Севморпуть, НОВАТЭК и атомный лихтеровоз: пути роста грузооборота порта Петропавловск-Камчатский - Морские вести России

Севморпуть, НОВАТЭК и атомный лихтеровоз: пути роста грузооборота порта Петропавловск-Камчатский

25.11.2019

Морские порты

В среднесрочной перспективе морской порт Петропавловск-Камчатский может увеличить грузооборот в десятки раз, став полноценной частью международных транспортных маршрутов между Европой, Азией, Северной и Южной Америкой. Причина – масштабные проекты, реализуемые в этом году. Об этом журналу «Морские порты» сообщил Иван Бунин, капитан морского порта Петропавловск-Камчатский ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки».

В 2018 году грузооборот указанного порта вырос на 19% по сравнению с показателями предыдущего года – до 1,7 млн тонн. Большая часть этого объема – более 1,5 млн тонн – приходится на каботаж, экспорт составляет 145 тыс. тонн, остальное – импорт. В 2019 году тенденция сохраняется. Грузооборот за 7 месяцев текущего года составил более 1 млн тонн грузов, из них 98% – каботаж.

Важным событием 2019 года стали прием и обработка атомного лихтеровоза «Севморпуть». В конце августа судно прибыло на терминал «Сероглазка», где было загружено рефконтейнерами с рыбопродукцией и отправлено по северному морскому пути (Севморпуть, СМП) в Санкт-Петербург. Работа с 260-метровым судном, крупнейшим в своем классе, впервые зашедшем в порт Петропавловск-Камчатский, потребовала большого профессионализма не только портовиков, но и сотрудников службы капитана порта. Тестовая обработка судна была выполнена успешно. Сейчас ведутся переговоры об открытии регулярной линии в 2020 году.

Наиболее масштабным является инвестиционный проект ПАО «Новатэк» – строительство морского терминала по хранению и перегрузке сжиженного природного газа (СПГ) в бухте Бечевинская в северной части Авачинского залива. Проект предполагает создание к 2024 году перегрузочного комплекса проектной мощностью 21,7 млн тонн СПГ в год. Основная цель – снизить транспортные издержки при доставке газа с арктических месторождений на рынки АТР.

До конца 2019 года российское правительство поручило определить источники финансирования строительства объектов федеральной собственности – подходного канала, причала, объектов обеспечения безопасности мореплавания. На всех стадиях реализация проекта будет проходить в тесном сотрудничестве со Службой капитана морского порта Петропавловск-Камчатский. На сегодня уже получены согласования на расширение границ морского порта и включения в них участка акватории бухты Бечевинская, где планируется строительство комплекса. Соответствующие документы направлены на рассмотрение в Росморречфлот.

В числе крупных инфраструктурных проектов строительство комплекса по складированию и хранению неф-тепродуктов в порту, которое компания «Морской Стандарт-Бункер» планирует закончить в 2020 году. Инвестиционный проект, реализуемый в рамках ТОР «Камчатка», предполагает создание комплекса с возможностью единовременного хранения 18 тыс. тонн топлива и ежегодным оборотом в объеме 169 тыс. тонн.

На данный момент проект находится в заключительной стадии реализации: установлены резервуары, ведется монтаж технологического оборудования. Реализуя проект строительства топливного комплекса за счет собственных средств и государственных преференций, компания-инвестор, обладающая танкерным флотом из 16 судов общим дедвейтом более 100 тыс. тонн, ориентируется на создание сервиса для обеспечения растущего транспортного рынка в регионе, в первую очередь транзита по Севморпути.

Другим масштабным проектом является строительство глубоководного контейнерного терминала в порту, анонсированное ООО «Приморский универсальный перегрузочный комплекс», которое начнется в 2024 году. Информацию о строительстве недавно подтвердило Министерство экономического развития и торговли Камчатского края.

В рамках стратегии стивидорной компанией «Авача» реализуется проект создания хаба по комплексному обслуживанию рыбопромысловых судов и организации перевалки рефрижераторных и сухих контейнерных грузов стоимостью 2 млрд рублей. Специализированный хаб позволит удовлетворить потребности предприятий рыбной отрасли региона в комплексном обслуживании во время стоянки в порту и в рефрижераторных перевозках готовой рыбной продукции на экспорт, минуя существующую в настоящее время необходимость перевалки в портах Республики Кореи. Кроме того, компания «Авача» рассчитывает увеличить грузооборот морского порта за счет обработки судов международной линии Maersk. Реализация проекта рассчитана на период с 2017 по 2032 год.

Также в морском порту в рамках ТОР «Камчатка» инициирован проект строительства терминала по переработке навалочных и генеральных грузов мощностью до 600 тыс. тонн и морского пассажирского терминала для организации водного туризма. Проект общей стоимостью 2,2 млрд рублей планируется реализовать к 2022 году.

Наконец, говоря о перспективах порта, нельзя не упомянуть о том, что в его структуру входят 13 участков: Пахачи, Тиличики, Оссора, Усть-Камчатск, Никольское, Озерновский, Октябрьский, Кировский, Крутогорово, Усть-Хайрюзово, Тигиль, Палана и Манилы. Задачи по модернизации и реконструкции этих портопунктов с целью придания положительного синергетического эффекта общей работе порта Петропавловск-Камчатский также входят в инвестиционный план региона. Так, заявлено о реализации проекта реконструкции портопункта Оссора, подразумевающего установку плавучего причала для рейдовой обработки крупнотоннажного и маломерного флота, строительство складских площадей, здания портопункта, приобретение плавсредств и крана грузоподъемностью 25 тонн. Проект предполагает восстановление и развитие каботажных перевозок в данном портопункте.

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