Бюллетень новостей №34 (97) 2014 год с 20 по 26 сентября 2014 - Морские вести России

Бюллетень новостей №34 (97) 2014 год с 20 по 26 сентября 2014

Бюллетень новостей

ВЛАСТЬ

В. Путин поручил просчитать планы модернизации крымских портов

В Новороссийск для проведения совещания по развитию порта прибыл президент РФ Владимир Путин. Президент поручил детально просчитать планы модернизации крымских портов, их эффективную интеграцию в транспортную систему России, не забывая при этом про экологические аспекты.

Президент обратил внимание на необходимость корректировки прежних планов в этой сфере с учетом воссоединения Крыма с Россией. По его словам, морские терминалы Крыма и Краснодарского края «должны дополнять друг друга». «В этой связи надо посмотреть какие мощности лучше развивать в Крыму, и какие в Краснодарском крае», - сказал Путин.

Президент указал на необходимость «детально просчитать планы модернизации и развития крымских портов, вопросы их эффективной загрузки и интеграции в транспортную систему России. «При этом мы должны обратить пристальное внимание на экологические аспекты. Новые стройки, расширение портовых мощностей не должны навредить природному, курортному, рекреационному потенциалу полуострова», - заключил глава государства.

Путин обратил внимание, что объем грузоперевозок через морские порты России уверенно растет, несмотря на неоднозначную торговую и экономическую конъюнктуру на мировых рынках.Он напомнил, что в прошлом году рост составил почти 4%, а за первые восемь месяцев текущего года увеличился еще на 6,4%, превысив 412 млн тонн. В частности, отметил он, динамично развиваются порты Азово-Черноморского бассейна, где объем перевалки грузов в этом году уже вырос на 10,8% (без учетов портов Крыма и Севастополя).

«Наша задача - закрепить такую позитивную динамику, нарастать мощности российских портов, существенно ускорить доставку и обработку грузов, обеспечить создание новых, качественных рабочих мест в этой сфере», - поручил глава государства.

При этом одним из принципиальных препятствий на пути развития портов юга России президент назвал ограниченные возможности Краснодарского железнодорожного узла. «Чтобы устранить эти узкие места выделены серьезные финансовые ресурсы», - сказал Путин, попросив доложить ему, как идет работа на этом направлении. Президент также обратил внимание участников совещания, что проекты развития транспортной инфраструктуры должны опираться на реальные прогнозы загрузки портов, учитывать инвестиционные программы частных компаний, а также планы государства по размещению в регионе объектов Минобороны и ОСК.

«У нас частные вложения в портовую инфраструктуру имеются, они значительные, и я прошу к этому относиться с большим уважением и строить соответствующим образом планы наших государственных структур», - указал глава государства. Приоритетное внимание, продолжил он, всегда уделяется интересам оборонного ведомства, однако здесь нужно помнить о том, что «основа основ - это экономика, развитие экономики; поэтому, прошу это тоже иметь в виду».

Это же касается и интересов Объединенной судостроительной корпорации. «Нужно разобраться какие мощности и где им нужны, что нужно развивать, как они будут загружены и кем», - добавил президент.

В целом все эти вопросы должны решаться оперативно, «не заматываться в ходе длительных согласований». «Прошу полномочных представителей президента взять эту тему под свой контроль», - заключил Путин.

 

Госдума вводит административную ответственность за нарушения при судоходстве в зонах безопасности на шельфе

Госдума приняла в первом чтении законопроект о введении административной ответственности за нарушение требований по обеспечению безопасности судоходства в зонах безопасности, установленных вокруг искусственных островов, установок и сооружений, расположенных на континентальном шельфе РФ.

За нарушение судоводителем или иным лицом, управляющим судном на морском транспорте, требований по обеспечению безопасности судоходства в таких зонах безопасности устанавливается штраф в размере от 3 тыс до 5 тыс рублей или лишение права управления судном на срок до трех лет. Данная ответственность устанавливается как для россиян, так и для иностранных граждан и лиц без гражданства.

Заместитель министра транспорта РФ Сергей Аристов, представляя проект закона, разработанный правительством по поручению президента РФ, напомнил, что 4 февраля 2014 года вступил в силу закон, относящий искусственные острова, установки и сооружения, расположенные на континентальном шельфе РФ, к объектам транспортной инфраструктуры. «И в этой связи на эти объекты распространены все требования по обеспечению транспортной безопасности, установленные законодательством РФ», - отметил замминистра. В то же время, по его словам, в действующем законодательстве «отсутствуют положения, касающиеся ответственности за нарушение этих требований, в том числе судоходства в зоне искусственных островов, установок и сооружений».

«Законопроект как раз устраняет этот пробел», - сказал Аристов, отметив, что его принятие позволит повысить эффективность мер, направленных на обеспечение безопасности судоходства.

Замминистра, отвечая на вопросы депутатов, согласился, что устанавливаемый законопроектом штраф «не велик». Но в силу действующих норм Кодекса об административных правоотношениях штраф в размере до 5 тыс рублей, по его словам, «это предельная норма, действующая сегодня, за исключением отдельных статей». «Ну а лишение права управления транспортным средством, в данном случае морским, это существенная норма. В отношении иностранцев, это запрет вхождения в территориальные воды, если это лицо нарушило соответствующие требования», - проинформировал Аристов.

У депутата Владимира Федоткина (КПРФ) «создалось впечатление», что разработка законопроекта связана с Арктикой, на которую помимо России претендуют и другие страны. В связи с этим его интересовало, не приведет ли его принятие «к обострению ситуации вокруг Арктики».

