Порт Тикси – новый арктический рубеж - Морские вести России

Порт Тикси – новый арктический рубеж

02.12.2019

Порт Тикси – новый арктический рубеж

Возрождение арктических территорий, связанное с реализацией государственных стратегических проектов по усилению экономического и военного присутствия в Арктике, благотворно сказывается на развитии порта Тикси, одного из ключевых портов на трассе Северного морского пути. О буднях порта, итогах летней навигации и перспективах развития рассказывает и.о. капитана морского порта Тикси ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» Василий Тужик.

«МП»: Василий Васильевич, каковы значение и роль морского порта Тикси в истории отрасли, истории нашей страны? В чем особенности с точки зрения судоходства?

– Морской порт Тикси расположен в одноименном поселке Булунского района Республики Саха (Якутия) на побережье моря Лаптевых. Он является одним из ключевых портов Арктики по обеспечению жизнедеятельности на побережье моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря, а также в устьях рек Лены, Яны, Индигирки, Колымы и других.

Несмотря на то что в настоящее время Тикси это небольшой поселок с населением в четыре тысячи шестьсот человек, затерянный на берегу Ледовитого океана, у него свои традиции и примечательная история. Во время Великой Отечественной войны порт был одним из ключевых пунктов доставки грузов по ленд-лизу, перегону военных самолетов для нашей страны.

Затем во времена освоения Севера он стал довольно крупным портом. В 1981 году впервые в мировой практике зимой были построены два пирса с глубинами у причалов 6 метров, грузооборот порта в этот же год достиг 850 тыс. тонн. В состав порта тогда входили нефтебаза, дизельная, котельная, которые обеспечивали поселок теплом и электроэнергией. В декабре 1982 года порт был награжден орденом Дружбы народов.

В 1986 году порт вошел в состав Якутского производственного объединения морского транспорта (в дальнейшем Арктическое морское пароходство), откуда в 1991 году выделился в самостоятельную производственную единицу, но без портового флота, автохозяйства, нефтебазы, котельной, дизельной, то есть без подразделений, обеспечивающих круглогодичный постоянный доход. Сегодня это место, которое во многом живет по национальным традициям. И с осторожным оптимизмом смотрит в будущее.

Основное отличие порта от большинства других – небольшие глубины: порядка 6 метров на подходном фарватере, до 5 метров у причалов и еще меньше на удаленных терминалах. Мелководность – вообще особенность портов арктического побережья Якутии. Другое отличие – короткий период навигации, которая длится около 3 месяцев, примерно с 15 июля по 7 октября. К примеру, в сравнении с портами Чукотки навигация у нас начинается на месяц позже, а заканчивается на месяц раньше. Любая непредвиденная задержка неизбежно влияет на северный завоз.

В последние годы, возможно, из-за потепления судоходный период постепенно увеличивается, хотя и не намного. Так, в 2016 году навигация открылась 15 июля, а закрылась не в конце сентября, как планировалось, а 15 октября, в 2018 году – открылась 10 июля, закрылась 16 октября, в этом году лед ушел с акватории порта 8 июля.

Основная особенность судоходства – преобладание речных судов, которые доставляют грузы по программе северного завоза в поселок Тикси и населенные пункты арктического побережья. Другая часть заходов – каботажные морские суда как с западного, так и с восточного направления, доставляющие продовольственные и промышленные товары, топливо, стройматериалы и оборудование. В порту происходит перевалка грузов с морских судов для населенных пунктов на берегах рек Лены, Оленек, Яны, Индигирки, Колымы. Самая редкая категория – суда под иностранным флагом, как правило, это научные экспедиции, исследующие Арктику и доисторические ископаемые, которыми славится регион. Все чаще нас стали посещать яхтсмены-экстремалы, покоряющие северные просторы.

«МП»: В последнее время какие показатели работы демонстрирует порт? С чем Вы связываете перспективы развития порта?

– Общий грузооборот порта Тикси, включая четыре морских терминала, расположенных в устьях рек Колымы, Яны и Лены, в 2018 году составил 302,8 тыс. тонн, из них 192,9 тыс. тонн привозных грузов и 109,9 тыс. тонн – отгруженных. В основном это нефтепродукты, уголь, строительные материалы и продовольствие для местных жителей. Грузооборот в навигацию 2018 года сравним с 2017 годом, когда было переработано 311,7 тыс. тонн.

В текущем году, несмотря на обстановку с катастрофически низким уровнем воды на реках Лене, Яне, Индигирке в начале навигации, грузооборот на 26 сентября составил 370 тыс. тонн, из которых ввезено 232,4 тыс. тонн.

Отмечу, что больше половины грузов перерабатывает морской терминал «Зеленый мыс» – 184 тыс. тонн. Грузооборот же самого порта Тикси с историческим рекордом в 850 тыс. тонн в 1981 году после затяжного спада в период с конца 90-х по 2010-е годы (в 2010 г. – 7 тыс. тонн, в 2013 г. – 7,2 тыс. тонн) сегодня стабилизировался на уровне около 40 тыс. тонн в год.

В силу своего географического положения морской порт Тикси является соединяющим транспортным узлом Восточной и Западной Арктики на перекрестке Северного морского пути – единой транспортной магистрали в Арктике, объединяющей региональные транспортные подсистемы Севера европейской части России, Сибири и Дальнего Востока. И, думаю, у него большие перспективы.

