Бюллетень новостей №29 (92) 2014 год с 9 по 22 августа 2014 - Морские вести России

Бюллетень новостей №29 (92) 2014 год с 9 по 22 августа 2014

Бюллетень новостей

ВЛАСТЬ

Медведев подписал решение о создании особой экономической зоны во Владивостоке

Премьер Дмитрий Медведев на совещании с вице-премьерами 18 августа сообщил, что подписал решение о создании во Владивостоке особой экономической зоны производственного типа.

«Я подписал на прошлой неделе решение о создании на территории Владивостока особой экономической зоны промышленно-производственного типа. По понятным причинам, это для нас остается одним из способов развития Дальнего Востока и естественно правительственным приоритетом», — сказал Медведев.

Президентский постпред на Дальнем Востоке вице-премьер Юрий Трутнев сообщил, что это постановление позволит создать дополнительно 3,4 тыс. рабочих мест, за десять лет объем налогов составит более 30 млрд рублей (850 млн долларов), таким образом бюджетные затраты чуть превысят 5,3 млрд рублей (1,5 млрд долларов). Он сказал, что средства будут вкладывать инвесторы, прежде всего это коснется автомобилей и автокомплектующих.

Медведев также напомнил, что некоторые ведомства предлагают закрыть часть туристско-рекреационных территорий и подчеркнул, что это решение должно быть взвешенным. «Давайте все взвесим, будем ориентироваться на результат, что называется. Если по тем или иным причинам нужно что-то подкорректировать, я готов это сделать. Но с другой стороны, надо, чтобы один инструмент заработал, прежде чем закрывать какие-либо другие», — сказал премьер.

Режим ОЭЗ предусматривает для инвесторов налоговые и таможенные преференции, а также госфинансирование строительства инфраструктуры и снижение административных барьеров. До сих пор в России действовали 19 особых экономических зон: шесть промышленно-производственных, пять технологических, четыре туристических и две логистические. Они были созданы после принятия в 2005 году нового закона об ОЭЗ.

Все существовавшие до 2005 года ОЭЗ были ликвидированы, так как не выполняли возложенных на них задач по развитию экономики — кроме зон в Калининградской (действует с 1996 до 2031 года) и Магаданской областях (1999-2025). В этих двух ОЭЗ порядок налогообложения отличается от установленного в остальных зонах, что связано с их географическим положением и значением для России.

 

МЭР предлагает досрочно прекратить существование двух ОЭЗ портового типа

Минэкономразвития предлагает досрочно прекратить существование двух особых экономических зон (ОЭЗ): портового типа - на территории Мурманской области и туристско-рекреационного типа - на территории острова Русский.

Тексты соответствующих проектов постановлений размещены на едином портале правовой информации.

В соответствии с законом об ОЭЗ досрочно прекратить существование особой экономической зоны возможно в случае, если в течение трех лет с даты создания не заключено ни одного соглашения об осуществлении (ведении) деятельности в ОЭЗ.

Как отмечается в пояснительной записке к проекту постановления «О досрочном прекращении существования особой экономической зоны портового типа на территории Мурманской области», за прошедшее с момента образования данной ОЭЗ время была разработана концепция создания и развития зоны, проект планировки территории ОЭЗ ПТ, включая план обустройства и соответствующего материально-технического оснащения ОЭЗ ПТ и прилегающей к ней территории (первый этап), а также велась работа по оформлению земельно-имущественных отношений. На указанные работы из средств регионального бюджета израсходовано 56,05 млн рублей.

Вместе с тем интерес к реализации проектов частными инвесторами проявлен не был, резиденты в ОЭЗ ПТ не зарегистрированы.

Что же касается ОЭЗ туристско-рекреационного типа на территории острова Русский, то, как отмечается в пояснительной записке к соответствующему проекту постановления, за прошедшее с момента образования данной ОЭЗ время была разработана концепция развития зоны, велась работа по оформлению земельно-имущественных отношений. Финансирование указанных работ за счет средств федерального бюджета не производилось.

При этом интерес к реализации проектов частными инвесторами проявлен не был, резиденты в ОЭЗ ТРТ не зарегистрированы.

Указанные две площадки Минэкономразвития предлагает развивать в ином формате, вне института ОЭЗ, с использованием механизмов частно-государственного партнерства.

Имеющиеся материалы и проекты будут переданы региональным администрациям для подготовки концепции развития и планирования указанных территорий.

