Бюллетень новостей №41 (104) 2014 год с 8 по 14 ноября 2014 - Морские вести России

Бюллетень новостей №41 (104) 2014 год с 8 по 14 ноября 2014

Бюллетень новостей

ВЛАСТЬ

Путин поручил правительству разобраться с обоснованностью установления тарифов в иностранной валюте на стивидорные услуги в морпортах РФ

Президент России Владимир Путин поручил правительству рассмотреть вопрос об обоснованности утверждения тарифов в иностранной валюте на стивидорные услуги в морских портах Российской Федерации.

Соответствующее поручение было подписано президентом по итогам совещания о развитии портовой инфраструктуры Азово- Черноморского региона, состоявшегося в Новороссийске 23 сентября 2014 года.

Кроме того, президент распорядился проработать вопрос по заключению прямых контрактов между грузоотправителями и владельцами нефтеналивной инфраструктуры при осуществлении поставок на экспорт соответствующих грузов в портах Азово- Черноморского бассейна.

Ответственным за исполнение данных поручений назначен председатель правительства Дмитрий Медведев, который должен представить доклад о ходе их исполнения к 1 декабря текущего года.

Стивидорные услуги - работы, связанные с осуществлением погрузочно-разгрузочных операций, укладкой грузов на судне. В зависимости от условий фрахтования стивидорные работы оплачиваются фрахтователем или судовладельцем.

 

Путин поручил правительству обеспечить интеграцию портов Крыма в транспортную систему России

Президент России Владимир Путин поручил правительству обеспечить интеграцию морских портов Крымского федерального округа (КФО) в транспортную систему России с учетом планов по строительству иных морских портов в Азово-Черноморском бассейне, объектов Минобороны России, а также экологических и социальных факторов. Соответствующее поручение было подписано президентом по итогам совещания о развитии портовой инфраструктуры Азово-Черноморского региона, состоявшегося в Новороссийске 23 сентября 2014 года.

В ходе совещания глава государства обратил внимание на необходимость корректировки прежних планов в портовой инфраструктуре региона с учетом воссоединения Крыма с Россией. По его словам, морские терминалы Крыма и Краснодарского края «должны дополнять друг друга». «В этой связи надо посмотреть - какие мощности лучше развивать в Крыму, и какие в Краснодарском крае», - сказал тогда Путин, добавив, что в этих целях необходимо детально просчитать планы модернизации и развития крымских портов, вопросы их эффективной загрузки и интеграции в транспортную систему России.

В перечне поручений, опубликованном на сайте Кремля, президент также потребовал в первоочередном порядке обеспечить строительство ближних железнодорожных и автомобильных подходов к транспортному переходу через Керченский пролив. Это необходимо сделать для того, чтобы строительство моста было закончено к концу 2018 года. Помимо этого, кабмину поручено принять меры для ликвидации «узких мест» на железнодорожных подходах к морским портам юга России, включая обход Краснодарского железнодорожного узла.

Путин потребовал учитывать экологические факторы при размещении и строительстве объектов связи, транспортной и энергетической инфраструктуры в Крыму, Севастополе и Краснодарском крае. «Оптимизировать прохождение трасс указанных объектов с учетом планов по развитию портовой инфраструктуры Азово-Черноморского бассейна; рассмотреть вопрос о минимизации негативного воздействия указанных объектов на окружающую среду, принимая во внимание курортно- рекреационный потенциал соответствующих территорий», - отмечается в перечне поручений.

Ответственным за исполнение данных решений назначен председатель правительства Дмитрий Медведев, который должен представить соответствующий доклад главе государства к 1 декабря 2014 года.

 

Путин: проекты моста через Лену в Якутии и порта Тамани требуют дополнительного обоснования

Проекты по строительству мостового перехода через реку Лену в Якутии и порта в Тамани востребованы, но требуют дополнительной проработки в части их экономического обоснования.

С таким мнением в интервью ТАСС выступил президент России Владимир Путин.

По словам президента, все понимают, что мост через реку Лену, который подведет железную дорогу прямо к Якутску, был бы очень удобен для жителей.

«Но когда мы обсуждаем это с коллегами, они говорят: дело не только в населении 300-тысячного города, а дело в том, что мост нужен для того, чтобы дальше продолжить дорогу к определенным месторождениям, чтобы сделать этот проект не просто социальным, что тоже важно, но сделать еще и экономически обоснованным и целесообразным», - пояснил он, добавив, что данный вопрос необходимо тщательно просчитать.

Что же касается порта в Тамани, то здесь тоже необходимо рассмотреть весь блок проблем, связанных с инфраструктурой, в том числе и с частными инвестициями, считает Путин. Он напомнил, что неподалеку уже несколько лет строится хороший современный порт частной компанией, в том числе с иностранным участием, и иностранный партнер вкладывает туда «миллиарды».

«Мы должны внимательно посмотреть. Мы что, создаем конкуренцию там? А объем груза какой? Оба этих порта будут загружены? А железнодорожная инфраструктура? Ее достаточно? И где сейчас, вот именно сегодня, деньги, чтобы развить эту инфраструктуру так, чтобы обеспечить обе эти площадки?» - перечислил возникающие вопросы президент, напомнив, что у властей есть еще и обязательства по строительству моста в Крым.

