Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Комментарий юриста: Почему держателю коносамента не удалось арестовать судно в случае выдачи груза без предъявления оригинала?


В соответствии со статьей 388 Кодекса торгового мореплавания РФ (далее - КТМ РФ) под арестом судна понимается любое задержание или ограничение в передвижении судна во время нахождения его в пределах юрисдикции Российской Федерации, осуществляемые на основании постановления суда, арбитражного суда или управомоченного законом налагать арест третейского суда по морским делам для обеспечения морского требования.

Как мы видим из легального определения, арест судна возможен только по морским требованиям, перечень которых раскрывается в статье 389 КТМ РФ. Любое требование будет считаться морским, если оно связано, например, с причинением ущерба при эксплуатации судна, осуществлением спасательной операции или любым договором о спасании, утратой или повреждением груза, общей аварией. Помимо наличия морского требования для ареста морского судна необходимо наличие еще двух обстоятельств: лицо, заявляющее требование, является надлежащим лицом, и судно, в отношении которого заявляется требование, принадлежит лицу, которое несет ответственность по морскому требованию, на праве собственности либо передается ему во временное пользование и владение по бербоут-чартеру. Однако, даже наличие всех трех обстоятельств не гарантирует реализацию защиты нарушенных прав посредством наложения ареста на морское судно.

Так, между компанией-поставщиком (далее - заявитель) и компанией-покупателем (далее –фрахтователь) был заключен договор поставки на условиях FOB желтого гороха российского производства в количестве 3 000 метрических тонн. В целях доставки груза между фрахтователем и судовладельцем (далее – должник) был заключен договор фрахтования. Товар был погружен на борт судна, что подтверждалось коносаментами, выданными капитаном судна, который предоставил расписку в том, что документы, в том числе копия коносамента, должны быть доставлены в порт выгрузки стороне, назначенной фрахтователем после получения письменных инструкций от собственника груза.

Заявителем в адрес судовладельца судна было направлено письмо, в котором он инструктировал судовладельца не разгружать судно без специального подтверждения с его стороны в связи с неисполнением обязательств покупателя по оплате груза и был предупрежден о возложении на него ответственности в связи с превышением полномочий, связанным с выдачей груза.Тем не менее, доставленный в порт назначения груз в отсутствие специальных указаний заявителя, а также без предъявления оригиналов коносамента был выгружен неизвестному лицу, чем компании был причинен ущерб в виде убытков в размере более двухсот тысяч долларов США. В то время как в соответствие со статьей 158 КТМ РФ груз выдается лицу в порту выгрузки исключительно при предъявлении оригинала коносамента, все три экземпляра оригиналов коносаментов имелись в распоряжении заявителя, что подтверждает, во-первых, незаконность выдачи груза неустановленным лицам и, во-вторых, утрату груза судовладельцем.

В целях защиты нарушенных прав заявитель обратился в Арбитражный суд Ростовской области (далее – АС РО) с заявлением о принятии предварительных обеспечительных мер в виде наложения ареста морского судна путем запрета капитану морского порта Ростов-на-Дону выдавать разрешение на выход судна за пределы акватории морского портаРостов-на-Дону, предоставив при этом встречное обеспечение в виде банковской гарантии.

Применение предварительных обеспечительных мер ввиду своей правовой природы обеспечивает имущественные интересы до предъявления искового заявления, исключает возможность затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также предотвращает причинение значительного ущерба.

Обязательным в случае применения предварительных обеспечительных мер является представление заявителем доказательств наличия оспоренного или нарушенного права, а также его нарушения[1]. Более того, рассматривая заявление о применении обеспечительных мер, суд оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования и соразмерна ему.

Факт наличия нарушенного права в приведенной ситуации подтверждается наличием трех экземпляров оригиналов коносаментов в распоряжении заявителя, в то время как груз был выдан неуправомоченному лицу.Заявитель просил наложить арест на судно,принадлежащее должнику на праве собственности, выступающее предметом договора фрахтования, заключенного между заявителем и должником, и имеющее непосредственное отношение к спору, а также являющееся единственным известным для заявителя имуществом должника.

Однако, судом первой инстанции в обеспечении имущественных интересов было отказано ввиду следующего. Во-первых, в определении суда указывается, что «отсутствие оплаты товара со стороны покупателя дает право заявителю обращаться к нему с соответствующим иском, утрата груза после передачи заявителем товара на борт судна не является его риском. Нормы права, регулирующие договор морской перевозки, в том числе определяющие товарораспорядительный характер коносамента, а также закрепляющие право отправителя распоряжаться грузом до выдачи его получателю, не отменяют правила купли-продажи товара, в том числе нормы, регулирующие переход права собственности на товар».В соответствии с договором, заключенным между заявителем и покупателем товара, момент перехода права собственности был обусловлен именно оплатой товара в полном объеме. Оплата произведена не была, следовательно, право собственности на товар сохранилось за заявителем. То есть судом неправильно была определена норма материального права. Более того,хотелось бы обратить внимание, что суд при рассмотрении вопроса о применении предварительных обеспечительных мер пришел к выводу о применимом праве, не рассматривая материальное правоотношение по существу, что является нарушением норм процессуального законодательства.

