Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России. Первый номер журнала вышел в 1997 году.

Издатель – Ассоциация морских торговых портов (АСОП). Журнал выходит 10 раз в год под эгидой Морской коллегии при Правительстве РФ и при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Минтранса России. Заявленный тираж – 7,5 тыс. экземпляров. Объем до 80 полос. Печать полноцветная, класса люкс.

Журнал распространяется по подписке, в виде представительских рассылок, а также на крупнейших международных и отраслевых выставках и конференциях, среди участников коллегий Росморречфлота, Минтранса РФ, конференций и советов директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП).

Содержание №10 (171) (2018)

Вертикаль власти/Транспортная политика

Портовая отрасль прирастет новыми мощностями

Согласно комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, в портовой отрасли России будут реализованы инвестпроекты суммарной мощностью более 350 млн тонн, что позволит увеличить перевалочные мощности до 1,4 млрд тонн.

Основное внимание при этом будет уделено реализации транзитного потенциала РФ, увеличению грузопотока через Северный морской путь, а также снижению негативного воздействия портовой деятельности на экологическую обстановку.

О ключевых проектах, приоритетах и планах государства по развитию портовых мощностей, о механизмах регулирования их количества и специализации, об использовании концессий как инструмента создания портовой инфраструктуры и других актуальных вопросах развития отечественной портовой отрасли в интервью журналу «Морские порты» рассказал заместитель Министра транспорта РФ – руководитель федерального агентства морского и речного транспорта Юрий Цветков.


Вертикаль власти/АМП

В 2019 году внимание перевалке зерна, ледовой обстановке и портовому контролю

Накануне уходящего года принято подводить предварительные итоги работы предприятий, организаций, целых отраслей экономики, оценивать свои успехи, достижения и степень выполнения намеченных планов. Сегодня итогами работы своего учреждения и планами на будущий, 2019 год в интервью журналу «Морские порты» делится руководитель ФГБУ «Администрация морских портов Азовского моря» Сергей Сафоничев.


Экономика/Финансы

Ставки сделаны

Банк России 14 декабря на последнем заседании в уходящем году принял решение о повышении ключевой ставки на 0,25 процентного пункта – до 7,75%. Это второе повышение за год. По мнению регулятора, такая мера будет способствовать сдерживанию инфляции, которая грозит существенно вырасти в 2019 году. Рост цен ожидается от изменения НДС, ставка которого 1 января 2019 года увеличится с 18% до 20%, а также от ослабления рубля, связанного с геополитическими факторами.

Для экономики повышение ключевой ставки означает замедление экономического роста. Во-первых, снизится инвестиционная активность, так как на обслуживание долга предприятиям потребуется больше средств. Во-вторых, повысится доходность банковских депозитов, что заставит инвесторов сделать выбор в пользу вкладов, а не реального производства.


Развитие/Стратегия

Порты переходят на «цифру»

В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса России премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что транспортные компании должны перейти на абсолютно цифровое управление. По его словам, бумажные накладные и декларации необходимо оставить в прошлом. Оплата пошлин и оформление таможенных документов должны быть электронными.

Между тем портовая отрасль уже несколько лет живет в цифровом режиме. Современные технологии позволяют выбрать оптимальные способы доставки груза, спланировать маршруты в зависимости от загрузки морских гаваней и железнодорожной инфраструктуры, отследить местонахождение и состояние груза, а также оптимизировать работу персонала. Не все стивидоры одинаково активны на пути цифровизации, но общий тренд в отрасли уже сложился. Осталось дождаться присоединения к нему смежников и государственных контролирующих органов.


АСОП/Совет директоров

Ожидаемые успехи и неожиданные вызовы

14 декабря в Министерстве транспорта РФ прошло итоговое в 2018 году заседание Совета директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП). Примечательно, что в этот день 30 лет назад в Санкт-Петербурге (на тот момент Ленинград) состоялась Учредительная конференция АСОП, на которой руководители крупнейших морских портов бывшего СССР приняли решение о создании одного из первых в стране профессиональных отраслевых объединений для решения насущных производственных вопросов торговых портов.

От имени Минтранса с юбилейной датой портовиков поздравили директор департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Юрий Костин и заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Сергей Сарицкий. Они отметили особую роль сотрудничества Минтранса и АСОП для дальнейшего развития инфраструктуры морских портов РФ и отечественного портового бизнеса в интересах обеспечения внешней торговли страны.