ОЭЗ в Мурманской области создавалось с целью стабилизации текущего социально-экономического положения и дальнейшего развития региона, реализации национальных интересов РФ в Арктике. Кроме того, ее создание было вызвано необходимостью освоения минеральных и водных биологических ресурсов Арктического шельфа, модернизации транспортной системы РФ с равноправной интеграцией в международные транспортные коридоры, развития Северного морского пути.

ОЭЗ в Приморском крае создавалось для привлечения как российских, так и иностранных инвестиций в развитие туристско-рекреационного потенциала острова Русский. Также ее создание было обусловлено необходимостью повысить эффективность бюджетных расходов на создание инфраструктурных объектов, построенных к саммиту АТЭС - 2012 года.

Отдельные объекты внешней инфраструктуры, созданные в рамках подпрограммы «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», предполагалось также использовать для функционирования ОЭЗ туристско-рекреационного типа.

Создание дополнительной инфраструктуры планировалось осуществить за счет средств бюджета Приморского края, местного бюджета и привлекаемых внебюджетных источников.

 

Правительство РФ прекратило действие «золотой акции» по Мурманскому морскому торговому порту

Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение о прекращении действия специального права на участие РФ в управлении ОАО «Мурманский морской торговый порт» (ММТП).

Решение об использовании специального права («золотой акции») было принято в 2010 году. Так как указанное ОАО не является градообразующим предприятием, «не является компанией, которая оказывает влияние на макроэкономические процессы в России, на общественные процессы на региональном уровне» и «не участвует в государственных программах, связанных с освоением континентального шельфа в Арктике, либо других проектах, которые прямо затрагивают интересы безопасности и обороноспособности государства», принято решение о прекращении действия специального права РФ в отношении этой компании.

«Принятые решения позволят устранить излишние административные барьеры и обеспечат дальнейшее развитие Общества», - отметили в правительстве.

 

ЭКОНОМИКА

ВВП РФ в 1-ом полугодии 2014 года увеличился на 0,8% – Росстат

ВВП РФ в 1-ом полугодии 2014 года, по предварительной оценке Росстата, увеличился на 0,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Соответствующая информация содержится в оперативном докладе ведомства.

Как сообщалось ранее, по предварительной оценке Росстата, рост ВВП РФ во втором квартале 2014 года составил 0,8% к аналогичному периоду 2013 года, в первом квартале ВВП увеличился на 0,9%.

 

Положительное сальдо торгового баланса РФ в январе-июле выросло на 8,8% до $114,1 млрд

Положительное сальдо торгового баланса РФ в январе-июле 2014 года выросло на 8,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 114,1 млрд долларов. Об этом говорится в еженедельном мониторинге, подготовленном Минэкономразвития РФ.

Экспорт в отчетном периоде, по оценке министерства, составил 295,7 млрд долларов, импорт - 181,6 млрд долларов.

В июле 2014 года положительное сальдо торгового баланса составило 11,3 млрд долларов (снижение на 15,7% к июлю 2013 года). Экспорт составил 40,1 млрд долларов, импорт - 28,8 млрд долларов.

 

Грузооборот транспорта в РФ январе-июле 2014 года вырос на 1,3% до 2,9 трлн тонно-км

Грузооборот транспорта в РФ за январь-июль 2014 года вырос по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 1,3% до 2,9 трлн тонно-километров, говорится в докладе Росстата.

Грузооборот железнодорожного транспорта увеличился за отчетный период на 5,7% до 1,3 трлн тонно-километров, автомобильного - на 0,8% до 137,1 млрд тонно- километров, морского транспорта - сократился на 20,3% до 17,7 млрд тонно-километров.

Грузооборот внутреннего водного транспорта за январь- июль 2014 года снизился на 1,8 проц до 41,7 млрд тонно- километров. Грузооборот воздушного транспорта уменьшился на 2,4 проц до 2,8 млрд тонно-километров, трубопроводного - на 2,1% до 1,4 трлн тонно-километров.

Грузооборот всех видов транспорта в России в 2013 году составил 5,083 трлн тонно-километров (+0,5% к показателям 2012 года), в том числе, железнодорожного - 2,196 млрд тонно-километров (-1,2%).

 

НОВОСТИ КОМПАНИЙ

«Сумме» хотят запретить строительство терминала в Роттердаме

Ряд депутатов муниципального совета Роттердама выступили с предложением запрета на строительство в порту Роттердама нефтеналивного терминала российской группой «Сумма» Зиявудина Магомедова.

Депутаты Рейнир де Йонг от партии «Роттердам, пригодный для жизни» и Арно Бонте от партии «Левые зеленые» собираются вынести такой вопрос на совещание муниципального совета Роттердама в сентябре, и, в случае поддержки их инициативы, далее обратиться с соответствующим требованием к мэру и городскому управлению.

