Сервис по фасовке груза – конкурентное преимущество порта - Морские вести России

Сервис по фасовке груза – конкурентное преимущество порта

28.10.2019

Сервис по фасовке груза – конкурентное преимущество порта

Повышению технологичности обработки грузов в контейнерных терминалах российских портов все еще уделяется мало внимания, в то время как многие зарубежные терминалы уже успели сформировать инфраструктуру для обработки и фасовки грузов и успешно оказывают эти услуги. Вместе с тем, спрос на подобные комплексы будет расти и в России – их создание позволит портам снизить расходы на обработку грузов, а значит, получить дополнительное конкурентное преимущество и в результате привлечь больше грузоотправителей и максимизировать грузопотоки.

Такое мнение в интервью журналу «Морские порты» высказал Михаил Шипилов, генеральный директор ООО «НПО «ВИМКОР». Он рассказал о преимуществах применяемого компанией комплексного подхода к повышению технологичности процессов обработки грузов на контейнерных терминалах, поделился своим видением развития рынка данных услуг, а также остановился на пилотном проекте перевооружения контейнерного терминала со специализацией на работе с танк-контейнерами, реализуемого ООО «НПО «ВИМКОР» в одном из российских портов.

«МП»: Михаил Юрьевич, как Вы в целом оцениваете уровень технологичности обработки и фасовки грузов в контейнерных терминалах российских портов по сравнению с зарубежными терминалами?

– Как показывает практика, вопросу технологичности обработки грузов, переваливаемых через контейнерные терминалы, в большинстве случаев уделяется крайне мало внимания. Техническое оснащение терминалов оставляет желать лучшего и немногим отличается от принципов, применявшихся в 90-х годах прошлого века. Это снижает производительность труда, способствует появлению травм на производстве, не стимулирует персонал к повышению уровня своей квалификации, зато привлекает трудовых мигрантов.

В настоящий момент уровень технологичности обработки и фасовки грузов в терминалах российских портов можно оценить как крайне низкий. Портовая зона только начинает рассматривать данное направление и делает это без особого энтузиазма. Ранее всех устраивала простая перегрузка контейнеров и генеральных грузов без промежуточных операций, что объяснялось как отсутствием инфраструктуры, так и большим объемом импорта, который давал хорошие финансовые показатели без усложнения процесса.

Фасовка же грузов требует отвлечения значительных территорий терминала, проведения сложных специфических мероприятий согласования с широким кругом государственных органов, высокого уровня квалификации персонала и его обучения – то есть всего того, что до недавних пор было неактуальным для рынка контейнерных перевозок России.

В то же время порты Европы, такие как Роттердам и Гамбург, давно сформировали инфраструктуру для данного сервиса и успешно оказывают услуги по фасовке грузов. Эти услуги есть и в других крупных портах мира, например в порту Сингапур.

«МП»: Какие виды работ выполняет компания «НПО «ВИМКОР» для повышения технологичности обработки грузов в порту?

– В нашей работе мы применяем комплексный подход и осуществляем все виды работ в направлении повышения технологичности процессов на контейнерных терминалах – начиная от подбора территории, составления технического задания и проектирования, согласования в Ростехнадзоре до поставки оборудования, ввода объекта в эксплуатацию и обучения персонала. И все это делается с учетом курса на импортозамещение, обусловленного сложившимися экономическими реалиями.

Понимая, что при запуске нового сложного технологичного сервиса у любой компании возникают вопросы как технического, так и организационного характера, мы берем на себя решение всех этих вопросов на любом из этапов реализации проекта, что позволяет оптимизировать проект заказчика.

«МП»: Много ли компаний, кроме ООО «НПО «ВИМКОР», предоставляют сегодня такого рода услуги? Наблюдается ли рост спроса на них, высока ли конкуренция на этом рынке?

– Данный рынок только формируется, и спрос на эти услуги растет вместе с рынком. Если говорить о применяемом нашей компанией комплексном подходе, то здесь рост спроса возможен только при пересмотре потенциальными заказчиками подхода к реализации нового проекта.

Бывают ситуации, когда компании, желая сэкономить, пытаются создать комплекс по фасовке грузов своими силами, но едва приступив к работе, сталкиваются со сложностями и вынуждены искать специалистов по реализации уже начатого проекта и доведению его до запуска в промышленную эксплуатацию. В результате этапы, которые компании пытаются пройти самостоятельно, являются потерянным временем для проекта.