«Любая инициатива может восприниматься по-разному. Как правило, наверное, может отрицательно. Но для того и существует государство, чтобы обеспечить свои интересы», - заявил на это замглавы Минтранса. «Сегодня на арктический шельф, и вообще на Северный морской путь, на все, что мы считаем своей исконной территорией, претендуют очень многие страны, начиная с Сингапура», - отметил Аристов. Соответственно, по его словам, «сейчас изучение континентального шельфа и других направлений, которые ведутся, еще раз должно подтвердить наше право использовать добычу полезных ископаемых, и соответственно, создание буровых установок, искусственных островов на этой территории».

 

Министры финансов G20 решили ускорить рост мировой экономики на 2% к 2018 году

Министры финансов и главы центральных банков стран G20 по итогам встречи в австралийском Кернсе выразили решимость ускорить рост мировой экономики на дополнительные 2% к 2018 году за счет инвестиций и структурных реформ.

«Мы разработали набор конкретных мер, которые могут обеспечить рост, повысить качество инвестиций, поднять занятость и вовлеченность граждан, развить торговлю и усилить конкуренцию», - говорится в итоговом коммюнике встречи.

Текущий рост мировой экономики члены финансов G20 считают «неровным». По их мнению, такие темпы увеличения ВВП не смогут обеспечить необходимый рост числа рабочих мест. «Мы осознаем риск возникновения избыточных рисков на финансовых рынках, в особенности в условиях низких процентных ставок и низкой волатильности цен на активы», - говорится в документе.

Что касается отдельных стран и регионов, то министр финансов США Джейкоб Лью обратил внимание ЕС на необходимость наращивания внутреннего спроса и борьбы с дефляцией. «Монетарная политика в развитых странах должна продолжать поддерживать экономическое оживление и должна своевременно реагировать в случае необходимости на дефляционное давление», - отмечается в коммюнике.

По прогнозам МВФ, мировая экономика вырастет в этом году на 3,4%. Министр финансов Австралии Джо Хоки считает, что необходимы конкретные шаги по поддержке роста, включая использование налоговых и монетарных мер. Каждая из стран расскажет об этих шагах на предстоящем саммите G20 в Брисбене.

 

Подрядчик Керченского моста будет обязан соблюсти установленную смету - министр транспорта

Выбор подрядчика строительства Керченского транспортного перехода будет обусловлен обязательством с его стороны соблюсти установленную смету проекта - 228,3 млрд рублей. Об этом сообщил в интервью ИТАР-ТАСС министр транспорта РФ Максим Соколов.

«Должно хватить, - сказал он, отвечая на вопрос, хватит ли денег, заложенных на финансирование строительства в федеральной целевой программе развития Крыма. - И выбор подрядчика как раз будет обусловлен его жесткими обязательствами уложиться в это финансирование».

Максимальная стоимость проекта, включая проектно- изыскательские работы, составляет 228,3 млрд рублей, из которых 227,8 млрд рублей - из крымской ФЦП. В 2014 году финансирование проекта в 500 млн рублей планируется осуществить за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных министерству финансов РФ по подразделу «Общеэкономические вопросы».

Стоимость строительства удалось снизить до таких параметров в результате конкурентных переговоров, сообщил ранее в кулуарах Сочинского инвестиционного форума журналистам вице-премьер РФ Дмитрий Козак. «Окончательную стоимость удалось снизить в результате многих манипуляций, в результате конкурентных переговоров, на 19 млрд рублей - это 228 млрд», - сказал он. При этом Козак добавил, что пока не определено, кто станет подрядчиком строительства моста. Подрядчик, по его словам, будет определен после согласования контракта и его условий.

Строительство транспортного перехода через Керченский пролив будет осуществлять единый исполнитель, который должен будет внести 30% банковскую гарантию, говорилось в проекте постановления правительства, размещенном 1 сентября. Единственный исполнителем контракта определяется правительством Российской Федерации.

«Это поручение президента, обусловленное тем, что для проведения конкурса в соответствии с действующим законодательством необходимо либо разработать в полном объеме проектно-сметную документацию и провести ее экспертизу, на что уйдет минимум один год, либо - провести концессионный конкурс, подготовка и двухэтапность которого займет как минимум такой же период времени, - пояснил Соколов решение о выборе подрядчика без конкурсных процедур. - Необходимость Керченского транспортного перехода диктует сжатые сроки его строительства».

 

К работе Открытого правительства нужно привлекать экспертов АСОП - Лаврищев

Нужно активнее привлекать экспертов АСОП к работе Открытого правительства. Об этом заявил исполнительный директор ФГУП «Росморпорт» Андрей Лаврищев, выступая на выездном заседании Совета директоров Ассоциации морских торговых портов, которое прошло в Астрахани, передает ИА «Морвести.Ру».

«Нужно, чтобы эксперты АСОП активнее принимали участие в заседаниях Открытого правительства, рассматривающих вопросы морского транспорта и морских портов», – сказал Лаврищев.

«Недавно я был на заседании экспертного совета Открытого правительства, посвященному вопросам инвестиционной политики «Росморпорта». На нем были эксперты, которые не знают специфику портового хозяйства и не желают в ней разбираться. И таких специалистов – большинство. Они искажают суть проблемы, по-своему расставляют акценты», – подчеркнул исполнительный директор «Росморпорта».  

«Поэтому у меня есть просьба – привлекать к обсуждению на Открытом правительстве настоящих экспертов, знающих специфику отрасли», – заключил эксперт.

 

НОВОСТИ КОМПАНИЙ

Правительство еще не утвердило схему раздела активов НМТП между «Транснефтью» и «Суммой»

Правительство РФ еще не утвердило схему раздела активов «Новороссийского морского торгового порта» (НМТП) между «Транснефтью» и группой «Сумма», заявила журналистам глава Росимущества Ольга Дергунова.

«Процесс (раздела активов НМТП - прим.ред) не идет, дискуссия - делать или не делать. Вопрос находится в правительстве, должна быть сформирована позиция кабинета министров. Изначальная структура, о которой говорилось - когда нефтеналивные активы переходят компании «Транснефть», а «сухие» терминалы - «Сумме» - это возможный способ раздела и управления компанией», - сказала Дергунова.