«Сумма» планировала в 2016 году построить в Роттердаме нефтяной хаб для транспортировки нефти из порта Приморск (входит в группу НМТП, в которой паритетному СП «Суммы» и «Транснефти» подконтрольно 50,1% проц акций и продажи сырья на условиях FOB). Предполагаемая емкость нефтехранилища - 3,1 млн куб. м (нефть и нефтепродукты), общая стоимость проекта - до 750 млн евро. За проект отвечает Shtandart TT B.V. (входит в «Сумму»), арендующая под терминал 55 га на 28,5 года. Shtandart получила право на строительство терминала в 2011 году, выиграв тендер совместно с VTTI (консорциум Vitol и малайзийской MISC Bhd). Но в начале этого года VTTI вышла из проекта, продав «Сумме» 25% в Shtandart.

Источники указывают на политическую обусловленность позиции голландских депутатов. Обе партии обеспокоены тем, что Shtandart - одно из «щупалец» Владимира Путина, с помощью которых он планирует расширить свое влияние в Европе. В то же время источники в городском совете отмечают, что ведомство не планирует вмешиваться в ситуацию, поскольку запрета на экспорт нефти из РФ нет. В случае же одобрения подобной инициативы помимо потерь грузопотока, которые оцениваются в 33 млн тонн в год (около 15% от всех грузов), порту могут предъявить и юридические претензии, т.к. «Сумма» предоставила банковские гарантии по проекту на 65 млн долларов, подчеркивают источники издания.

Юристы в целом сходятся во мнении, что судьбу проекта будут решать местные власти, которые в первую очередь будут исходить из экономической эффективности терминала, а потом уже политической целесообразности. При этом подчеркивается, что голландским властям ничто не мешает отказаться от проекта и многое зависит от того, как составлен договор между портом и «Суммой».

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров не исключил, что закрытие проекта в Роттердаме может быть выгодно и самой «Сумме», поскольку в текущих политических условиях ей будет сложнее привлечь займы как у иностранных, так и у российских банков. Более того, в предполагаемом разделе НМТП нефтеналивные активы отойдут «Транснефти», что делает проект в Роттердаме не столь актуальным для Группы.

 

Чистая прибыль датской Maersk за 2-й квартал выросла почти втрое до $2,3 млрд

Датская группа компаний A.P. Moeller-Maersk A/S - крупнейший в мире контейнерный оператор, владелец парка судов, а также портовый оператор - увеличила чистую прибыль во втором квартале 2014 года по отношению ко второму кварталу прошлого года почти втрое до 2,3 млрд долларов.

По итогам первого полугодия чистая прибыль составила 3,5 млрд долларов, что более чем в два раза выше показателя годом ранее.

Выручка группы во втором квартале составила 11,95 млрд долларов (рост на 2,4%), за полугодие - 23,7 млрд долларов (рост на 1,5%).

«Группа достигла весьма удовлетворительного результата в первой половине 2014 года, увеличив базовую прибыль на 42% до 2,4 млрд долларов, в основном, за счет Maersk Line, APM Terminals и Maersk Oil», - приводит компания слова генерального директора группы Нильса Андерсена.

По его словам, такой результат позволяет повысить ожидания прибыли по итогам всего 2014 года с 4 млрд долларов до 4,5 млрд долларов.

Благодаря устойчивой финансовой ситуации группы, Maersk решила провести byu back на сумму порядка 1 млрд долларов.

Maersk Line увеличила чистую прибыль во втором квартале на 25% до 547 млн долларов, выручку - на 3,8% до 6,9 млрд долларов. Объемы транспортировки подразделения выросли на 6,6%. Maersk Line обеспечивает порядка 15% мировых контейнерных перевозок.

Maersk Oil - подразделение группы по нефтедобыче - получило во втором квартале убыток в 1,4 млрд долларов. При этом нефтедобыча подразделения увеличилась на 4% до 235 тыс баррелей нефтяного эквивалента в сутки с 226 тыс баррелей в сутки. Стоимость нефти выросла за этот период в среднем со 102 долларов за баррель до 110 долларов.

Подразделение APM Terminals получило прибыль в размере 223 млн долларов, объемы перевалки на терминалах подразделения выросли на 8% до 9,8 млн TEU.

 

СУДОХОДСТВО

Дворкович поручил сократить затраты на перевозку рыбы железнодорожным транспортом и по Северному морскому пути

Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович поручил разработать меры, чтобы сократить затраты на перевозку рыбной продукции по РФ железнодорожным транспортом и по Северному морскому пути.