Порты/АМП

Морской порт Восточный – лидер по безаварийности

Морской порт Восточный – крупнейший порт Дальнего Востока, построенный в середине прошлого века для масштабного экспорта товаров на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, Северной и Южной Америки и других. Замыкаясь на Транссибирскую железнодорожную магистраль, сегодня порт является лидером по перевалке угля в России. Также в состав порта входит нефтяной терминал Козьмино – конечная точка нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан, переваливающий значительные экспортные объемы нефти.

О том, как в порту обеспечивается эффективное и безаварийное функционирование транспортной системы, какими мерами Служба капитана порта достигает высоких результатов безопасности мореплавания, рассказывает исполняющий обязанности капитана морского порта Восточный филиала ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» в морском порту Восточный Василий Бурда.


Порты/АМП

Госпортконтроль – эффективный инструмент обеспечения высокой безопасности плавания

Порт Новороссийск давно уже стал своеобразным форпостом России не только на Черном море, но и на всем южном направлении внешнеторговых связей страны. Наглядным тому подтверждением является уверенный рост грузооборота порта, увеличение судозаходов, снижение уровня аварийности и ущерба окружающей среде. Большое значение для успешного развития порта и поддержания на высоком уровне его конкурентоспособности имеет деятельность Службы капитана морского порта Новороссийск по обеспечению безопасности мореплавания в порту и на подходах к нему. Велика в этом и роль такого инструмента, как государственный портовый контроль (ГПК) состояния заходящих в порт судов.

О том, как поставлена эта работа в морском порту Новороссийск, в интервью журналу «Морские порты» рассказывает главный инспектор ГПК, руководитель сектора по проведению осмотров и контрольных осмотров российских и иностранных судов Службы капитана морского порта Новороссийск Дмитрий Неустроев.


Блиц-опрос/Важные события года

Итоги 2018 года

Накануне нового, 2019 года журнал «Морские порты» вместе с портовиками решил подвести предварительные итоги работы портовой отрасли в уходящем году и предложил стивидорам (Сергею Челядину, управляющему директору ООО «Универсальный перегрузочный комплекс»; Алексею Шуклецову, испольнительному директору ООО «Феникс» (оператор ММПК «Бронка»); Владимиру Григорьеву, генеральному директору АО «Находкинский морской торговый порт»; Александру Масько, генеральному директору АО «Мурманский морской торговый порт»; Максиму Шишкову, начальнику отдела стратегического маркетинга транспортной группы FESCO; Андрею Вискунову, заместителю генерального директора ОАО «Архангельский морской торговый порт» по эксплуатации – руководителю терминала «Экономия»; Андрею Ярославцеву, управляющему директору АО «Туапсинский морской торговый порт»; Александру Щербинину, управляющему директору ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург»; Владиславу Жукову, управляющему директору АО «Морской порт Санкт-Петербург») рассказать о наиболее важных и значимых для них событиях, произошедших в 2018-м.

В целом, прошедший год запомнился портовикам началом новых масштабных проектов и развитием уже действующих сервисов. Многие компании отметили внедрение современных технологий перевалки грузов, IT-решений, что помогло им выйти на новые уровни работы с клиентами. Безусловно, главным показателем их успеха и развития стал рост грузооборота и соответствующее увеличение прибыли.


Техника и технологии/Крепление грузов

Крепление грузов не терпит халатности и непрофессионализма

Как показывает практика перевозок различными видами транспорта, проявление неочевидных (неожиданных для перевозчика и стивидоров) свойств грузов продолжает иметь место. Приводимый в данной статье, но далеко не исчерпывающий перечень таких грузов включает в себя: древесно-стружечные и древесно-волокнистые плиты в пачках; насыпные грузы в мягких контейнерах; лесные грузы на верхней палубе; различные виды металлопродукции в пакетах и поштучно.

На некоторых свойствах перечисленных грузов остановимся коротко, на отдельных – более подробно с учетом начавшегося зимнего сезона. .


