В Совете Федерации предложили продумать ответ на планы возможной блокировки Эстонией Финского залива - Морские вести России

В Совете Федерации предложили продумать ответ на планы возможной блокировки Эстонией Финского залива

02.02.2023

Лента новостей

Вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев предложил уже сейчас проработать зеркальный ответ на планы Эстонии ввести ограничение судоходства в зоне, прилежащей к ее территориальным водам в Финском заливе. В частности, по мнению сенатора, можно подвергнуть строгому контролю суда из недружественных стран в акваториях Северного морского пути и в Курильских проливах.

"Пока можно подумать над проработкой зеркальных мер. Например, установить прилежащие зоны вдоль акваторий Северного морского пути и в Курильских проливах, чтобы суда из недружественных стран также могли быть подвергнуты строгому контролю. Терпеть односторонние и явно неправовые ограничения санкционного характера не следует ни при каких обстоятельствах", - написал сенатор в своем телеграм-канале.

По его словам, возможное решение эстонского правительства по Финскому заливу не только имеет явную антироссийскую направленность, но и нарушает международное морское право. Косачев подчеркнул, что если задуманное недоброжелателями воплотится в жизнь, "то Россия сможет обжаловать установление прилежащих зон в соответствии с Конвенцией 1982 года по своему выбору в Международном трибунале по морскому праву, Международном суде ООН, арбитраже или специальном арбитраже (статья 287)". "Будем аргументировано отстаивать наше право на проход к своей же территории по срединной линии", - подчеркнул вице-спикер СФ.

Он пояснил, что замысел эстонцев состоит в установлении прилежащей зоны в акватории Финского залива протяженностью до 24 морских миль от исходных линий, это позволит ограничить транспортный коридор под предлогом осуществления Таллином таможенного, фискального, иммиграционного и санитарного контроля. "Действительно, прибрежное государство имеет право распространить свою юрисдикцию в пределах 24 морских миль в соответствии со статьей 33 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. По версии МИД Эстонии, это требуется якобы для "обеспечения безопасности, охраны окружающей среды, защиты археологических и исторических ценностей в море". Однако на практике Таллин преследует только одну цель - иметь легальную возможность останавливать и досматривать российские суда, курсирующие между Санкт-Петербургом, Ленинградской и Калининградской областями", - указал Косачев.

По словам сенатора, планы Таллина противоречат международному морскому праву по нескольким причинам. В частности, установление с помощью внутригосударственного правового акта прилежащей зоны противоречит принципу свободы открытого моря, частью которого является свобода судоходства.

Во-вторых, продолжил Косачев, если берега двух государств расположены один против другого или примыкают друг к другу, то эти государства не могут "распространять свою прилежащую зону за срединную линию". "Это прямо запрещено в статье 24 Конвенции ООН о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года", - подчеркнул Косачев.

"В-третьих, в международном морском праве велико значение обычая (преамбула Конвенции 1982 года). Судоходство в Финском заливе регулируется обычаем, в соответствии с которым установлен транспортный коридор в Финском заливе, где свободно ходят суда в Санкт-Петербург и обратно. Наши соседи знают об этом и никогда прежде не оспаривали этот обычай", - заключил политик.

Читайте по теме:

Эстония рассматривает возможность перекрыть Финский залив для России

Посол РФ: Эстония не имеет права ограничивать судоходство в Финском заливе

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