«МП»: Расскажите о проектах, реализуемых ООО «НПО «ВИМКОР» в настоящее время.

– В настоящий момент в одном из крупных российских портов ООО «НПО «ВИМКОР» реализует проект комплексного перевооружения контейнерного терминала со специализацией на работе с танк-контейнерами. Это первый в России проект по фасовке более ста жидких продуктов, в том числе опасных, в портовой зоне.

Тестовый запуск первого объекта фасовки опасных грузов запланирован на октябрь-ноябрь 2019 года. Планируется, что комплекс будет оказывать все виды сервисных услуг, связанных с танк-контейнерами: прием, слив-налив, прогрев, мойку, ремонт, аттестацию.

Поскольку проект находится в процессе реализации и еще не до конца прошел стадию ввода в эксплуатацию, мы не будем фокусироваться на его деталях. Отметим лишь, что для российского рынка это новый уровень сервиса танк-контейнеров, и мы рассчитываем, что он сможет занять достойное место на рынке услуг порта и рынке химической продукции в целом.

«МП»: Какова стоимость оказываемых компанией услуг? Многие ли терминалы могут себе позволить такие вложения? И как правильно оценить эффект от вложенных средств?

– Стоимость наших услуг зависит от потребностей заказчика. Инвестиции в развитие – это всегда вопрос индивидуальный, их размер зависит в первую очередь от амбиций руководства заказчика, во вторую – от готовности к привлечению финансов.

Фасовка груза – это ярко выраженный элемент добавленной стоимости, на базе которого можно развивать широкий спектр услуг, вплоть до получения готовой продукции для конечного потребителя. Немаловажно, что создание сервиса возможно в рамках локальной инфраструктуры порта без ее расширения.

В результате нашей работы заказчик получает возможность предоставлять услуги фасовки и ряд других услуг, что, безусловно, дает терминалу ряд дополнительных преимуществ. Например, в этом случае клиенты терминалов могут снизить свои расходы на обработку груза по сравнению с работой с несколькими контрагентами, а сам заказчик получает синергетический эффект за счет максимизации грузопотока по каждому клиенту.

Не вполне корректно судить об эффективности инвестирования непосредственно в разрезе доходов по одной статье – в данном случае услуг фасовки, после реализации запланированных мероприятий необходимо оценивать показатели всего терминала в целом.

«МП»: Как Вы оцениваете перспективный спрос на Ваши услуги?

– Мы считаем, что такие комплексные терминалы будут востребованы во всех ключевых портах страны. Данный сервис актуален как для импорта и экспортноориентированного сервиса, так и для внутренних нужд России. Химическая промышленность в мире активно развивается, и спрос на эти услуги стабильно растет.

В настоящее время рынки меняются, информационная инфраструктура также развивается и услуги максимально полного физического сервиса будут все более востребованы, а спрос на услуги длинного ряда посредников, проводящих исключительно бумажную работу, наоборот, будет планомерно снижаться. Поэтому формирование терминалов с высокой производительностью, широким спектром услуг, в том числе сложных технологических производств с хорошей IT-поддержкой, – это способ не только развития, но и выживания в ближайшем будущем.

Естественно, спрос конечен, но в данный момент рынок только формируется и, на наш взгляд, наличие не менее трех высокотехнологичных терминалов в каждом из крупных портов РФ – это необходимое условие для нормальной конкуренции. Дальнейшее увеличение будет зависеть от развития рынка танк-контейнерных перевозок в целом и нишевых задач в частности, а также от желания производителей химической продукции открывать собственные терминалы.

«МП»: В дальнейшем компания будет работать только с грузами, перевозимыми в танк-контейнерах, или планируется расширять номенклатуру грузов?

– В планах компании – формирование комплексного продукта для портовых зон по основным видам фасовки, включая сыпучие продукты. Следующим этапом будет решение вопроса производства смесей и разнообразия фасовочной тары.

Помимо комплексного подбора фасовочного оборудования нами прорабатываются комплексы для повышения эффективности использования терминальных территорий, минимизации перегрузочных операций и повышения производительности труда терминала в целом. 

ООО «НПО «ВИМКОР»: https://vimcor.ru/

Морские порты №6 (2019)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