Экология/Перевалка угля

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов

Эколого-технологическую трансформацию промышленности в РФ часто связывают с переходом к нормированию предприятий на основе принципов наилучших доступных технологий (далее — НДТ). По оценкам экспертов, не менее 170 предприятий из 300 не достигают уровня отраслевых технологических показателей НДТ и должны будут разработать так называемые программы повышения экологической эффективности (ППЭ), содержащие мероприятия по модернизации производства.

Внедрение НДТ коснется в том числе и предприятий портовой отрасли, в частности морских портов и терминалов по перевалке угля, к которым государство проявляет сегодня повышенное внимание в части соблюдения нормативов экологического законодательства.


Информационные ситемы/АМП

IT-системы в АМП – основа цифровизации портовой отрасли

Приоритет транспортной части Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30.09.2018 г. №2101-р, – инновационная трансформация инфраструктурного строительства путем широкого применения передовых технологий и лучших практик, цифровизации транспортной отрасли и логистических процессов.

Об использовании информационных технологий и IT-систем на современном этапе в Администрации морских портов (АМП) и о работе крупнейшей бассейновой АМП на Дальнем Востоке рассказывает руководитель ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» Андрей Дрегваль.


Логистика/Контейнеризация

Эффективность контейнеризации грузов в России

В развитом мире средняя степень контейнеризации упакованных грузов достигает 98%, а контейнеризация грузов, которые в принципе можно контейнеризировать, — неупакованные сухие грузы, лес, зерно и прочие — достигает 70%. О контейнеризации отечественных грузов, даже внешнеторговых, принято говорить в более минорном ключе. А контейнеризация внутренних перевозок при отсутствии полноценной статистики, по разным оценкам, составляет менее чем 10%. Причин такого положения вещей много. Более того, внутренние причины неразвитости российского контейнерного рынка созвучны истокам недостатков экономики в целом.

Тем не менее, преимущества контейнерных перевозок очевидны. Но для их реализации каждому производству необходимо своё технологическое решение перехода на отгрузку готовой продукции в контейнерах, желательно без затарки в портах и тыловых терминалах. (Часть 2, начало статьи смотри в «МП» №7-2018).


Грузовая база/Металлолом

У металлолома не экспортный тренд

Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 млн тонн используется металлургическими предприятиями, 5 млн тонн уходит на экспорт, остальное безвозвратно теряется. В общем объеме выпуска стали в России доля использования металлолома составляет лишь 25%, тогда как в развитых странах этот показатель находится в пределах 55-75% и выше. Это значит, что российскому рынку металлолома есть куда расти.

Основные перспективы развития отрасли эксперты сегодня связывают с повышением собираемости металлолома внутри страны, с оздоровлением рынка, который все еще отличается значительной «серой» составляющей, а также с созданием новых эффективных предприятий по переработке лома.

Что касается экспорта металлолома, то уже сегодня намечается тенденция к его снижению. Объясняется это не только ростом потребностей российских предприятий во вторсырье, но и административными действиями государства, которые уже были предприняты для ограничения экспорта лома через порты Дальнего Востока.



Новости

Лента новостей

В штаб-квартире ИМО состоялась сессия Подкомитета по предотвращению загрязнения и реагированию

В штаб-квартире ИМО состоялась сессия Подкомитета по предотвращению загрязнения и реагированию В штаб-квартире Международной морской организации (ИМО) 18 февраля  – 22 февраля с...

Сухогруз «ИДЕЛЬ 1» спущен на воду на заводе «Красное Сормово»

Сухогруз «ИДЕЛЬ 1» спущен на воду на заводе «Красное Сормово» На заводе «Красное Сормово» (входит в ОСК) состоялся спуск на воду первого в серии из четырё...

Российская экономика

Корейская Sangsangin Ship Machinery поставит ССК «Звезда» крупногабаритное оборудование за 1 млрд рублей

Корейская Sangsangin Ship Machinery поставит ССК «Звезда» крупногабаритное оборудование за 1 млрд рублей ООО «Судостроительный комплекс «Звезда» (ССК, создается на базе Дальневосточного завода «Звезда»...

Росрыболовство ожидает снижения цены на красную икру из-за больших запасов продукции

Росрыболовство ожидает снижения цены на красную икру из-за больших запасов продукции Ранее сообщалось, что производство красной икры в России по итогам 2018 года выросло в 1,7 раза.

