Морские спасатели тихоокеанской России - Морские вести России

Морские спасатели тихоокеанской России

29.07.2019

Морские спасатели тихоокеанской России

Площадь координации действий в поисково-спасательном районе Морского спасательно-координационного центра (МСКЦ) Владивосток ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» и его двух подцентров – МСПЦ Южно-Сахалинск и МСПЦ Петропавловск-Камчатский – охватывает акватории нескольких дальневосточных морей от субтропиков до арктической зоны, характеризуемых сложными погодными условиями и интенсивным судоходством. Об особенностях работы морских спасателей рассказывает начальник МСКЦ Николай Пирожков.

«МП»: Николай Владимирович, расскажите о результатах работы МСКЦ Владивосток в 2018 году. Сколько проведено спасательных операций, какого рода и масштаба, с привлечением каких сил и средств? Каковы наиболее заметные случаи?

– В прошлом году МСКЦ Владивосток ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» получено и обработано 158 аварийных сигналов и сообщений, проведено 13 поисково-спасательных операций (ПСО), в результате спасено 37 человек, из них 20 иностранных граждан.

В ходе проведения крупномасштабных ПСО в Японском море привлекались спасательные суда Приморского филиала ФГБУ «Морспасслужба», пограничные сторожевые катера береговой охраны Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю, проходящие суда (российские и иностранные), а также авиация МЧС России, морская авиация Тихоокеанского флота (ТОФ) ВМФ, авиация 11-й армии ПВО и гражданская авиация.

В сентябре 2018 года в ходе проведения совместной ПСО с ЦУКС ГУ МЧС России по Приморскому краю в Японском море в районе мыса Балюзек были спасены 11 человек. Это была группа любителей катания на сапбордах, которых уносило в открытое море.

Также в течение года были спасены 20 северокорейских рыбаков, чьи рыболовные шхуны потерпели бедствие в штормовую погоду в Японском море.

«МП»: Как строится ежедневная работа Центра, проводятся учения и прочие мероприятия? Как организовано реагирование на аварийные ситуации?

– Будучи структурным подразделением ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики», МСКЦ Владивосток оперативно взаимодействует с ФГБУ «Спасательно-координационный центр Росморречфлота». В Центре ведется круглосуточная вахта капитанами-координаторами и операторами ГМССБ ДВБФ ФГУП «Росморпорт».

Нашими основными задачами являются организация выполнения положений Международной конвенции по поиску и спасанию на море 1979 (SAR-79); организация и координация действий спасательных служб, исполнительных органов власти, предприятий разных форм собственности, служб и органов власти иностранных государств при поиске и спасании людей на море в поисково-спасательном районе, закрепленном за МСКЦ.

Основы организации работы МСКЦ по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие на море, определены «Положением о взаимодействии аварийно-спасательных служб министерств, ведомств и организаций на море и водных бассейнах России» (зарегистрировано в Минюсте России 28.07.1995 г. №917) и приказом Минтранса России от 26.11.2007 г. №169 «Об утверждении Положения о функциональной подсистеме организации и координации деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб (как российских, так и иностранных) при поиске и спасании людей и судов, терпящих бедствие на море, в поисково-спасательных районах Российской Федерации единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Организация поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море, в поисково-спасательном районе МСКЦ Владивосток осуществляется совместно с участниками взаимодействия в соответствии с Бассейновым планом поиска и спасания людей. Международные мероприятия, бассейновые учения, учебные мероприятия и сборы проводятся ежегодно согласно Плану работы ФГБУ «СКЦ Росморречфлота», МСКЦ, МСПЦ администраций морских портов, утвержденному руководителем Росморречфлота.

В качестве примера реагирования можно привести случай, когда в декабре 2018 года в Японском море в штормовых условиях российское рыболовное судно «Дорида» было под угрозой затопления. Судно с десятью членами экипажа следовало из южнокорейского порта Пусан в порт Славянка и по пути попало в шторм. В результате обледенения судно получило постоянный 30-градусный крен на правый борт. Капитан судна предпринял меры к устранению крена силами экипажа и сообщил в МСКЦ Владивосток о сложившейся обстановке.

Центром тут же была объявлена стадия «Бедствие», к аварийному судну были направлены находящиеся поблизости суда, а из порта Владивосток вышел МФАСС «Спасатель Заборщиков». Кроме того, через АКЦПС Хабаровска были приведены в постоянную готовность авиационные силы ГУ МЧС России, Росавиации, морской авиации ТОФ и 11-й армии ПВО, а также надводные спасательные силы ТОФ и ПУ ФСБ России на случай возможной эвакуации членов экипажа аварийного судна.

К счастью, экипаж справился с обледенением самостоятельно, крен был устранен, и эвакуация не понадобилась.

«МП»: Как изменилось материально-техническое обеспечение деятельности Центра за последнее время? Насколько его нынешние технические возможности соответствуют масштабам потенциальных рисков?

– Для успешного выполнения задач, стоящих перед МСКЦ Владивосток, ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» проводит большую работу по оснащению Центра современным оборудованием и информационными системами.

