видов грузов по некоторым направлениям в установленных ФСТ пределах. Так, монополия может оперативно вводить надбавку до 13,4% или предоставлять скидку до 12,8% к базовым тарифам, если в результате этих действий экономический эффект для перевозчика будет увеличиваться. С августа 2014 года такая надбавка начала  действовать для экспортных перевозок нефти и нефтепродуктов.

 

Железнодорожный маршрут доставки товаров из Китая в Европу набирает популярность

Экспедиторы констатируют устойчивый рост числа запросов на железнодорожную доставку товаров между Китаем и Европой, представляющую реальную альтернативу дорогостоящему авиафрахту и слишком долгой и ненадежной морской перевозке.

«После финансового кризиса авиаперевозки стали слишком дорогими, и многие грузоотправители переориентировались на море», – сообщил директор по стандартизации логистических решений для авиафрахта DB Schenker Лотар Меле, выступая на World Cargo Symposium IATA. «Но морские перевозчики начали широко практиковать замедление судов (slow steaming), что значительно увеличило транзитное время. Таким образом открылась широченная ниша для железнодорожной доставки».

Тот факт, что IATA включила железнодорожный сервис, являющийся прямым конкурентом авиационного, в программу своего ключевого мероприятия – World Cargo Symposium, – свидетельствует о значимости этой тенденции для перспективного рынка.

В своем докладе Меле привел сравнительные данные по срокам доставки товаров из Китая в Европу, включая автомобильное плечо на первой и последней миле. Так, перевозка по железной дороге занимает порядка 23-25 дней, морем – 50-55 дней, а авиатранспортом – около 10 дней. При этом ставка за перевозку в первом случае составляет порядка 8 тыс долларов за FEU, во втором – 3 тыс долларов, в третьем – около 37 тыс долларов (из расчета: вес груза 9,6 тонн/FEU, 3,85 долларов/кг).

Также активно развивается интермодальный железнодорожно-авиационный сервис для межконтинентальной доставки. Так DB Schenker предлагает доставку контейнеров из Китая в Европу и далее авиационным транспортом с перегрузкой во Франкфурте, Амстердаме, Люксембурге или Льеже. Доставка электроники из Китая в Бразилию по такой схеме занимает 24 дня.

 

В Бюллетене использована авторская информация издательства «Морские вести России», а также сайтов Президента РФ, Председателя Правительства РФ, ГД РФ, Минтранса, Российской газеты, Росморречфлота, ТАСС, РИА Новости, ИА Regnum, Ведомостей, Известий, агентства Прайм, АТН и других.

 

Все новости, включая самые последние, на сайте издательства «Морские вести России» www.morvesti.ru

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