8 цифровых новинок «Росморпорта» - Морские вести России

8 цифровых новинок «Росморпорта»

29.07.2021

Лента новостей

8 цифровых новинок «Росморпорта»

Сегодня ФГУП «Росморпорт» активно реализует программу цифрового развития: от использования электронного документооборота до проектов автономного и безэкипажного судовождения. Как современные решения изменят работу в отрасли, в ходе форума «Инфраструктура портов: новое строительство, модернизация, эксплуатация» рассказал заместитель генерального директора предприятия Сергей Симонов. Его слова приводит корреспондент «Морских вестей России».

Сергей АЛЕКСЕЕВ

 

1. Ситуационный центр на базе технологии «Цифрового двойника»

 1.jpg

«Росморпорт» начал активно заниматься цифровизацией с 2018 года.

Первым проектом стал Ситуационный центр с использованием технологии обработки «больших данных». Система предназначена для графической визуализации отчетной операционной информации о деятельности организации и всей подконтрольной портовой инфраструктуры в режиме реального времени и представляет собой цифровой двойник предприятия.

Прототип системы визуализации данных Ситуационного центра был создан в 2019 году на базе отечественного программного обеспечения. В рамках опытного образца разработаны интерактивные карты расстановки ледоколов и судов дноуглубительного флота, интерактивная карта объектов Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ), информационные панели с финансовыми и производственными показателями.

В 2020 году система визуализации данных была доработана и введена в промышленную эксплуатацию. Современные механизмы обработки «больших данных» позволяют наглядно визуализировать и анализировать информацию о различных аспектах производственной деятельности из внутренних и внешних информационных систем и оперативно информировать руководство.

В перспективе планируется дальнейшее развитие функционала, в том числе, создание дашборда (приборной панели с виджетами) «Оперативная обстановка в портах» в виде интерактивной карты расстановки судов в морских портах России, где ведет свою деятельность ФГУП «Росморпорт».

В апреле 2021 года проект презентовали заместителю Министра транспорта Кириллу Богданову, директору Департамента цифрового развития Митранса России Дмитрию Баканову, а также другим должностным лицам подведомственных организаций Министерства, участвующих в работах по цифровому развитию отрасли.

Систему оценили по достоинству, часть ее элементов планируется взять «на вооружение» при создании Ситуационного центра Министерства транспорта РФ.


2. Автоматизация лоцманского дела

2.jpg

«Безопасность мореплавания - наша работа», - так звучит лозунг «Росморпорта», который неумолимо следует ему.

В работе лоцманов предприятия используются автономные рабочие места, установленные на индивидуальных планшетах со всем необходимым навигационным программным обеспечением.

«Данный инструмент содержит общую базу знаний лоцманской службы, единую базу электронных карт, журналов, справочников судов, маршрутов и историй передвижений. Это позволяет упростить и улучшить передачу данных, проводить их точный и своевременный анализ, создавать и использовать лучшие практики в судоходстве», - сообщил замруководителя ФГУП «Росморпорт».

Сергей Симонов добавил, что в рамках внедрения системы в настоящее время идет оснащение инфраструктуры портов современными техническими средствами мониторинга и электронного документирования.


3. Информационная система «Портовые сборы»

3.png

Система PortCall

Одна из задач работы «Росморпорта» - получение прибыли в доход государства. Для ее эффективного решения внедряется корпоративная система сбора и обработки информации «Портовые сборы».

В частности, организована интеграция с модулем регистрации сервиса заходов\выходов судов в портах РФ - системой PortCall. Такое взаимодействие позволяет оперативно и достоверно получать данные по пребыванию судов в портах, а также облегчает и ускоряет обобщающий анализ полученных данных.

«В настоящее время для реализации данного бизнес-процесса практически все филиалы используют программное обеспечение, разработанное специалистами предприятия. Идёт плановая доработка его функционала по направлению интеграции с внешними информационными системами», - отметил Сергей Симонов.


4. Электронный документооборот для отрасли

4.jpg

В 2020-2021 годах «Росморпорт» запустил Единую отраслевую систему электронного документооборота. В середине мая текущего года в нее интегрировали Федеральное агентство морского и речного транспорта и 34 подведомственных ему организации.

Проект обеспечивает оперативный безбумажный обмен документами и поручениями между Росморречфлотом и подведомственными организациями, а также между центральным аппаратом «Росморпорта» и его филиалами.

