Бюллетень новостей №38 (101) 2014 год с 18 по 24 октября 2014 - Морские вести России

Бюллетень новостей №38 (101) 2014 год с 18 по 24 октября 2014

Бюллетень новостей

ВЛАСТЬ

Подзаконные акты к закону о транспортной безопасности требуют серьезных доработок – Минтранс

Подзаконные акты к закону о транспортной безопасности требуют серьезных доработок. Об этом заявил Виталий Клюев, заместитель директора департамента Минтранса по государственной политике в области морского и речного транспорта, выступая на конференции «Безопасность портов и судоходства: инновации, технологии, оборудование», организованной издательством «Морские вести России».

«Федеральный закон №15, об изменениях в ФЗ №16, внес определенную ясность в регулирование транспортной безопасности, – сказал представитель Минтранса в своем докладе. – Но некоторые вещи требуют доработки и пояснения. В первую очередь проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности (в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, включая особенности исполнения Требований по обеспечению транспортной безопасности при создании, эксплуатации и использовании во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе Российской Федерации установок и сооружений, создаваемых на основе морской плавучей (передвижной) платформы».

«Мы хотим увидеть следующие вещи в этом документе, - сообщил замглавы департамента. – Самая первая пропозиция - план транспортной безопасности является и планом охраны судна (согласно кодексу ОСПС). Поэтому в документе в первую очередь должны быть указаны положения кодекса ОСПС и только потом туда могут быть добавлены некие дополнительные требования, которые предписываются законом о транспортной безопасности» .

«Во вторых, - продолжил представитель Минтранса. - Никаких дополнительных людей, сил, средств (человеческих, а не технических) для целей обеспечения безопасности на судне появится не должно. В силу международных норм экипаж судна выполняет требования по охране судна, так и нужно подходит к вопросу. Все мероприятия по транспортной безопасности должен выполнять экипаж. Новых людей невозможно взять на борт по конструктивным и иным требованиям».

«В-третьих, члены экипажа не должны проходить никакой иной подготовки, кроме предусмотренной конвенцией ПДНВ и кодексом ОСПС. Все члены экипажа должны пройти базовую подготовку ОСПС и как минимум один человек на судне должен иметь подготовку как офицер охраны, он будет являться лицом, назначенным ответственным по транспортной безопасности или охране судна. Специалисты, прошедшие специальную подготовку должны получить документы, предусмотренные международным договором, иначе у судна появляются проблемы за рубежом», – заключил Виталий Клюев.

 

В Крыму необходимо ввести режим порто-франко - министр по делам Крыма

Министр по делам Крыма Олег Савельев дал интервью газете «КоммерсантЪ», где рассказал о своем видении перспектив и проблем развития полуострова.

В частности, министр возлагает большие надежды на законопроект, который в ближайшее время будет внесен в Госдуму, и в котором в части свободной экономической зоны будет введен ряд особенностей налогообложения, возможность применения упрощенных таможенных режимов и т.п. Савельев полагает, что для Крыма необходим формат порто-франко. «В Крыму есть возможность запустить механизмы упрощенного прохождения всех процедур, связанных в том числе с контролем безопасности, по административным примерам, которые есть в Даляне», - считает Савельев. Создание свободной экономической зоны, по его словам, поможет не только поддержать экономику Крыма, сделать дополнительные инвестиции более привлекательными, но и компенсировать западные санкции.

Затрагивая вопрос о ситуации с керченским заводом «Залив», Савельев отметил, что оно по-прежнему остается частным предприятием, национализировано оно не было, и ни Республика Крым, ни РФ, ни Зеленодольский завод, руководство которого обвиняют в рейдерском захвате «Залива», не является собственником предприятия. Интерес к «Заливу» проявляют многие, но «все находятся в стадии переговоров, в том числе и с держателями контрольного пакета, чтобы его по справедливой цене выкупить», - подчеркнул министр. На его взгляд, у завода есть перспективы, но для их реализации нужны серьезные инвестиции.

Также он отметил, что процедура, связанная с оформлением и переоформлением «Залива», в российском праве не завершена, но это характерно для многих предприятий полуострова. Основной проблемой для перерегистрации предприятий министр назвал отсутствие взаимодействия с акционерами, он не исключил возможностей национализации предприятий, если взаимодействие с украинскими собственникам крымских предприятий не будет установлено.

Говоря о развитии симферопольского аэропорта, Савельев подчеркнул, что перестройка аэропорта будет осуществляться за счет собственной программы развития. За счет увеличения пропускной способности в четыре раза у аэропорта появились денежные средства, которые пойдут на серьезную модернизацию полосы, строительство дополнительного терминального комплекса с удвоением площадей.