«Это не потому, что кто-то хочет или кто-то не хочет. А потому что все должно быть грамотно, своевременно и высшей степени профессионально просчитано», - заключил он.

В мае этого года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что правительство после присоединения Крыма отказалось от идеи строительства порта Тамань, а также отложило на неопределенный срок строительство моста через реку Лена. Финансирование обоих проектов оказалось под угрозой из-за необходимости срочного строительства мостового перехода в Крым. Впоследствии оба проекта были все-таки сохранены в Транспортной стратегии России до 2030 года.

Строительство моста через Лену оценивается в 73,2 млрд рублей, порта Тамань - в 228 млрд рублей.

 

Путин поручил Генпрокуратуре провести проверку бункеровочных и иностранных судоходных компаний в портах Азово-Черноморского бассейна

Президент России Владимир Путин поручил Генпрокуратуре при участии ряда других органов провести проверку бункеровочных и иностранных судоходных компаний в портах Азово-Черноморского бассейна на предмет вывоза топлива без уплаты таможенных пошлин.

Соответствующее указание содержится в перечне поручений, подписанных президентом по итогам совещания в Новороссийске о развитии портовой инфраструктуры региона 23 сентября 2014 года.

«Генеральной прокуратуре Российской Федерации при участии Минтранса России, Минприроды России и ФТС России провести проверку деятельности бункеровочных компаний и иностранных судоходных компаний по вывозу топлива без уплаты таможенных пошлин при бункеровке судов под флагом иностранного государства в морских портах Азово- Черноморского бассейна в местах, не предназначенных для грузовых операций, и вне зон таможенного контроля», - отмечается в поручении, опубликованном на сайте Кремля.

Генпрокурор Юрий Чайка должен представить доклад по итогам проверки до 15 января 2015 года.

Одновременно Путин поручил Минприроды России и Минтрансу России провести проверку соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды при осуществлении бункеровочных работ во внутренних морских водах, в территориальном море и исключительной экономической зоне РФ, а также проанализировать воздействие таких работ на окружающую среду. О результатах главы соответствующих ведомств должны доложить президенту к завтрашнему дню.

Президент также поручил правительству РФ принять меры по минимизации участия посредников между поставщиками и потребителями судового топлива при проведении бункеровочных работ.

Бункеровкой называют заправку судна топливом и моторными маслами. Бункеровка может осуществляться у причала, на рейде, на ходу или в дрейфе на реке, в озере, в море или в океане.

 

НОВОСТИ КОМПАНИЙ

FESCO не планирует продавать свою долю в «ТрансКонтейнере»

FESCO не планирует продавать свою долю в «ТрансКонтейнере», заявил совладелец группы «Сумма» (является акционером FESCO) Зиявудин Магомедов.

«Нет, мы долгосрочный инвестор», - заявил он.

ОАО «ТрансКонтейнер» оперирует свыше 26 тыс фитинговых платформ, более 62 тыс крупнотоннажных контейнеров и владеет 46 грузовыми терминалами, расположенными на всей железнодорожной сети России, управляет контейнерным терминалом на границе Словакии и Украины и контролирует 50 % крупнейшего казахстанского контейнерного оператора АО «Кедентранссервис».

ОАО «Российские железные дороги» принадлежит 50% плюс две акции компании, транспортной группе FESCO - 24,1%, Европейскому банку реконструкции и развития - 9,25 %, структурам НПФ «Благосостояние» - 11,2%.

 

НМТП готов рассмотреть возможность выкупа доли Новороссийского мазутного терминала у Gunvor

ОАО «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП) готов рассмотреть возможность выкупа доли ОАО «Новороссийский мазутный терминал» (НМТ) у Gunvor. Об этом сообщил совладелец группы «Сумма» Зиявудин Магомедов (группа «Сумма» совместно с «Транснефтью» владеет 50% акций НМТП).

Терминал является совместным предприятием НМТП и Gunvor.

«Мы переговоры не вели. У нас по соглашению акционеров, наверное предусмотрен приоритетный выкуп, но пока переговоров не вели. Полагаю, что будем на это смотреть», - сказал он.

В Gunvor отказались прокомментировать данную информацию.

Магомедов отметил, что компания видит смысл в консолидации активов порта несмотря на то, что «Сумма» и «Транснефть» обсуждают разделение активов НМТП.

«На сегодняшний день есть предприятие, которое на 50 % принадлежит НМТП, на 50% другой компании. Если кто- то будет предлагать что-то продать, мы посмотрим, сколько стоит. С точки зрения консолидации это всегда имеет смысл, а потом решим, кому этот актив отойдет», - пояснил бизнесмен.

При этом, что касается собственно разделения активов, то, по словам Магомедова, окончательной схемы этого разделения пока нет.

Среди нефтяных активов НМТП - СП НМТП и Gunvor - Новороссийский мазутный терминал (НМТ), в первом полугодии 2014 года актив принес НМТП прибыль в размере 92,811 млн рублей, что в 8,2 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Ранее The Financial Times сообщила со ссылкой на собственные источники, что Gunvor намерен продать свои российские активы. В портовой сфере их два - доля в НМТ и нефтепродуктовый терминал в Усть-Луге.