По словам главы Росимущества, вопрос о дальнейшей судьбе госпакета акций НМТП можно будет обсуждать только после утверждения правительством схемы разделы активов порта.

Группа НМТП - крупнейший российский портовый оператор по объему грузооборота. Объем перевалки грузов группы компаний НМТП в 2013 году составил 141 млн тонн.

Акциями НМТП владеют СП группы «Сумма» и «Транснефти» ( 50,1%), Росимущество (20%), структуры РЖД (5,3 %) и дочерняя компания «Транснефти» ЗАО «Транснефть- Сервис» (10,5%), остальные акции находятся у миноритариев и обращаются на свободном рынке.

Информация о возможном разделе активов НМТП между владельцами контрольного пакета акций порта - частной группой «Сумма» братьев Магомедовых и государственной «Транснефтью» появилась в ноябре прошлого года в качестве завершения затяжного акционерного конфликта между партнерами, в результате которого компания не могла согласовать стратегию развития и вопросы управления активами группы. Согласно неофициальной информации, «Транснефть» в результате раздела получит все нефтеперевалочные активы НМТП - нефтерайон Шесхарис, Приморский торговый порт, два терминала для перевалки нефтепродуктов - ИПП и НЗТ, а также «Союзфлотпорт». Терминалы, связанные с перевалкой всех других грузов останутся в НМТП, а группа «Сумма» приобретет у «Транснефти» 20% акций компании и получит в ней контроль.

Ранее неофициально заявлялось, что правительство РФ одобрило план по разделу активов НМТП и стороны ждут согласия со стороны президента РФ Владимира Путина.

Член совета директоров группы «Сумма» Марат Шайдаев ранее говорил, что «Сумма» и «Транснефть» планируют закрыть сделку по разделу активов НМТП в конце 2014 года. Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев говорил журналистам, что раздел активов НМТП ожидается до конца года. При этом НМТП стоит в плане приватизации, однако, сроки приватизации уже не раз сдвигались. Улюкаев говорил, что приватизация в случае разделов активов НМТП в конце 2014 года, может пройти уже в 2015 году.

 

ExxonMobil остается участником проекта «Сахалин-1»

Американская компания ExxonMobil не выходила из переговоров по участию в проекте «Роснефти» «Дальневосточный СПГ» и будет присутствовать в нем как один из участников проекта «Сахалин-1». Об этом на пресс-конференции сообщила вице- президент Роснефти Влада Русакова.

«Я об этом не слышала. В ближайшие дни у нас будут рабочие группы по этому проекту совместно с Exxon», - ответила она на вопрос, действительно ли ExxonMobil вышла из переговоров.

Русакова добавила, что этот проект оценивается в 8 млрд долларов. 

Источник в «Роснефти» отметил, что у «Роснефти» совместно с ExxonMobil за последнюю неделю была выработана четкая позиция по участию в проекте и интеграции его с уже существующим. «Так что это совсем противоположно тому, что написали СМИ», - добавил он.

Ранее сообщалось, что ExxonMobil вышла из переговоров по участию в «Дальневосточном СПГ» еще летом.

Участниками проекта «Сахалин-1» являются ExxonMobil (30%), японская Sodeco (30%), «Роснефть» (20%) и индийская ONGC (20%).

 

Выручка ОСК в 2013 году выросла в 21 раз, убыток корпорации сократился в 1,6 раза

Выручка ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) в 2013 году составила 3,975 млрд рублей, что в 21 раз больше, чем в 2012 году, а чистый убыток сократился в 1,6 раза до 391 млн рублей. Об этом говорится в материалах компании.

«Более 58% доходов получены от строительства ледостойких стационарных платформ (ЛСП), около 30% составила доля от десантно-вертолетного корабля-дока (ДВКД) типа «Мистраль», поставка вооружений и военной техники (ВВТ) составила 2%», - указывается в отчете.

EBITDA за 2013 год выросла в 3,5 раза до 1,2 млрд рублей. Инвестиции корпорации выросли на 23 проц и достигли 198,5 млрд рублей.

Долг компании увеличился почти в 3 раза до 62,3 млрд рублей. Кредитование ОСК под гособоронзаказ в 2013 году выросло в 8,8 раз и составило 53 млрд рублей.

«В связи с новым притоком финансирования в судостроительную отрасль в 2012-2013 годах наблюдался существенный рост выручки и EBITDA. Одновременно с этим росли долговые обязательства (62 млрд рублей в 2013 году) - благодаря тому, что основная часть государственного заказа финансировалась не путем авансирования, а путем выдачи госгарантий под заемное финансирование, которое ОАО «ОСК» организует самостоятельно через кредитование», - отмечается в отчете.

Также в отчете компании сказано, что продолжение финансирования судостроительной отрасли в будущие периоды должно стабилизировать основные финансовые результаты.

В 2013 году, подчеркивается в отчете, ОСК сосредоточила усилия на выполнении поручений президента и правительства РФ.

Объединенная судостроительная корпорация - крупнейшая судостроительная компания России. В холдинг входят более 50 предприятий и организаций отрасли (судостроительные и судоремонтные верфи и ведущие проектно-конструкторские бюро). В настоящее время на базе ОСК консолидировано около 80% отечественного судостроительного комплекса.

 

Санкции Запада создали для ОСК «определенные неудобства», но не проблемы - глава корпорации

Западные санкции создали для Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) «определенные неудобства», но это не является проблемой. Об этом заявил президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов.

По его словам, одним из следствий санкций стало намерение одного из финских банков закрыть счета финского предприятия ОСК.

«Второе: для нас на сегодняшний день невозможны платежи в долларах США, что на самом деле создает определенные неудобства, но скорее не является проблемой», - сказал Рахманов. Он пояснил, что вместо долларов корпорация использует евро или другие валюты.

