Бюллетень новостей №16 (79) 2014 год с 25 апреля по 8 мая 2014 - Морские вести России

Бюллетень новостей №16 (79) 2014 год с 25 апреля по 8 мая 2014

Бюллетень новостей

ВЛАСТЬ

Министр обороны Шойгу заявил о планах усиления Черноморского флота

Черноморский флот России в этом году пополнится подлодками и надводными кораблями нового поколения, объявил во вторник министр обороны генерал армии Сергей Шойгу.

По его словам, ЧФ «всегда получал необходимые силы», но в связи с последними событиями по вхождению в состав России Крыма и Севастополя возникла необходимость внесения изменений в программу развития флота.

«В местах базирования нашего флота будут в этом году созданы новые части противовоздушной обороны и соединения морской пехоты. В этом году поступят новые подводные лодки на ЧФ, надводные корабли нового поколения, все это требует от нас достаточного внимания», - сказал Шойгу на селекторном совещании.

 

Переговоры по разработке Полярного кодекса зашли в тупик

Переговоры между специалистами Международной морской организации из Комитета защиты морской среды при подготовке Полярного кодекса зашли в тупик. Об этом сообщила пресс-служба Российского профсоюза моряков.

Отмечается, что камнем преткновения стала путаница, основанная на недоработке взаимодействия будущего кодекса с положениями, которые прописанные в Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов и Международной конвенции по охране человеческой жизни на море. Оба документа применяются к различным типам судов, а также содержат различные требования к введению в действие, что не позволяет прийти специалистам ММО к согласию во время разработки нового кодекса. Поэтому документ будет принят не раньше, чем в 2017 году.

Главной задачей Полярного кодекса должно стать обеспечение безопасностью мореплавания по Северному морскому пути. Кроме этого, правила документа будут распространятся и на деятельность нефтяной и горнодобывающей промышленности на территории Арктики.

 

В Крыму может появиться отдельный судовой реестр

Разрабатываемые Минэкономразвития новации для поддержки судоходства в Крыму могут потребовать изменения федерального законодательства, но не обещают существенных преимуществ судовладельцам, пишет издание РБК.

Законопроект об особой экономической зоне в Крыму предполагает создание в регионе морского агентства и подведомственного ему отдельного судового реестра, а также введение на неуказанных портовых территориях режима «свободного порта», следует из законопроекта Минэкономразвития, с которым ознакомился РБК.

МЭР планирует создать в Крыму особый налоговый и таможенный режимы, а также специальную инфраструктуру и сделать Крым альтернативой для офшоров, говорил ранее глава министерства Алексей Улюкаев. Премьер-министр России Дмитрий Медведев ранее поручил в срок до 25 мая разработать и внести в правительство закон о создании на территории Крыма особой экономической зоны.

В Крыму работают пять грузовых портов: Евпатория, Феодосия, Керчь, Севастополь и Ялта, их общий грузооборот в 2013 году упал на 29%, до 11,34 млн т, в основном из‑за снижения перевалки угля и зерна в Керчи, следует из данных администрации морских портов Украины.

Для госрегулирования в области морского транспорта на территории Крыма будет создано морское агентство Крыма, которое в числе прочих функций будет вести Международный реестр судов Морского агентства Крыма. Цель создания реестра — дать плавающим под российским флагом судоходным компаниям преференции «удобного флага», сказано в документе.

Собственники судов, находящихся в реестре, получат льготы по НДС и налогу на прибыль, они будут избавлены от транспортного налога и налога на имущество, а до 2039 года — и от выплаты страховых взносов с заработков экипажей.

Сам перечень налоговых льгот, которые будут предложены резидентам реестра, практически идентичен тому, что предлагается для судов, зарегистрированных в Российском международном реестре, действующем уже восемь лет, говорит управляющий партнер адвокатского бюро «Юринфлот — Санкт-Петербург» Владимир Морковкин. Представитель Минэкономразвития не ответил на вопрос РБК о том, какого экономического эффекта предполагается достичь благодаря этим новациям. Если проект будет доработан и приведен в соответствие с законодательством, он имеет перспективу, считает Морковкин.

Но для воплощения идей, заложенных в нем, потребуется менять ряд положений федерального законодательства, в том числе Кодекса торгового мореплавания. Это касается как самого существования и функционирования крымского реестра, так и, например, предложения регистрировать в нем суда, принадлежащие иностранным юридическим лицам. Сравнительное преимущество получат лишь владельцы относительно возрастных судов. Если преимущества Российского международного реестра распространяются на суда не старше 15 лет, то крымский реестр будет открыт для 20—25-летних судов. Чтобы увеличить привлекательность крымского реестра для судовладельцев, возможно, стоило бы предложить им большие налоговые льготы, считает Морковкин.

Кроме новаций в области реестра законопроект предполагает создание зон свободных портов на территории Крыма. Они будут предназначены для упрощения таможенных процедур. Операции с грузами, перемещаемыми между этими портами и иными портами Крыма и РФ, грузами, предназначенными для «обеспечения жизнедеятельности» в регионе, и стратегическими грузами будут облагаться НДС по нулевой ставке, сказано в законопроекте. Статус свободного порта и срок действия этого статуса будет даваться постановлением правительства РФ.