Во-вторых, суд определил, что не обращение заявителя в суд с иском к должнику свидетельствует об иных целях обращения заявителя, отличных от целей обеспечения иска, что не соответствует действительности.Компанией были предоставлены все доказательства, свидетельствующие о намерении обратиться с иском к должнику: в материалы дела были предоставлены оригиналы всех документов, получена банковская гарантия, подготовлены нотариально заверенные переводы документов с иностранного языка.

Вместе с тем, целью обеспечительных мер является обеспечение исполнения решения суда в будущем – в данном случае в виде ареста имущества должника, на которое впоследствии может быть обращено взыскание. Институт предварительных обеспечительных мер позволяет истцу перед подачей иска удостовериться в том, что в случае затраты средств на подготовку и подачу иска его исковое заявление будет впоследствии однозначно обеспечено для исполнения решения. В условиях, когда ответчиком является иностранная офшорная организация, а единственным имуществом – постоянно перемещающееся судно, когда нет гарантий того, что после подачи иска судно не перестанет заходить в порты РФ в целях избежать ареста и обращения взыскания на судно, предварительные обеспечительные меры являются необходимым условием для подачи искового заявления.В противном случае отсутствует эффективность и весь смысл обращения в суд.

Также суд принял во внимание, что с момента возникновения спорной ситуации до предъявления заявления о наложении ареста на морское судно прошло более 6 месяцев. Но следует учитывать, что срочность как одно из необходимых оснований для применения предварительных обеспечительных мер, являющихся ускоренным средством защиты, относится к процессуальному аспекту: заявление рассматривается в ускоренном порядке, не позднее следующего дня после дня поступления в суд.

Однако, суды апелляционной и кассационной инстанций не прислушались к доводам заявителя и оставили определение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную и кассационную жалобы без удовлетворения.Заявителю, имея на руках оригиналы коносаментов, не удалось реализовать законное право на защиту нарушенных интересов и арестовать морское судно в обеспечение будущего иска.


Дарья Филатова, Адвокатское бюро «Степанов и Аксюк»




[1]Пункт 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер"




Вернуться к разделу

Новости

Лента новостей

Фрегат «Адмирал Горшков» войдет в состав ВМФ 28 июля

Фрегат «Адмирал Горшков» войдет в состав ВМФ 28 июля Фрегат «Адмирал Горшков» передадут Военно-морскому флоту 28 июля. Об этом сообщили «Интерфаксу» в де...

55 из 316 выпускников Института морского транспортного менеджмента ГМУ им Ушакова получили дипломы с отличием

55 из 316 выпускников Института морского транспортного менеджмента ГМУ им Ушакова получили дипломы с отличием В Институте морского транспортного менеджмента, экономики и права Государственного морского универси...

Российская экономика

Госдума приняла в I чтении проекты о российских офшорах на островах Русский и Октябрьский

Госдума приняла в I чтении проекты о российских офшорах на островах Русский и Октябрьский Госдума приняла в первом чтении пакет законопроектов о специальных административных районах (САР...

Грузооборот транспорта в России в I полугодии вырос на 2,9% - Росстат

Грузооборот транспорта в России в I полугодии вырос на 2,9% - Росстат Грузооборот транспорта в России в январе - июне 2018 г. вырос на 2,9% по сравнению с показателем...

Транспортная политика

Страны Балтии получат 110 млн евро от ЕК на поддержку строительства Rail Baltica

Страны Балтии получат 110 млн евро от ЕК на поддержку строительства Rail Baltica Страны Балтии получат от Еврокомиссии 110 млн евро на поддержку строительства скоростной железнодоро...

Запрет рыбодобытчикам на иностранные суда поможет бороться с «удобными флагами» - профсоюз

Запрет рыбодобытчикам на иностранные суда поможет бороться с «удобными флагами» - профсоюз Запрет использования иностранных транспортных судов для перевозки грузов, о котором Пограничная служ...

Морские порты

Олег Букин избран председателем совета директоров АО «Туапсинский морской торговый порт»

Олег Букин избран председателем совета директоров АО «Туапсинский морской торговый порт» 16 июля состоялось первое после проведения годового собрания акционеров заседание Совета директоров ...