Соответствующее решение было принято на совещании, посвященном вопросу увеличения предложения рыбы на российском рынке в условиях введенного эмбарго на соответствующую продукцию из ряда стран.

На совещании обсуждалась возможность изменения логистических схем с целью доставки дополнительных объемов рыбы с Дальнего Востока, а также дальнего зарубежья. Кроме того, были заслушаны отчеты по мониторингу цен на рыбу и рыбную продукцию в различных субъектах РФ. «С 8 августа он существенно не изменился и находится в пределах колебаний рыночных цен», - отмечается в сообщении по итогам совещания, размещенном на сайте правительства.

В совещании приняли участие представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, ассоциаций субъектов рыбохозяйственной деятельности и торговых сетей.

Ранее премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о российских санкциях в отношении США, ЕС, Канады, Австралии и Норвегии. Документ содержит перечень товаров, ввоз которых в Россию запрещен. Среди прочего эмбарго вводится на рыбу и ракообразных, моллюсков и других водных беспозвоночных.

В соответствии с документом, Минпромторг, Минсельхоз, Минэкономразвития и ФАС с участием объединений торговых сетей и торговых организаций должны обеспечить координацию деятельности для сдерживания роста цен.

 

«Газпром нефть» впервые морем поставит в Европу нефть с Новопортовского месторождения

Компания «Газпром нефть» осуществила летнюю отгрузку нефти с Новопортовского месторождения (ЯНАО) - впервые сырье с месторождения вывозится морем и отправляется европейским потребителям.

Нефть нового сорта, получившего название Novy Port, по своим свойствам относится к категории легких, а по низкому содержанию серы (около 0,1%) превышает по качеству не только российскую смесь Urals, но и сорт Brent. Танкер морского класса доставит сырье в Европу в сентябре, всего в безледовый сезон 2014 года планируется суммарно вывезти двумя танкерами более 80 тыс тонн нефти нового сорта Novy Port.

Новопортовское месторождение - одно из самых крупных разрабатываемых нефтегазоконденсатных месторождений Ямало- Ненецкого автономного округа. Извлекаемые запасы месторождения по категории C1 и С2 составляют более 250 млн тонн нефти и конденсата, а также более 320 млрд кубометров газа (с учетом палеозойских отложений). В настоящее время на месторождении продолжается создание инфраструктуры, необходимой для его полномасштабной разработки. В дальнейшем нефть будет отгружаться через расположенный на мысе Каменный комплекс по перевалке, строительство которого завершится к концу 2015 года. Месторождение и терминал соединит 100-километровый нефтепровод.

 

Очередь на паром в Крым впервые исчезла с начала лета

Очередь на паром в кубанском порту «Кавказ» впервые исчезла с начала туристического сезона.

Как сообщили сегодня в Единой транспортной дирекции (ЕТД), при этом до 1100 автомобилей выросла очередь выезжающих из Крыма.

В ЕТД складывающуюся ситуацию спрогнозировали заранее. В начале августа к работе на крымском направлении были привлечены дополнительные морские суда, что позволило увеличить пропускную способность переправы. Также для снижения времени ожидания погрузки был введен временный запрет на перевозку грузовиков и пассажирских автобусов через порты «Кавказ» и «Крым».

За сутки паромами совершено 114 рейсов в обе стороны. Перевезено 3784 машины, из порта «Кавказ» - 1399 автомобилей, из порта «Крым» 2385 машин, 22,6 тысяч пассажиров, из них по «единому» билету - 4527. На Керченской переправе курсируют шесть основных паромов, а также дополнительные железнодорожные паромы «Петровск», «Анненков» и катамаран «Сочи 1».

 

СУДОСТРОЕНИЕ

НССЗ спустил на воду спасательное судно «Спасатель Демидов»

ООО «Невский Судостроительно-Судоремонтный завод» (НССЗ) 12 августа 2014 года торжественно спустил на воду четвертое серийное многофункциональное аварийно-спасательное судно ледового плавания мощностью 4 МВт проекта MPSV07 «Спасатель Демидов».

«Спасатель Демидов - уникальное по своей оснащенности и техническим возможностям многофункциональное аварийно-спасательное судно ледового плавания строится российской верфью по заказу ФКУ «Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта» Федерального Агентства морского и речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации для Госморспасслужбы России. Три первых судна этой серии на сегодняшний день являются самыми большими и значимыми судами, построенными на российских верфях за счет средств Федеральной целевой программы по развитию транспортной системы России на 2010-2015 годы.

Проектант - Морское Инженерное Бюро.