 

Идеологию «свободного порта» планируется реализовать в Крыму

На территории Крыма может быть реализована идеология «свободного порта», а также «удобного флага», сообщил журналистам министр РФ по делам Крыма Олег Савельев.

«Туда закладывается (в законопроект о ОЭЗ — ред.) идеология «свободного порта», когда таможенная граница находится вне территории порта и, соответственно, заход любого судна в порт не связан с пересечением таможенной границы РФ и со всеми вытекающими из этого процедурами», — сказал Савельев.

Он также отметил, что рассматривается вопрос с организацией в Крыму режима «удобного флага». Этот вариант, как правило, обеспечивает судам режим наибольшего благоприятствования и пониженные ставки портовых сборов.

«Задача поставить и сделать более конкурентное предложение, чем, условно, либерийский флаг», — сказал Савельев.

Также, по его словам, в законопроекте рассматривается возможность 72-часового безвизового пребывания для иностранных граждан, которые прибыли в порт на судах.

 

Комитет ИМО расширил правила морского страхования

С 28 апреля по 2 мая в Лондоне в штаб-квартире Международной морской организации (ИМО) состоялась 101-я сессия Юридического комитета.

Комитет поддержал предложение о расширении сферы применения Руководства по приему документации от страховых компаний, провайдеров финансового обеспечения и Международной группы клубов взаимного страхования в отношении Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 года, Протокола 2010 года к Международной конвенции об ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ 1996 г. (Конвенция ОВВ), Найробийской международной конвенции по удалению затонувших судов 2007 года, а также Конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1992 года.

Комитет принял решение о необходимости продолжения работы по вопросу ответственности и компенсации за ущерб в связи с трансграничным загрязнением в результате деятельности по прибрежной разведке и разработке месторождений с целью возможной подготовки руководства для государств-членов Международной морской организации по заключению двусторонних или региональных соглашений.

При обсуждении вопросов имплементации Протокола 2010 года к Конвенции ОВВ Комитет подтвердил, что государства-стороны Конвенции не могут устанавливать в своем национальном законодательстве различное регулирования пределов ответственности для судовладельцев государств, в зависимости от участия государства в Конвенции.

Комитет также информировал о вступлении в силу с 23 апреля 2014 г. Протокола 2002 года к Афинской конвенции о морской перевозке пассажиров и багажа 1974 г., а также о вступлении в силу с 14 апреля 2015 года Найробийской международной конвенции по удалению затонувших судов 2007 года.

Кроме того, Юридический комитет особо подчеркнул, что в рамках Всемирного дня моря темой 2014 года Генеральным секретарем объявлена тема «Конвенции ИМО: эффективное выполнение». Важным моментом этой инициативы является выявление и устранение препятствий на пути к ратификации конвенций ИМО, которые не вступили в силу, а также препятствий на пути к прогрессу в деле достижения широкого и эффективного осуществления уже согласованных мер. В этой связи Комитет призвал государства-члены направить усилия на скорейшую ратификацию и принятие мер по эффективной имплементации правовых документов Международной морской организации.

 

На транспортное обеспечение Крыма выделили более 7 млрд рублей

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о предоставлении в 2014 году субсидий и межбюджетных трансфертов на финансирование транспортного обеспечения Крыма, сообщается на сайте правительства. На эти цели выделено в общей сложности более 7 млрд рублей.

Согласно проекту распоряжения, подготовленному Минтрансом, субсидии и межбюджетные трансферты предоставляются на организацию железнодорожных, паромных и автомобильных перевозок пассажиров.

Средства также выделены на строительство и капитальный ремонт аэропорта Симферополя, реконструкцию морской железнодорожно-автомобильной паромной переправы в порту Керчь, обеспечение доступности авиабилетов в Симферополь и в обратном направлении.

Деньги также потратят на обеспечение работы автомобильных дорог на территории Крыма и работу государственного предприятия «Крымская железная дорога».

Более 3 млрд рублей будет направлено Росавтодору, более миллиарда рублей – Росжелдору, почти 680 млн рублей предназначено для Росавиации. Росморречфлот получит 470 млн рублей, еще 300 млн рублей будет направлено Минтрансу.

В марте 2014 года Крым объявил о независимости от Украины и вошел в состав России в качестве нового федерального округа после проведения референдума, на котором почти 97% жителей полуострова проголосовали за такой шаг. Власти Украины и мировое сообщество отказались признать результат плебисцита, назвав происходящее аннексией и обвинив Россию в нарушении норм международного права и подписанных Москвой договоров о территориальной целостности Украины.

На поезде напрямую добраться до Крыма в настоящий момент невозможно, поскольку Украина закрыла доступ на полуостров через свою территорию.

В конце апреля в Российском союзе туриндустрии заявили, что проблемы с перевозкой могут сильно снизить туристический поток в Крым из регионов России. В союзе отметили, что, несмотря на сообщения туроператоров о росте интереса к Крыму, продажи на майские праздники были довольно скромными.

