СМИ: Россия по-прежнему нуждается в европейских танкерах для поддержки экспорта нефти
15.02.2023
Лента новостей
Россия по-прежнему нуждается в европейских танкерах для обеспечения стабильного экспорта нефти в Азию из западных портов страны, пишет Bloomberg.
Путь российской нефти вырос больше чем в три раза
В декабре ЕС ввел запрет на импорт сырой нефти из РФ, что вынудило Москву перенаправить поставки в Китай и Индию, увеличив логистическое плечо на тысячи миль.
В начале 2022 года европейские покупатели купили 89% нефти, отгружаемой из западных портов РФ, а Индия лишь несколько тонн. Год спустя положение изменилось на противоположное: 85% поставок направлялись в порты Индии и только 6% оставались в Средиземноморье.
Соответственно сильно выросло среднее расстояние, которое преодолевает баррель российской нефти перед доставкой покупателю, что, в свою очередь, повлияло на продолжительность нахождения грузов на воде и число судов, необходимых для поддержания грузопотока.
Так, путь «черного золота» из терминалов на Балтике вырос примерно в три раза - с 3000 миль до 9000. Для того, чтобы добраться от Балтийского или Арктического побережья до западного побережья Индии у танкера уйдет 66 дней при отсутствии задержек. Большинство поставок в Китай следуют в порты провинции Шаньдун, рейс туда и обратно из Балтийского моря занимает 123 дня.
Недостаток судов для отгрузок компенсируют привлечением «европейцев»
До введения G7 запрета на импорт сырой нефти в ЕС и сопутствующего ему потолка цен почти половина экспорта сырой нефти из западных портов РФ перевозилась на судах, принадлежащих европейским фирмам. Данный показатель сократился примерно до 1/4 четверти в первый месяц после вступления в силу санкций. Лакуну заполнили судами РФ и «теневого флота» - танкерами из дружественных России стран с выключенными транспондерами.
Однако на второй месяц из-за нехватки судов доля перевозок нефти европейскими танкерами возросла до 1/3. Bloomberg прогнозирует, что данный показатель и дальше будет увеличиваться.
По данным издания, в настоящее время большинство танкеров российского и «теневого» флота возвращаются после отгрузок в Индии. Соответственно, в феврале их доля в статистике российского экспорта снова вырастет. А после вновь возрастет потребность в европейских судах.
В январе 2023 года Россия экспортировала 91 партию сырой нефти со своих экспортных терминалов в Балтийском, Арктическом и Черном морях, из которых 68 отправились в Индию и еще девять в Китай. Для поддержания экспорта на этом уровне в те же пункты назначения в ближайшие месяцы потребуется специальный флот из 203 танкеров для сырой нефти — 162 типоразмера Aframax и 41 Suezmax.
Флот российской государственной судоходной компании ПАО «Совкомфлот» включает 10 танкеров Suezmax и 32 судна Aframax. Этого недостаточно, чтобы обеспечить российский экспорт сырой нефти из ее западных портов в прежних объемах даже с прибавкой судов «теневого флота», заключает Bloomberg.
Фото: tradewindsnews.com