Заместитель министра РФ по делам Северного Кавказа посетила морской порт Махачкала

Заместитель министра РФ по делам Северного Кавказа посетила морской порт Махачкала Делегация Минкавказа России, возглавляемая заместителем Министра Ольгой Рухуллаевой, 17 июля 2018 го...




Морской транспорт

Турецкая верфь построит для «Океанрыбфлота» траулер за 6 млрд руб., затем еще один

Турецкая верфь построит для «Океанрыбфлота» траулер за 6 млрд руб., затем еще один Совет директоров ПАО «Океанрыбфлот» на заседании 16 июля одобрил заключение контракта с турецкой Ter...

Северная верфь заложит ярусолов-процессор для Карельского рыболовного флота

Северная верфь заложит ярусолов-процессор для Карельского рыболовного флота 20 июля 2018 года в 12:00 на Северной верфи (Санкт-Петербург) состоится церемония закладки я...

Речной транспорт

Речной трамвай появится в Красноярске

Речной трамвай появится в Красноярске Новым видом транспорта в Красноярске станет речной трамвай, его запуск запланирован на текущий год. ...

В Рыбинске построены две нефтеналивные баржи смешанного река-море плавания проекта ROB07 для Ленского пароходства

В Рыбинске построены две нефтеналивные баржи смешанного река-море плавания проекта ROB07 для Ленского пароходства На Рыбинском судостроительном и судоремонтном заводе «Верфь братьев Нобель» прошли торжества, посвящ...

Ж/Д транспорт

Совет директоров «Трансконтейнера» одобрил покупку терминала в Санкт-Петербурге

Совет директоров «Трансконтейнера» одобрил покупку терминала в Санкт-Петербурге Совет директоров «Трансконтейнера» одобрил покупку у Global Ports терминала в Санкт-Петербурге (...

ФНС с 2019 г. получит удаленный доступ к бухгалтерии РЖД

ФНС с 2019 г. получит удаленный доступ к бухгалтерии РЖД Российские железные дороги (РЖД) перейдут с начала 2019 г. на новую форму налогового контрол...

Авто транспорт

Cистема «Платон» зарегистрировала рекордные 20 тыс. автомобилей за прошедший месяц

Cистема «Платон» зарегистрировала рекордные 20 тыс. автомобилей за прошедший месяц Регистрация большегрузов в системе «Платон» за прошедший месяц составила рекордные 20 тыс. машин, со...

Более 1 млн автомобилей проехали по Крымскому мосту с момента открытия - инфоцентр

Более 1 млн автомобилей проехали по Крымскому мосту с момента открытия - инфоцентр Более 30 тысяч автомобилей проехали по Крымскому мосту в минувшее воскресенье, что является рекордны...

Аналитика

Транспортная политика

Масштабные преобразования не за горами

Масштабные преобразования не за горами 29 марта состоялось расширенное заседание Коллегии Росрыболовства, посвященное итогам деятельности в...

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы Общее собрание членов Российской палаты судоходства состоялось 20 марта 2018 года в Москве под предс...

Морские порты

Порт Совгавань: безопасность мореплавания касается всех

Порт Совгавань: безопасность мореплавания касается всех Проблема обеспечения безопасности мореплавания является одной из важнейших на морском транспорте, та...

Combilift открывает новый завод и штаб-квартиру

Combilift открывает новый завод и штаб-квартиру Производитель многоходовых вилочных погрузчиков и поставщик решений для обработки длинномерных грузо...

Морской транспорт

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Позиции ММП на рынке транспортных услуг укрепляются

Позиции ММП на рынке транспортных услуг укрепляются Продолжается работа, направленная на укрепление позиций пароходства на рынке транспортных услуг как ...

Речной транспорт

Амурводпуть: Главный фактор роста грузоперевозок

Амурводпуть: Главный фактор роста грузоперевозок Географически водные пути Амура с боковыми притоками Шилка, Аргунь, Зея, Селемджа, Бурея, Уссури, Ту...

Гарантированных габаритов стало больше

Гарантированных габаритов стало больше ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» осуществляет свои функции по...




Темы

Инфраструктура / Образование

Норвежское морское образование

Норвежское морское образование В начале апреля этого года группа курсантов Арктического морского института имени В.И. Воронина из 9...

Подготовка экипажей судов для работы в полярных водах

Подготовка экипажей судов для работы в полярных водах В 2017 году вступил в силу международный Полярный кодекс. Кодекс охватывает полный диапазон требован...

Грузовая база

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

Безопасность мореплавания

Поправка на дрейф

Поправка на дрейф В отличие от «классических» столкновений движущихся судов друг с другом, которые в английском языке ...

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Севморпуть

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...




Судостроение

Планы и перспективы Большого Камня

Планы и перспективы Большого Камня Некогда мощный судостроительный комплекс Приморья может обрести второе дыхание. Начало этому процесс...

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...