В РСТ отметили, что экспертам не удалось обнаружить обещанный «Аэрофлотом» тариф в 7,5 тыс. рублей за авиабилет в обе стороны.

Чтобы миновать украинскую территорию, Минтранс разработал интермодальные перевозки пассажиров в города Крымского федерального округа через Керченский пролив с использованием поездов, автобусов и парома.

Например, можно доехать на поезде до Крымска, затем проехать на автобусе 90 км до паромной переправы в порту «Кавказ», далее переправиться на пароме в Керчь и снова ехать автобусом до места отдыха. Такая поездка обойдется туристу в 3147 рублей, однако порт «Кавказ» в Краснодарском крае пока не справляется с наплывом туристов. Кроме того, такой маршрут занимает слишком много времени.

Одним из способов наладить сообщения с Крымом является постройка моста через Керченский пролив. В начале марта министр транспорта Максим Соколов заявил, что инвестиции в строительство моста оцениваются минимум в 50 млрд рублей, а работы по постройке займут не менее трех с половиной лет.

В начале мая в СМИ появилась информация о том, что стоимость строительства переправы в Крым может достигнуть 200 млрд рублей. Министр РФ по вопросам открытого правительства Михаил Абызов на этой неделе назвал эту оценку «ничем не обоснованной и необъективной».

 

НОВОСТИ КОМПАНИЙ

Вице-президент ОСК Игорь Пономарев временно возглавил корпорацию

Вице-президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Игорь Пономарев назначен временно исполняющим обязанности президента корпорации с 25 апреля, официальный представитель ОСК Алексей Кравченко.

Совет директоров ОСК приостановил 24 апреля полномочия бывшего президента корпорации Владимира Шмакова. Однако контракт с ним пока не расторгнут, Шмаков находится на больничном.

«Решением совета директоров ОСК от 24 апреля временно исполняющим обязанности президента корпорации назначен Игорь Пономарев, который занимал должность вице-президента по гособоронзаказу и военно-техническому сотрудничеству», — сказал Кравченко.

Впервые информация о смене главы ОСК появилась в СМИ в марте 2014 года. Тогда со ссылкой на источники сообщалось, что основная претензия к Шмакову состоит в том, что ему не удалось сделать головной офис ОСК работоспособной структурой.

Как сообщил РИА Новости источник в ОСК, Пономарев — опытный профессионал, хорошо знающий отрасль, механизмы функционирования крупной корпоративной системы в ОПК. Он стоял у истоков первоначально родившегося по индийскому заказу проекта фрегата 11356, вынес на своих плечах проект модернизации авианосца «Адмирал Горшков» («Викрамадитья») для ВМС Индии.

Под его руководством ОСК совместно с «Севмашем» сдала две подлодки проекта «Борей» и головной «Ясень», обеспечила спуск на воду первой подлодки проекта 636 для Черноморского флота, передачу серийных корветов и фрегатов перспективных проектов для ВМФ России.

Ранее глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил журналистам, что президент ОСК сменится в мае, и решение по новой кандидатуре уже принято. Фамилию нового президента ОСК Мантуров называть не стал.

 

Балтийский завод признан единственным строителем трех ледоколов проекта 22220

ООО «Балтийский завод-Судостроение», входящее в состав Объединенной судостроительной корпорации, оказалось единственным участником, чья заявка была допущена к участию в открытом конкурсе на право заключения договоров на строительство первого и второго серийных универсальных атомных ледоколов проекта 22220.

В этой связи 5 мая 2014 года комиссией государственного заказчика, госкорпорации «Росатом», конкурс признан несостоявшимся. В соответствии с действующим законодательством, единственный участник объявляется исполнителем контракта. Таким образом, ООО «Балтийский завод-Судостроение» выполнит работы по строительству двух серийных атомных ледоколов проекта 22220. Заказчиком (застройщиком) строительства выступает федеральное государственное унитарное предприятие атомного флота (ФГУП «Атомфлот») - оператор единственной в мире группировки атомных ледоколов.

«Считаю предстоящее заключение этого контракта событием мирового масштаба, означающим, что корабелы Балтийского завода, всей ОСК берут на себя полную ответственность за своевременное и качественное осуществление строительства всей серии новейших атомных ледоколов, - заявил врио президента Объединенной судостроительной корпорации Игорь Пономарев. - Создание серии суперсовременных универсальных атомоходов пр.22220 – еще один пример плодотворного сотрудничества российских корабелов и атомщиков, ОСК и Росатома, является важнейшим условием уверенного развития российских проектов в Арктике, от освоения северного шельфа до обеспечения коммерческой навигации по Севморпути, от надежного решения проблемы снабжения и быстрого развития приполярных территорий до обеспечения задач стратегической безопасности и защиты национальных интересов в Арктической зоне».

Напомним, что ООО «Балтийский завод-Судостроение» ведет строительство головного универсального атомного ледокола проекта 22220, который был заложен 5 ноября 2013 года. ЛК-60, названный «Арктика», будет оборудован атомной энергетической установкой нового типа РИТМ-200 и станет самым большим и мощным ледоколом в мире. Его длина составит 173,3 м, ширина - 34 м, осадка по конструктивной ватерлинии - 10,5 м, минимальная рабочая осадка - 8,55 м. Водоизмещение составит 33,54 тыс. тонн. Согласно условиям контракта строительство головного ледокола должно быть завершено в декабре 2017 года.

