Инвестиции «ТрансФин-М» в перевозки от первой до последней мили
04.06.2019
«ТрансФин-М» – одна из крупнейших лизинговых компаний в России, осуществляет финансирование лизинговых сделок для приобретения различного вида транспорта и оборудования, среди которых железнодорожный транспорт, спецтехника, воздушные и морские суда и пр. Помимо услуг лизинга «ТрансФин-М» предоставляет услуги по оперированию полувагонами и крытыми вагонами на базе дочерних предприятий. По итогам 2018 года компания занимает 5 место по объему лизингового портфеля и 5 место по объему лизинга в сегменте морского и речного транспорта, по данным рейтингового агентства RAEX. О перспективах деятельности компании в интервью журналу «МП» рассказывает генеральный директор ПАО «ТрансФин-М» Максим Анищенков.
«МП»: Максим Валерьевич, финансовые показатели «ТрансФин-М» демонстрируют рост, компания работает эффективно, какие дальнейшие планы развития?
– Компания «ТрансФин-М» удерживает лидирующие позиции в сегменте лизинга. Мы обладаем глубокими компетенциями в оперировании собственным парком вагонов, уделяем большое внимание эффективности работы сервисного подразделения, которое занимается ремонтом и созданием оборотного фонда запасных частей.
Компания видит свое развитие в «первой» и «последней» милях железнодорожной перевозки – в смежных отраслях, которые в целом реализуют стратегию доставки продукции от производителя к потребителю. В данный момент сегменты лизинга карьерной и портовой спецтехники практически не развиты, и мы можем стать лидирующим игроком данного сегмента.
Сегодня компания «ТрансФин-М» готова предоставить клиентам технику для каждого этапа доставки груза: спецтехнику для добычи ископаемых, грузовые вагоны, погрузочную технику, специальное оборудование и буксиры для обеспечения грузовых работ в порту. Такая модель позволит нам в перспективе получить доход не только с каждого этапа логистической цепочки, но и добавленную стоимость от осуществления полного комплекса логистических услуг в рамках сервисного контракта.
Кроме того, мы рассчитываем, что инвестиции в данную технику, в полную цепочку доставки, позволят нам хеджировать риск падения доходов в отдельно взятом сегменте.
«МП»: Каким Вы видите развитие сегмента лизинга в спецтехнике «первой» и «последней мили»? Каково нынешнее положение, перспективы и риски этой ниши?
– Если говорить в целом о рынке лизинга, то в России он исторически формировался за счет финансирования сегмента грузовых вагонов и самолетов как наиболее безопасных и ликвидных транспортных активов со сроком службы более 20 лет. В 2010-е годы, благодаря развитию IT-сервисов ритейла и рынка такси, развился сегмент автолизинга: лизинговый портфель грузовых и легковых автомобилей вырос в 3 раза за последние 6 лет. Лизинговые компании активно финансировали сегмент, развили розничные продажи, осуществляя контроль с помощью трекинговых систем. В данный момент можно сказать о насыщении данного сегмента.
Сегмент спецтехники для угольной и горнодобывающей отрасли является перспективным и капиталоемким. Всего в стране используется более 20 тыс. карьерных самосвалов и другой техники (экскаваторы, погрузчики и т.п.). Общий объем рынка карьерной техники в РФ составляет более 2 трлн рублей, при этом доля лизинга в данном сегменте меньше 1%. Нужно отметить, что весь рынок грузовых вагонов на сети РЖД составляет сравнимые 2,5 трлн рублей, однако проникновение лизинга в нем достигает 45%. Рынок портовой техники существенно меньше, так как основу портовых активов составляет капитальное строительство и дноуглубление. Между тем он имеет первостепенное значение при экспорте грузов из России. Поэтому мы заинтересованы в создании лизинговых механизмов в портовой отрасли.
В 2020-х годах, по моему мнению, рынок лизинга сможет сделать качественный рывок именно благодаря сегменту спецтехники «первой» и «последней мили» в перевозке грузов крупных холдинговых компаний. Крупный бизнес сегодня испытывает проблемы с диверсификацией источников финансирования, а лизинг дорогой спецтехники позволит обратить капитальные затраты компаний в операционные, смягчить тем самым долговую нагрузку предприятий, одновременно обеспечив их новой современной техникой.
Сейчас современные технологии позволяют контролировать использование любой техники и ее качественное обслуживание, что было недоступно лизинговым компаниям на предыдущих этапах развития, а насыщение классических лизинговых ниш заставит лизинговые компании обратить внимание на сегмент спецтехники.
«МП»: Расскажите о Вашей программе финансирования инфраструктуры для перевозок от «первой» до «последней мили». Для каких отраслей или, может быть, добывающих или производственных проектов это актуально?
– Наиболее сильно сервис «первой» и «последней мили» мы развили в сегменте доставки угля с разреза до порта, профинансировав покупку более 500 единиц техники для нашего дочернего предприятия «ТФМ-Спецтехника». Также мы финансируем технику для погрузки угля Многопрофильного перегрузочного комплекса «Юг-2», расположенного в крупнейшем порту Балтики Усть-Луга.
Модернизация и развитие портовой инфраструктуры невозможны без расширения подъездных путей к портам. Финансируя каждый этап логистической цепочки в перспективных для нас отраслях, мы ориентируемся на принятые правительством федеральные программы по развитию транспортной системы, также мы учитываем их и в лизинге подвижного состава.
Мы видим широкое развитие и активно инвестируем не только в угольной отрасли, но и в перевозках зерна. К примеру, для развития транспортировки зерновых компания профинансировала приобретение 14 сухогрузов. В этом сегменте происходит качественное увеличение показателей сбора урожая зерна и объемов его экспорта. В связи с этим для увеличения эффективности транспортировки зерновых будут использоваться новейшие транспортные технологии и технологии хранения. Все эти направления можно будет масштабировать с помощью лизинга.
Наши лизинговые и операторские компетенции помогут нашим клиентам на каждом этапе транспортировки, а высокие финансовые показатели и кредитные рейтинги «ТрансФин-М» позволят найти привлекательные условия фондирования для реализации новых проектов.
Морские порты №3 (2019)