Кроме того, по словам главы корпорации, у двух менеджеров предприятия аннулировали карточки American Express. Каких-то других проблем, отметил Рахманов, ОСК на сегодняшний день не испытывает.

В марте 2014 года в связи с событиями на Украине США начали вводить санкции в отношении России. ОСК была включена в санкционный список в июле.

Объединенная судостроительная корпорация - крупнейшая судостроительная компания России. В холдинг входят более 50 предприятий и организаций отрасли (судостроительные и судоремонтные верфи и ведущие проектно-конструкторские бюро). В настоящее время на базе ОСК консолидировано около 80% отечественного судостроительного комплекса.

 

СУДОХОДСТВО

МЭР РФ ожидает снижение в 2014 году перевозок грузов морским транспортом на 8,1% до 15,3 млн тонн

Минэкономразвития РФ ожидает снижение в 2014 году перевозок грузов морским транспортом на 8,1% до 15,3 млн тонн, следует из утвержденного МЭР макроэкономического прогноза до 2017 года.

Министерство также прогнозирует снижение грузооборота по итогам нынешнего года на 24,2% до 30 млрд тонно- километров.

В 2013 году объемы перевозки грузов морским транспортом составили 16,7 млн тонн (-9% к 2012 году), из них в заграничном плавании - 8,3 млн тонн (-50,5%), коммерческий грузооборот - 39,4 млрд тонно-километров (-13 %).

МЭР указывает среди причин сокращения показателей работы морского транспорта неблагоприятную конъюнктуру мирового рынка, уменьшение физических объемов экспортных грузов, снижение количества договоров на перевозку грузов судами под флагом Российской Федерации, а также передачу судов под иностранный флаг.

«В ближайшей перспективе ожидается постепенное увеличение объема перевозок грузов морским флотом, что обусловлено реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства», - отмечается в документе. При этом в среднесрочной перспективе МЭР прогнозирует снижение перевозок грузов морским транспортом, при котором в 2017 году они достигнут 15,4 млн тонн (-7,4% к 2013 году), а грузооборот 30,1 млрд тонно-километров (-23,6%). «Вместе с тем в случае ускоренного роста экономики объем коммерческих перевозок грузов будет больше на 0,7 млн тонн (-7,4% к 2013 году), а грузооборота - на 1,5 млрд тонно-километров (-19,7% к 2013 году)», - говорится в прогнозе.

 

Потери от разрыва судоходства на Волге в районе Городца – более 2,6 млрд руб.

Потери от разрыва судоходства на Волге в районе Городца составляют более 2,6 млрд рублей. Об этом заявила Анна Исаева, директор по судоходству на ВВП Союза «Национальная палата судоходства», выступая на заседании Экспертного совета при Коллегии Россморечфлота, передает ИА «Морвести.Ру».

«Проблемный участок от Городца до Балахны на Волге фактически разрывает судоходство на Волге, – сказала она в своем докладе на заседании Экспертного совета. – Росморречфот помог осуществить массовую передислокацию флота и избежать очень больших потерь. Но тем не менее потери все равно оказались весьма заметными.  Флот вынужден следовать с недогрузом. Перевозки металла из Череповца на Астрахань практически прекратились, на Волжский – сократились почти на треть. Остановлена перевозка хлорного калия из Соликамска в Санкт-Петербург. Наполовину сократились перевозки граншлака из Череповца в пункты Поволжья. Рейсы из портов Западной Европы на порты Каспия пришлось выполнять через Гибралтар».

«Следствие ситуации на Городце – увеличение интенсивности движения флота на Волго-Донском пути, что повлекло увеличение простоев и увеличение рейсооборота», – добавила А. Исаева.

Потери судоходных компаний, по данным СНПС от разрыва судоходства на Волге в результате снижения планового грузопотока составили:

СК «Волжское пароходство» - более 800 млн рублей

«Прайм Шиппинг» – около 600 млн руб.

СК «БашВолготанкер» – не менее 550 млн рублей

В.Ф.Танкер – порядка 370 млн рублей

«Северо-Западное пароходство» – около 300 млн рублей

«Итого, общие потери составляют более 2,6 млрд рублей», – заключила представитель СНПС.

 

Минтранс изучает необходимость покупки железнодорожного пассажирского парома для Керченской переправы

Министерство транспорта изучает необходимость покупки железнодорожного пассажирского парома для Керченской переправы, сообщил в интервью ИТАР-ТАСС глава министерства Максим Соколов.

«Такие паромы стоят достаточно дорого. Мы сейчас анализируем, насколько востребована будет эта перевозка, - сказал он. - Потому что если не субсидировать перевозку через переправу на таком коротком плече, то это будет дополнительная нагрузка на железнодорожный тариф, составляющая почти 50% от себестоимости всего маршрута. Насколько эластичность пассажиропотока позволит использовать его без государственной поддержки, сейчас и просчитывают наши специалисты».

К тому же подобный паром может быть необходим на переправе на короткий срок - до создания Керченского транспортного перехода к декабрю 2018 года. «В том и дело. Что потом делать с этим паромом?» - сказал Соколов.

Прямой поезд «Симферополь - Москва» начала курсировать через Керченскую переправу 1 августа 2014 года. Пассажиры состава переправлялись через переправу не в вагонах, а отдельно - на пассажирском пароме, в то время как вагоны переправлялись ж/д паромом, не предназначенным для перевозки составов непосредственно с пассажирами. К середине августа в связи с напряженным графиком работы переправы прямое железнодорожное сообщение пришлось «разорвать»: пассажиры поезда теперь доезжают до Керченской переправы и доставляются паромами на другую сторону пролива, далее их встречает аналогичный поезд, который везет в конечный пункт маршрута. Пассажирские ж/д перевозки будут действовать круглогодично, схема доставки не изменится, говорят в Минтрансе.