Двухосадочная конструкция атомоходов позволит использовать их как в арктических водах, так и в устьях полярных рек. Ледоколам предстоит обеспечивать проводку судов, транспортирующих углеводородное сырье с месторождений Ямальского и Гыданского полуостровов, шельфа Карского моря не только на рынки Атлантического, но и Тихого океана.

 

СУДОХОДСТВО

Интенсивность прохода судов через шлюзы на ВВП России увеличилась на 46%

В начальный период навигации 2014 года интенсивность прохода судов через шлюзы внутренних водных путей увеличилась на 46%. Об этом сообщает пресс-служба Росморечфлота

По данным федерального агентства с начала навигации прошлюзовано более 23,7 тыс. судов и составов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличение прохода судов через шлюзы составило:

Азово-Донской бассейн – 18,4%, в т.ч. через Кочетовский гидроузел – 19,1%;

Волго-Донской бассейн – 11,8%;

Волжский бассейн -16,4%, в т.ч. через Городецкие шлюзы – 2,6 раза;

Волго-Балтийский бассейн – 9,1 раза;

Московский бассейн – 3,9 раза;

Камский бассейн – 34,6%.

В среднем за сутки через судоходные шлюзы проходит более 1350 судов (в аналогичный период 2013 года - 900 судов).

 

Судно «Гринпис» задержано в Голландии за блокировку танкера из РФ

Активисты «Гринпис» задержаны в Нидерландах при попытке блокировать танкер из РФ.

Инцидент произошел в порту Роттердама, куда российское судно доставило нефть. Активисты экологической организации на кораблях Esperanza и Rainbow Warrior III предприняли попытку помешать танкеру «Михаил Ульянов»  осуществить швартовку. В результате полицейские были вынуждены остановить один из кораблей «Гринпис» и подняться на его борт. По словам представителей правоохранительных органов, они задержали капитана Rainbow Warrior III и вскоре планируют отбуксировать судно экологов, чтобы оно не мешало работе порта.

Напомним, что 19 сентября 2013 года принадлежащий «Гринпис» корабль Arctic Sunrise, следовавший под флагом Нидерландов, был задержан в Печорском море после попытки активистов организации провести акцию на платформе «Приразломная» - она была прервана предупредительным огнем российской береговой охраны. Участники акции были арестованы, а судно - доставлено в порт Мурманска, затем, по решению Ленинского районного суда на Arctic Sunrise был наложен арест. Сейчас корабль находится у причала на закрытой территории мурманского порта. Все экологи, принимавшие участие в противозаконной акции, были амнистированы.

 

Порядка 470 млн рублей вложат в реконструкцию керченской переправы

Реконструкция керченской паромной переправы потребует порядка 470 миллионов рублей; это позволит не только ее существенно модернизировать, но и увеличить пропускную способность, сообщил министр транспорта Крыма Юрий Шевченко.

Паромная переправа через Керченский пролив, которая связывает Краснодарский край с Крымом, с 1 мая отменила грузовые перевозки в связи с началом курортного сезона и работает только для пассажирского транспорта.

По словам Шевченко, модернизация переправы крайне необходима, так как первомайские праздники показали, что через нее проходит основной пассажиропоток в Крым, в то время как число людей, приезжающих на полуостров железнодорожным транспортом, уменьшилось на 40%. Министр также отметил, что уже в ближайшие дни между портами «Кавказ» и «Крым» будет ходить новый греческий паром, который сможет перевозить 160 машин и около 600 пассажиров.

«Порядка 470 миллионов рублей будет вложено в реконструкцию керченской паромной переправы», — сказал Шевченко.

Глава правительства РФ Дмитрий Медведев распорядился направить в 2014 году около 7 миллиардов рублей на финансирование транспортного обеспечения Крымского федерального округа, соответствующий документ опубликован на сайте правительства.

Керченская паромная переправа (переправа «Крым — Кавказ») — морская паромная переправа, соединяющая Крым и Краснодарский край. Переправа выполняет перевозку через Керченский пролив пассажиров, автомобилей и грузовых железнодорожных составов. Паромы курсируют между портом «Крым» и портом «Кавказ». Переправа находится в самом узком месте пролива (расстояние между портами около 5 километров), в районе северо-восточной окраины города Керчь, и эксплуатируется круглосуточно в течение всего года.

 

Круизы на атомоходе к Северному полюсу прекратятся

Путешествие к Северному полюсу на атомном ледоколе может стать историей. В 2015 году ФГУП «Атомфлот» планирует завершить программу круизных рейсов в Арктику.

Заместитель генерального директора по эксплуатации флота ФГУП «Атомфлот» Андрей Смирнов обращает внимание, туристов меньше не стало, а вот непосредственной работы для атомоходов значительно прибавилось.

- Появление круизных рейсов было связано с невостребованностью ледоколов. Сейчас ситуация изменилась. Из года в год возрастает грузопоток на трассах Северного морского пути. Без атомоходов обеспечить эффективную, а главное безопасную работу в Арктике невозможно. - отмечает Андрей Смирнов.