В отношении строительства моста через Керченский пролив, Савельев заявил, что сейчас главный вопрос - это выбор не инвестора, а исполнителя проекта, которого определят, скорее всего, распоряжением правительства. Для поиска инвесторов необходим денежный поток, которого в данный момент нет, хотя гипотетически предоставить его могут только железнодорожники, считает министр. Он не исключает возможности, что проезд по мосту могут сделать платным, но отмечает, что «пока об этом речи не идет». Савельев также отметил, что в работе над проектом принимают участие и китайские специалисты.

 

Кабмин РФ выделит 170 млн рублей для улучшения инфраструктуры Керченской переправы

Правительство РФ выделит 170 млн рублей на оборудование портов Кавказ и Керчь для улучшения инфраструктуры Керченской переправы. Об этом сообщил премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании камбина.

«Лето было очень горячим, люди ехали отдыхать с удовольствием, надо признаться. На переправе были сложности, люди на жаре стояли в многокилометровых очередях», - отметил глава правительства.

Он признал, что существующая инфраструктура не приспособлена для перевозки такого числа людей в Крым.

«Нужно постараться сделать все, чтобы следующий сезон прошел с меньшими проблемами. Надо оборудовать порты Кавказ и Керчь необходимым оборудованием для обеспечения безопасности перевозки людей, их обслуживания. На эти работы предполагается выделить порядка 170 млн рублей», - сказал Медведев.

 

Правительство против консолидации парка частных операторов у РЖД

Правительство выступило против передачи РЖД в аренду грузовых вагонов частных операторов, пишут ведущие российские СМИ со ссылкой на протокол заседания рабочей группы по развитию железнодорожного транспорта под руководством вице-премьера Аркадия Дворковича от 2 октября.

В правительстве полагают, что согласно целевой модели РЖД, утвержденной в 2011 году, к 2015 году монополия должна сохранить статус общесетевого перевозчика, т.е. владеть инфраструктурой, но прекратить владение и управление грузовыми вагонами. По данным источников «Коммерсанта», Аркадий Дворкович высказался категорически против консолидации вагонов у ОАО «РЖД».

Ранее монополия готова была арендовать полувагоны у Первой грузовой компании (ПГК), собственной Федеральной грузовой компании (ФГК) и «Нефтетранссервиса» (НТС). В самих компаниях пока не отказываются от намерения сотрудничать с РЖД в вопросе передачи вагонов и готовы вести переговоры. Более того, как отмечается в «Ведомостях», компании в случае достижения договоренностей с РЖД готовы убеждать правительство в необходимости такой меры, сообщают источники издания. В монополии решение правительства не прокомментировали.

Тем не менее, по словам источников «Коммерсанта», в РЖД по-прежнему считают, что перевозки неотделимы от инфраструктуры, и монополия намерена вернуться к вопросу аренды вагонов уже в следующем году, «когда целевая модель устареет».

Аналитики полагают, что прежде чем консолидировать парк нужно урегулировать вопросы, связанные с разным уровнем износа парка и технических характеристик вагонов, которые приводят к сложностям с отгрузкой на экспорт и увеличивают объемы маневровых работ. Грузовладельцы не готовы работать с обезличенным парком, утверждают они.

 

Принятые решения о выделении средств из ФНБ на БАМ и Транссиб пересматриваться не будут - Силуанов

Принятые ранее решения о выделении средств из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на БАМ и Транссиб пересматриваться не будут.

Об этом заявил журналистам министр финансов Антон Силуанов. «Приоритеты БАМ и Транссиб, ЦКАД, - сказал он. - Эти решения уже приняты и пересматриваться не будут».

Одновременно Силуанов сообщил, что решение о поддержке «Роснефти» из ФНБ будет существенно отличаться от заявки компании. «Общий объем средств ФНБ чуть больше 3 трлн рублей, - сказал он. - Не такая большая часть средств фонда осталась незадействована». «Безусловно, заявочная позиция /«Роснефти»/ будет существенно отличаться от результата рассмотрения», - подчеркнул глава Минфина. Министр особо отметил, что объявленная сумма в заявке «Роснети» в более чем 2 трлн рублей - «это лишь пожелание соответствующих компаний». Он напомнил о принятом решении инвестировать в инфраструктуру более 60% от объема средств фонда. «Заявка будет рассматриваться с учетом возможностей ФНБ и подтверждения экономической эффективности тех предложений, которые представлены», - заверил глава Минфина.

Ранее правительство одобрило выделение на инфраструктурные проекты 400 млрд рублей из средств ФНБ. Позже было принято решение о выделение из указанной суммы по 150 млрд рублей на строительство Центральной кольцевой автодороги и проекты по развитию БАМа и Транссиба.

 

НОВОСТИ КОМПАНИЙ

Совет директоров ОСК возглавил гендиректор «Cовкомфлота» Сергей Франк

Совет директоров Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) избрал своим председателем Сергея Франка - генерального директора «Cовкомфлота».

Об этом говорится в сообщении ОСК по итогам заседания совета директоров компании.

