Экологическая безопасность на Каспии - Морские вести России

Экологическая безопасность на Каспии

24.10.2019

Экологическая безопасность на Каспии

Каспийское море богато не только углеводородными, но и биологическими ресурсами. В целях сохранения биологического разнообразия морской среды и экологической безопасности на Каспии активно развивается многостороннее международное сотрудничество пяти прикаспийских стран. Об экологической безопасности моря как одного из важнейших факторов такого сотрудничества в рамках Тегеранской конвенции корреспонденту «МП» рассказал руководитель ФГБУ «АМП Каспийского моря» Магомед Абдулатипов.

«МП»: Магомед Алиевич, известно, что ежегодно в августе во всех пяти прикаспийских государствах отмечается День Каспийского моря? Как появился этот официальный праздник, с чем он связан и как отмечается в России, в регионе?

– Действительно, 12 августа прикаспийские страны отмечают Международный день Каспийского моря. Таким образом подчеркивается значимость принятой в этот день рамочной Тегеранской конвенции (далее – Конвенция) по защите морской среды Каспийского моря, которая стала региональным международным законом в этой сфере и была названа в честь столицы Ирана, где была подписана представителями пяти прикаспийских стран – Азербайджана, Ирана, Казахстана, Туркменистана и России. Конвенция вступила в силу 12 августа 2006 года, и тогда же впервые День Каспийского моря отмечался в Иране.

В настоящее время празднование Дня Каспия регулярно проводится всеми прикаспийскими странами, что позволяет привлечь внимание к экологическим проблемам моря не только специалистов, но и широкую общественность.

В самом документе говорится об обеспечении доступа общественности к информации о состоянии морской среды Каспия, мерах по предотвращению, снижению и контролю загрязнения. При этом такой доступ должен быть предоставлен с учетом национального законодательства участников Конвенции и международных соглашений о доступе общественности к информации о морской среде.

В Астрахани в рамках Дня Каспийского моря обычно проходят мероприятия, которые дают возможность вести диалог на экологические темы представителям общественных организаций, бизнеса и государственной власти как в официальном, так и в неофициальном формате. Как правило, ФГБУ «АМП Каспийского моря» является участником или организатором мероприятий, посвященных вопросам предотвращения загрязнения Каспия, что позволяет найти оптимальные пути решения, в том числе для выработки позиции к очередной официальной конференции сторон Тегеранской конвенции.

«МП»: Каковы основные положения Конвенции и как они согласуются с национальным законодательством? Очевидно, были и будут какие-то дополнения, изменения, новые документы?

– Название «рамочная конвенция» говорит о том, что документ содержит лишь основные положения по урегулированию общих и организационных вопросов сотрудничества и кооперации в сфере охраны морской среды Каспийского моря, следовательно, подразумевается, что регулирование отдельных специальных положений будет осуществляться дополнительными документами.

На сегодняшний день страны – участницы Конвенции пришли к согласию в отношении четырех протоколов, касающихся приоритетных областей: 1) протокол по сохранению биологического разнообразия (подписан 30.05.2014 г. в Ашхабаде); 2) протокол по защите Каспийского моря от загрязнения из наземных источников и в результате осуществляемой на суше деятельности (подписан 12.12.2012 г. в Москве); 3) протокол о региональной готовности, реагировании и сотрудничестве в случае инцидентов, вызывающих загрязнение нефтью (подписан 12.08.2011 г. в Актау); 4) протокол по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. Подписание последнего протокола ожидается в ближайшее время. Положения о доступе общественности к информации включены также в протоколы к Конвенции.

Конвенция становится эффективным правовым инструментом охраны окружающей среды на Каспии. Ее основная цель – защита морской среды от загрязнения из всех источников, включая охрану, сохранение, восстановление и устойчивое и рациональное использование биологических ресурсов моря. Этот документ – юридическая основа для защиты Каспия, он определил основные направления регулирования антропогенного воздействия на морскую среду, охраны и воспроизводства биологических ресурсов, а также процедурные вопросы принятия совместных решений прикаспийскими странами.

