Рекорды и планы развития порта Азов - Морские вести России

Рекорды и планы развития порта Азов

31.10.2019

Рекорды и планы развития порта Азов

Морской порт Азов – транспортный узел, обеспечивающий доступ в любую точку России и имеющий большое значение для российской экономики благодаря своему выгодному географическому положению. Через порт проходят экономически выгодные и важные внешнеторговые маршруты, по которым транспортируется в первую очередь экспортная продукция из крупнейших промышленных центров России в Европу, страны Ближнего Востока, Азии и Африки.

Азов является универсальным портом, позволяющим круглосуточно обрабатывать различные виды грузов, такие как нефтепродукты, зерно, уголь, строительные материалы, генеральные грузы, контейнеры. В настоящее время большой поток грузов, проходящих через Азов, идет в порт Кавказ на рейдовые перевалочные комплексы, что позволяет значительно увеличить грузооборот порта. Об итогах работы порта, его перспективах развития, обеспечении в нем безопасности мореплавания и навигации рассказывает капитан морского порта Азов ФГБУ «АМП Азовского моря» Владимир Брагин.

«МП»: Владимир Александрович, каковы показатели работы порта Азов за 2018 год и первое полугодие 2019 года? Какие тенденции наблюдаются и какие объемы грузооборота и количество судозаходов ожидаете к концу года?

– В 2018 году показатели работы порта Азов стали рекордными за все время его существования. Так, общий грузооборот порта составил 12,9 млн тонн, из них погрузка – 10,14 млн тонн, выгрузка – 464 тыс. тонн, транзит – 2,31 млн тонн. Общее количество приходов/отходов судов в морском порту в 2018 году составило 8344, из них с производством погрузочно-разгрузочных работ – 2825.

В 2019 году, по заявлению стивидорных компаний, планировалось обработать 10,99 млн тонн различных грузов, что на 3,6% выше уровня 2018 года. Однако первое полугодие показало, что и количество судозаходов, и грузооборот упали в сравнении с этим же периодом прошлого года на 30%. Причиной послужили перебои с поставкой в порт зерновых грузов: порт в значительной степени ориентирован на перевалку зерновых, которые составляют до 80% от общего количества переваливаемых грузов.

С 20 июня порт начал принимать и переваливать зерно нового урожая, и показатели перевалки и судозаходов начали расти. В этом году цифры по сбору урожая снова радуют, поэтому мы надеемся, что и в 2019 году заявленные объемы перевалки будут выполнены.

«МП»: Развивается ли сегодня инфраструктура порта? Кто из операторов модернизирует или строит новые мощности?

– В 2017 году в порту состоялось открытие первого портового терминала компании Louis Dreyfus в России – оператор ООО «Агропорт «Устье Дона». Мощности терминала позволяют обрабатывать 700-800 тыс. тонн грузов в год, при этом вполне достижимо увеличение до 1 млн тонн. Открытие терминала способствовало расширению границ территории порта и увеличению общего грузооборота.

Кроме того, в настоящее время в порту продолжается проектирование и строительство новых терминальных комплексов. ООО «Уют» продолжает строительство комплекса по перегрузке контейнерных грузов. Первая очередь этого терминала будет включать в себя строительство двух причалов с длиной причального фронта 203 метра и мощностью до 30 тыс. TEU в год. Вторая очередь предполагает возведение двух причалов с длиной причального фронта 252 метра. Ввод ее в эксплуатацию позволит увеличить мощность комплекса до 50 тыс. TEU в год.

АО «Агрохолдинг «СТЕПЬ» ведет реконструкцию существующих причалов ООО «Азоврыба» и планирует строительство новых. Предприятие планирует осуществлять перегрузку зерновых грузов с автомобильного транспорта на морской в объеме 1,2 млн тонн с возможностью увеличения до 2 млн тонн в год.

Одновременно в порту планируется строительство нового терминала ООО «Азовский морской терминал». Размещение причальных сооружений проектируемого комплекса предусматривается в акватории существующего ковша. Проектом предусматривается расширение ковша для размещения в нем четырех причальных сооружений длиной 160 метров каждый для перегрузки зерновых грузов с автомобильного транспорта в объеме 1,5 млн тонн с возможным увеличением до 2 млн тонн в год.