Ранее совет возглавлял Андрей Дутов – до назначения на пост заместителя министра промышленности и торговли.

Объединенная судостроительная корпорация - крупнейшая судостроительная компания России. В холдинг входят более 50 предприятий и организаций отрасли (судостроительные и судоремонтные верфи и ведущие проектно-конструкторские бюро). В настоящее время на базе ОСК консолидировано около 80% отечественного судостроительного комплекса.

 

Рейтинг «Совкомфлота» не изменится в связи с понижением рейтинга РФ - Moody's

Международное рейтинговое агентство Moody's не меняет рейтинги и прогнозы КАМАЗа, АЛРОСЫ и «Совкомфлота» на фоне снижения рейтинга России, говорится в сообщении агентства.

Ранее Moody's понизило кредитный рейтинг правительства России с «Baa1» до «Baa2», прогноз по рейтингу «негативный».

Таким образом, рейтинг КАМАЗа остается на уровне «Ba2», прогноз - «негативный», АЛРОСЫ – на уровне «Ba3», прогноз - «позитивный», «Совкомфлота» - «Ba2», прогноз - «негативный».

Как поясняет агентство, при составлении рейтингов учитывалась «собственная кредитоспособность перечисленных компаний, поэтому их рейтинги остались в стороне от снижения суверенного рейтинга, несмотря на связь с российской экономикой», - отмечается в сообщении.

 

Совет директоров РЖД назначил Виктора Степова и Петра Кацыва вице-президентами компании

Совет директоров ОАО «Российские железные дороги» принял решение назначить Виктора Степова и Петра Кацыва на должность вице- президентов компании, говорится в сообщении РЖД.

Степов ранее занимал должность начальника Октябрьской железной дороги (филиал ОАО «РЖД»).

Кацыв занимал должность руководителя Главного управления по взаимодействию с федеральными органами государственной власти правительства Московской области.

О том, что в РЖД появятся два новых вице-президента, ранее сообщал журналистам глава компании Владимир Якунин. По его словам, они будут заниматься ключевыми вопросами, связанными с реформированием деятельности РЖД и ее управленческого звена.

 

Moody's понизило рейтинг РЖД

Международное рейтинговое агентство Moody's понизило приоритетный необеспеченный рейтинг ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), а также приоритетные необеспеченные рейтинги находящихся в обращении долговых обязательств компании до «Baa2» с «Baa1».

Moody's также понизило приоритетный необеспеченный рейтинг RZD Capital PLC, являющейся эмитентом нот участия в кредите, выпускаемых с целью финансирования кредитов РЖД, до «Baa2» с «Baa1».

Прогноз по всем рейтингам - «негативный».

 

СУДОХОДСТВО

В Крыму будут развивать скоростное пассажирское морское сообщение – Президиум Морской коллегии

21 октября состоялось заседание Президиума Морской коллегии при правительстве РФ. Одним из вопросов повестки дня стало развитие скоростного пассажирского сообщения между портами Кавказа и Крыма, передает ИА «Морвести.Ру».

С докладом на тему «О маршрутах и продукции отечественного гражданского судостроения для организации скоростного пассажирского сообщения в Азово-Черноморском бассейне» выступил директор департамента Минтнранса РФ по государственной политике в области морского и речного транспорта Константин Пальников.

Чиновник описал перспективы развития пассажирского сообщения и пассажирских терминалов в Крыму: «В целях развития местного пассажирского сообщения и увеличения пассажирооборота до 250 тыс. человек в год в рамках целевой программы в Крыму будут реконструированы следующие терминалы: Алушта, Алупка, Семеиз, Малореченская, Судак, Гурзуф, Мисхор. Они будут реконструированы в период до 2020 года».

«Также предлагается провести реконструкцию в портах Крыма для приема круизных судов, – продолжил представитель Минтранса. – В частности в порту Феодосии планируется завершить реконструкцию причала номер 2 для увеличения пассажирооборота до 200 тыс. человек. Однако акватория этого порта не защищена от ветровых и волновых нагрузок. Поэтому реконструкция порта потребует строительства дорогостоящих волнозащитных сооружений. В Севастополе будут реконструированы причалы для обеспечения внутригородского водного транспорта с увеличением пассажирооборота до 600 тыс. человек в год».

Также К.Пальников подробно остановился на перспективах развития скоростного пассажирского сообщения между портами Крыма и Кавказа. «В самом Крыму нет судоходных компаний, которые могли бы стать заказчиками пассажирских скоростных судов, – заметил он. – Там имеется множество мелких фирм, которые владеют всего одним или несколькими небольшими пассажирскими судами. Такие фирмы зарабатывают на кратковременных морских экскурсиях для туристов, и стать заказчиками больших судов они не могут».

«Один из путей развития скоростного пассажирского сообщения – создание структуры, подобной ЕТД, которая полностью обеспечивает паромное сообщение между Крымом и Кавказом, – считает представитель Минтранса.