Информация о возможном разделе активов НМТП между владельцами контрольного пакета акций порта - частной группой «Сумма» братьев Магомедовых и государственной «Транснефтью» появилась в ноябре прошлого года в качестве завершения затяжного акционерного конфликта между партнерами, в результате которого компания не могла согласовать стратегию развития и вопросы управления активами группы. Как ранее сообщал ряд СМИ, «Транснефти» могут отойти все активы НМТП, связанные с перевалкой нефтяных грузов, тогда как нынешние акционеры останутся с остальными грузовыми терминалами. Для завершения сделки акционеры НМТП должны определиться с вопросами компенсации раздела активов друг другу с учетом расходов по обслуживанию долга НМТП Сбербанку на сумму около 1,9 млрд долларов. Однако ни сроки, ни параметры раздела пока не определены.

 

Группа «Сумма» в феврале 2015 года начнет строительство нефтяного терминала в порту Роттердам

Группа «Сумма» в феврале 2015 года начнет строительство нефтяного терминала в порту Роттердам (Нидерланды), а закончит его в 2017 году, сообщил журналистам владелец компании Зиявудин Магомедов.

«Проект реализовывается. Заканчивается проектирование. В феврале начинается строительство. В 2017 году закончим», - сказал бизнесмен.

Что касается планов компании построить нефтеналивной терминал на юго-востоке Китая, то, по словам Магомедова, «Сумма» решила пока отказаться от этого проекта после проведения его оценки. «Мы поняли, что он не стреляющий», - пояснил он.

Проект по созданию нефтяного хаба в Роттердаме на 100 % принадлежит группе «Сумма». Ранее сообщалось, что строительство должно быть завершено в 2016 году. Предполагаемая емкость нефтехранилища - 3,1 млн куб м (нефть и нефтепродукты), общая стоимость проекта - до 750 млн евро. Shtandart TT BV арендует в порту Роттердам около 55 га земли, договор заключен в апреле 2013 года.

Сейчас компания оформляет разрешительную документацию на строительство терминала, а также ведет предварительные переговоры с потенциальными подрядчиками. Ранее «Сумма» имела партнера по проекту - голландскую VTTI с долей в 25 %, однако в начале года экс-партнер продал «Сумме» свою долю в проекте, стоимость сделки не раскрывалась. При этом, как сообщалось со ссылкой на источники ранее, у «Суммы» может появится новый партнер, в частности, в лице «Роснефти». Однако официального подтверждения этой информации не было.

«Сумма» строит терминал в Роттердаме для импорта нефти марки Urals. Там же нефть и будет продаваться на условиях FOB. Основной объем поставок будет из порта Приморск (принадлежит СП «Суммы» и «Транснефти»).

 

«Cовкомфлот» рассчитывает привлечь азиатских партнеров для строительства газовозов

«Совкомфлот» намерен привлечь к строительству газовозов для «Ямал СПГ» партнеров из Азии, сообщают «Ведомости». По данным издания, речь идет о создании СП, которое профинансирует строительство шести газовозов на сумму 2,1 млрд долларов и будет эксплуатировать их в дальнейшем при перевозке газа «Ямал СПГ». У самой компании таких средств на данный момент нет.

Другие судоходные компании, которых «Ямал СПГ» весной выбрал в качестве перевозчиков газа, будут строить и эксплуатировать суда (всего их нужно 16) в рамках паритетных СП с китайскими компаниями: японская Mitsui OSK Lines с China Shipping Group Company, канадская Teekay LNG с China LNG Shipping.

При этом Mitsui OSK Lines и Teekay LNG с партнерами еще летом подписали соглашение о строительстве газовозов с корейской DSME. Для «Совкомфлота» DSME сейчас строит опытный образец газовоза усиленного ледового класса Arc7, специально разработанного для перевозок по Северному морскому пути, но контракт на серийное строительство судов с DSME у «Совкомфлота» до сих пор отсутствует, хотя его газовозы должны быть сданы первыми к запуску «Ямал СПГ».

В качестве основной причины отсутствия контракта с DSME аналитики называют проблемы с привлечением заемных средств на долгосрочный период, поскольку ранее, до введения санкций, «Совкомфлот» планировал кредитоваться в западных банках. Проблема привлечения средств имеется и у самого «Ямал СПГ», компания пытается привлечь проектное финансирование в Китае. Это может отодвинуть сроки запуска завода СПГ. Такие риски уже отмечались и Teekay LNG в отчете компании за III квартал. Но в «Ямал СПГ» заверяют, что проект будет реализован в соответствии с принятым планом.

 

Maersk закажет 10 фидерных судов для работы на Балтике

Maersk Line объявила тендер на поставку 10 фидерных контейнеровозов для работы в Балтийском море в связи с ужесточением ограничений на содержание вредных веществ в выбросах силовых установок судов с 2015 года.

Стоимость проекта оценивается в сумму порядка 550 млн долларов. По данным источников, Maersk Line планирует заказать серию судов вместимостью 3,4 тыс. TEU (эквивалент 20-футового контейнера) ледового класса с силовыми установками, рассчитанными на топливо с минимальным содержанием серы в соответствии с новыми требованиями для работы на Балтике.