В 2018 году закуплен и установлен в помещении МСКЦ комплект наземной станции последнего поколения Sailor 6110 GMDSS System. Продолжаются подготовительные согласования по размещению рабочих мест, специального оборудования, средств связи и коммуникаций в здании радиотехнического поста на мысе Голдобина ДВБФ ФГУП «Росморпорт». Закуплен и планируется к размещению в новом помещении МСКЦ комплект морского терминала Sailor Fleet Broadband 150 и монтаж нового навигационного телекса.

С 9 января 2019 года в целях организации и осуществления информационного взаимодействия в области поиска и спасания на море между ФГБУ «СКЦ Росморречфлота», МСКЦ/МСПЦ администраций морских портов, органами управления организаций и предприятий, подведомственных Росморречфлоту, и другими федеральными органами исполнительной власти в МСКЦ Владивосток введен в эксплуатацию информационно-справочный программный блок системы информационной поддержки морских спасательных операций «Поиск-МОРЕ».

Таким образом, на данный момент по своему оснащению Центр соответствует требованиям международных нормативных документов к средствам связи МСКЦ.

«МП»: В чем особенность работы МСКЦ Владивосток и с какой стороны чаще всего приходит опасность?

– Основная особенность – большие площади поисково-спасательного района. В ведении МСКЦ Владивосток и его подцентров – МСПЦ Южно-Сахалинск и МСПЦ Петропавловск-Камчатский – находятся воды Японского моря, Татарского пролива, Охотского моря, Берингова моря и Тихого океана до Берингова пролива. По своим размерам это самый большой ПСР в Российской Федерации.

Другая особенность – тяжелые погодные условия осенне-зимнего периода. В Дальневосточном регионе он характеризуется сильными ветрами, сильным волнением моря, низкими температурами воздуха и воды и, как следствие, обледенением судов.

К характерным отличиям региона можно также отнести большое количество рыболовных судов, находящихся на промысле рыбы в дальневосточных морях, большое количество маломерных судов в заливе Петра Великого и вдоль побережья Приморского края.

Соседство с другими государствами придает работе дополнительную специфику. Например, в последнее время резко возросло количество аварийных случаев с рыболовными шхунами КНДР в российских водах Японского моря.

Таким образом, рыболовные суда в период осенне-зимней добычи и транспортировки рыбы, маломерные суда, рыболовные шхуны КНДР, а также суда, загрязняющие акваторию льяльными нефтесодержащими водами, относятся к наиболее распространенным категориям риска в регионе действия МСКЦ Владивосток.

Все это способствует возникновению большего количества аварийных случаев по сравнению с поисково-спасательными районами других российских спасательно-координационных центров.

«МП»: Николай Владимирович, в октябре 2019 года во Владивостоке пройдет рабочая встреча представителей поисково-спасательных служб России, Китая, Южной Кореи и Японии. Расскажите, как обычно проходят такие мероприятия и какова история взаимодействия с аналогичными зарубежными службами региона?

– Наше государство присоединилось к Международной конвенции по поиску и спасанию на море 1979 года (SAR-79) 24 апреля 1988 года. Цель конвенции – создание глобальной системы поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море. Согласно этому документу, Мировой океан разделен на поисково-спасательные районы, в которых государства берут на себя ответственность за организацию поиска и спасания людей независимо от их статуса и национальной принадлежности. Границы морских поисково-спасательных районов определены на основе двусторонних межправительственных соглашений с сопредельными государствами.

В Дальневосточном бассейне у России действуют двусторонние межправительственные соглашения о сотрудничестве в области поиска и спасания на море с Японией (от 1956 г.), КНДР (от 1968 г.), США (от 1988 г.). Проходит государственную экспертизу проект аналогичного договора с Республикой Кореей.

Для реализации требований конвенции SAR-79 проводятся регулярные ежегодные региональные встречи представителей поисково-спасательных служб России, Китая, Республики Кореи и Японии. Работу в данном направлении характеризует рост количества обращений МСКЦ сопредельных стран по вопросам, связанным с получением аварийных сигналов и сообщений, с необходимостью провести совместное расследование фактического наличия аварийной ситуации, а также совместную ПСО.

На данных встречах каждая делегация представляет подробный отчет за прошедший год по аварийным случаям, рассказывает о наиболее значимых операциях и о передовых методах, используемых при их проведении. В ходе встреч рассматриваются вопросы, касающиеся улучшения взаимодействия при проведении совместных ПСО, планируются совместные учения по поиску и спасанию, а также учения по связи между МСКЦ.

Так, ежегодно наш Центр проводит совместные учения по связи с аналогичными центрами портов Ниигата (Япония) и Донгхэ (Республика Корея). Примером тесного сотрудничества между МСКЦ Владивосток и спасательно-координационными центрами береговой охраны Японии и Республики Кореи можно назвать успешно проведенную в 2014 году совместную операцию по спасанию членов экипажа теплохода «Полайн» (флаг Камбоджи), затонувшего в Японском море в условиях штормовой погоды.

Уверен, что предстоящая рабочая встреча во Владивостоке пройдет на высоком профессиональном уровне и внесет свой вклад в укрепление международного сотрудничества в деле спасания людей на море, что в конечном итоге будет способствовать увеличению спасенных жизней, а это самое главное в нашей работе.

Морские порты №3 (2019)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