«Возможные маршруты скоростного движения это: Азов – Темрюк, Черноморское – Темрюк, Сочи – Керчь».

Свое комментарии по вопросу дал президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов.

«Предлагаю все проекты (скоростного пассажирского сообщения – прим.) обосновывать на принципах экономической целесообразности. Паромы – это хорошо, но лишь до тех пор, пока не построят мост через Керченский пролив. После этого они станут невостребованными» – заметил он.

«Мы собрали проекты различных скоростных паромов, как требующих оборудованных причалов, так и способных выходить на необорудованный берег. На своих верфях ОСК может построить от 10 до 15 таких судов. Но прежде нужно собраться и обсудить, что именно строить. Поэтому я предлагаю создать вместе с Минтрансом рабочую группу, которая занялась бы оценкой проектов», – сказал глава ОСК.

 

Контракт на расширение Суэцкого канала подписан с консорциумом из 6 компаний

Работы по расширению Суэцкого канала в Египте будет вести консорциум из 6 строительных компаний.

В него входят National Marine Dredging Company (ОАЭ), Great Lakes Dredge and Dock (США), Royal Boskalis Westminster и Van Oord (Нидерланды), Jan de Nul Group и Deme Group (Бельгия), сообщает Reuters.

О заключении контракта стоимостью 1,5 млрд долларов власти Египта объявили в субботу 18 октября. Работы по расширению канала начнутся уже в текущем году и должны завершиться в 2015 году.

В первой половине сентября египетское правительство собрало 8,5 млрд долларов на строительство канала за счет продажи инвестиционных сертификатов среди населения. Облигации под 12% годовых с пятилетним сроком погашения реализовывались исключительно среди граждан страны.

В течение одного года планируется проложить 35 км нового русла и расширить и углубить действующий канал еще на протяжении 37 км. Только прокладка нового русла оценивается в сумму порядка 4 млрд долларов. Совокупная стоимость проекта составит около 8 млрд долларов.

 

Глава Приморья предложил запретить заправку судов в открытом море

Губернатор Приморья Владимир Миклушевский обратился в правительство РФ с инициативой запретить бункеровку судов в открытом море из-за частных разливов нефтепродуктов.

В июне-октябре у южных берегов Приморья, в том числе в Хасанском районе, где расположен Морской биосферный заповедник, разливы нефтепродуктов фиксировались дважды. Еще один случай произошел близ Находки.

«Ущерб, к счастью, оказался невелик. Тем не менее, я обратился в правительство с просьбой запретить бункеровку в открытом море - это небезопасно», - заявил глава региона в эфире программы «Владимир Миклушевский. Блиц» на местном телевидении.

По его словам, жители южного Приморья поддерживают эту инициативу.

Как сообщалось, в конце июня у берегов Хасанского района Приморья были обнаружены нефтяные пятна. Силами МЧС и волонтеров побережье очищено от нефти. Всего специалисты убрали 300 кубометров загрязненного грунта с семи км береговой линии. Ущерб от разлива нефти оценивается более чем в 10 млн рублей.

Второй разлив нефтепродуктов в Хасанском районе произошел 11 октября. Виновником оказался второй моторист судна «Сказочный мост». Моряк ночью самовольно сбросил около трех кубометров загрязненных вод с теплохода в море. Компания-судовладелец «Транзит-ДВ» ликвидировала последствия разлива.

Кроме того, в настоящее время полиция Находки проводит проверку по факту загрязнения нефтепродуктами прибрежной полосы местной бухты Попова. О разливе стало известно 19 октября. На место прибыли сотрудники полиции, представители прокуратуры, МЧС, Росприроднадзора.

По предварительным данным, в море попало незначительное количество нефтепродуктов - 200 граммов на 10 метров. Море справится с таким загрязнением самостоятельно.

 

СУДОСТРОЕНИЕ

Первый атомный ледокол нового проекта «Арктика» будет сдан в эксплуатацию в конце 2017 года

Первый атомный ледокол нового поколения проекта 22220 «Арктика» будет сдан в эксплуатацию в декабре 2017 года. Об этом сообщил гендиректор «Балтийского завода - Судостроение» в Санкт-Петербурге Алексей Кадилов.

Сегодня он подписал договор с нижегородской компанией «ОКБМ Африкантов» о поставке двух реакторных установок РИТМ-200, предназначенных для ледоколов этой серии. Первый серийный атомоход планируется заложить в мае 2015 года, а второй - через год. Сумма контракта - более 16 млрд рублей.

Технический проект ледоколов разработан ЦКБ «Айсберг». Как сообщил Кадилов, ледоколы типа «Арктика» обеспечат перевозки по принципу «река-океан», используя конструктивную особенность ледоколов. По сравнению с предыдущим поколением, атомоход имеет повышенные эксплуатационные характеристики по мощности и водоизмещению.