К участию в конкурсе приглашены японские, южнокорейские и китайские верфи. Наиболее вероятным кандидатом на получение контракта считается Корея, имеющая большой опыт строительства судов ледового класса и разработке проектов судов, работающих на топливе с низким уровнем содержания серы.

Маловероятно, что Maersk согласится на установку так называемых «скрубберов» - очистных установок, так как ранее генеральный директор компании Сорен Скоу резко высказался относительно целесообразности расходов на размещение такого оборудования на контейнеровозах.

 

СУДОХОДСТВО

Минтранс РФ: Международный Полярный кодекс не должен стать набором мер, препятствующих перевозке по Севморпути

Полярный кодекс, который разрабатывает Международная морская организация (ИМО) при участии специалистов из России, не должен стать «набором заградительных мер, которые бы препятствовали перевозке грузов по Северному морскому пути».

Такое мнение высказал сегодня журналистам замминистра транспорта РФ Сергей Аристов на арктическом правовом форуме в Санкт-Петербурге.

«Надо предусмотреть, чтобы это не был «заградительный» документ, потому что сегодня, например, в Балтике, многие страны, не имея своего флота, пытаются навязать нам некие требования к флоту, чтобы, якобы, не нарушить экологическую обстановку. Фактически это недобросовестная конкуренция, - пояснил Аристов. - Поэтому в Полярном кодексе мы стараемся от этого уйти, понимая, что кроме России, Северного морского пути, по этой территории ни у кого особого движения не будет».

По его оценке, работа над Полярным кодексом займет еще много времени, и названный ранее срок ее завершения, 2015 год, он считает нереальным. «Точно не начало 2015 года. Работа идет непросто, у каждой страны есть свои интересы. Самый сложный момент в том, что статус этого документа не определен: будет это единый нормативный документ или методический, он будет обязательный или рекомендуемый; нужно ли его ратифицировать», - отметил Аристов.

Решение о создании международного Полярного кодекса было принято ИМО в 1996 году. Основной задачей документа считается выработка общих правил и требований по обеспечению безопасной эксплуатации судов и предотвращению загрязнения в покрытых льдом полярных водах. Кодекс должен охватывать вопросы, связанные с проектированием, конструкцией, оборудованием и эксплуатацией полярных судов, включая подготовку экипажей для плавания в ледовых условиях и при низких температурах воздуха.

 

Maersk прогнозирует снижение ставок на контейнерные перевозки вслед за снижением цен на бункер

Снижение стоимости бункерного топлива приведет к дальнейшему падению фрахтовых ставок на рынке контейнерных перевозок, цитирует IHS Maritime мнение генерального директора AP Moller-Maersk Нильса Смедегарда Андерсена.

Андресен уверен, что сокращение затрат позволит перевозчикам продолжать снижать ставки, что в перспективе и произойдет в условиях жесткой конкуренции на рынке.

Удешевление бункера произошло вслед за падением цен на нефть примерно на 20 долларов за баррель в течение последних нескольких месяцев. При этом Андерсен отметил, что снижение стоимости бункера произошло быстрее, чем прогнозировали аналитики компании.

 

Эксперт: российской транспортной политике не хватает инициатив по развитию электронной навигации

Один из важных недостатков текущей транспортной политики – отсутствие отечественных инициатив по электронной навигации. Об этом заявил Роман Модеев, заместитель генерального директора по системам безопасности на транспорте ЗАО «Транзас», выступая на конференции «Безопасность портов и судоходства: инновации, технологии, оборудование», организованной издательством «Морские вести России».

В своем докладе «Текущее состояние и тренды развития береговых систем навигационной и транспортной безопасности», Роман Модеев отметил среди недостатков текущей транспортной политики отсутствие отечественных инициатив по электронной навигации

«Это большой минус, поскольку каждое государство из числа передовых морских стран уже запустило свой пилотный проект е-навигации, в котором отрабатывает технологии, лоббирует их на международном уровне и продвигает на уровень ИМО, где это впоследствии будет приниматься. К таким системам можно например отнести «Иридиуим», - сказал эксперт.

 

СУДОСТРОЕНИЕ

Путин считает, что в случае необходимости российские судостроители могут входить в альянсы с мировыми производителями

Президент России Владимир Путин считает, что в случае необходимости российские судостроители могут входит в альянсы с мировыми производителями, об этом он заявил сегодня на совещании по вопросам развития гражданского судостроения.

«Там, где это необходимо, нужно перенимать зарубежный опыт, - заявил Путин. - Входить в технологические альянсы с ведущими мировыми производителями».

Президент напомнил, что в Большом Камне (Дальний Восток) стоится «с нуля» судостроительная верфь. Ее первую очередь планируется завершить в 2016 г. Ранее полного цикла создания судов здесь не было. «Поэтому необходимы новые производственные компетенции и обученные кадры, подчеркнул президент. По его словам, этот вопрос актуален не только для Дальнего Востока, но и для всей отрасли. Наблюдается острая нехватка специалистов на всех уровнях, кроме того отсутствуют современные системы корпоративного и проектного управления.