В целях реализации положений документа страны – члены Конвенции разрабатывают национальные планы действий на Каспийском море по контролю за источниками загрязнения, включая предельные величины выбросов для соответствующих веществ, а также способствуют внедрению экологически обоснованных технологий, влияющих на улучшение и внедрение целевых показателей качества окружающей среды на национальном и региональном уровнях.

«МП»: Какую роль, по Вашему мнению, Конвенция уже сыграла в организации системы экологической безопасности Каспия?

– Самая важная роль Конвенции – это объединение усилий прикаспийских государств в таких важных вопросах, как борьба с загрязнением Каспия и координирование деятельности по ликвидации последствий загрязнений.

Каспийское море – уникальный водоем. Как известно, у него нет выхода в Мировой океан. С другой стороны, это соленое, по сути, озеро обладает всеми морскими приметами, начиная с приливов и отливов и заканчивая жестокими штормами. Площадь крупнейшего в мире внутреннего водоема – более 370 тыс. кв км. Среди морей это настоящий реликт, сохранивший до наших дней богатейшую флору и фауну, это достояние всего человечества.

Необходимость сотрудничества в сфере охраны окружающей среды и ресурсов Каспийского моря ранее была актуальным вопросом для прикаспийских стран, но после распада СССР в 1991 году бывшие советские республики остались фактически без законодательной базы, регулирующей международное сотрудничество, в том числе в экологической сфере.

В 90-е годы был заключен ряд юридически не обязывающих региональных соглашений, но они не дали желаемых результатов. В 1998 году с целью предотвращения ухудшения экологических условий Каспийского моря и способствования устойчивому развитию региона для обеспечения благополучия прибрежного населения на длительный период была создана обширная региональная Каспийская экологическая программа (КЭП).

КЭП дала возможность вести многолетние переговоры и принять Тегеранскую конвенцию, которая стала первым региональным соглашением, определившим основные аспекты природоохранной деятельности, направленные на снижение негативных последствий антропогенного воздействия на морскую среду Каспийского моря. Несмотря на рамочный характер и необходимость дальнейшего развития отдельных положений путем принятия дополнительных протоколов, Конвенция создала базу для сотрудничества прибрежных государств, заинтересованных в разработке минеральных ресурсов Каспия, в вопросах защиты и сохранения уникальной экосистемы моря и устойчивого развития всего региона.

Конвенция основывается на современных принципах, которые являются ключевыми для экологически грамотного управления ресурсопользованием и сохранения окружающей среды, а именно: принципах принятия мер предосторожности, «загрязняющий платит», доступности информации о загрязнении морской среды Каспийского моря (ст. 5 Конвенции).

Согласно, например, принципу доступности информации о загрязнении морской среды Каспийского моря, договаривающиеся стороны предоставляют друг другу соответствующую информацию в максимально полном объеме. При этом Конвенция не содержит положений, раскрывающих критерии «максимально полного объема», равно как и однозначно устанавливающих, какую именно информацию о загрязнении морской среды и в какие сроки стороны должны предоставлять.

Из положений Конвенции следует, что при осуществлении сотрудничества в целях предотвращения, снижения и контроля загрязнения морской среды Каспийского моря, а также ее защиты, сохранения и восстановления договаривающиеся стороны самостоятельно или совместно проводят работу по «сбору, накоплению и оценке данных с целью выявления источников, вызывающих или способных вызвать загрязнение Каспийского моря, и обмену соответствующей информацией с другими договаривающимися сторонами».

Проведение мониторинга, предусмотренное Конвенцией, также предполагает обмен информацией, а именно о загрязняющих веществах, за выбросом и концентрацией которых осуществляется мониторинг, поскольку совместная оценка состояния морской среды Каспия и эффективность мер по предотвращению, снижению и контролю ее загрязнения подразумевает использование информации, предоставленной всеми или несколькими договаривающимися сторонами. Кроме того, создание централизованной базы данных, которая должна стать основой для принятия решений и общим источником информации и образования для специалистов, администраторов и населения, тоже может потребовать от договаривающихся сторон предоставления друг другу информации, подлежащей включению в такую базу.