Благодаря конструктивному решению, ледокол сможет работать при двух рабочих осадках: как на глубоководных участках Арктики (в том числе в Баренцевом, Печорском, Карском морях), так и в мелководных устьях рек Сибири.

«ОКБМ Африкантов» («Опытное конструкторское бюро машиностроения им. И. И. Африкантова») - одна из ведущих конструкторских организаций атомного машиностроения России, крупный научно-производственный центр атомного машиностроения.

«Балтийский завод - судостроение» входит в Объединенную судостроительную корпорацию. Специализируется на строительстве дизель-электрических и атомных ледоколов, танкеров, плавучих АЭС, крупных гребных винтов весом до 70 тонн.

 

Минобороны РФ утвердило техническое задание на разработку атомного и обычного эсминцев типа «Лидер»

Руководство российского оборонного ведомства подписало техническое задание на разработку перспективного эсминца «Лидер» в двух вариантах - с атомной и газотурбинной силовой установкой. Об этом сообщил ТАСС высокопоставленный источник в российской «оборонке».

«Подготовленное главкоматом ВМФ техническое задание на «Лидер» руководством Минобороны подписано. Оно дает «добро» техническому проектированию эсминца нового поколения в двух вариантах - с ядерной и газотурбинной двигательной установкой», - сказал собеседник агентства.

Он уточнил, что подготовка технического проекта поручена Северному проектно-конструкторскому бюро, начало работы запланировано на 2015 год.

Источник добавил, что ВМФ планирует заказать строительство серии из 12 эсминцев типа «Лидер».

«Предполагается, что шесть таких кораблей построят для Северного флота, и шесть - для Тихоокеанского», - уточнил он.

В то же время головной эсминец типа «Лидер» может быть построен не раньше 2023-2025 годов, продолжил источник ТАСС.

«На этапе НИОКР ведомство окончательно определится, что его больше устраивает - атомный или обычный эсминец, или же ему нужен и тот, и другой. Последний вариант тоже вполне возможен», - заявил источник.

«В любом случае, с учетом сложности, новизны и огромного объема работ головной «Лидер» в атомном или обычном варианте может быть построен не раньше 2023-2025 годов», - уточнил собеседник агентства.

По его словам, «Лидер» не прописан в госпрограмме вооружения до 2020 года, поэтому «его постройка будет вестись по кораблестроительной программе, рассчитанной до 2050 года».

Эсминцы типа «Лидер» могут получить высокоточные крылатые ракеты комплекса «Калибр» и зенитно-ракетные системы С-500. Однако, источник ТАСС признал, что пока полной ясности, какое оружие получит перспективный эсминец, нет.

«Однако не подлежит сомнению, что в качестве ударного оружия эсминец будет иметь высокоточные крылатые ракеты большой дальности типа «Калибр», сверхзвуковые крылатые ракеты типа «Оникс» или их модификации, а основой его ПРО станет новейшая зенитно-ракетная система С-500 с боекомплектом ракет различного назначения, в том числе способных уничтожать размещенное в космосе оружие», - отметил собеседник агентства.

 

МОРСКИЕ ПОРТЫ

Решение о перенаправлении экспорта нефтепродуктов из латвийских портов в российские может быть принято в ноябре

Решение о перенаправлении экспорта нефтепродуктов, ранее транспортировавшихся через латвийские порты, на российские может быть принято в ноябре. Об этом заявил журналистам замминистра энергетики РФ Кирилл Молодцов.

«Решение о направлениях и потоках принимается ежегодно. На следующий год решение будет в ноябре», - сказал он.

Как ранее сообщали «Ведомости», российские нефтяники ищут замену Латвии, они хотят переориентировать экспорт нефтепродуктов на отечественные порты. Директор департамента переработки нефти и газа Минэнерго Михаил Грязнов провел совещание по вопросу увеличения объемов перевалки нефтепродуктов в портах России. «Транснефть» предложила это сделать за счет перенаправления объемов топлива из портов Латвии (Вентспилс, Рига).

Представитель «Транснефти» подтвердил наличие такого предложения. По его словам, необходимо загрузить российскую портовую инфраструктуру. Раньше было одно окно в Европу - нефтепровод «Дружба», и альтернативы не было, говорит он. Затем появились порты Усть-Луга, Приморск. Произошло перенаправление нефтяных потоков. «То же самое сейчас происходит с нефтепродуктами, мы развиваем собственные порты», - сказал он. У «Транснефти» есть свободные нефтяные мощности, которые будут использоваться для перекачки дизтоплива.

Через латвийские порты переваливается около 10 млн т российских нефтепродуктов, свидетельствуют данные Федеральной таможенной службы. В 2013 году грузооборот портов Вентспилса и Риги составил 22,6 млн т нефтепродуктов.