 

«Средне-Волжская судоходная компания» спустила на воду танкер-химовоз «Мидволга-2»

ООО «Средне-Волжская судоходная компания» 15 августа 2014 года спустила на воду многоцелевой танкер-химовоз смешанного река-море плавания «Мидволга-2» грузоподьемностью 6290 тонн.

Церемонию спуска посетили также глава китайского подразделения RINА (итальянский регистр судоходства), под надзором которого осуществляется строительство серии танкеров.

Китайский представитель отметил, что танкер будет первым судном, которое получит право плавания под флагом Российской Федерации, находясь под техническим наблюдением итальянского регистра RINA.

Напомним, ранее был подписан договор о признании RINA классификационным обществом, допущенным к ведению технического наблюдения на территории Российской Федерации, с правом выдачи соответствующих документов и сертификатов.

Сдача в коммерческую эксплуатацию танкера «Мидволга-2» запланирован на начало ноября 2014 года.

 

Средне-Невский судостроительный завод спустил на воду головной буксир «Череповецкий металлург».

ОАО «Средне-Невский судостроительный завод» (СНСЗ, входит в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК)) спустило на воду головной буксир серии из 6 судов проекта 81 для ООО «П.ТрансКо».

Судно получило имя «Череповецкий металлург». Буксир водоизмещением 365 тонн предназначен для толкания и кратковременной (аварийной) буксировки барж проекта 82 водоизмещением около 5200 т. со скоростью 10 узлов.

Отличительной особенностью судна является фрикционное сцепное устройство типа Articoupler KVC3545 японской фирмы Taisei Engineering Consultant Inc, допускающее значительную взаимную качку буксира и баржи, что позволяет использовать барже-буксирный состав в ближней морской зоне, а также сокращает процедуру сцепки-расцепки до 30 сек.

Контракт с «П.ТрансКо» на поставку 6 буксиров петербургский завод заключил в феврале 2013 года. Финансирование проекта осуществляет ООО «Газпромбанклизинг» по лизинговой схеме. Как подчеркнули на СНСЗ, сдача всей серии судов запланирована на 2014 год в «строго оговоренные контрактом сроки». Между тем, согласно более ранним сообщениям предприятия, сдать суда планировалось до июня.

Нижегородский завод «Красное Сормово» (также входит в ОСК) в 2014 году завершил строительство 10 несамоходных сухогрузных барж для «П.ТрансКо». Два сухогруза для оператора морского грузового транспорта были сданы в прошлом году, восемь - в нынешнем. Все баржи находятся в заводской гавани в ожидании буксиров, заказанных на Средне-Невском судостроительном заводе.

 

МОРСКИЕ ПОРТЫ

ФГУ «АМП Каспийского бассейна» переименовано в ФГБУ «АМП Каспийского моря»

Федеральное государственное учреждение «Администрация морских портов Каспийского бассейна» (ФГУ «АМП Каспийского бассейна») переименовано в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Администрация морских портов Каспийского моря» (ФГБУ «АМП Каспийского моря»).

Об этом сообщает пресс-служба учреждения.

Соответствующее распоряжение Федерального агентства морского и речного транспорта № КC-287-р подписано 25 июля 2014 года.

 

UCL предложил перенести место строительства порта Тамань

Перспективным местом для строительства порта Тамань мог бы стать Таманский залив, считает коммерческий директор T.A. Management (управляющей компании UCL Port) Виктор Кириленко.

Его мнение приводится в экспертном заключении совета потребителей по вопросам деятельности «Росморпорта» (копия имеется в распоряжении ИТАР-ТАСС).

Сейчас строительство порта предполагается на другой стороне Таманского полуострова вблизи терминалов «Таманьнефтегаза».

По мнению Кириленко, недостатком будущего порта в рамках существующего проекта является отсутствие возможностей перспективного развития перевалки сверх 95 млн тонн.

Строительство сухогрузного порта Тамань входит в транспортную стратегию до 2030 года, однако реализация проекта находится под вопросом в связи с присоединением Крыма к России и перераспределением средств госбюджета. Общий объем финансирования по проекту превышал 228 млрд рублей, возведение объектов федеральной собственности планировалось из госбюджета. Согласно проекту, мощность сухогрузных терминалов порта к 2020 году должна была составить около 90 млн тонн в год. Интерес к проекту проявляли крупные транспортные инвесторы – «Еврохим», «Уралкалий», СУЭК, UCL Holding, «Металлоинвест», ОЗК, Global Ports, «Базэл», «Кузбассразрезуголь», Российский фонд прямых инвестиций и др.