В рамках расширения и реконструкции действующего предприятия ООО «Торговый дом «РИФ» планирует строительство причалов №27 и №28 в примыкание к причалу №29 с продолжением в акваторию ковша. Длина причалов будет составлять 308 метров, грузооборот составит 3,5 млн тонн зерновых грузов. Количество судозаходов для обеспечения данного грузооборота – 875 судов в год.

Порт Азов привлекает внимание инвесторов, поскольку не только имеет выгодное географическое положение, но и располагает удобными подходными путями, мощностями для открытого и закрытого хранения грузов, квалифицированным персоналом и территориями для дальнейшего расширения.

«МП»: Какова на сегодня интенсивность судоходства? Какие основные направления и типы судов обслуживает порт?

– Интенсивность судоходства, в том числе транзитного, растет с каждым годом. Так, ежегодный проход транспортных судов по Азово-Донскому морскому каналу (АДМК) за пять лет увеличился на 23%, с 15128 судов в 2013 году до 18645 в 2018 году. В среднем ежесуточно по АДМК проходит более 52 судов. В период, когда открыта транзитная навигация на внутренние водные пути, по акватории проходит более 70 транспортных судов в сутки, не считая судов портофлота, совершающих плавание в акваториях портов Азов, Ростов-на-Дону и АДМК.

Направления движения судов из-за географического положения порта очень разнообразны. Суда, оформляющие отход на внутренние водные пути, следуют как в Каспийское, так и в Балтийское море, а суда, загрузившиеся в морском порту Азов или следующие с внутренних водных путей транзитом на выход из порта, везут груз в Средиземноморский или Черноморский регионы.

В 2018 году из порта Азов в порты РФ было оформлено 70,3% выходов, из них 23,4% на внутренние водные пути и 60% в порт Кавказ. Кроме того, 25,4% судов ушли в страны Черноморского региона, 4,3% – в Средиземноморье.

За 6 месяцев 2019 года 60% судов отправились в порты РФ, из них 29% – на ВВП, 45% – в порт Кавказ. В черноморские страны ушли 35% судов, в страны Средиземноморья – 5%.

Если говорить о типах судов, то в 2018 году 2740 единиц флота, или 65% от общего количества оформившихся на выход судов, составили сухогрузы; 987 судов (24%) – наливные; 453 судна (11%) – прочие. Грузоподъемность обслуживаемого в Азове флота преимущественно составляет 3-6 тыс. тонн.

«МП»: В каком режиме ведется государственный портовый контроль? Каковы итоги проверок в прошлом и в этом году?

– График работы инспекторского состава группы по проведению осмотров российских и иностранных судов Службы капитана порта составлен таким образом, что позволяет проводить осмотры судов ежедневно с 8 до 20 часов в течение всего года.

В рамках портового контроля судов под российским флагом в 2018 году осмотрено 412 единиц флота. Недостатки были выявлены на 395 судах, отказано в разрешении на выход из порта 13 судам. Без замечаний инспекционные проверки прошли 17 судов. В процессе проверок было выявлено 1580 недостатков, в том числе 43 привели к задержанию судов.

В рамках портового контроля судов под иностранным флагом в 2018 году было проверено 138 судов. Недостатки были выявлены на 138 судах, количество выявленных недостатков составило 1123, в том числе препятствующих выходу из порта – 110 замечаний; 21 судну был запрещен выход из порта, 6 судам был объявлен «банинг».

За истекший период 2019 года в рамках портового контроля судов под российским флагом было осмотрено 175 судов, недостатки были выявлены на 173 судах. Отказано в разрешении на выход из порта 3 судам. Без замечаний инспекционные проверки прошли 2 судна. В процессе проверок было выявлено 855 недостатков, в том числе 8 привели к задержанию судов.

В рамках портового контроля судов под иностранным флагом в 2019 году было проверено 65 судов под различными иностранными флагами. Недостатки были выявлены на 64 судах, количество выявленных недостатков составило 584, в том числе препятствующих выходу из порта – 43; 8 судам был запрещен выход из порта, 2 судам был объявлен «банинг», 1 судно было отправлено в ремонт.

«МП»: Каковы особенности навигации в порту Азов и как идет подготовка к предстоящей зимней навигации 2019-2020 годов?