 

Перспективы создания порта Печенга рассмотрел президиум Морской коллегии

21 октября состоялось очередное совещание членов президиума Морской коллегии при Правительстве РФ под председательством Сергея Шишкарёва, первого заместителя руководителя Морской коллегии Дмитрия Рогозина, передает ИА «Морвести.Ру».

Третьим вопросом повестки дня стало обсуждение проекта строительства в Мурманской области морского порта Печенга. С докладом на эту тему выступил генеральный директор ОАО «Международный морской порт «Печенга» (ММПП) Юрий Тараканов. По замыслу авторов проекта порт в устье реки Печенга на Кольском полуострове должен стать новым транспортным узлом северо-западного промышленного региона для обслуживания экспортно-импортных перевозок. Тараканов подчеркнул в своем выступлении, что Печенга станет единственным портом в России, который сможет обслуживать суда дедвейтом более 300 тонн. Планируется, что грузооборот порта составит от 20 до 34 млн тонн в год.

«Порт в Печенге нужен, потому что на Северо-Западе в скором времени будет ощущаться дефицит портовых мощностей. И российским грузоотправителям придется платить иностранцам, в частности прибалтийским странам, за использование их портов», – подчеркнул глава ММПП.

Однако выступавший с содокладом по вопросу первый заместитель губернатора Мурманской области Алексей Тюкавин отнесся к проекту скептически.

«Нас конечно радует желание инвесторов реализовывать крупные проекты в регионе, – сказал вице-губернатор. – Но тем не менее непростой опыт Штокмана заставил более предметно изучать проекты с точки зрения реальных возможностей. Мы, к сожалению не разделяем оптимизма генерального директора порта Печенга. У нас есть очень трудный опыт реализации проекта Мурманского морского транспортного узла. Он только сейчас, спустя 7 лет, перешел в стадию практической реализации, и до сих пор подвергается попыткам ревизии».

«Те документы по проекту, которые у нас есть, демонстрируют только декларации и намерения. Пока мы не видим никакой базы, прежде всего грузовой. А это при реализации таких проектов является основополагающим моментом. Поэтому руководству ММПП я бы предложил перейти от деклараций к конкретике», - сказал А.Тюкавин.

 

Грузооборот морских портов Крыма и стивидоров Севастополя в январе-сентябре 2014 г. снизился на 31,3% до 3,95 млн тонн

Грузооборот морских портов Республики Крым и стивидоров Севастополя в январе- сентябре текущего года снизился на 31,3% до 3,95 млн тонн относительно аналогичного периода прошлого года, когда было перевалено 5,77 млн тонн, сообщает служба статистики Республики Крым (Крымстат).

По данным Администрации морских портов Украины (АМПУ), перевалка грузов в январе-сентябре 2013 года морскими портами Крыма (Евпатория, Керчь, Севастополь, Феодосия, Ялта) составила 8,7 млн тонн (разница с данными Крымстата в 2,93 млн тонн). Учитывая это, снижение перевалки грузов в отчетном периоде составит 45,4% или 4,75 млн тонн.

В статистических отчетах АМПУ за январь-сентябрь 2013 года указывалось, что грузооборот морских портов Украины (включая порты Крыма) составляет 105,16 млн тонн, а без учета портов Крыма - 96,45 млн тонн. Однако в статистическом отчете АМПУ по грузообороту морских портов Украины (без учета Крыма и стивидоров Севастополя) показатель января-сентября текущего года сравнивается с 96,92 млн тонн в прошлом году.

В сообщении Крымстата отмечается, что в январе-сентябре текущего года снижение транзита грузов составило 79,4% относительно отчетного периода прошлого года, импорт увеличился на 24,7%. Доля сухих грузов от общего грузооборота составляет 84,9%. Тоннаж данных показателей не уточняется.

Судозаходы в порты Крыма по итогам девяти месяцев текущего года увеличились на 51,6% по сравнению с январем-сентябрем 2013 года до 2,07 тыс. ед. «Из общего количества судов, на которых осуществлялась погрузка или разгрузка грузов, 84,3% составляют суда иностранных собственников и фрахтователей» - отмечается в сообщении Крымстата.

По итогам 2013 года грузооборот морских портов Крыма и стивидоров Севастополя составил 11,3 млн тонн. Грузооборот порта Севастополь составил 4,8 млн тонн, Керчь - 2,8 млн тонн, Феодосия - 2,6 млн тонн, Евпатория - 0,9 млн тонн, Ялта - 0,2 млн тонн.

 

Дноуглубительные работы навигации текущего года завершены в порту Сабетта

В порту Сабетта и на канале Обской губы завершены дноуглубительные работы навигации 2014 года, сообщает Росморречфлот.

«Планируемый объем работ текущего года в 21,5 млн. куб м был достигнут к 7 октября, что составляет более 30% от общего проектного объема дноуглубления», - отмечается в сообщении.