Предложение топ-менеджера UCL не учитывает, что территория Таманского залива является государственным зоологическим заказником, на территории которого портовая деятельность запрещена. «Кроме того, данная территория относится к землям населенных пунктов, в связи с чем размещение порта в данном месте является более затратным вариантом, а также потребует значительно большего объема дноуглубительных работ, что еще больше увеличит затраты по проекту», - говорится в экспертном заключении.

 

Севастопольский порт будет ежедневно принимать по два-три грузопассажирских парома - и.о. губернатора

Севастопольский порт в ближайшее время начнет принимать грузопассажирские паромы, что позволит разгрузить Керченскую переправу, сообщил ИТАР-ТАСС и.о. губернатора Севастополя Сергей Меняйло.

«Мы будем принимать два-три парома в сутки по 120 машин каждый», - сказал он.

По прогнозам Меняйло, объем грузоперевалки в севастопольском порту в ближайшее время достигнет 100-200 тыс тонн в месяц.

«Порты не потеряли свой смысл. Раньше через них шел транзитный грузопоток, сейчас его нет. Но Севастополь, Крым, а также вооруженные силы живут и развиваются. Им необходимы стройматериалы и другие грузы. Поэтому грузопоток будет только увеличиваться», - отметил Меняйло.

Он также сообщил, что в настоящее время по поручению правительства Севастополя многопрофильная комиссия проводит обследование причалов порта с целью определения перспектив его развития. По его результатам будет разработан комплексный проект модернизации причалов, включающий развитие лайнерного туризма.

 

Краны могут стать фактором, ограничивающим дальнейший рост вместимости контейнеровозов

Контейнерные терминалы в крупнейших портах по всему миру, уже страдающие от заторов, вызванных заходами все более крупных судов, могут быть не в состоянии дальше успевать за ростом тоннажа из-за объективных ограничений существующих крановых технологий, и дефицита площадей, предупреждает Journal of Commerce.

Публикация ссылается на мнение Джеффа де Беста, операционного директора APM Terminals в Гааге, который заявил, что отрасль уже приблизилась к пределу возможностей кранового оборудования, обеспечиваемых существующими технологиями. «Когда краны достигают высоты, позволяющей обрабатывать стэки 10 уровней в высоту и выше, усиливается эффект качелей при работе крана на более низких уровнях».

Крупнейшие порты в Европе и Азии установили огромные новые краны для обработки судов класса super-post-Panamax, шириной до 25 рядов контейнеров и вместимостью до 18 тыс TEU, которые обслуживают сервисы между Азией и Европой. Американские порты, которые еще не обрабатывают суда таких размеров, обновляют крановое оборудование, чтобы снимать 22 ряда контейнеров с судна. Но и новое оборудование может не справиться с все усиливающейся нагрузкой на терминальную отрасль.

Возникающие заторы усугубляются интенсивным развитием альянсов судоходных компаний, образуемых с целью обеспечения загрузки новых мега-судов, что означает продолжение развития тренда сокращения числа заходов и увеличения вместимости судов.

Судостроители обещают вывести на рынок контейнеровозы вместимостью до 24 тыс TEU уже в 2016 году. Аналитики опасаются, что терминалы Северной Европы могут не справиться с обработкой этих судов, так как наиболее вероятно, что они будут развернуты на трейде между Азией и Европой, пишет JOC.

Существует и противоположное мнение. Хотя проблема заторов очень болезненна для портов Северной Европы в настоящее время, она может быть решена уже в ближайшем будущем. ИТАР-ТАСС сообщал ранее о серьёзных заторах в портах Роттердам и Гамбург - крупнейших портах Северной Европы. Заторы на терминале ECT Delta (Роттердам) вызваны работами по вводу в эксплуатацию пяти новых причальных кранов для обработки судов super-post-Panamax и другого оборудования. APM Terminals и Rotterdam World Gateway строят два огромных полностью автоматизированных терминала в районе порта Maasvlakte 2. «Мы видим проблемы противоположные заторам, которые предстоят решать портам Северной Европы», сказал Марк Сиссон, старший аналитик AECOM, компании, специализирующейся на проектировании портов. «Нам следует больше опасаться избытка терминальных мощностей в долгосрочной перспективе».

 

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

РЖД в 2014 году сократят расходы как минимум на 94 млрд рублей

«Российские железные дороги» (РЖД) в 2014 году сократят расходы как минимум на 94 млрд рублей. Об этом заявил президент РЖД Владимир Якунин.

«Мы 94 млрд рублей по расходам уже урезали. И не исключено, что придется резать еще», - сказал Якунин на совещании с работниками Западно-Сибирской железной дороги (ЗСЖД) в Новосибирске.