Транспортная политика

Госдума приняла закон, исключающий конфискованные суда браконьеров из плана приватизации

Госдума приняла закон, исключающий конфискованные суда браконьеров из плана приватизации Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, предусматривающий исключение изъятых или конф...

Электронный документооборот при перевозке грузов за рубеж будет введен в РФ в 2023 году

Электронный документооборот при перевозке грузов за  рубеж будет введен в РФ в 2023 году Система электронного документооборота при перевозке грузов по международным   транспортным...

Морские порты

АО «ММТП» стал частью «Заполярного Нанограда»

АО «ММТП» стал частью «Заполярного Нанограда» Мурманские портовики провели экскурсию по градообразующему предприятию для участников пятой регионал...

Морской порт Санкт-Петербург обновил крановое оборудование

Морской порт Санкт-Петербург обновил крановое оборудование В рамках программы технического перевооружения АО «Морской порт Санкт-Петербург» (МП СПб, входит...




Морской транспорт

ЦС «Звездочка» оснастил гребными винтами газовозы типа «Ямал»

ЦС «Звездочка» оснастил гребными винтами газовозы типа «Ямал» Центр судоремонта «Звёздочка» (входит в Объединённую судостроительную корпорацию) завершил и...

Законодательные тонкости утилизации судов. Как обойти подводные камни

Законодательные тонкости утилизации судов. Как обойти подводные камни Проблема вывода из эксплуатации технически устаревших или обветшалых судов, реновация которых являет...

Речной транспорт

Глава Росморречфлота: решающим фактором для переориентации грузов на реку может стать административная поддержка

Глава Росморречфлота: решающим фактором для переориентации грузов на реку может стать административная поддержка В интервью газете «Морские вести России» Юрий Цветков говорит об актуальных проблемах речного трансп...

Юрий Цветков: неразумно дотировать судоверфи напрямую, правильнее заходить через перевозки

Юрий Цветков: неразумно дотировать судоверфи напрямую, правильнее заходить через перевозки В интервью газете «Морские вести России» глава Росморречфлота говорит об актуальных проблемах речног...

Ж/Д транспорт

Глава РЖД и врио губернатора Сахалинской области обсудили ход реконструкции ж/д инфраструктуры острова

Глава РЖД и врио губернатора Сахалинской области обсудили ход реконструкции ж/д инфраструктуры острова В Москве состоялась рабочая встреча генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Олега ...

ГТЛК может учредить АНО для мониторинга выполнения плана по магистральной инфраструктуре

ГТЛК может учредить АНО для мониторинга выполнения   плана по магистральной инфраструктуре Государственная   транспортная лизинговая компания (ГТЛК) может стать   ...

Авто транспорт

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске На 1539-м километре трассы М-4 «Дон» в Краснодарском крае – на строящейся транспортной развязке – на...

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив Государственная компания «Автодор» разработала проект по строительству скоростной   дороги...

Аналитика

Транспортная политика

Дуализм переходного периода

 Дуализм переходного периода За годы работы частных лоцманских компаний с 2005 года ущерб, нанесенный их хозяевами стабильности и...

Элементы инфраструктуры

Элементы инфраструктуры Традиционная ежегодная «Неделя транспорта» в 2018 году прошла с 19 по 23 ноября. Как всегда, на одно...

Морские порты

Безопасность мореплавания в перспективном порту Кандалакша

Безопасность мореплавания в перспективном порту Кандалакша Морской порт Кандалакша расположен на Белом море в северо-западной части Кандалакшского залива и пре...

Черное море под экологическую защиту

Черное море под экологическую защиту Сегодня загрязнение морей и океанов вредными веществами, нефтью и ее производными, хищническое истре...

Морской транспорт

Есть ли будущее у научного флота?

Есть ли будущее у научного флота? Научно-исследовательский флот России имеет яркое прошлое, менее заметное настоящее и – увы – неясное...

Преимущества и риски газового топлива

Преимущества и риски газового топлива Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом извест...

Речной транспорт

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...




Темы

Инфраструктура / Образование

Как я добилась плавательной практики

Как я добилась плавательной практики Работа в море – это моя мечта, которая постепенно начинает реализовываться. С детских лет я хотела с...

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Грузовая база

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции Контейнерооборот российских портов постепенно восстанавливается после падения 2015-2016 годов: в 201...

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...