На всем морском канале протяженностью 50 км создана прорезь шириной 105 метров с проектной отметкой дна (минус 15,1 м в Балтийской системе высот). В течение последней недели проводилась окончательная подчистка 15 км созданной прорези, что позволит в зимнюю навигацию 2014-2015 годов «осуществлять проводку судов с крупногабаритными строительными грузами для строительства объектов береговой инфраструктуры к причалам порта Сабетта», сообщают в Росморречфлоте.

17 октября осуществлена окончательная демобилизации всех судов дноуглубительного и вспомогательного флота, участвоваших в работах.

Как ранее сообщалось, дноуглубительные работы в порту Сабетта на полуострове Ямал начались в августе. К реализации проекта привлекались 19 единиц флота. Период проведения дноуглубления в порту Сабетта в связи со сложной ледовой обстановкой ограничен и составляет 10 недель.

В 2013 году в рамках проекта по строительству подходного канала и операционной акватории в порту Сабетта извлечено почти 9,4 млн куб. м грунта, в результате чего сформирован технологический канал порта и операционная акватория вспомогательных причалов (глубина у причалов от 8 до 13,2 м), предназначенных для приема крупнотоннажных судов с грузами для строительства завода по сжижению газа. В общей сложности с 2012 года в результате дноуглубительных работ в порту Сабетта извлечено около 32,4 млн куб. м грунта из 77,9 млн куб м, запланированных на 2012-2016 гг.

 

РЫБНЫЙ ПРОМЫСЕЛ

Пути обновления российского рыбопромыслового флота рассмотрел президиум Морской коллегии

21 октября состоялось очередное совещание членов президиума Морской коллегии при Правительстве РФ под председательством Сергея Шишкарёва, первого заместителя руководителя Морской коллегии Дмитрия Рогозина.

Главным вопросом обсуждения стали меры обновления рыбопромыслового флота России. О том, каково состояние флота в отрасли, и какие меры принимает Минсельхоз России, чтобы улучшить ситуацию, рассказал руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков.

«Основная доля судов, осуществляющих вылов, принадлежит частным компаниям, которые из экономических соображений предпочитают приобретать уже бывшие в эксплуатации зарубежные суда, – сказал он в своем докладе. – При том, что наши судостроители способны удовлетворить на 90% спрос в этом сегменте рынка».

Шестаков подчеркнул актуальность задачи обновления рыболовецкого флота. По его мнению, модернизация старого флота решит проблему лишь на весьма короткий срок – 7-10 лет. «Росрыболовство крайне заинтересовано в скорейшем начале строительства на отечественных предприятиях именно новых высокоэффективных рыболовецких судов», - отметил чиновник.

Росрыболовство предложило следующее меры, которые должны заставить «частников» взглянуть в сторону продукции отечественного судостроения:

1. Увеличить порог ежегодного освоения промышленных квот на добычу с 50% до 70% в течение двух лет подряд. Это позволит рыболовецким компаниям наращивать мощности.

2. Ввести новые основания для лишения квот, чтобы избавляться от так называемых «квотных рантье». Например, если держатель квоты осваивает менее 70% от нее в течение двух лет – квота отбирается.

3.Освободить от налогообложения построенные, модернизированные и капитально отремонтированные за рубежом рыбопромысловые суда. («Налоговая амнистия» для незаходных судов).

4. Ввести обязательную таможенную очистку для построенных или модернизированных за рубежом судов, которые ловят рыбу в российских водах.

Эти предложения поддержали представители Минпромторга, и президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов. Главный судостроитель страны призвал «рыбаков» комплектовать портфель заказов таким образом, чтобы на отечественных верфях суда строились сериями, что примерно на 18% удешевляет стоимость судна, даже если в серии будет построено всего 4 единицы.

«Суда нашей постройки дороже иностранных прежде всего потому, что у нас практически нет серий. Заказывают одно или два судна, в результате оно получается процентов на 15 или 20 дороже», – отметил Рахманов.

«Как с этим бороться? – предложил свои рецепты президент ОСК. – Во-первых, траулер без квоты, это бесполезный кусок железа. Надо возродить принцип «киль под квоту», при котором конкретная квота привязывается на долгий срок к конкретному рыболовецкому судну, так, чтобы оно успело окупиться. В этом случае закрепленная за теплоходом квота может выступать в том числе и залогом для банковского кредита».

«Во-вторых, нужно разбить все рыболовные суда на минимальное количество групп, ввести три основных типоразмера. Тогда будет достаточно разработать три проекта и уже внутри них осуществлять более узкую специализацию, менять конструкцию трюмов, и т.д. Появится эффект серии», – сказал корабел.