«МП»: Какие риски и угрозы экологии Каспийского моря непосредственно связаны с судоходной деятельностью и как они минимизируются службами АМП?

– Риски и угрозы экологии объективно присутствуют в деятельности любого морского предприятия, так как эта деятельность сопровождается форс-мажорными обстоятельствами, которые не могут быть ни предусмотрены, ни предотвращены, ни устранены какими-либо действиями.

Несмотря на внедрение в практику судоходства самых передовых достижений науки и техники, использование при строительстве и оборудовании судов новейших технологий, ежегодно в морях происходят трагедии, десятки судов тонут, горят, взрываются, просто бесследно исчезают.

Основными рисками судоходной деятельности в Каспийском море являются: загрязнение нефтью и нефтепродуктами; загрязнение сточными водами с судов; загрязнение мусором с судов; загрязнение атмосферы с судов.

Тем не менее, мореплавание – это управляемый риск. В каждом подразделении ФГБУ «АМП Каспийского моря» всегда помнят, что риском можно и нужно управлять, реализуя определенные действия и мероприятия. В подведомственных АМП портах Астрахань, Оля и Махачкала, в других подразделениях организации вопросы соблюдения экологической безопасности находятся под пристальным контролем.

«МП»: Какие мероприятия проводятся подразделениями АМП Каспийского моря в целях предотвращения аварийных ситуаций и загрязнения окружающей среды?

– Основные системные мероприятия по предотвращению аварийных ситуаций и загрязнения окружающей среды Каспийского моря осуществляются при проверке судов государственным портовым контролем морских портов Астрахань, Оля и Махачкала. Государственный портовый контроль является эффективным инструментом принуждения к выполнению судами, осуществляющими свою коммерческую деятельность в Каспийском море, международных, национальных требований, норм, стандартов в области безопасности мореплавания, предотвращения аварийных ситуаций и загрязнения окружающей среды.

В соответствии с Кодексом торгового мореплавания РФ, согласно процедурам контроля судов государством порта, государственный портовый контроль осуществляется капитанами морских портов Каспийского моря в целях проверки наличия судовых документов, соответствия основных характеристик судов судовым документам и выполнения требований, касающихся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов, в том числе документов, удостоверяющих наличие предусмотренного международными договорами и законодательством РФ страхования или иного финансового обеспечения гражданской ответственности за ущерб от загрязнения, вызванный аварийной ситуацией, либо другой причиненный судном ущерб.

При проверке судов в акватории морских портов Каспийского моря особое внимание уделяется возрасту судов, их техническому состоянию, укомплектованию экипажа специалистами соответствующей квалификации и их профессиональной подготовке, наличию плана мероприятий по предупреждению аварийности и обеспечению живучести судна и другим аспектам.

Также инспекторами ГПК осуществляется контроль за выполнением требований международных конвенций (СОЛАС-74, MARPOL-73/78 КТМС-2006, ПДМВ-78 и др.), федеральных законов, постановлений Правительства РФ, ведомственных приказов (Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним №463 и др.) и региональных нормативных актов.

«МП»: Магомед Алиевич, каково состояние экосистемы Каспийского моря в настоящее время и требуется ли усиление мер экологической безопасности в ее поддержку?

– Экосистема Каспийского моря в ХХ столетии, как и многие экологические системы мира, по мнению экологов, претерпела необратимые изменения, обусловленные эксплуатацией природных ресурсов, вселением новых биологических видов и другими причинами. За последнее время ее состояние ухудшилось под воздействием антропогенных и биохимических факторов, особенно в северной части моря, где наблюдаются основные признаки низкой сопротивляемости к загрязнению нефтепродуктами.

В связи с введением в эксплуатацию новых нефтяных месторождений увеличивается нагрузка на экосистему моря. Опасными компонентами загрязнения вод Каспийского моря прежде всего являются нефтепродукты и фенолы.

С увеличением объемов добычи и перевозок нефти и нефтепродуктов в бассейне Каспийского моря риски загрязнения окружающей среды также возрастают. Однако благодаря действиям служб капитанов морских портов Астрахань, Оля, Махачкала количество случаев негативного воздействия на экологию при осуществлении судоходной деятельности уменьшается.

