Эксперт: регулировать тарифы на услуги в морских портах не нужно, но ФАС и Минэкономразвития пытаются - Морские вести России

Эксперт: регулировать тарифы на услуги в морских портах не нужно, но ФАС и Минэкономразвития пытаются

21.11.2019

Транспортная политика

Председатель Комитета по экономике и социальным вопросам Ассоциации морских торговых портов (АСОП) Александр Алексеенко рассказал о попытках разрешения споров вокруг дерегулирования тарифов на оказание услуг в морских портах.

Этот вопрос решается не один год и достаточно непросто, причем на смену одним оппонентам Ассоциации приходят другие. В последние два года с инициативами по дерегулированию тарифов выступала Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России. Одной из последних инициатив Службы, нашедших отражение в проекте постановления правительства, стало предложение о прекращении тарифного регулирования одновременно с введением для стивидоров инвестиционного портового сбора.

«Такой сбор действительно существует с 2016 года, когда в Закон о морских портах были внесены соответствующие поправки. Но, как и любой портовый сбор, он относится к сборам с судовладельцев. Естественно, Ассоциация на всех уровнях возражала против применения его к стивидорным компаниям, –

пояснил А.Алексеенко. – Первыми нас услышали в Минтрансе России. В конечном итоге идея ФАС, которую Служба продвигала весь прошлый год, была отклонена. Службой был подготовлен новый вариант проекта правительственного постановления, в котором инвестиционный сбор уже не фигурировал».

С момента проведения годовой конференции АСОП в марте текущего года Комитет по экономике и социальным вопросам Ассоциации работал как по традиционным направлениям, так и по появившимся новым. Об этом сообщил председатель Комитета Александр Алексеенко.

Прежде всего он коснулся главной для портовиков темы – дерегулирования тарифов на оказание услуг в морских портах. Этот вопрос решается не один год и достаточно непросто, причем на смену одним оппонентам Ассоциации приходят другие. В последние два года с инициативами по дерегулированию тарифов выступала Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России. Одной из последних инициатив Службы, нашедших отражение в проекте постановления правительства, стало предложение о прекращении тарифного регулирования одновременно с введением для стивидоров инвестиционного портового сбора.

«Такой сбор действительно существует с 2016 года, когда в Закон о морских портах были внесены соответствующие поправки. Но, как и любой портовый сбор, он относится к сборам с судовладельцев. Естественно, Ассоциация на всех уровнях возражала против применения его к стивидорным компаниям, –

пояснил А.Алексеенко. – Первыми нас услышали в Минтрансе России. В конечном итоге идея ФАС, которую Служба продвигала весь прошлый год, была отклонена. Службой был подготовлен новый вариант проекта правительственного постановления, в котором инвестиционный сбор уже не фигурировал».

Однако у Ассоциации появился другой оппонент в лице федерального органа исполнительной власти, который усомнился в целесообразности отмены государственного регулирования тарифов в морских портах, – это Министерство экономического развития. До сих пор оно остается таким оппонентом, всеми своими действиями способствуя непринятию одобренного ранее текста постановления.

В итоге на уровне аппарата правительства сложилось следующее представление: во-первых, отмена госрегулирования тарифов должна коснуться не всех стивидоров, а только тех, у которых будет признано наличие конкуренции, при этом функцию госрегулирования предлагается передать на местный уровень, территориальным органам власти; во-вторых, ФАС должна провести анализ состояния конкурентной среды в морских портах с тем, чтобы показать, что конкуренция действительно есть.

«С нашей точки зрения, этого делать совершенно не нужно, потому что в 2017 году уже было проведено два исследования по вопросу конкуренции: одно проведено Аналитическим центром при Правительстве РФ, другое – Высшей школой экономики, – и оба подтвердили наличие конкуренции в морских портах», – сказал председатель Комитета АСОП. По его словам, портовикам сейчас остается только ждать и следить за тем, как будет развиваться ситуация, поскольку все разумные аргументы уже прозвучали.

 По материалам журнала «Морские порты» № 7 за 2019 год

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