– Навигация в морском порту Азов осуществляется круглогодично. Морской порт не является местом убежища для судов в штормовую погоду, для него характерно наличие ветровых сгонно-нагонных явлений, проявляющихся в резких колебаниях уровня воды. При ветрах восточных направлений наблюдается падение уровня воды, при ветрах западных направлений – подъем. Амплитуда колебаний уровня воды может достигать 6 метров и более.

В осенний период сильные ветра западных направлений могут привести к подъему уровня воды более чем на 3 метра. При этом течение под действием сильных ветров меняется на противоположное и достигает порой 2 узлов, что приводит к подтоплению берегов, срыву судов с якорей и выдавливанию их на мелководье. Все это необходимо учитывать судоводителям при постановке на якоря в случае получения неблагоприятного прогноза погоды и при необходимости вставать на якоря носом на ветер.

Еще одной особенностью навигации в порту можно назвать зимний период, который иногда преподносит нам большие сюрпризы. Можно вспомнить 2012 год, когда акватория Азовского моря полностью замерзла буквально в течение нескольких дней.

С целью обеспечения безопасности мореплавания в акватории выставлено плавучее ограждение системы МАМС, регион «А», позволяющее круглогодичное и круглосуточное плавание судов по трем схемам расстановки ППЗ в соответствии с «Корректировкой проектов средств навигационного оборудования на участке от приемного буя №1 АДМК до 3121 км реки Дон», разработанной ОАО «РЦПКБ «Стапель».

В соответствии с разработанной схемой на летний период на АДМК и судовом ходу реки Дон выставлено 143 светящихся ППЗ, в зимний период – 80 светящихся ППЗ.

В период ледовой навигации схемой предусмотрено одностороннее ограждение морской части АДМК (правой зеленой бровки канала). Кроме того, предусмотрена и схема расстановки ППЗ в так называемый промежуточный период, когда зимой лед отсутствует в акватории порта. В это время схемой предусмотрено одностороннее ограждение морской части АДМК (правой зеленой бровки канала), но дополнительно выставляются три буя левой бровки канала для обозначения поворота со второго на третье колено канала.

Подготовка к зимней навигации 2019-2020 годов идет в соответствии с графиком. Служба капитана порта готовит проведение ряда совещаний с руководителями пунктов отстоя флота, лоцманскими и бункерными компаниями. Как и в предыдущие годы, готовится к работе Единый ситуационный центр, осуществляется подготовка приказов о формировании Штаба ледовых операций. Планируется проведение регионального совещания с представителями флотского сообщества.

Надо сказать, что в целом регламент работы остается прежним. Алгоритм постановки судна к причалу и включения в караван прост и понятен для всех участников рынка. В зимнюю навигацию 2019-2020 годов мы готовимся работать в плановом режиме.

«МП»: Владимир Александрович, как в порту организована работа по обеспечению безопасности мореплавания?

– Безопасность мореплавания в акватории порта и на подходах к нему – это приоритетное направление деятельности Службы капитана морского порта Азов, осуществляющееся в соответствии с действующими законодательными и нормативно-правовыми актами.

Специалисты Службы подготовлены к выполнению возложенных на них функций и задач, обеспечены обустроенными помещениями, современными средствами электронной, телефонной радиосвязи. С технической стороны в порту созданы все необходимые условия для соблюдения безопасности мореплавания. Навигационное оборудование находится в исправном состоянии.

В целях совершенствования работы по обеспечению безопасности мореплавания в настоящее время ФГУП «Росморпорт» разрабатывает проекты и планирует установку лазерных створов на АДМК и систему управления движением судов (СУДС) от 3171 км до 3151 км реки Дон (на данном участке реки движение регулируется Службой капитана морского порта). С введением в действие приказа Минтранса России от 09.01.2019 г. №2 «О внесении изменений в Обязательные постановления в морском порту Азов» границы действия СУДС расширены и действуют в районе акватории морского порта Азов от приемного буя №1 АДМК до 3171 км реки Дон, что значительно улучшило контроль за движением судов.

На регулярной основе Службой капитана порта совместно с ФГБУ «Морспасслужба» проводятся учения по ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефтепродуктов. Проводимые тренировки совершенствуют навыки берегового и судового персонала по управлению безопасностью, включая готовность к аварийным ситуациям, относящимся как к безопасности, так и к защите окружающей среды.

Морские порты №6 (2019)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