В начале сентября Росморречфлот объявил конкурс на «Разработку техпроекта железнодорожного пассажирского парома для линии Крым-Кавказ, приспособленного для перевозки пассажирских вагонов и пассажиров, а также других накатных грузов, с ледовой категорией Ice 2 для обеспечения круглогодичной работы линии». «Представляется целесообразным проектирование новых паромов, способных обеспечить высокую провозоспособность в наиболее загруженный период работы переправы, а также имеющих возможность эффективно работать в ледовых условиях», - говорится в техническом задании конкурсной документации.

Претенденту на госзаказ стоимостью 50 млн рублей предлагается за 7 недель обосновать основные техрешения при разработке требований и двух концептуальных проектов паромов для линии Крым-Кавказ. Необходимо изучить оптимальную пассажировместимость, вагоновместимость и автомобилевместимость, представить рациональный архитектурно-конструктивный тип, уровень комфортабельности, характеристики энергетической установки и движительно- рулевого комплекса. Ставится задача оценить экономическую эффективность проекта. Результаты проведенных работ предполагается передать «заинтересованным отечественным организациям для поддержания отечественного судостроения и судоходства».

 

СУДОСТРОЕНИЕ

Рогозин заявил о готовности построить российский аналог «Мистраля»

Заявления французской стороны о возможности расторжения контракта по поставке десантного корабля-дока класса «Мистраль» неправомерны, однако Россия имеет опыт и технические возможности для самостоятельной постройки аналогичных кораблей, заявил вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин.

«Могу сказать свое личное мнение: мы могли бы обойтись без этого контракта, потому что мы теперь имеем возможность крупноблочной сборки такого рода кораблей», - сказал вице-премьер в эфире программы «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым».

«В прошлом году, 16 ноября мы передали нашим индийским коллегам легкий авианосец «Викрамадитья», это бывший ракетный крейсер «Адмирал Горшков», и тем самым, выполнив этот контракт и заработав большие деньги, мы доказали внутри самой России, показали руководству страны, что Россия теперь может собирать такого рода корабли», - подчеркнул Рогозин.

При этом он отметил, что ультрасовременный крейсер, авианосец - это вершина кораблестроения. «А уж десантный корабль - это намного проще конструкция», - сказал Рогозин. Он напомнил, что раньше крупные корабли собирались на верфях в украинском Николаеве.

Вице-премьер также отметил, что «Мистрали» не очень подходят России по климатическим показателям, так как предназначены для средиземноморского климата и «точно в наших северных морях плавать не смогут».

При этом зампредседателя правительства подчеркнул, что заявления французской стороны о возможности расторжения контракта неправомерны. «Надо иметь ввиду, что для французов игра с американцами в «поставлю вам корабль - не поставлю» имеет не очень приличный характер, потому что треть этого корабля собрана у нас и кормовые части «Мистраля» собраны на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, - напомнил Рогозин. - Поэтому, если они хотят оставить корабль у себя, то мы должны будем отодрать корму, вернуть ее обратно и будем использовать кормовые части для других кораблей». По той же причине невозможно «эти полкорабля кому-то еще передать».

«Во-вторых, деньги заплачены, надо их возвращать со штрафами (более миллиарда евро – прим.). В-третьих, Франция рискует даже не деньгами, а репутацией надежного поставщика в рамках ВТС. Если они готовы рисковать своей репутацией - ради Бога. Но только деньги назад, кормовые части назад, а репутация auf Wiedersehen (нем. - «до свидания» – прим.)», - сказал Рогозин.

«Рособоронэкспорт» и французская компания DCNS подписали контракт на строительство двух вертолетоносных кораблей-доков (ДВКД) типа «Мистраль» в июне 2011 года. Передача ВМФ России ДВКД-1 «Владивосток» была намечена на осень этого года.

Ряд стран НАТО, и в первую очередь США, Великобритания, Германия и Польша, неоднократно пытались добиться от Франции решения не поставлять «Мистрали» России.

Президент Франции Франсуа Олланд отвечал на это, что санкции позволяют поставить России по крайней мере первый из двух оговоренных в контракте кораблей, а поставка второго вертолетоносца будет зависеть от позиции РФ по поводу Украины.

Несмотря на то что действующие против России ограничения предусматривают, что ранее заключенные контракты в сфере военно-технического сотрудничества должны быть выполнены, в начале сентября Олланд заявил о приостановке поставки первого «Мистраля». Как сообщалось, на встрече президента с комитетом обороны страны было сделано заключение о том, что для поставки первого вертолетоносца России «не существует достаточных условий».

Источник в аппарате НАТО заявил, что Североатлантический альянс не оказывал на Париж давления по этому вопросу, и это решение было принято Францией самостоятельно.

Олланд сообщил, что окончательное решение о поставке вертолетоносцев будет принято в конце октября. При этом он отметил, что основными факторами при принятии решения станут достижение режима прекращения огня и политического соглашения между сторонами конфликта на Украине.

 

Два аварийно-спасательных ледокола для Морспасслужбы спущены на воду в Германии

Верфь «Нордик Ярдс Висмар ГмбХ» (Висмар, Германия, владелец - российский бизнесмен Виталий Юсуфов) спустила на воду два многофункциональных аварийно-спасательных ледокола мощностью 7 МВт проекта MPSV06.

Об этом сообщает разработчик проекта – Морское инженерное бюро (Санкт-Петербург).

Суда «Берингов пролив» (будущий порт приписки Корсаков) и «Мурман» (порт Мурманск) будут переданы ФБУ «Морспасслужба Росморечфлота» в марте 2015 года.

Строительство многофункциональных аварийно-спасательных судов проекта MPSV06 осуществляется в рамках подпрограммы «Морской транспорт» ФПЦ «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)».