«Здесь нужен системный подход - от воспитания кадров до создания инжиниринговых центров и решения многих социальных вопросов», - отметил Путин.

 

Отечественные верфи должны сыграть ведущую роль в строительстве судов для сектора транспорта и ТЭК - Путин

Президент России Владимир Путин считает принципиально важным, чтобы отечественные верфи играли ведущую роль в строительстве судов для сферы транспорта и топливно-энергетического комплекса.

«Принципиально важно, чтобы в борьбе за эти заказы на ведущие роли выходили именно отечественные верфи», - заявил он на совещании по вопросам развития гражданского судостроения.

Путин напомнил о планах ведущих нефтяных и газовых компаний России по дальнейшему освоению шельфовых месторождений Дальнего Востока и Арктики, а также о растущем значении Северного морского пути. «Все это подразумевает большой объем заказов на надежные, современные суда», - подчеркнул глава государства. «И принципиально важно, чтобы в борьбе за эти заказы на ведущие роли выходили именно отечественные верфи. Чтобы масштабные проекты в сфере ТЭКа, на транспорте загружали мощности российских, а не зарубежных предприятий», - добавил

«При этом наши судостроители должны предложить по- настоящему качественный продукт», - заявил Путин. Он пояснил, что этот продукт должен быть лучше, чем у иностранных компаний по цене и скорости строительства и ремонту судов.

Также Путин призвал использовать опыт и наработки российских судостроителей в производстве буровых платформ, геологоразведочных судов и снабженцев, а также судов ледового класса. «Эти конкурентные преимущества необходимо воплотить в реальные, экономически эффективные проекты», - подчеркнул президент.

 

Планы по развитию российского судостроения должны быть синхронизированы с инвестпрограммами крупных заказчиков- Путин

Планы по развитию российского судостроения должны быть синхронизированы с инвестпрограммами крупных заказчиков. Об этом заявил президент России Владимир Путин на совещании по вопросам развития гражданского судостроения.

«Сегодня в российском ТЭКе, на транспорте - запускаются масштабные проекты, - напомнил Путин. - И наши планы по вводу новых судостроительных мощностей должны быть синхронизированы с инвестиционными программами крупных российских заказчиков».

Президент добавил, что именно поэтому в развитии Дальневосточного центра судостроения активно участвует «Роснефть» и другие компании, у которых есть серьезные планы.

 

Путин поручил оперативно определить источники финансирования строительства завода «Звезда»

Президент России Владимир Путин поручил в ближайшее время определить источники финансирования строительства завода «Звезда», в том числе за счет бюджета.

«Президент дал поручение в ближайшее время определиться по источникам финансирования, - заявил глава Минпромторга РФ Денис Мантуров. - Это возможно и бюджетное финансирование».

При этом министр отметил, что бюджетное финансирование данного проекта начнется только в 2016 году, объем этих средств составит около 12 млрд рублей. «Это, по сути, должно быть замещение тех коротких кредитов, которые предоставлялись Газпромбанком для сохранения собственно динамики строительства», - добавил Мантуров.

«Роснефть», консорциум во главе с «Роснефтью» в ближайшее должен определиться, а государство должно обеспечить максимальную поддержку в реализации этого проекта», - подчеркнул он.

Глава Минпромторга рассказал, что первый этап строительства верфи планируется завершить в 2016 году. Отвечая на вопрос, будут ли на ней строиться танкеры и супертанкеры, Мантуров сказал, что это возможно лишь после возведения сухого дока, которое в первый этап не входит.

По его словам, на сегодняшнем совещании президент также раскритиковал лиц, ответственных за этот проект, за то, что до сих пор полностью не сформирован пакет заказов на период после 2018 года. Обсуждалась также тема обеспечения предприятия квалифицированными кадрами. Мантуров сообщил, что загруженность верфи сейчас составляет 107%, причем избыток заказов возникает именно в связи с нехваткой специалистов. Он заметил, что для решения, в том числе, этого вопроса около предприятия будет построен специальный микрорайон, в котором будут жить сотрудники из других регионов.

 

В Калининграде к 2017 году создадут судостроительный кластер на базе завода «Янтарь»

Судостроительный кластер будет создан к 2017 году в Калининграде на базе Прибалтийского судостроительного завода (ПСЗ) «Янтарь».

Об этом сообщил врио генерального директора завода Виктор Тутынин на слушаниях в областной Думе.

«Рассчитываем, что после модернизации производства, расширения мощностей «Янтаря», созданием четко отлаженной производственной кооперации в рамках кластера, уже к 2020 году предприятие сможет ежегодно строить 6-8 судов и кораблей различного назначения», - рассказал Тутынин.

Он отметил, что с учетом уменьшения к 2018-2020 году доли гособоронзаказа на заводе, переходом на судоремонтные и сервисные работы боевых кораблей, акцент в производстве и его объемах, которые вырастут в два-четыре раза, будет сделан на гражданское судостроение.

Уже в 2015 году на «Янтаре», сказал Тутынин, по заказу одной из компаний будут заложены первые два высокотехнологичных рыболовецких судна среднего класса.