История круизных рейсов берет свой отсчет в 1990 году. Первые туристы высадились на Северный полюс с борта атомного ледокола «Россия». С тех пор предприятие ежегодного проводило не меньше четырех туров.

С уходом туристов из Арктики «Атомфлот» не закрывается для ученых. Как правило в коммерческих рейсах на борту ледоколов находятся представители различных научно-исследовательских институтов. В апреле же этого года а/л «Ямал» отправился в экспедицию по изучению районов нефтегазовых месторождений в Карском море, море Лаптевых и секторе Новосибирских островов.

 

Проблемы с судоходством могут возникнуть на Оке и Дону из-за маловодья

Рекордно малоснежная зима и отсутствие весеннего половодья на реках европейской части России может привести к сложностям для судоходства, заявил директор Гидрометцентра России Роман Вильфанд.

«Когда наблюдается такой режим половодья, как в этом году, то последующие негативные последствия будут сказываться. В этом году мы говорим о маловодье и это значит, что в Центральном федеральном округе, на Оке, на Дону мы ожидаем летом некоторые проблемы с судоходством», - сказал Вильфанд на пресс-конференции в Москве.

По его словам, еще в конце февраля толщина снежного покрова составляла всего один сантиметр, и не было обычных процессов таяния снега и наполнения водохранилищ. В настоящее время все структуры, управляющие водными ресурсами, рассчитывают наиболее оптимальный способ использования имеющихся водных запасов.

«Анализ архивных данных показывает, что даже при очень сильных дождях невозможно будет пополнить запасы воды в водохранилищах, пополнить тот дефицит, который образовался от того, что снега практически не было, начиная с начала марта», - добавил Вильфанд.

Ока — река в европейской части России, крупнейший из правых притоков Волги. Со временем граница регулярного судоходства по Оке постепенно сдвигалась вниз по течению. В 1960—70-е годы она находилась у поселка Машковичи (1170 км). В настоящее время формально регулярное судоходство в соответствии с «Перечнем водных путей» начинается от города Калуги, транзитное — от Коломны (то есть от устья реки Москвы).

Река Дон судоходна на протяжении 1590 км вверх от устья, до Воронежа, регулярное судоходство действует до города Лиски (1355 км). В районе города Калач излучина Дона приближается к Волге на расстояние до 80 км. В этом месте реки соединены судоходным Волго-Донским каналом, введённым в строй в 1952 году.

 

СУДОСТРОЕНИЕ

Россия может начать строить в Крыму арктические супертанкеры

Керченский судостроительный завод «Залив» является единственной в России площадкой для строительства арктических судов большого водоизмещения, сообщил официальный представитель Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Кравченко.

Так он прокомментировал заявление вице-премьера Дмитрия Рогозина о том, что крымские судостроительные заводы будут участвовать в создании судов для освоения арктического шельфа. Сейчас же заказы на строительство судов выполняют верфи в Санкт-Петербурге и на Дальнем Востоке.

Освоение Арктики стало одним из магистральных направлений политики России в последние годы.

«В Крыму находится единственный в РФ судостроительный завод со стапельным местом длиной до 300 метров и шириной до 50 метров. Именно такой стапель позволяет строить супертанкеры и газовозы дедвейтом более 150 тысяч тонн», - сказал Кравченко.

Он пояснил, что использование танкеров меньшего дедвейта для транспортировки нефти и газа существенно повышает себестоимость этих продуктов и снижает конкурентоспособность российских перевозчиков в Арктике.

Кравченко также сообщил, что феодосийская компания «Море», специализирующаяся на строительстве судов на подводных крыльях, воздушной подушке и каверне, также планируется задействовать в российской судостроительной кооперации.

В настоящее время на шельф в Арктике претендуют Россия, Норвегия, Дания, США и Канада. Планы РФ по освоению Арктики тесно связаны с богатым углеводородами участком шельфа, включающим хребты Ломоносова и Менделеева, однако в начале 2000-х годов комиссия ООН отклонила заявку. В начале апреля глава Минприроды Сергей Донской доложил президенту РФ, что новая заявка будет готова уже этой осенью.

 

Головной неатомный ледокол «Владивосток» спущен на воду в Выборге

Официальная церемония спуска головного ледокола нового поколения «Владивосток» проекта 21900 М состоялась 29 апреля 2014 года на территории ОАО «Выборгский судостроительный завод».

Строительство ведется в рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 гг.)»

В церемонии спуска приняли участие представители Федерального агентства морского и речного транспорта, ФГУП «Росморпорт», правительства Ленинградской области, Российского морского регистра судоходства.

Начальник управления классификации РС Сергей Шишкин вручил директору Выборгского судостроительного завода Александру Соловьеву Акт РС о готовности судна к спуску. От имени Регистра он поздравил руководство и коллектив завода с успешным завершением одного из важнейших этапов в строительстве судна. По словам С. Шишкина, "новое судно - это следующий шаг по сравнению с ледоколами серии "Москва" и "Санкт-Петербург". Суда проекта 21900 М имеют улучшенные характеристики, учитывающие опыт эксплуатации ледоколов предыдущих проектов при обеспечении ледокольных проводок зимней навигации в Финском заливе".