Он напомнил, что и в прошлом году расходы корпорации оказались на 80 млрд рублей меньше запланированных. Корректировку планов он объяснил сложной экономической ситуацией.

Вместе с тем, отметил Якунин, сокращение не должно затронуть социальные программы. Он также призвал руководство ЗСЖД изыскивать все возможности для плановой индексации зарплат сотрудников.

 

Источник: Минфин предлагает гарантировать рентабельность РЖД за счет роста тарифов

Минфин предлагает индексировать тарифы ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) с 2016 года исходя из уровня инфляции и с учетом размера рентабельности, позволяющего компании формировать инвестиционную программу.

Об этом ИТАР-ТАСС сообщил федеральный чиновник, знакомый с позицией Минфина.

«Что касается уровня тарифов на последующие годы (с 2016 года – прим.), то он должен быть таким, чтобы вывести компанию на безубыточность. То есть в дальнейшем тариф должен рассчитываться исходя из уровня инфляции плюс некая рентабельность, позволяющая РЖД в том числе формировать инвестиционную программу», - сказал источник.

Он напомнил, что Минфин поддержал предложение проиндексировать тарифы РЖД на грузовые перевозки на 10%, для того чтобы компенсировать заморозку 2014 года. Однако окончательного решения по этому вопросу пока нет.

В ведомстве считают, что эта мера позволит компенсировать потери РЖД и создаст для компании условия, при которых она сможет работать в рамках самоокупаемости.

Минфин ранее выступал против заморозки тарифов на железнодорожные грузоперевозки в 2014 году, однако решение было принято. Ожидалось, что это увеличит объем грузоперевозок, удержит рост цен на перевозимые по железной дороге грузы, что позволит снизить инфляцию.

Был расчет и на то, что возникающий маржинальный доход в отраслях, которые активно задействуют грузоперевозки, пойдет на инвестиционные и социальные программы этих компаний, напомнил источник.

«Но эти расчеты, судя по макропоказателям, не до конца оправдались. Минфин предлагает другой подход - не размазывать меры тонким слоем по экономике, а целенаправленно поддерживать приоритетные отрасли. В этом случае будет понятно, какую отдачу даст то или иное направление поддержки», - сказал он.

При этом, по словам собеседника ИТАР-ТАСС, параллельно с предложением об индексации тарифов Минфин также настаивает на сокращении издержек РЖД. Согласно данным компании, железнодорожная монополия в прошлом году сократила затраты на 80 млрд руб.

Собеседник агентства также добавил, что отсутствие долгосрочной тарифной политики в сфере железнодорожных грузоперевозок является одной из основных проблем отрасли. «Из-за этого РЖД не могут сформировать четко просчитанный план на пять-десять лет для инвесторов, поскольку не знают, какой уровень тарифов им согласуют на следующие годы. Соответственно, и у инвесторов возникают вопросы», - подчеркнул источник.

Правительство для стимулирования роста экономики заморозило тарифы на услуги естественных монополий в 2014 году, а в 2015-2017 годах утвердило индексацию на уровне инфляции предыдущего года. Таким образом, в 2015 году рост тарифов должен был составить 6%.

В начале июля президент РФ Владимир Путин поручил правительству РФ разработать план по индексации тарифов на перевозку грузов РЖД в 2015 году в размере до 10%.

Компания по итогам первого квартала 2014 года впервые получила убыток по РСБУ в сумме 10,2 млрд рублей. Глава РЖД Владимир Якунин связывал это главным образом с заморозкой грузовых тарифов на текущий год. При этом в первом полугодии 2014 года компания получила чистую прибыль в 2,267 млрд рублей (снижение в 3,6 раза по сравнению с аналогичным периодом 2013 года).

В июне Якунин озвучил прогноз об убытке по итогам 2014 года в целом в размере 80 млрд рублей в случае, если РЖД не позволят индексировать тарифы на перевозки нефти и нефтепродуктов. Однако в июле стало известно, что с августа РЖД повышает тариф на экспортные перевозки нефти и нефтепродуктов на 13,4%.

Кроме того, РЖД вводит надбавку в 12,5% к тарифу на перевозки дизельного топлива на всех направлениях, кроме экспортных перевозок через припортовые станции Дальневосточной железной дороги, где тариф вырастет на 13,4%.

 

РЫБНЫЙ ПРОМЫСЕЛ

Росрыболовство пообещало доступную «селедку под шубой» на Новый год

Замминистра сельского хозяйства РФ, руководитель Росрыболовства Илья Шестков считает, что «сельдь под шубой» и красная икра будут на столах жителей России в предстоящие новогодние праздники и вряд ли эти продукты будут дороже, чем в прошлом году.

