ФАС добилась пересмотра судебного дела о стоимости перевалки металла в порту Новороссийск - Морские вести России

ФАС добилась пересмотра судебного дела о стоимости перевалки металла в порту Новороссийск

13.10.2025

Лента новостей

Как стало известно изданию «КоммерсантЪ-Новороссийск», спор между Федеральной антимонопольной службой и ПАО «Новороссийский морской торговый порт» направлен на пересмотр в Арбитражный суд Москвы. Дело было инициировано Абинским электрометаллургическим заводом (АЭМЗ). Повторные слушания назначены на 12 ноября.

Как следует из материалов дела, в марте 2024 года ФАС возбудила дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Новороссийского морского торгового порта по жалобе АЭМЗ. Металлургический завод обратил внимание антимонопольного ведомства на то, что в НМТП с 2023 года были установлены монопольно высокие тарифы на услуги по перевалке черных металлов. Завод сослался на закон о конкуренции, запрещающий хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, устанавливать и поддерживать монопольно высокие цены.

Новороссийский морской торговый порт оспорил приказ ведомства.

Суды первой и апелляционной инстанций встали на сторону НМТП, посчитав выводы ФАС неправомерными. Они решили, что ФАС ошиблась, рассматривая Новороссийск как отдельный рынок. На самом деле, клиенты выбирают между всеми портами Черного и Азовского морей, поэтому и конкуренцию нужно оценивать в рамках всего этого региона, а не одного порта. Для перевалки черных металлов АЭМЗ может использовать и порты Туапсе, Таганрог, Ростов-на-Дону, Темрюк и Севастополь. Все вышеперечисленные порты, посчитали в суде, обладают схожими характеристиками, исключая, таким образом, уникальность Новороссийского порта. 

Также, согласно выводам судов, ФАС приняла во внимание только факт увеличения тарифа в НМТП, не уточнив, увеличили ли цены его конкуренты на сопоставимом товарном рынке. Для выявления признаков монопольно высокой цены ФАС должна была составить хотя бы предварительное мнение о наличии сопоставимых рынков, среднеотраслевой прибыли на них, а также затратах НМТП.

ФАС настаивала на том, что ни один потребитель не заявил о возможности замены услуг по перевалке черных металлов в порту Новороссийск на такую же услугу в других портах, НМТП же, говоря о расширении границ рынка, не представило доказательств замены его услуг в порту Новороссийск на услуги стивидорных компаний в других портах. В антимонопольном ведомстве отметили, что потребители этих услуг так и не смогли осуществить их замену и, несмотря на существенное повышение тарифов, продолжили пользоваться услугами НМТП.

«Поскольку судами первой и апелляционной инстанций вопреки требованиям процессуального законодательства не установлены все фактические обстоятельства дела и не дана надлежащая правовая оценка представленным доказательствам и всем доводам сторон, следует признать, что выводы судов сделаны при неполном выяснении обстоятельств, имеющих существенное значение для дела»,— указал Арбитражный суд Московского округа, возвращая дело в Арбитражный суд Москвы на пересмотр. 

В 2018 году НМТП выиграл аналогичный спор с ФАС в Президиуме Верховного суда РФ. Третьими лицами в споре тогда выступали РЖД и «Роснефть». НМТП грозил штраф в размере 9,7 млрд руб. Порт выигрывал дело во всех инстанциях, добившись признания недействительным предписания, но экономколлегия ВС решила вернуть спор на пересмотр. Однако НМТП удалось защитить принятые в свою пользу судебные акты. 

Восточный Порт
ООО «НКТ»
Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации
НПО «Аконит»
НТЦ Редуктор
Подписка 2026
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