Новый ледокол представляет собой двухпалубное судно, оборудованное вертолетной площадкой, водоизмещением около 10 тыс. тонн, с двумя полноповоротными винторулевыми колонками и подруливающим устройством, способное преодолевать льды толщиной до 1,5 метра. Оно предназначено для проводки крупнотоннажных судов, буксировки, тушения пожаров на плавучих объектах и иных сооружениях, транспортировки грузов и помощи судам, терпящим бедствие.

 

На Балтзаводе спущена на воду кормовая часть ДВКД «Севастополь»

На Балтийском заводе 30 апреля произведен спуск на воду кормовой части второго российского десантно-вертолетного корабля-дока (ДВКД) класса «Мистраль».

ДВКД «Севастополь», кормовая часть которого была спущена на воду со стапеля Балтийского завода, стал вторым вертолетоносцем, из строящихся по заказу Минобороны РФ во Франции.

ФГУП «Рособоронэкспорт» и французская компания DCNS подписали контракт на строительство первых двух вертолетоносцев общей стоимостью более 1,1 млрд евро в июне 2011 года. Объединенная судостроительная корпорация, в которую входит Балтийский завод, привлечена к этой сделке в качестве субподрядчика французской верфи STX France в Сен-Назере. Балтийский завод выполняет работы по строительству кормовых частей для двух ДВКД – «Владивосток» и «Севастополь».

Вице-президент Объединенной судостроительной корпорации Сергей Форафонов отметил, что Балтийский завод выполнил оба заказа по российским «Мистралям» качественно и в срок. «Я абсолютно уверен, что Балтийский завод, благодаря полученному опыту и собственным компетенциям, может строить вертолетоносцы класса «Мистраль» полностью своими силами», - сказал он.

«Уникальное сотрудничество с иностранной компанией, которая является не только автором проекта, но и судостроительной корпорацией - важный этап в истории Балтийского завода, - отметил генеральный директор предприятия Алексей Кадилов. По его словам, этот заказ по сравнению с первым «Мистралем» был более трудоемким, однако, опытным корабелам завода удалось подготовить корпус к спуску точно в срок, выполнив все обязательства перед французской стороной быстро и качественно.

Директор по производству верфи STX France Жан Ив Жоуэн отметил, что спуск кормы ДВКД-2 состоялся всего через 11 месяцев после спуска кормы первого ДВКД, учитывая, что насыщение кормовой части корпуса «Севастополя», выполненное на Балтийском заводе, было большим, чем на первом заказе. «Мы довольный работой, которая была проведена в Санкт-Петербурге и уверены, что нас ждут новые совместные проекты», - сказал Жан Ив Жоуэн.

 

МОРСКИЕ ПОРТЫ

Изменены ставки портовых сборов в морских портах России

В «Российской газете» 29 апреля 2014 года официально опубликован приказ ФСТ России от 12.03.2014 № 53-т/2 «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в морских портах Российской Федерации», зарегистрированный в Минюсте России 18 апреля 2014 года (регистрационный № 32029).

Указанным приказом проиндексированы ставки портовых сборов в среднем на 4,4% практически во всех морских портах, за исключением морских портов Архангельского филиала, а также морского порта Сочи.

В целях сокращения убыточности лоцманской деятельности почти во всех морских портах проиндексированы ставки лоцманского сбора, в том числе ставки каботажного плавания. В целом по предприятию индексация лоцманского сбора составляет 7%.

Вместе с тем снижены на 10% ставки маячного сбора в морском порту Усть-Луга и ставки канального сбора в морском порту Восточный.

Кроме того, приказом ФСТ России от 12.03.2014 № 53-т/2 установлены ставки навигационного сбора в морском порту Геленджик.

В соответствии с установленным порядком вступления в силу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти указанный приказ ФСТ России вступает в силу на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня его официального опубликования – с 00 часов 00 минут 10 мая 2014 года.

 

 

Калининград может стать свободным портом

Калининград может стать свободным портом. Об этом в ходе международной конференции «Стратегическое положение Калининградской области  в транспортном комплексе стран региона Балтийского моря», проходящей в Калининграде, заявил советник губернатора Калининградской области по транспорту Алексей Клюнеев, передает корреспондент ИА «Морвести.Ру».

По его словам, к настоящему моменту на уровне правительства РФ есть стратегическое решение о строительстве глубоководного порта на территории Калининградской области в районе г.Янтарный, недавно завершена работа проектной организации по корректировке экономического обоснования выбора площадки для строительства порта, и обоснованию его параметров. Предполагается, что новый порт будет способен перерабатывать до 50 млн тонн грузов в год, в том числе до 35 млн тонн контейнерных грузов (до 3,56 млн ТЕU/год – контейнерный хаб). Но, как подчеркнул А. Клюнеев, эти параметры могут быть достигнуты лишь в том случае, если трансокеанские контейнерные суда смогут перегружаться в порту без таможенного оформления.