«Обновление рыбопромыслового флота России, - отметил председатель президиума Сергей Шишкарёв, - это комплексная задача, решать которую нужно всеми способами: и созданием условий доступности кредитования, и предоставлением квот на более продолжительный срок, и использованием инструментов лизинговых программ. Анализ, сделанный со временем, покажет, какая из стимулирующих мер даёт наибольший эффект».

Шаги, предпринятые в ближайшем будущем, позволят ускорить процесс обновления рыбопромыслового флота России как одного из определяющих условий значительного роста вылова и увеличения поставок на отечественный рынок собственной рыбной продукции.

 

Рыба, добытая в Сахалинской области, идет на российский рынок - губернатор

Вся рыба, добытая в Сахалинской области, с августа текущего года, в связи с введение санкций перенаправлена на внутренний рынок. Об этом сообщил губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин.

«В этом году мы на экспорт рыбную продукцию практически не отправляем. Если в 2013 году за рубеж было отправлено 280 тысяч тонн рыбы, то в текущем году всего 6 тысяч тонн»,- сказал губернатор.

Он сообщил, что Сахалинская рыба сначала поступает в Приморский либо Хабаровский края, оттуда железной дорогой в рефрижераторах следует в центральные регионы страны.

«Мы бы, конечно, не хотели бы терять внешние рынки, но вопрос стоит об импортозамещении, наполнении внутреннего рынка, поэтому мы нашу продукцию направляем на внутренний рынок», - отметил губернатор.

Ранее сообщалось, что поставки сахалинской рыбы в центральные районы страны организованы через Федеральное агентство Росрыболовства. Рыбодобывающие предприятия региона работают с группами крупных российских компаний «Магнит», «Русское море» и «Фишгрупп».

«За 9 месяцев 2014 года сахалинские рыбаки добыли 570,3 тысячи тонн водных биоресурсов (ВБР). Из них - тихоокеанского лосося добыли 117,5 тысячи тонн; 40 тысяч тонн сайры; 12 тысяч тонн кальмаров; 16 тысяч тонн трески, более 6 тысяч тонн сельди, более 8 тысяч тонн камбалы, 21,5 тысячи тонн терпуга. В настоящее время промысел ВБР продолжается»,- сообщил сотрудник областного агентства по рыболовству.

Он отметил, что основная часть уловов поставлена на внутренний рынок РФ. Исключение составляет только минтай, который не пользуется пока спросом у россиян. Весь лосось, добытый в ходе путины-2014 года, также остался в стране.

 

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

РЖД сохранят основные параметры инвестпрограммы на 2014 год на ранее запланированном уровне

ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) сохранит основные параметры инвестпрограммы на 2014 год на ранее запланированном уровне. Об этом сообщил журналистам президент компании Владимир Якунин в кулуарах заседания Совета по железнодорожному транспорту стран СНГ.

Ранее утвержденный объем инвестпрограммы РЖД на 2014 год составляет 392 млрд рублей. В сентябре старший вице- президент РЖД Вадим Михайлов заявлял, что инвестпрограмма может быть сокращена на 2-3% за счет сдвига реализации ряда проектов.

«У нас уже есть корректировки, с которыми мы готовы выйти на Совет директоров и, соответственно, после Совета директоров, он у нас должен состояться 29 октября, все будет понятно. Конечно, ситуация сложная, но нам удалось по крайней мере сохранить в основных параметрах инвестиционную программу - там были изменения, но тем не менее сохранили», - сказал Якунин.

 

Оборот контейнеров в системе РЖД по итогам 9 месяцев вырос на 4,2% до 2,408 млн TEU

Оборот контейнеров в системе РЖД по итогам 9 месяцев вырос на 4,2% до 2,408 млн TEU. Рост в тоннах, по данным ГВЦ (главный вычислительный центр) компании, составил почти 6% до 24,3 млн тонн.

Доля контейнеров в суммарной погрузке монополии увеличилась на 7% или на 0,17%ентных пункта по сравнению с январем-сентябрем 2013 года.

Сильнее всего вырос экспорт в контейнерах: на 12% до 487 тыс. TEU, в тоннах рост составил 11% до 8,02 млн тонн. Во внутреннем сообщении рост составил 9,5% до 641 тыс. TEU, в тоннах на 11% до 9,4 млн тонн.

Оборот груженых контейнеров увеличился на 4% до 1,613 млн TEU, в весе рост составил 5,6% до 22,5 млн тонн. Оборот порожних контейнеров вырос на 5% до 796 тыс TEU. В тарифном весе оборот вырос на 4,7% до 1,858 млн тонн.

 

В Бюллетене использована авторская информация издательства «Морские вести России», а также сайтов Президента РФ, Председателя Правительства РФ, ГД РФ, Минтранса, Российской газеты, Росморречфлота, ТАСС, РИА Новости, ИА Regnum, Ведомостей, Известий, агентства Прайм, АТН и других.

 

Все новости, включая самые последние, на сайте издательства «Морские вести России» www.morvesti.ru

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