Об этом он заявил на пресс-конференции в Москве, комментируя ситуацию вокруг запрета поставок рыбы из Норвегии в рамках продовольственного эмбарго.

«По поводу атлантической сельди: ее из-за санкций, конечно, уже не будет, на смену ей придет дальневосточная сельдь, сейчас мы прорабатываем необходимые меры для того, чтобы она быстрее пришла в центральную часть России», - сказал Шестаков.

Ведомство совместно с ФСТ заканчивает расчеты и в ближайшее время представит в правительство свои предложения по обнулению железнодорожного тарифа или по его субсидированию, уточнил он. Стоимость перевозки составляет до 35% от цены сельди в 19-22 рубля за килограмм, поэтому ранее перевозить сельдь с Дальнего Востока в европейскую часть России было не выгодно.

Также Росрыболовство предложит РЖД отдавать приоритет вагонам с рыбной продукцией и ведет переговоры по возможности сопровождения рыбной продукции Северным морским путем, заключил Шестаков.

Шестаков также сообщил, что Росрыболовство отказывается от планов по развитию сети рыбных магазинов «Океан».

«Мы не будем вешать плакаты «Рыба ждет», - подчеркнул Шестаков. По словам руководителя ведомства, Росрыболовство уже приступило к разработке программы по популяризации рыбы среди потребителей и рассчитывает реализовать ее за счет отраслевого сообщества. «Государственных денег там не будет», - добавил он.

В то же время Росрыболовство отмечает рост интереса отечественных торговых сетей к российской рыбопродукции в условиях санкций. На многих совещаниях представители торговли говорят: «Теперь мы в вас заинтересованы», отметил Шестаков.

По его мнению, импортозамещение рыбной продукции в российской рознице может произойти достаточно быстро, однако ассортимент может несколько измениться. «Конечно, некоторые экзотические продукции пропадут, например, французские устрицы», - заявил глава ведомства. Однако рестораны имеют возможность переориентироваться на такие виды деликатесной рыбы, как угольная рыба, черноморские камбала и барабулька.

Росрыболовство заверило, что российские рыбаки уже откликнулись на просьбу сократить поставки на экспорт, а поставщики уже начали переговоры со странами, которые не подпали под санкции, в том числе с Фарерскими островами и Гренландией.

В этом году вылов рыбы в РФ составит 4,28 млн тонн, что несколько ниже прошлогодних 4,3 млн тонн. «Но с учетом того, что экспорт может составить 1,8 млн тонн, а импорт - более 1 млн тонн, можно говорить об обеспеченности рыбной продукцией», - констатировал Шестаков.

На данный момент вылов рыбы в России составил 2 млн 686 тыс. тонн, что на 3,8% ниже уровня прошлого года. По данным главы Росрыболовства, это связано с неудовлетворительным ходом лососевой путины: на 19 августа в Дальневосточном бассейне было выловлено 211 тыс. тонн лососей, что на 35% меньше, чем в 2012 году. По итогам путины вылов может составить 320-330 тыс. тонн, что меньше прогноза.

Из-за неурожайной путины оптовая цена лосося в Сахалинской области в 2014 году достигла рекордных 100 тыс. рублей за тонну, что более чем вдвое превышает показатели прошлых лет. Об этом ранее сообщил руководитель агентства по рыболовству региона Павел Колотушкин. По его прогнозам, в дальнейшем возможно повышение цены до 120 тыс. рублей за тонну.

Между тем, в ряде зарубежных СМИ появилась информация, что чилийские поставщики за последнее время повысили отпускные цены на лосось до 40%. Шестаков это косвенно подтвердил, сказав, что ряд поставщиков действительно поспешили воспользоваться ситуацией. Однако, по его словам, рост цен может стать предметом обсуждения в ходе предстоящих переговоров с послом Чили в России.

«Если чилийские предприятия хотят и после снятия санкций оставаться на российском рынке, то они должны вести себя адекватно ситуации», - предупредил Шестаков, напомнив, что санкции введены на год.

 

В Бюллетене использована авторская информация издательства «Морские вести России», а также сайтов Президента РФ, Председателя Правительства РФ, ГД РФ, Минтранса, Российской газеты, Росморречфлота, ИТАР-ТАСС, РИА Новости, ИА Regnum, Ведомостей, Известий, агентства Прайм, АТН и других.

 

Все новости, включая самые последние, на сайте издательства «Морские вести России» www.morvesti.ru

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