«МП»: Существуют ли какие-либо факторы, осложняющие мореплавание в Каспийском море и тем самым увеличивающие экологические риски?

– К таким факторам относятся гидрометеорологические условия и местоположение портов. Например, судоходство в морских портах Астрахань и Оля осуществляется в сложных гидрометеорологических условиях, связанных с изменением глубин вследствие сезонно-паводковых явлений и объема сбросов воды с гидроузлов; ветрами восточных направлений со скоростью 20 метров в секунду и выше; пыльными бурями, способствующими ухудшению видимости; частыми туманами в ночное и утреннее время в период с ноября по февраль; смерзшимся, недрейфующим льдом в период ледостава. В условиях льдообразования в акваториях морских портов Астрахань, Оля, Волго-Каспийского морского судоходного канала (далее ВКМСК), протяженность которого составляет 188 км, осуществляется ледокольная проводка судов.

Следует отметить, что в морском порту Оля требования по соблюдению экологической безопасности закладывались сравнительно недавно, при проектировании объектов инфраструктуры порта, так как это молодой порт: проектная документация разрабатывалась в строгом соответствии с нормами и требованиями законодательства РФ в области охраны окружающей среды. В установленном порядке проводились общественные слушания, по итогам которых проектная документация направлялась на государственную экологическую экспертизу для получения заключения.

А порты Махачкала и Астрахань работают уже очень давно, они расположены в крупных населенных пунктах, в густонаселенных районах. Но мы знаем, как нивелировать вышеперечисленные неблагоприятные факторы и обеспечить безопасность мореплавания в акватории Каспия. Порты, входящие в состав ФГБУ «АМП Каспийского моря», открыты для навигации круглый год и осуществляют работу круглосуточно.

«МП»: Какие меры по соблюдению экологической безопасности мореплавания предпринимаются подразделениями АМП в рамках их служебных обязанностей?

– Это прежде всего реализация во всех областях морской индустрии требований Международной конвенции по охране человеческой жизни на море СОЛАС, положения которой охватывают самый широкий диапазон вопросов – от проектирования и строительства судов до правил перевозки отдельных видов грузов.

Каспийское море является особым морским районом, где ведется добыча, перевозка судами нефти и нефтепродуктов, поэтому необходимо принятие особых обязательных мер по предотвращению загрязнения моря.

Для сохранения морской и прибрежной среды, устойчивости экосистемы, достижения экологичного развития морских перевозок в Каспийском море, в том числе в целях реализации национального проекта «Экология» и федерального проекта «Чистая страна», инспекциями государственного портового контроля (ИГПК) служб капитанов морских портов Астрахань, Оля, Махачкала производится контроль выполнения на судах требований Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов МАРПОЛ-73/78. Пристальное внимание обращается также на соответствие судов положениям Конвенции ПДНВ и Международного кодекса по системам противопожарной безопасности (IMO Res.98(73).

«МП»: Известно, что практически во всех морях мира ужесточается контроль за утилизацией судовых отходов. Как этот вопрос решается в российской части Каспийского моря?

– Для защиты акваторий от загрязнений в морских портах разработаны планы управления судовыми отходами. Ими определяется деятельность хозяйствующих субъектов и методы контроля в сфере управления отходами в отношении любых организаций, осуществляющих свою деятельность в морских портах, независимо от их формы собственности.

Планы разработаны в соответствии с действующими международными и национальными нормативными актами. В них определены виды и объемы отходов, образующихся на судах, порядок сдачи, приема и транспортировки отходов, технологические схемы обращения с судовыми отходами.

Российские и иностранные суда, находящиеся в акваториях морских портов, организации, предприятия, учреждения, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также физические лица, осуществляющие на территории порта свою деятельность, обязаны соблюдать требования Международной конвенции МАРПОЛ-73/78, законодательства РФ.

