Специалисты определили восемь групп эффектов от развития Восточного полигона - Морские вести России

Специалисты определили восемь групп эффектов от развития Восточного полигона

15.04.2020

Ж/Д транспорт

Специалистами Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН была разработана методика, учитывающая влияние транспортных проектов на максимально широкий спектр отраслей экономики. Она была применена в отношении проектов по развитию Восточного полигона РЖД – расширения и модернизации БАМа и Транссиба. Согласно полученным результатам, планируемые изменения железнодорожной инфраструктуры приведут к возникновению восьми групп эффектов в разных отраслях – от добывающей до портовой – и обеспечат прирост выпуска валовой продукции на сумму почти 5 трлн рублей за период 2019-2025 годов.

Первая группа – эффекты инвестиционного спроса в результате роста реализации инфраструктурных проектов. В рамках Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» проект «Модернизация Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей (II этап)» оценивается в 622,7 млрд руб-лей за период 2019-2025 годов. Эти капитальные вложения, по мнению исследователей, обеспечат возникновение эффектов инвестиционного спроса. При этом напомним, что общий бюджет федерального проекта «Железнодорожный транспорт и транзит» составляет 1,25 трлн рублей, из которых на внебюджетные источники, включая средства ОАО «РЖД», приходится 1,21 трлн.

Вторая – эффекты от роста добычи горно-металлургических и прочих ресурсов. В результате развития Восточного полигона и ожидаемого прироста провозной мощности железнодорожной инфраструктуры прогнозируется увеличение добычи и экспорта горно-металлургических ресурсов к 2025 году примерно на 220 млн тонн. Это обеспечит прирост выпуска (выручки) добывающей отрасли в сумме на 550 млрд рублей.

Третья – эффекты от роста перевалки в портах Дальнего Востока. Поскольку практически весь прирост добычи в результате модернизации железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона предполагается экспортировать через порты Дальнего Востока, для оценки эффектов от рос-та перевалки можно предположить, что 90% прироста добычи пойдет в порты. В этом случае даже при консервативной оценке стоимости перевалки 1 тонны груза в $15 совокупный прирост выручки портов составит около 180 млрд рублей.

Четвертая – эффекты в транспортной отрасли в результате роста объемов грузоперевозок. Наибольшие эффекты в результате увеличения добычи и экспорта будут наблюдаться у грузоперевозчика – ОАО «РЖД» – и операторов грузовых вагонов. Рост перевозки суммарно на 220 млн тонн накопленным итогом за период с 2019 по 2025 год при средней цене перевозки в 900-1000 рублей за тонну обеспечит прирост выручки на 180-200 млрд рублей.

Пятая группа – эффекты в транспортной отрасли в результате увеличения объема транзитных грузоперевозок в контейнерах. Кроме того, прирост выпуска железнодорожной отрасли ожидается и за счет роста международного контейнерного транзита в четыре раза с текущих 2 млн тонн в год. Средняя цена транзита 1 тонны груза в контейнерах сегодня оценивается в $290-300, или 17-18 тыс. рублей. Таким образом, совокупный эффект от прироста контейнерного транзита на период до 2025 года включительно составит около 100 млрд рублей.

Шестая – эффекты в транспортной отрасли в результате увеличения морских перевозок. Прирост морского экспорта на 200 млн тонн суммарно за период с 2019 по 2025 год приведет к увеличению морских перевозок. В то же время этот рынок является открытым и перевозка может быть осуществлена в том числе иностранными фрахтовыми компаниями, поэтому данный эффект возможно учитывать только в случае, если перевозками будут заниматься российские компании под российским флагом. При средней цене $8 за 1 тонну (фрахт до Японии и Китая) совокупный эффект может оцениваться в 100 млрд рублей.

Седьмая – эффекты в вагоностроительной отрасли в результате производства дополнительных вагонов для удовлетворения спроса на перевозку угля. По предварительным оценкам, при росте грузоперевозок на 75 млн тонн потребуется около 90 тыс. новых вагонов. При средней стоимости в

3 млн рублей совокупный прирост выпуска отрасли вагоностроения составит порядка 270 млрд рублей. Помимо прямого эффекта внутри отрасли производства вагонов, строительство такого количества новых вагонов приведет к возникновению мультипликативных эффектов в других отраслях (металлургия, производство электричества, транспорт).

Восьмая группа – эффекты инвестиционного спроса в строительной и смежных отраслях в результате развития угольных месторождений и развития портовых мощностей. По мнению авторов исследования, как и эффекты предыдущей группы, они прямым образом не имеют отношения к самой модернизации железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона, но их возникновение вероятно только в случае реализации рассматриваемого инфраструктурного проекта. Кроме того, рост грузопотоков будет возможен только в случае реализации названных побочных инвестиционных проектов. По оценкам Ernst & Young, развитие угольных месторождений будет стоить порядка 400 млрд рублей, а развитие портовых мощностей – 300 млрд рублей.

Совокупный прирост валового выпуска в результате расширения и модернизации БАМа и Транссиба за период с 2019 по 2025 год оценивается в 4,98 трлн рублей, прирост ВВП – в 2,79 трлн рублей, прирост бюджетных доходов – в 714 млрд рублей (табл. 1).

По оценкам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), совокупный налоговый эффект на 2025 год составит порядка 80 млрд рублей или в сумме за 2019-2025 годы около 350-400 млрд рублей в зависимости от скорости выхода на полную мощность. Таким образом, результаты оценок получаются сопоставимыми. При этом ИПЕМ не оценивал эффекты от развития портовых мощностей и производства новых вагонов.

Подробности читайте в журнале "Морские порты" № 1 за 2020 г.

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