Как известно, правительством Республики Саха (Якутия) Тикси рассматривается в роли базового пункта управления инфраструктурой в восточной части Севморпути. В этой связи перед федеральным центром ставится вопрос о модернизации порта в рамках программы комплексного развития Северного морского пути, реализуемой корпорацией «Росатом». Надеемся, что эти усилия принесут свои плоды в недалекой перспективе.

Порт и судоходные компании большие надежды связывают как с программами развития Севморпути, освоения арктического шельфа, так и с региональными программами развития транспортной системы. Возможно, в будущем одним из импульсов к развитию порта станет или возобновление экспорта лесоматериалов, или освоение угольных месторождений, или перевозки по названным рекам грузов компании «Газпром». Рост грузооборота позволит увеличить прибыль порта, что даст дополнительные возможности по модернизации инфраструктуры, закупке перегрузочной техники и новых судов.

«МП»: Готова ли инфраструктура порта к возможному росту грузопотоков? Требуется ли порту модернизация и что этому мешает?

– Если рассуждать о перспективах интеграции порта в систему Севморпути с заходами крупнотоннажных судов, то, вероятно, встанет вопрос о проведении дноуглубительных работ как у причалов, так и на подходном фарватере.

Для эффективной работы нужно восстановить портовую инфраструктуру, приобрести портовый флот, буксиры, создать возможность бункеровки судов водой и топливом, предоставить возможность морским судам сдавать льяльные воды и мусор в портовые емкости. Это благоприятно отразится как на эксплуатации судов, так и на экологии района и расположенного неподалеку Ленского заповедника. Было бы неплохо в перспективе возобновить лоцманскую проводку судов, гарантирующую безопасный проход в морской порт, а также на терминал «Зеленый мыс».

Что касается портовых мощностей, то в принципе они позволяют увеличить грузооборот. Сегодня из 10 значащихся в реестре причалов работают только 2 причала одного пирса, который оборудован кранами. Длина причалов по 157 метров, глубина – 5,8 метра. Порт способен одновременно принимать два судна. Однако половину рабочего времени как в прошлую, так и в нынешнюю навигацию причалы простаивали из-за отсутствия грузов. Второй подобный пирс не принят в эксплуатацию и требует небольшого ремонта. В общем резервы у порта есть.

Одна из основных проблем, препятствующих модернизации порта, заключается в том, что в порту отсутствует полноправный хозяин. Оператор морского терминала АО «Морской порт Тикси» арендует лишь небольшую часть причалов и площади порта. Вопрос с арендой и восстановлением большей части остальных причальных сооружений, к сожалению, не решен. Кроме того, есть проблема с утилизацией брошенных полузатопленных судов, которые в прошлом служили причалами, мастерскими и т.п.

Надеюсь, что недавние декларации правительства Республики Саха (Якутия) о намерениях развивать порт будут воплощены должным образом.

«МП»: В чем особенности работы Службы капитана порта Тикси? Каковы показатели Вашей работы в части инспектирования судов, обеспечения экологической безопасности?

– Портовые власти, как и положено, выполняют функции государственного органа по контролю и обеспечению безопасности мореплавания в соответствии с международными конвенциями и национальными законами. Это порядка ста направлений – от оформления захода и выхода судов, проверки судовых документов до контроля соблюдения международных договоров и законодательства Российской Федерации о торговом мореплавании.

Одна из главных функций – это обеспечение транспортной и экологической безопасности в акватории морского порта, включающее соблюдение порядка судоходства, обеспечение безопасности плавания и стоянки судов, принятие мер по предотвращению незаконных действий. Все, что предписано законом.

В навигацию 2018 года Службой капитана морского порта было оформлено 495 судозаходов, произведена проверка 30 судов. В 2019 году на 25 сентября проверено 33 судна. Выборочность проверки обусловлена тем, что подавляющее большинство заходящих в границы порта судов – это суда смешанного река-море плавания, прошедшие проверку в речных портах. Надо отметить, что после введения структурных мер на уровне Минтранса подготовленность судов к навигации стала на порядок выше, чем в предыдущие годы.

Одной из особенностей работы инспекторов государственного портового контроля является то, что на двух морских терминалах – на мысе Быкова и в устье реки Яны – инспекторы ГПК находятся на судах – как правило, на буксире или на танкере-бункеровщике. Связи с ними практически нет, и инспекторы работают автономно. Документы для них и от них передаются с попутными судами, что вызывает снижение оперативности нашей работы.

Но несмотря на это, основная задача по обеспечению безопасности мореплавания нами выполняется в полном объеме. Свидетельство тому – профессионально отлаженная и безаварийная работа порта, которая в том числе стала возможна благодаря грамотному руководству ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики», тесному сотрудничеству с Координационным спасательным подцентром Тикси и высокому профессионализму моих коллег.

Что касается экологической безопасности, то скажу так – Служба капитана порта выполняет все предписанные законом действия в рамках своих полномочий по соблюдению соответствующих норм, в том числе требований Международного Полярного кодекса. В этом вопросе Служба сотрудничает с другими ведомствами. Кроме того, мы принимаем участие в программе Национального плана действий по защите арктической морской среды, что оказывает существенную поддержку основной работе АМП на данном направлении.

С точки зрения перспектив порта сегодня необходимо обратить внимание на отсутствие в порту на постоянной основе сил и средств борьбы с разливами нефти – имеется в виду команды профессионалов по борьбе с ЛАРН, специальных судов по постановке боновых заграждений, судов-нефтемусоросборщиков. В свете планируемого в порту базирования кораблей ВМФ России данный вопрос приобретает весьма важное значение.

Морские порты №7 (2019)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