Многофункциональное аварийно-спасательное судно проекта MPSV06 представляет собой ледокол класса Icebreaker 6 неограниченного района плавания. Размеры судна составляют: длина - около 87,7 м; ширина - 18,5 м; высота борта - 9 м; осадка - 6,52 м. Каждый ледокол оснащен эвакуационными системами, водолазными комплексами, нефтесборной системой, площадкой для приёма вертолетов; предусмотрена возможность размещения глубоководного (до 1 км) телеуправляемого аппарата типа Scorpio.

 

Несамоходная баржа проекта 27341 «Ника-1» спущена на воду в Башкортостане

24 сентября на ЗАО «Благовещенский судостроительно-судоремонтный завод» (БССЗ) в г. Благовещенск (Башкортостан) спущена на воду первая серии несамоходная нефтеналивная баржа проекта 27341, получившая название «Ника-1». (лед 20), передает ИА «Морвести.Ру».

Баржи этого проекта предназначены для перевозки нефтепродуктов с температурой вспышки выше 60 град. С в районах смешанного плавания река-море – класс М-ПР 2,5 (лед 20) РРР. На судне предусмотрена система подогрева груза, грузовые насосы для выгрузки, подруливающее устройство, жесткий сцеп на высоту волны до 3 м. Суда удовлетворяют габаритам Волго-Донского и Волго-Балтийского судоходного каналов. Длина судна – 108 м, ширина – 6,8 м, вместимость двенадцати танков составляет 5,8 тыс. куб. м.

Сложность проекта для башкирского предприятия заключается в том, что судоверфь впервые в своей истории строит столь крупные суда. До этого БССЗ занимался постройкой вспомогательного флота, вместимостью не более 1 тыс. куб. м

Вторая баржа в серии, «Аполлинария», будет спущена на воду к началу навигации 2015 г., предположительно в апреле месяце. Всего заказчик судостроительного завода, компания «ВолгаТранссервис», заказала еще несколько таких судов. Также на церемонии спуска присутствовали представители потенциальных заказчиков судов этого проекта.

 

МОРСКИЕ ПОРТЫ

Порты Петербурга и Ленобласти наращивают грузооборот, несмотря на санкции

Порты Петербурга и Ленобласти за 8 месяцев текущего года перевалили 140,8 млн тонн грузов.

Это на 6% больше превысило показатель аналогичного периода прошлого года, сообщают «Ведомости» со ссылкой на материалы администрации Большого порта Санкт-Петербург. Оборот портов растет с сентября прошлого года, снижался он только в январе - на 1 %.

Самые высокие темпы роста показали порт Выборг, специализирующийся на перевалке угля и минудобрений - 25 % (до 12,1 млн тонн) и порт Усть-Луга, где перевалка грузов увеличилась на 23% (до 49,4 млн тонн), в основном за счет нефтепродуктов.

Несмотря на то, что в целом перевалка контейнеров в Петербурге сократилась примерно на 80 тыс. TEU до 1,6 млн TEU, контейнерооборот на «Усть-Лужском контейнерном терминале» (УЛКТ) удвоился и составил 70 646 TEU. Теперь УЛКТ обеспечивает 4,2% контейнерооборота портов Петербурга и Ленобласти.

По мнению экспертов, Усть-Луга наращивает перевалку контейнеров за счет тех грузов, которые необходимо отправлять по железной дороге, в основном это автокомпоненты для российских автозаводов, расположенные за пределами Петербурга и Ленобласти. Ранее эти грузы ввозились автотранспортом. При этом, отмечают они, снижение оборота петербургского порта (на 5%) является несущественным, поскольку снизился только порожний грузооборот, который для стивидоров наименее выгоден.

Введенный Россией запрет на поставки говядины, свинины, плодоовощной продукции, мяса птицы, сыров, молока и молочных продуктов из ЕС, США, Австралии, Канады и Норвегии на грузообороте портов не сказался, прежде всего, из-за того, что основная масса подпавших под санкции грузов ввозится автомобильным транспортом.

Сейчас на рефрижераторные и пищевые грузов приходится около 3% в общем грузообороте петербургского порта. Эксперты полагают, что санкции положительно отразятся на перевалке, так как замещать поставки из Европы будут продуктами из Латинской Америки и Африки, которые выгодно возить морским транспортом.

 

Порт «Тамань» позволит вывести экологически небезопасные грузы за пределы городов - Ткачев

Порт «Тамань» может забрать на себя часть грузов с Новороссийского морского торгового порта (НМТП), которые небезопасны с точки зрения экологии. Такое мнение высказал на совещании у президента РФ Владимира Путина по развитию портов Азово-Черноморского бассейна губернатор Краснодарского края Александр Ткачев.

«Нам нужно в первую очередь обеспечить экологическую стабильность, переориентировать опасные грузы, угрожающие здоровью населения и экологии, за пределы населенных пунктов, что, как я считаю, и решает создание портовых мощностей на Таманском полуострове и прежде всего, морского порта Тамань. Перенести уголь, руду, удобрения уже в открытое поле, в новый порт», - сказал он.

Ткачев отметил, что практически все порты Краснодарского края расположены вблизи жилых районов, что создает неудобства для проживающих в городах людей «в первую очередь из-за перевалки таких опасных для здоровья грузов, как минеральных удобрений, уголь, свинцовая или цинковая руда, а также из-за чрезмерной загруженности городских автодорог».

Губернатор привел в пример Новороссийск, где, по его словам, 15% сухих грузов идет автотранспортом. «Сегодня Новороссийск задыхается от пробок, его улично-дорожная сеть за несколько последних десятилетий практически не изменилась, не способна справляться с таким автомобильным потоком. Чтобы разгрузить автотранспортную систему Новороссийска, были разработаны четыре проекта транспортно- логического терминала. То есть перехватывающие парковки общей мощностью более 1,5 тыс. автомобилей. Также разработаны новые схемы движения автомобилей. Но, конечно, этого недостаточно», - сказал Ткачев.