С целью предотвращения загрязнения акваторий морских портов сухим мусором, сточными водами, нефтью и нефтепродуктами инспекторы государственного портового контроля при проведении проверок судов проверяют судовые свидетельства, выданные классификационным обществом в соответствии с международными конвенциями в области охраны окружающей среды, предотвращения загрязнения нефтью, проверяют наличие документов о сдаче судовых отходов, записи в судовом журнале обращения с отходами, в том числе и по выполнению требований Конвенции МАРПОЛ. По результатам проверки составляются акты, которые вносятся в информационные базы данных.

«МП»: Экологическая безопасность морского транспорта подразумевает не только предотвращение загрязнения моря с судов, но и готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, связанные с угрозой разливов нефти и их ликвидацией. Что делается Администрацией в этом направлении?

– В этой связи в морских портах разработаны Планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (планы ЛРН). Оказание услуг по несению аварийно-спасательной готовности, готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, оказание помощи аварийным судам в морских портах осуществляются в соответствии с договором, заключенным с Каспийским филиалом ФГБУ «Морспасслужба».

Операции ЛРН невозможны без соответствующего информационного обеспечения. В первую очередь это касается содержания, объема, порядка получения и передачи информации, поэтому в планах приведены схемы оповещения, процедуры ее приема и передачи. Содержание и объем информации должны соответствовать требованиям Международной конвенции по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству (OPRC) и требованиям законодательства РФ.

Для оперативного решения вопросов ликвидации последствий загрязнения акваторий и территорий морских портов Схема оповещения при возникновении аварийной или чрезвычайной ситуации, как и Порядок действий дежурного инспектора ИГПК в случае загрязнения акватории морского порта, имеется в каждом порту.

Судоходными компаниями в установленном порядке организованы мероприятия, направленные на снижение влияния отходов, образующихся в процессе их деятельности, на состояние окружающей природной среды в морских портах. Предприятиями ведется постоянный учет объемов образования судовых отходов, контроль мест временного хранения отходов и периодичности их вывоза. Компаниями заключены договоры с лицензированными организациями по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению в отношении всех видов отходов, образующихся в процессе производственной деятельности.

«МП»: Какова статистика загрязнений акватории Северного Каспия с судов в процессе судоходной деятельности и какие меры предпринимаются по их предотвращению?

– За 2018 год и за текущий период 2019 года случаев загрязнений с судов акваторий морских портов Астрахань, Оля и Махачкала не зафиксировано.

Поддержание экологической безопасности судоходства на водных путях — решаемая задача. В целях предотвращения аварийных ситуаций и недопущения загрязнения окружающей среды службами капитанов морских портов Астрахань, Оля и Махачкала регулярно проводятся тренировочные учения.

«МП»: Магомед Алиевич, и в завершение нашего разговора расскажите, как осуществляется экологический контроль и мониторинг при проведении дноуглубительных работ?

– Ежегодно Астраханским филиалом ФГУП «Росморпорт» с использованием собственных технических средств и с привлечением специализированных подрядных организаций осуществляются дноуглубительные работы, связанные с поддержанием навигационных глубин ВКМСК и акваторий морских портов. Объем дноуглубления растет из года в год. Наибольший удельный вес дноуглубления приходится на ВКМСК.

Указанные работы осуществляются «Росморпортом» на основании Проекта проведения ремонтных дноуглубительных работ в акватории ВКМСК на период до 2027 года с разработкой природоохранных мероприятий. Проведение данных работ во всех подведомственных АМП Каспийского моря портах сопровождается обязательными мероприятиями по производственному экологическому контролю и мониторингу для отслеживания соблюдения природоохранных требований и оценки воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду. Для защиты водных биологических ресурсов такие работы ведутся только в разрешенные периоды времени, когда нет массового нереста рыб или иных чувствительных биологических процессов.

Мы не должны забывать об уязвимости Каспийского моря в связи с его закрытостью и присущими ему специфическими особенностями. Кризис в одной из его частей выльется в общую, неразделимую экологическую катастрофу, которая в конечном счете отразится на планах каждого прикаспийского государства и перспективах его развития. Поэтому так важны Тегеранская конвенция как региональный правовой акт, подписанный прикаспийскими государствами, а также другие международные договоры, нацеленные на объединение усилий по сохранению экологии Каспия.

Морские порты №№5, 6 (2019)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