В дальнейшем на заводе планируют расширять номенклатуру заказов гражданских судов за счет строительства судов специального назначения (в частности, госпитальных), судов паромного типа для плавания по внутренним водам, вспомогательных судов для нефтегазодобытчиков на море, и других.

«В таких судах есть потребности у соответствующих министерств и ведомств, и мы будем подключаться к их строительству», - заметил Тутынин, выразив уверенность, что по стоимости и качеству калининградские суда смогут конкурировать с зарубежными аналогами.

Руководитель завода сообщил также, что на предприятии ведутся масштабные работы по развитию производственных мощностей в рамках Федеральной целевой программы. На эти цели до 2018 года Минпромторгом РФ выделено 15 млрд рублей.

Правительство области также нацелило ведущие вузы региона на подготовку высококвалифицированных специалистов для отрасли посредством предоставления грантов на образование, подключения малого и среднего бизнеса.

 

МОРСКИЕ ПОРТЫ

Грузооборот морских портов РФ за 10 месяцев 2014 года вырос на 6% до 518,5 млн тонн

Грузооборот морских портов РФ за январь-октябрь 2014 года вырос на 6% до 518,5 млн тонн, сообщила Ассоциация морских торговых портов (АСОП).

Объем перевалки наливных грузов составил 278,6 млн тонн (+0,5%), в том числе:

-         сырой нефти - 158,5 млн тонн (-8,4%),

-         нефтепродуктов - 107 млн тонн (+15,1%)

-         СПГ - 10,1 млн тонн (+12,2%).

Объем перевалки сухогрузов составил 239,9 млн тонн ( +13,3%), в том числе:

-         угля 97,2 млн тонн (+14,7%),

-         грузов в контейнерах - 39,1 млн тонн (+5,8%),

-         зерна - 25,5 млн тонн (рост в 1,8 раза),

-         черных металлов - 19,4 млн тонн (+6,0%),

-         минеральных удобрений - 12,4 млн тонн (+16,5%),

-         грузов на паромах - 6,8 млн тонн (+24,5%),

-         лесных грузов - 4 млн тонн (+7,2%),

-         металлолома - 3,9 млн тонн (+33,3%).

Перевалка руды сократилась до 5,3 млн тонн (-14,6%) и цветных металлов - до 2,7 млн тонн (-15,7%).

Экспортных грузов перегружено 411,9 млн тонн, что на 7,8% больше аналогичного периода прошлого года, импортных грузов - 36,5 млн тонн (-5,2%), транзитных - 39,7 млн тонн (+2,3%), каботажных - 30,4 млн тонн (+2,1 %).

Операторы морских терминалов Арктического бассейна перевалили 29,9 млн тонн грузов, что на 22,8% меньше, чем за январь-октябрь 2013 года. При этом объем перевалки сухогрузов увеличился до 21,7 млн тонн (+4,8%), наливных - сократился до 8,2 млн тонн (более чем в 2 раза).

В портах Балтийского бассейна объем перевалки грузов увеличился до 188 млн тонн (+4,6%), из них перегрузка сухогрузов составила 74,6 млн тонн (+9,6%), наливных - 113,4 млн тонн (+1,6%).

Грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна составил 158,5 млн тонн, что на 10,2% больше, чем за январь-октябрь 2013 года. Объем перевалки сухогрузов увеличился до 59,8 млн тонн (+17,6%), наливных - до 98,7 млн тонн (+6,2%).

В Каспийском бассейне морские порты перегрузили 6,6 млн тонн грузов (-0,7%), из них сухогрузов - 2,8 млн тонн ( +9,9%), наливных - 3,7 млн тонн (-7,5%).

Морские порты Дальневосточного бассейна увеличили перевалку грузов до 135,5 млн тонн (+12,7%), их них сухогрузов - до 81 млн тонн (+16,4%), наливных грузов - до 54,5 млн тонн (+7,8%).

 

Контейнерооборот портов России снизился в январе- октябре на 0,6% до 4,42 млн TEU

Контейнероборот портов России в январе-октябре 2014 года снизился на 0,6% по сравнению с отчетным периодом 2013 года: с 4,44 до 4,42 млн TEU, сообщает Ассоциация морских торговых портов РФ.

По итогам 10 месяцев текущего года импорт контейнеров снизился на 1,2% до 1,94 млн TEU, каботаж - на 3,6% до 477,5 тыс. TEU. Экспорт и транзит за отчетный период увеличились на 0,6 и 6,9% соответственно до 1,92 млн TEU и 84,2 тыс. TEU.

Снижение контейнерооборота отмечено во всех бассейнах РФ, кроме Дальневосточного, порты которого нарастили перевалку контейнеров на 2,7% относительно января- октября прошлого года до 1,32 млн TEU. Порты Балтийского бассейна снизили перевалку контейнеров на 1,7% до 2,37 млн TEU, Азово-Черноморского - на 0,4% до 621 тыс. TEU, Арктического - на 11,7% до 100,3 тыс. TEU. Наибольшее снижение перевалки контейнеров отмечено в портах Каспийского бассейна - почти в 2 раза с 5,1 тыс. TEU до 2,6 тыс. TEU.

Доля перевалки контейнеров портами Балтийского бассейна составляет 53,8%, Дальневосточного - 29,9% от общего контейнерооборота РФ.