Ткачев отметил, что похожая ситуация сформировалась в портах Туапсе и Ейск.

Группа НМТП является крупнейшим российским портовым оператором по объему грузооборота и объединяет ОАО «НМТП», ООО «Приморский торговый порт», ОАО «Новороссийский зерновой терминал», ОАО «Новороссийский судоремонтный завод», ОАО «Флот НМТП», ОАО «Новорослесэкспорт», ОАО «ИПП», ООО «Балтийская стивидорная компания» и ЗАО «СФП». Порт переваливает наливные, генеральные, навалочные грузы, а также контейнеры. Объем перевалки грузов группы компаний НМТП в 2013 году составил 141 млн тонн, что на 11,3% меньше, чем в 2012 году.

Проект по строительству порта Тамань входит в ФЦП Минтранса, однако, реализация проекта на данный момент находится под вопросом.

 

Порты Крыма используют оборудование середины прошлого века - Минтранс республики

Крым имеет мощную портовую инфраструктуру, но она серьезно устарела, используется оборудование 50-60-х годов. Об этом сообщил ИТАР-ТАСС исполняющий обязанности министра транспорта республики Анатолий Цуркин.

По словам Цуркина, все порты находятся примерно в одинаковом состоянии. «Нельзя сказать, что они прям убиты, разбиты, разрушены. Устарела инфраструктура, используются старые технологии. Например, для того, чтобы использовать большое количество контейнеров, нужен скоростной кран грузоподъемностью 40 тонн, а у нас он 20 тонн. Есть и железнодорожные, подъездные пути, но все это 50-х и 60-х годов», - уточнил он.

Для привлечения дополнительных грузовых потоков и увеличения пропускной способности крымские порты нуждаются реконструкции. «Речь идет о строительстве контейнерных терминалов, в том числе зерновых терминалов и элеваторов. Также это строительство дополнительных причалов, чтобы мы могли принимать суда большей вместимости», - добавил Цуркин.

По словам и.о. министра, приоритетом является модернизация портов Керчи - переправы, торгового и рыбного с 15-ю причалами и порта Феодосии, прежде всего, как пассажирского.

В Республике Крым порты находятся в Евпатории, Керчи, Ялте и Феодосии.

Президент РФ сегодня поручил детально просчитать планы модернизации крымских портов, их эффективную интеграцию в транспортную систему России, не забывая при этом про экологические аспекты. На совещании в Новороссийске по развитию портов Азово-Черноморского бассейна глава государства обратил внимание на необходимость корректировки прежних планов в этой сфере с учетом воссоединения Крыма с Россией.

 

Начало строительства международного морского терминала под Калининградом ожидается в 2015 году

Строительство международного морского терминала для приема и грузопассажирских судов в городе Пионерский Калининградской области может начаться уже в 2015 году. Об этом ИТАР-ТАСС сообщили в пресс-службе регионального правительства.

На Международном инвестиционном форуме в Сочи на прошедшей неделе представители областного правительства, предприятия «Росморпорт» и международной судоходной компанией MSC Cruises подписали соглашение о намерениях начать сотрудничество для реализации масштабного инфраструктурного проекта.

«Проект получил одобрение Минтранса России и сегодня подписано соглашение с крупнейшим оператором круизных линий. Таким образом, в проекте объединились стратегические планы региона, решение федерального центра и готовность оператора работать на этой линии. Этот проект - еще один шаг на пути к развитию туристической инфраструктуры нашего региона», - заявил губернатор области Николай Цуканов после подписания документа.

«Калининградская область представляет большой интерес для нашей компании как регион с уникальным географическим положением, которое позволяет интегрировать область в сеть наших маршрутов по Балтийскому морю. Мы видим заинтересованность и поддержку правительства региона и верим в успех проекта», - отметил, в свою очередь, президент MSC Cruises Роберто Мортиноли.

В сентябре 2013 года губернатор Николай Цуканов обратился к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой поддержать проект строительства в Пионерском международного морского порта. «Росморпорту» поручили обеспечить начало проектирования объекта в 2014 году. Окончательное согласование параметров проекта состоялось на совещании в министерстве транспорта России в августе этого года.

При сооружении терминала регион берет на себя строительство инженерных сетей, коммуникаций, дорог и подъездных путей. Остальные работы выполняются по линии федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», пояснили в пресс-службе правительства области.

 

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

Европейские производители ж/д техники продолжают сотрудничать с Россией в условиях санкций

Европейские производители железнодорожной техники продолжают сотрудничать с Россией в условиях санкций. Об этом представители ведущих машиностроительных концернов Европы заявляли в ходе выставки InnoTrans 2014 в Берлине.

В частности, президент Siemens в России и Центральной Азии Дитрих Меллер отметил, что ни один контракт компании с Россией не пострадал в связи с введением санкций. Siemens поставляет в Россию поезда «Сапсан», производит электропоезда «Ласточка» в партнерстве с группой «Синара», а также трансформаторы на собственных площадках в РФ. «Мы в этом плане какого-то политического давления не ощущали (со стороны правительства Германии - прим.). Компания Siemens находится в диалоге с правительством Германии и других стран, и мы стараемся принимать участие в деэскалации ситуации. Сейчас самое главное - это диалог. Экономические связи даже во время войны были всегда каналом коммуникации», - заявил Меллер журналистам.

По его словам, на бизнес Siemens в России гораздо в большей степени влияет замедление роста экономики страны, нежели последствия западных санкций. Меллер также отметил высокую заинтересованность Siemens в реализации проекта высокоскоростного движения. «Немецкая инициатива» (консорциум из Германии, который намерен участвовать в тендере на строительство ВСМ Москва-Казань - прим. ИТАР- ТАСС) готова участвовать и в том числе финансировать», - сказал он, подчеркнув, что сумма и условия возможных инвестиций будут зависеть от условий тендера.