«Данная схема заработает при особом статусе территории, а из мировой практики следует, что это может быть статус свободного порта», - считает А. Клюнеев. Он пояснил, что для этого часть территории области должна быть выведена из таможенного регулирования не только российского таможенного законодательства, но и законодательства Таможенного Союза. «Мы предполагаем, что это может быть территория от 20 до 50 га и прилегающая к ней акватория, где будут разгружаться суда, производиться операции по перемещению, перегрузке, перевалке и хранению грузов. Затем контейнеры с больших судов, минуя государственный контроль и надзор, будут погружаться на суда меньших размеров, и перемещаться в другие российские порты, например, Усть-Лугу или Санкт-Петербург, где уже будут произведены  все необходимые формальные операции по пересечению государственной границы», – пояснил А.Клюнеев.

Советник губернатора также отметил, что на сегодняшний день правительство Калининградской области обратилось к президенту РФ для решения данного вопроса и обоснования необходимости изменений в действующее законодательство на выделение такого рода территории. Оценивая шансы принятия данных поправок, А. Клюнеев в беседе с корреспондентом ИА «Морвести.Ру» отметил, что процесс обещает быть сложным, ведь речь идет о решении специфических региональных проблем на федеральном уровне, где они далеко не всегда понятны. «Безусловно, мы будем стараться достичь положительного  результата, тем более отступать нам уже некуда: от этого решения напрямую зависит заинтересованность судовладельцев в перевалке грузов, ориентированных на рынок РФ, через  Калининградский порт – а значит и благополучие региона в целом» – заключил он.

 

Грузооборот петербургского порта в марте рос быстрее Усть-Луги

Грузооборот портов Петербурга и Ленобласти в I квартале 2014 г. увеличился на 6%. Впервые с января 2011 г. перевалка в петербургском порту росла быстрее, чем в Усть-Луге.

В I квартале 2014 г. пять портов Петербурга и Ленобласти перевалили 48,7 млн т, на 5% больше, чем в I квартале прошлого года, следует из данных администрации «Большого порта Санкт-Петербург».

Положительную динамику показали почти все порты, кроме Приморска — там грузооборот сократился на 17% до 13,9 млн т за счет того, что перевалка нефти упала на 23%. Лидером по грузообороту остается Усть-Луга, где перевалка выросла на 25% до 16,6 млн т, в основном благодаря нефтепродуктам, которые обрабатывает терминал ОАО «Усть-Луга ойл», принадлежащий Gunvor.

Грузооборот порта Санкт-Петербург в I квартале вырос на 13% до 14 млн т, положительную динамику показали минеральные удобрения (+43%), черные металлы (+26%), контейнеры (+7%), нефтепродукты (+20%). Порт Высоцк увеличил грузооборот на 5% до 3,9 млн т за счет роста перевалки угля. В порту Выборг перевалка выросла на 23% до 320 000 т.

По данным администрации порта, в марте грузооборот порта Усть-Луга вырос на 17% и составил 5,7 млн т, из которых около 65% приходится на нефть и нефтепродукты. Перевалка нефти в Усть-Луге началась в марте 2012 г., нефтепродуктов — в январе 2011 г.

В марте 2014 г. перевалка нефти на терминале Невской трубопроводной компании (НТК; 50% принадлежит «Усть-Луга ойл», 26% — «Транснефти», 24% — Газпромбанку) в Усть-Луге упала на 22% до 1,6 млн т по сравнению с мартом 2013 г., перевалка нефтепродуктов на терминале «Усть-Луга ойл» при этом выросла на 80% до 2 млн т. Однако за счет снижения перевалки НТК порт Усть-Луга впервые с января 2011 г. уступил в динамике порту Санкт-Петербург, где перевалка в марте выросла на 19% до 5,3 млн т.

По итогам 2014 г. терминал НТК планирует снизить перевалку нефти на 14% до 20 млн т, говорил в начале апреля гендиректор НТК и «Усть-Луга ойл» Константин Хамлай. При этом оборот нефтепродуктов на терминале «Усть-Луга ойл», по его прогнозу, вырастет на 27% до 21,4 млн т. Снижение перевалки нефти он объяснял внешнеполитической ситуацией, по его словам, в прогноз заложены риски, связанные с санкциями, хотя он был сделан еще до введения первых санкций США и Евросоюзом, в том числе и в отношении бывшего совладельца Gunvor Геннадия Тимченко. В «Усть-Луга ойл» на запрос «Ведомостей» вчера не ответили.

Тенденция к снижению экспорта нефти и росту экспорта нефтепродуктов в западном направлении сохранится, полагает управляющий директор Advance Capital Карен Дашьян. Он объясняет снижение перевалки нефти перераспределением в пользу внутренней переработки и перекачки по нефтепроводу Восточная Сибирь — Тихий океан. По мнению аналитика, санкции на этот процесс не влияют. Первичная переработка нефти в 2013 г., по данным Минэнерго, выросла на 6 млн т в 2013 г., на столько же сократился экспорт нефти.

 

Бизнес Кубани готов вложиться в расширение порта «Темрюк»

Бизнес сообщество Кубани считает необходимым развитие порта «Темрюк» до масштабов его «соседа» - порта города Новороссийск. Об этом заявил уполномоченный по защите прав предпринимателей Кубани Игорь Якимчик.