Создание системы такого уровня оптимизировало документационные процессы организаций-участников информационного взаимодействия, вследствие чего:

• увеличена скорость обмена информацией;

• внедрена возможность организации сквозного контроля исполнения поручений;

• сокращено время регистрации переписки ведомств;

• снижены затраты на закупку и обслуживание оборудования и прикладного программного обеспечения;

• повышен уровень информационной безопасности.


5. Искусственный интеллект в СУДС

5.jpg

Госпредприятие планирует повысить эффективность Служб управления движением судами (СУДС) за счет дополнения существующих программно-аппаратных комплексов элементами с искусственным интеллектом (далее – ИИ).

«С учетом наличия готовых отечественных разработок в области искусственного интеллекта, в настоящее время в качестве эксперимента мы оборудуем ИИ одну из систем в восточной части Финского залива. Если пилотный проект окажется успешным, будем и дальше работать в этом направлении», - сказал Сергей Симонов.

6. Безэкипажные суда

6.jpg

«Росморпорт» является участником Национальной технологической инициативы (НТИ) по внедрению безэкипажного судовождения. Для проекта предприятием была выделена связка судов в составе дноуглубительного каравана: земснаряд «Редут» и шаланда «Рабочая».

На первом из них установлен пульт дистанционного управления, с которого возможно вести контроль и управление шаландой. Планируется, что в дальнейшем один экипаж на головном судне – земснаряде, сможет одновременно вести управление сразу всеми судами каравана. Это позволит оптимизировать число персонала на судах и улучшить координацию его работы.

Кроме этого, ФГУП «Росморпорт» участвует в проекте организации безэкипажного паромного сообщения по маршруту «Усть-Луга - Балтийск». В настоящее время осуществляется строительство двух судов для данного проекта.

Срок ввода в эксплуатацию первого парома - IV квартал этого года. После, в 2022 году, будут проведены необходимые работы для обеспечения его автономного судовождения. Второй паром планируется спустить на воду в средине лета 2022 года. В 2023 году он также будет оснащён необходимыми техническими средствами и выйдет на маршрут.


7. Дроны - арктические и подводные

7.jpg

«Росморпорт» является крупнейшим в мире владельцем ледокольной флотилии. Для обеспечения ее безопасности и эффективной работы Предприятие рассматривает возможность использования беспилотных дронов для ледовой разведки.

«Мы изучили проекты, которые предоставляет Ростех. Он разрабатывает беспилотные летательные аппараты вертолётного типа, предназначенные как раз для ведения эксплуатации в условиях Арктики», - отметил заместитель Генерального директора ФГУП «Росморпорт».

Не стоит забывать, что в хозяйственном ведении Предприятия находятся подводные (каналы, фарватеры, акватории) и наземные гидротехнические сооружения (ГТС) (причалы, пирсы, волноломы). Для контроля за их состоянием рассматривается возможность использования подводных дронов.

«Мы изучаем данную тематику, контактируем с рядом академических институтов. Беспилотники могут позволить наблюдать за целостностью и техническим состоянием ГТС, дноуглубительными работами. Также беспилотники помогут отслеживать возможные разливы нефтепродуктов, какие-либо выбросы и другие загрязнения в акваториях портов», - пояснил Сергей Симонов.


8. BIM-моделирование

8.jpg

«Росморпорт» активно внедряет технологии информационного моделирования в гидротехническом строительстве.

Сегодня, согласно распоряжениям Минтранса России и Минстроя России, при проектировании и строительстве объектов морских портов, «Росморпорт» использует информационное моделирование, так называемые BIM-технологии.

«Уже сейчас, в рамках проектирования реконструкции причала в порту Магадан, в техническое задание включено требования по разработке BIM-модели данного гидротехнического сооружения. Предприятие ведёт работы по созданию корпоративного стандарта информационного моделирования в гидротехническом строительстве».

__

В завершение, Сергей Симонов добавил, что цифровизация уже доказала свою эффективность улучшением производственных и экономических показателей предприятия.

«Безусловно, есть риски, что в ходе этой работы исчезнет ряд специальностей, возможно, профессий. Но в тоже время мы понимаем, что новые механизмы, продукты позволят создать новые рабочие места. Мы работаем в этом направлении: ведем обширную программу подготовки и переподготовки специалистов Предприятия. Ведь это уже не веяние времени, это необходимость», - подытожил Сергей Симонов.

 

Фото и иллюстрации: intellectika.ru, ieiworld.com, blog.ititranslates.com, оиак.рф, пресс-служба ФГУП "Росморпорт", rostec.ru/, lr.org/

 

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