Глава Alstom Transport по региону Россия и СНГ Тибо Дестерак напомнил, что компания работает в России вместе с Трансмашхолдингом (у Alstom 25% акций) уже пять лет. «Несмотря на обстоятельства, мы продолжаем работать в России по всем направлениям. Наша деятельность - идет ли речь о локомотивах или о трамваях - не затронута и не подвержена санкциям. Мы чувствуем себя россиянами, наша деятельность осуществляется в России совместно с нашими партнерами», - отметил он.

Дестерак также подчеркнул, что Alstom «более чем» заинтересован в проекте ВСМ. «В рамках консорциума наши специалисты активно работают в том, что касается высокоскоростного движения. Мы с нетерпением ждем решений российского правительства по этому проекту, который для нас открывает возможности в будущем. Слишком преждевременно сейчас говорить об объеме инвестиций, однако мы намерены продолжать активную работу совместно со своими партнерами над этим проектом в России», - заверил журналистов представитель французского концерна.

Швейцарская компания Stadler, которая поставляет в Россию поезда «Аэроэкспресс», также чувствует себя уверенно в сотрудничестве с Россией, несмотря на санкции. «Санкции - это результат политических проблем, которые происходят в мире. Мы не очень радуемся, что к этому пошло, но пока нам позволяется работать, и мы сосредоточены на бизнесе и не участвуем в политических разговорах», - заявил журналистам менеджер по продажам в Центральную и Восточную Европу Stadler Маттиас Штер. Он напомнил, что недавно Stadler открыл завод в белорусском Фаниполе, где будут выпускать поезда, в частности, для российского рынка. «Мне кажется, именно завод в Белоруссии нам может помочь работать в условиях санкций. Белоруссия не входит в число санкционированных заводов, и я надеюсь, что мы можем на базе этого завода продолжать поставки продукта», - сказал Штер.

Он рассказал и о последней разработке Stadler для стран СНГ - трамвае «Метелица», сконструированном специально для работы в условиях изношенной инфраструктуры и сурового климата. «Мы (Stadler и белорусское ОАО «Белкоммунмаш» - прим.) скомбинировали опыт обеих компаний и получился уникальный новый трамвай, который имеет новую тележку, шарнирное решение, что позволяет ходить по очень плохим рельсам и кроме того он имеет все достоинства западных трамваев, то есть видеонаблюдение, кондиционеры, индивидуально контролируемый обогрев сиденья кондуктора. Нос нового трамвая сконструирован таким образом, чтобы в случае столкновения с пассажиром отбрасывать его в сторону, чтобы он не попал под трамвай», - пояснил менеджер. По его словам, скоро начнутся динамические испытания нового трамвая в России. Штер отметил, что компания планирует предлагать новую модель в ходе тендеров на подвижного состав во всех российских городах. Цена трехсекционного трамвая с двумя кабинами составляет около 1,5-1,6 млн евро.

 

Верховный суд подтвердил выводы ФАС относительно антиконкурентных действий РЖД

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда РФ подтвердила законность решения Федеральной антимонопольной службы (ФАС) в отношении массовых отказов ОАО «РЖД» исполнять заявки на перевозку грузов в собственных вагонах. Об этом говорится в сообщении ФАС.

Как напомнили в ведомстве, дело было возбуждено по признакам нарушения антимонопольного законодательства группой лиц в составе: ОАО «РЖД» (субъект естественной монополии - перевозчик грузов железнодорожным транспортом, собственник ж/д инфраструктуры), ОАО «Первая грузовая компания» и ОАО «Вторая грузовая компания» (собственники подвижного состава). По результатам рассмотрения дела ОАО «РЖД» признано нарушившим п.3,4,5 ч.1 ст.10 закона «О защите конкуренции».

Основанием для возбуждения дела послужили многочисленные обращения грузоотправителей и региональных властей о снижении доступности услуг грузовых железнодорожных перевозок при неконтролируемом росте их стоимости. Также в жалобах говорилось о необоснованном уклонении РЖД от приема, согласования и исполнения заявок на перевозки грузов в инвентарном парке перевозчика.

«В результате антиконкурентных действий ОАО «РЖД» в 2010-2011 годах произошло снижение доступности услуг с 90 до 60% для крупных грузоотправителей и с 75-80 до 30 % для малого и среднего бизнеса. Рост стоимости вагонной составляющей составил до 2 раз, а стоимость перевозки - до 30%», - отмечается в сообщении.  

«Ранее Арбитражные суды, а сейчас и Верховный суд РФ подтвердили законность и обоснованность решения ФАС России. Теперь необходимо продолжать движение в направлении развития цивилизованного рынка в сфере железнодорожных перевозок», - прокомментировал ситуацию замглавы ФАС  Анатолий Голомолзин. По его словам, уже проведены первые консультации о более активном участии РЖД в развитии  коммерческой инфраструктуры рынка.

Как ранее сообщалось, РЖД считают оптимальной индексацию тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в 2015 году на уровне 10%, однако представители отрасли настаивают на более низкой цифре. В частности совет потребителей по вопросам деятельности РЖД настаивает на варианте индексации тарифов на величину инфляции - 7,2%. По расчетам экспертов, 10% повышение тарифа на перевозку угля, самого массового груза в сети РЖД, увеличит транспортные затраты на 5%, сделает поставки на экспорт нерентабельными.

 

В Бюллетене использована авторская информация издательства «Морские вести России», а также сайтов Президента РФ, Председателя Правительства РФ, ГД РФ, Минтранса, Российской газеты, Росморречфлота, ИТАР-ТАСС, РИА Новости, ИА Regnum, Ведомостей, Известий, агентства Прайм, АТН и других.

 

Все новости, включая самые последние, на сайте издательства «Морские вести России» www.morvesti.ru

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