Блокчейн в логистике РФ возможен - и прежде всего в Ж/Д перевозках
18.01.2019
Российская экономика
На днях Morvesti.Ru писали, что контейнерный перевозчик ZIM объявил о следующей фазе своего блокчейн-эксперимента, начало которого было признано успешным. В ноябре 2017 года ZIM анонсировал внедрение первого в мире блокчейн-коносамента. Весь 2018 год перевозчик и его партнеры тестировали пилотный продукт на различных линиях. В результате инициатива ZIM была признана более чем удачной как самой компанией, так и ее партнерами - Wave Ltd и Sparx Logistics. Эксперимент доказал, что блокчейн-технология не только может с успехом заменить бумагу, но также значительно оптимизировать текущий электронный документооборот с привычной атрибутикой в виде писем по электронной почте, факсов и т.д. Таким образом, довольно крупные иностранные игроки на рынке перевозок рассматривают технологии блокчейн как вполне перспективные. А что думают по этому поводу представители отечественного рынка? За комментарием Morvesti.Ru обратились в АО «Объединенная транспортно-логистическая компания – Евразийский железнодорожный альянс» (АО «ОТЛК ЕРА»). На вопросы редакции согласилась ответить директор по взаимодействию компании с органами государственной власти Лариса Коршунова.
Реализуема ли подобная практика в России?
Для начала надо сказать, что блокчейн – это технология распределенного хранения данных, т.е. каждый из участников такой технологии соглашается с определенным набором условий: доступность данных (по уровню доступа) для всех участников, их открытость, невозможность корректировки, подходы к безопасности.
Одной из сфер применения технологии блокчейн, безусловно, является логистика. Отвечая на вопрос о том, реализуема ли такая практика в России, я скажу – да. В нашей стране достаточно крупных транспортных и логистических компаний, давно и серьезно использующих в развитии своего бизнеса IT-технологии.
В каких сегментах логистического бизнеса внедрение блокчейна возможно скорее всего?
Я думаю, что на железной дороге. Аргументы такие:
- у нас один национальный железнодорожный перевозчик – ОАО «РЖД», а значит, он может сам определять правила (например, когда речь идет о внутренних перевозках по России, и взаимодействие с государством в части контроля операций минимально), основываясь, конечно, на международных стандартах;
- уровень развития IT-технологий в ОАО «РЖД» высочайший: это одна из самых технологичных компаний в нашей стране;
- ОАО «РЖД» уже работает над такими проектами.
Каковы необходимые факторы для внедрения этой технологии в сфере перевозок – как со стороны государства, так и в бизнес-сообществе?
Как мне кажется, самый сложный вопрос при внедрении технологий блокчейн – это установление стандартов, правил, по которым она строится, и решение вопросов безопасности, причем, в большей степени в части электронных подписей.
Решение этих вопросов усложняется, когда в таких цепочках участвуют государственные органы. И еще более сложной эта тема становится, когда мы говорим о трансграничных перевозках. В чем заключаются эти сложности:
а) разный уровень развития информационных технологий как в бизнес-сообществе, так и в федеральных органах исполнительной власти.
Сегодня альбомы форматов одних и тех же документов (транспортных накладных, инвойсов и др.) утверждаются в каждом ведомстве самостоятельно, даже если они основываются на международных стандартах и рекомендациях. Нормативная база зачастую не содержит даже упоминаний о возможности представления документов в электронном виде, не говоря уже об электронном документообороте.
Кстати, надо сказать, что одним из самых продвинутых нормативных актов в этом смысле является Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который вступил в силу 1 января 2018 года. Он написан, исходя из задачи перехода на безбумажные технологии;
б) вопросы установления требований по информационной безопасности, принципов разработки, использования и т.п. электронных подписей устанавливаются на уровне национальны актов – т.е. в каждом государстве свои. Но даже в России ряд федеральных органов имеет свои удостоверяющие центры, которые выдают ключи электронных подписей для электронного взаимодействия исключительно с этими органами.
Поэтому, с одной стороны, необходима синхронизация усилий федеральных органов по развитию своих информационных технологий и доработке нормативной базы, которая обеспечит перевод и применение документов исключительно в электронный вид. Причем нужно, чтобы не продвинутые службы (например, таможенные и налоговые, уже имеющие значительный опыт внедрения и использования электронных технологий и процедур) ждали «догоняющих», а «догоняющие» – существенно ускорились.
С другой стороны – разработка государственных стандартов признания юридической значимости электронных документов всеми участниками цепочек трансграничных перевозок, в том числе и на пространстве Евразийского союза, а также решение вопросов признания государственными контрольными органами электронных подписей третьих государств.
В чем преимущества блокчейн-взаимодействия по сравнению с более привычным электронным документооборотом?
Электронный документ – это, по сути, набор данных, которым определенным образом придана юридическая значимость. Насколько я владею техническими тонкостями, блокчейн – это технология хранения данных и их использования, при которых данным посредством электронной подписи также придается юридическая значимость. Я полагаю, что блокчейн-документ и электронный документ – это, в сущности, одно и тоже.
Поэтому, наверное, правильнее говорить о разнице между блокчейн и электронным документооборотом в рамках взаимодействия информационных систем участников такого документооборота (информация направляется адресно, у каждого свои наборы и базы данных, каждый их хранит самостоятельно). Я думаю, что преимущества блокчейн очевидны в тех случаях, когда участники заинтересованы и оперируют одними и теми же данными и эти данные становятся доступными для всех сразу же после их помещения в систему.
Максим Недоступ