По словам омбудсмена, порт Новороссийска уже сегодня достаточно тяжело справляется с графиком отгрузок товаров. Единственным выходом из ситуации станет значительное развитие порта «Темрюк», а также улучшение автодорожного и ЖД сообщения в крае.

«Сегодня на Кубани существуют острая проблема логистики. Это сказывается как на промышленности региона, так и на тур отрасли. Большой грузопоток перегружает дороги, мешает передвигаться по краю туристам. Бизнес сообщество хочет и готово помочь региону решить проблему с логистикой, но на условиях госпартнерства», - прокомментировал ситуацию И.Якимчик.

По словам омбудсмена, на поставщиках экспортных грузов негативно отразился перенаправленный из порта «Кавказ» в Новороссийск грузопоток в направление Крыма. При этом И.Якимчик отметил, что после уборки урожая проблемы с заторами на дорогах и отгрузкой товаров в новороссийском порту лишь усугубятся.

«Представители металлургических компаний, компаний занимающихся перевалкой нефти, леса, отгрузкой зерна заинтересованы в увеличении мощности порта «Темрюк» если при этом государство обеспечит им определенные виды преференций. Ведь речь идет о сотнях миллионов долларов инвестиций в порт», - отметил И.Якимчик.

Он сообщил, что время реконструкции темрюкского порта составит не более 5 лет, а пропускная способность увеличится более чем в 20 раз. Однако, реализация проекта такого масштаба возможна лишь при участии Минтранса РФ. Так как необходимо не только углублять бассейн порта, но и полностью переоборудовать техсредства погрузки товаров, а также развивать инфраструктуру, в том числе и дороги.

«Этот порт нужен бизнесу для углубления экспортных торговых связей со странами СНГ и конечно Европы. Сегодняшняя политическая ситуация несколько осложнила ситуацию с экспортом, но однозначно экономические связи не только не оборвутся но будут все глубже со временем», - считает омбудсмен.

Как сообщалось ранее, грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна в январе-марте 2014г. увеличился на 8,6% по сравнению с аналогичным периодом 2013г. и составил 43,8 млн тонн. При этом грузооборот порта Новороссийск увеличился до 30,1 млн тонн (рост на 5,2%), Туапсе до 5,1 млн тонн (рост на 30,9%), Тамань до 3,0 млн тонн (рост в 1,8 раза), Азов до 0,9 млн тонн (рост на 38,5%) и Ейск до 0,6 млн тонн (рост на 44,9%). В то же время уменьшили объем перевалки грузов операторы морских терминалов портов Кавказ до 1,1 млн тонн (снижение на 17,5%) и Темрюк до 0,3 млн тонн (снижение в 2 раза).

 

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

РЖД могут повысить тарифы на перевозку нефтеналивных грузов на 6%

Правительство согласно повысить стоимость перевозки нефти и нефтепродуктов по железной дороге на 6%, пишет газета «Ведомости» со ссылкой на федерального чиновника и источник в РЖД.

Теперь решение - за президентом РФ Владимиром Путиным, отмечают собеседники издания.

Индексация тарифов на нефтеналивные грузы принесет РЖД дополнительные 12 млрд рублей. Но это не выведет монополию из минуса - ее убыток по итогам года может составить 25 млрд рублей. Компенсировать оставшуюся часть средств монополии придется самостоятельно.

9 апреля президент РЖД Владимир Якунин сообщил, что из-за неиндексации тарифа на перевозку нефти компания впервые получила убыток в 16 млрд рублей в первом квартале 2014 года. По его словам, неиндексация тарифа на перевозку нефти и нефтепродуктов привела к тому, что доходный бюджет компании сократился на 6,6%. «И сегодня Минэкономразвития признает, что это явилось фактором, который привел нас к тому, что первый квартал текущего года компания впервые за всю историю своего существования закончила с убытком 16 млрд рублей», - сказал Якунин.

Нефтяники выступают против индексации тарифов на перевозку нефти. «Чем нефтяная отрасль хуже других? Нам кажется несправедливым, что РЖД хочет компенсировать выпадающие доходы только за счет роста тарифов для нефтяников. У нефтяных компаний растут акцизы, обсуждается опережающий рост пошлин на темные нефтепродукты. При этом правительство требует ускорить модернизацию мощностей. Чтобы выполнить эту задачу на фоне роста налогов и издержек, нефтяники будут вынуждены повышать цены на топливо. И, возможно, придется сокращать объемы переработки, что автоматом ведет к сокращению платежей в бюджет», - рассказал «Ведомостям» источник в одной из нефтяных компаний.

 

В Бюллетене использована авторская информация издательства «Морские вести России», а также сайтов Президента РФ, Председателя Правительства РФ, ГД РФ, Минтранса, Российской газеты, Росморречфлота, ИТАР-ТАСС, РИА Новости, ИА Regnum, Ведомостей, Известий, агентства Прайм, АТН и других.

 

Все новости, включая самые последние, на сайте издательства «Морские вести России» www.morvesti.ru

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