По итогам 2013 года контейнерооборот портов России составил 5,35 млн. TEU: груженый экспорт - 765 тыс. TEU, порожний экспорт - 1,54 млн. TEU, импорт - 2,35 млн. TEU, транзит - 94 тыс. TEU, каботаж - 603 тыс. TEU.

 

Завершена реконструкция Большого Кронштадского рейда стоимостью более 200 млн рублей

В Большом порту Санкт-Петербурга завершена реконструкция Большого Кронштадского рейда. Стоимость работ, которые должны повысить безопасность судоходства, составила около 205 млн рублей.

Как сообщил ТАСС директор Северо-Западного бассейнового филиала «Росморпорта» Владимир Пылин, объект реконструировался по федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России с 2010 по 2020 год».

Основная часть проекта - это расширение входа в канал «Литке-Западный», где находится крупный контейнерный терминал. Это позволит швартоваться к причалам судам повышенного размера и тоннажа. В акватории создана якорная стоянка, что повысит пропускную способность гавани.

Большой порт Санкт-Петербург - крупнейший на Северо- Западе России. Он расположен в Невской губе Финского залива.

 

Количество туристов, прибывающих в Петербург на круизных судах, вырастет почти до полумиллиона в 2015 году

В Санкт-Петербурге ожидают рост количества туристов, прибывающих на круизных судах, в следующем году. Общее число таких путешественников составит 488 тысяч человек.

Такой прогноз сделал коммерческий директор пассажирского порта «Морской фасад» Иван Ровный на открывшейся сегодня в городе международной конференции «Развитие морского туризма».

Он сообщил, что с начала года в петербургский порт совершено 236 заходов круизных судов и четыре - паромных, на которых прибыли 483 тысячи пассажиров. «В 2015 году у нас запланировано 230 заходов, но, поскольку на судах крупных круизных операторов идет тенденция к увеличению вместимости пассажиров, туристов будет немного больше», - пояснил он. 11 круизных судов появятся на невских берегах впервые.

Ровный добавил, что политические события последних месяцев не сказались на потоке круизных туристов в Санкт- Петербург. «Ни одной отмены у нас не было», - констатировал он. Крупнейшую группу таких туристов в Петербурге составляют американцы и канадцы, за ними следуют немцы. Говоря о тенденциях на круизном рынке, Ровный отметил, что «в последнее время стало меньше испаноязычных и британских туристов, зато увеличилось число итальянцев и финнов. «Ожидаем увеличения количества туристов из Азиатского региона, перспективен также внутрен

За шесть лет работы «Морской фасад» принял 1 тысячу 424 захода судов, на которых прибыли более 2,5 млн туристов.

Прозвучавшие на конференции данные международной маркетинговой компании TMI (Tourism Marketing Intelligence) свидетельствуют, что Санкт-Петербург является наиболее привлекательным направлением круизного туризма на Балтике, которая наряду с Карибским и Средиземным морем входит в тройку мировых центров этой сферы туризма. За последние десять лет в Европе и в России наблюдается заметный рост интереса к круизам, покупка путевок на круизные направления увеличилась почти в два раза.

 

Эксперт: Оптимальный размер грейфера для разгрузки кэпсайзов и панамаксов – 20 куб. м

Оптимальный размер грейфера для разгрузки даже таких крупных судов, как «кэпсайз» и «панамакс» – 20 куб. м. Об этом заявил Александр Журавлев, главный конструктор ЗАО «СММ», выступая на конференции «Безопасность портов и судоходства: инновации, технологии, оборудование», организованной издательством «Морские вести России».

«В настоящее время наиболее оптимальным грейферным режимом для погрузки/разгрузки крупного судна, класса панамакс или кэпсайз, является работа 20-кубовым грейфером, – сказал эксперт. – Дальнейшее увеличение объема грейфера, по крайней мере в условиях российских портов нецелесообразно. Возникает парадоксальная ситуация: суда грузятся быстрее, чем портовики успевают подавать вагоны на причал под выгрузку. Поэтому дальнейшее увеличение грузоподъемности кранов не имеет смысла».

 

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

Погрузка на сети РЖД в 2014 году, по плану, снизится на 2%, в 2015 году - вырастет на 1,1%

Погрузка на сети РЖД в 2014 году снизится на 2%, в 2015 году - вырастет на 1,1 %. Соответствующие показатели предусмотрены финансовым планом РЖД, заявил заместитель начальника Департамента корпоративных финансов компании Павел Ильичев.

«Что касается прогнозов по итогам года, пока в своем финплане мы закладываем более консервативный результат - видим порядка 2% снижение по итогам 12 месяцев (2014 года - прим. ТАСС). Что касается 2015 года, пока текущий прогноз, который мы закладываем в финансовый план компании, который сейчас обсуждается с ключевыми министерствами и в ноябре будет вынесен на правительство - это порядка одного процента роста, 1,1%, год к году», - сказал Ильичев.

По его словам, положительную динамику выше этого показателя компания прогнозирует по погрузке зерна, удобрений, лесных грузов и строительных материалов. «По части грузов, таких как нефть и нефтепродукты, кокс и металлические руды, погрузка будет, скорее всего, чуть ниже, чем общий рост», - отметил он.

По мнению менеджера РЖД, итоговые показатели во многом будут зависеть от фактической ситуации и общеэкономического тренда.

Ранее РЖД прогнозировали падение погрузки по итогам 2014 года в диапазоне 1,4-1,8%, рост погрузки на 2015 год - менее чем на 1%.

 

РЖД хочет получить от государства половину стоимость инвестпрограммы

РЖД рассчитывает получить из федерального бюджета 1,4 трлн рублей на финансирование своей инвестпрограммы, сообщают «Ведомости». Общая стоимость программы до 2020 года составляет 2, 89 трлн рублей.

В документе, однако, оговаривается, что на данный момент госфинансирование подтверждено лишь на 40% от запрашиваемой суммы (556 млрд рублей).

Согласно источникам, данный документ обсуждался на прошедшем в понедельник совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича.

Основную часть господдержки РЖД - 516,7 млрд рублей - намерена вложить в субсидии РЖД для капитального ремонта пути , 486,4 млрд рублей (через взносы в уставный капитал) должно пойти на реализацию проектов, связанных с поручением правительства. На основной проект - модернизацию БАМа и Транссиба - потребуется 562 млрд рублей до 2018 года и 85 млрд рублей для второго этапа. Помимо этого РЖД планирует получить до 2020 года 218 млрд рублей субсидий для компенсации расходов на пассажирские перевозки дальнего следования.

Если эти проекты не будут профинансированы государством, РЖД придется отказаться от некоторых из них, например от второго этапа модернизации БАМа и Транссиба, расширения подходов в порту Мурманск и проч., отмечается в стратегии.

Аналитики согласны, что государство должно помогать РЖД, но указывают, что монополии стоит обратить внимание на инвестиции из стран Азии, а также на то, что у РЖД имеются собственные резервы для экономии.

Они также отмечают, что РЖД констатирует неспособность обеспечить безубыточную деятельность без господдержки, которая постоянно растет.

Участники рынка полагают, что монополия могла бы и отказаться от части инвестиций в инфраструктуру, стимулируя рост грузовой базы тарифными скидками. Ряд из них в то же время считает, что приток частных инвестиций в железнодорожную инфраструктуру не решит проблем дефицита финансирования, поскольку механизмы возврата средств не прозрачны.

Эксперты констатируют, что после 10 лет после начала реформы железнодорожного транспорта основным инвестором в него так и осталось государство, а цель реформы - создание реальной конкуренции - так и не была достигнута. Причиной эксперты называют как половинчатые решения правительства, так и препятствие реформе со стороны самого РЖД.

 

Росрыболовство попросит ФАС проверить тарифы РЖД на перевозку рыбы с Дальнего Востока

Федеральная служба по рыболовству (Росрыболовство) попросит Федеральную антимонопольную службу (ФАС) РФ проверить тарифы на железнодорожные перевозки рыбы с Дальнего Востока. Об этом говорится в сообщении агентства.

«Руководитель Росрыболовства поручил подготовить обращение в ФАС с просьбой проанализировать ситуацию с наличием подвижного состава на Дальнем Востоке и ценообразованием в области тарифной политики», - говорится в сообщении.

Также Росрыболовство считает, что необходимо снизить тарифы на перевозку в рефрижераторных контейнерах до стоимости транспортировки в вагонах-термосах.

«Величина железнодорожного тарифа не может являться фактором, оказывающим значительное влияние на изменение конечной стоимости рыбы и рыбной продукции для потребителей, учитывая невысокий уровень транспортной составляющей при условии отсутствия регулирования величины розничной наценки при реализации рыбной продукции», - прокомментировали в пресс-службе ОАО «РЖД» заявление Росрыболовства.

Согласно данным компании, доля транспортной составляющей при аренде рефрижераторных контейнеров, в розничной цене продукции составляет 4,6-10,6% (в зависимости от расстояния перевозки - прим. ред. ( или 7 рублей на 1 кг в период лососевой путины с июля по сентябрь, не более 8 рублей – с октября по декабрь, не более 5 рублей – в остальной период.

Вопрос железнодорожных перевозок продукции рыбохозяйственного комплекса обострился после введения продэмбарго Россией. До ограничения спрос на рыбу и морепродукты в европейской части РФ удовлетворял импорт, в том числе из Норвегии. Однако Росрыболовству не удалось сразу закрыть недостаток этой продукции за счет усиления поставок с Дальнего Востока.

Поставщики дальневосточной рыбы предпочли «придержать» продукцию на складах в регионе до ноября, пока температура окружающей среды упала, и появилась возможность везти рыбу в европейскую часть в дешевыхвагонах-термосах вместо дорогостоящих рефрижераторных контейнеров, оборудованных системой охлаждения.

 

В Бюллетене использована авторская информация издательства «Морские вести России», а также сайтов Президента РФ, Председателя Правительства РФ, ГД РФ, Минтранса, Российской газеты, Росморречфлота, ТАСС, РИА Новости, ИА Regnum, Ведомостей, Известий, агентства Прайм, АТН и других.

 

Все новости, включая самые последние, на сайте издательства «Морские вести России» www.morvesti.ru

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